Специфика психологии как дисциплины

Специфика психологического знания и его место в системе наук.

Общая психология

Лекция 1

Тема лекции 1.1. «Психология как научная дисциплина. Специфика психологического знания и его место в системе наук. Возникновение психики в фило- и антропогенезе. Психика и мозг.»

Психология как научная дисциплина.

В разных контекстах слово психология может иметь разное значение, разный смысл:

1. Наука психология («факультет психологии», «зарубежная психология» и т.д.).

2. Индивидуальные особенности человека, то, как структурированы его психические свойства, и что отличает его от других людей (его способности, темперамент, характер, темперамент и т.д.) («психология жертвы», «психология преступника», «женская/мужская психология).

3. Специфика социальных отношений между людьми в коллективах и связанные с этим социальные феномены («психология толпы», «психология семьи»).

Изначально психология как наука оформилась в 1879 году как естественнонаучная (биологическая) дисциплина (Вильгельм Вундт).

Существует несколько подходов к определению, что такое психология:

Изучение психики предполагает рассмотрение:

1. Психических процессов (познавательных, эмоциональных и волевых),

2. Психических состояний (пассивность, активность, утомление, апатия, эйфория и др.),

3. Психических свойств (темперамент, характер, способности и направленность личности (преобладающие потребности, мотивы и цели поведения) и

4. Психических образований (знания, умения, навыки). (Подробнее см. в конце файла)

Специфика психологии как дисциплины. Смотреть фото Специфика психологии как дисциплины. Смотреть картинку Специфика психологии как дисциплины. Картинка про Специфика психологии как дисциплины. Фото Специфика психологии как дисциплины

В рамках описательного подхода мы можем сказать, что психология изучает то, КАК ведет себя человек, и ПОЧЕМУ он ведет себя именно так.

Если эти вопросы рассмотреть более детально, то можно сказать, что психология как научная дисциплина стараться ответить на пять основных вопросов, каждый из которых, по сути, определяет основные направления психологических исследований:

1. Как люди ведут себя, и почему они ведут себя именно так (в разных ситуациях, как их актуальное состояние изменяет поведение в одной и той же ситуации)?

2. Как люди познают и осознают окружающий мир? (когнитивная психология, клиническая психология, если говорить о нарушениях когнитивных процессов и сознания). (Познание человеком окружающего мира предполагает согласованное осуществление следующих процессов: «Ощущение», «Восприятие», «Память», «Мышление и знание», «Язык»).

3. Как люди взаимодействуют между собой? (социальная психология)

4. Как люди развиваются? (Психология развития)

5. Чем люди отличаются друг от друга? (дифференциальная психология)

3 подход – Функциональный – в рамках данного подхода перечисляются изучаемые функции психики, которые изучаются психологией.

Основоположник функционального подхода, Уильям Джеймс (William James, 1842-1910) считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире, для чего она реализует две функции: когнитивную и регуляторную.

1. КОГНИТИВНАЯ функция, она состоит в создании субъективной картины мира и себя, отражающей реалии внешнего мира и внутренние состояния организма, в связи с чем эту функцию ещё называют отражательной.

2. РЕГУЛЯТОРНАЯ функция (= регулятивная) заключается в управлении поведением индивида).

3. Позднее ряд ученых, в частности Б.Ф. Ломов (1927-1989), добавили к списку функций, реализуемых психикой, КОММУНИКАТИВНУЮ функцию, которая обеспечивает взаимодействие двух индивидов, обладающих психикой.

Таким образом, можно дать следующее определение психологии как науки: Психология – это наука, которая изучает особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов (восприятие, память, мышление и др.), психических состояний (эмоции, чувства) и психических свойств (темперамент, характер, способности) человека, а также психики животных.

Предмет изучения научной психологии:

1. Психика здорового человека в физическом и психологическом планах.

2. Различные факты психической стороны жизни человека, описываемые качественно и количественно.

3. Психологические законы, описывающие и объясняющие явления в жизни человека

4. Механизм создания человеком субъективного образа объективного мира.

Задачи психологии:

Главной задачей психологии как науки является исследование особенности формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

1. Изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. Анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно владеть практическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерного внедрения научных знаний и представлений о психической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

1. Исследование законов психики и её деятельности.

2. Изучение развития психики на разных этапах жизни человека (психические процессы и состояния, различные по сложности).

3. Раскрытии свойств человека с позиции социального и биологического.

Специфика психологического знания и его место в системе наук.

Специфика психологии состоит:

1. В психологии человека одновременно является и объектом познания (то что познается) и субъектом познания (тот кто познаёт). Следствием этого является то, что психологический факт зависит от его интерпретации исследователем и от его понимания испытуемым.

2. В невозможности исследовать психические явления непосредственно с помощью объективных методов изучения, принятых в естественных науках (нематериальность психики?). Содержание и особенности психики исследуются опосредованно путем наблюдения за внешними изменениями поведения человека и его физиологическими реакциями (могут регистрироваться объективно, но не всегда коррелируют, точно отражают происходящее в психической сфере, номотетические подходы), и по его самоотчету, самоописанию (идеографический подход) (субъективность этой информации!).

3. Психология является компилятивной наукой (сочетание внутренне противоречивых теорий), в ней существуют разные, иногда взаимодополняющие, а порой взаимоисключающие подходы к изучению, пониманию и объяснению одних и тех же психических явлений. Параллельно существуют (и изучаются при обучении) разные теории (система взглядов, объясняющих какой-либо феномен, уникальное явление реальности), разные научные школы и направления, представители которых порой негативно и даже враждебно относятся друг к другу. Стоит отметить, что существующие в рамках разных школ различные трактовки и объяснения психических явлений могут избираться в связи с индивидуальными предпочтениями психолога (интерес, индивидуальный опыт человека, место получения образования, влияние авторитетов и моды), а также в зависимости от того, в рамках какого подхода наработано больше инструментария для работы с теми или иными психологическими проблемами.

Особенности (специфика) научной психологии, отличающие её от житейской (вульгарной) психологии:

Сохранение знания

ПроцессыЖитейская психология (обыденные знания)Научная психология (научные знания)
Получение знанийВ конкретной ситуацииВ экспериментальной ситуации (создание/контроль условий изучения)
Стихийность, случайность, несистемностьРегулярность (сознательно, целенаправленно, инструментально оснащено, систематизировано (план исследований, соотнесение с другими результатами, данными других авторов))
ИнтуитивностьПонятийность (обобщение)
НепосредственностьОпосредованность
Знания сохраняются в личном опыте и художественной литературе. Ситуативно-контекстное утверждение (афоризмы, пословицы, поговорки, традиции, обряды). Связаны с личным опытом (эмпиричны). Не требуют логического объяснения, безразличны к логике, а потому часто противоречивы.Знание сохраняются в научной и учебной литературе. Знания теоретизированы, то есть систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. В основе направленного накопления и расширения знаний лежит выдвижение проверяемой гипотезы.
Эмпирический критерий достоверности (от частного к общему)Логический критерий (от общего к частному)
Воспроизводство знаний (передача от поколения к поколению)Знания передаются при личном общении, легко доступны, но обычно не содержат контекста их получения. Поэтому в новом контексте (условиях) открываются новыми поколениями заново, через свой собственный опыт (проблема отцов и детей). Накопления знаний в ряду поколений, по сути, нет.Знания передаются в ходе специально организованного обучения, что требует способности и усилия от обучаемого. Накопление знаний в поколениях происходит в виде научных теорий, которые могут уточняться и детализироваться путем выдвижения и проверки гипотез, основанных на этих теориях. Кроме абстрактных утверждений (законов теорий) передаются также описания условий получения новых знаний, что позволяет воспроизводить эксперименты и перепроверять эти законы.
ОценкаВ связи с социальным заказомНет

Место, которое психология занимает среди других наук, зависит от основания систематизации наук. Если мы не будем рассматривать психологию среди основных, системообразующих наук, то она будет у нас как бы растворяться среди других наук, либо занимать промежуточное положение. Если же мы будем считать психологию одной из основных наук, то она будет занимать чаще всего центральное место среди других наук о человеке и мире.

А. Положение психологии в системе наук по Б.М. Кедрову:

Психология находится в центре «треугольника наук», чуть ближе к филосовии, с которой она связана по происхожднию, так как теория познания изначпльно развивалась именно в философии.

Специфика психологии как дисциплины. Смотреть фото Специфика психологии как дисциплины. Смотреть картинку Специфика психологии как дисциплины. Картинка про Специфика психологии как дисциплины. Фото Специфика психологии как дисциплины

Б. Положение психологии среди других наук по Ж.Пиаже:

Специфика психологии как дисциплины. Смотреть фото Специфика психологии как дисциплины. Смотреть картинку Специфика психологии как дисциплины. Картинка про Специфика психологии как дисциплины. Фото Специфика психологии как дисциплины

В. Б.Ф. Ломов выделил многомерную систему связей психологии с другими науками:

2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию).

3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию).

4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию).

5) с техническими науками (через психологию труда и инженерную психологию).

Г. Двухмерная (шкальная) схема положения психологии в системе наук (М. Бунге):

вертикальная ось образуется между биологическими и социальными науками, изначально (в 1850 г.) круг изучаемых проблем и вопросов был узок, науки не перекрыаались, при этом психология находилась на этой шкале «между» социальными и биологическими науками. Позднее круг интересов наук расширился, появились пересекающиеся области интересов, что привело уже спустя 100 лет (в1950 г.) к появлению «на стыке» классических наук новых современных наук.

Специфика психологии как дисциплины. Смотреть фото Специфика психологии как дисциплины. Смотреть картинку Специфика психологии как дисциплины. Картинка про Специфика психологии как дисциплины. Фото Специфика психологии как дисциплины

1. Социологическая социальная психология

2. Психологическая социальная психология (включая физиологическую социальную психологию)

Дата добавления: 2021-04-15 ; просмотров: 568 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Реферат: Психология как наука, особенности предмета психологии

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет Бухгалтерский учет

Специальность Бух. учет, анализ и аудит

Курс 4

Дисциплина Психология и педагогика

Реферат

на тему:

«Психология как наука, особенности предмета психологии».

Выполнила студентка Нурмухомятова

Группа УБТЗ – 41/7 – СС-4

1. Явления, изучаемые в психологии………………………………………………4

2. Особенности предмета психологии……………………………………………..5

3. Методы исследования в психологии……………………………………………6

Список используемой литературы…………………………………………………

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Понятно, что общей задачей психологии является изучение, как психики субъекта, так и его психологии.

В данном реферате рассмотрим подробнее, что же изучает психология как наука. Представим в виде схемы основные понятия, которые изучает современная психология.

1. Явления, изучаемые в психологии.

Таблица № 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии.

Название: Психология как наука, особенности предмета психологии
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 03:26:03 29 мая 2011 Похожие работы
Просмотров: 1799 Комментариев: 13 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

ЯвленияПонятия, характеризующие эти явления
1Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, мотивация, мышление, обобщение, ощущение, память, представление, привыкание, принятие решений, речь, самовнушение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение и т п.
2Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, гипноз, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, убежденность, усталость, утомление, чувство,
3Свойства индивидуальные, внутренние (психические)Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
4Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)Действие, деятельность, жест, игра, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.
5Состояния: индивидуальные внешние (поведенческие)Готовность, интерес, установка.
6Свойства: индивидуальные внешние (поведенческие)Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, эгоизм.
7Идентификация, коммуникация, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.
8Состояния: групповые внутренниеКонфликт, сплоченность, психологический климат.
9Свойства: групповые, внешниеСовместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
10Процессы: групповые внешниеМежгрупповые отношения.
11Состояния: групповые внешниеПаника, открытость группы, закрытость группы.
12Свойства: групповые внешниеОрганизованность.

2. Особенности предмета психологии.

Благодаря этому психологические исследования распространились также на внешнедвигательную активность, которая в субъективно-эмпирической психологии выступала главным образом в качестве выражающей внутренние психические явления.

Крупнейшую проблему представляет собой изучение личности, которое развивается в психологии по трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском возрасте) и общепсихологическому (характеристика целостности личности в отличие от целостности человека как биологического индивида).[2]

Наибольшее число исследований относится к дифференциальной психологии личности. Они имеют важное практическое значение для проф. ориентации, отбора и расстановки кадров. Продуктивны также возрастные исследования, прослеживающие формирование личности в онтогенезе; они составляют основу теории и практики воспитания и часто сочетаются с педагогическими проблемами, в первую очередь с вопросами нравственного воспитания.[3]

В общепсихологическом плане важно изучение становления человеческой личности в процессе общественно-исторического и онтогенетического развития, природы самосознания и переживания «Я».

В проблеме методов психологии принципиальное значение имеет вопрос о применении интроспекции (самонаблюдения).

3. Методы исследования в психологии.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические.

В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной.

Наряду с математизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Основные методы которые используются в современной психологии для сбора первичных данных (информация, подлежащая дальнейшему уточнению и обработке):

1. Наблюдение : внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.

2. Опрос: устный, письменный, свободный, стандартизированный.

4. Эксперимент : естественный, лабораторный.

5.Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.[5]

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

Тесты бывают субъективные (наблюдение и опрос) и объективные (тесты и эксперимент). От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

4. Отрасли психологии.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. [6]

Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая, если представится случай, спрос на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Юридическая психология стремится гуманизировать взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными или между последними и их семьями.

Военная психология разрабатывает главным образом способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными группами.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и накопления отбросов, характерного для нашего общества потребления.

Существуют также специалисты по психологии творчества, стремящиеся понять опыт художника и его формирование у индивидуума. Во всех этих областях трудно отделить теоретиков от практиков; нередко одни и те же люди изменяют и свои взгляды на данную проблему, и используемые методы в зависимости от получаемых результатов.

Ученые, занимающиеся генетической психологией, пытаются понять, как происходит психическое развитие человека с первых часов его жизни и до смерти.

Для некоторых исследований необходимо применение особых методов или высокая квалификация, и поэтому ими занимаются более узкие специалисты.

Зоопсихология использует методы, принятые в психологии, чтобы дополнить данные эталонов о поведении различных видов животных. Что касается парапсихологии, то здесь исследователь слишком часто бывает вынужден работать на самой границе официально признаваемой науки. Цель его состоит в том, чтобы проверить, существуют ли в действительности те психологические явления, которые невозможно объяснить на современном уровне наших знаний.

Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений. Она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Список используемой литературы.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 2002 г.

3. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. М.: Изд-во МГУ, 2007 г.

4. Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.: М., 2000 г.

6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А.

[1] Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.: М., 2000 г с 58

[2] Петухов В. В., Столин В. В. Психология. М.: Изд-во МГУ, 2007 г. с 38-49

[3] Петухов В. В., Столин В. В. Психология. М.: Изд-во МГУ, 2007 г. с 63-71

[5] Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.: М., 2000 г

[6] Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 2002 г.

[8] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2000, с.37

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *