Создание маркетплейса как бизнес
С чего начинается создание маркетплейса. Часть первая
На сегодняшний день такой вид ИТ бизнеса, как маркетплейс, получает все большее распространение. И этому есть вполне очевидные причины. Одна из них — это очень высокая ликвидность, а также большой потенциал к последующему росту, что при грамотном подходе может принести очень впечатляющую прибыль. Именно об этом грамотном подходе я сегодня и хочу с вами поговорить.
Но прежде чем мы начнем, давайте в общих чертах определим, что же такое маркетплейс, зачем он нужен, и какие преимущества он несет бизнесу.
Как видно из самого названия, то маркетплейс — это некая виртуальная площадка для торговли. Которая позволяет одним пользователям предлагать свои услуги или товары, а другим получать эти самые услуги или приобретать товары. На самом деле существует огромное множество всевозможных типов и видов маркетплейсов, но всех их объединяет тот факт, что это именно удобный и продуманный сервис, на котором и держится весь ИТ бизнес владельца маркетплейса.
Теперь, когда мы понимаем о чем идет речь, перейдем к тому, как же собственно создать такой проект. Сразу хочу сказать, что при всей кажущейся простоте и легкости самой идеи, сам процесс создания, да и последующего успеха маркетплейса, отнюдь не тривиальная задача. Итак, хватит разговоров, поехали разбираться, что к чему.
Бизнес модель
Самый первый и главный момент создания маркетплейса — это конечно же бизнес идея. Нельзя просто так решить построить маркетплейс, без подробной бизнес модели и стратегии. Нет, в принципе конечно можно, но результат будет очень предсказуем и печален. Поэтому, многие предприниматели принимают решение создать свой маркетплейс на базе своего существующего бизнеса.
Например, агентство недвижимости (далее АН) создает на базе своего бизнеса электронную площадку по аренде/продаже недвижимости. Я много лет проработал в сфере построения решений для АН, поэтому знаю все подводные камни и особенности. И хочу заявить смело — это очень сложный и специфический бизнес, с массой всевозможных нюансов и особенностей. Поэтому, когда маркетплейс создается на базе АН, у которого есть в этой сфере огромный опыт, своя наработанная база по объектам недвижимости и реальным клиентам, то такой маркетплейс однозначно будет иметь финансовый успех. В противном случае, все закончится потерей времени и денег.
Еще один пример — это проект маркетплейса по оказанию клининговых услуг. Когда я стал погружаться в специфику и бизнес модель заказчика, чтобы построить для него мощное и гибкое решение маркетплейса, тогда я осознал, что данная специфика бизнеса очень сильно отличается от моих представлений о ней. Во-первых заказчик имеет огромный опыт в оказании клининговых услуг в Европе, и именно поэтому решил на базе своего существующего бизнеса построить очень гибкий маркетплейс, чтобы перетянуть на себя большую часть рынка. Как оказалось, в этой простой идее такое количество всевозможных нюансов и тонких моментов, что я был реально потрясен, насколько эта тематика сложна и многогранна. А во-вторых — это тот факт, что для маркетплейса не придется с нуля искать пользователей, так как все клиенты (те кто предлагает услуги и получает) были смигрированы из CRM заказчика в новый маркетплейс, что позволило проекту сразу же стартовать с первого дня запуска. А живой и работающий проект позволил сразу же привлекать новых пользователей в маркетплейс.
Монетизация
Такой момент для маркетплейса, как монетизация, также является немаловажным. Существует много всевозможных моделей по монетизации. Например, по подписке, процент от сделки, оплата за фиксированные пакеты и другие. Поэтому бизнес должен сразу подумать о том, как он планирует зарабатывать. Не всегда можно точно и правильно определить, какой тип монетизации лучше для каждого конкретного проекта. Именно поэтому иногда получается такая ситуация, что бизнес запускает новый маркетплейс, а выбранный тип монетизации не принес желаемого результата. Тогда бизнес начинает менять тип монетизации, и таким образом получается подобрать наиболее эффективный способ получения прибыли. На самом деле — это достаточно сложный вопрос, поэтому его нужно очень хорошо обдумать на этапе создания бизнес логики. Если сразу упустить из вида данный момент, то впоследствии может оказаться очень сложно построить правильную работу маркетплейса, чтобы он начал приносить прибыль.
Подбор команды разработчиков
Этот момент вообще очень сложный. Особенно для заказчика, который не всегда может оценить квалификацию компании и разработчиков. Сразу скажу, что такого уровня проекты, как маркетплейсы, должны создаваться только командами. Никаких одиночек и фрилансеров в эту сферу нельзя пускать, так как проекты, как правило, очень большие и сложные, а также требующие огромного опыта не только в разработке, но и в специфике бизнеса заказчика.
К огромному сожалению, многие заказчики считают, что программисты все одинаковые и просто пишут код. Мол, что тут сложного, дали ему задачу и он ее успешно выполнит. Но если провести интересное сравнение с хирургами, то я более чем уверен, что заказчик не хотел бы попасть на операционный стол к тому хирургу, у которого он будет первым пациентом, на котором можно потренироваться. Вот и при построении сложных компьютерных систем тоже очень важно обращаться к тем компаниям, которые на этом специализируются и обязательно имеют в этом опыт.
Зачем нужно программистам иметь опыт в построении маркетплейсов? Ответ довольно прост. Тематика маркетплейсов очень сильно стала развиваться в последние годы, но вот опыта построения подобных систем очень мало, как у заказчиков, так и у компаний, занимающихся разработкой. И те, кто стали у истоков набили себе очень много шишек на первых проектах. Те технические задания, которые выдвигали заказчики, оказывались в финале неэффективными для пользователей маркетплейса. В итоге приходилось вместе с бизнесом очень много всего переделывать, дорабатывать и менять. Это приводило к большим финансовым и временным затратам. Но все же в результате получались именно те решения, которые удовлетворяли пользователей маркетплейса, заказчиков, которые начинали получать прибыль, и самих разработчиков, которые получали огромный опыт. И этот опыт заключается не только в понимании, как грамотно и эффективно разрабатывать современный маркетплейс, но и в понимании многих бизнес процессов. Что в результате помогает будущим клиентам помочь с бизнес логикой проекта и сэкономить много времени и финансов.
Подводя итоги можно заметить, что создание грамотного маркетплейса — это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий большого опыта и высокой квалификации. Поэтому необходимо доверять только тем специалистам, которые разбираются в данном вопросе и тогда вы не прогадаете.
Сколько стоит разработать маркетплейс, и каких ошибок важно избегать
У Антона Репьева, директора агентства Lodoss, за плечами десяток созданных маркетплексов. Он рассказал об основных особенностях, главных модулях и оценке затрат на разработку маркетплейса.
Весь ecommerce делится на интернет-магазины, сервисы (SaaS, PaaS, IaaS) и торговые площадки (маркетплейсы).
Интернет-магазины предназначены для продажи вещей или услуг. Обычно принадлежат одному владельцу. Например: M.Видео или Юлмарт.
Сервисы предназначены для предоставления различных услуг, облегчают работу и экономят время пользователя. Пример такого сайта — проект LegalNature, где пользователи могут быстро создавать и нотариально заверять различные юридические документы.
Маркетплейсы — это торговые интернет-площадки, которые выступают посредником между покупателем и продавцом. Они могут делиться: по типу участников (B2B, B2C, C2C), по продуктам, по услугам, по монетизации. Но основное предназначение маркетплейса — упростить взаимодействие между поставщиками услуг/товаров и их потребителями, помочь найти друг друга и увеличить количество сделок.
Для посетителя маркетплейс — это просто витрина с товаром, но на самом деле маркетплейс — площадка с продуманной бизнес-логикой и процессами.
Всё, что нужно знать о рекламе в мобильных играх
Аналитический обзор Gameloft: рекламные форматы, портрет аудитории, надёжные бенчмарки.
Лучшими маркетплейсами сегодня можно считать: Alibaba, Airbnb, eBay, Uber.
Основные ошибки при создании маркетплейса
Маркетплейсами сегодня никого не удивишь, они продолжают набирать популярность. Они вытесняют интернет-магазины и централизуют вокруг себя торговлю в интернете, особенно это выгодно малому и среднему бизнесу. Ведь куда проще создать аккаунт на уже готовой площадке с большим количеством посетителей, и буквально с первых дней получать клиентов, чем самостоятельно создавать магазин и думать о его продвижении, платить разработчиками и поддерживать всю инфраструктуру.
Но каким бы прибыльным делом не казалось создание своего маркетплейса, с блекджеком и плюшками, тут нужно подумать трижды, так как это высокорискованный и требующий больших вложений бизнес.
За 8 лет мы сделали около десятка маркетплейсов: по перевозке грузов, по аренде жилья, по доставке еды, по обучению иностранным языкам. И каждый из них был интересен и обладал своей изюминкой, но, к сожалению, выжили из них единицы.
Мы создаём приложения и следим за их жизнью, мы видим, какие решения пользуются популярностью, а какие нет, что живёт, а что умирает. Весь этот опыт мы стараемся передать своим клиентам, но, к сожалению, не все прислушиваются.
Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки построения маркетплейсов.
Неправильно выбранные инструменты и команда
Стоимость разработки маркетплейса сильно зависит от конкретного бизнеса: можно создать маркетплейс на базе «коробочных» решений или заказать индивидуальную (кастомную) разработку. Часто владельцы, желая сэкономить, на начальных этапах выбирают коробочные решения — это вполне логично если у вас недостаточно денег и времени, или вы хотите проверить какую-то гипотезу. Но у коробочных решений ограничена гибкость, и порой кастомизировать коробочную версию оказывается намного дольше и дороже, чем разработать похожую функциональность с нуля. Поэтому тут важно до начала работ провести аналитику и выбрать правильные инструменты. И не стоит выбирать человека-оркестра или команду, которая соглашается делать все ваши прихоти и желания беспрекословно. Скорее всего, они заинтересованы в том, чтобы выполнить больше задач и получить больше денег, а не заинтересованы в успехе вашего бизнеса. Профессионалы обязательно помогут, подскажут лучшее решение, поэтому прислушивайтесь к их мнению.
У нас был случай, когда пришёл к нам клиент у которого, по его словам, уже было сделано 80% всего приложения. Но предыдущий разработчик перестал устраивать клиента: тот делал всё очень медленно, был большой процент брака, приходилось возвращать задачи на доработки и исправления по несколько раз.
Мы провели аудит кода и выяснили, что предыдущий разработчик сильно усложнил архитектуру, применял овер-инженерные решения, а в силу ограниченного бюджета и сроков не писал автоматизированные тесты. В итоге исправление одних проблем порождало большое количество других, которые обнаружить было не так просто. По написанному коду прослеживался явный перекос умений в сторону бэкенд-разработки, поэтому решения на фронтэнде плохо соответствовали требованиям.
В результате нам пришлось полностью переписать некоторые части приложения.
Придумывают фичи в ходе разработки
Часто в процессе разработки клиенты начинают придумывать новые фичи, которые с трудом можно внедрить в уже созданную архитектуру. Хорошо, если на это есть время и деньги, но бывает, что клиент увлекается процессом и может потратить большую часть бюджета на вещи, которые не очень нужны для запуска. А потом ему может просто не хватить денег на маркетинг и привлечение клиентов, а ведь это тоже важная часть бизнеса. Чтобы избежать такой ситуации, нужно вовремя остановиться и заняться только приоритетными задачами. Неприоритетные задачи можно спокойно добавлять уже после запуска маркетплейса.
Несколько лет назад один из наших клиентов хотел создать самую лучшую, самую быструю, самую отказоустойчивую соцсеть. От наших советов начать с MVP, сделать версию как можно быстрей, привлечь людей и проверять гипотезы на пользователях — отказывался наотрез. Он хотел сразу выпустить идеальный продукт. Он нанял лишь команду программистов для разработки, а весь процесс взял в свои руки. Почти два года он делал с нашими ребятами приложение, мог по несколько месяцев делать какую-нибудь «фишку», пока она не станет идеальной. В итоге у него закончились деньги, он так и не выпустил продукт, а позже у него были проблемы с инвесторами.
Сколько будет стоит разработка
Стоимость создания маркетплейса может сильно варьироваться в зависимости от направления бизнеса и необходимой функциональности, поэтому назвать точную цифру разработки нельзя.
Помните рекламу про то, как женщина хотела купить колбасы грамм двести–триста, а продавец ей довольно грубо отвечал: «Сколько вешать в граммах?!» Так вот, при разработке сложных продуктов, таких как маркетплейс, нельзя сказать, сколько будет стоит финальный продукт.
Но можно рассчитать примерный бюджет.
Как я упоминал выше, разработка маркетплейса может быть коробочной или кастомной. На рынке существует большое количество всевозможных коробочных вариантов маркетплейсов. Разработка базового варианта может стоить до миллиона рублей, а срок выполнения — 1,5–2 месяца.
При кастомной или индивидуальной разработке стоимость создания торговой площадки обойдётся от 3 миллионов рублей, а срок разработки — от 3 месяцев.
В зависимости от бизнес-логики, дизайна и дополнительной функциональности стоимость разработки может меняться в разы.
Давайте разберёмся с трудозатратами, и какую минимальную функциональность необходимо будет реализовать. Ниже представлен основной список частей или модулей любого маркетплейса:
Модуль авторизации и регистрации
Обычно имеет стандартную авторизацию через email и пароль, может быть расширен авторизацией через социальные сети или двухфакторной авторизацией через смс или другие источники. При регистрации обычно подтверждается почта с помощью проверочного кода на указанный email. Соответственно, есть страница, где проверяется высланный код. Страница и функциональность восстановления пароля.
Разработка этого модуля занимает от 40 до 80 часов.
Модуль управления данными и ролями
Создание и редактирование личных данных и данных компании, валидация введённых данных, загрузка файлов и изображений, создание ролей и ограничение прав доступа.
Разработка этого модуля занимает от 60 до 120 часов.
Модуль администрирования
Просмотр и управление всеми данными в системе, просмотр транзакций, разрешение споров, аналитика и статистика.
Разработка этого модуля занимает от 150 до 300 часов.
Модуль поиска
Поиск по полям, фильтрация и сортировка данных, ограничения выдачи данных, оптимизация и ускорение.
Разработка этого модуля занимает от 80 до 200 часов.
Модуль управления товарами или услугами
Добавление, редактирование и удаление товаров и услуг с различным набором полей. Категоризация данных. Управление состоянием товаров и услуг.
Разработка этого модуля занимает от 80 до 200 часов.
Модуль социального взаимодействия
Создание чатов для общения между поставщиками и потребителями, возможность лайкать или дизлайкать, возможность оставлять отзывы и комментарии, создание рейтингов.
Разработка этого модуля занимает от 150 до 300 часов.
Модуль нотификации
Создание как моментальных уведомлений, так и рассылки email или смс, создание push-уведомлений.
Разработка этого модуля занимает от 80 до 160 часов.
Модуль оплаты
Привязка карт и интеграция с платёжными системами, просмотр и управление транзакциями, история платежей, отмена оплаты.
Разработка этого модуля занимает от 80 до 200 часов.
Первым делом: аналитика и сильная команда
Если у вас есть классная идея, и вы решили создать маркетплейс, то первое, что нужно сделать и на что не стоит жалеть денег, — это провести аналитику и выбрать правильные инструменты, выбрать команду, заинтересованную в улучшении вашего бизнеса. Это поможет сэкономить приличную сумму, ведь не придётся переделывать проект по несколько раз.
Цена разработки маркетплейса достаточно высока, но нужно знать, что минимум столько же, и, скорее всего, даже больше, вам нужно будет потратить на маркетинг, рекламу и привлечение клиентов. Какую бы классную и удобную торговую площадку вы не сделали, без клиентов она не имеет смысла!
Как открыть онлайн-маркетплейс с нуля
Онлайн-маркетплейс — это сайт электронной коммерции, на котором множество независимых продавцов торгуют товарами на общей витрине и в своих микро-магазинах. Такая модель электронной коммерции давно стала чрезвычайно популярной на Западе, а в последние пару лет и в России.
Шаг №1. Придумайте идею и протестируйте ее
Каждый проект начинается с концепта и сайт онлайн-маркетплейса не исключение. Перед тем, как продумать бизнес-модель, выбрать программное обеспечение, привлекать продавцов и покупателей, нужно придумать идею маркетплейса и довести ее до ума тестированием.
3 важных условия хорошей идеи для маркетплейса:
Убедитесь, что маркетплейс нужен аудитории.
2 проверенных способа, как протестировать идею маркетплейса на жизнеспособность:
Проводите интервью с покупателями и продавцами.
Шаг №2. Продумайте бизнес-модель
1. Выберите сегмент, в котором будете работать
Есть три основных бизнес-сегмента, на которые стоит обратить внимание при создании онлайн маркетплейса : B2C, B2B, and C2C. Также существуют другие B2X2X-сегменты, но они довольно специфичны.
Смотрите на три бизнес-сегмента: B2C, B2B, и C2C.
2. Выберите модель монетизации
Например, российский онлайн маркетплейс СДЭК.МАРКЕТ не берет денег за размещение и не ограничивает продавцов по количеству товаров. А первые три месяца комиссию за заказы, переданные в доставку, вообще не берут, что отлично работает на привлечение новых продавцов:
Продумайте распределение денег на вашем виртуальном маркетплейсе
3. Изучите рынок программного обеспечения для электронной коммерции, чтобы выбрать платформу для онлайн маркетплейса
Изучите рынок, протестируйте разные движки для маркетплейсов.
Шаг №3. Запустите MVP маркетплейса
1. Предоставляет ли разработчик техническую поддержку, регулярные обновления, услугу установки и технического обслуживания?
К сожалению, многие предприниматели думают, что установить и настроить платформу для создания маркетплейса так же просто, как и приложение на Айфоне. Это не совсем так. Установка программы на сервер требует минимальной технической подготовки. Поэтому нужно убедиться, что разработчик вам поможет.
2. Позволяет ли решение для маркетплейса масштабироваться?
MVP — это только начало жизни вашего успешного проекта. Когда запустите маркетплейс на полную, он будет расти. И в определенный момент вы поймете, что это больше не MVP, и платформу необходимо расширять.
Поэтому убедитесь, что вы сможете расширять функциональность с помощью модулей и модификаций кода. Также важно, чтобы ваш скрипт для создания маркетплейса был подготовлен к высоким нагрузкам. Это необходимо для развития бизнеса.
3. Сколько стоит?
Цена на платформу для создания маркетплейса должна быть доступной, чтобы запустить MVP без больших затрат. Лучше избегать больших инвестиций в разработку, лицензию, дизайн и дорогие сервера. Это замедлит запуск MVP и приведет к рискам.
Ключевой аспект MVP — скорость.
Шаг #4: Найдите продавцов и покупателей
Найдите продавцов и покупателей до запуска маркетплейса. Вам понадобится начальная аудитория, чтобы заполнить маркетплейс и оживить его. Также это поможет вам сгладить проблему курицы и яйца. Это частая проблема при запуске онлайн-маркетплейса: кого привлекать сначала — продавцов или покупателей?
Как привлечь продавцов?
Чтобы привлечь опытных продавцов, необходимо искать их на уже работающих популярных маркетплейсах, онлайн-платформах, в соцсетях и сообществах.
Новичков лучше привлекать через бизнес-директории и агрегаторы, хобби-клубы, группы по интересам, торговые ассоциации, форумы, офлайн-магазины и мастерские.
Как привлечь покупателей?
Чтобы найти покупателей, собирайте базу email-адресов потенциальных клиентов до запуска маркетплейса с помощью лендингов и email-кампаний.
Выясните, кто ваши первые покупатели и где их искать онлайн и офлайн:
Найдите продавцов и покупателей до запуска маркетплейса.
Шаг #5: Запустите свой онлайн-маркетплейс
Хорошо, вы протестировали MVP, привлекли первых продавцов и покупателей и готовы к большому запуску. Помните, что запуск — не самая сложная штука. Наоборот — одна из самых простых.
1. Отполируйте маркетплейс по обратной связи от пользователей
2. Расскажите о вашем интернет маркетплейсе в СМИ
Затем распространите новости о вашем новом мультивендорном сайте электронной коммерции. Можно использовать ресурсы первых пользователей, которые дали фидбек, чтобы продвинуть новость о маркетплейсе в СМИ.
Упоминание в СМИ — очень мощный инструмент продвижения, но вместе с тем очень сложно убедить СМИ написать о вашем проекте. Чтобы увеличить шансы, подружитесь с журналистами, используйте платформы для журналистов вроде Pressfeed и сами рассказывайте о вашем маркетплейсе на каждом углу.
Получите упомнание в СМИ.
Шаг №6: Продвигайте маркетплейс
Теперь, когда ваш екомерс-маркетплейс набирает обороты, сконцентрируйте ресурсы на продвижении.
1. Детально изучите покупателей, чтобы запускать беспроигрышные маркетинговые кампании
Выстраивайте ваши маркетинговые кампании в соответствие с поведением клиентов. Так вы сможете показывать покупателям товары именно тогда, когда они готовы эти товары покупать.
Отличный пример маркетинговой кампании, основанной на поведении покупателей — видео-кампания маркетплейса ShopClues :
Основываясь на покупательском поведении, команда маркетплейса узнала, что продажи идут вверх именно тогда, когда покупатели возвращаются домой с работы, задерживаясь в пробках. Тогда команда ShopClues превратила бесполезную трату времени в пробках в полезные продажи.
Также они учли привычки и особенности их аудитории — жителей Индии. Учли, например, их привычку совершать покупки в уличных магазинах и на рынках по пути домой.
В результате компания запустила ежедневную распродажу с 6 до 8 часов вечера. Именно в это время покупатели возвращаются домой и скучают в пробках. Так маркетплейс предложил клиентам выгодные покупки именно в тот момент, когда они готовы покупать.
Эта кампания помогла увеличить трафик на 40% за первые две недели
2. Используйте ресурсы продавцов для продвижения платформы
Email-маркетинг все еще один из самых эффективных маркетинговых инструментов. Покажите продавцам, как создавать сногсшибательные email-кампании, чтобы их клиенты с охотой приходили на вашу мультивендорную платформу покупать их товары.
3. Позаимствуйте идеи у конкурентов и адаптируйте под свой бизнес
Еще один эффективный способ продвижения — взять то, что сработало у конкурентов, адаптировать и применить у себя. Нет ничего зазорного в том, чтобы использовать работающие идеи.
Amazon Wedding Registry позволяет парам составить список желанных подарков и поделиться списком с гостями. Так пара будет уверена, что свадебные подарки, которые они получат, им точно понравятся.
Компания усиливает предложение бесплатной доставкой и возможностью создать открытку с благодарностью для гостей.
Такой подход увеличивает трафик и выручку, создает ощущение индивидуального подхода и помогает эффективнее конвертировать покупателей в постоянных клиентов.