Советник халифа как называется
Задание № 1. Разгадайте кроссворд
По горизонтали. 3. Собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда. 5. Главная книга мусульман. 7. Наместники провинций в Арабском халифате. 10. Башня около мечети. 12. Древнее святилище арабов. 13. Столица Арабского халифата (от времени его создания до первой половины VIII века). 15. Правители Арабского государства после смерти Мухаммеда. 16. Город на Пиренейском полуострове, прославленный дворцом эмиров — прекрасным образцом арабского искусства. 18. Полуостров — место первоначального расселения арабов. 19. Ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки. 23. Столица халифата, основанная правителями из династии Аббасидов. 24. Мусульманский храм. 25. Европейское имя человека, которого на Востоке считали «главой ученых». 26. «Город пророка». 27. Арабы-кочевники
По вертикали. 1. Советник халифа. 2. Основатель ислама. 4. Год переселения Мухаммеда и его сторонников в соседний оазис, ставший начальной датой мусульманского летосчисления. 6. Столица арабского государства на Пиренейском полуострове. 8. Священный город мусульман, место нахождения главной мусульманской святыни. 9. «Правильный путь». 11. Династия правителей, утвердившаяся в Халифате в 750 году. 14. Дворец правителя Гранадского эмирата. 17. Автор поэмы «Шах-наме». 20. Новая вера арабов. 21. Затейливый узор на стенах зданий у арабов. 22. Высшая мусульманская школа
Ответы по горизонтали: 3. Сунна. 5. Коран. 7. Эмиры. 10. Минарет. 12. Кааба. 13. Дамаск. 15. Халифы. 16. Гранада. 18. Аравийский. 19. Михраб. 23. Багдад. 24. Мечеть. 25. Авиценна. 26. Медина. 27. Бедуины
Ответы по вертикали: 1. Визир (см. примечание). 2. Мухаммед. 4. Хиджра. 6. Кордова. 8. Мекка. 9. Шариат. 11. Аббасиды. 14. Альгамбра. 17. Фирдоуси. 20. Ислам. 21. Арабески. 22. Медресе
Задание № 2. Придумайте и запишите вопрос к § 10 «Культура стран халифата». В классе задайте друг другу ваши вопросы
Примерные вопросы: Почему исламом запрещено изображать живых существ? Какие два направления ислама вы знаете?
Кроссворд по истории Средних веков «§9 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»
§9 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
По горизонтали
2. Год переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления. 3. Оазис на торговом пути вдоль берега Красного моря, родина основателя ислама Мухаммеда. 7. Племена в Северной Африке, завоёванные арабами в 7 веке. 8. Главы Корана. 9. Приверженцы ислама. 11. Древнее святилище, постройка в виде черного куба, расположенная в Мекке. 12. Знатоки Корана, духовные судьи. 14. Соседний с Меккой оазис, в который перебрался Мухаммед в 622 году. 15. Столица Арабского халифата при династии Аббасидов.
По вертикали
1. «Заместители пророка», правители исламского государства. 4. Священная книга мусульман. 5. Общее название арабов, ведущих кочевой образ жизни, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. 6. Советник и телохранитель халифа. 8. Правитель турок – сельджуков, захвативших часть владений арабов на Ближнем Востоке. 9. Арабский религиозный и политический деятель, проповедник единобожия и основатель ислама. 10. Духовный закон, особые правила поведения, разработанные на основе Корана. 13. Мировая монотеистическая религия, возникшая в начале 7 века в Западной Аравии.
По горизонтали: 2. Хиджра 3. Мекка 7. Берберы 8. Суры. 11. Кааба 12. Кади. 14. Медина 15. Багдад
По вертикали: 1. Халифы 4. Коран. 5. Бедуины. 6. Везир. 8. Султан. 9. Мухаммед 10. Шариат. 13. Ислам.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Волжская Атлантида. Хазары воевали с Византией и арабами. Как столица великого государства утонула в русской степи?
Картина Анатолия Булдакова «Святослав. Разгром Хазарии»
В начале сентября российские археологи нашли руины города, который может быть легендарной столицей Хазарского каганата — великого государства, успешно воевавшего с Византией и сдерживавшего натиск Арабского халифата. О каганате известно очень мало — летописей хазары не вели, а само существование их столицы где-то на просторах современной России долго считалось мифом. Но теперь все может измениться. Кем были хазары, как они повлияли на мировую историю и как их погубил климат, а главный хазарский город буквально утонул посреди русской степи, — «Лента.ру» спросила у руководителя экспедиции археологов, старшего научного сотрудника Астраханского музея-заповедника Дамира Соловьева.
Соловьев: Это конгломерат народов — булгар, венгров и еще ряда племен, которые объединились в каганат. Он занимал большую территорию от Днепра, регионы Донецка, территории Кавказа, Крыма, Белгорода, Воронежа, верховий Волги.
Что касается перевода слова «хазары» — это вопрос сложный, как и происхождение самих хазар. В разных источниках они фигурировали по-разному, точного ответа нет.
По характеру государство было одним из выдающихся, сопоставимым с Византией и Арабским халифатом. Причем Хазарский каганат умудрялся еще с ними воевать — это было очень серьезное государственное образование.
Большая заслуга Хазарского каганата в том, что он в течение 150 лет давал отпор Арабскому халифату, сдерживал продвижение джихада и распространение ислама на европейской и евразийской территориях. Все это время шли арабо-хазарские войны, в конце которых каганат потерпел поражение и был вынужден принять ислам. Но, судя по всему, это был такой временный политический ход, потому что в дальнейшем в каганате фигурирует политическая верхушка из иудеев — это написано в источниках, но археологическим путем никаких следов иудаизма в каганате не выявлено.
Что насчет взаимоотношений с Русью?
Вспомним поход Святослава на каганат 965 года — Русь стояла в зависимости от каганата, платила ей дань. Но Святослав в каком-то смысле «добивает» каганат, государство приходит в упадок, и историки связывают его окончательную гибель с походом Святослава.
На самом деле к упадку привели более сложные процессы — там шли гражданские войны, но самым главным фактором, на мой взгляд, является климатическая ситуация. 950 год — время, когда наступил так называемый климатический оптимум, время викингов. В этот период из-за климата менялись значительные территории, и образ жизни также начал изменяться.
В части, например, волжского варианта, где мы выявили предполагаемую столицу, ситуация немного другая — где-то в конце VIII века под натиском Арабского халифата хазарский каганат вынужден перенести свою столицу с Кавказа, где-то из района Дербента, в другое место.
Дань славян хазарам
Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Выбрали они для этого одну из самых труднодоступных территорий — это узкая волжская дельта, в центре которой расположили город. Огромное количество болот и камышовых крепей создают такой заслон, что попасть на эту территорию можно по одному водному пути — так называемой реке Итиль. Там отстраивается столица этого каганата, метрополия. Согласно источникам различных авторов, город имеет ряд названий — это и Семендер, и Хазаран, и Хорошин, и в конечном итоге один из источников называет город Итиль. Несмотря на то что город большой, богатый и существовал приличное время, а к тому же описан в источниках, археологическим путем он до определенного времени не обнаруживался.
[Ученый и писатель] Лев Гумилев в конце 50-х годов начинает свои поиски города Итиль в волжской дельте. Они продолжаются пять лет, но не достигают результата. Однако Гумилев находит там ряд хазарских погребений, обнаруживает несколько донных отложений — дельта постоянно затапливается из-за динамики Каспия.
По результатам он пишет книгу «Открытие Хазарии», в которой оставляет небольшую подсказку — что в районе села Семибугры и в районе села Бараний Бугор обнаружил керамику хазарского времени. Для нас это стало некоторой зацепкой, мы стали работать в этом направлении, проверили окрестности указанных населенных пунктов и обнаружили огромное количество фрагментов керамики хазарского времени, культурные слои, в том числе уничтоженные морскими затоплениями, что подтвердило предположения Гумилева.
И Гумилев делает вывод, что Хазарский каганат в этой части утонул. Называется это хазарской Атлантидой или степными Нидерландами
И теперь мы имеем крупный археологический комплекс в дельте Волги, который в этом году дополнили территориями. Он располагается на двух сторонах реки Балта, с одной стороны — поселение Семибугры, вторая часть — на территории современного поселка Бараний бугор. Эти две части в будущем можно будет рассматривать как отдельные комплексы. Там представлены практически одинаковые материалы хазарского времени, поэтому мы будем вводить в научный оборот понятие Семибугринский археологический комплекс, который подразумевает под собой эти памятники.
Лев Гумилев на раскопках
Фото: предоставлено Астраханским отделением РГО
Площадь каждого объекта около полутора квадратных километров. Со стороны Семибугров мы провели работы, сейчас изучаем могильник, вокруг располагается поселение. Там в огромном количестве представлена керамика, шлаки керамического производства, монеты конца VIII века, еще в этом году нашли хазарский перстень. В части Бараньего бугра только начали работы, обнаружили насыщенные крупные слои, которые можно сравнить с городскими.
Мы попали на жилую постройку того времени, обнаружили большое количество материала: перстни, фрагменты кирпича с остатками известкового раствора, а это уже византийская технология. Хазары сами не строили такое, приглашали для этого византийцев. Еще обнаружили керамическую черепицу, огромное количество амфор — это дает нам связь с Черноморьем, откуда амфоры и происходят.
Находки яркие, представительные — судя по всему, мы имеем дело с крупной агломерацией. За всю историю поисков, подобных материалов, представленных так ярко и на таких территориях, не обнаруживалось
По письменным источникам мы знаем, что город в дельте Волги был только один, но мы пока не готовы утверждать, что нашли Итиль.
Поставит ли это точку в вопросе об их образе жизни? Потому что на эту тему ведутся дискуссии — были они кочевниками или оседлыми.
Дискуссии ведутся, но есть очень важная теория, главная. Дело в том, что культура Хазарского каганата — салтово-маяцкая, а это оседлая культура. Тот памятник, с которым мы имеем дело, указывает на крупное оседлое поселение. И мы ставим точку в том, как выглядела культура Хазарского каганата, потому что до этого салтово-маяцких материалов на Волге не обнаруживалось и предполагалось, что вид был другой, культура другая была, а то, что мы сейчас обнаружили — одно из важнейших достижений последних трех лет. Помимо всего прочего, мы обнаружили волжский вариант Хазарского каганата, а Итиль — всего лишь одна из его составляющих частей. Выделение волжского варианта куда более значительно.
Почему вокруг хазар так много мифов, дискуссий, белых пятен?
Вообще, в науке всегда много дискуссий, особенно в археологии. У нас нет письменных подсказок — только интерпретация материальной культуры, разный материал на разных территориях.
В отношении Хазарского каганата дискуссии порождал один момент: дело в том, что все, что исследовалось — это периферия государств, приграничные территории, где есть культурные влияния, в то время как метрополия каганата находилась в нижней Волге, и вот как раз сейчас мы имеем дело именно с центральной частью.
Какой веры на самом деле придерживались хазары? Вы уже упомянули иудаизм, но об этом спорят.
Согласно источникам, у них было огромное количество вероисповеданий: ислам, христианство, язычество, иудаизм. Все уживались едино и мирно. Причем в Итиле, согласно источникам, для каждого народа был свой судья, судивший по законам веры этого народа. Подобное всегда было в крупных государствах средневековья, например, у Орды.
Конечно, поголовно они иудеями не были — скорее всего, большинство было мусульмане, так как ислам очень динамично распространялся как новая религия. Иудаизм там присутствовал, но его исповедовала правящая верхушка, которая захватила власть к концу гибели каганата. Царь Иосиф (считается последним или предпоследним правителем Хазарского каганата — прим.«Ленты.ру»), например, который оставил еврейско-хазарскую переписку, упоминал, что происходит из рода Ашина от Авраама, — вполне себе представитель иудаизма.
Почему не сложилось единой веры? Из-за обширной территории?
Да, потому что в каганат входили разные народы. Аланы, которые жили на Кавказе, имели языческое вероисповедание, булгары на горностепном пространстве на Средней Волге быстро исламизировались, хотя были язычниками. Те, кто жил ближе к административным центрам, быстро приобретали авраамические религии, а те, кто жил в сельской местности, сохраняли поклонение языческим богам.
Существовал такой интересный момент — испытание вер. Согласно источникам, каган Булан (его имя переводится как олень) собрал представителей разных религий — христианина, мусульманина и иудея, — чтобы сделать в кагане единую веру. И он задал вопрос мусульманину: «Твоя религия более древняя, чем иудаизм?» «Нет, — говорит, — иудаизм более древняя». То же самое у христианина спросил — он то же самое ответил. Ну и он якобы сказал: «Значит, иудаизм более правильная религия, мы принимаем ее».
Арабский халифат
Особенности возникновения и государственного строя Арабского халифата
На возникновение государства на Аравийском полуострове большое влияние оказали два фактора: религиозный и военный.
В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, начался процесс разложения родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие земли оазисов. В их собственность переходило большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Так, в обстановке глубокого социально-экономического кризиса, рождалось новое (классовое) общество. И идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Новая религия, опирающаяся на идеи социального равенства, нашла ревностных сторонников среди бедняков. Действия приверженцев ислама убедили и знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре многие представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. В 620-630-е гг. было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом.
Однако не все племена добровольно приняли новую религию. Некоторые не желали отказываться от языческой веры своих отцов, отказываясь поэтому присоединяться к общине Мухаммеда. Созданные Мухаммедом военные отряды начали борьбу за объединение страны под знамением ислама, преодоление родоплеменного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.
Государственный строй
По форме правления Арабский халифат являлся теократической феодальной монархией.
принадлежала главе государства, носившему титул халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды, и власть их была не наследственной. Однако к Х в. складывается институт наследственной власти халифа. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.
Визир стоял во главе двора халифа, являлся его ближайшим непосредственным советником и заместителем. От имени халифа визир контролировал доходы и расходы государства, возглавлял канцелярию халифа, назначал эмиров и губернаторов.
Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):
1) диван ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;
2) диван ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;
3) диван ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т.д.; будучи фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, данное ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения; это определяло его значимость; чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были перед ним ответственны. К числу важных чиновников при дворе относились: начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, а также чиновники, осуществляющие надзор за другими должностными лицами.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей.
Судебная система Арабского халифата
Во главе судебной системы стоял халиф, который рассматривал наиболее сложные, связанные с покушениями на государственную власть и церковь дела. Следующим элементом судебной системы была коллегия богословов, в которую входили представители высшего духовенства. В ее компетенцию входило назначение на должности:
2) инспекторов справедливости, которые обязаны были следить за тем, чтобы кади осуществляли судебную власть строго на основе шариата и не брали за это никакой платы.
Кади самостоятельно осуществлял судебный процесс. В то же время он мог по своему желанию привлечь к исполнению судебного разбирательства других священослужителей в качестве советников. Кади за свой счет мог содержать привратника, писца, помощника для исполнения приговоров. В качестве наказания назначал шраф, битье палками, тюремное заключение, членовредительские наказания (например, в виде отсечения руки ворам).
Источники мусульманского права
Мусульманское право заслуживает отдельного внимания в силу специфики его норм и правил применения. Мусульманское право имеет религиозное происхождение, поэтому юридические предписания в исламских странах неразрывно связаны с богословием, моральными предписаниями и правилами культа. В отличие от западного права, прежде всего оно направлено не на защиту прав и свобод личности, государства или общества, а на защиту религии. Следовательно, при интерпретации мусульманских правовых предписаний нельзя не принимать этот факт во внимание.
Норма мусульманского права понимается как правило поведения, установленное Аллахом-законодателем по какому-либо вопросу для верующих прямо (путем откровения) или косвенно (в форме вывода, сделанного крупнейшими знатоками шариата на основе толкования воли Аллаха).
По своей сути шариат представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих внешнюю форму отношений между Аллахом и людьми, а также отношений людей друг с другом. Соблюдение этих норм означает ведение мусульманином праведной жизни. Одной из самых важных черт шариата помимо его божественного происхождения является незыблемость. Это означает, что Аллахом эти нормы дарованы раз и навсегда.
Исследователи, посвятившие свои труды исламу и исламскому праву, выделяют две разновидности норм мусульманского права:
2) нормы, охраняющие права индивидов; они сформулированы мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников и прежде всего единогласного мнения (иджмы) наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов и факихов), а также заключений по аналогии (кийас);
3) нормы, охраняющие права, принадлежащие одновременно и Аллаху, и частным лицам (эта категория норм выделяется не всегда).
Главнейшими источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, но не все положения, закрепленные ими, относятся к нормам мусульманского права. В полном смысле этого понятия ими являются лишь те, которые поддерживаются государством и выражают государственную волю господствующего социального слоя, устанавливают правила поведения людей и выступают образцами типичного поведения. Под такое определение подпадают нормы, закрепленные в Коране и Сунне и толкуемые мусульманскими богословами и правоведами.
Особенностью норм, составляющих содержание Корана, является то, что они имеют общий характер и форму пространных религиозно-моральных предписаний, образца для подражания. Те немногие нормы, обладающие конкретикой, в большинстве своем явились результатом разрешения Пророком конкретных споров, оценки им определенных фактов и ответами Пророка на заданные ему вопросы.
Нормы Сунны разделялись на две группы:
1) полученные Пророком в форме божественного откровения;
2) введенные им по собственному усмотрению.
Мусульманская правовая доктрина, основываясь на предположении, что вторая группа норм отражает мнение Мухаммеда не как пророка, а как простого мусульманина, допускает возможность их замены мнением другого мусульманина (правоведа, кади, муфтия), более подходящим к существу дела.
Сборники хадисов со временем признаются в качестве руководства различными школами мусульманского права и уже не подвергаются сомнениям.
Правила поведения, основанные на единогласном мнении крупнейших правоведов, получили названия иджмы. Иджма как источник мусульманского права обязана своим появлением в VII в. мединским правоведам, опросившим многих сподвижников Мухаммеда, обсудивших и сравнивших полученные данные. Существовало несколько разновидностей иджмы, которые различались между собой:
3) деловая иджма, сформированная в том случае, когда в аналогичных ситуациях различные правоведы принимают, не сговариваясь, одинаковые решения.
Таким образом, в первое время после смерти Мухаммеда правовую основу ислама составляли Коран, Сунна и решения сподвижников Пророка. Однако по мере развития общества и государственности мусульман предписаний, содержащихся в этих источниках, стало недостаточно. Ситуация осложнялась тем, что указанные источники не носили системного характера, были разрозненными.
Исламские законоведы называют адат источником мусульманского права, но отметим, что это касается только обычно-правовых норм Мекки и Медины. В остальном исламском мире адат существует независимо от шариата и параллельно с ним, обычно там, где нет шариатских судов или они не пользуются большим авторитетом.
Поскольку ряд обычаев вошел в тексты Корана и Сунны либо является подтвержденным единогласным мнением правоведов, адат в исламском мире воспринимается как субсидиарный источник мусульманского права.
Кроме указанных источников большую роль в формировании мусульманского права как системы играла доктрина. Религиозный характер норм мусульманского права обуславливал их вечность и неизменность, недопустимость замены государственно-правовыми велениями. Поскольку Коран и Сунна могли урегулировать лишь небольшую часть общественных отношений, мусульманское право изобиловало пробелами и противоречиями.
Функции их восполнения государство как светский институт взять на себя не могло. Здесь на помощь пришли мусульманские правоведы, и постепенно мусульманская доктрина была признана в качестве важнейшего источника мусульманского права.
Общая характеристика права Арабского халифата
В процессе исторического развития сложилось несколько особенностей мусульманского права. О главной характерной черте мы уже говорили: ярко выраженный религиозный характер.
Эта особенность обусловила и вторую характерную черту: главными источниками права являются религиозные труды VII-X вв.
Третья характерная черта состоит в том, что, согласно мусульманской официальной доктрине, правотворческой деятельностью может заниматься только Аллах, а люди, соответственно, могут быть только правоприменителями. Эта догма предопределила четвертую особенность мусульманской системы права: она носит законсервированный, патриархальный характер и эволюционирует очень медленно по сравнению с системами западного права.
В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «таклиф», а обязанных их исполнять называют «мукаллаф».
Предписания и запреты, выраженные мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов состоит из восьми разделов:
Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни, и в жизни потусторонней (мучения в аду).
Гражданское право. Вопрос о собственности широко разработан мусульманскими юристами. Собственность имеет 3 признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным владельцем являлся собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользоваться вещью, но без ущерба другим лицам; 3) постоянство права собственности.
Не существует права давности на собственность, которая считается вечной, пока существует вещь.
Можно выделить различные способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной властью.
Конфискация имущества происходила только в случае отступничества от веры.
Несмотря на то что вся земля в мире принадлежит Аллаху и пророку Мухаммеду как его посланнику, постепенно сложилось 3 основных формы собственности:
Так как, согласно преданию, Мухаммед женился на Аише, когда ей исполнилось 9 лет, этот возраст он признал как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от шариата. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.
Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но при этом, в отличие от европейской правовой традиции, муж обязывался содержать каждую из жен не в соответствии со своим материальным положением, а в соответствии с материальным положением семьи жены. Поэтому он должен был предоставить каждой жене имущество, жилище, одежду и прислугу, которые соответствовали ее положению до замужества.
Мусульманская религия обосновывала приниженое и зависимое положение женщины в семье следующим указанием в Коране: мужья стоят выше жен, потому что Аллах дал первым преимущество над вторыми и потому что они из своих имуществ делают траты на них. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограничено. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные.
Женщина была обязана вести затворнический образ жизни: жила на особой половине, куда не дозволялся вход посторонним; обязана была скрывать свое лицо и носить паранжу; не имела права выходить на улицу без сопровождения мужчины или старшей по возрасту женщины.
В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось.
Шариат знал несколько видов разводов. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена», «уходи» или «соединись с родом» 3 раза подряд. В этом случае женщина имела право унести с собой только то, что было на ней. В случае других форм развода, муж должен был выделить жене необходимое имущество, согласно обычаю. Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка, он должен был остаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго оговоренные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средства на ее существование.
Уголовное право. Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на 3 группы. Первую из них составляли нормы, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления: бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжкими «религиозными грехами», относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.
Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц.
Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельные ранения влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого.
Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата залога, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей. Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.
Преступления первой и второй групп влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадди кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах и деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.
В шариате предусматривались типичные для Средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся за ряд преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовали также членовредительские и телесные наказания: отсечение пальцев, рук и ног, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть.
Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы им т.д.) и позорящие наказания: бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).
Наказания, предусмотренные законами шариата, основанные на тексте Корана:
Наказания, основанные на хадисах:
Судебный процесс. В соотвествии с мусульманской доктриной все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожным. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению.
Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти).
Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали.
Шариатский суд вершился открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия.
Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей и ордалии в форме клятвы. Дело должно было решиться на одном заседании (до захода солнца) и не могло откладываться на следующий день (одно из редких проявлений формализма). По существу, процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой свободой, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу, судья мог пересмотреть свое собственное решение.
Каждый обвиняемый имел право на снисхождение при условии его раскаяния. Для того чтобы установить факт раскаяния, кади предлагал обвиняемому в случае совершения убийства или нанесения тяжкого вреда здоровью выплатить денежную компенсацию семье пострадавшего. Согласие уплатить штраф рассматривалось как проявление раскаяния. В противном случае судья рассматривал обвиняемого как «упорствующего» и назначал максимально строгое наказание.