Союз писателей как пишется

Поиск ответа

Вопрос № 297788

Помогите разобраться. Со строчной или прописной писать «совет молодых ученых» (в структуре СО РАН), «совет молодых литераторов» (в структуре Союза писателей)? Если ответ будет — со строчной, то тогда как быть в случае полных наименований: совет молодых ученых СО РАН, совет молодых литераторов Союза писателей России?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор буквы зависит от того, как функционируют эти организации, насколько можно о них говорить как о самостоятельных организациях или как о частях организаций. Дело в том, что названия частей и отделов учреждений, организаций, а также слова типа президиум, ученый совет, совет дир екторов, правление и др. пишутся строчными ( совет дир екторов ОАО «РЖД»). Если организации, о названиях которых Вы спрашиваете, обладают всё же самостоятельностью, пусть и находясь в структуре СО РАН, СПР России (т. е. они ближе к официальным названиям общественных организаций, чем к названиям частей учреждений), то корректно написание с прописной: Совет молодых ученых СО РАН, Совет молодых литераторов Союза писателей России.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как следует писать С/ совет дир екторов и С/советы директоров? Со строчной или с прописной буквы? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетания совет дир екторов и советы директоров пишутся со строчной буквы.

Уважаемые сотрудники gramota.ru!
Скажите, пожалуйста, с прописной или со строчной буквы следует писать наименования органов управления общества и руководителей этих органов (С/ совет дир екторов, П/председатель П/правления и т.д.), если разрабатываются типовые формы документов для компаний (Примерное положение о П/правлении, Примерное положение о К/комитете по вознаграждениям и т.п.)?
Огромное Вам спасибо за Ваш важный и нужный труд!

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

С точки зрения грамматики все просто: вторая часть таких названий, представляющая собой склоняемое нарицательное существительное, должна склоняться. Это привычно для слуха.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание совет дир екторов пишется строчными.

Здравствуйте. Правильно ли писать Совет Дир екторов (директоров с большой буквы), и если «да», то почему?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание совет дир екторов пишется строчными.

Правильно ли поставлена точка в конце предложения?
Изложить последнее предложение статьи 6 следующим образом: «Принимать участие в голосовании могут только члены Совета директоров.».
Сочетание точка-кавычки-точка приемлемо?

Ответ справочной службы русского языка

Точка перед закрывающимися кавычками не ставится. Нужно оставить одну точку после кавычек. Слова » совет дир екторов» обычно пишутся строчными буквами.

Как правильно: совет дир екторов создан или сформирован? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Скажите пожалуйста, как правильно пишется, совет дир екторов или Совет дир екторов? Заранее спасибо.
Rjkjc/

Ответ справочной службы русского языка

Направить документ на утверждение Совета Директоров или на утверждение Совету Директоров

Ответ справочной службы русского языка

Такие слова, в тексте предложения в уставе (то есть учредительного документа) организации (общества с ограниченной ответственностью) как «Устав», «Учредители», » Совет дир екторов», «Директор», «Общество», «Общее собрания», «ревизионная комиссия», будут ли писаться с заглавной буквы? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно со строчной (маленькой) буквы. С прописной пишутся сокращенные названия (если Вы обозначаете в начале документа, например: далее Общество ).

Как правильно: совет дир екторов или Совет дир екторов, правление или Правление?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно со строчной: _ совет дир екторов, правление_.

Совет дир екторов, согласно с решением внеочередного Общего собрания акционеров от 24 апреля 2007 г., принимает решение, что для увеличения уставного капитала на 3.000.000,00 (три миллиона) евро будет выпущено 300.000 (триста тысяч) акций путём объединения выпусков эмиссионных ценных бумаг: два титула собственности по 100.000 (сто тысяч) акций каждый, с возрастающей нумерацией от 41 до 42 и 10 (десять) титулов собственности по 10.000 (десять тысяч) акций, с возрастающей нумерацией от 43 до 52. правильно ли употребление в данном случае термина «титул собственности». елена

Ответ справочной службы русского языка

С вопросами о значении юридических терминов лучше обращаться к юристам, чем к лингвистам.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта. Верно: _ совет дир екторов РАО «ЕЭС»_. Слова _ совет дир екторов_ пишутся с маленькой буквы (согласно словарю «Прописная или строчная?»).

Правительство Татарстана – в каких случаях слова Правительство, Совет дир екторов, Дума, Член партии «Яблоко» пишутся с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Союз писателей России. Официальная страница.

Союз писателей России — общественная организация, являющаяся профессиональной творческой организацией, основанной на членстве и объединяющей писателей России на основе общности интересов для реализации и достижения целей, указанных в Уставе.
Показать полностью.

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Союз писателей России. Официальная страница. запись закреплена
Международный фестиваль «Мгинские мосты»

Друзья!
Оргкомитет Международного фестиваля «Мгинские мосты» с радостью объявляет о начале приема заявок на одноименный литературный конкурс 2022 года.

Фестиваль 2022 года проходит под девизом «#Мы в Команде 47» и тематически нацелен на празднование 350-летия со дня рождения Петра I.
Показать полностью.

Прием заявок начнется с 10 декабря 2021 года и продлится до 1 февраля 2022 года. Участие в Конкурсе бесплатное.

Номинации Конкурса (единые для всех категорий):

«Малая художественная проза».

Оргкомитет оставляет за собой право выбрать дополнительных победителей из числа авторов, чьи конкурсные произведения будут посвящены специальным темам фестиваля: «Команда 47» и «Первый Император Всероссийский Пётр I».

Внимательно читаем Положение, прикрепленное к посту.
Заявку отправляем на адрес litmga@mail.ru

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Союз писателей России. Официальная страница. запись закреплена

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Союз писателей России. Официальная страница. запись закреплена

16 декабря 2021 года в Москве в здании Союза писателей России на Комсомольском, 13 состоится заседание правления (пленум) СП России.

1. Итоги литературного 2021-го года.
Показать полностью.
2. Утверждение решений секретариата и приёмной комиссии СП России.
3. О создании новой писательской организации. Обращение членов СП России из Липецка. Информация Н.Ф. Иванова.
4. Разное. Справки, объявления.

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Союз писателей России. Официальная страница. запись закреплена

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Союз писателей России. Официальная страница. запись закреплена
Мурманское отделение Союза писателей России

Поздравляем Владимира Васильевича Сорокажердьева с заслуженной наградой!

Решением конкурсной комиссии из представителей творческих союзов, общественности и культурного сообщества Заполярья Губернаторская премия «За особый вклад в развитие культуры и искусства» присуждена писателю-краеведу, поэту, прозаику, публицисту, члену регионального отделения Союза писателей России Владимиру Сорокажердьеву – за книгу стихов «Березовый сад» и публикации поэзии в различных журналах России.

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Союз писателей России. Официальная страница. запись закреплена

Заключение СП России в рамках общественных слушаний по созданию Фонда поддержки российских литераторов

Создание Фонда по поддержке российских литераторов – давно назревшая необходимость, реализация которой не может не радовать писателей. Однако исполнение проекта рискует повторить фатальные ошибки прошлых лет и вместо благого дела только усугубить положение литераторов, в первую очередь в регионах.
Показать полностью. Тем более, писатели оказались единственным творческим союзом, оторванным от Министерства культуры РФ и от других союзов – художников, музыкантов, театральных деятелей, кинематографистов. С передачей функций литературной поддержки Министерству цифрового развития и созданием Фонда выявились новые очень серьёзные проблемы, которые рано или поздно всё равно придётся решать, но уже с потерей времени, усилий и средств.

Какие это проблемы для писателей?

В регионах, где нет полноценных ведомственных подразделений Минцифры (а это достаточное количество субъектов РФ), работу с писателями отныне вынуждены забирать от органов культуры и передавать третьей стороне, которая не горит желанием этим заниматься, – управлениям внутренней политики. Шаг совершенно лишний, потому что в конечном итоге кураторы от глав регионов все «писательские» дела вновь перепоручают представителям культуры.

Острейший вопрос возник с Домами литераторов и Домами искусств в регионах (Иркутск, Орел, Курск, Оренбург, Уфа, Санкт-Петербург и т.д.). Они все являются структурными подразделениями Министерств (департаментов) культуры. Как соотносить теперь их деятельность?

В своё время, чтобы сохранить толстые литературные журналы, региональные министерства (департаменты) культуры выступили их учредителями. Как Минцифра, Фонд при Минцифре будут осуществлять взаимодействие с этими организациями, во многом определяющими культуру в своих регионах?

Основные площадки, на которых работают писатели – это библиотеки, принадлежащие учреждениям культуры. Как быть с литературными музеями, которых по стране более 50, и которые создавались писателями и министерствами культуры? Где есть хоть одна площадка для работы писателей, принадлежащая Минцифре?

Все до единого литературные праздники – от Пушкинского по всей стране до Тютчевского в Брянске, Аксаковского в Башкортостане, Гончаровского в Ульяновске, Гумилёвского в Крыму и т.д. – наработаны опытом десятилетий и заложены в планы учреждений культуры.

Региональные книжные фестивали – в Благовещенске, Архангельске, Махачкале и далее по всей стране – это усилия библиотек и местных писательских организаций под эгидой учреждений культуры. Зачем и ради чего ломать проверенное временем благое дело? Фонд станет создавать для этого у себя бесконечные параллельные структуры, разбазаривая средства? Но где ему взять специалистов – не просто с глубоким проникновением в проблемы, но и преданных делу? Искать менеджеров?

Очень многие литературные премии (Арктическая в Мурманске, Прохоровская в Белгороде, Абрамовская «Чистая книга» в Архангельске, имени Державина в Карелии, Гончаровская в Ульяновске, «Капитанская дочка» в Оренбурге и др.) – это плод соглашений Союза писателей России и глав регионов на базе центральных библиотек или музеев. Где здесь может быть Фонд, действующий вне Минкультуры?

Творческие стипендии писателям (наряду с художниками, скульпторами, музыкантами и т.д.) – это опять же по решению правительства РФ прерогатива Министерства культуры. Фонд, принадлежащий другому ведомству, будет действовать самостоятельно, без согласованных решений?

Присвоение писателям почётных званий: «Заслуженный деятель искусств», «Заслуженный работник культуры», представление на государственные награды (медаль имени Пушкина, орден «За заслуги в культуре и искусстве», медаль «За труды в культуре и искусстве») – как в творческой оценке данных заслуг может участвовать Минцифры и создаваемый Фонд? С позиций типографских расходов?

Вопросов десятки, они уже сейчас ломают отлаженные связи и в первую очередь в регионах. Ответов же нет. Мы уверены, что и механическая передача обозначенных литературных функций Минцифре и Фонду так и останется механикой, но не живым делом, работающим на благо России.

Союз писателей России в данном случае заботится о едином культурном пространстве России, выступает с государственных позиций, отметая те или иные выгоды от ведомственной принадлежности. Признаём: все годы Союз писателей России был на задворках Агентства по печати и массовым коммуникациям, которое находило возможность инициировать утверждение почётного звания «Заслуженный журналист», но не вспомнило о писателях. Создатели Слова оказались при производстве, то есть при издательствах, которые лишь печатали книги, где цена бумаги и количество рисунков под обложкой играли более важную роль, чем сам текст.

Союз писателей ещё на Пленуме 17.10.2019 года выступил категорически против отчуждения литературных функций от Министерства культуры РФ. Обращение Пленума было направлено руководителям правительства и в Администрацию Президента РФ.

Руководители 58 региональных писательских организаций СП России, в первую очередь национальных республик, в недавнем прошлом вновь написали письма в Администрацию Президента с просьбой вернуть писателей России как творческую организацию в ведение Министерства культуры РФ, на площадках которого писатели России сегодня, например, активно обсуждают проект «Основы государственной культурной политики». Подобных широких проектов в формате Минцифры мы, к сожалению, не видим, да это и не их профиль. Писатели вновь останутся на обочине участия в культурной жизни страны.

Правление самой многочисленной писательской организации (91 отделение по всей России, практически в каждом субъекте РФ; более 8 тысяч членов) выражает своё несогласие с проектом Указа в плане принадлежности Фонда и просит отнестись к позиции писателей России с должным вниманием. Никто никогда не убедит общество, что игнорирование данных проблем послужит делу духовной безопасности Отечества.

Председатель Правления Союза писателей России Н.Ф. ИВАНОВ

Источник

Союз писателей СССР

Союз писателей СССР — организация профессиональных писателей СССР.

Создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года.

Союз заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединённые на какой-либо идеологической или эстетической платформе (РАПП, «Перевал»), так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам).

Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма».

Уставом давалось определение социалистического реализма, как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП.

Содержание

Организация СП СССР

Высшим органом СП СССР был съезд писателей (между 1934 и 1954 гг., вопреки Уставу, не созывался), который избирал Правление СП СССР (150 человек в 1986 г.), которое, в свою очередь, избирало председателя правления (с 1977 г. — первого секретаря) и формировало секретариат правления (36 человек в 1986 г.), управлявший делами СП в период между съездами. Пленум правления СП собирался не реже одного раза в год. Правление по Уставу 1971 года избирало, кроме того, бюро секретариата, в составе которого было около 10 человек, фактическое же руководство находилось в руках группы рабочего секретариата (около 10 штатных мест, занимаемых скорее административными работниками, чем литераторами). Во главе этой группы в 1986 был утверждён Ю. Н. Верченко (до 1991 г.).

Структурными подразделениями СП СССР были региональные писательские организации со структурой, аналогичной центральной организации: СП союзных и автономных республик, писательские организации областей, краёв, городов Москва и Ленинград.

В ведении правления СП СССР находилось издательство «Советский писатель», Литературный институт им. М. Горького, Литературная консультация для начинающих авторов, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др.

Также в структуре СП существовали различные подразделения, осуществлявшие функции управления и контроля. Так, все заграничные поездки членов СП подлежали утверждению со стороны иностранной комиссии СП СССР.

При правлении СП СССР действовал Литературный фонд, региональные писательские организации также имели свои литфонды. В задачу литфондов входило оказание членам СП материальной поддержки (соответственно «рангу» писателя) в форме обеспечения жильём, строительства и обслуживания «писательских» дачных посёлков, медицинского и санаторно-курортного обслуживания, предоставления путёвок в «дома творчества писателей», оказания бытовых услуг, снабжения дефицитными товарами и продуктами питания.

Членство

Приём в члены Союза писателей производился на основании заявления, к которому должны были быть приложены рекомендации трёх членов СП. Писатель, желающий вступить в Союз, должен был иметь две опубликованные книги и представить рецензии на них. Заявление рассматривалось на заседании местного отделения СП СССР и должно было при голосовании получить не менее двух третей голосов, затем его рассматривал секретариат или правление СП СССР и для принятия в члены требовалось не менее половины их голосов.

Численный состав Союза писателей СССР по годам (по данным оргкомитетов съездов СП):

В 1976 году сообщалось, что из общего числа членов Союза, 3 665 пишут по-русски.

Писатель мог быть исключён из Союза писателей «за проступки, роняющие честь и достоинство советского литератора» и за «отступление от принципов и задач, сформулированных в Уставе Союза писателей СССР». На практике поводом для исключения могли служить:

Исключённым из Союза писателей отказывалось в издании книг и публикации в журналах, подведомственных СП, практически они были лишены возможности зарабатывать литературным трудом. За исключением из Союза следовало исключение из Литфонда, влекущее за собой ощутимые материальные затруднения. Исключение из СП по политическим мотивам, как правило, предавалось широкой огласке, превращавшейся порой в настоящую травлю. В ряде случаев исключение сопровождалось уголовным преследованием по статьям «Антисоветская агитация и пропаганда» и «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», лишением гражданства СССР, вынужденной эмиграцией.

В знак протеста против исключения Попова и Ерофеева из СП в декабре 1979 года В. Аксёнов, И. Лиснянская и С. Липкин заявили о своем выходе из Союза Писателей СССР.

Руководители

Руководителем СП СССР по Уставу 1934 года был Председатель правления.

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Союз писателей как пишется. Смотреть фото Союз писателей как пишется. Смотреть картинку Союз писателей как пишется. Картинка про Союз писателей как пишется. Фото Союз писателей как пишется

Первым председателем (1934—1936) правления Союза писателей СССР был Максим Горький. При этом фактическое [источник не указан 416 дней] руководство деятельностью Союза осуществлял 1-й секретарь СП Александр Щербаков.

По Уставу 1977 года руководство Союзом писателей осуществлял Первый секретарь правления. Эту должность занимали:

СП СССР после распада СССР

После распада СССР в 1991 году Союз писателей СССР разделился на множество организаций в различных странах постсоветского пространства.

Основными преемниками СП СССР в России и СНГ являются Международное содружество писательских союзов (которым долгое время руководил Сергей Михалков), Союз писателей России и Союз российских писателей.

СП СССР в искусстве

Советские писатели и кинематографисты в своём творчестве неоднократно обращались к теме СП СССР.

Источник

История

ИСТОРИЯ СОЮЗА ДЕРЖАВНИКОВ

Шестьдесят лет назад в жизни отечественного литературного процесса произошло очень значимое событие – 7 декабря 1958 года в Москве завершил работу Учредительный съезд Союза писателей РСФСР. С того дня наш современный Союз писателей России ведёт свою юридическую биографию. Именно юридическую, ибо реальная история самоорганизации русской литературной среды прослеживается уже в трёх веках.

Так в 1735 году при Академии наук учреждается «Российское собрание», дабы заботиться о «дополнении российского языка, о его чистоте, красоте и желаемом потом совершенстве», члены собрания – Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Именно в спорах Ломоносова и Тредиаковского и их последователей закладывалась теория русского стихосложения и, шире, литературного языка. Далее 30 сентября 1783 г. Указом Екатерины Великой утверждено Положение о Санкт-Петербургской Академии с назначением княгини Екатерины Дашковой её президентом. Первостепенные задачи: «сочинить российскую грамматику, российский словарь, риторику и правила стихотворения», и опять собраны вместе лучшие литераторы своего времени – Державин, Фонвизин, Херасков, Княжнин, с ними учёные-филологи Румовский, Котельников, Болтин, митрополит Иннокентий (Нечаев), а ещё виднейшие государственные деятели – Шувалов, Потёмкин, Елагин, Безбородко. На рубеже XVIII–XIX вв. членами Академии являлись Державин, Жуковский, Пушкин, Крылов, Вяземский, Погодин, Языков.

Кроме учреждений с государственным присутствием, в обозреваемый период русская литература постоянно и активно самоорганизуется в различные «вольные» общества словесности и любомудрия, поэтические и литературно-философские кружки, собирается вокруг периодических изданий. И это профессиональные объединения – по свидетельству Николая Греча учредители Вольного общества любителей словесности «были приготовлены к занятиям литературою строгим учением». Вспомним уровень выпускников Царскосельского лицея! Каждый такой кружок, каждое объединение, обозначая устойчивость особых эстетических течений в общем литературном процессе, давали начало школам развития и передачи профессионализма при смене поколений.

Кроме эстетических и философских, профессиональные литературные сообщества ставили перед собой и социальные задачи. Таковым является созданное Дружининым в 1859 году «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным», в которое вступили Некрасов, Островский, Полонский, Анненков, Майков, Тургенев, Л. Толстой. В начале 1897 года в Российской империи более 500 литераторов объединились в «Союз взаимопомощи русских писателей при русском литературном обществе». Интересно, кроме решения многих профессиональных, экономических и юридических задач, СВРП имел суд чести, под который попадал даже Короленко.

Если в конце XIX века объединения происходили в основном на эстетических платформах классицизма и модерна, то после революции 1917 года в переболевшей Гражданской войной Советской России сложилось несколько писательских объединений по политическим принципам – РАПП, ЛЕФ, «Перевал», «Союз крестьянских писателей», хотя было и подобие профсоюзов – «Всероссийский союз писателей», «Всероскомдрам».

В 1934 году на Первом съезде советских писателей, в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года – «…объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём», был учреждён Союз писателей СССР. Тогда же был выведен принцип «социалистического реализма». Так с одной стороны советские писатели находились под жёстким идеологическим контролем, что не могло не сказываться на качестве произведений, но, с другой – член СП СССР имел от государства множество льгот: квартиры, творческие дачи и командировки, пенсии, гонорары от 250 до 800 руб. (при долларе в 60 копеек) за авторский лист. И тиражи – от малых в 25000 экз., до миллионных, да с переводами на разные языки. Был открыт Литературный институт, работали Литературные консультации для начинающих, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы… А, главное, по количеству имён поэтов, прозаиков и критиков, вошедших в пантеон русской классики, советский период не знает себе равных.

Правление СП СССР в 1934-36 возглавлял А.М. Горький, за ним в разные годы В.П. Ставский, А.А. Фадеев, А.А. Сурков, К.А. Федин, Г.М. Марков.

Выделение в 1958 году Союза писателей РСФСР из созданного в 1936 году Союза писателей СССР обуславливались политическими переменами в жизни Советского Союза. Прежде всего, борьбой с пережитками «культа личности»: приведшие к власти Никиту Хрущёва силы проводили срочную политическую децентрализацию за счёт усиления самоуправления национальных образований. Поэтому учреждение для РСФСР собственных творческих союзов и Академии наук явилось составной частью продолжения остановленного Великой Отечественной войной ленинского плана дробления Российской империи на национальные фрагменты. Теперь за образованными в 20-е годы союзными республиками в дело вступали автономные.

На территории РСФСР к тому моменту работали 2 668 писателей (показательно, что возраст большинства членов и кандидатов СП СССР составлял от 40 до 55 лет. 17 августа 1957 года Бюро ЦК по РСФСР приняло постановление «Об оргкомитете Союза писателей РСФСР» в составе 56 литераторов, среди которых были Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Александр Твардовский, Валентин Катаев, Самуил Маршак. Руководить оргкомитетом назначили Леонида Соболева, заместителем – Георгия Маркова. Исходя из партийной сверхзадачи на представителей 11 русских регионов приходилось 14 поверенных от национальных образований.

Учредительный съезд Союза писателей РСФСР прошёл в Москве с 1 по 7 декабря 1958 года. В присутствии руководителей партии и государства, но демократическим голосованием первым председателем Правления нового творческого союза был избран беспартийный писатель Леонид Сергеевич Соболев. Более того: герой Социалистического труда и лауреат Сталинской премии, депутат и член Президиума Верховного совета СССР происходил из дворянской среды.

Выпускник Морского корпуса, штурманом участвовавший в Моонзундском сражении и Ледовом походе, военным корреспондентом прошедший Финскую и Великую Отечественные войны, капитан 1-го ранга, кавалер боевых орденов и медалей Леонид Соболев был действительно хорошим, признанным товарищами писателем – первыми его талант заметили Горький и Леонов. Конечно, главное место в творчестве Леонида Соболева занимала морская тематика: кроме рассказов 1930-х годов и сборника фронтовых очерков и рассказов «Морская душа», им написаны роман «Капитальный ремонт», повесть «Зелёный луч», литературно-критические и публицистические книги «На главном курсе», «Ветер времени», «Эпос и фольклор казахского народа», также он автор киносценариев, переводчик.

Создание Союза писателей РСФСР было, безусловно, властной реализацией идеологических установок КПСС. Но оно открывало небывалые до того возможности провинциальным писателям – произошла реальная децентрализация литературной жизни. По всем областям и национальным автономиям России открывались отделения Союза, открывались региональные издательства, появлялись новые журналы и литературные газеты, позволявшие реализовываться даже начинающим авторам. Нужно учитывать, что если количество гениев, собираемых одним временным отрезком – Божья воля, то уровень общецехового мастерства в людской ответственности. И можно смело утверждать, что во второй половине прошлого века профессиональный порог вхождения в русскую литературу достиг своего максимума: членство в Союзе воспринималось почётным званием.

Особо нужно вспомнить советскую переводческую школу. Благодаря системной опекаемой государством деятельности СП РСФСР в этом направлении практически каждый, даже самый малый, народ внёс свой уникальный вклад в общенациональный литературный процесс. И далее уже через русский язык переводимые на основные языки мира писатели автономий выходили на мирового читателя.

Культура – лицо власти: СССР до сих пор самая читающая страна в новой истории. Это результат многолетней внутренней политики государства: литературоцентристское общее образование, пропаганда художественного чтения, система книгораспространения, статус писателя – национального лидера. И как результат – немыслимые в других странах тиражи.

В 1970 году на посту председателя Правления СП РСФСР тяжело заболевшего 72-летнего Леонида Сергеевича Соболева сменил 57-летний Сергей Владимирович Михалков. Личность для всех легендарная: детский поэт и баснописец, драматург, сценарист, военный корреспондент, публицист, общественный деятель, автор текстов двух гимнов Советского Союза и обновлённого гимна Российской Федерации. В личности Сергея Владимировича, героя Социалистического труда и кавалера ордена Андрея Первозваного, лауреата трёх Сталинских премий и высших наград Русской Православной Церкви, удивительным образом сошлись и гармонично сосуществовали парадоксы и метания советского и постсоветского периодов российской истории. Опять же выходец из дворян, да родовитых, юный поэт, прежде чем войти в профессиональную литературу, поработал на фабрике и в геологической партии. Но вошёл в литературу, замеченный Алексеем Толстым, стремительно и ярко, разносторонне и плодовито. А за двадцать лет руководства Союзом писателей РСФСР, к личной творческой реализованности Сергей Владимирович сумел приложить равно признаваемый и литераторами, и литчиновниками авторитет справедливого, мудрого и заботливого администратора, руководителя в высшей степени порядочного и демократичного. А ведь на его председательство выпали годы «застоя» и «перестройки», когда российский литературный процесс нагрелся, вскипел и взбурлил так, как, может быть, вскипал и бурлил только в самом начале ХХ века.

Именно в этот период сложились, окончательно оформились и громко заявили себя одинаково оппозиционные к коммунистическому официозу и непримиримые меж собой писательские фракции «западников»-диссидентов и «деревенщиков»-патриотов, рядом с которыми как-то разом поднялись националистические интеллектуалы-борцы с «вековым угнетением окраин», зачастую нарочито путающие, подменяющие политику имперско-русскую интернационально-троцкистской.

Сейчас множатся свидетельства того, что кризис государственно-экономической системы, приведший к развалу СССР, явился результатом не столько затянувшейся «холодной войны» противостоящих политико-социальных теорий, сколько междоусобицы советской элиты, но в любом случае для культуры и особенно русской литературы он, кризис, стал переворотом мировоззренческим. Разворотом. Русская литература под слабеющим контролем идеологии всё смелее возвращалась к своему традиционному постижению жизни человека внутреннего. Конечно, эта традиция, растущая из православной трактовки личности-ипостаси, никогда не пресекалась, но всё же десятилетиями литература под влиянием государственной коммунистической идеологии занималась именно исследованием человека как субъекта социальных отношений.

Чего стоило Михалкову пребывать руководителем, равно любящим для всё более открыто и жёстче конфликтующих сталинистов и троцкистов, русофилов и тюркских, угорских, бурятских и кавказских националистов? Но факт: прощались с уходящим с поста Сергеем Владимировичем работники аппарата и множество собравшихся писателей дружным исполнением гимна СССР.

Избранный в декабре 1990 года на VII съезде СП РСФСР председателем 66-летний Юрий Васильевич Бондарев, до того много лет проработал первым заместителем Михалкова, но, понятно, о продолжении михалковского миротворчества не было уже и речи. Да и был Бондарев человеком другой природы: фронтовик, кавалер двух медалей «За отвагу» и «За оборону Сталинграда», Бондарев ещё с трибуны XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 года на всю страну сравнил горбачёвскую «перестройку» с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. И, когда августовские события 1991-го окончательно обрушили все мосты меж вчерашним и завтрашним, Юрий Васильевич принял гибель страны, за которую он проливал кровь, как гибель мира.

События развивались всё стремительней. С каждым днём рассыпался и разрывался такой ещё недавно, казалось, общий, хоть и многослойный, многоцветный литературный процесс. Протестуя против «засилья в Союзе сталинистов и антисемитов» ещё в 1990 году выделилась ультралиберальная группа «Апрель», а уж после распада СССР, около Союза писателей России, наследника СП РСФСР, появился Союз российских писателей. Кипение страстей захлёстывало. Поддерживаемые ельцинскими младореформаторами либералы под предлогом борьбы с «красно-коричневыми» и «русскими фашистами» инициировали власть на постоянные атаки Союза писателей России – и информационные, и экономические. Так, что было дело, когда писатели, поддерживаемые казаками и каратистами, держали оборону своего Дома на Комсомольском от рейдерских атак.

Юрий Васильевич Бондарев большой писатель. Великая Отечественная война стала главной темой долгой и плодотворной творческой жизни Героя Социалистического труда, кавалера многих правительственных наград и премий, видного общественного деятеля. Но главное: «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег» стали классикой жанра «лейтенантской прозы». Однако прямота воина не отвечала вызовам мятущегося времени.

С декабря 1994 по февраль 2018 годы Союз писателей России возглавлял Валерий Николаевич Ганичев. Доктор исторических наук, комсомольский функционер, журналист и общественный деятель, он в своё время возглавлял издательство «Молодая гвардия», выпускавшее 25 журналов и 40 миллионов экземпляров книг в год, был главным редактором газеты «Комсомольская правда» и легендарного журнала «Роман-газета» с многомиллионными тиражами. Однако, кроме организационной и идеологической работы, Ганичев имел и серьёзный писательский опыт, более того – его романы и повести «Росс непобедимый», «Флотовождь», «Державница» и «Ушаков» в немалой степени поспособствовали канонизации святого Фёдора Ушакова Православными Церквями России, Болгарии, Греции, Румынии, Сербии.

Ганичевская политика сближения писательской организации с Русской Православной Церковью на основе защиты базовых человеческих ценностей оформилась во Всемирный Русский Народный Собор, ставший главной общественной трибуной в затянувшиеся десятилетия государственного идеологического кризиса.

1994-2018. Эти годы были для Союза писателей России периодом серьёзнейшего испытания на прочность. Почти четверть века Союз доказывал – себе и окружающим, что он не некая искусственно созданная и искусственно поддерживаемая бюрократическая структура коммунистической пропаганды, а живая, саморазвивающаяся общность творческих людей на основе единого понимания творчества, профессионализма и гражданских идеалов. В условиях диктатуры либерализма да в его отечественной специфике, с затянувшейся историей экономических переделов, при конституционном отказе государства от собственной идеологии и боязни власть имущих малейших обвинений в симпатиях к ушедшему строю, многие оформившиеся в советский период общественные объединения по профессиональным, научным и творческим принципам не выдержали, потерялись, стали разрушаться. Но Союз писателей России устоял.

В феврале 2018 года XV съезд писателей России решительным большинством избрал новым председателем правления Союза 62-летнего прозаика и драматурга Николая Фёдоровича Иванова, офицера-журналиста, ветерана Афганской и Кавказской войн, до трагических событий ноября 1993 года – главного редактора журнала «Советский воин».

Эта смена лидера означила начало принципиально нового этапа в жизни писательского сообщества. Февральский съезд, впрочем, так же, как и два предыдущих, продемонстрировал буквально поразившее наблюдателей и гостей единомыслие писателей России, казалось бы, разделённых её тысячекилометровыми расстояниями, в видении и трактовке проблем современного литературного процесса и нацеленности на их преодоление. Эта вновь явленная способность организации с более чем 80 региональными отделениями – да к тому же объединяющей восемь с половиной тысяч самобытных талантов и уникально неповторимых индивидуальностей! – к волевой, решительной консолидации во имя едино воспринимаемой и принимаемой идеи, даёт право обновлённому руководству Союза на построение долговременной стратегии.

Так важнейшим из стратегических разработок Союза писателей России определено системно-плановое преодоление сложившегося в последние годы разрыва писательских поколений. Осознавая критичность для литературного процесса – процесса национального самосознания – всё большего мировоззренческого расхождения «отцов и детей», уже обернувшегося для пишущей молодёжи снижением писательского профессионализма, потерей духа эпичности, повальным мелкотемьем в пошлой деэстетизации и дегуманизации, а встречно грозящего стареющему цеху мастеров неизбежным возрастным коллапсом, была начата разработка срочной и долго-перспективной деятельности. Ничего принципиально нового не предполагалось, предстояло восстановление традиции личной работы мэтров с начинающими – традиции, освещённой в русской литературе именами Ломоносова, Жуковского, Белинского, Некрасова … Анненского, Гумилёва … Кожинова, Проскурина, Лобанова…

И замечательно, что опасность кризиса и необходимость его решительного преодоления одномоментно осознали и «отцы» и «дети»: на правление Союза писателей России вышла группа молодых поэтов, прозаиков и критиков с предложением создания структуры, которая могла бы объединить талантливую и нравственно здоровую литературную молодёжь. Так появился Совет молодых литераторов Союза писателей России, первым действием которого стало проведение Всероссийского совещания молодых писателей на базе Московского государственного института культуры в Химках, где творческая молодёжь со всей России потрудилась плечом к плечу с ведущими прозаиками и поэтами. Подчёркиваю: совещание было организованно самими молодыми писателями! И прошло оно очень результативно: по рекомендациям наставников семнадцать человек были приняты в Союз, а шестеро получили членские билеты прямо на Съезде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *