Современная теория рассматривает конфликт как

Тест с ответами: “Теория менеджмента”

1. В качестве объекта рассмотрения при системном подходе выступает:
а) организация +
б) управленческая задача
в) связующий процесс

2. «При правильной организации собственной работы каждый руководитель может добиться успеха». Чьи это слова:
а) Форда
б) Файоля +
в) Тейлора

3. Полномочия – это всегда ограниченное право:
а) решать за других людей
б) распоряжаться другими людьми
в) распоряжаться ресурсами организации для решения ее задач +

4. В основе концепции классической школы управления лежит следующее утверждение: «Работа любого руководителя …»:
а) однотипна и не зависит от особенностей технологического процесса +
б) носит индивидуальный характер, именно поэтому управление это и наука и искусство
в) всегда конкретна и должна осуществляться в рамках, прописанных в инструкциях

5. Решение не может приниматься с помощью:
а) знания
б) интуиции
в) эмоций +

6. Управленческие решения нельзя классифицировать по признаку:
а) времени
б) рациональности +
в) численности лиц, принимающих решение

7. Организационная структура:
а) перечень подразделений формальной организации
б) одна из имитационных моделей организации
в) документ, закрепляющий определенный способ группировки и соподчинения формальных групп в организации +

8. Современная теория рассматривает конфликт как:
а) инструмент для организационных изменений +
б) следствие плохого характера сотрудников
в) факт, с которым надо считаться

9. Ключевая задача оперативного плана состоит в том, чтобы:
а) обеспечить своевременность изменений
б) обеспечить наиболее экономичное использование имеющихся ресурсов
в) не допустить простоев оборудования +

10. Производственные единицы при дивизиональной структуре не могут специализироваться по:
а) потребителям
б) отрасли +
в) продукту

11. Процессный подход позволил:
а) автоматизировать часть процессов управления +
б) признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа
в) широко использовать математические методы в управлении

12. Организационная структура современной организации формируется исходя из:
а) знания положения дел в других аналогичных организациях
б) специфики организации, ее масштабов и принятой стратегии развития +
в) материальных возможностей владельцев фирмы

13. При реализации стратегического планирования требуется определить:
а) миссию и набор целей +
б) набор целей в разных сферах деятельности организации
в) основные финансовые и рыночные цели

14. Психологический аспект необходимо учитывать при выполнении функции:
а) планирования
б) организации
в) контроля +

15. В процессе коммуникации профессионализмы следует использовать:
а) только в узко профессиональной среде, где все понимают термины однозначно +
б) не использовать в устной речи, но активно применять в специальных документах
в) избирательно, среди посвященных

16. Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимозависимых частей, характерно для такого подхода:
а) процессного
б) системного +
в) ситуационного

17. Термин «диапазон контроля» характеризует:
а) сферу ответственности
б) функциональные обязанности
в) численность подчиненных +

18. Лучший результат в условиях централизованного управления дает такая структура:
а) проектная
б) дивизиональная +
в) линейно-функциональная

19. Вознаграждение принято делить на:
а) внутреннее и внешнее
б) текущее и ожидаемое
в) материальное и моральное +

20. Степенью эффективности деятельности организации является использование ограниченных:
а) стадий
б) ресурсов +
в) факторов

21. Областью применения в организациях или их подразделениях ступени противоречий «различие» не являются при:
а) выпуске сильноэластичной продукции +
б) мало меняющейся технологии производства
в) выпуске слабоэластичной продукции

22. Функции управления, при выполнении которых все процедуры управленческой деятельности имеют одинаковый приоритет, называются:
а) конкретными
б) патронажными +
в) вспомогательными

23. Неверным является утверждение, что централизация предполагает:
а) решения верхних уровней строго обязательны для нижних уровней
б) наделение верхних уровней определяющими полномочиями в принятии решений
в) создание структуры управления, в которой преобладают горизонтальные связи +

24. Самой спокойной по степени нервной напряженности является ступень противоречий, называемая:
а) поляризацией
б) различием +
в) антогонизмом

25. Концепцию бюрократической структуры управления сформулировал:
а) Гилбрет
б) Тейлор
в) Вебер +

26. Процесс, связанный с созданием некоторого запаса, компенсирующего возможные отклонения при корректировке цели, изменении ситуации или изменении варианта решения, – это организационный процесс:
а) циклический
б) устойчивый +
в) дискретный

27. Система управления малоэффективна при любом внимании менеджера к управлению на ступени противоречий:
а) различие +
б) столкновение
в) поляризация

28. Характеристикой механистического подхода в проектировании организации является:
а) амбициозная ответственность
б) субъективные критерии отбора кадров
в) узкая специализация в работе +

29. Характеристикой механистического подхода в проектировании организации является:
а) объективная система вознаграждения +
б) амбициозная ответственность
в) субъективные критерии отбора кадров

30. Управленческий подход, делающий акцент на управлении посредством директив:
а) основан на гуманистическом понимании природы человека
б) основан на механизированном, специализированном труде +
в) основан на концепции социотехнических систем

Источник

Теория конфликта

Опубликовано 17.06.2021 · Обновлено 17.06.2021

Что такое Теория конфликта?

Ключевые моменты

Понимание теории конфликта

Многие типы социальных конфликтов на протяжении всей истории можно объяснить, используя основные положения теории конфликтов.Некоторые теоретики, включая Маркса, считают, что социальный конфликт – это сила, которая в конечном итоге приводит к изменениям и развитию в обществе.1

Версия теории конфликта Маркса сосредоточена на конфликте между двумя основными классами.Каждый класс состоит из группы людей, связанных общими интересами и определенной степенью собственности.Маркс теоретизировал о буржуазии, группе людей, которые представляли членов общества, владеющих большинством богатств и средств.Другая группа – пролетариат: он включает тех, кого считают рабочим или бедным.1

Согласно прогнозам, неравномерное распределение внутри общества будет поддерживаться посредством идеологического принуждения;буржуазия заставит пролетариат принять нынешние условия.Теория конфликта предполагает, что элита создаст систему законов, традиций и другие общественные структуры, чтобы и дальше поддерживать свое собственное господство, не позволяя другим вступать в их ряды.Маркс предположил, что по мере того, как рабочий класс и бедняки будут подвергаться ухудшению условий, коллективное сознание повысит осведомленность о неравенстве, а это потенциально приведет к восстанию.Если после восстания условия будут скорректированы в пользу интересов пролетариата, конфликтный круг в конечном итоге повторится, но в противоположном направлении.В конечном итоге буржуазия станет агрессором и бунтовщиком, жаждущим возвращения структур, которые прежде сохраняли свое господство.1

Допущения теории конфликта

В современной теории конфликтов есть четыре основных допущения, которые полезно понять: конкуренция, революция, структурное неравенство и война.

Конкуренция

Сторонники теории конфликта считают, что конкуренция является постоянным, а иногда и подавляющим фактором почти во всех человеческих отношениях и взаимодействии. Конкуренция существует в результате нехватки ресурсов, включая материальные ресурсы – деньги, собственность, товары и многое другое. Помимо материальных ресурсов, отдельные лица и группы внутри общества также конкурируют за нематериальные ресурсы. Они могут включать свободное время, доминирование, социальный статус, сексуальных партнеров и т. Д. Теоретики конфликтов предполагают, что по умолчанию используется конкуренция (а не сотрудничество).

Революция

Учитывая предположение теоретиков конфликта, что конфликт возникает между социальными классами, одним из результатов этого конфликта является революционное событие. Идея состоит в том, что изменение динамики власти между группами не происходит в результате постепенной адаптации. Скорее, это проявляется как симптом конфликта между этими группами. Таким образом, изменения в динамике власти часто бывают резкими и крупномасштабными, а не постепенными и эволюционными.

Структурное неравенство

Важное предположение теории конфликта состоит в том, что человеческие отношения и социальные структуры испытывают неравенство во власти. Таким образом, некоторые люди и группы по своей природе получают больше власти и вознаграждения, чем другие. После этого те люди и группы, которые извлекают выгоду из определенной структуры общества, как правило, работают над поддержанием этих структур, чтобы сохранить и усилить свою власть.

Война

Теоретики конфликта склонны рассматривать войну либо как объединитель, либо как «средство очистки» общества. В теории конфликта война является результатом кумулятивного и растущего конфликта между отдельными людьми и группами, а также между целыми обществами. В контексте войны общество может в некотором роде объединиться, но между множеством обществ все еще сохраняется конфликт. С другой стороны, война также может привести к полной гибели общества.

Особые соображения

Маркс рассматривал капитализм как часть исторического прогресса экономических систем.Он считал, что корнями капитализма являются товары или вещи, которые покупаются и продаются.Например, он считал труд одним из видов товара.Поскольку у рабочих мало контроля или власти в экономической системе (потому что они не владеют фабриками или материалами), их ценность со временем может обесцениться.Это может создать дисбаланс между владельцами бизнеса и их работниками, что в конечном итоге может привести к социальным конфликтам.Он считал, что эти проблемы в конечном итоге будут решены с помощью социальной и экономической революции.1

Макс Вебер, немецкий социолог, философ, юрист и политический экономист, воспринял многие аспекты теории конфликта Маркса, а позже усовершенствовал некоторые идеи Маркса.Вебер считал, что конфликт из-за собственности не ограничивается одним конкретным сценарием.Скорее, он считал, что в любой момент и в каждом обществе существует множество уровней конфликта.В то время как Маркс рассматривал конфликт как конфликт между владельцами и рабочими, Вебер также добавил эмоциональный компонент к своим представлениям о конфликте.2 Вебер сказал: «Именно они лежат в основе власти религии и делают ее важным союзником государства; они превращают классы в статусные группы и делают то же самое с территориальными сообществами при определенных обстоятельствах … и это делает« легитимность » «важнейшее место для усилий по господству».

Убеждения Вебера о конфликте выходят за рамки взглядов Маркса, потому что они предполагают, что некоторые формы социального взаимодействия, включая конфликт, порождают убеждения и солидарность между отдельными людьми и группами внутри общества.Таким образом, индивидуальные реакции на неравенство могут быть разными в зависимости от групп, с которыми они связаны;считают ли они власть имущих легитимными;и так далее.2

Теоретики конфликта конца 20-го и 21-го веков продолжали расширять теорию конфликта за пределы строгих экономических классов, установленных Марксом, хотя экономические отношения остаются основной чертой неравенства между группами в различных ветвях теории конфликта. Теория конфликта имеет большое влияние на современные и постмодернистские теории сексуального и расового неравенства, исследования мира и конфликтов, а также на многие разновидности исследований идентичности, которые возникли в западных академических кругах за последние несколько десятилетий.

Примеры теории конфликта

Например, теоретики конфликта рассматривают отношения между владельцем жилого комплекса и арендатором как основанные в основном на конфликте, а не на балансе или гармонии, даже если гармонии может быть больше, чем конфликта.Они считают, что их определяют, получая все ресурсы друг от друга.3

Согласно авторам Алану Сирсу и Джеймсу Кэрнсу в своей книгеA Good Book, in Theory, теоретики конфликта указывают на финансовый кризис 2008 года и последующее спасение банков как на хорошие примеры теории реальных конфликтов.Они рассматривают финансовый кризис как неизбежный результат неравенства и нестабильности глобальной экономической системы, что позволяет крупнейшим банкам и учреждениям избегать государственного надзора и идти на огромный риск, который вознаграждает лишь немногих избранных.4

Sears и Cairns отмечают, что крупные банки и крупный бизнес впоследствии получали фонды финансовой помощи от тех же правительств, которые утверждали, что у них недостаточно средств для крупномасштабных социальных программ, таких как всеобщее здравоохранение.4 Эта дихотомия поддерживает фундаментальное предположение теории конфликта, согласно которому основные политические институты и культурные практики отдают предпочтение доминирующим группам и отдельным лицам.

Этот пример показывает, что конфликт может быть присущ всем типам отношений, включая те, которые на поверхности не кажутся антагонистическими. Это также показывает, что даже простой сценарий может привести к множеству уровней конфликта.

Источник

Современные теории конфликта

Современное состояние проблемы конфликта, его структура. Стиль поведения в конфликтных ситуациях. Пять основных теорий конфликта: социально-биологическая, социально-психологическая, теория насилия, структурного функционализма и диалектическая концепция.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления01.10.2014
Размер файла50,2 K

Современная теория рассматривает конфликт как. Смотреть фото Современная теория рассматривает конфликт как. Смотреть картинку Современная теория рассматривает конфликт как. Картинка про Современная теория рассматривает конфликт как. Фото Современная теория рассматривает конфликт как

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

Современные теории конфликта

Контрольная работа по дисциплине

Студентка 4 курса (5,6)

К.п.н. старший преподаватель

1. Современное состояние проблемы конфликта

1.1 Теории и структура конфликта

1.2 Стиль поведения в конфликтных ситуациях

2. Пять основных теорий конфликта

2.4 Теория структурного функционализма

2.5 Диалектическая концепция

1. Современное состояние проблемы конфликта

В настоящее время конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных (неявных) формах. Он наличествует в столкновениях предполагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань семейных отношений. Конфликт проявляется там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к якобы бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, сознавая его разрушающий характер, когда он перерастает эти рамки.

Новые отношения в Российском обществе складывались и складываются через массу конфликтов, которые разворачиваются на всех основных уровнях социальной организации:

Развертывание конфликтов одновременно на всех уровнях привело к тому, что в обществе произошли радикальные, а главное необратимые перемены, характеризующиеся изменениями политической системы, экономических отношений геополитического пространства и статуса Российского государства, состояния культуры.

Именно поэтому проблема конфликта является столь актуальной. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия “конфликт”, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения, а также типологии, классификации конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т. д.

1.1 Теории и структура конфликта

Если определять временные рамки оформления феномена конфликта как относительно самостоятельной проблемы, то необходимо начинать с работы Георга Зиммеля «Конфликт современной культуры», в которой впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания.

Скрытый смысл упомянутой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, отверделыми ее остатками, противящимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных формах, то весь этот процесс представляется нашему сознанию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат бесконечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное становление с объективной значимостью и самоутверждением форм. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти. [Г. Зиммель] [19]

На западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером: под конфликтом он понимает борьбу за ценности, притязания на определенный статус власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника [Л. Козер]. [20.] В данном определении четко и ясно указаны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.

Наряду с социологическими и психологическими определениями следует специально отметить группу исследователей, рассматривающих конфликт с позиции формальной логики или теории игр. В этом подходе конфликт выглядит как явление, абсолютно связанное с максимизацией выигрыша, минимизацией проигрыша в условиях равно значимых альтернатив. Заметив, что его эффективность страдает от поведения другого лица, или, что его собственное поведение уменьшает эффективность другого лица, индивид может либо удалиться из данного конфликтного окружения, либо, оставаясь в нем, изменить свое поведение. Если он ограничивается поиском способов действий, минимизирующих нежелательные для него последствия поведения другого лица, то принято называть такой подход теоретико-игровым и говорить, что индивид ищет решения конфликта. В этих случаях игра используется как представление или модель конфликтной ситуации. [Р. Акофф, Ф. Эмери] [1]

В отечественной литературе большинство определений конфликта носят социальный характер, приведем для примера несколько определений конфликта:

А.В. Дмитриев: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают аппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны». [А.В. Дмитриев] [15]

Вместе с тем, все эти подходы, несмотря на их разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте: 1) как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма; 2) как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш.

Не будет преувеличением заметить, что, несмотря на многочисленные исследования зарубежных авторов и множественные описания конфликта, все еще ничтожно мало успехов в разрешении противоречий как внутриличностного плана, так и разного масштаба социальных. Ведь именно противоречия являются источником конфликта.

Далее рассмотрим структурные элюенты конфликта, в этом отношении конфликт включает в себя: объект, предмет, участников конфликта

Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение стали объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Но объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным, недоступным для всех, кто на него претендует. [Л.В Балобанова] [6]. Следует также отметить релятивистский характер объекта конфликта. В разных ситуациях у различных субъектов конфликта по отношению к одному и тому же объекту могут возникать различные оценки. Это расхождение в оценке значимости объекта может вызвать конфликт среди участников взаимодействия. При анализе конфликта порой непросто выявить его подлинный объект. В силу различных обстоятельств и мотивов люди порой склонны камуфлировать истинный объект конфликта.

Таким образом, объекты конфликта могут быть самыми разными, в том числе более или менее явными или латентными. Однако вообще «безобъектных» конфликтов, по нашему мнению, не бывает.

Посредники и судьи стремятся разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта и по возможности примирить стороны или снизить негативные последствия конфликта, влияя своим авторитетом, статусом, или применяя иные средства. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками конфликта часто бывает подвижной, так как участники конфликта могут меняться местами, ведь конфликт нередко имеет тенденцию к расширению. [Ю.В. Лукин] [31].

Иными словами, в любом конфликте обязательно присутствуют его участники, которых принято называть оппонентами конфликта, которых условно можно разделить на основных и второстепенных, необходимо отметить, что данная классификация является условной, так как грань между основными и второстепенными участниками конфликта является весьма подвижной. Оппоненты, преследуя, противоположные цели в конфликтном взаимодействии обладают определенным рангом, используя который, стремятся достичь своих целей, несовпадающих с целями противника.

Далее рассмотрим динамику конфликта, включающую в себя такие стадии как: конфликтная ситуация, инцидент, эскалация конфликта, завершение конфликта.

Можно представить следующую общую формулу конфликта: итак, конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. Перейдем к более подробному рассмотрению данных составляющих.

По мнению В.Н. Кудрявцева, «Под конфликтной ситуацией следует понимать такое совмещение обстоятельств, человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами». [В.Н. Кудрявцев] [24]

Таким образом, адекватное и своевременное осознание и оценка конфликтной ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения конфликтной ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта.

Несомненно, возникает вопрос: как вести себя в конфликтной ситуации? В.И.Андреев приводит несколько общих правил поведения в конфликтной ситуации

1. Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.

2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципов.

3. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

4. Критикуйте, но не критиканствуйте!

5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.

6. Традиции хороши, но до определенного предела.

7. Сказать правду тоже надо уметь.

8. Будьте независимы, но не самоуверенны

9. Не превращайте настойчивость в назойливость.

10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.

11. Не переоценивайте свои способности и возможности.

12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

13. Проявляете доброжелательность.

14. Проявляйте выдержку, спокойствие в любой ситуации.

15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах [В.И. Андреев] [3]

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно конфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию. На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органу для защиты или утверждения своих интересов.

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

Такова общая характеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого, открытого, периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как: 1) инцидент, 2) эскалация 3) завершение конфликта.

На этой стадии становятся затруднительными переговоры, или иные способы мирного разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта. Развитие конфликта приобретает спонтанный характер.

Далее следует этап завершения конфликта, он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

Таким образом, конфликт включает в себя несколько стадий, для каждой из которых характерны свои особенности, динамика истинного конфликта включает в себя все стадии от возникновения противоречий, до завершения конфликта.

1.2 Стиль поведения в конфликтных ситуациях

Когда человек находится в конфликтном противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.

Избегание Наименьшей степенью такой готовности отличается тактика ухода от конфликта, которую иногда называют тактикой избегания. Тем не менее, она является весьма популярным способом поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении «сцены», на которой развертывается конфликт. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению.

На первый взгляд, может показаться, что эта тактика должна оцениваться только негативно. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что, как и всякий метод, эта линия поведения в конфликте имеет свои плюсы и минусы.

Достоинства тактики избегания состоят в следующем:

1) она быстро осуществима, поскольку не требует изыскания ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов.

2) она дает возможность отсрочить или даже предотвратить конфликт, содержание которого является несущественным с точки зрения стратегических целей данной организации или группы.

Но есть в этой тактике и свои минусы. Так, при определенных условиях она может привести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется. И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта. Тем не менее, несмотря на свои недостатки, эта тактика все же может быть применена.

Условия, при которых применяется тактика ухода [А.В. Морозов.]

1) проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной; предмет расхождения, по его мнению, мелочный, основан на вкусовых различиях, не заслуживает траты времени и сил;

2) обнаруживается возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем;

3) столкновение происходит между равными или близкими по силе (рангу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотношениях;

4) участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом, напористой волевой энергией;

5) требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, более обстоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию, собраться с силами, заручиться поддержкой сторонников;

6) желательно избежать дальнейших контактов с трудным по психическому состоянию человеком или крайне тенденциозным, чрезмерно пристрастным оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений.

Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.

Тактика ухода или избегания характеризуется и определенными действиями участников конфликта, специфическими формами их

Поведения [В.П. Ратников]

1) утаиванием, засекречиванием информации, необходимой для урегулирования возникшего конфликта, с целью недопущения его возможного обострения при ознакомлении людей с «взрывоопасной» информацией;

2) отказом от признания самого факта существования причин конфликта, в расчете на то, что он, так или иначе, решится сам собой, без активного участия противоборствующих сторон;

3) затягиванием под теми или иными предлогами окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство.

Во многом противоположена рассмотренному способу тактика силового подавления, или соперничество Использование ее свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения. Для использования этой тактики также существуют определенные предпосылки [В.П. Ратников]

Предпосылки для использования силовых методов.

1) Решающий перевес одной из сторон в имеющихся материальных и психологических ресурсах, например перевес администрации, конфликтующей с рабочим коллективом завода.

2) Возникновение чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительных действий.

3) Внезапно возникшая необходимость принятия непопулярного решения, которое будет заведомо негативно встречено другой стороной.

4) При условии бесспорной правомерности действий стороны, имеющей силовое преимущество, когда эти действия связаны с обеспечением жизненно важных для данной структуры проблем, например немедленное увольнение работника, допустившего поступок, нанесший серьезный материальный или моральный ущерб организации.

Силовая тактика также имеет свои специфические проявления и на поведенческом уровне. Здесь она выражается в следующих поведенческих формах:

1. использование преимущественно принудительных, силовых методов воздействия при ограниченном привлечении воспитательных средств, которые могут оказаться малоэффективными

2. применение жесткого, приказного стиля общения, рассчитанного на беспрекословное подчинение одной стороны конфликта другой стороне

Им противопоставляются цивилизованные методы: прежде всего: тактика односторонних уступок или приспособление, тактика компромиссов, взаимовыгодных соглашений, а также тактика сотрудничества.

1) участник конфликта не очень-то озабочен возникшей проблемой, не считает ее достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны, уступая ей, если обладает более высоким рангом или приспосабливаясь к ней, если оказывается рангом ниже;

2) оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то, считаются стем, что, мало теряя, приобретают больше, в том числе добрые взаимоотношения, обоюдное согласие, партнерские связи;

3) создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала страстей, принесения какой-то жертвы ради сохранения мира в отношениях и предупреждения конфронтационных действий, не поступаясь, конечно, своими принципами, в первую очередь, нравственными;

4) имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку оппоненту, при этом чувствовать себя вполне удовлетворенным своей добросердечностью;

5) проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов, не направленное на жесткую конкуренцию, непременное нанесение ущерба другой стороне.

7) В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента.

Разумеется, стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и малоэффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласовании.

Именно в реализации этого метода большую роль играет такой универсальный механизм регулирования конфликта, как переговоры. Переговорный процесс, проведение дискуссий в наибольшей степени позволяют выявить точки соприкосновения интересов противников, так называемые «зоны согласия». Чрезвычайно полезно начинать переговоры как раз с вопросов, входящих в эту зону и позволяющих другой стороне сказать: «Да!» Но для успеха переговоров необходимо соблюдение целого ряда условий, например определение места и сроков их проведения, состава участников, наличия посредников, формы принятия решений и ряда других условий. Конечно, и тактика компромисса, важнейшим элементом которой выступают переговоры, не является универсальной, безотказной отмычкой ко всем видам конфликтных ситуаций. Ее применение, так же как и использование других рассмотренных методов, является проблемным, сопряжено с рядом трудностей, возникающих при практическом использовании тактики компромиссов. Наиболее часто возникают следующие трудности:

1) отказ одной из сторон от первоначально занятой позиции из-за обнаружения в ходе переговоров ее нереалистичности;

2) выработанное решение из-за содержащихся в нем взаимных уступок может оказаться противоречивым, нечетким и потому трудно осуществимым. Так, обещания, данные обеими сторонами, ускорить выполнение взаимных обязательств могут оказаться не обеспеченными ресурсами;

* демонстрируют уважение сторон к профессионализму и достоинству друг друга.

Еще один стиль поведения в конфликтной ситуации это стиль сотрудничества. По мнению А.В. Морозова, В конфликтном взаимодействии возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

1) проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;

2) конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях;

3) каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;

4) стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них, в ходе переговоров, взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия [А.В. Морозов].

Аналогично, в некоторых ситуациях вы можете использовать некоторое количество стилей для разных аспектов одного и того же конфликта. Например, вы можете добиться компромисса с целью устранения какого-то препятствия на пути к решению проблемы в целом, приспособиться к интересам другого человека, которые в некоторой области слишком важны для него, настойчиво добиваться удовлетворения своих истинных нужд в некотором аспекте, полностью уклониться от обсуждения иных вопросов, если вы решили, что они не очень важны для вас, и использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее глубоких интересов обеих сторон. Долгосрочные деловые переговоры или личные взаимоотношения могут послужить хорошим примером тех ситуаций, когда с течением времени могут использоваться разные подходы. [Джини Г Скотт]

2. Пять основных теорий конфликта

Автор: Чарльз Дарвин.

Эта теория утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Ч. Дарвин открыл теорию естественного отбора и из неё вывели теорию естественной агрессивности человека. Его идея в том, что развитие мира осуществляется благодаря борьбе за выживание, что составляет естественный отбор наиболее приспособленных видов живых организмов.

Эта теория объясняет конфликт посредством теории напряженности, т.е. характер современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Толчком к этому является фрустация (внутреннее состояние индивида, реакция на социальные препятствия к достижению цели, проявляется в агрессии, регрессии или «уходе в себя»).

Авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, Мао Цзэдун, В.И. Ленин.

Эти авторы полагали, что социальный конфликт происходит из-за разделения людей на социальный классы в соответствии с их экономическим положением в стране. По их мнению основными классами в обществе были буржуазия и пролетариат и естественно, между ними происходит борьба, т.е. задачей буржуазии было господство и эксплуатация наемных рабочих. Конфликт в этом случае неизбежен и, надо понимать, что это столкновение нужно правильно организовать, чтобы происходило дальнейшее развитие общества.

Для классов общества этой теории характерно неравенство шансов, т.к. у них неравное положение и уровень обогащения, преимуществ и привилегий. Все это проявляется в определенном образе жизни и в чувстве принадлежности к определенному слою (классу) общества.

В теории также обозначено разделение классов по территориальности (нации и другие формирования) и корпоративное разделение (по профессиональным качествам).

2.4 Теория структурного функционализма

Авторы: Т. Парсонс, Э. Мэйо

Смысл этой теории в том, что конфликт рассматривается как искажение, аномальный процесс в общественных системах.

Существует ряд предпосылок обеспечивающих стабильность общества:

удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;

эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

По мнению создателей теории в хорошо работающей социальной системе должен господствовать компромисс, а конфликт не должен находить места в обществе.

2.5 Диалектическая концепция

Авторы: Л. Козер, Р. Дарендорф.

Эта теория конфликта рассматривает мир как не отсутствие конфликта. Мир состоит в созидательном отношении с конфликтом, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликта.

Авторы этой теории доказывают, что чем больше в обществе независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества. И это его позитивная сторона.

Другие же сторонники теории утверждают о том, что в человеческом обществе не существует постоянства, поскольку общественная жизнь изменчива, следовательно, конфликт возникает из-за изменчивости общественной жизни.

В целом, можно сделать вывод, что конфликт означает качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия, например, более углубленная работа над поиском решений, улучшение сотрудничества в будущем.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, враждебность. Современная точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Но во многих ситуациях конфликт может помочь выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив, проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *