Современные организации как правило
Глава 3. Основные подходы к управлению персоналом
3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Современный уровень менеджмента (80-90-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.
Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.
Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:
Краткое описание организационных культур представлено в табл. 3.5.
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.
Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации (табл. 3.6).
В поликультурных организациях наличие этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая-знаниевая).
Таблица 3.5. Характеристика основных типов организационных культур
Типы организационных культур
согласием с общей идеей
Проблемы решаются на основе
исходного согласия с целями и задачами
ясного и сосредоточенного продумывания
Лидерство основывается на
разделяемых взглядах о направлении общего движения
наличии авторитета и признания
власти и положении
содействии контактам и сотрудничеству
С хроническими проблемами справляются с помощью
непридания им значения и отказа от обсуждения
поиска новых творческих подходов
укрепления руководства и следования правилам
более напряженной дискуссии и выработки способов решения
осуществляется при минимальном вмешательстве в нее
выполняется и видоизменяется каждым по-своему
зависит от неизменности курса и активности руководства
постоянно перепроверяется для большего совершенства
Функции и ответственность
реализуются с почти автоматической точностью
получаются такими, какими их делают люди
предписываются и закрепляются
разделяются и сменяются по необходимости
Желания и интересы отдельных людей
оцениваются по степени их согласованности с целями организации
считаются более важными, чем интересы организации
подчиняются интересам организации
согласуются с интересами организации путем договоренностей
задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство
дает людям возможность делать так, как они считают нужным
определяет лидеров и возможные направления развития
действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества
Разногласия и конфликты
отражают факт расхождения с общими целями и задачами
являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий
угрожают стабильности организации и мешают работе
считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем
ограничены и несущественны
меняются по интенсивности и непредсказуемы
формальны и подчиняются правилам
открыты и насыщенны
Информация и данные (как правило)
расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить вовне
используются для индивидуальных достижений
контролируются, и доступ к ним ограничен
оцениваются и распределяются открыто
Таблица 3.6. Механизмы и инструменты процесса целеполагания
Доминирующая управленческая форма
Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале
Отобрать цели, согласующиеся с законами, нормативами
Нормативная база, законы
Отобрать цели, исходя из интересов организации, коллектива
Изучение общественного мнения
Получить набор стратегий (сценариев возможных действий в зависимости от развития ситуации)
Анализ ресурсов, обстановки при разработке программы
Привести в соответствие стратегии с возможностями исполнителей
Резюме
1. В процессе развития управления как науки использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление.
2. Управленческий подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование человеческих ресурсов.
Сравнительная оценка этих подходов
Контрольные вопросы
1. Объясните понятие “деятельность по управлению персоналом”.
2. Что такое концепция управления персоналом и как она связана с концепцией управления в целом?
3. Какие концепции управления персоналом вы знаете?
4. Перечислите основные задачи по управлению персоналом, характерные для концепций:
5. Объясните понятия “организационная культура” и “корпо-ративная культура”.
6. Какие типы организационных культур вы знаете?
тест по менеджменту. Менеджмент в рыночной экономике
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
по дисциплине «Менеджмент»
Составитель Карпова М.А.
Содержание
Тема «Менеджмент в рыночной экономике»
Тема «История развития менеджмента»
Тема «Функции и качества менеджера»
Тема «Методы менеджмента»
Тема «Структура управления организацией»
Тема «Делегирование полномочий»
Тема «Управленческое решение»
Тема «Власть и лидерство»
Тема «Управление конфликтом и стрессом»
Тема « Коммуникационные процессы в менеджменте»
Тема «Стиль управления»
Тема «Менеджмент в рыночной экономике»
Б. разработка и осуществление определенных воздействий со стороны объекта управления на те или иные субъекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности;
Б. сам процесс производства;
В. категорию людей занятых в управленческой деятельности;
Б. великие географические открытия;
Б. государственное или общественное управление;
В. управление в неживой природе;
Б. управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами;
В. способы финансирования системы здравоохранения;
В. образование монополий;
Б. оптимизация времени выполнения работ;
В. дробления основных функция управления;
Б. обеспечить прибыльность фирмы;
В. рациональная организация производства;
Б. вместе с созданием Ф. Тейлором школы управления;
В. вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена;
— организацию управления фирмой;
— процесс принятия управленческих решений?
Б. первый, второй, третий;
В. главный и второстепенные;
Б. бюджетное планирование;
Б. во внутренней среде;
В. во внешней и внутренней среде.
Б. школа научного менеджмента;
Б. Фрэнка и Лилиан Гилбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего;
В. классической школы управления;
Г. школы человеческих отношений.
Тема «Функции и качества менеджера»
В. высшего, среднего и низшего уровня
Б. этические нормы менеджера;
В. личные качества менеджера;
Б. человек, применяющий сои средства или заемный капитал в целях получения прибыли;
В. помощник руководителя;
Г. наемный работник, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи
Тема «Методы менеджмента»
Б. бюрократические, партисипативные;
Б. нормы и нормативы;
В. приказы и распоряжения;
Д. системы материального стимулирования;
Б. методы поощрения;
В. методы наказания;
Г. методы профессионального отбора и обучения;
Б. административного принуждения;
Б. экономические методы;
В. финансовые методы;
Б. информационные методы;
В. финансовые методы;
Г. социально-психологичесике методы.
Тема «Планирование»
Б. методическое обеспечение принятия решений;
Б. процесс, определяющий сильные и слабые стороны предприятия;
Б. группа людей, деятельность которых направлена на достижение целей;
Б. границы планирования ограничены;
Б. помочь менеджеру точно предсказать будущее в развитии организации;
Б. группа людей, владеющая средствами производства;
В. группа людей, деятельность которых координируется;
Б. формальную организацию и неформальную;
Б. степенью конкретизации
Б. потребители, торговые предприятия, местные органы;
В. методы решения управленческих задач;
Б. конкуренты, поставщики;
Б. задания руководителя;
Б. достижения научно-технического прогресса;
Б. сильное лидерство;
В. способность адаптировать методы ведения бизнеса к изменяющимся условиям внешнего окружения;
Теория организации
В учебнике организация рассматривается как система, характеризуются типы и формы организаций, исследуются структура и функции управления ими, раскрываются формы организационных структур, даются различные подходы к оценке эффективности деятельности организации. Обстоятельно изложены законы и принципы организации, показывается процесс проектирования организационных систем, выявляются причины и рекомендуется механизм осуществления изменений в организации, раскрываются сущность и основные элементы организационной культуры. Особое внимание уделено вопросам развития теории организации различными научными школами. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Типы и формы организаций, их общие характеристики
2.1 Особенности социальных организаций
Организация составляет основу мира менеджеров-организаторов, она является причиной, обуславливающей существование теории организаций. Поэтому необходимо усвоить, что такое организация и почему, чтобы достичь успеха, она должна быть хорошо организована.
С появлением человека на Земле сразу же возникла потребность в организации. Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни. В многочисленных организациях — детских садах, школах, университетах, предприятиях, спортивных клубах — большинство людей проводят большую часть своего времени. Организации создают продукцию и услуги; определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; являются средством выражения наших интересов и взглядов.
Почему существуют организации? В большинстве случаев люди объединяют усилия и организуются для достижения каких-либо физических, личных или экономических преимуществ. Люди организуются под влиянием убеждений, что это есть лучший путь для достижения их целей.
При этом организация стремится к достижению не только своих формализованных целей, но и личных целей своих членов. Важным также является и тот факт, что люди в процессе вступления в организацию жертвуют частью своей свободы. Они делают это с целью достижения личных и организационных целей. То есть термин «организация» представляет собой компромисс между личной независимостью и достижением целей.
Организация — это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных общих целей.
Под организацией следует понимать предприятие, фирму, учебное заведение и тому подобные структурные образования. При всем различии масштабов, сфер и видов деятельности различных организаций, у них существует несколько общих признаков:
1. Наличие конечных целей или, по крайней мере, одной цели у совместно работающих людей.
2. Существование устойчивых связей между членами организации и правил, определяющих порядок этих взаимоотношений, выраженных через организационную структуру и культуру поведения.
3. Постоянное взаимодействие с внешней средой.
4. Использование всех видов ресурсов для достижения целей организации.
Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организации есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, основным связующим элементом которых является человек. В зависимости от поставленных целей социальные системы могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. Наиболее распространены социально-экономические системы.
Социальные системы, реализующие себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальным организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально — экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Например, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; для социально-культурных организаций — достижение эстетических целей, при этом получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных организаций — достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социальные организации (в дальнейшем организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил.
В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным процессам относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации. К субъективным — процессы, связанные с принятием управленческих решений.
В организации имеются формальные и неформальные лидеры.
Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.
К социальным связям относятся:
• межличностные, бытовые отношения;
• отношения по уровням управления;
• отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся:
• материальное стимулирование и ответственность;
• прожиточный уровень, льготы и привилегии.
Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.
2.2 Классификация организаций
В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:
• нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам; это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
• возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
• принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
В современном виде типология организаций может быть представлена схемой на рис. 2.
Организации могут быть:
• правительственные и неправительственные;
• коммерческие и некоммерческие;
• бюджетные и небюджетные;
• общественные и хозяйственные;
• формальные и неформальные.
Кроме того, различают организации по:
•отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
• самостоятельности принятия решений (головные, материнские, дочерние и зависимые).
Рис. 2. Типология организаций.
Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых организаций.
К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей; для некоммерческих основная цель — удовлетворение общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, коммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе п. HI пой оплаты студентами процесса обучения; вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и др.
Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств. Они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.
Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а. хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступающие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов. Формальные организации — этоi зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., выступающие как юридические или не юридические лица.
Неформальные организации — это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Например, четыре рыбака — любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия.
Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В такой организации люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной, найти свое место в жизни, испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д. Помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации — основные причины вступления в неформальную организацию.
Однако возможно возникновение неформальной организации внутри формальной. Это естественный процесс, возникающий, когда развитие технологий, профессионализма персонала в организации идет быстрее, чем совершенствование организационных форм, функций, стиля и методов управления. Первый признак рождения неформальной организации в предметной области формальной организации — это появление неформального лидера.
В последнее время в практической деятельности наметилась тенденция разделения больших организаций на две части: управленческую и предпринимательскую. Причем каждая часть представляет собой юридическое лицо. Управленческая организация в форме «учреждения» сосредоточивает у себя стратегические управленческие и маркетинговые функции. Предпринимательские организации в форме ООО, ОАО, ПК и другие концентрируют обслуживающие и производственные функции. По этому принципу строятся все холдинги. Кроме организационных преимуществ, такое разделение уменьшает налогообложение всей организации, так как учреждение не является коммерческой организацией.
Обычно рассматриваются три формы организаций:
• неюридическое лицо: а) не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций); б) зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без образования юридического лица);
• неформальная организация граждан.
Юридическим лицом признается организация, которая:
1) зарегистрирована в установленном порядке в государственном органе;
2) имеет печать и расчетный счет в банке;
3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
6) выполняет возложенные обязанности;
7) имеет самостоятельный баланс или смету;
8) может быть истцом и ответчиком в суде.
Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.
Хозяйственные организации. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Хозяйственные организации (в дальнейшем организации) классифицируются по следующим признакам:
• по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;
• по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
• по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;
• по специализации производства: специализированное и универсальное;
• по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство.
2.3 Организационно-правовые формы организаций
Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы организаций:
• хозяйственные товарищества и общества,
• государственные и муниципальные унитарные предприятия.
• общественные или религиозные организации (объединения),
• благотворительные и другие фонды,
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Рассмотрим формы хозяйственных товариществ и обществ. К ним относятся: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, зависимые и дочерние общества.
Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), фирма, фонд, франчайз, холдинг. Например, банк может быть государственной организацией в форме акционерного общества закрытого типа. Компания может быть частной организацией в форме общества с ограниченной ответственностью.
Несмотря на процесс приватизации, проводимый в РФ, государство обладает значительной собственностью. На управление и хозяйственное владение государственным предприятием выдается временная доверенность в виде назначения на должность.
Любая форма собственности характеризуется отношениями субъекта и объекта договора к собственности. Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.
Владение — это фактическое обладание вещью. Владение может быть законным (титульным) или незаконным, т. е. не имеющим правого обоснования. Законным владельцем может быть и не собственник вещи (например, арендатор, залогодержатель).
Пользование — это право потребления вещи с учетом ее назначения. Здесь имеется в виду эксплуатация оборудования, земли, имущества и получение от нее доходов.
Распоряжение — это право определять юридическую судьбу вещи. Лицо, наделенное правом распоряжения, может совершать сделки дарения, продажи, сдачи в наем, уничтожения и т.д. Лишение данного права означает лишение права собственности (вещного права).
Ответственность гражданская (бремя собственности) — это обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за причиненный собственнику ущерб. Ответственность может быть долевой, солидарной и субсидиарной.
Отношения субъекта и объекта к собственности должны быть обязательно отражены в договоре. С точки зрения правовых форм построения организаций следует отметить особенности прав и ответственности учредителей.
Рассмотрим основные правовые формы организаций. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то — только устава. Число участников ООО не должно превышать 50 человек.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. ОДО создается и действует на основании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.