Спартанцы быт как жили

Спартанцы: как жили самые суровые воины древности

Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили. Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались суровыми и чрезмерно жестокими.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Реформы Ликурга

В начале своего существования Спарта, расположенная в области Лакония, развивался как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают резкое обеднение культурного слоя. Именно в это время Спарта ввела реформы, предложенные законодателем Ликургом, чье имя переводится как Волк. Благодаря этим преобразованиям город смог победить соседнюю Месинию и присоединить ее плодородные земли к своему государству.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

С этого времени начинается восхождение Спарты к величию. Город становится главной военной силой региона. Мощь Спарты была обусловлена ее внутренним устройством. Перед тем как ввести свои реформы Ликург побывал на Крите, в Египте, на Ближнем Востоке и решил, что сила государства в однообразии народа и его готовности жертвовать собой ради благополучия Родины.

Город напоминал военный лагерь, где в окружение многочисленного покоренного населения жили малочисленные свободные граждане-спартанцы. Периэками называли свободных ремесленников, лишенных гражданских прав, а илотами – крестьян-полурабов.

Ограничения на все

Спартанцам запретили путешествовать. За границу они могли попасть только во время военного похода. В город не пускали и иностранцев, которые могли принести новшества, представляющие угрозу для традиций. Под запрет попала драматургия, науки, искусство. Исключение делалось только для песен, которые ограничивались военными маршами.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Спартанцы отказались от роскоши и богатства, которые Ликург считал главной причиной падения любого государства. Вместо привычных монет, ввели громоздкие и неудобные в использовании бруски из железа. Чтобы металл был хрупким, его закаляли в уксусе. Запрещалось делать надписи на надгробных плитах. Только царям и совершившим геройский поступок воинам разрешалось написать на камне имя.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Гражданам города запрещалось употреблять алкоголь. Спартанцы специально напаивали рабов и показывали их детям. Юноши видели, как низко падает пьяный человек и с брезгливостью относились к вину.

Казарма вместо семьи

В семь лет спартанских мальчиков забирали от родителей и отправляли в военные лагеря. Там они готовились стать воинами. До 12 лет им не выдавали одежды, спали дети на настиле из лозы, которую должны были сами наломать голыми руками. Мальчиков почти не кормили, а еду они добывали воровством, которое поощрялось. Воспитатели считали, что так у детей развивается хитрость и храбрость. Однако если их ловили за воровством, то жестоко наказывали.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Детей учили сражаться мечом, метать копья, быстро бегать и обходиться в походе малым. В процессе обучения спартанцы превращались в универсальных солдат, равных которым в Греции не было.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Чтобы мальчики привыкли к крови, им разрешались так званые криптии. Группы подростков ночью врывались в селения рабов-илотов и грабили их. В такие набеги они убивали самых сильных мужчин. В 17 лет юношей ждало последнее испытание. В храме Артемиды их били по спине мокрыми розгами. Во время побоев юноша должен был не издать ни звука. Иначе самого новобранца и его семью ждал позор.

Свободные спартанки

Девушки также проходили обучение, в том числе военное и были под стать парням. В те времена спартанские женщины считались самыми свободными в Греции.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Когда один из афинян сказал спартанской царице Горго, что:

Аристотель говорил, что в отличие от мужчин спартанки живут свободней остальных гречанок. Он писал, что они дерзки в повседневной жизни, сильны физически и управляют своими мужьями.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Главной задачей спартанки было рождение здорового ребенка, из которого вырастет сильный боец. Именно поэтому девушки занимались спортом. Выступая в спортивных соревнованиях, что в те времена для девушек было недопустимо, они практически не носили одежды.

Лаконичность и черная похлебка

С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал:

Спартанцы ответили коротко:

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян. Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус. Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал:

Плутарх писал, что черная похлебка – еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны.

Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Лакедемон: как жили спартанцы

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Спартанцы. Все слышали про этих ребят. Сильные мускулистые воины, эталон мужества и стойкости. В массовом сознании они закрепились благодаря кинокомиксу Зака Снайдера: рельефные торсы, пафосные диалоги, горбун-предатель и трехметровый повелитель персов Ксеркс. Ах да, великий мем со скидыванием парламентёра в колодец: this is SPARTAAA! – «на дне вы найдете вдоволь и земли, и воды».

Примерно в таком информационном коконе сегодня существует Спарта и ее обитатели. Давай оставим гротеск Снайдера в сторонке и попытаемся разобраться, что из себя представляли настоящие спартанцы.

Не будем грузить тебя датами, но сначала нужно понять, почему вообще спартанцы снискали себе славу таких отчаянных рубак, при том что на греческом полуострове, а равно и среди греческих полисов Малой Азии и Причерноморья, постоянно шли междоусобные войны. То есть не одни только спартанцы были с зубами.

Постоянные бунты внутри и желание соседей отнять обширные территории заставили Спарту жить в постоянной подготовке к войне. Полумифический законодатель Спарты Ликург оставил своим потомкам свод законов, которые передавались устно из поколения в поколение в виде кратких изречений. Именно он ввел в полисе жесткие порядки, так прославившие Спарту.

Агогэ — система воспитания мальчиков всех полноправных граждан Спарты

Древнеримский историк Плутарх писал, что при рождении всех детей осматривали старейшины и, найдя следы болезни или увечий, сбрасывали со скалы Апофеты. Ну, Плутарх жил много позже настоящих спартанцев, а раскопки в ущелье выявили только останки взрослых: с этой же скалы скидывали дезертиров, трусов и прочих не очень уважаемых граждан. Так что вполне возможно, что это лишь красивый миф. Тем более в Спарте для больных, увечных и опустившихся людей существовало специальное обозначение – гипомейоны, так что хилый ребенок вполне мог избежать смерти и отделаться зачислением в касту «неполноценных».

В 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные военные лагеря, где из детей одиннадцать лет делали воинов. Их плохо кормили — они воровали еду из деревень илотов; им не давали одежду — красный плащ был единственным, что можно было носить с 12 лет. Спартанские дети спали на жестких прутьях, а чтобы согреться, кидали поверх крапиву, которая, обжигая, разгоняла кровь по телу.

Символом стойкости духа спартанцев служит история, когда голодный мальчик поймал лисенка, чтобы съесть его, и спрятал под плащ. Подошедший к нему воспитатель ничего не заметил, так как ребенок в этот момент разговаривал спокойным голосом, в то время как лисенок прогрызал его внутренности. В итоге мальчик умер.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Есть версия, что спорт как самоцель был не в почете у спартанцев и использовался лишь как способ обучения военному делу. Тем более им был чужд культ красивого тела: «Спарте нужны не атлеты, а воины».

Последним испытанием при обучении была порка в храме Артемиды. Спартанца пороли мокрыми розгами до первой капли крови, но, если тот издавал хоть звук, начинали сечь все сильнее, пока он не замолкал. Случалось, что кого-то запарывали до смерти.

Вооружение спартанцев

Спартанцы бились в классической греческой фаланге: прямоугольном построении глубиной в несколько бойцов. Естественно, они выглядели не как в фильме – полуголыми накаченными парнями, нет. Во-первых, спартанцы скудно питались, боясь излишеств, во-вторых — очень много тренировались на выносливость. Соедини это, и поймешь, какими фигурами они обладали.

Фаланга состояла из гоплитов – тяжело вооружённых пехотинцев. Тяжело — это значит шлем, панцирь, поножи, наручи, копье, одноручный меч и щит-гоплон с буквой L, т.е. Лакедемон (так называли спартанцы свой полис), а название «Спарта» пришло уже потом из Рима. Сила фаланги была в том, что воины щитам прикрывали друг друга, а копьями не давали противнику подойти к себе на дистанцию атаки. Именно так закованная в броню фаланга Леонида сдерживала несколько дней персов в Фермопилах.

Отношения

В Античной Греции женщины (за исключением гетер, музыкантш и спартанок) имели положение чуть более хорошее, чем домашний скот.

— Только в Спарте мужья слушаются жен, — укорили спартанку.
— Потому что только спартанские женщины рождают настоящих мужчин, — был ответ.

Пока мальчиков пытались прикончить в военных лагерях, девочкам разрешалось жить дома, но и их учили метать копье и быстро бегать. Они с детства занимались спортом, чтобы вырастить здоровых детей.

Перейдя в тридцатилетний возраст, мужчина-спартанец мог жениться, но обряд свадьбы заключался лишь в том, что он ночью пробирался в ее спальню. Вообще, спартанцам рекомендовалось быть умеренными в общении с женами. Однажды в Спарту после победы вернулся большой отряд, и его командир решил отпраздновать победу дома за столом с женой, когда все спартанские мужчины ели за общим столом. Больше командиром он не был.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Смерть

Смерть была самым важным событием в жизни спартанца после рождения. Одна мать проводила в сражение пять своих сыновей, и гонец принес весть, что все они погибли. Она ответила, что ей важно не это, а то, кто победил.

— Мы.
— Тогда я рада, что они погибли в этом бою.

— Со щитом или на щите, — сказала уже другая мать, провожая сына на войну, и попала в историю. То есть победи в битве и вернись или погибни. На древнегреческом это звучит как «э та эн эли та». «Эли та» можно было стать, только погибнув в бою. Надгробья спартанцев были безымянными, кроме умерших при родах женщин и погибших в сражениях воинов.

Конец Спарты

Спартанский образ жизни начал пошатываться с захватом спартанцами богатых Афин: тлетворный образ жизни, полный разврата и пороков, стал проникать в спартанское общество. Ослабевшую Спарту захватил Александр Македонский со своим отцом, а развалившуюся македонскую империю обглодали уже римляне. Так кончилась суровая сказка.

Сейчас в административном центре Спарта проживает около 20 тысяч греков, но это уже давно не те лакедемоняне, которые могли вломить кому угодно и вселить ужас одним своим появлением на поле битвы. У них там очередной кризис.

Источник

Быт спартанцев

Самая суровая нация всех времён. История Спарты завораживает и в наши времена. Там жили сильные принципиальные и беспощадные люди. Но в отличие от остальных наций спартанцы были беспощадны не только к врагам, но и к себе. Их законы были жестоки.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Быт спартанцев

Жили они скорее в большой военной казарме, нежели в стране. Пища также была, исключительно чтобы питаться, а не получать удовольствие. К примеру, так называемая Сиссития, по которой мужчины обязаны были обедать только вместе и в одно время. Обедать дома было, строго запрещено. И при этом каждый обязан был приносить на общий стол определённое количество продуктов, вина и даже денег. Как уже говорилось, кушанье было не особо разнообразным, но весьма питательно. Одно из любимых блюд была чёрная похлёбка на свинине с кровью.

Одежда также была очень сдержана и проста. Но вот перед боем все менялось, спартанцы облачались в роскошные бордовые одежды.

К музыке и песням они относились очень хорошо, только и они служили как дополнительный инструмент боя, устрашая противника и подбадривая спартанцев.

А вот ко всем остальным наукам у них было табу. Единственное чему они учились, кроме боя и музыки это письму. И именно поэтому был создан закон, по которому ни один чужестранец не мог остаться в стране, а также спартанцы не имели права надолго покидать страну. Это делалось, чтобы ни один житель, не смог узнать другие науки и не начал мыслить по-другому.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Хоронили же спартанцев во славе только тех, кто погиб в бою. Это считалось лучшим, что только могло с ними случиться. Также у них существовал отбор, слабых и больных младенцев скидывали со скалы без малейшей жалости. Остальные с самого детства обучались правилам боя, приучались к скудному образу жизни. Именно поэтому среди них были только крепкие и рослые мужчины.

Женщинам же отводилась небольшая роль. Готовить еду, рожать детей и воспитывать первые пять лет их жизни. В общем, это был гордый и воинственный народ, который уважал исключительно силу.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Они не развивались, а находились спартанцы практически на первобытном уровне, их не интересовало ничего, кроме войны, а погибнуть на ней означало вечную славу для них.

Данная первобытность и враждебность и привела к гибели этой грозной и величественной нации.

Источник

Порядок жизни

Быт и нравы спартанцев еще в древности были превращены в сплошной анекдот – любопытный и удивительный набор этнографических случаев с массой подробностей или же с финальной фразой спартанцев. Одна из таких известна по современному кинематографу. Спартанец Диенек, услышав, что стрелы мидян закроют солнце, невозмутимо рассудил, что можно будет сражаться в тени.

Наряду с этими анекдотами с античных времен сложилась и другая традиция – обволакивать историю Спарты домыслами и гнусными наветами. Например, такой важный источник наших знаний о Спарте, как Плутарх, соединял в своих сочинениях как фантазии во славу Спарты, так и фантазии, ниспровергающие эту славу. С одной стороны – образцы мужества и верности долгу, впечатлявшие всю Грецию, с другой – отвратительные истории преступлений. На самом деле Спарта была совсем не тем обществом, которое пытаются нарисовать любители красивых историй и коллекционеры нечистоплотных фантазий.

Один из римских источников, проливающий свет не действительный порядок жизни в Спарте, – приписанное Плутарху сочинение «Древние обычаи спартанцев». В данном случае для нас важно не столько авторство, сколько содержание документа, который похож на краткую справку специалиста, рассчитанную на максимальную правдивость, а не на впечатление, которое должно охватить читателя. В отличие от более ранних греческих источников, в этом документе не проявляется «про-афинская» позиция, хотя и возможны некоторые ошибки и неточности.

Из «Древних обычаев спартанцев» мы узнаем, что спартанцы были грамотны. Хотя и изучали грамоту только «ради потребностей жизни». То есть, не считали нужным владеть вычурным слогом для понимания отвлеченной литературы и философии.

Рассказы о том, что спартанцы были в основном безграмотны, опровергнуты и другими свидетельствами. Оказавшиеся в изгнании спартанцы, были способны на сочинение пространных полемических текстов с привлечением исторических данных и правовых аргументов. Плутарх в одном из своих сочинений писал о некоем архиве «лакедемонских записей». Геродот пользовался этими материалами, когда готовил список спартанских царей для своей «Истории». Он же утверждал, что знает поименно всех спартанцев, погибших в Фермопилах. Разумеется, он должен был пользоваться списками из архива. Хорошо известно, что спартанские цари хранили обширное собрание священных оракулов. Все это свидетельствует о практике записи важной информации и длительном ее хранении в Спарте.

Пренебрежение нормами гигиены у спартанцев считалось еще античными историками одной из отличительных черт их быта. Плутарх (будем считать, что «Древние обычаи» написаны именно им) вроде бы подтверждает, что спартанцы предпочитали не мыться, не меняли одежду и не умащивали тело как другие греки. Но в том же сочинении сообщается, что во время войн спартанцы носили одежды красного цвета, чтобы при ранении кровь не была заметна. Следовательно, далеко не все спартанцы и вовсе не во все периоды предпочитали рубище. Вероятнее всего, источники, сообщившие об обычае не мыться и не менять одежду, обращали внимание на какой-либо из периодов жизни спартанца. Например, на условия военных сборов, когда лучшую одежду оставляли дома, зная, что она может быть испорчена и испачкана в процессе состязаний и тренировок.

Мы точно знаем, что спартанцы не испытывали затруднений с водой. Трудно себе представить, что они ходили рядом с водными источниками, предпочитая не смывать с себя грязь. Возможно, афинские авторы, привыкшие к особой заботе о своем теле, подмечали лишь простоту спартанского быта, в котором тело тренировали, а не холили. А потом от афинских недоумений пошло историческое недоразумение.

В Спарте считалось, что теплые бани разнеживают тело и допустимы только для больных и стариков. Тем не менее, бани там были, если уж кому-то они были доступны. Считается, что после Пелопонесской войны, теплые бани распространились и в Спарте, и даже стали почти ежедневной процедурой. Таким образом, фантазии о «грязных спартанцах» можно считать этнографической выдумкой тех, кто еще в Античности в своих сочинениях либо стремился к скандальности, либо отражал в них фобии своего окружения.

В «Древних обычаях» развенчивается ложь о том, что спартанцы были совершенно чужды искусствам. Напротив, спартанцы относились к музыке и пению с большим вниманием. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его действиях. Плутарх пишет, что язык спартанских песен был прост и выразителен. В них – похвалы людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту, и осуждения тех, кто бежал с поля боя. В песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту. В Спарте было три хора: старцев, мужей и мальчиков.

С реформами Ликурга связано приобщение войска к музыке. Музыкальное сопровождение военных упражнений, как считалось, способствовало единству спартанцев. Песни в Спарте, как и многое другое, служили военному делу. Спартанские марши побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Спартанское войско сопровождали флейтисты, которые играли во время битвы, ободряя воинов. А перед сражениями первую жертву царь, как пишет Плутарх, приносил Музам, прося сообщить воинам мужество для совершения подвигов.

Музицирование было возведено в Спарте в священный ритуал. Плутарх сообщает о суровых наказаниях для тех, кто пытался отступить от канона и ввести что-то новое в музыкальном и песенном искусстве.

Простота нравов спартанцев делала их непримиримыми к разного рода выдумкам. Это отразилось на неприятии театрального искусства, в котором спартанцы видели опошление и подмену священных ритуалов, которые превращались либо в шутку (комедия), либо в фантазию (трагедия). То и другое ставило под сомнение священные законы, без чего ни шуточный, ни драматический сюжет не могут обойтись.

Спартанцы предпочитали другие зрелища. Это был либо священный ритуал, либо состязание в мужестве, физической силе и выносливости. Причем, в условиях опасности войны спортивные состязания уступали место военным. Спартанцы теряли интерес к олимпийским победам и сосредотачивались на «неолимпийских» видах состязаний.

Плутарх не указывает на какие-то особые жестокости в жизни спартанцев. Наказания могли быть суровы, но не жестоки. Для иностранцев это чаще всего было изгнание, а для спартанца самое страшное наказание – лишение прав гражданства. Тем не менее, и это не означало какой-то катастрофы и невозможности жить. Во многих источниках указывается, что позорное бегство с поля боя означало лишь всеобщее презрение.

Спартанцы, не способные пройти школу подготовки воинов, не лишались возможности жить. Они лишь теряли права решать судьбу Спарты – не принимали участия в народных собраниях и не занимали государственных должностей. И, напротив, неграждане, призванные в гоплиты и отличившиеся в сражениях, могли получать права гражданства, не проходя суровой школы спартанского воспитания с детства.

За различные провинности в Спарте применялись весьма мягкие, но позорные наказания. Например, провинившегося заставляли ходить вокруг алтаря и петь позорящую песню, специально сочиненную к этому случаю. Это обстоятельство доказывает, что спартанцы вовсе не были чужды сочинительству. И позорящее пение, вероятно, отражает один из жанров.

Возможно, именно к этому жанру относятся строки, приведенные в «Древних обычаях». Здесь упоминается об изгнании из Спарты поэта Архилоха, который сочинил такие вирши:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:

Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.

Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает

Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

Наверняка это сочинение появилось именно в жанре «позорной песни». Версия об изгнании наложилась на сюжет в качестве предания о моральных установлениях спартанцев. Разумеется, в Спарте такую песню по доброй воле не стал бы петь ни один гражданин. И поэту не пришло бы в голову сочинять то, что никто не стал бы петь, и что могло быть воспринято как жестокая насмешка над местными порядками и моральными нормами.

В том же тексте прямо опровергается утверждение о том, что спартанских мальчиков пороли «авансом», и делали это публично. На самом деле речь шла о соревновании для мальчиков, которое называли «диамастигосис» и проводили рядом с храмом Артемиды Орфии. Оно состояло в том, чтобы перетерпеть достойно максимальное число ударов бича. Победитель становился знаменитостью. Но желание победить могло привести даже к смерти.

Представление о том, что спартанские мальчики добывали себе пропитание воровством, и о том, что к этому их склоняли для приобретения военных навыков, наверняка выдумка. Спартанцев готовили совсем не к тайным вылазкам в лагерь врага, а к открытой битве в составе фаланги.

Частой ошибкой античных авторов является приписывание спартиатам обычаев остальных жителей Лаконии. Спартиаты составляли лишь небольшую часть населения. Дети илотов могли быть воришками. И навыки воришек могли им пригодиться, если их призывали в легкую пехоту. Наказание попавшихся воров поркой выглядит вполне естественным. Но детям спартиатов ничего подобного не было нужно. Кроме того, мальчики-спартиаты изнурялись вовсе не голодом, а физическими упражнениями, и приобретали военные навыки не воровством, а все теми же упражнениями. Античные наблюдатели могут вводить нас в заблуждение, путая детей илотов и периеков с детьми спартиатов.

Спартанцы вовсе не были жестокими эксплуататорами труда илотов. Они занимались только войной и подготовкой к ней. За каждым спартанцем был закреплен земельный надел, который обрабатывали илоты, платившие за надел аренду. Но спартанцу было запрещено требовать большую плату за аренду под страхом проклятия. Илотам полагалось получать выгоду и от этого работать с удовольствием. Спартанцам же воспрещалось делать накопления.

Довольно своеобразно различными источниками представляется нам обычное соседское приятельство, когда спартиаты могли указывать не только своим, но и чужим детям, а также распоряжаться имуществом, слугами и лошадьми соседей. Плутарх либо путает спартиатов с илотами, когда говорит о том, что в поле спартиат, якобы, пользовался имуществом, размещенным на складе соседа (инвентарем), либо мы имеем подтверждение тому, что вовсе не все спартиаты были солдатами. Многие не могли нести службу либо в силу ограниченности физических возможностей, либо из-за полученных ранений и болезней. Они лишались лишь права участвовать в государственных делах и военных ритуалах, но вовсе не лишались свободы и собственности, и могли заниматься хозяйственными делами. То же касается и старших возрастов. Спартанцы редко призывали на войну тех, кому минуло 40 лет. Они также могли заниматься хозяйственными делами. И наверняка занимались в силу запрета на праздность.

Спартиату-солдату было настрого запрещено работать в поле. Поэтому, скорее всего, речь у Плутарха идет о соседском сотрудничестве «гражданских» спартиатов или даже об обычае всего населения Спарты. Плутарх указывает, что склады были опечатаны, а сосед, пользуясь чужим имуществом, непременно восстанавливал печати. Это означает, что вовсе не каждый мог себе позволить нарушить печати хозяина. Скорее всего, соседи пользовались либо одинаковыми печатями, либо считали склад не затронутым произвольным вторжением, узнав печать соседа.

Античные источники представляют спартанцев как отъявленных взяточников и сребролюбцев. Повод к тому дают всего несколько примеров, ни один из которых не был основан на установленных фактах. «Доказательства» могли проистекать из курьеза: лидеры демократов в Афинах отчитывались перед своими сторонниками тем, что, якобы, ежегодно отправляют в Спарту деньги на подкуп лаконских «верхов», которые за это не возобновляют военных действий. Никаких данных о том, что эти деньги, действительно, попадали в Спарту, нет. И в наши дни иные отчеты о расходовании средств государственного бюджета откровенно лживы.

Античные авторы указывают на уличение спартанских царей во взяточничестве. Попытки уличить, действительно, были (и это была форма борьбы «партий», не менее горячая, чем в Афинах), но ни одного факта толком доказать не удалось. Доказанными считаются лишь два случая, но оба они совпадали с «политическим заказом» в период обострения борьбы династий спартанских царей. Совершенно нелепой и явно вымышленной является история с царем Леотихидом, якобы, получившим взятку от фессалийцев. Геродот сообщает, что царя застали на месте преступления сидящим на мешке с золотом. Трудно себе представить, кто мог «застать» царя. Кроме того, и наказание показывает, что казнить царя было не за что. Именно поэтому ему позволили бежать в Тегею. Тем самым был решен вопрос о власти, а о наказании за взятку никто и не заботился.

Утверждение о том, что спартанцы за пределами Спарты оказывались падки до золота и серебра, также не выдерживает критики. Дело в том, что в Спарте золото и серебро не имели цены, а их накопление могло привести к жестоким наказаниям. Вне своего государства спартанцы занимались исключительно войной. Если военный поход затягивался, то надо было решать проблему обеспечения продовольствием. И спартанцы вынуждены были использовать монеты, имевшие хождение там, где они могли купить продовольствие. Они могли отнимать, но предпочитали покупать. Поэтому денежные взносы подобострастных местных правителей принимались. Рядовому спартанцы подобный «подкуп» обеспечивал только пропитание. Если бы ему было обеспечено нечто иное (и он согласился бы на это «иное»), пришлось бы стать дезертиром и сменить отечество. Фактов дезертирства из спартанской армии не известно.

Геродот, не сомневающийся в «сребролюбии» спартанцев, приводит два опровергающих примера, относящихся к царю Клеомену. Дважды ему предлагались огромные суммы за принятие Спартой определенной политической позиции. И Клеомен дважды на этом решительно обрывал всякие переговоры.

Жестокие порядки спартанцы соблюдали только сами, не навязывая их никому другому. Для граждан требования были самые высокие, но для всех остальных – нет. Спартанцы показывали детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства. Илотам пьянствовать не запрещалось. Впрочем, спартанцы пили вино как повседневный напиток и даже в поход брали с собой немного вина, чтобы при переходе на воду контраст не был слишком заметным.

Коллективизм и равенство спартанцев воспринимается несколько преувеличено. Богатство царей Спарты было значительным и определялось как крупным землевладением, так и разного рода натуральными «налогами», которые по обычаю передавались царю. Вероятно, и члены герусии, и родственники царя не были имущественно равными остальным спартанцам. Кроме того, в походе каждая мора спартанцев прикрывала свою часть обоза. Каждого спартанца сопровождал личный илот-носильщик, который нес пищу на двоих и имущество воина. Если у себя дома спартанцы обязаны были участвовать в совместных трапезах, то в условиях войны каждый решал проблему пропитания самостоятельно. На поле боя коллективизм ценился, при принятии законов был непременным условием, но земельные наделы были закреплены индивидуально за каждым спартиатом, и имущественное расслоение имело место.

Загадочным выглядит отказ спартанцев от мореплавания. Они не создавали колоний и не использовали флот в военных операциях. В Пелопонесской войне они лишь поставляли флотоводцев, но не строили корабли. Эта миссия возлагалась на союзников. Почему же спартанцы не следовали практике афинян? Ведь Афины и другие греческие государства активно расселялись и образовывали колонии. Это было необходимо в силу скудости земли Эллады, которая не могла прокормить растущее население. Почему долина Эврота могла кормить спартанцев, почему население Спарты не росло так, как в других греческих государствах?

Проблема легко разрешается, если вспомнить, что в Спарте жили не только спартанцы. Более того, спартиаты составляли лишь очень небольшую долю населения и специализировались на военном деле. Свободные периеки и относительно несвободные илоты при увеличении численности вполне могли отправляться в зарубежные греческие колонии. А спартиаты не увеличивались численно в силу своей профессии. Заморские колонии им были просто не нужны.

Спартанцы быт как жили. Смотреть фото Спартанцы быт как жили. Смотреть картинку Спартанцы быт как жили. Картинка про Спартанцы быт как жили. Фото Спартанцы быт как жили

Дорийцы, бесспорно, были мореплавателями. Расселение дорийских племен говорит о том, что они для своих завоеваний многих мелких островов и Крита не могли обойтись без искусства мореплавания. На одной из спартанских чаш сохранился сюжетный рисунок – сцена погрузки торгового судна, за которой наблюдает некий Арксеилай. Это, скорее всего, царь Киренаики (всего четыре царя этой области носили это имя в 6–5 в. до н. э.) – греческой колонии на территории современной Ливии. Город Кирена, ставший впоследствии одним из самых богатых именно благодаря торговле и мореплаванию, по свидетельству Геродота был основан переселенцами с кикладского острова Феры (Фера, Фира, Тера – главный остров группы островов Санторин – того самого, где в 17 в. до н. э. произошло сильнейшее извержение вулкана, погубившее минойскую цивилизацию). Что переселенцы были дорийцами, подтверждается тем, что свой город они посвятили Аполлону. Кстати, последний царь Кирены Аркесилай IV известен тем, что выиграл состязания на колесницах в Пифийских играх, которые раз в четыре года проводились в честь победы Аполлона над драконом Пифоном.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Порядок наследования

Порядок наследования Порядок наследования, действовавший в линии московских князей в XIV и XV вв., открывается из длинного ряда дошедших до нас их духовных грамот Начиная с Калиты и кончая Иваном III, почти каждый московский князь оставлял после себя духовную; от некоторых

АРИЙСКИЙ ПОРЯДОК

АРИЙСКИЙ ПОРЯДОК Горе побежденным. Тит Ливий. Каким был мир после катастрофы? Пустынные заросшие лебедой поля, высохшие каналы с белеющими на дне костями, трупы на дорогах и в развалинах домов, черные пепелища городов и деревень, храмы с проломленными стенами,

СПАРТАНСКИЙ ПОРЯДОК

СПАРТАНСКИЙ ПОРЯДОК Так как потомки вы все несравненного в битвах Геракла — вражеских полчищ не бойтесь, не ведайте страха. Тиртей. Люди Медного Века уничтожали друг друга своими собственными руками. Вскоре после того, как царь златообильных Микен Агамемнон с победой

Походный порядок

Походный порядок В поход выступали с восходом солнца, а часто и раньше. Походный порядок (ordo agminis) римской армии был довольно подробно описанИосифом Флавием в книге «Иудейская война»: «Авангард образует всегда легион, назначающийся по жребию, бросавшемуся ежедневно».

2. Порядок есть порядок

2. Порядок есть порядок Когда Наполеон оказался у власти, он стал действовать примерно так же, как и его будущие «коллеги», диктаторы XX века. С той лишь разницей, что Бонапарт жил до эпохи глобальных идеологий. Поэтому у Наполеона — всё честнее. Его поступки не прикрыты

4. Порядок есть порядок-2

4. Порядок есть порядок-2 Если поражение поставило бы Наполеона на грань катастрофы, то победа укрепила его авторитет несказанно. Теперь, хотя бы на время, его противники должны были прикусить языки. С героями дня не спорят. Но Наполеон понимал, что все это временно.

XIV Порядок домоправления

XIV Порядок домоправления При малом развитии городской ремесленности и мелочной торговли двор зажиточного человека не только в его вотчине, но и построенный в самой Москве представлял подобие целого города: там производились всевозможнейшие работы, нужные для домашнего

V. Десять классов жизни. Два уровня жизни

V. Десять классов жизни. Два уровня жизни Золото, о котором пойдет речь ниже, в южноамериканской империи инков играло совершенно исключительную роль. Оно выполняло в этой «золотой стране» самые различные функции, не имея, впрочем, одной, столь существенной для других

МОНГОЛЬСКИЙ ПОРЯДОК

МОНГОЛЬСКИЙ ПОРЯДОК Хотя вы получили Поднебесную, сидя на коне, но нельзя, сидя на коне, управлять ею. Елюй Чу-цай. Незадолго до смерти Чингисхан поделил между своими сыновьями весь мир – покоренные области и все остальные страны, которые он завещал покорить. Земли на

XLII. Образ жизни балтийских славян. — Их племенные князья. — Древнейший образ жизни велетов (лютичей)

XLII. Образ жизни балтийских славян. — Их племенные князья. — Древнейший образ жизни велетов (лютичей) Эти противоположные начала, германские и славянские, смешались в быте балтийских славян. В основании его лежала славянская община; но к ней в сильной степени привились

2. Порядок есть порядок

2. Порядок есть порядок Когда Наполеон оказался у власти, он стал действовать примерно так же, как и его будущие «коллеги», диктаторы XX века. С той лишь разницей, что Бонапарт жил до эпохи глобальных идеологий. Поэтому у Наполеона – всё честнее. Его поступки не прикрыты

4. Порядок есть порядок-2

4. Порядок есть порядок-2 Если поражение поставило бы Наполеона на грань катастрофы, то победа укрепила его авторитет несказанно. Теперь, хотя бы на время, его противники должны были прикусить языки. С героями дня не спорят. Но Наполеон понимал, что все это временно.

ЧАСТЬ VI ПРОЗА ЖИЗНИ Привычки и повадки депутатов. Корпоративные правила поведения, этика и эстетика охотнорядской жизни

ЧАСТЬ VI ПРОЗА ЖИЗНИ Привычки и повадки депутатов. Корпоративные правила поведения, этика и эстетика охотнорядской жизни Глава 1 Спортивная Речитатив депутата-футболиста (1995 год) Перед матчем.А ведь это была мечта детства — выйти в основном составе московского

«ПОРЯДОК» НА МИТРОПОЛИИ

«ПОРЯДОК» НА МИТРОПОЛИИ 19 мая 1389 года, спустя месяц после бегства из Москвы Пимена, в возрасте 40 лет умер князь Дмитрий Иванович Донской. 15 августа 1389 года великим князем Владимирским, согласно завещанию Дмитрия Ивановича, стал 17-летний Василий Дмитриевич см. Приложение 10

«Новый порядок»

«Новый порядок» Основы оккупационной политики немецких властей на Востоке были изложены в Генеральном плане «Ост», подготовленном Главным управлением имперской безопасности, и в ряде документов, вышедших из недр имперского Восточного министерства (Министерства по

ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ (О жизни и творчестве Сергея Маркова)

ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ (О жизни и творчестве Сергея Маркова) У Сергея Маркова есть стихотворение «Горячий ветер», датированное 1924 годом; заканчивается оно следующей строфой: И разве может быть иначе? Так много ветра и огня, – Песнь будет шумной и горячей, Как ноздри рыжего

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *