Спеющий виноград как пишется
Словари
I сов. перех. и неперех.
Исполнить голосом музыкальное произведение.
1. Становиться спелым; созревать (о плодах, овощах, злаках).
Становиться готовым к употреблению, довариваясь, дожариваясь и т.п. (о пище).
III несов. неперех. устар.
Поспевать за кем-либо; догонять.
Морфология: я спою́, ты споёшь, он/она/оно споёт, мы споём, вы споёте, они спою́т, спо́й, спо́йте, спе́л, спе́ла, спе́ло, спе́ли, спе́вший, спе́тый, спе́в
2. Если кому-либо говорят ваша (твоя) песенка спе́та, то это означает, что этому человеку предсказывают большие неприятности, неудачу в чём-либо, крушение всех планов.
Если он совершит хоть малейшую ошибку, его песенка будет спета.
1. Созревать, становиться спелым, поспевать (о плодах, овощах и злаках). Рожь колосится и спеет.
2. за кем-чем. Торопливо итти вслед кому-нибудь, поспевать (обл.). «Иди, иди! говорил старик, спея за ним и легко догоняя его.» Л.Толстой.
(спею, спеешь, 1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), спеет; несовер. Зреть 1, созревать. Спеют лесные ягоды.
СПЕТЬ, вы(до, по)спевать, зреть, созревать, приходить в спелость, в зрелость;
| поспевать, быть вскоре готову, приходить к концу. Виноград спеет в октябре. Здесь груша редко спеет, не доспевает.
| Щи, пирог, жаркое спеет, варится, печется, доходит на огне, вскоре будет годно в пищу. Иногда говорят и о нарыве: чирей спеет, нарывает, зреет.
| Дело наше спеет, идет удачно. Работа кипит и спеет, идет успешно.
| Спеть что (приспеть), готовить, изготовлять к сроку; заготовлять, припасать. Мы де готовимся на службу, запасы спеем, ·стар. Король спеяшет рать велику, ·летописн. Враги, спеющие луки (Акад. Слв. из Минеи), готовящие, припасающие на нас; не путать с выражен.: Спела тетива у туга лука, от петь, пропела, звякнула. Собаки спеют по зайцу, охот. наспевают, доходят, дотекают. Спей свое дело, делай. Спеть дыни, в парниках. Спеться, спеть, доходить на огне или на ветру. Щи спеются. Провесная рыба, балыки спеются. Арбузы спеются, скоро дойдут совсем, поспеют, уже доспевают. Спетая рыба, дон. вяленый, провесный балык.
| о деле, спеть, идти успешно. Тороплюсь, а дело не спешится! Доспешились до греха. Заспешил без толку. Наспешился вволю. Поспешишь, людей насмешишь. Проспешили все утро. а ничего не сделали. Спешенье, спех, спешка, действие по гл. спешить. Что за спех? чего торопишься, поспеешь. Дело к спеху, не к спеху, скоро нужно, либо можно повременить. Не спехом дело спорится, а толком. Кой спех, ведь не горит! Загорелось у него, к спеху. Спех людям на смех. Наспех гонят. Где спех, там и смех, все навыворот. Делали наспех, а сделали на смех! Жнем спехом, а едим спрохвала. Нам за спехом не угоняться. Спешный и южн., зап. спешкий, говоря о человеке, торопкий, торопливый или нетерпеливый, кто всегда спешит, торопится и погоняет;
1. СПЕТЬ, спою́, споёшь; спой; св. (нсв. петь). (что). Исполнить голосом музыкальное, вокальное произведение, пропеть. С. арию. С. хором народную песню. С. партию Руслана.
◊ Чья-л. песенка спе́та. Чьи-л. успехи, нормальный ход событий, жизни кончаются, кончились.
2. СПЕТЬ, спе́ет; нсв. (св. поспе́ть).
1. Становиться спелым; созревать. Яблоки спеют. Хлеб наливался и спел не по дням, а по часам.
2. Разг. Становиться готовым к употреблению (о приготовляемой пище). * То спеет каша степняка (Кольцов). Кипит и преет, к обеду поспеет (Погов.).
спе́ет; несов. (сов. поспеть 1 ).
1. Становиться спелым; созревать.
Яблоки спеют. Клубника спеет.
Хлеб наливался и спел не по дням, а по часам. Серафимович, Две ночи.
Становиться готовым к употреблению (о приготовляемой пище).
Кипит и преет, к обеду спеет. Поговорка.
То наш очаг горит звездою, То спеет каша степняка. Кольцов, Путник.
спе́ть, спою́, споёт (к петь)
1. спе́ть, спе́ю, спе́ем, спе́ешь, спе́ете, спе́ет, спе́ют, спе́я, спе́л, спе́ла, спе́ло, спе́ли, спе́й, спе́йте, спе́ющий, спе́ющая, спе́ющее, спе́ющие, спе́ющего, спе́ющей, спе́ющего, спе́ющих, спе́ющему, спе́ющей, спе́ющему, спе́ющим, спе́ющий, спе́ющую, спе́ющее, спе́ющие, спе́ющего, спе́ющую, спе́ющее, спе́ющих, спе́ющим, спе́ющей, спе́ющею, спе́ющим, спе́ющими, спе́ющем, спе́ющей, спе́ющем, спе́ющих, спе́вший, спе́вшая, спе́вшее, спе́вшие, спе́вшего, спе́вшей, спе́вшего, спе́вших, спе́вшему, спе́вшей, спе́вшему, спе́вшим, спе́вший, спе́вшую, спе́вшее, спе́вшие, спе́вшего, спе́вшую, спе́вшее, спе́вших, спе́вшим, спе́вшей, спе́вшею, спе́вшим, спе́вшими, спе́вшем, спе́вшей, спе́вшем, спе́вших
2. спе́ть, спою́, споём, споёшь, споёте, споёт, спою́т, споя́, спе́л, спе́ла, спе́ло, спе́ли, спо́й, спо́йте, спе́вший, спе́вшая, спе́вшее, спе́вшие, спе́вшего, спе́вшей, спе́вшего, спе́вших, спе́вшему, спе́вшей, спе́вшему, спе́вшим, спе́вший, спе́вшую, спе́вшее, спе́вшие, спе́вшего, спе́вшую, спе́вшее, спе́вших, спе́вшим, спе́вшей, спе́вшею, спе́вшим, спе́вшими, спе́вшем, спе́вшей, спе́вшем, спе́вших, спе́тый, спе́тая, спе́тое, спе́тые, спе́того, спе́той, спе́того, спе́тых, спе́тому, спе́той, спе́тому, спе́тым, спе́тый, спе́тую, спе́тое, спе́тые, спе́того, спе́тую, спе́тое, спе́тых, спе́тым, спе́той, спе́тою, спе́тым, спе́тыми, спе́том, спе́той, спе́том, спе́тых, спе́т, спе́та, спе́то, спе́ты
спеющий
Смотреть что такое «спеющий» в других словарях:
спеющий — приближающийся, наступающий, наливающийся, выспевающий, вызревающий, созревающий, поспевающий, зреющий Словарь русских синонимов. спеющий прил., кол во синонимов: 10 • вызревающий (9) • … Словарь синонимов
наступающий — См. скорый. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. наступающий будущий, скорый; воцаряющийся, надвигающийся, спеющий, встающий, подоспевающий, грядущий, ломящий, нападающий,… … Словарь синонимов
вызревающий — прил., кол во синонимов: 9 • выспевающий (5) • зреющий (17) • наливающийся (26) … Словарь синонимов
выспевающий — прил., кол во синонимов: 5 • вызревающий (9) • зреющий (17) • поспевающий (12) • … Словарь синонимов
зреющий — прил., кол во синонимов: 17 • видящий (32) • вызревающий (9) • выспевающий (5) • … Словарь синонимов
наливающийся — прил., кол во синонимов: 26 • вливающийся (13) • возливающийся (1) • входящий в тело … Словарь синонимов
поспевающий — прил., кол во синонимов: 12 • вызревающий (9) • выспевающий (5) • зреющий (17) • … Словарь синонимов
приближающийся — прил., кол во синонимов: 44 • близящийся (9) • готовящийся (38) • грядущий (12) • … Словарь синонимов
рдеющий — алеющий, пламенеющий, краснеющийся, алеющийся, рдеющийся, пунцовеющий, краснеющий, багровеющий Словарь русских синонимов. рдеющий прил., кол во синонимов: 10 • алеющий (8) • … Словарь синонимов
Поиск ответа
Вопрос № 299122 |
Ответ справочной службы русского языка
Вы рассуждаете верно. На наш взгляд, здесь причастие может стоять только в единственном числе.
Нужно ли кавычить сорт в словосочетании «виноград изабелла»?
Ответ справочной службы русского языка
Сорт винограда пишется со строчной и в кавычках: виноград «изабелла».
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно написать сорт винограда Пино Минье? Нужно ли писать название сорта в кавычках?
Ответ справочной службы русского языка
Названия сортов вин пишутся со строчной и без кавычек, а сорт винограда со строчной и с кавычками: «пино-минье».
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, с заглавной или со строчной буквы нужно писать названия сортов винограда (мерло, примитиво, карменер)?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! В вашем Большом толковом словаре говорится:
Это слово действительно мужского рода, по данному словарю, или просто опечатка? Остальные известные мне словари указывают женский, что и кажется более естественным.
Ответ справочной службы русского языка
Это опечатка, она родом из печатного издания «Большого толкового словаря». Исправили и сообщили главному редактору словаря С. А. Кузнецову. Спасибо за замечание!
Как правильно: «Большинство производителей предпочитаЕт» или «Большинство производителей предпочитаЮт»?
И повторю вопрос, который остался без ответа: можно ли склонять французское название сорта винограда «пино нуар» (. В смеси с Пино Нуаром).
Большое спасибо за вашу помощь.
Ответ справочной службы русского языка
2. Название пино-нуар склонять не следует.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Названия вин при употреблении в качестве торговой марки пишутся с прописной буквы в кавычках: вино «Каберне ». Названия сортов вин пишутся со строчной буквы без кавычек: мерло, шардоне, рислинг, каберне. Названия сортов винограда пишутся в кавычках со строчной буквы: виноград «шардоне».
Подскажите, пожалуйста, значение слова «токай».
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Уместно ли на Ваш взгляд двойное «б» в названиях итальянских сортов винограда треббьяно (trebbiano) и неббиоло (nebbiolo)?
Ответ справочной службы русского языка
Трудно сказать. Необходимости в удвоении согласных нет. Чаще при освоении подобных слов удвоенные согласные исчезают.
Ответ справочной службы русского языка
Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» указывает, что названия видов и сортов сельскохозяйственных культур, овощей, цветов и т. п. – термины агрономии и садоводства – выделяются кавычками и пишутся со строчной буквы: клубника «виктория», виноград «шардоне», тюльпан «черный принц».
Как пишутся названия вин? Напрмер вино «Фетяска»?
Ответ справочной службы русского языка
Марочные названия вин пишутся с прописной буквы в кавычках: вино «Фетяска». В отличие от них названия сортов винограда пишутся со строчной буквы в кавычках: виноград «фетяска».
Как нужно писать названия вин, с мал. или большой буквы и в кавычках или без них? Корректно ли так: «. красные Каберне-Совиньон и Мерло, белые Шардоне и Совиньон-Блан. «?
Ответ справочной службы русского языка
Поиск ответа
Вопрос № 275503 |
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, с заглавной или со строчной буквы нужно писать названия сортов винограда (мерло, примитиво, карменер)?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Когда употребляется заглавная буква, а когда строчная в случаях, когда нужно оперировать названиями вин и сортов винограда, например: совиньон, рислинг, каберне.
Ответ справочной службы русского языка
Названия вин при употреблении в качестве торговой марки пишутся с прописной буквы в кавычках: вино «Каберне ». Названия сортов вин пишутся со строчной буквы без кавычек: мерло, шардоне, рислинг, каберне. Названия сортов винограда пишутся в кавычках со строчной буквы: виноград «шардоне».
Ответ справочной службы русского языка
Марочные названия вин пишутся с прописной буквы в кавычках: вино «Фетяска». В отличие от них названия сортов винограда пишутся со строчной буквы в кавычках: виноград «фетяска».
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, в ресторанном меню названия вин и сыров в блюдах необходимо писать в кавычках или без них.
Заранее спасибо за ответ.
С уважением, Наталья
Ответ справочной службы русского языка
Марочные названия вин пишутся в кавычках с прописной буквы. Без кавычек и со строчной буквы пишутся названия сортов вин: шардоне, мерло, рислинг. Скорее всего, в ресторанном меню употребляются именно марочные названия, а следовательно, необходимы кавычки и прописная буква.
Что касается названий сыров, то они пишутся с прописной буквы при обозначении торговой марки и со строчной буквы в бытовом употреблении. Это так называемые интерпретационные орфографические варианты: пишущий волен сам выбрать тот или иной вариант написания, желая подчеркнуть, что речь идет именно о торговой марке продукта или, наоборот, о бытовом употреблении названия. На наш взгляд, в Вашем случае корректно написание со строчной буквы в кавычках (поскольку в качестве собственного именования выступает, в первую очередь, название блюда, а сыр указывается только в качестве ингредиента).
Ответ справочной службы русского языка
Названия сортов вин пишутся со строчной и без кавычек, а сорт винограда со строчной и с кавычками: шардоне (сорт вина), «шардоне» (сорт винограда). См. ответ № 181702.
«Красные вина — мерло и пино нуар — лучше всего сочетаются с бараниной, говядиной и различными соусами к ним. Белые сорта — пино гри или совиньон — прекрасно подходят к морепродуктам, мясу птицы, свинине и белым соусам. Не подойдут для готовки богатые дубильными веществами шардоне или каберне совиньон — при нагревании их терпкий вкус только усиливается». Как в данном тексте писать названия вин — с прописной или строчной? С одной стороны, мерло, пино и совиньон словари давно дают со строчной и без кавычек, но у меня в тексте встречаются наряду с ними каберне совиньон, пино нуар и пино гри. Как быть? Позволительно ли «смешивать» в одном предложении разные варианты написания — с прописной и со строчной, с кавычками и без?
Ответ справочной службы русского языка
Названия сортов вина пишутся с маленькой буквы без кавычек. Названия торговых марок пишутся в кавычках с большой буквы.
Ответ справочной службы русского языка
Названия сортов вин пишутся со строчной и без кавычек.
как правильно писать названия вин : р(Р)ислинг, с(С)овиньон, ш(Ш)ардоне и названия сортов винограда: и(И)забелла, к(К)аберне? спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Названия сортов вин пишутся со строчной и без кавычек, а сорт винограда со строчной и с кавычками: _шардоне (сорт вина), «шардоне» (сорт винограда)._
Здравствуйте! Он вспомнил, как любит саперави. Нужны ли кавычки, и как вообще названия вин оформляются? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Допускается различное написание: _вино саперави_ (в бытовом употреблении) и _вино «Саперави»_ (товарная марка).
И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых вариантов Вариант 1
Данный вариант поможет при отработке заданий ЕГЭ по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых вариантов Вариант 1»
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Человек проводит на работе большую часть своего времени, и, конечно, каждому хочется, чтобы на рабочем месте был комфортный психологический микроклимат.
Не все руководители, обеспечивая достойные условия труда для своих работников, понимают важность создания в коллективе комфортного психологического микроклимата.
Все руководители бюджетных организаций стараются обеспечить своим сотрудникам достойные условия труда, включая комфортный психологический микроклимат в коллективе.
Создание психологического микроклимата в коллективе является важнейшим условием осуществления трудовой деятельности сотрудника, что не всегда осознаётся руководителями.
Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут навстречу своим работникам и в силу своих возможностей стараются помочь им.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
к сожалению наоборот
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
кого-что чем. Снабдить чем-н. в нужном количестве. О. сырьём. О. фермы техникой.
что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.
кого-что от кого-чего. Оградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты.
кого-что. Предоставить достаточные материальные средства к жизни. О.своюселью. Обеспеченная старость.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Грибники, пришедшие в лес после дождя, НАПОЛНИЛИ свои корзины грибами буквально за час.
Высокая ЭФФЕКТНОСТЬ некоторых противовирусных препаратов сочетается с достаточно большой вероятностью возникновения побочных эффектов, что делает крайне нежелательным приём этих препаратов детьми до 12 лет.
ГАРАНТИЙНЫЙ срок устанавливается изготовителем или продавцом и исчисляется с момента передачи товара покупателю.
Фабрикам легко было перейти на производство КОСТЯНОГО фарфора, потому что последовательность процессов производства, температура политого обжига и обжига глазури были такими же, как и для производства обычной керамики.
На горных склонах размещают ЛЕСНЫЕ насаждения, а при благоприятных условиях — плодовые и орехоплодные плантации, виноградники.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРЁМСТАМИ учениками виноград СПЕЛ
ЛЯГТЕ на пол выглядел ЯРЧЕ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ГР AM М АТИ Ч ЕСКИЕ
ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1)Логичность речи — это коммуникативное качество, которое предусматривает в первую очередь непротиворечивость и аргументированность речи.
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
2)В. И. Вернадский поднимал вопрос как о постепенном избавлении человека от его зависимости от природных условий, а также о создании искусственного хлорофилла.
нарушение в построении предложения
с деепричастным оборотом
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
4)Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
5)Выражая свой взгляд на проблему одиночества в мировой литературе, мной был задан вопрос докладчику.
6) Невозможно без тяжёлого душевного волнения читать конец повести Куприна «Гранатового браслета».
7) Радость подлинного писателя — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее.
8) По приезде в Москву начинающий писатель позвонил редактору и договорился о встрече.
9)В своей статье В. Г. Белинский не только детально изучает форму произведения, но и формулирует вопросы, важные для понимания нравственных проблем своего времени.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
на..кусил, о…плывать и…подлобья, ра..бег
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
фланел.. вый ключ.. вой
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
По дну оврага, среди тёмной чащи, падает с уступа на уступ, журчит и холодно булькает ещё (НЕ)ИССЯКШИЙ ручей.
Фюзеляж самолёта был (НЕ)ГЛАДКИЙ, а шероховатый, облицованный сосновой корой.
До двух часов занятия должны были идти (НЕ)ПРЕРЫВАЯСЬ, а в два часа — перемена и завтрак.
Вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.
Разработчики, приученные к жёсткому производственному порядку, могли при (НЕ)ОБХОДИМОСТИ оценить свои возможности в подготовке той или иной аппаратуры, предназначенной для установки на космические корабли.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)МЕСТЕ впадения реки Нерли в Волгу, (В)БЛИЗИ города Калязина, образуется огромный залив.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.
По крутой лестнице мы поднялись (НА)ВЕРХ, миновали площадку и, БУД(ТО) из тоннеля, вырвались в огромный светлый простор.
Я поблагодарил Дерсу (ЗА)ТО, что он (ВО)ВРЕМЯ столкнул меня с плота: этим он спас мне жизнь.
Без устали шуршат на быстрых роликах резиновые ленты конвейеров, на которых плывут (С)ВИДУ толстые (РАЗНО)ЦВЕТНЫЕ конверты, залитые сургучом пакеты, кипы газет, посылки в фанерных ящиках.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Медле(1)о вытащили из подвала кова(2)ый сундук. Прочные стари(3)ые обручи как будто въелись в деревя(4)ые части крышки.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Цапли взмахивают крыльями мягко и неторопливо и от других птиц отличаются в полёте особенным сложением шеи и вытянутыми вперёд ногами.
В своих решениях жюри руководствовалось не столько эстетическими критериями сколько зрительской реакцией.
В начале апреля уже шумели скворцы и кружили жёлтые бабочки.
Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно пропал.
Иволги кричат да стонут да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Джипы и внедорожники (1) отличающиеся повышенной проходимостью (2) появились в годы войны, и ведущие фирмы (3) предвидя тенденции развития автомобилей на десятки лет вперёд (4) разработали в 1950-е годы кардинально новые конструкции машин.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,
По новым домам, по колхозным амбарам.
По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,
Наверно (4) вы песню тогда нам споёте.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бортовой компьютер (1) значение (2) которого (3) в ближайшем будущем сильно возрастёт (4) уже несколько лет является неотъемлемой частью управления автомобилем.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Очевидец рассказал туристке (1) что (2) когда она потеряла сознание и пошла ко дну (3) её вытолкнул из воды дельфин (4) благодаря чему она была спасена.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка.
2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (З)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство — самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство — это будущее взрослого человека.
(б)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14)Помой.
Появились школа, уроки, появились часы, время.
16)Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьёв. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть конём, автомобилем, паровозом. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы.
Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?) (22)Подолгу простаивал в тире. (23)Волшебным зрелищем была кузница.
Любил в детстве лежать на тёплых брёвнах плота; не сводя глаз с воды, наблюдать, как играют там в рыжеватой глубине, поблёскивают уклейки.
Повернёшься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывёт мой плот. (26)Под брёвнами журчит вода, куда плывёт? — конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (27)В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона — у него всё снежное, метельное, морозное.
Детство — это чёрный хлеб, тёплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (29)Куда исчезает еда нашего детства?
И почему она обязательно исчезает? (31)Постный сахар, пшённая каша с тыквой.
32) Столько было разного счастливого, весёлого. (ЗЗ)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (34)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (35)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (Зб)Именно жизни.
Не было ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (38)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы.
* Даниил Александрович Гранин* (род. в 1919 г.) — русский советский писатель, общественный деятель.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Детство — это подготовка к взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.
Попытки родителей понять, каким будет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.
С творчеством Ф. Купера и Дж. Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.
Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.
Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то что потом в его жизни было ещё много хорошего.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Предложения 3, 4 поясняют содержание предложения 2.
В предложениях 6-9 содержится рассуждение.
В предложениях 16-20 представлено повествование.
В предложении 28 представлено повествование.
5). Предложение 31 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 29, 30
22. Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.
Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим
при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
I «Вспоминая своё детство, Д. А. Гранин использует различные приёмы, в частности
(„детство » в предложении 5), а также тропы: (Б) („волшебным
зрелищем » в предложении 23, „сладкие туманные грёзы » в предложении 38),
(„детство — самостоятельное царство » в предложении 4, „царство
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Примерный круг проблем
1. Проблема ценности детства. (В чём заключается ценность детства?)
1. Детство — это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рождён для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего.
2. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)
2. Ребёнок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него и этим он привлекателен. Ребёнок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременён никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом.
3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?)
3. Детские воспоминания самые яркие и незабываемые. С возрастом вспоминается более всего детство. Начисто забывается всё плохое, остаётся только прелесть детской жизни.
4. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?)
4. Детство — самая счастливая пора в жизни человека, она наполнена радостью, ощущением восторга.