Создатель экономики как науки

История развития экономической науки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономическая наука развивалась в течение длительного периода времени, начиная с древнегреческой и древнеримской исторической эпохи и заканчивая современным этапом развития экономической мысли. При этом разрозненные экономические представления о хозяйственной деятельности постепенно сменились современными строгими концепциями, систематическими знаниями, объясняющими особенности развития субъектов микро- и макро-экономики.

Зарождение экономической науки

Экономическая наука изначально возникла в Древней Греции как наука о домашнем хозяйстве («экономика» от греч. «oikos» – дом, хозяйство, «nomos» – учение, закон), поскольку хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, и экономика того периода воспринималась в большей степени как домоводство. Впервые упоминания экономики как науки были отмечены в трудах древнегреческих философов Аристотеля и Ксенофонта в 5 веке до н.э.

В средневековье интерес экономистов был направлен на хозяйство в уже больших масштабах. Помимо экономики отдельного домашнего хозяйства, экономическая наука охватывала уже и национальное хозяйство, став более систематизированной. Ученые-экономисты представляли экономику как науку о богатстве стран, объясняющую причины появления этого богатства.

В XVII веке во Франции появился термин «политическая экономия» (от греч. «politicos» – государственный, общественный и уже известного «oikonomia»), изначавший «искусство государственного управления хозяйством».

Развитие экономической науки

За весь период развития экономической мысли можно выделить ряд направлений экономической мысли таких как меркантилизм, физиократизм, классицизм и неоклассицизм, кейнсианство.

Экономические взгляды каждого из направлений существенно различались. Представители разных теорий по-разному объясняли причины богатства стран и называли разные источники этого богатства, оправдывали вмешательство государства в экономику, либо поддерживали невмешательство и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Меркантилисты, в том числе Т. Ман, А. Монкретьен и другие (XVI-XVIII века) считали, что богатство страны обусловлено объемами объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому они поддерживали экспорт товаров как источник богатства.

Физиократы (вторая половина XVIII века), ярким представителем которых является Ф. Кенэ, основным источником богатства страны считали сельское хозяйство («физиократизм» в переводе с древнегреческого – «власть природы»). Они считали, что именно в сельском хозяйстве создается дополнительный продукт, образующий богатство страны, а прочие отрасли лишь пользуются плодами сельского хозяйства.

Классицизм (конец XVII века – XIX век), основоположником которого является А. Смит, объяснял внутренние зависимости товарно- капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику.

Неоклассицизм (конец XIX-XX века) в лице А. Маршалла, А. Пигу, Л. Вальраса и других являлись сторонниками свободной конкуренции как естественной силы регулирования экономики.

Кейнсианство (XX век) поддерживало активное участие государства в экономике страны, что стало следствием Великой депрессии, показавшей несостоятельность экономической мысли того времени. Экономическое учение было названо так в честь его основоположника – Дж. М. Кейнса.

В 1970-80-х годах XX века взгляды неоклассиков вновь стали популярны в связи с чрезмерным участием государства в экономическом развитии страны, замедлившим темпы общественного производства. В настоящее время это учение остается актуальным.

Источник

Экономика – это комплекс общественных наук, которые изучают хозяйственную деятельность, производство услуг и продукции, их распределение и потребление.

Рождение экономической науки

Стадии развития экономики

Основоположник исторической экономики Ф. Лист вычленил 5 этапов истории науки:

Ученый Б. Гильдебрандт по методу товарного обмена выделил три периода экономического развития:

П. Маслов выделяет стадии:

Развитие экономики

В Средневековье Фома Аквинский развивал концепцию справедливости цены, которая необходима для установления порядка в обществе. Считал безнравственностью повышать цены на товары, на которые у покупателя возникла острая потребность. Монах Антонин Пьероци утверждал, что государство обязано помогать нуждающимся, и на общее благо вмешиваться в торговые дела.

В течение развития экономической мысли появилось несколько направлений, взгляды которых значительно отличались. По-разному трактовались причины богатства государств, а также его источники.

Последователи меркантилизма, распространенного в XVI-XVII столетиях (А. Монкретьен, Т. Манн) полагали, что в основе богатства лежит торговля. Достаток страны измерялся объемами поступившего золота. Поддерживали экспорт продукции, считая его источником богатства.

Физиократия зародилась во второй половине XVIII столетия. Представителями являются А. Тюрго, Ф. Кенэ. Главным источником прибыли считалось аграрное хозяйство, продвигались интересы землевладельцев.

Основателями марксизма ( XIX XX века) являются Ф. Энгельс и К. Маркс. Учение легло в основу коммунизма. Главные идеи: равное вознаграждение за одинаковый труд, обеспечение всех работой, общественная собственность.

Маржинализм появился в 70-е гг. XIX столетия. Критиковались взгляды Маркса. Ф. Визер и К. Менгер считали, что стоимость услуги или товара должна устанавливаться на основе их полезности, потребности в определенное время.

Неоклассицизм развивался с конца XIX по XX век. Неоклассики А. Пигу, А. Маршалл, Л. Вальрас поддерживали идею свободной конкуренции. Это естественная сила управления рыночными отношениями.

В XX веке появилось кейнсианство. Названо в честь основателя Дж. М. Кейнса. Поддерживали участие государственных структур в экономической системе страны.

Основы монетаризма, который появился в 50-е годы XX века, заложил М. Фридман. Определяющий фактор экономического развития – это объем денег, находящихся в обращении.

В 70-80-е годы XX столетия идеи неоклассиков заново обрели популярность. Учение актуально и в наше время.

Источник

Создатель экономики как науки. Смотреть фото Создатель экономики как науки. Смотреть картинку Создатель экономики как науки. Картинка про Создатель экономики как науки. Фото Создатель экономики как науки

Содержание:

Впервые слово «экономика» в научном труде появляется в IV веке до н.э. Ксенофонте, который назвал его «естествознанием». Ксенофонт был древнегреческим писателем и историком афинского происхождения, полководцем и политическим деятелем.

Поскольку хрематика находится рядом с экономикой, люди путают ее с самой экономикой; но это не экономика. Ведь хрематика не следует за природой, а направлена на эксплуатацию. Он использует ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидит, потому что извлекает прибыль из самих денег, а не из вещей, которые были введены для распространения денег. Деньги должны способствовать торговле, но ростовщические проценты увеличивают сами деньги. Поэтому этот вид обогащения является наиболее извращенным.

Аристотель также считал, что люди имеют представление о безграничных владениях и богатстве из-за хрематизма, но он также предупреждал, что проскальзывание в хрематизм вредно.

История экономического развития и его этапы

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, что обеспечивало потребление на грани физического выживания. Первоначально первобытные люди жили охотой и собирательством, но с неолитической революцией пришло сельское хозяйство и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, возникли социальные классы и государство. Рабство появилось.

Постепенно обмен товарами, который изначально осуществлялся в форме естественного обмена, но с появлением денег трансформировался в торговлю. Тем не менее, в обществах древности и средневековья преобладало натуральное хозяйство. В шестнадцатом веке началась эпоха великих географических открытий, которые привели к возникновению мировой экономики и началу эпохи первоначального накопления.

Именно в этот период возникла одна из первых школ экономической теории.

Суть доктрины наемников сводится к выявлению источника богатства. Меркантилисты отождествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развивается экономика.

Существует различие между ранним и поздним меркантилизмом.

Ранний меркантилизм базировался на идее, что закон будет регулировать рост денежных активов государства. Англичанин У. Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основано на запрете домыслов о драгоценных металлах, ограничении импорта и стимулировании экономической деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что нужно продавать больше, чем покупать.

С меркантилизмом тесно связана экономическая политика протекционизма, которая направлена на то, чтобы оградить национальную экономику от конкуренции со стороны других государств путем введения тарифных барьеров.

История экономики

Одна из важнейших подотраслей экономических знаний, признающая уровень развития специалистов, называется историей экономики. Изучение экономических проблем, затрагивающих ранние периоды существования человека, и основных научных направлений экономической теории, актуальных в это время, дает нам опыт, необходимый для понимания основных процессов в экономической жизни общества. Поскольку экономическое мышление изначально не было отделено от других форм мышления об обществе, то считается, что трудно найти ответ на вопрос, когда человек впервые начал думать об экономических явлениях и что следует считать началом науки.

Различные историки, такие как Д.И. Роэнберг в своей книге 1940 года, начали обратный отсчет с древних греков. Для других авторов истоки экономической мысли лежат еще раньше: в древнеегипетских папирусах; в каменных клинописных законах царя Хаммурапи; в древнеиндийских «Ведах». В Библии есть нечто большее, чем экономические соображения. В нем описывается толкование экономической жизни древних евреев и других народов, живущих в Палестине. Как правило, это толкование дается в форме заповедей, инструкций о том, как люди должны себя вести. Американский историк экономики, профессор Дж.Ф. Белл посвящает Библии большую главу.

В стихах Гомера дается описание древнегреческого общества, которое находилось в состоянии глубокого распада первобытно-общинного строя и формального рабства. Различные экономические наблюдения слабо отражены в интересном рассказе об осаде Трои и блужданиях одиссеев. Экономист должен рассматривать вышеуказанные источники, прежде всего, как источники информации об экономической жизни древних народов. Воспринимать их как памятники экономической мысли вообще нежелательно. Поэтому, например, Жумпетер, назвавший свою книгу историей экономического анализа, начал с аргументов классических греческих мыслителей.

Появление и развитие политэкономии

Понимание понятия «экономика» как homo economicus существовало до XVII века. Человеком, который первым ввел термин «политическая экономика» в асоциально-экономическую литературу, был Антуан Монктрентьен де Ваттевиль. Бедный французский дворянин, он написал одно из первых произведений во Франции и Европе, посвященное экономическим проблемам, трактат по политэкономии, опубликованный в 1615 году. Его главной идеей была попытка повлиять на правительство и убедить его в необходимости всестороннего поощрения французских промышленников и торговцев. Все мысли Монкретьена были направлены именно на расцвет экономики как государства и национального сообщества.

Экономика начала охватывать все различные отрасли знаний об экономических процессах: Организация производства, труда, сбыта, финансирования на предприятиях и т.д., и стал отдельным слоем экономических исследований. Это подразделение привело к положительным результатам.

В своем самом важном труде «Теория политической экономии», опубликованном в 1871 году, Джевонс писал: «Моя теория чисто математическая. Теория состоит в применении дифференциального исчисления для изучения знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения капитала, процентов, труда и всех количественных понятий, связанных с повседневной работой промышленности».

Аристотель и его вклад в развитие экономики

В Никомаческой этике Аристотель пишет: «Действительно, общество формируется не двумя врачами, а врачом и крестьянином, и вообще неравноправными и неравноправными людьми; но таких людей надо ставить на равноправие». Поэтому все, что подлежит обмену, должно быть как-то сопоставимо. Значит, нужно, чтобы все измерялось одной вещью. Урегулирование происходит тогда, когда найдено уравнение, согласно которому продукт сапожника относится к продукту фермера в том виде, в каком он относится к сапожнику».

Интересное изменение в толковании термина «хромастика» можно отметить в средние века, когда ученые выступали против ростовщичества и рассматривали торговлю как неестественный способ обогащения. Но с развитием капитализма все виды обогащения стали восприниматься обществом как естественные, разрешенные «естественным правом». На этой основе в XVII-XVIII веках. В социально-экономической мысли появилась фигура homo economicus, экономического человека, мотивы всех действий которого можно свести к способности к общению.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Краткая история экономики как науки

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Экономика — это наука, которая занимается экономикой. То есть она изучает, как общества производят товары и услуги, а также как они их потребляют. Она оказала влияние на мировые финансы на многих важных этапах истории и является важной частью нашей повседневной жизни. Однако предположения, лежащие в основе изучения экономики, кардинально изменились на протяжении всей истории. В сегодняшней статье мы кратко рассмотрим историю современной экономической мысли. То, что изложено здесь, — это лишь краткий взгляд, сфокусированный в первую очередь на западноевропейском и американском направлениях мысли.

Создатель экономики как науки. Смотреть фото Создатель экономики как науки. Смотреть картинку Создатель экономики как науки. Картинка про Создатель экономики как науки. Фото Создатель экономики как науки

Содержание статьи:

Отец экономики — Адам Смит

Экономическая мысль восходит к древним грекам и, как известно, была важной темой на древнем Ближнем Востоке. Сегодня шотландский мыслитель Адам Смит широко известен как создатель области экономической теории как науки. Однако его вдохновляли французские писатели, разделявшие его ненависть к меркантилизму. Фактически, первое методическое исследование того, как работает экономика, было предпринято этими французскими физиократами. Смит взял многие из их идей и развил их в тезис о том, как должна работать экономика, а не как она работает.

Смит считал, что конкуренция является саморегулирующейся, и правительства не должны принимать участие в бизнесе посредством таможенных тарифов, налогов или других средств, если только это не предназначено для защиты конкуренции на свободном рынке. Многие современные экономические теории, по крайней мере частично, являются реакцией на основную работу Смита в этой области, а именно на его шедевр 1776 года «Богатство народов» (или «Исследование о природе и причинах богатства народов»). В этой книге Смит изложил несколько механизмов капиталистического производства, свободных рынков и стоимости. Смит показал, что люди, действующие в собственных интересах, могут, как если бы руководствоваться «невидимой рукой», создать социальную и экономическую стабильность и процветание для всех.

Мрачная наука: Маркс и Мальтус

Карл Маркс и Томас Мальтус явно плохо отреагировали на трактат Смита. Мальтус предсказал, что рост населения превысит запасы продовольствия. Однако он ошибся, поскольку не предвидел технологических инноваций, которые позволили бы производству идти в ногу с ростом населения. Тем не менее, его работа сместила фокус экономики на дефицит вещей, а не на спрос на них.

Это повышенное внимание к дефициту привело к тому, что Карл Маркс объявил средства производства наиболее важными компонентами любой экономики. Маркс развил свои идеи дальше и пришел к убеждению, что классовая война будет инициирована присущей ему нестабильностью, которую он видел в капитализме. Однако Маркс недооценил гибкость капитализма. Вместо того, чтобы создать четкий класс собственника и рабочего, инвестирование создало смешанный класс, в котором собственники и рабочие придерживаются интересов обеих сторон. Несмотря на свою чрезмерно жесткую теорию, Маркс точно предсказал одну тенденцию: предприятия становились все крупнее и мощнее в той степени, в которой это позволял свободный рыночный капитализм.

Маргинальная революция

По мере того как в экономике развивались идеи богатства и дефицита, экономисты обратили свое внимание на то, чтобы задавать более конкретные вопросы о том, как работают рынки и как определяются рыночные цены. Английский экономист Уильям Стэнли Джевонс, австрийский экономист Карл Менгер и французский экономист Леон Вальрас независимо друг от друга разработали новую перспективу в экономике, известную как маржинализм.

Их ключевой вывод заключался в том, что на практике люди фактически не сталкиваются с общими решениями по всем общим классам экономических благ. Вместо этого они принимают решения относительно конкретных единиц экономического блага, поскольку они выбирают покупку, продажу или производство каждой дополнительной (или предельной) единицы. Поступая таким образом, люди уравновешивают дефицит каждого товара с ценностью использования товара с запасом.

Эти решения объясняют, например, почему цена отдельного алмаза относительно выше, чем цена отдельной единицы воды. Хотя вода является основной необходимостью для жизни, ее часто много, и хотя алмазы часто являются чисто декоративными, их мало. Маржинализм быстро стал и остается центральным понятием в экономике.

Говоря числами

Вальрас продолжил математизировать свою теорию маргинального анализа и построил модели и теории, отражающие то, что он там обнаружил. Теория общего равновесия возникла в результате его работы, как и тенденция выражать экономические концепции статистически и математически, а не просто в прозе. Альфред Маршалл поднял математическое моделирование экономики на новую высоту, представив многие концепции, которые до сих пор не получили широкого понимания, такие как экономия от масштаба, предельная полезность и парадигма реальных затрат.

Практически невозможно подвергнуть экономику экспериментальной строгости, поэтому экономика находится на переднем крае науки. Однако с помощью математического моделирования некоторая экономическая теория была проверена. Теории, разработанные Вальрасом, Маршаллом и их преемниками, в 20 веке разовьются в неоклассическую школу экономики, определяемую математическим моделированием и допущениями о рациональных субъектах и эффективных рынках. Позже статистические методы были применены к экономическим данным в форме эконометрики, что дало экономистам возможность выдвигать и проверять гипотезы эмпирическим и методологически строгим образом.

Кейнс и макроэкономика

Джон Мейнард Кейнс разработал новую отрасль экономики, известную как кейнсианская экономика или, в более общем смысле, как макроэкономика. Кейнс назвал экономистов, до него, «классическими» экономистами, и полагал, что, хотя их теории могут применяться к индивидуальному выбору и товарным рынкам, они неадекватно описывают функционирование экономики в целом.

Вместо предельных единиц или даже конкретных товарных рынков и цен кейнсианская макроэкономика представляет экономику в терминах крупномасштабных агрегатов, которые представляют уровень безработицы, совокупный спрос или инфляцию среднего уровня цен для всех товаров. Теория Кейнса гласит, что правительства могут быть влиятельными игроками в экономике и спасти ее от рецессии, проводя экспансионистскую фискальную и денежно-кредитную политику — манипулируя государственными расходами, налогообложением и созданием денег — для управления экономикой.

Неоклассический синтез

К середине 20 века эти два направления мысли — математическая, маржиналистская микроэкономика и кейнсианская макроэкономика — станут почти полностью доминирующими в области экономики во всем западном мире. Это стало известно как неоклассический синтез, который с тех пор представляет собой основное направление экономической мысли, преподаваемое в университетах и ​​практикуемое исследователями и политиками, а другие точки зрения были названы неортодоксальной экономикой.

В рамках неоклассического синтеза развивались различные направления экономической мысли, иногда противоположные друг другу. Во многом из-за внутренней напряженности между неоклассической микроэкономикой, которая изображает свободные рынки как эффективные и выгодные, и кейнсианской макроэкономикой, которая рассматривает рынки как изначально склонные к катастрофическим сбоям, угрожающим обществу, это привело к постоянным разногласиям в академической и государственной политике с различными теориями. восходящий в разное время.

Различные экономисты и научные школы стремились уточнить, переосмыслить, отредактировать и переопределить как неоклассическую микроэкономику, так и кейнсианскую макроэкономику. Наиболее заметными из них являются монетаризм и Чикагская школа, разработанные Милтоном Фридманом, которые сохраняют неоклассическую микроэкономику и кейнсианскую макроэкономическую структуру, но переносят акцент в макроэкономике с фискальной политики (одобренной Кейнсом) на монетарную политику. Этот подход стал особенно популярным в 1980-90-х и 2000-х годах.

Несколько различных направлений экономической теории и исследований пытались разрешить противоречие между микро— и макроэкономикой путем включения аспектов или допущений из микроэкономики (таких как рациональные ожидания) в макроэкономику или путем дальнейшего развития микроэкономики, чтобы обеспечить микро-основы (например, жесткость цен или психологические факторы) для кейнсианской макроэкономики. В последние десятилетия это привело к развитию новых теорий, таких как поведенческая экономика, и к возобновлению интереса к неортодоксальным теориям, ранее относившимся к экономическим захолустьям, таким как австрийская экономика.

Резюме

Экономическая теория использует язык математики, статистики и компьютерного моделирования для проверки чистых концепций, которые, в свою очередь, помогают экономистам понять истины практической экономики и преобразовать их в государственную политику. Экономический цикл, циклы подъема и спада, а также антиинфляционные меры являются продуктом экономики. Их понимание помогает рынку и правительству приспособиться к этим переменным.

А на этом сегодня все про историю экономики. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник

Экономическая наука

Экономика подразделяется на научную и прикладную экономику. Научную экономику также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.

Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Объектом экономических наук является экономическая действительность.

Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый ряд дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.

Также необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.

Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 году. Однако по замечанию Й. Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.

Содержание

Функции экономической науки

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

Экономика с точки зрения философии

В философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости.

В марксистской философии она понимается как отрасль деятельности человека, связанная с производством материальных благ и воспроизводством материальных благ, удовлетворением основных материальных потребностей человека: в питании, в жилье и др. Аристотель противопоставляет экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды.

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

В экономической науке, как и в любой другой научной теории, выделяются модели — идеализированные объекты исследований и парадигма — признанные в данной социально-экономической системе научные достижения и/или совокупности взглядов, которые в течение определённого времени дают научному и/или конкретному сообществу в целом модель постановки проблем и их решений. Экономика как субъект и объект исследований является исключительно социальным явлением и поэтому на её формирование и объективность определяющее влияние оказывает условия среды существования экономики.

Совокупность моделей экономики, сформировавшихся в западноевропейской экономической теории, называют экономикс (от англ. economics ). В экономической науке бывшего СССР рассматривается модель экономики, получившая название политэкономия социализма, с этих же позиций рассматривается западная экономика, как политэкономия капитализма. Политэкономией является марксизм, трансформированный в марксизм-ленинизм. Одно из принципиальных различий между парадигмами экономикс и марксистско-ленинской заключается в том, что в первой объектом исследования является экономическая деятельность, а во второй — экономические отношения.

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном, до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII—XIX веках. [1]

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики.

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм — персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит. [2]

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Ограниченность ресурсов и деятельность людей в условиях безграничности потребностей являются центральными темами экономики как науки, которая может быть определена как общественная наука, изучающая принимаемые людьми в условиях ограниченности ресурсов решения для удовлетворения своих желаний и потребностей. Как следует из определения, предметом экономической теории являются не деньги или богатство, а люди.

Вторая причина, по которой экономику можно считать наукой о людях, состоит в том, что изучаемые ею решения людей зачастую имеют значимый социальный контекст. Поэтому экономика считается скорее общественной наукой, чем разделом операционного анализа, инженерного дела или математики.

Человек совершает экономический выбор, когда покупает одежду или пищу, когда работает, и даже когда заполняет час досуга в своём учебном расписании экономикой, а не токсикологией окружающей среды. Экономические выборы совершаются везде: на фабрике, выпустившей компьютер, в правительственных учреждениях, принимающих политические решения, в бесприбыльных организациях, таких, например, как церкви, а также во множестве других мест и ситуаций.

Все только что данные примеры относятся к ветви экономики, называемой микроэкономикой (microeconomics). Приставка микро отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домохозяйства, англ. household — термин, в англоязычной экономической литературе обозначающий группу людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща; домохозяйство может состоять из одного человека или из семьи; домохозяйства осуществляют предложение факторов производства (труд, земля, капитал), а потребляют производственные товары и услуги, фирмы и правительственные агентства. Хотя эти единицы и «малы», но микроэкономика все же охватывает в своем исследовании множество различных проблем подлинно мирового масштаба. Например, домохозяйства, фирмы и правительственные агентства осуществляют мировую торговлю такими товарами, как автомашины, химические продукты, непереработанная нефть. Эта торговля и регулирующая её политика находятся в сфере внимания микроэкономики.

В экономике существует другой раздел, который называется макроэкономика(macroeconomics). Приставка макро показывает, что эта ветвь теории изучает крупномасштабные экономические явления. Типичные макроэкономические проблемы — как создать условия, в которых безработные люди смогут найти работу, как защитить экономику от вредных влияний инфляции, как обеспечить постоянное улучшение условий жизни. Правительственная политика, касающаяся налогов, расходов, бюджетных дефицитов, финансовой системы — вот основные темы макроэкономики. Однако так же, как макроэкономическое явление инфляции представляет собой сумму миллионов индивидуальных выборов, касающихся цен конкретных товаров и услуг, так и вся макроэкономика покоится на микроэкономическом основании.

Рассматривает ли микро- или макро- экономику, внутренние или внешние экономические отношения — в любом случае экономический анализ требует особого способа мышления о том, как люди принимают решения об использовании ограниченных ресурсов. Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определенные основные виды выбора. Среди них наиболее важны следующие; какие товары производить, как их следует производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Необходимость каждого из этих выборов продиктована ограниченностью ресурсов, а каждый конкретный выбор может быть рассмотрен с целью объяснения ключевых элементов экономического мышления.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор — какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины — это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать — принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы — это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения — деньги.

Как производить

Второй основной экономический выбор — как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» — вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Эффективность — это ключевое соображение при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето.

Несмотря на то, что язык, которым изложено это определение, может быть вам незнаком, само определение фактически очень близко к общепринятому понятию эффективности. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью — это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.

Понятие экономической эффективности имеет множество приложений, одним из которых является вопрос о том, как производить. Эффективность в производстве — это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.

Понятие эффективности в производстве, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя общепринятый смысл — избежание потерь. Например, человек, выращивающий яблоки, всегда стремится применять удобрения в строго определенных количествах, не больше, чем требуется каждому из деревьев. Превышение дозы неэффективно в общепринятом смысле этого слова; после определенной точки увеличение количества удобрений уже не приводит к увеличению количества яблок (закон ограниченной доходности — Law of Diminishing Returns). Гораздо лучше было бы использовать избыточные удобрения в производстве, например, персиков. В этом случае будет произведено больше персиков без уменьшения урожая яблок.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться — сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это — одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым — фермером утром, портным — днем и поэтом — вечером? Или люди должны кооперироваться — работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество — это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность — это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости — это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок — это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Иерархия и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».

В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.

Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия — процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.

В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика — две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *