Советы как выбрать школу
Школа школе рознь
В советские времена школы отличались друг от друга только номерами. Сегодняшнее разнообразие учебных заведений, систем образования,авторских методик ставит родителей перед непростой задачей: как выбрать школу для ребенка? Чтобы решить ее правильно, стоит узнать отличия между школами разных типов.
Как правильно выбрать школу?
Многие родители задаются вопросом, какую школу выбрать для ребенка. Во-первых, Стоит учитывать расположение школы. Пусть она будет лучшая в городе, но какой в этом смысл, если ребёнку придётся тратить на дорогу 3-4 часа в день. Тем более на общественном транспорте. Это выматывает даже взрослого, не говоря о малыше. Конечно, если в семье есть машина, это удобнее. Но у родителей есть работа и куда лучше будет потратить время на семейный обед, чем на путь туда-обратно.
Очень важен при выборе школы учебный план. Сколько уроков в день, в какую смену проходят занятия, есть ли задания на лето. Если учёба в школе предполагает слишком большую нагрузку, её лучше не выбирать. Ведь кроме обычных занятий, современные дети ходят в дополнительные кружки. Значит, нужно сбалансировать всю работу малыша, чтобы не пострадали все аспекты его деятельности, и чтобы он не очень уставал.
Если родители заняты на работе до ночи, а оставить ребёнка не с кем, нужно уточнить, есть ли в школе продлёнка. Если есть, то тогда можно не волноваться о том, что первоклассник не поест или не сделает домашнее задание.
На что нужно обратить внимание?
Выбор школы для первоклассника – очень важная деталь подготовки к 1 сентября. Ведь именно в этом заведении ваш ребёнок будет проводить большую часть дня в течение ближайших 11 лет. От школы зависит будущее вашего малыша. Поэтому, в первую очередь, не поддавайтесь сомнительным аргументам, таким, как:
Подумайте о репутации школы. Опросите тех, кто уже там учился. Обратите внимание на следующие факторы:
Признаки хорошей школы
При выборе школы нужно учитывать индивидуальные психические и физические особенности малыша. Если ребенок интроверт, замкнутый и стеснительный, то, если есть финансовая возможность, лучше отдать его в частную школу, где в классе количество детей совсем небольшое. Если сын или дочь плохо говорит на своем родном языке, то не стоит отдавать первоклашку в школу с углубленным изучением иностранных языков.
Многое определяет и первый учитель. Он может привить первокласснику и положительные качества, и негативные. Педагог и ученик должны совпасть по характеру и темпераменту. Тогда их тандем позитивно повлияет на интеллектуальное развитие ребенка.
Некоторые родители считают, что чем больше ребенок в школе нагружен, тем лучше. У него тогда не будет времени на плохую компанию, он станет лучше учиться. Но это не так. Перегрузки негативно сказываются на физическом и психическом здоровье малыша. Поэтому при выборе школы учитывайте учебную нагрузку. Любому человеку, а ребенку в особенности, нужно отдыхать.
Обычная школа или частная?
Общеобразовательные государственные заведения
Система образования в государственных школах складывалась годами. Кто-то считает ее морально устаревшей, кто-то восхищается. Ее основные особенности:
Общеобразовательные школы ориентированы на среднестатистического ученика. Это не значит, что педагоги не замечают одаренных детей и уделяют мало внимания отстающим. Но проблема заключается в том, что большая наполняемость классов исключает индивидуальный подход к каждому.
Здесь максимальное внимание уделяется развитию интеллекта, но редко делается акцент на выбор профессии по природным данным, развитие творческих способностей. Иногда учебный план предполагает дополнительные развивающие занятия, но они необязательны.
Частные заведения
Частные школы также дают общее образование. Выбирая одну из них, нужно обязательно убедиться в наличии лицензии на образовательную деятельность. Наполняемость классов здесь – не более 15 человек.
Не все родители могут определить детей в частные школы из-за высокой стоимости обучения. Есть некий средний вариант – отдать детей в государственную школу, но подобрать программу дополнительного образования. Найти предложения можно в Центре интеллектуального развития в Москве, принимающего первоклассников, детей среднего и старшего возраста.
Одна из популярных программ – ментальная арифметика. Занятия восполняют характерный для общеобразовательных школ пробел, прекрасно развивают творческую сторону личности. Основной приобретаемый навык, умение быстро считать в уме, дополняется мощным скачком интеллектуального развития.
Советы специалистов по выбору школы
Раз ребёнок будет проводить в учебном заведении до обеда, а старшеклассники и подавно больше, стоит уточнить про питание. Буфет со сладостями – не слишком хорошая идея для здорового образа жизни. Гораздо лучше, если там будет полноценная столовая, работающая постоянно.
Не стоит забывать и о безопасности. Есть ли в школе охранник? Работают ли камеры? Существует ли пропускная система? Звонят ли родителям, если ученик пропустил урок? Все эти вопросы необходимо задать директору.
Ну и самое важное для первоклассника в начальной школе – это первая учительница. Лучше пообщаться с ней заранее, узнать её опыт и человеческие качества. Ведь правильно говорят, что она станет для первоклашки второй мамой. Нужно, чтобы рядом с ребёнком была добрая, заботливая и внимательная женщина. Но в то же время справедливая и умная. Если вы познакомитесь с такой, можете смело отправлять ребёнка в школу.
Как выбрать школу
Если у вас есть возможность выбирать, давайте поговорим о том, чем руководствоваться в поисках лучшей школы.
Сегодня прием детей в образовательные учреждения напрямую зависит от места проживания будущих обучающихся. Получается, что поступить в школу своей мечты (не по месту прописки) можно только при наличии в ней свободных мест. Если у вас есть возможность выбирать, давайте поговорим о том, какими критериями (секретами) руководствоваться в поисках лучшей школы.
Помимо расстояния, обратите внимание и на безопасность расположения образовательного учреждения (проблемой может быть интенсивность движения транспорта).
Секрет 2 – программы обучения
Реализовать требования ФГОС помогают различные УМК (учебно-методические комплекты), входящие в федеральный перечень учебников. Все программы разных УМК развивают детей, даже если и не содержат в своем названии слово «развивающая». Остановимся на нескольких. Выбор нужно делать в зависимости от возможностей ребенка.
Секрет 3 – первый учитель
Добрый, внимательный, любящий детей и свою профессию, строгий, активный, молодой, опытный, спокойный – пожелания к первому учителю также различны. Думаю, такое разнообразие мнений об учителе объясняется тем, что у нас у всех разные дети. Представляя себе первого учителя, мы воспринимаем его через призму собственного ребенка, отвечая на вопрос: «А как этот учитель будет относиться к моему малышу? Найдут ли они взаимопонимание?»
Если ребенок застенчивый, вряд ли ему подойдет учитель с авторитарным стилем. Ребенку-флегматику трудно будет с учителем-холериком, он будет не успевать за темпом учителя, раздражая его своей медлительностью. Зато с гиперактивным школьником такой учитель быстро найдет контакт. Обязательно познакомьтесь с предполагаемым первым педагогом. Возьмите на эту встречу своего ребенка, ведь вы же ему, а не себе выбираете учителя. Если контакт не будет найден, то даже самая лучшая образовательная программа не поможет ребенку успешно развиваться.
Помимо темперамента и стиля общения учителя, обратите внимание на его профессиональные навыки. Зайдите на школьный сайт, там вы увидите информацию о стаже, квалификационной категории учителя, его участии в различных конкурсах, ссылку на личный сайт, отзывы о его работе и др. Хорошо, если у вас будет учитель-энтузиаст. Неважно, какого он будет возраста, главное – он активно занимается своим самообразованием, не устает познавать новые вехи своей профессии, уважает детей и вовлекает их в свой творческий поиск.
Секрет 4 – дополнительные возможности для развития ребенка
Что предлагает школа помимо уроков? Как построена внеурочная деятельность? Какие факультативы сможет посещать ваш ребенок? Есть ли углубленное обучение отдельным предметам?
Ну и главный вопрос, нужно ли это вашему ребенку, сможет ли он овладеть еще одним иностранным языком, хватит ли времени и сил на несколько кружков? Лучший выбор будет в пользу здоровья ребенка и его способностей.
Секрет 5 – материально- техническая база
Наличие бассейна, массажного кабинета, лабораторий для исследовательской деятельности, зарубежные связи, возможность стажироваться за границей и др. будет приятным дополнением к школе вашей мечты.
Секрет 6 – репутация школы
Традиции, уклад, управление школы, система форм учебной и внеурочной работы (типы уроков, проекты, экскурсии и др.), контингент учащихся – все это составляет сложившуюся репутацию школы. Если вы живете в небольшом городе, и репутация школ вам известна, то выбор сделать легче.
Но иногда репутация может быть неактуальной. К примеру, когда у школы осталась репутация нескольких лет назад, а в настоящее время могло поменяться руководство школы или произойти слияние образовательных учреждений.
Секрет 7 – качество выпускников
Задайтесь вопросом, как успешно сдают экзамены выпускники школы, куда они поступают, какие профессии выбирают и почему. Все-таки не зря говорят: «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом». 9-11 лет пролетят и ребенок встанет перед выбором, к которому школа может его подготовить.
Итак, однозначного ответа на вопрос, как выбрать школу, нет. Конечно, невозможно учитывать все перечисленные критерии, сердце любящего родителя подскажет, что нужно нашим детям. Одно хорошо – когда выбор действительно есть!
P. S. Согласно новому закону об образовании, мы – родители имеем право выбрать семейную форму получения образования и воспитывать детей, к примеру, в центрах дополнительного образования Монтессори или Вальдорфа. Но промежуточную итоговую аттестацию ребенку все же придется сдавать в общеобразовательной школе.
7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу
Через месяц школы начнут принимать заявления о зачислении в первый класс. И хотя к начальной школе у нас много вопросов, без неё всё равно сложно обойтись. Директор школы № 2101 Дмитрий Модель и психолог Ольга Хохлова из службы «Со_Действие» — о том, как понять, готов ли ребёнок к школе, не ошибиться с выбором учебного заведения и за один год пройти программу двух классов.
1. Как понять, готов ли ребёнок к школе?
Окончательное решение, пора ему идти в школу или нет, принимаете только вы. Можно сколько угодно советоваться с психологами, но никто не знает характер ребёнка так хорошо, как родители. Ориентируйтесь на его особенности. Кому-то сложно находиться в большом коллективе или уйти из дома на целый день. Есть те, кто быстро перевозбуждается. Есть любопытные и самостоятельные дети, которые хотят поскорее научиться считать и писать. Все это нельзя оставлять без внимания, когда вы собираетесь отдавать ребёнка в первый класс.
К пяти годам у ребёнка должна появиться познавательная мотивация
Это значит, что он способен учиться, не обращая внимания на внешние факторы. Но бывает, что у некоторых первоклассников игровая мотивация все ещё сильнее познавательной. Это не значит, что не нужно идти в школу. Просто учитывайте, что ребёнку пока комфортнее в атмосфере большей свободы и уделяйте время играм, не делайте пока упор на умственную нагрузку.
Обратите внимание, как ребёнок взаимодействует с социумом: переносит шум и суету, относится к конкуренции и скуке, как быстро утомляется. Попросите ребёнка одеться самостоятельно перед выходом на улицу — это кажется смешным, но даже школьники не всегда могут сделать это сами. Если он не знает, как взаимодействовать с большим количеством людей и находится в состоянии постоянного стресса, то он не сможет нормально сосредоточиться на учёбе в школе.
Очень важно отношение самого ребёнка к учебе. Прислушайтесь к тому, что он думает о школе. Обсудите, как он представляет себе школу и уроки, что нового хотел бы на них узнать.
Признаки хорошей готовности к школе
2. Как выбрать хорошую начальную школу?
Среди родителей существует миф, что выбирать нужно не школу, а первого учителя. В большинстве случаев это просто невозможно: классы формируются по мере наполнения. Вместе со школой вы выбираете систему управления, и именно в её зоне ответственности находится подбор персонала. Если у родителей возникает какая-либо претензия, то педагогов защищает законодательство, иначе бы их просто растерзали.
Не стоит игнорировать рейтинг школы. Но не забывайте, что он не сортирует на плохие и хорошие, а показывает вклад в качественное образование. Оно зависит прежде всего от размера учебного заведения. У большой школы вклад больше, у маленькой — поменьше, но это вовсе не значит, что школа плохая. На отзывы следует опираться очень осторожно, потому что у всех родителей разные требования.
Если вы хотите отдать ребёнка в определённую школу, но не поступили туда с первого раза, есть смысл подождать ещё год. Особенно если ребенку ещё нет семи лет. Попробуйте свои силы в следующий раз, а этот год уделите развивающим играм.
3. А на что в первую очередь обратить внимание?
Сходите на день открытых дверей, пообщайтесь с учителями, директором, посмотрите на школьные стены. Зайдите в туалет и оцените — он нормально выглядит или это помойка, куда неприятно зайти? Это только один из маркеров. Посмотрите, как висит расписание. Если оно висит на уровне роста ребенка, то это хорошая школа. Ведь оно для ученика, а не для учителя.
Школа может не подойти вам с первого раза, и это нормально. В семь лет интересы ребёнка ещё не сформировались, поэтому в этом возрасте важно познакомить его с разными формами обучения, а не пытаться дать какие-то твёрдые знания. Учебное заведение должно подходить ребёнку и его потребностям, а не соответствовать чьим-то соображениям о престиже. Выбирайте по принципу «школа для ребёнка», а не «ребёнок для школы».
Можно остановиться на обычной школе с государственной программой или выбрать экспериментальную или международную систему обучения. Например, эффективная начальная школа сокращает обучение на год. В течение первого года обучения дети проходят программу первого и второго класса, но к такой интенсивной программе нужно быть психологически готовым. Её стоит попробовать, если вы уверены, что вашему ребёнку не требуется дополнительных усилий для адаптации.
8 главных проблем нашей начальной школы
Международный бакалавриат позволяет учиться на иностранном языке у его носителей и получить аттестат, который будет признаваться зарубежными вузами. В Москве по программе международного бакалавриата работают меньше тридцати частных школ. Но ЕГЭ и ОГЭ сдавать всё равно придётся, даже если ребёнок учится не по российской программе.
4. Почему ребёнка могут не взять в школу?
По закону единственная причина, почему ребёнка не могут принять в школу по прописке, — в ней по каким-то причинам уже нет мест. Если он уже учится на дошкольном отделении, обычно от родителей требуется только заявление с просьбой перевести ребёнка в первый класс. Если после дошкольного отделения вы поступаете в другую школу или идёте в первый класс после детского сада, заявление можно подать на официальном сайте мэра Москвы.
5. Сколько человек может максимально учиться в одном классе?
Санитарную норму, что в одном классе должно учиться не более 25 человек, отменили почти три года назад. Теперь это внутреннее дело каждой школы. Как правило, количество учеников в одной комнате зависит от объективных факторов, например, метража, размера учебного класса. Но не секрет, что сегодня многие школы переполнены и учат в два-три раза больше детей, чем могут вместить, особенно в регионах.
6. Стоит ли отдавать ребёнка в школу, которая находится далеко от дома?
Детское время очень ценно: если тратить час или полтора в день на дорогу, то меньше останется на дополнительные занятия и отдых, а у ребёнка будет накапливаться психологическая усталость. С другой стороны, если вам не внушают доверия школы, которые находятся по соседству с домом, лучше отдать его в более хорошее, но отдалённое учебное заведение. Психологический комфорт ученика и семьи в любой ситуации должен быть на первом месте.
Проверить, насколько вам подходит та или иная школа, можно на дне открытых дверей. Например, если школьное расписание висит на уровне роста ребёнка, а не взрослого, то сразу понятно, для кого оно предназначено и как в этой школе относятся к ученику.
Как понять, что ребёнок нормально адаптируется в школе
7. Как поддержать ребёнка, который только пошёл в школу?
Оставьте ребёнку свободное время
В начальной школе у ребёнка должно быть много свободного времени — на игры и, проще говоря, безделье. Увеличивать нагрузку вчерашнего дошкольника нужно очень постепенно. Некоторые думают: «Всё, 1 сентября, вот тебе учебник, домашнее задание — вперёд». Нет, так не бывает. Не стоит жёстко структурировать время ребёнка с первого учебного дня. Только если вы не уверены, что без вашей помощи он никак не сможет спланировать своё время.
Помогите ему освоиться
Любая проблема — это навык, который можно освоить. Например, вам нужно научить ребёнка сидеть ровно и спокойно на одном месте. Объясните ему, для чего это может пригодиться, и предложите отпраздновать момент, когда он успешно справится. Не обязательно обещать материальное поощрение. Можно приготовить вместе любимое блюдо или позвать в гости друзей.
Давайте ребёнку обратную связь
Обязательно говорите ему, если вы довольны, как у него получается то или иное занятие. Нельзя перехвалить ребёнка, если вы хвалите его за конкретные вещи. И никогда не сравнивайте его достижения с успехами других детей — это болезненно и травматично для обеих сторон. Научитесь принимать негативные эмоции ребёнка. Лучше не ругать, а сказать: «Я тебя понимаю».
Проводите больше времени вместе
Нередко после того, когда ребёнок идет в школу, из совместных занятий с родителями остаётся только выполнение домашнего задания. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени, не связанного с учёбой и школой. Играйте вместе: через игру легче понять, что беспокоит ребёнка.
Иллюстрации: Shutterstock (Shtonado)
10 секретов, как выбрать лучшую школу для подростка
Если ребёнок не блещет знаниями, то большинство взрослых подумает, что дело в нём, — но, может, всё же проблема в школе? Наш блогер Елена Морозова рассказывает, по каким критериям стоит выбирать образовательное учреждение для подростка и чего в идеальной школе быть не должно.
Совсем не всегда школа, прекрасно подходящая для младшего школьника, будет хороша и для тинейджера. Тревожная новость для родителя: ребёнок вырос; возможно, менять надо не только обувь, но и кое-что, что поменять совсем не так просто, — школу!
Вообще, придирчивый взгляд на место, в котором ребёнок проводит большую часть жизни, весьма оправдан. Замечали, что есть лёгкие на подъём люди? К 25 годам они уже зачастую окончили бакалавриат в одном вузе и магистратуру в другой стране, летом занимались волонтёрством и в благотворительном фонде, и в экологическом движении против мусора, работали аниматорами в языковом лагере, тему для диссертации выбрали не по советам старшего преподавателя, а из списка самых актуальных вопросов отрасли, в следующем месяце их ждёт стажировка в большой коммерческой компании.
Есть и те, кто о таких впечатлениях, приключениях и достижениях и не помышляет. Живёт день за днём. Поднимается со ступеньки на ступеньку, порой даже и не задумываясь, куда они, эти ступеньки, ведут. Да, мечтает о дальних странах, но как-то непредметно: где же взять для этого возможности, время, деньги?
Смена школы может дать ребёнку новый опыт, как не жить по накатанной. В современном мире это важно!
Давайте задумаемся, какой должна быть хорошая школа для подростка: пять пунктов, что непременно должно быть, три — что хорошо бы, чтобы было, и два — чего не должно быть ни в коем случае. Всего десять.
Итак, must have
1. Самое главное — школа должна быть принимающей, дающей подростку возможность быть собой, отличаться, «вытанцовывать» собственную личность. В идеале здорово, если школа ещё и интересуется подростком. Выделяет его из общего ряда, чтобы ребёнок (да не ребёнок уже) чувствовал себя не просто учеником 9-го «Б» класса, а человеком с собственным именем и фамилией, своими достоинствами и, возможно, их дефицитом, а также интересами и способностями. Не только отличников и двоечников. Каждого.
2. Не менее важно наличие «качественных» взрослых. Не только предметников, но и людей, с которыми полезно и интересно общаться, с кем можно поговорить и о науке, и о жизни, и о личных проблемах. Принципиально важно, чтобы эти люди были готовы к такому общению, а правила школы позволяли и приветствовали это. Если таких людей в школе нет, на мой взгляд, туда вообще незачем ходить!
3. Школа должна уметь работать с детьми — не только с послушными и прилежными второклашками, но и со скептически настроенными, вечно в чём-то сомневающимися, критично обо всём отзывающимися, имеющими право на бунт подростками. Если учителей застаёт врасплох переходный возраст воспитанников, то это вопрос квалификации педагогов.
4. Учиться должно быть трудно, но не беспросветно трудно. Школа обязана давать опыт постановки собственных целей, интеллектуальной пахоты, преодоления и достижений!
5. Школа должна быть честной. Если третьеклашка не почувствует, что его однокласснику с «заботливыми» родителями оценку поставят более высокую, от дополнительных обязанностей освободят, за провинность не накажут, то подростки подобные вещи воспринимают очень остро! Школа — это организация, где «клиент» внутри. Если на школьной «кухне» грязь, значит, помимо уроков физики и словесности, школьник получит и уроки беспринципности, а они усваиваются куда быстрее и запоминаются надолго. Конечно, мы живём в несовершенном мире. Несправедливость, конфликты, столкновение мнений и интересов — ежедневная реальность для каждого из нас: и детей, и взрослых. Все ошибаются, бывают неправы, обижают. Важно только, чтобы всё это было без двойных стандартов, возведённых в систему.
4 школы за 7 лет: как я искала идеальную школу для своих дочерей
Спросите: а как же качество образования, ФГОСы, ДКРы, результаты ЕГЭ? На мой взгляд, если всё вышесказанное соблюдено: имеются «качественные» взрослые, которые работают и учат по-честному, не за страх, не за галочку, если детей видят и понимают, думают, а не просто выполняют план, — значит, процесс как минимум не разрушающий. Это уже неплохо, на самом деле! Всё же школа не завод, не конвейер, где каждая операция следует строго за предыдущей, а каждая гайка занимает своё место на строго определённом этапе производственного цикла. Школа — это история про жизнь, и принцип «не навреди» при выборе школы — один из самых главных. Дети все разные. Что нужно вашему ребёнку? Непростой вопрос. Мне кажется, то, что я описала выше, — жизненная необходимость для каждого подростка.
Следующий список — не must have, но хорошо бы, чтобы школа…
1. Мотивировала, а не демотивировала. Предметы, одноклассники, обсуждаемые темы — всё это призвано будоражить, вызывать живой интерес, ощущение перспектив. Происходящее на уроках и вне уроков обязано давать пищу для размышлений, чем стоило бы заниматься в будущем, к чему приложить дополнительные усилия, что узнать, прочитать, найти в интернете. Обучение не должно быть рутинным, монотонным, безэмоциональным и не имеющим никакого отношения к жизни и будущему ученика.
2. Питала разные сферы личности: и интеллектуальные, и духовные, и творческие. Конечно, заниматься творчеством можно и вне школы, можно и музеи посещать по выходным, а не в рамках учебного процесса, но когда развитием чувства прекрасного занимается не только семья, это чувство, формируется более объёмным, более интегрированным в общую систему представлений, знаний и убеждений подростка. В школе, где гуманитарная работа построена удачно, ребёнок может сталкиваться с большим количеством мнений, аргументов и доводов, высказываемых его одноклассниками и преподавателями. Он учится формировать собственное мнение, предъявлять и отстаивать его, воспитывает собственный вкус, формирует определённые предпочтения и убеждения.
На практике часто случается так, что в математическом лицее история и литература вообще за предметы не считаются
На них не выделяют достаточного количества часов, не ищут качественных преподавателей, а в языковых или гуманитарных гимназиях, где язык — это «наше все», точные науки подаются с гораздо меньшим пиететом, не формирующим вкуса к этим предметам и достаточной эрудиции. Такие школы не формируют полноценное мировоззрение. Углубление в профиль — да! Но не в ущерб всему остальному.
3. Обеспечивала профориентацию. Серьёзное отношение старшеклассников к образованию важно для их будущего. Опыт показывает, что учиться по-настоящему подростки начинают только тогда, когда чётко понимают, для чего им это. Когда начинают связывать своё будущее с той или иной предметной областью, ориентируются на тот или иной вуз. Поэтому умная профориентация, включающая не только тестирование, но и разговоры, и возможность попробовать себя в различных видах деятельности, критически необходима для того, чтобы обеспечить активную позицию учащегося. Без неё образование остаётся школярством, и не более того.
И, наконец, самый короткий список
1. Школа не должна делать ребёнка безжизненным, закомплексованным, безвольным, бессильным. Если это происходит, какой бы блестящей школа не считалась, оттуда надо бежать. Срочно.
2. Школа не должна быть серой. Если учителя не говорят на хорошем русском языке, если преподаватель литературы считает, что «литература» — это то, что в учебнике, если в туалете нет зеркала, а на стенах — приказы и стенгазета в стиле 80-х, если дети орут, а не спорят и не смеются, если педагоги следят за порядком, а не общаются с детьми, значит, это убогая школа. Не надо по её поводу ломать копья, спорить, осуждать, не надо надеяться что-то в ней изменить. Просто заберите оттуда ребёнка.
Фото: Unsplash (Mesh)
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.