Создание чат ботов как бизнес
Чат-боты: для чего нужны и как создать. Гайд для тех, кто ещё не разобрался
Как создать чат-бота самостоятельно, без программистов? Когда нужно привлекать разработчиков? Разбираемся вместе с экспертами.
Lefgo / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
Пользователи любят общаться с компаниями через мессенджеры. Платформа Twilio опросила шесть тысяч человек и выяснила, что 85% из них хотели бы иметь возможность связаться с поддержкой через сообщения. По последним данным, 56% клиентов предпочтут мессенджер звонку на горячую линию, а 51% ожидают от компании моментального ответа в любое время суток.
К 2022 году 80% запросов будут обрабатывать чат-боты, предсказывает CNBC. Этот прогноз не удивляет. Для пользователей чат-боты — это круглосуточная поддержка и быстрые ответы на вопросы. Для бизнеса это рост продаж и обслуживание клиентов без затрат на операторов.
Эта статья для тех, кто ещё не включил чат-ботов в свой инструментарий. В ней мы разберём:
Пишет про технологии и бизнес.
Что такое чат-боты и зачем они нужны
Хотя слово «чат-боты» знакомо каждому маркетологу, их часто путают с другими инструментами, а ещё приписывают им ложные функции. Разберём, какие цели текстовые боты решают в бизнесе, в какие интерфейсы их внедряют, а также что они делать не умеют.
Чат-бот — это автоматическая система для общения с пользователями. Другими словами, это алгоритм, робот, который помогает клиентам решать различные задачи. Например, сделать заказ в интернет-магазине.
Вот примеры их стандартных функций: напомнить об акции, принять заявку, помочь сделать заказ, отменить запись к врачу, подтвердить доставку, записать ответы пользователя, классифицировать лид и отправить информацию в CRM.
Чат-ботов можно встретить в разных интерфейсах:
Их не стоит путать с рассылками и информационными каналами. Чат-бот «общается» с пользователем, отвечает на его вопросы. Рассылки просто дают информацию, ничего не спрашивая и не реагируя на запросы читателей. Если рассылку отправляют через чат-бота, то он сможет ответить на вопросы и перейти к диалогу с пользователем.
Боты могут использовать не только текст, но и голос или комбинацию текста и голоса. Однако в этой статье мы говорим о чат-ботах, общающихся текстом. Голосовой помощник — это тема для отдельного материала.
В бизнесе чат-боты решают две большие группы задач:
О чат-ботах есть несколько ложных представлений. Они не могут полностью заменить человека: некоторые задачи алгоритмы закрывают сами, но для других они подключают операторов. Чат-ботов также не используют для рассылок спама незнакомым контактам. Кроме того, автоматические алгоритмы в мессенджерах не могут полностью заменить систему продаж: сайт всё равно нужен.
Насколько эффективны чат-боты? Open Rate сообщений в мессенджерах — 90%. Для сравнения, у email-писем похожего содержания показатель составляет 20–30%. В мессенджерах выше Click Rate и скорость ответа. В среднем это 90 секунд для чат-ботов против 90 минут для email.
Робот стоит на первой линии поддержки, он может забрать на себя 50% и более обращений, говорит директор платформы для разработки голосовых и текстовых роботов Ziax, эксперт курса «Мессенджер-маркетинг» Роман Милованов. По его словам, это касается типовых обращений, которые не требуют уникального подхода к клиенту. Чат-боты избавляют операторов от рутины — это снижает и затраты, которые можно посчитать в FTE, и косвенные издержки, которые трудно подсчитать.
Роман Милованов приводит и другие примеры использования чат-ботов. Их используют в HR для ответов на запросы сотрудников. Или во внутренних техподдержках: чат-боты заводят заявки, отслеживают статусы, бронируют переговорные комнаты. Тем не менее в этой статье мы говорим о ботах для маркетинга.
Конструкторы vs разработчики
Чат-боты различаются по сложности. Есть простые алгоритмы — они могут вывести информацию по запросу или ответить на вопросы пользователя, если те входят в базу данных. Если ответа в базе нет, робот перенаправляет к менеджеру. Таких ботов часто собирают самостоятельно с помощью конструкторов.
Сложные чат-боты умеют запоминать ответы пользователей и учиться на них. Для работы таких чат-ботов нужен искусственный интеллект, и, как правило, их заказывают у разработчиков. Есть версии конструкторов с ИИ, однако мнения на их счёт разделились: некоторые уверяют, что результат всё равно будет хуже, чем при индивидуальной разработке.
Разработку чат-бота не всегда стоит начинать с поиска исполнителя, считает геймификатор и продакт-менеджер Александр Дученчук. По его словам, сначала нужно смоделировать решение. Это удобно делать на онлайн-досках для майндкарт — например, Miro или Lucidchart.
Простой чат-бот: как сделать с помощью конструктора
Конструкторы стоят в среднем 10 долларов за одного бота в месяц. Есть и бесплатные, и более дорогие сервисы. У некоторых конструкторов стоимость зависит от числа пользователей или сложности диалогов.
Самостоятельное создание чат-бота можно условно разделить на пять этапов.
Этап 1. Определите, где будет находиться чат-бот
Это мессенджер, диалоговое окно на сайте, отдельная страница. На российском рынке наиболее популярны мессенджер социальной сети «ВКонтакте» и WhatsApp — многие начинают внедрение чат-ботов именно с них.
Этап 2. Опишите цели чат-бота
К какому действию он должен подвести пользователя? Примеры: получить информацию, оформить заказ на товар, добавить товар в лист ожидания. Возможно, алгоритм должен сообщить пользователю о скидках, акциях, появлении товара на складе, ответить на вопросы.
Чтобы ответить на первые два вопроса плана, нужно проанализировать аудиторию. Нужно определить, откуда приходят клиенты, какие вопросы они задают, что их интересует, где и как они предпочитают коммуницировать с вашими менеджерами, почему уходят.
Этап 3. Спроектируйте чат-бота
Нужно определить логику алгоритма и последовательность действий. Итоговую структуру можно описать в виде последовательной (блочной, или древовидной) схемы сообщений.
На этом этапе нужно обратить внимание на то, в каком тоне чат-бот общается с клиентами. Сервис доставки еды и похоронное бюро будут использовать разные стили. Текстовые сообщения можно дополнить кнопками, смайликами, анимацией и иллюстрациями.
Этап 4. Выберите конструктор чат-бота
На рынке есть как англоязычные, так и русскоязычные сервисы. Конструкторы различаются набором функций, возможностью интеграций и тем, для каких платформ они создают чат-ботов. Вам нужно подобрать подходящий в зависимости от ваших задач.
Приведём некоторые примеры:
У Facebook Messenger, Slack и Telegram есть собственные платформы для создания ботов. Они бесплатные, но несколько сложнее классических коммерческих конструкторов.
Для общения с пользователем чат-бот должен откуда-то брать данные: о заказах, товарах, статусе доставки и так далее. Для этого алгоритм интегрируют со сторонними сервисами, которые хранят такие данные. Это, например, «Мой склад», «Google Таблицы», «Google Календарь», Bitrix24 или даже Instagram. При выборе конструктора нужно учитывать, что он должен работать с сервисом, которым пользуетесь вы.
Также боту может потребоваться интеграция с бэкенд-системами, чтобы он мог подключиться к нужному мессенджеру. Если вы раньше этим не занимались, то лучше взять конструктор, в котором ничего из сторонних сервисов подключать не нужно.
Ещё следует обратить внимание:
Этап 5. Откорректируйте бота после тестового периода
Когда бот проработает хотя бы месяц, попробуйте его улучшить. Для этого:
Сложный чат-бот: как заказать у программистов
Хотя новичок может справиться с созданием чат-бота, профессиональные лингвисты и программисты сделают робота намного лучше. Так считает Роман Милованов из Ziax. По его словам, это также будет быстрее. В этом разделе мы разберём, сколько может стоить разработка бота, где искать подрядчиков и что нужно учесть при создании ТЗ.
Сколько может стоить создание бота
Час разработки в этом сегменте в среднем стоит от 800 до 2500 рублей. Итоговая цена проекта будет зависеть от сложности, в том числе от того, нужны ли функции ИИ. Самого простого бота можно заказать у фрилансера от 10 тысяч рублей; цена хорошего чат-бота для компании будет находиться в ветке 100–300 тысяч рублей.
Цены на чат-ботов в агентствах, которые на них специализируются, начинаются от 40 тысяч рублей, а в веб-студиях — от 120 тысяч.
Стоимость также зависит от платформы, для которой нужен чат-бот. Самые дешёвые — это роботы для Facebook, Telegram, Viber и сайтов. В них для создания диалогов можно использовать уже существующий интерфейс. Сложнее сделать робота для WhatsApp или SMS — цена может быть больше в пять раз.
Где искать исполнителя
Способы поиска в целом не отличаются от того, как компании ищут квалифицированных сотрудников на другую проектную работу.
Александр Дученчук рекомендует руководствоваться следующим принципом. Фрилансеры подходят для несложных линейных чат-ботов, а разработчиков сложных технологических роботов лучше искать в профильных агентствах или через сайты поиска работы.
Обязательно нужно проверить на собеседовании, работал ли исполнитель с нужными вам технологиями. Это могут быть технологии обработки естественного языка (NLP), распознавания человеческой речи (Voice Recognition, Text-to-Speech и Speech-to-Text). На изучение этих инструментов уйдёт слишком много времени, отмечает Дученчук.
Для разработки сложных чат-ботов можно применять разные языки, поэтому, если у вас уже есть в стеке, например, Python, можно не усложнять и написать чат-бота на нём, заключает Дукенчук.
Как составить ТЗ и выяснить точную стоимость?
Чтобы правильно составить ТЗ и выставить прайс, посмотрите похожие предложения и проанализируйте, какие требования там изложены, какие сроки и цены. После этого:
Как узнать больше
Если вас интересует продвижение бизнеса в мессенджерах в целом, то вот здесь мы рассказываем о маркетинге в WhatsApp, здесь — о массовых рассылках во «ВКонтакте» от имени группы, а здесь — о подключении чат-ботов к таргетированной рекламе.
О необычном способе использовать чат-бота можно прочитать в статье «Как в „Газпром нефти“ развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота».
Сервисы, которые позволяют решить задачу без программирования или с минимальным привлечением программиста. Например, конструкторы сайтов.
Как создать чат-бота для бизнеса: полное пошаговое руководство
Я уже писала для SPARK большой обзор по разным платформам для чат-ботов, а сегодня представляю вашему вниманию большой пошаговый гайд, с помощью которого даже полный новичок сможет собрать себе нужного бота. В качестве подопытного была выбрана топовая платформа из прошлой статьи — LEADTEX.
Ниже коротко расскажу, что это за инструмент, для чего он нужен именно вам и как создавать чат-боты для разных мессенджеров с подключенной функцией оплаты. На выходе будет готовое решение для магазина, салона красоты, разных сервисов и подобных типов бизнесов.
Что такое чат-бот и для чего он нужен
Это программы, напоминающие виртуальных собеседников, которые могут вести диалог с клиентом через мессенджер, приложение или CRM-сервис, собирать заявки или платежи. Они работают, пока ваши сотрудники отдыхают или обрабатывают другие запросы.
С технической точки зрения, чат-бот — это несколько блоков сообщений или действий. Вы задаете определенный сценарий вашему виртуальному помощнику, а он собирает запросы и заказы по этому скрипту, помогает покупателю выбрать товар или рассказывает об акциях и специальных предложениях. При этом чат-боту не нужно платить зарплату, у него нет обеденного перерыва или выходных, поэтому он может обработать несколько заявок одномоментно и в любое время суток.
Чат-боты помогают автоматизировать некоторые задачи: держать связь с клиентами, принимать и обрабатывать запросы и заявки, оформлять заказы, консультировать или раздавать купоны. Это упрощает процесс ведения продаж, снимает нагрузку на сотрудников или владельца бизнеса, а также сокращает время и расходы на обработку заказов.
Преимущества чат-ботов
Недостатки чат-ботов
Но если вам знакомы все потенциальные запросы клиентов, осталось интегрировать чат-бот с любым из трех мессенджеров, которыми ваша аудитория пользуется чаще всего.
Чат-боты в мессенджерах на примере LEADTEX
Чат-боты, созданные на LEADTEX, можно интегрировать с Viber, WhatsApp или Telegram. Это удобно клиентам, ведь чтобы расспросить об услуге или оплатить покупку, не требуется лишних переходов на сайт или каких-то сложных действий. Все сделки проходят внутри самого чат-бота и мессенджера. Вам остается определиться с выбором площадки для подключения и нажать «Применить» напротив нужной иконки.
Создание чат-бота в Telegram
Для создания бота на этой площадке работаем с онлайн-версией мессенджера
3. Копируем появившийся токен и вставляем в поле самой платформы. Создаем аватарку с лого компании командами Edit About и Edit botpic и отправляем выбранное изображение.
4. Добавляем описание. Выбираем бота командами Edit About и Edit Description, вставляем текст.
5. Переходим в меню «Сценарий» и в верхнем поле «Цепочка сообщений» пишем любое приветственное послание.
6. Задаем варианты кнопок в поле «Меню» по тем действиям, которые будут нужны вашим пользователям. Например: узнать, сколько стоит процедура, или как создать бота.
7. Чтобы сделать следующий шаг, переходим в левую часть экрана, нажимаем на верхнюю красную точку для создания цепочки сообщений. В правом всплывающем окне заполняем поля. Теперь можем перейти по ссылке бота и протестировать, что у нас получилось.
Как сделать так, чтобы бот обращался к клиенту по имени
В правом верхнем углу экрана вы найдете вкладку «Помощь». Переходим в нее, находим нужный вопрос, копируем скрипт из ответа. Идем обратно, в меню «Цепочка сообщений», и вставляем скрипт после приветственного слова. Система подставит имя клиента из его же аккаунта. Если у клиента есть только никнейм, интересуемся в первом сообщении, как зовут пользователя.
Важно: после этого надо прокрутить поле правого меню, перейти к пункту «Дополнительно» и поставить галочку напротив «Записать пользовательскую переменную».
Далее добавляем следующий блок в цепочке, где бот будет благодарить за представление и предлагать новый шаг. Снова входим в «Помощь», выбираем нужный пункт и копируем скрипт.
Как сделать инлайн-кнопки
Переходим в «Настройки» блока, затем «Настройки клавиатуры», выбираем Telegram, нажимаем на плюс и перетягиваем кнопку.
Важно: все ответы на большинство возникающих вопросов вы можете найти в разделе «Помощь».
Создание чат-бота в Viber
4. В появившемся окне пишем приветственное сообщение. После его составления нам высвечивается ссылка на созданного бота. Для теста нажимаем на нее и смотрим, что получилось.
5. В разделе «Сценарии» мы всегда можем исправить или полностью изменить текст приветственного сообщения. Нажимаем на верхнее поле блока «Цепочка сообщений», в появившемся меню вводим необходимые слова. Здесь же можно добавить имя клиента, просто скопировав и подставив тег name из раздела «Помощь».
Создание чат-бота в WhatsApp
3. Возвращаемся в левую панель инструментов к кнопке «Сценарии». При нажатии на блок в правой стороне экрана вы увидите всплывающее меню. В верхней строке размещаем текст приветственного сообщения. Здесь же можно оставить скрипт с именем пользователя (как это сделать, подробно рассказано в соответствующем пункте раздела «Помощь»).
4. Добавим кнопки для выбора запроса клиентом. Так как в WhatsApp нет кнопок вообще, заменяем их пунктами меню. Заходим в раздел «Настройки клавиатуры», активируем нужный мессенджер. Снова переходим к «Цепочке сообщений». В правом окне, под разделом Меню прописываем варианты запросов (например, «Оставить заявку» или «Узнать подробности»). По необходимости жмем на кнопку «Добавить еще» и прописываем необходимые действия.
5. Проверяем работу бота. Обращаемся к левой панели меню, выбираем первый значок. Жмем на появившийся логотип WhatsApp Cloud. Теперь можно добавлять в цепочку подготовленные сообщения. В открывшееся поле вводим заготовленный приветственный текст, сохраняем его. После закрытия поля в нижней части диалогового окна видим новую, только что появившуюся ссылку. По ней вы можете измерять и анализировать конверсию конкретного рекламного объявления. Кликните по кнопке «Перейти в чат» и попадете в сам диалог, а также увидите заданное ранее сообщение.
В бот можно добавить изображения, видео или аудиофайлы или выделить любую фразу жирным шрифтом (через Настройки клавиатуры, подставив звездочки с двух сторон слова или предложения). Для этого возвратитесь к блоку «Цепочка сообщений» и в правом меню нажмите на плашку с «Фото» или «Аудио».
Проработаем сценарий. Возвращаемся к первому блоку и жмем на кнопку с необходимым запросом. Появляется новая ветка. Текст для нее можно прописать во всплывающем меню в правой части экрана.
Все пустые строки обязательно удаляйте нажатием красного крестика в одном из уголков поля. Чуть ниже прописываем скрипты ответов, полученные от клиентов в «Пользовательскую переменную». В последнем блоке включаем тумблер «Уведомления». Номер телефона спрашивать не требуется: мессенджер определяет его автоматически.
Чтобы получать заявки удобным вам способом, перейдите в пункт «Настройки» (панель инструментов), коснитесь надписи «Уведомления». Остается выбрать площадку — мессенджеры или почта, и переслать в бот сообщение для активации.
Для каждого блока цепочки можно создать дополнительные сценарии. Так мы можем сжать большую схему бота до нескольких аккуратных папок. В правом нижнем углу экрана нажмите на плашку с надписью «Добавить сценарий».
Затем задайте определенную команду, например, «Узнать об услуге подробнее». Появится новый блок, в меню которого можно поместить кнопки, текст или задать ответ цифрами.
Как подключить оплату через чат-бот: банковские сервисы
На данный момент платформа может обрабатывать платежи через две банковские системы — ЮMoney и CloudPayments.
Как подключить ЮMoney к чат-боту
После подключения бота через API в Telegram, заходим в панель инструментов «Настройки» и «Интеграция», выбираем ЮMoney, вносим адрес своего кошелька, сохраняем. Появляется горящая ссылка. Жмем на нее и переходим на платежный сервис. Подключение создано.
Создаем новую цепочку сообщений. Возвращаемся в «Сценарии». В поле записываем текст с просьбой оплатить счет, чуть ниже формируем кнопку «Оплатить». В блоке цепочки нажимаем на точку рядом с кнопкой, выбираем платежную систему. Заходим в появившееся справа меню «Прием платежей», заполняем поля «Назначение» и «Описание», ставим любую минимальную сумму. После успешно прошедшей оплаты заполняем поле «Сообщение», чтобы прислать клиенту уведомление о получении платежа.
Как подключить к боту CloudPayments
4. Возвращаемся в платежный сервис, включаем «Pay Уведомления» и вставляем скопированное в поле «Адрес». Прокручиваем окно и кликаем на «Сохранить уведомления».
5. Переходим к блокам «Цепочка сообщений». Выбираем нужную кнопку в одном из сценариев, нажимаем на нее, а затем на «Создать блок». В новом списке выбираем название платежной системы.
Переходим к правой части экрана, заполняем поля «Назначение платежа», «Описание» и «Сумма». Вводим текст, который появится у клиента после списания денег. Прокручиваем экран вниз и добавляем тег «Оплатил» в одноименном поле после оплаты.
2. Переходим к пункту «Шаги», пишем имя платежа, снова сохраняем в «Настройках» и жмем на кнопку «Запустить».
3. Оплата через бота подключена, теперь ее можно тестировать самостоятельно.
Интеграция чат-бота и АmoCRM: подводные камни
Виртуального помощника, созданного на платформе LEADTEX, можно интегрировать с CRM-системами с открытым API — AmoCRM и Bitrix24. Так ваши сотрудники могут переписываться с клиентами, не выходя из сервиса, или настроить какие-то триггерные события.
3. Во вкладке «Дополнительно» выбираем ответственного за проведение новых сделок, указываем воронку и этап, куда будут попадать новые лиды.
4. Создаем бота, публикуем его и привязываем к нужному мессенджеру. Теперь можно следить за перепиской или отправлять сообщения клиентам напрямую через АmoCRM. Если нужно использовать систему только для переписки, отключите бота в разделе «Дополнительно» («Настройки»).
Вместо итогов важное упоминания для работы с любыми платформами, а не только LEADTEX: после интеграции не забудьте протестировать корректность настройки передачи данных.
На этом, пожалуй, все на сегодня. Если я что-то пропустила, то ответы можно найти в целом пакете обучающих видео на YouTube-канале платформы.
Идея для продвинутых: как заработать на чат-боте
Создатели популярных чат-ботов утверждают, что сегодня обзаводиться ботами стремится и крупный бизнес типа банков и маркетплейсов, который таким образом серьезно сокращает затраты на персонал, и обычные предприниматели, для которых простейший бот в соцсетях может стать источником заработка. Нюансами «приручения» чат-ботов с РБК Трендами поделились основатель TalkBank Михаил Попов и ИТ-предприниматель, создатель платформы «Глаз Бога» Евгений Антипов. Оба считают, что в чат-ботах заложены огромные бизнес-перспективы, которые пока не все сумели увидеть.
Что такое чат-бот?
Чат-бот, или просто бот — это специальный вид приложений, который реализуется в виде диалогового интерфейса. Пользователи нередко сталкиваются с ботами, когда на странице сайта всплывает окошко, где некая Татьяна или Мария Степановна, представляясь сотрудником компании, предлагает ответить на ваши вопросы.
При этом общаться вы будете не с оператором, а с искусственным интеллектом, и по мнению экспертов, в этом есть свои преимущества.
Боты, которые работают в соцсетях, для того, кто с ними общается, не отличаются от обычных пользователей.
Зато они умеют делать полезную работу, часто за минимальное вознаграждение. Но в сумме оно может приносить владельцу до нескольких миллионов рублей в день, утверждает Антипов. По словам Попова, среди клиентов TalkBank есть такие, кто зарабатывает с одного клиента в чат-боте в среднем по 100-200 тыс. рублей.
В чем боты превзошли человека?
Чат-боты могут давать не только текстовый, но и медиаконтент. Это видеоролики, аудиосообщения, подкасты и любой другой контент, который доступен в мессенджере. Это делает коммуникацию максимально полной, живой и понятной по сравнению с чат-ботами в отдельных приложениях, например, в банковских.
Россия — лидер империи ботов
Чат-боты — один из редких примеров, когда Россия сумела завоевать лидерство. По словам Евгения Антипова, Россия находится на первом месте в области разработки ботов, причем отечественные разработчики часто ориентируются не только на российский, но и на мировой рынок. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что лидерство в производстве чат-ботов остается за родиной создателя Telegram Павла Дурова. Михаил Попов утверждает, что по степени развития чат-ботов Россия опережает страны Европы и США. Но есть множество других стран, где чат-боты активно набирают популярность. В первую очередь это Иран, где в Telegram присутствуют практически все сферы деятельности, в том числе правительственные боты. В Индии чат-боты позволяют сотням миллионов людей получать сервисы на очень простых и дешевых смартфонах. Чат-боты популярны в Китае, где они входят в обиход пользователей, встраиваясь в процессы покупок в WeChat. Также это страны Южной Америки, в первую очередь Бразилия, где очень популярны WhatsApp и Telegram.
Что умеют чат-боты?
Разработчики ботов утверждают, что сфера их применения практически не ограничена. При этом все большее развитие они получают не только в традиционных сайтах и приложениях, но и в привычных всем соцсетях, в особенности Telegram. Там сфера использования ботов далеко не всегда может быть деловой. К примеру, недавно появились пранкер-боты. Им достаточно скинуть номер человека, которого вы хотите разыграть, и в ответ получите запись разговора с розыгрышем.
По словам Антипова, аналоги приложений для знакомств, такие как Tinder и многие другие, идеально подходят для интеграции в систему Telegram-ботов. И подобные приложения уже созданы.
Не выходя из любимого мессенджера, где вы проводите все время, можно быстро заполнить базовую анкету и начать подбирать себе пару. А там и до свидания недалеко.
Чат-боты позволяют скачивать книги, смотреть фильмы и музыку.
Однако чат-боты в Telegram способны не только развлекать. Пользователям они помогут решить временные финансовые трудности, а своим создателям — заработать на этом.
Отдельная сфера применения ботов, перспективная с точки зрения заработка, — персональные данные. Например, за небольшую сумму боты помогут приобрести номер для создания аккаунта на популярных сервисах бесплатных объявлений или в любой из соцсетей.
Еще одна сфера применения ботов — удобные аналоги различных приложений для бизнеса, чтобы вести собственный учет. Онлайн-магазины в связке с телеграм-каналами, где канал будет играть роль журнала покупок, а телеграм-бот — роль удобного личного кабинета для покупки, выбора размера и даже оплаты, ведь боты позволяют легко привязать внутреннюю оплату без заморочек, связанных с интеграцией сторонних платежных систем.
В сфере услуг, медиаконтента и образования у чат-ботов есть сильные преимущества по сравнению с другими интерфейсами. Все чаще ботами обзаводятся образовательные платформы и вузы.
Сколько стоит бот?
Сегодня обзавестись чат-ботом достаточно просто. Платформ для создания ботов в Сети — великое множество, причем есть среди них и те, где создать простейшего бота можно абсолютно бесплатно. Правда, и заработать на нем вряд ли получится. Другие сервисы работают по подписке.
Для примера, стоимость создания чат-бота для Telegram и дальнейшее пользование им начинается от 1000 рублей/месяц.
На платформе «Сбер Бизнесбот» обещают, что настроить бота можно буквально за три минуты, при этом он позволит сократить расходы на поддержку клиента на 20%.
Единственный недостаток таких платформ для пользователя — ограниченная функциональность. Как правило, конструкторы ботов позволяют создать инструмент для анкетирования клиентов, к примеру, при приеме на работу, или рассылки заранее подготовленных сообщений. «В этом смысле они больше напоминают сервисы e-mail рассылок, только в интерактивном формате», — уточняет Попов.
Более сложные и продвинутые решения для корпораций и Enterprice-сегмента — вотчина специализированных компаний-разработчиков. Они могут создавать ботов с нуля или использовать свои платформы с искусственным интеллектом для того, чтобы делать ботов качественнее и быстрее. Накопленная диалоговая база позволяет искусственному интеллекту чат-бота правильнее и грамотнее общаться с клиентом, эффективнее понимать его запросы и давать более уникальные ответы.
Именно такие боты интересны банкам, страховым компаниям и сервисным платформам. Стоимость Enterprice-решений измеряется миллионами и десятками миллионов рублей. Бизнес видит смысл в таких затратах, поскольку умные решения могут полноценно заменять большую долю операторов контакт-центров и любого другого фронт-офиса. Они общаются на одном языке с клиентами, имеют глубокую интеграцию с бизнес-системами компании-партнера и предоставляют разветвленный сервис для конечного клиента. Так, специализированные боты на базе TalkBank Platform позволяют провести клиента из пункта А в пункт Б в рамках бизнес-процесса партнера максимально быстро и эффективно с высоким уровнем конверсии. Это важно не только для компании-партнера, но и для клиента, так как ему необходимо быстрое распознавание его запросов и эффективное решение конкретно его ситуации, например, когда речь идет о совершении транзакции.
Кто уже оценил преимущества ботов?
Антипов и Попов приводят в пример и серьезные продукты, реализованные на базе ботов. Например, CLICK-кошелек. «Ребята использовали бот как третью площадку помимо мобильной разработки», — уточняет Антипов. Такие популярные бренды как Comedy Club, каршеринг YouDrive также используют боты для распространения контента и для оказания удобной технической поддержки. Известная мойка BlackStar дала возможность бронировать и записываться на мойку через собственного Telеgram-бота, где ведется аналитика посещений и можно следить за состоянием своего автомобиля. Такси «Максим» также решили не отставать и, благодаря возможности делиться геопозицией с ботом и даже давать возможность ее отслеживать, сделали полный аналог приложения такси в рамках маленького телеграм-бота, который не уступает в функционале.
По словам Попова, многие крупные корпорации используют боты для внутренних задач, для работы с персоналом, оптимизации бизнес-процессов, связанных с HR, закупками, логистикой и так далее. Многие уже предоставляют чат-ботов своим клиентам. Впереди всех находится финансовая сфера. Многие банки и страховые компании работают с чат-ботами и предлагают их клиентам.
Чат-боты стали новым трендом для ритейла. Клиент может прямо в нем собрать корзину, тут же ее оплатить, получить скидку или воспользоваться своими бонусными баллами и забрать покупку уже на кассе. Такие схемы становятся все более и более популярными. К примеру, недавно «Лента» запустила чат-бота Set Galya, который позволяет кассирам отменять позиции в чеке и менять количество товара без участия старшего кассира. В будущем такой чат-бот поможет управлять списком покупок самого клиента. Больших доработок это не потребует, потому что главная особенность — интегрироваться с кассовым узлом. Если она есть, то современные технологии чат-ботов позволяют дать такой интерфейс клиенту, где бы он мог подбирать и убирать позиции из своей корзины и также оплачивать. Если говорить о мировом опыте, то магазин канцтоваров Staples выпустил своего чат-бота в Facebook, который помогает клиентам заказывать товары и управлять своими заказами. «Поэтому такое направление будет развиваться, оно во многом упрощает историю быстрых покупок по сравнению с мобильными приложениями, которые нужно устанавливать», — отмечает Попов. Одно из преимуществ чат-ботов в сравнении с веб-сайтами возможность допродавать товары клиентам. Когда клиент сам выбирает товары в каталоге, у него есть сложность — он не знает, что искать. Покупки ограничиваются списком покупок или предложением, которое непосредственно оказалось перед глазами на сайте. «С чат-ботом можно сделать достаточно интересную структуру вопросов, которая позволяет клиенту определиться с товарами. Например, под событие или задачу, где чат-бот, зная потребительские предпочтения, поможет сформировать такую корзину и оформить заказ. Так, если бы с клиентом работал профессиональный продавец-консультант, но при этом в массовом цифровом формате, без очередей и ожидания отклика оператора», — отмечает Попов.
Растет спрос на чат-боты в сфере самозанятых, как для провайдеров услуг, так и для их клиентов. Они могут заказывать услуги мастеров и исполнителей через чат-ботов. Это становится важной составляющей маркетплейсов, которые работают с самозанятыми, например, YouDo.
Перспективы бизнеса на чат-ботах
Создатели чат-ботов утверждают, что в целом пока прямая конкуренция между чат-ботами не стоит так остро, как между мобильными приложениями. Там тратятся безумные деньги только за скачивание, чтобы быть в топе рейтинга магазинов мобильных приложений. В чат-ботах пока такой ситуации нет. «За счет больших сообществ в Telegram или Viber можно быстро прокачать свой чат-бот и сделать его популярным, если он дает действительно ценную информацию и приносит пользу клиентам», — убежден Попов. Большинство чат-ботов по-прежнему уникальны, так как сейчас достаточно легко найти свою нишу, где можно стать лучшим.