Спорт как социальное явление

Спорт как социальное явление

СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Известное всем крылатое выражение «О, спорт, ты – жизнь!» в настоящее время приобретает особую актуальность. Здесь, прежде всего, нужно иметь в виду имеется в виду ту особенность спорта объединять в себе большое число различных сторон и эффектов, которые спорт оказывает на занимающихся им людей, т.е., на самих спортсменов. «Движение – это жизнь» – еще одно крылатое выражение. Спорт дает современному человеку необходимую человеку для нормальной жизнедеятельности двигательную активность.

Для занятий спортом может найти время практически любой человек. Однако для одних людей, спорт – явление непостоянное, часто ситуационное или единичное, то для других он становится неотъемлемой частью всей жизни. Более того, для некоторых людей спорт становится профессией. Для профессиональных спортсменов спорт становится единственной работой, за которой часто они проводят больше времени, чем дома. Но большинство людей все-таки занимаются спортом любительским, которому уделяют столько времени, сколько захотят. Каждый человек для себя сам определяет длительность, частоту и интенсивность тренировок.

Надо сказать, что спорт сейчас доступен в самых разнообразных вариациях самым разнообразным слоям населения. Спорт может быть дорогим, а может не стоить человеку ничего. Спорт может ориентироваться на детей, подростков, людей старшего возраста и стариков. Спорт может быть строго индивидуальным, а может превращаться в семейное или групповое занятие. Спорт можно рассматривать в качестве приятного и полезно времяпрепровождения, в качестве организованного отдыха, а можно смотреть на него как на целенаправленную деятельность в определенной области для достижения поставленных целей, то есть как движение в заданном направлении.

Спорт – это занятие исключительно для людей, то есть он представляет собой социальную деятельность. Спорт определенным образом воздействует на отношения между людьми в обществе (на социальные отношения), удовлетворяет потребности людей, имеет отношение к реализации и самореализации и т.д.

Здоровье – это дело сугубо индивидуальное. Спорт же невозможен в отрыве от социума. В любом случае в нем есть место наставничеству, конкуренции, общению, формированию единых эталонов. Спорт в определенной степени воспитывает, дисциплинирует человека, формирует и развивает его личность, влияет на психику, интегрирует в общество.

Кроме того, спорт интересен тем, что на разных уровнях (личный и коллективный, любительский и профессиональный) он может выполнять как специфические, так и общие функции. Собственно, функции спорта в обществе тем шире, чем шире трактуется само это понятие.

Задачами данной работы является рассмотрение спорта как явления социального.

Спорт – это соревновательная, творческая игровая, деятельность, которая направлена направленная на реализацию физических возможностей человека в условиях соревновательного соперничества [4].

От физической культуры спорт отличается, прежде всего, тем, что в нем имеется обязательный компонент – соревновательная деятельность. И спортсмен и физкультурник, могут применять в своих тренировочных занятиях одни и те же физические упражнения, например, ходьбу, бег. Но вместе с этим спортсмен в условиях состязания с другими спортсменами всегда сравнивает свои успехи в физическом совершенствовании с достижениями других спортсменов. Физкультурник же направляет свои занятия на совершенствование собственных двигательных способностей, не сравнивая их при этом со способностями других занимающихся физической культурой. По этой причине нельзя назвать спортсменом пенсионера, занимающегося бегом трусцой. Он – физкультурник, который использует бег для поддержания своей работоспособности и здоровья.

Однако данные примеры и рассуждения хотя и говорят о едином толковании различных понятий, но не могут раскрыть всю многогранность современного спорта, который является общественным или социальным явлением. Спорт выступает во многих качествах: он является средством оздоровления, средством психофизического совершенствования, действенным средством восстановления работоспособности и отдыха и, а также профессиональным трудом и отличным зрелищем.

Спорт как тренировочная и соревновательная деятельность, которая направлена на достижение максимального результата представляет собой органическую часть физической культуры. Кроме того, он является одним из каналов передачи материальных и духовных ценностей физической культуры, и действенным фактором системы физического воспитания, и одной из основных средств подготовки человека к жизни в социуме, и одним из средств эстетического и этического воспитания. Особые отношения, достижения и нормы, особая сфера развития и сравнения психофизических человеческих возможностей – все это тоже характеристики спорта.

Кроме направленности к высшим достижениям спорт обладает следующими отличительными особенностями [3]:

1) постоянным присутствием многогранного комплекса человеческих отношений соперничества, сотрудничества, борьбы, большого мира эмоций;

2) максимальными требованиями, предъявляемыми не только к физическим, но и к личностным духовным качествам спортсменов;

3) творческим, поисковым характером деятельности спортсменов в единстве и содружестве с тренером;

4) универсальностью «языка спорта», который понятен практически всем людям;

5) зрелищностью абсолютного большинства видов спорта;

6) системой поощрения, имеющей прогрессирующий характер: разряды, звания, чествования, награды и т.д.

Ученые, изучив спорт с разных его сторон, установили достаточно большое число его функций. Их известно более 110. Это является доказательством многогранности спорта. Например, образовательный аспект спорта может быть представлен подготовительной, воспитательной, оздоровительной и образовательной функциями. Коммуникативный (связующий) аспект представляют функции обмена опытом, общения, международного сотрудничества. В психологическом аспекте это функции моральной и волевой подготовки, отвлечения, интеллектуализации, снятия физического и психического напряжения после труда.

Спорт как социальное явление характеризуется многообразием видов двигательной деятельности в его составе. Насчитывается большое число видов спорта. Для каждого из них характерен свой предмет состязания, особый состав способов и действий ведения спортивной борьбы, т.е., тактикой и техникой, свои правила. К примеру, в нашей стране культивируют более 150 видов спорта.

Виды спорта, которые получили распространение в мире по особенностям предмета состязания и характеру двигательной деятельности спортсмена и особенностям предмета соревнования можно разделить на пять групп [1].

К первой группе относят виды, для которых свойственна активная двигательная деятельность спортсмена. Залогом успеха в них является степень развития двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относятся плавание, легкая атлетика, лыжный спорт, борьба.

Вторая группа включает такие виды спорта, где для достижения успеха необходимо мастерство в управлении животным или техническим средством, например, парусный спор, авто- и мотоспорт, конный спорт.

Третью группу составляют виды спорта, успех в которых зависит от точности действий, связанных с попаданием в цель. К таким видам относят стрельбу из лука, пистолета, и т.п.

К четвертой группе относятся виды спорта, где в основе успеха лежит модельная и конструкторская деятельность спортсмена. Например, авто- и авиамодельный спорт.

Наконец, пятую группу составляют виды спорта, где подвижность спортсмена достаточно ограничена, где успех зависит от теоретической подготовленности спортсмена. К таким видам относятся шахматы, шашки и т. п.

Разные виды спорта имеют разное происхождение и разный возраст. У разных видов спорта абсолютно разный исторический возраст и разное происхождение. Боевые и трудовые действия явились истоком таких древних видов спорта как, например, борьба, легкая атлетика. Следует заметить, что военное дело и трудовая практика оказывают влияние и на развитие отдельных современных видов спорта, особенно профессионально-прикладной направленности, таких как радиоспорт, пожарно-прикладной спорт, автоспорт и т.п. В последнее время формирование и развитие новых видов спорта реализуется на основе самого спорта как формы культуры, а также других форм культуры – духовной и материальной. Таким образом возникли в свое время, например, велобол, баскетбол, серфинг, воднолыжный спорт, прыжки на батуте, фристайл, художественная гимнастика и многие другие. Следует особо подчеркнуть, что независимо от своего происхождения и исторического возраста практически любой вид спорта может использоваться в качестве фактора для направленного развития различных физических и психофизических способностей людей.

Из всего вышеизложенного можно заключить, что спорт является социальным феноменом культуры, который имеет огромное воспитательное значение для занимающихся им людей.

Тот факт, что спорт выполняет различные социальные функции, детерминирует существование различных сфер спортивного движения. Прежде всего, выделяют такие сферы, как базовый или массовый спорт и большой спорт (спорт высших достижений), профессиональный и любительский и спорт.

Массовый спорт обеспечивает многим миллионам людей возможность совершенствования своих физических качеств и двигательных возможностей, сохранять и укреплять здоровье, продлевать активное долголетие, а следовательно, противостоять вредным воздействиям на организм условий жизни и современного производства.

Люди занимаются различными видами массового спорта с целью улучшить свое физическое развитие, уровень физической подготовленности, укрепить здоровье, и активно отдохнуть. Вместе с этим, люди решают многие частные задачи: повышение функциональных возможностей отдельных органов и систем организма, коррекция физического развития и телосложения, повышение общей и профессиональной работоспособности, овладение жизненно важными умениями и навыками, обеспечение досуга, достижение физического совершенства.

Массовый спорт в основном решает те же задачи, что и физическая культура, но отличается от нее спортивной направленностью регулярных тренировок и занятий.

К массовому спорту приобщение значительной части молодежи происходит еще в школьные годы, а к некоторым видам спорта даже в дошкольном возрасте. Массовый спорт получил большое распространение в студенческих коллективах студентов средних специальный и высших учебных заведений.

Как показывает практика, часто в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками занимаются порядка 10-25% студентов. Действующая в настоящее время программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов ВУЗов позволяет практически всем здоровым студентам любого вуза приобщаться к массовому спорту. Это возможно осуществить и в учебное и во внеучебное время. Студент сам может выбрать систему физических упражнений или вид спорта.

Вместе с массовым спортом существует и большой спорт или спорт высших достижений.

Цель спорта высших достижений принципиально отличается от цели спорта массового – это победы на крупных спортивных соревнованиях и достижение максимальных спортивных результатов.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира и лидерство на Олимпийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени. Сегодня большой спорт – пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

На основании проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Спорт как тренировочная и соревновательная деятельность, которая направлена на достижение максимального результата представляет собой органическую часть физической культуры. Кроме того, он является одним из каналов передачи материальных и духовных ценностей физической культуры, и действенным фактором системы физического воспитания, и одной из основных средств подготовки человека к жизни в социуме, и одним из средств эстетического и этического воспитания.

2. От физической культуры спорт отличается, прежде всего, тем, что в нем имеется обязательный компонент – соревновательная деятельность.

3. Спорт как социальное явление характеризуется многообразием видов двигательной деятельности в его составе.

1. Захаров М.А. Социология спорта: учебно-методическое пособие // 2-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – 216с.

2. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации молодежи / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2001. – №4. – С. 11-15.

3. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М.: 1997. – 416 с.

4. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.

Источник

Спорт как уникальное социальное явление

Спорт – игровая, соревновательная, творческая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях состязательного соперничества.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают догово­риться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Итак, спорт как соревновательная, а также тренировочная деятельность, направленная на достижение максимально возможного результата, — это и органическая часть физической культуры, и один из каналов передачи ее ценностей, и действенный фактор системы физического воспитания, и одна из основных форм подготовки человека к жизни, и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, и специфические отношения, нормы и достижения, и особая сфера выявления, развития и сравнения человеческих возможностей (психофизических способностей и умения рационально пользоваться ими).

Наряду с направленностью к высшим достижениям существенными особенностями спорта являются:

1) постоянное присутствие сложного комплекса межчеловеческих отношений сотрудничества, соперничества, борьбы, целого мира эмоций;

2) максимальные требования не только к физическим, по и к духовным качествам спортсмена;

3) творческий, поисковый характер деятельности спортсмена в содружестве с тренером;

4) универсальность «языка спорта», понятного практически любому человеку;

5) зрелищность многих видов спорта;

6) система прогрессирующего поощрения (разряды, звания, награды, чествования и т. п.).

Изучение спорта с разных сторон (в разных аспектах) позволило ученым установить огромное число его функций (более 110). Вот насколько спорт многогранен! Например, у спорта выявлены в преобразовательном аспекте подготовительная, воспитательная, оздоровительная и образовательная функции, в коммуникативном (связующем) аспекте функции общения, обмена опытом, международного сотрудничества, в психологическом аспекте функции отвлечения, волевой и моральной подготовки, интеллектуализации, снятия напряжения после трудовой деятельности.

Многогранность спорта как социального явления сопровождается многообразием видов двигательной деятельности в нем. Различают множество видов спорта. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы (техникой и тактикой), своими правилами. Так, например, в нашей и стране культивируется около 150 видов спорта.

Виды спорта, получившие международное распространение по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности спортсмена можно подразделить на следующие пять групп (Г.С. Решетников,1977):

1) виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсмена; основой успеха в них является степень развития его собственных двигательных возможностей (например, легкая атлетика, плавание, борьба и многие другие);

2) виды спорта, где успех зависит от степени мастерства в управлении техническим средством или животным (например, авто- и мотоспорт, парусный, конный спорт и т. п.);

3) виды спорта, где успех зависит от точных действий, связанных с поражением целей (например, стрельба из пистолета, лука и т. п.);

5) виды спорта с ограниченной подвижностью, где основа успеха — теоретическая подготовленность спортсмена (например, шахматы, шашки и т. п.).

Отметим, что у видов спорта абсолютно разный исторический возраст и разное происхождение. Истоком таких «древних» видов спорта как, например, легкая атлетика, борьба, являются трудовые и боевые действия. Кстати, трудовая практика и военное дело влияют и на формирование некоторых современных видов спорта профессионально прикладной на­правленности (например, пожарно-прикладной, радиоспорт, автоспорт и т. п.). В последнее столетие формирование новых видов спорта происходит на базе самого спорта и двух других форм культуры — материальной и духовной. Так возникли, например, в свое время баскетбол, велобол, воднолыжный спорт, серфинг, прыжки на батуте, спортивные танцы на льду, художественная гимнастика, фристайл и многие другие. Особо подчеркнем, что независимо от своего исторического возраста и происхождения любой вид спорта может быть использован в качестве действенного фактора направленного развития тех или иных психофизических способностей человека.

Из рассмотренного можно сделать следующий вывод: спорт — это социальный феномен культуры, имеющий колоссальное воспитательное значение для человека.

Выполнение спортом различных социальных функций определяет существование различных сфер спортивного движения. Это, прежде всего такие сферы, как массовый (базовый) спорт и спорт высших достижений (большой спорт), любительский и профессиональный спорт.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач, повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем, вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира и лидерство на Олимпийских играх.

Для выполнения поставленной цепи в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

Любительский спорт — это сфера, в которой человек занимается спортивной деятельностью параллельно с другими видами своей деятельности (учебой, работой, службой в армии и т. д.), т. е. спорт в этом случае не профессия.

Профессиональный спорт — это сфера в которой двигательная спортивная деятельность, для человека является основным родом занятий, т. е. его профессией. В основе этой сферы лежит коммерческая деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий. Профессиональный спорт существует в двух формах — спорта высших достижений и спорта показательного (например, соревнования по баскетболу в профессиональной лиге НБА и баскетбольный профессиональный цирк).

Кто же может считаться спортсменом? Спортсмен (от английского sportsmen — человек спорта; честный, порядочный человек) — это человек, который систематически занимается избранным видом спорта и регулярно принимает участие в спортивных соревнованиях. Спортсмен высокого класса — это спортсмен, выступающий на крупнейших национальных и международных соревнованиях и имеющий спортивное звание не ниже звания мастера спорта.

Спортивные звания и разряды регламентируются разработанной и периодически (каждые четыре года) пересматриваемой Единой всероссийской спортивной классификацией. Она представляет собой сборник нормативов и требований более чем по 110 видам спорта, выполнение которых спортсменом позволяет присвоить ему соответствующий спортивный разряд или звание.

Практикуется система присвоения разрядов от третьего юношеского до первого взрослого и званий кандидата в мастера спорта (КМС), мастера спорта (МС), мастера спорта международного класса (МСМК), гроссмейстера (в шахматах, шашках), заслуженного мастера спорта (ЗМС).

Показатели разрядных нормативов в классификации выражены в количественных мерах (например: кг, м, с, очки, баллы и т. п.). Показателями разрядных требований в ней являются определенные места, которые должен занять спортсмен или команда, определенное количество побед, одержанных спорт­сменом или командой над своими соперниками, масштаб соревнований. В одних видах спорта (например, в легкой атлетике, плавании и т.п.) применяются нормативы, и требования; в других же (например, игровые виды спорта, бокс, фехтование и т. п.) — только разрядные требования.

Единая всероссийская спортивная классификация стимулирует развитие спорта в стране через интерес занимающихся к повышению своей спортивной квалификации. Она также дает возможность количественной и качественной оценки состояния спорта в целом и отдельных его видов в масштабах страны, региона, города и т. д.

Дата добавления: 2015-05-13 ; просмотров: 1555 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *