Совиный клюв как пишется
СОВИНЫЙ
Смотреть что такое «СОВИНЫЙ» в других словарях:
СОВИНЫЙ — СОВИНЫЙ, совиная, совиное. прил. к сова. Совиное гнездо. || Как у совы. Совиные глаза (большие, маловыразительные). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СОВИНЫЙ — см. сова. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Совиный — прил. 1. соотн. с сущ. сова, связанный с ним 2. Свойственный сове, характерный для нее. 3. Принадлежащий сове. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
совиный — совиный, совиная, совиное, совиные, совиного, совиной, совиного, совиных, совиному, совиной, совиному, совиным, совиный, совиную, совиное, совиные, совиного, совиную, совиное, совиных, совиным, совиной, совиною, совиным, совиными, совином,… … Формы слов
совиный — сов иный … Русский орфографический словарь
совиный — … Орфографический словарь русского языка
совиный — см. Сова … Энциклопедический словарь
совиный — см. сова; ая, ое. Сови/ный крик. С ое гнездо. С ые глаза (также: круглые, большие) … Словарь многих выражений
совиный — сов/ин/ый … Морфемно-орфографический словарь
совиный попугай — какапо Словарь русских синонимов. совиный попугай сущ., кол во синонимов: 1 • какапо (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Как будет ласково клюв
Логопедическое занятие «Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа)
Оборудование и материалы:
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.
Ход занятия
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
Гимнастика для глаз «Найди названную птицу».
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)
Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Н.Нищева
Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)
Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.
Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:
— Какая это птица? Зимующая или перелетная?
— Эта птица крупная или мелкая?
— Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.
— Чем питается зимой?
— Какую пользу приносит эта птица?
Дети составляют описательные рассказы
Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру «Назови по части целое» и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).
Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Логопед: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.
Открытая НОД по теме «Зимующие птицы».
Ирина Темирянц
Открытая НОД по теме «Зимующие птицы».
Зимующие птицы
Оборудование: предметные картинки.
Речевой материал:зимующие, синица, снегирь, воробей, голубь, ворона, дятел, сорока, клёст, голова, туловище, крылья, лапки, клюв, перья, глаза, хвост, белобокая, красногрудый, желтогрудая, короткоклювый, драчливый, шустрый, ленивый и т. д.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организация начала занятия
Логопед: Ребята, послушайте, что это за звуки?
(звучит пение птиц)
Дети: это звуки птиц
2. Разгадывание загадок
Дети отгадывают загадку,
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья белобока, а зовут её. (сорока)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
И вдруг вспорхнули яблоки,
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Ребята как можно назвать этих птиц одним словом.
2. Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют. (длиннохвостая).
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют. (желтогрудая).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют. (чернокрылая).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют. (длинноклювый).
У воробья короткий клюв, поэтому его называют (короткоклювый)
У голубя сизая голова, поэтому его называют … (сизоголовый)
3. Упражнение «Назови ласково»
— На улице холодно и птицы мерзнут. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.
Игра «Назови ласково»:
воробей – воробышек – воробьишко
снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
голубь – голубка, голубок
сова – совушкаи т. д.
— Продолжим произносить ласковые слова о птицах. (слайд 3)
4. Игра «Скажи наоборот»
5. А сейчас проверим, кто из вас внимателен. Посмотрите внимательно на доску и назовите «Какой птицы не стало?»
Упражнение «Какой птички не стало» (или Игра «Какая птица улетела?»)
На доске – 4 картинки с изображением зимующих птиц.Взрослый незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птицы не стало?». Дети отвечают.
4. Теперь проверим, как вы запомнили зимующих птиц. Назовите признак, по которому птица лишняя. Игра «Четвертый лишний»
5. Рассмотри картинки и расскажи, ответив на вопросы. Упражнение «Рассмотри и расскажи». Посмотрите, кто прилетел на нашу кормушку. Кто где сидит? (Дети составляют предложения с предлогами)
Кто на ветке дерева? … (воробьи)
Кто под кормушкой? … (сороки)
Кто на стволе дерева? … (дятлы)
Кто на кормушке? … (синицы)
Кто летит к кормушке? … (вороны)
Кто рядом с деревом? … (голуби)
6. Упражнение «Считай и называй».
7. Игра «Что могут птицы?» (активизация глаголов по теме: летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых).
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно тоже в Африку
8. Игра с мячом «Один – много». Давайте поиграем в игру с мячом «Один- много». Я буду бросать мяч каждому из вас, и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.
-ворона- ворон и т. д.
9. Упражнение «Выполни штриховку по образцу» (индивидуальная работа).
10. Упражнение «Покорми птиц» в употреблении сущ. в ТВ. п.
Чем же надо кормить птиц? Посмотрите ребята перед вами продукты, которыми можно подкормить птиц. Пусть каждый подойдет к кормушке и скажет, чем вы угостите птиц.
Я кормлю синицу салом.
Я угощу снегиря ягодами
Я дам воробью пшена.
Я дам голубю семян подсолнуха.
Я угощу сороку зерном.
Я угощу воробья семенами подсолнуха.
— Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что вы знаете о зимующих птицах?
— А что мы должны сделать для зимующих птиц.
Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Перспективный план работы по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР 2–3 уровня (5–6 лет) Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Поэтому.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.
Лексические темы. Космос
Как рассчитать количество бисера для жгута Итак, вариант 1 «математический&q.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Фотоальбом
—Ссылки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.
Ласточки и скворцы улетают стаей.
А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.
У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.
Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).
КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка – кукует.
Ласточка – щебечет.
Скворец – поет.
Журавль – курлыкает.
Утка – крякает.
Гусь – гогочет.
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей.
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)
СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.
ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?
Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)
На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!
Птицы
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: птицы, грач, аист, жаворонок, скворец, стриж, трясогузка, гусь, утка, журавль, селезень, соловей, ласточка, кукушка, воробей, снегирь, клест, синица, голубь, ворона, галка, дятел, кормушка, корм, туловище, лапка, хвост, крыло, клюв, голова, перья, яйцо, гнездо, птенец, голод, холод, хлебные крошки, зерно, рябина, забота, помощь, жилище людей, сова; глаголов: прыгать, перелетать, подметать, махать крыльями, сидеть, голодать, подкармливать, насыпать, воровать, чирикать, каркать, ворковать, трещать, долбить, лечить, утащить, зимовать; прилагательных: черный, проворный, белобокая, пестрая, сизокрылый, серый, задорный, веселый, голодный, зимующие; наречий: голодно, холодно, жалко, высоко, низко, мало, далеко, близко.
Следим за правильным употреблением в речи предлогов: С, НА, НАД, К, ОТ, ПОД, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ, ОКОЛО.
Игровые упражнения
Упражнение «Один много»
Грач — грачи — грачей жаворонок — жаворонки — жаворонков
птица — птицы — птиц скворец — скворцы — скворцов
стриж — стрижи — стрижей трясогузка — трясогузки — трясогузок
аист — аисты — аистов гусь — гуси — гусей
журавль — журавли — журавлей утка — утки — уток
селезень — селезни — селезней ласточка — ласточки — ласточек
соловей — соловьи — соловьев кукушка — кукушки — кукушек
яйцо — яйца — яиц птенец — птенцы — птенцов
лебедь — лебеди — лебедей гнездо — гнёзда — гнёзд
яйцо — яйца — яиц птенец — птенцы — птенцов.
Упражнение «Назови ласково»
голубь – голубок птенец — птенчик
перо — перышко голова — головка, головушка
соловей — соловушка шея — шейка
жаворонок — жаворонушек крыло — крылышко
скворец — скворушка гусь — гусёк, гусёнок
утка — уточка лебедь — лебёдушка
гнездо — гнездышко журавль — журавушка, журка
трясогузка — трясогузонька аист — аистёнок
Упражнение «У кого — кто»
«Назови детеныша» (детям 6 лет)
Грач — грачонок — грачата аист — аистенок — аистята
стриж — стриженок — стрижата журавль — журавленок — журавлята
кукушка — кукушонок — кукушата лебедь — лебеденок — лебедята
скворец — скворчонок — скворчата утка — утенок — утята
гусь — гусенок — гусята
Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
«Закончи предложение».
Упражнение «Кто как голос подает?»
Ворона – каркает грач — кричит “гра”
Воробей – чирикает кукушка — кукует
Ласточка — щебечет жаворонок — звенит
Соловей — заливается, свистит, щелкает
“Угадай и назови”
«Четвертый лишний». Составление сложносочиненных предложений со словами потому что.
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);
ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);
петух, индюк, курица, ворона (ворона);
журавль, аист, цапля, грач (грач).
Упражнение «Посчитай птиц»
(3-4-х перелетных птиц).
1 кукушка, 2 кукушки, 5 кукушек…
Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?»
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).
«Скажи, какая(ой)?» (детям 6 лет)
Клин лебедей — лебединый,
Упражнение «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У снегиря красная грудка, поэтому его называют ….
Упражнение «Узнай птицу по описанию».
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?
Упражнение «Скажи наоборот» (для детей от 5 лет)
Развитие мелкой моторики.
Сколько птиц Ритмично сжимать и разжимать кулачки
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибать по одному пальчику
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек! опять сжимать и разжимать кулачки
Выучить наизусть стихотворение. Рассмотреть картинки, перечисленных в нем птиц.
Снегирь сорока, и клёст, и синицы –
зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
мы будем кормить их, конечно же, сами.
Загадывание загадок:
На шесте — дворец, во дворце — певец,
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Стихи для автоматизации поставленных звуков
Аисты (С, Р)
Зарос в деревне старый пруд
Тут летом аисты живут
С утра летят на росный луг,
Подняться в небо учат двух
А те глядят на старый пруд
Со страхом, но вот-вот
Над липой крыльями взмахнут
И – в первый свой полет.
Арифметика (С, Р)
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Прилетело на урок? Т. Белозеров
Ласточка (Л)
Воробьи (Л, Р)
Дождь со снегом пополам,
Плохо бедным воробьям,
Нет у них квартиры.
Очень плохо им в морозы,
На глазах замерзли слезы.
Солнце, выйди поскорей
И воробушков согрей! Н. Шаманадзе
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
лексическая тема»Перелетные птицы»
лексическая тема»Перелетные птицы»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Перелетные птицы.
Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелетные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.
Как летят перелетные птицы? Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец — птенчик,
перо — перышко,
голова — головка, головушка,
соловей — соловушка,
шея — шейка,
жаворонок — жаворонушек,
крыло — крылышко,
скворец — скворушка,
гусь — гусек, гусенок,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька,
аист — аистенок,
цапля — цапелька.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет)
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»
Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.
Лексический строй речи
Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» (детям 6—8 лет)
Ласточка — щебечет,
грач — кричит «гра»,
соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.
кукушка — кукует,
журавль — курлычет,
жаворонок — звенит.
Воробей — чирикает
Ворона — каркает
Курица — квохчет
Утка — крякает
Сорока — трещит
Построение монолога «Расскажи о птице по плану»
1) кто это;
2) какая это птица (перелетная, зимующая);
3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва);
4) чем питается;
5) как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов.
Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? … (У лебедя.); … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.); … самый длинный клюв? … (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? … (Соловьи.); … подражают пению других? … (Скворцы.).
На шесте — дворец,
во дворце — певец,
А зовут его — … (скворец).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей.)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Игра «1-2-5»
Один лебедь, два…(лебедя), пять…(лебедей) и т.д.