Сожгут на костре как
СОЖЖЕНИЕ НА КОСТРЕ
СОЖЖЕНИЕ НА КОСТРЕ
Всепожирающее пламя, как средство умерщвления, использовалось с доисторических времен, и упоминания об этом виде казни мы находим в самых ранних письменных источниках.
Приведу две цитаты из Ветхого и Нового Заветов. Первая взята из книги Иисуса Навина (глава 7, стих 25) «И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли его огнем, и наметали на него камни». Вторая — из Евангелия от Иоанна: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают». Очищающее свойство огня стало причиной того, что сожжение на костре считалось во всей Европе самым действенным средством борьбы с ересью и начиная с XII столетия предпочиталось и папской, и испанской инквизицией другим видам казни (см. Инквизиция).
Отдельные сведения о сожжении у столба за ересь можно найти в английских летописях начала XIII столетия. Один случай произошел в 1222 г., когда молодой дьякон предстал перед церковным судом, был признан виновным и позже, по приказу шерифа Оксфорда, сожжен на костре. Преступление его состояло в том, что он имел неосторожность влюбиться в девушку-ев-рейку и принять ее вероисповедание, предпочтя его своему собственному. По закону о ереси, изданному Генрихом IV, церковь получала право арестовывать всех, кто подозревался в распространении ереси, делай он это посредством письменного или устного слова. Тех, кто отрекался от своих слов, заключали в тюрьму, а тех, кто отказывался это сделать, прилюдно сжигали на костре. Первой жертвой закона стал Вильям Сотр, священник, преданный огню в Линне в марте 1402 г. В 1533 г. Генрих VIII отменил этот закон, однако издал свой собственный, предусматривавший сожжение на костре своих подданных, отказывавшихся верить В ТОу что хлеб и вино во время причастия превращались в тело и кровь Господни. По существу под действие этого закона подпадали все протестанты, впрочем, Генрих VIII, не особенно разбираясь, жег как протестантов, так и католиков.
Объявление о казни еретиков в Германии. 1555 г.
9 февраля 1555 г. в своей собственной епархии перед толпой в 7000 человек был сожжен на костре Джон Хупер, епископ Глостерский и Ворстерский:
«Место для казни выбрали рядом с огромным вязом, напротив церковного колледжа, где он обычно молился. Вокруг собралась огромная толпа, а ветки дерева были усыпаны зрителями. Епископ Хупер встал на колени и сложил руки в молитве. Закончив свое общение с Богом, он снял мантию и передал ее шерифу. За мантией последовали камзол, жилет и рейтузы. Оставшись в одной сорочке, он зажал ее подол между ног, где находился фунтовый мешочек с порохом. Такие же мешочки висели у него подмышками. Он подошел к столбу, где уже были приготовлены три железных обруча; один крепился вокруг талии, другой — вокруг шеи и третий — вокруг ног. Однако епископ не пожелал, чтобы его приковывали к столбу: «Вам нет надобности утруждать себя: я не сомневаюсь, что Бог придаст мне сил, чтобы выдержать силу огня и без обручей… Хотя я подозреваю, что человеческая плоть слаба, я верю в Божью милость. Впрочем, делайте так, как считаете нужным». Железный обруч закрепили вокруг его талии, но когда ему было предложено закрепить обручи вокруг шеи и ног, он от этого отказался, сказав: «Я уверен, что этого вполне достаточно». Стоя у столба, он воздел руки к небу в молитве. Человек, который должен был зажечь костер, подошел к нему и попросил у него прощения. «Почему ты просишь у меня прощения, если я уверен в том, что ты не сделал мне ничего плохого?» — спросил Хупер. «О, сэр, — ответил человек, — я должен зажечь костер». «Ты не сделал мне ничего плохого, — повторил епископ, — Бог простит тебе твои грехи, а сейчас делай то, что тебе приказано, я буду молиться за тебя».
К ногам Хупера подбросили сухого тростника, а сам он получил два пучка, тут же сунув их подмышки. Последовал приказ зажечь костер, но поскольку в нем было много вязанок сырого хвороста, костер разгорался медленно. Ветер дул в невыгодном направлении, утро было холодным и промозглым, а языки пламени так и не могли добраться до жертвы. Костер подожгли с другой стороны, и ветер тут же подхватил пламя, начавшее лизать тело епископа. Именно в этот момент взорвались мешочки с порохом, но они не облегчили кончину несчастного прелата, молившегося во весь голос: «Господи Иисусе, смилуйся надо мной, Господи Иисусе, смилуйся надо мной и прими мою душу». Это были последние произнесенные им слова, но даже когда его лицо совершенно почернело и язык его распух так, что он не мог говорить, губы его продолжали двигаться, пока не обнажились десны. Он бил себя в грудь рукой до тех пор, пока с пальцев его не потекли жир и кровь. Наконец вцепился рукой в обруч, обнимавший его, и лишился сил. Вскоре вся нижняя часть его тела была съедена огнем, а верхняя, перевалившись через обруч, упала вниз, сопровождаемая истошными воплями жадной до подобных зрелищ публики. Тело епископа горело еще три четверти часа. Так умер святой мученик Джон Хупер, умер смертью, немыслимой в самых кошмарных снах».
(«Полное жизнеописание протестантских мучеников», Генри Мур, 1809)[90].
Однако не только в Англии приверженцы разных вероисповеданий обвиняли друг друга в ереси; по всей Европе, начиная с XIII века огнем костров прокладывала себе путь инквизиция. Об инквизиции в этой книге говорится отдельно, однако для связности повествования упомяну здесь, что обвинение человека в ереси заканчивалось обычно костром. Казнь следовала после аутодафе, когда осужденных передавали в руки светских властей для приведения приговора в исполнение (сама церковь не могла лишать жизни, она могла только пытать, зачастую до смерти). Причина того, что церковь предписывала именно сжигать еретиков на костре, имеет основой католическую доктрину, гласящую «Ecclesia non novit sanguinem» (Церковь не запятнана кровью).
С деятельностью святой инквизиции всегда ассоциируется охота на ведьм, которые всегда считались в некотором роде еретиками и преследовались любой церковью. Почти в каждой стране материковой Европы смертный приговор ведьме или колдуну, вынесенный как церковным, так и светским судом, означал сожжение на костре.
Именно в течение XVI века охота на ведьм приобрела широчайший размах, хотя один авторитетный автор (Россел Хоуп Роббинс) утверждает, что наибольший разгул «ведьмомании» имел место с 1450 по 1750 гг. В своей «Энциклопедии колдовства и демонологии» Роббинс приводит некоторые цифровые данные, отражающие степень роста ведьмомании по некоторым районам Германии; в Оснабрюке в 1583 г. было сожжено 120 человек, а в 1589 г. — 133; в Элльвангене в 1612 г. были сожжены 167 человек; а за 5 лет, с 1631 по 1636 гг. в трех деревнях Райнбах, Мекенхайм и Фирцхайм, находившихся под юрисдикцией архиепископа Кельнского, из 300 семей по обвинению в колдовстве окончили жизнь на костре от 125 до 150 человек. Последнее в Германии сожжение ведьмы на костре имело место в 1775 г. Узнать хотя бы примерно, сколько так называемых ведьм было сожжено на кострах инквизиции за все годы ее деятельности, не представляется возможным, хотя по подсчетам одного современника тех событий (Людовик из Парамо «Возникновение и деятельность ведомства Святой Инквизиции»), за 150 лет на костре погибло 30 000 ведьм и колдунов. Но было одно исключение — Англия. Хотя соседняя Шотландия по европейскому образцу сжигала своих ведьм на кострах, Англия предпочитала своих вешать (по точным подсчетам было повешено 1000 человек).
Однако это не говорит за то, что англичанам не нравилось сжигать людей на костре или что этот вид казни приберегали единственно для еретиков.
Уголовное право Англии, как и некоторых других стран Европы, уже включало в себя статьи, предусматривавшие наказание смертной казнью на костре не только за церковные, но и за светские преступления. Джон Скотт, например, был в 1605 г. сожжен на костре за непристойное сожительство с лошадью. Несчастную, ни в чем неповинную кобылу сожгли вместе с ним. В Германии несколькими веками раньше за то же преступление скотоложества полагалось то же наказание.
В Англии, так же как и в Германии, сожжением на костре каралась подделка денег или документов, и благодаря статьям в газете «Ньюгейтский календарь» мы можем узнать об этом из первых рук. Барбара Спенсер была признана виновной в подделке денег и сожжена 5 июля 1721 г. в Тайберне:
«Это была миниатюрная, хорошо сложенная женщина, лет тридцати от роду. Она имела бледную кожу и привлекательные черты лица. Когда ее вывели из тюрьмы, она была объята ужасом, еле передвигала ноги, и когда ее подвели к столбу, когда она увидела приспособления для казни, когда она представила все то, что ей придется испытать, ее охватила дрожь, которую ей с трудом удалось унять. Она взошла по ступенькам, и палач накинул ей на шею петлю веревки, привязанной к железному болту у верхушки столба. После того, как она неистово помолилась, ступеньки убрали, и женщина повисла в воздухе. Палач и его помощники железной цепью привязали мертвое тело к столбу и спустя полчаса подожгли лежавшие вокруг преступницы вязанки хвороста. Вскоре пламя пережгло веревку, и тело, немного опустившись, повисло на цепи. Через 4 часа костер догорел. Свидетелем этого печального события была огромная толпа народа».
(«Ньюгейтская хроника». Артур Гриффитс, 1783 г.)
«В день своей смерти Хэйз получила святое причастие и на санях ее отвезли к месту казни. Когда несчастная закончила читать молитву, ее привязали железной цепью к столбу. Если женщину сжигали на костре за малую измену, обычно ее удушали при помощи веревки и петли на шее, чтобы милосердно избавить от страданий. Но этой женщине пришлось сгореть буквально живьем, потому что палач, когда пламя опалило его руку, выпустил веревку. Костер уже бушевал вокруг несчастной, и зрители видели, как Кэтрин Хэйз разбрасывала окружавшие ее вязанки, оглашая при этом окрестности криками и стенаниями. Палач и его помощники поспешили завалить ее другими вязанками, но из пламени еще некоторое время доносились крики несчастной. Только через три часа тело ее сгорело полностью».
Читайте также
Копчение на костре
Копчение на костре Когда я собираюсь на очередную рыбалку и начинаю укладывать в автомобильный прицеп различные рыбацкие принадлежности, главное и самое почетное место в том прицепе всегда отводится коптильной коробке, или, как уважительно называют ее рыболовы, госпоже
Сутти — обряд самосожжения вдовы на погребальном костре мужа в Индии
Сутти — обряд самосожжения вдовы на погребальном костре мужа в Индии В Индии широко распространено самосожжение женщин. Но виною здесь выступает религиозно-этническая традиция, которая повелевает жене после смерти мужа совершить сати (сутти), что в переводе с санскрита
Приготовление пищи на костре
Приготовление пищи на костре Полезные советы:• Готовить еду следует на углях, а не в пламени.• Мясо и рыбу необходимо дольше варить, а не жарить, чтобы нейтрализовать яды и обезвредить бактерии.• При расстройстве желудка попытайтесь вызвать у себя рвоту, засунув
За что вас могли бы сжечь на костре в Средние века
По разным подсчётам, за время охоты на ведьм, с XV по XVII века, в Европе было казнено от 50 до 200 тысяч человек. Что же могло навести окружающих на мысль, что человек сотрудничает с дьяволом?
Внешность
Существует мнение, что дефицит красивых женщин в Западной Европе является следствием охоты на ведьм. В этом утверждении есть доля истины. В первую очередь в колдовстве обвиняли привлекательных девушек, на которых обращал внимание противоположный пол. Красавицы явно привораживали мужчин при посредничестве дьявола. А значит, если муж заглядывается на соседку, можно просто рассказать об этом инквизиции, и вопрос решён. У рыжеволосых и обладательниц ярких родинок шансов на оправдание не было.
Были опасны для жизни и дефекты внешности: шрамы, шишки, бородавки. Старость тоже могла служить показателем связи с дьяволом: седые волосы, морщины, сгорбленная спина. Ну, чем не ведьма? Самой пожилой сожжённой на костре «колдуньей» стала 70-летняя женщина.
Смертельно опасен в Средние века был лишний вес, хотя и чрезмерная худоба могла свидетельствовать о связи с дьяволом.
Самой известной жертвой борьбы с колдовством стала Жанна Д’Арк. Одним из обвинений, вдвинутых в её адрес, было ношение мужской одежды.
Интеллект
Беда грозила не только красавицам, но и умницам. Женщины, которые слишком много знали, пугали современников. Владение иностранными языками, непонятными соседям, наводило на нехорошие мысли. Хотя за ум могли поплатиться не только дамы. Так, в Бонне, в начале XVII века, по обвинению в колдовстве казнили десятки студентов, университетских профессоров и даже представителей духовенства.
Приготовление к казни, гравюра
Деньги
На костёр часто отправляли бездомных и нищих, которые ходили по домам и просили милостыню. Но это не означает, что состоятельные граждане были в безопасности. Особенно пугали средневековых обывателей финансово независимые женщины. Не бедствовать без поддержки мужчин могли только ведьмы.
Подруги
Средневековые любительницы девичников рисковали жизнью. Группа женщин, собирающихся без мужчин, наводила на мысль, а не ведьмы ли это, устраивающие тайно обряды или шабаши.
Внебрачные связи
Женщина, родившая ребёнка вне брака, считалась ведьмой. Отцом новорожденного признавался дьявол, раз никто из людей в этом не признался. У ребёнка в этом случае тоже было мало шансов на жизнь.
Домашние животные
Хозяйки чёрных кошек, сов, мышей и других животных с большой вероятностью считались ведьмами. В одном из княжеств Германии женщину сожгли на костре за то, что во время крестин она не испугалась чёрной кошки, забежавшей в комнату.
Случайность
Все беды и ущерб частных лиц, городов и стран списывались на происки колдуний. Если женщина проходила мимо дома соседей, и у них в этот день скисало пиво или не поднималось тесто, даму ждали большие неприятности.
Наличие испорченных продуктов в погребе могло говорить о том, что хозяйка держит их для приготовления колдовских снадобий.
В распространённых в те годы эпидемиях сифилиса, холеры и чумы тоже были виноваты ведьмы. Среди здоровых жительниц зачумлённых городов находили колдуний и сжигали для улучшения эпидемиологической обстановки.
А в 1586 году в Рейнских провинциях за холода, державшиеся до июня, казнили 118 женщин и 2 мужчин. Жители Венгрии в 1615 году сожгли десятки ведьм, чтобы те перестали вызывать град.
ФОТОРЕЙТИНГ ВИДОВ КАЗНЕЙ СОЖЖЕНИЕМ (TYPES OF EXECUTIONS BY BURNING). По версии Олега Логинова.
Поделитесь записью
ФОТОРЕЙТИНГ ВИДОВ КАЗНЕЙ СОЖЖЕНИЕМ
(TYPES OF EXECUTIONS BY BURNING).
По версии Олега Логинова.
Обжигающее и всепожирающее пламя, как средство умерщвления, использовалось с доисторических времен. Об этом виде казни не раз упоминается в Ветхом и Новом Заветах.
Но зато, когда Христианская религия восторжествовала, она стала придавать огню очищающее действие. А потому сожжение на костре стало считаться во всей Европе самым действенным средством борьбы с ведьмами, колдунами и еретиками.
Особенно большое распространение такая казнь получила распространение в период действия Святой инквизиции. Только в Испании было сожжено около 32 тысяч человек.
Казнь с одной стороны происходила без пролития крови, а с другой — способствовала очищению и спасению души, что очень подходило инквизиторам.
Существовало два основных способа сожжения заживо. В первом, осужденного привязывали к столбу и обкладывали дровами и хворостом, так что он горел внутри пламени. Говорят, что именно таким образом была сожжена Жанна д’Арк. Другой способ заключался в том, что осужденного ставили на вершину штабеля дров, вязанок хвороста и привязывали его веревками или цепями к столбу, так что пламя медленно поднималось к нему, постепенно охватывая все тело.
ПОДЖАРИВАНИЕ
Михаэль Пахер. «Мученичество св. Лаврентия».
Святой Лаврентий Римский (ок. 225 — 258) — архидиакон римской христианской общины, казненный во время гонений, устроенных императором Валерианом.
Лаврентий происходил из города Оска Испании и был учеником архидиакона Сикста. Когда Сикст был назначен римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных.
В период правления императора Валериана, в 258 году начались новые гонения на христиан. Христиан попроще сразу отправляли на казнь, а богатых и знатных христиан лишали имущества и изгоняли из городов. Сикст II, как один из главных поборников Христа, пострадал одним из первых. 6 августа 258 года ему отсекли голову.
По легенде Лаврентий встретил Сикста, которого вели на казнь и тот сказал ему:
Судя по всему, наказ учителя Лаврентий не выполнил. Вскоре он был брошен в темницу, где римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Лаврентий пообещал отдать, но попросил три дня, чтобы собрать их. Только тогда Лаврентий роздал церковное имущество беднякам. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви».
Честно говоря, действия диакона не выглядят благородно. Префекта он банально обманул, а потом устроил еще издевательскую публичную акцию. Но смерти, которой его предали, он явно не заслуживал. В отместку за издевку римляне устроили Лаврентию садистскую казнь. 10 августа 258 года он был заживо изжарен на железной решетке: под нее подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!».
Зажаривание конкистадорами туземцев.
Христианские священники казнили пленных индейцев на железной решетке, совсем так, как был казнен римлянами святой Лаврентий 10 августа 258 года.
Поджаривание североамериканскими индейцами.
Североамериканские индейцы возвели человеческую боль в культ. Удушить человека перед сожжением было не в их стиле. Они мало того, что жгли людей живьем, так еще привязывали их к столбу вниз головой, чтобы причинить больше боли.
Хотя, с другой стороны, эта казнь была более быстрой. Человек не страдал, пока пламя охватывало его тело от ног до головы, а погибал практически сразу.
СОЖЖЕНИЕ В ПЕЧИ
Анания, Азария и Мисаил
За 600 лет до рождения Христова Иерусалим был завоеван царем вавилонским, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни, питались они только овощами и водой.
Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу — дар прозорливости и истолкования снов.
Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение — огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока — Анания, Азария и Мисаил — были ввергнуты в пылающую печь. Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.
Мученичество Святого Вита
Вит был сыном сицилийского сенатора, принявшим христианство. Во время гонения на христиан Вит отправился в Рим, где изгнал бесов из императора Диоклетиана. Правитель хотел заставить святого молиться римским богам, но тот отказался. Вита арестовали и бросили в клетку ко львам, но звери не тронули его. Тогда мученика казнили в котле с кипящим маслом.
Святой Вит особенно известен в Европе. В Германии даже существовало поверье, что танцы перед статуей святого в день его именин позволяют обрести здоровье и избавиться от болезней. Среди танцующих нередко встречались больные нервным заболеванием, получившим впоследствии название «пляски святого Вита».
Гравюра де Морена с картины Люсьена Дусе. «Печь инквизиции». (XIX в.)
На некоторых кемадеро — так называли в Испании места, где сжигали еретиков, — вместо костров использовали печи. На кемадеро в Севилье, как и в Мехико, где сжигали индейцев, стояло четыре печи, напоминающих полые эшафоты из камня и кирпича, над каждой возвышалась статуя, тоже полая, изображающая одного из четырех библейских пророков. Приговоренного заводили внутрь статуи, в эшафоте разжигали костер, «который медленно убивал осужденных в ужасной топке».
АУТОДАФЕ
Михаил Зичи. «Аутодафе». (1868).
Аутодафе́ — в Средние века в Испании и Португалии — торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков, чтение и исполнение их приговоров, как правило сожжение на костре. Хотя формально казнь уже не являлась частью религиозной церемонии аутодафе, а относилась уже к юрисдикции светской власти.
Аутодафе в Вальядолиде в 1559 году.
Инквизиторы старались разнообразить не только прелюдию казни, но и сам процесс сожжения еретиков. Например, при проведении аутодафе 1559 года в Вальядолиде решили подольше помучить 14 человек, осужденных к смерти. Их не поставили на костер, а подняли на столбах, где подвесили за отведенные назад локти на поперечинах. При таком виде казни зрители яснее могли прочувствовать процесс, наблюдая как постепенно разгорающийся костер сначала лижет языками пламени еретикам пятки, потом подбирается к их длинным одеждам и как, наконец, охватывает огнем их извивающиеся на столбах тела.
Подробнее в статье «Аутодафе».
СОЖЖЕНИЕ В СРУБЕ
А.Горбылев. «Казнь Алены на Базарной площади».
Именно при Иоанне Грозном в XVI веке в государстве Российском стал практиковаться способ казни путем сожжения осужденных в деревянных срубах. Чтобы срубы лучше горели, их наполняли смолой и паклей.
Когда, сжигали соратницу Степана Разина была Алену Арзамасскую, то немец Иоганн Фриш так описывал ее казнь:
«Через несколько дней после (казни Разина) была сожжена монахиня, которая, находясь с ним (заодно), подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой… Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».
Что за крышку она захлопнула тоже непонятно.
Подробнее в статье «Казнь сожжением в срубе»
СОЖЖЕНИЕ У СТОЛБОВ
Ян Люйкен. «Сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 году».
Статья по теме «Казни ведьм».
СОЖЖЕНИЕ В ЯМЕ
Казнь 160 евреев в яме. Гравюра на дереве. XV в.
Во Франции стали сжигать евреев при Филиппе Красивом, который преследовал их по сугубо меркантильным соображениям. Он приказывал сжигать их в ямах, забросав поленьями, хворостом и полив смолой. Такие костры, придуманные французами, полыхали по всей средневековой Европе.
СОЖЖЕНИЕ В БОЧКЕ
Сожжение Джона Бэдби в бочке. 1410.
Парламентом Англии в 1401 году был принят закон, позволяющий сжигать людей в Британии за их религиозные убеждения.
СОЖЖЕНИЕ НА ВИСЕЛИЦЕ
Анн дю Бур (Дюбур) — французский магистрат, племянник канцлера Антуана Дюбура, казненный за открытое выступление в поддержку кальвинизма. В 1559 г. на сессии парламента выступил с критикой королевских репрессий против «так называемых еретиков», не скрывая при этом свои кальвинистские убеждения. По приказу Генриха II был арестован, осужден как еретик и приговорен к повешению. 23 декабря 1559 года повешен на Гревской площади, после чего тело его было сожжено. Перед повешением заявил: «Друзья, я (умираю) здесь не как вор или мученик, но за Евангелие».
СОЖЖЕНИЕ В ДОМЕ
Надо полагать, что испанцы для массовых казней индейцев в Новом Свете практиковали сожжение в домах, некий аналог русского сожжения в срубе, только в более дешевом варианте.
Для тех, кто подвергался этой казни, такой способ был предпочтительней смерти на открытом огне. Человек, сначала умирал от угарного газа, а потом сгорал.
СООРУЖЕНИЕ ПОМОСТА ИЗ ДРОВ
Казнь тамплиеров. Гравюра с картины Антуана Ривулона. XIX в.
Казнь на поленнице была более мучительным вариантом сожжения. Огонь поднимался постепенно обжигая человеку ступни, лодыжки, бедра и убивал, только когда охватывал все его тело.
ОБКЛАДЫВАНИЕ ВЯЗАНКАМИ С ХВОРОСТОМ
Казнь Джона Брэдфорда.
СОЖЖЕНИЕ НА ЦЕПЯХ
Казнь Джона Олдкастла.
В 1417 году был казнен сэр Джон Олдкастл, лорд Кобхэм, известный последователь Уиклифа. Он был вождем лоллардов, которых ныне называют христианскими коммунистами. После неудачной попытки восстания в 1414 году Олдкастл бежал в горы Херефордшира, но, в конце концов, схвачен и предан смерти.
Не помогла лорду даже дружба с Генрихом IV. Принципы в вопросах веры оказались для короля важнее личных отношений, и он отдал Олдкастла «на съедение» церковникам. Его вывели из лондонского Тауэра со связанными сзади руками, положили на раму, как если бы он был изменник, и поволокли на поле Св. Гайла. Достигнув места казни, Олдкастла сняли с рамы, и тогда он преклонил колена и попросил Бога простить его врагов. Сэра Джона опоясали цепью, приподняли над землей и развели под ним огонь.
Турецкий костер.
«Турецкий костер»: приговоренный подвешен над огнем.
СОЖЖЕНИЕ СО СПЕЦЭФФЕКТАМИ
Казнь Джона Хупера.
В годы правления королевы Марии (1553 — 58 гг.) начались репрессии в отношении протестантов. 274 из них подверглись казни путем сожжения на костре. Для казни протестантского пастыря, епископа Глостерского Джона Хупера придумали даже спецэффекты.
Когда 9 февраля 1555 года Хупера приковали для сожжения железным обручем к деревянному столбу. Ему между ног и под мышками подвесили мешочки с порохом по 400 грамм каждый. Это было сделано исключительно для зрелищности. Этакая казнь с салютом. Однако эффект от взрыва мешочков с порохом получился не самый зрелищный. Джон Хупер даже не потерял сознание и был только изуродован, что вызвало к нему сочувствие зрителей. Очевидец казни Джон Фокс писал: «… даже когда его лицо совершенно почернело и язык распух так, что он не мог говорить, губы его продолжали двигаться, пока не обнажились десны».
СОЖЖЕНИЕ В ШАЛАШЕ
Сожжение в соломенном шалаше
Казнь из той же оперы, что сожжение в доме, только еще более дешевый вариант.
СОЖЖЕНИЕ НА ЦЕПИ
Сожжение на длинной цепи
Надо полагать, это был вид казни с определенной долей издевки. А зрителям больше нравилось наблюдать за экзекуцией, когда приговоренные не стояли на месте а бессильно метались, охваченные пламенем.
СОЖЖЕНИЕ НА КОРОМЫСЛЕ
Не приходится сомневаться, что на коромысле сжигали осужденных, чтобы причинить им побольше страданий.
Сожжение гугенота на коромысле во Франции. Гравюра с картины Феликса Филиппото. XIX в.