Спортивные статьи как писать
Как писать статьи? Подробный мануал для тех, кто хочет быть спортивным журналистом
Привет, это Денис Беневольский. Возможно, ты читал мои статьи на этом сайте или других СМИ. Признайся, ты ведь тоже всегда хотел быть журналистом? Просто в какой-то момент почему-то решил не претворять свою мечту в жизнь. Наверное, подумал, что у тебя не получится/нет времени или ещё что-то. Дружище, журналистом может быть каждый и я докажу тебе это прямо сейчас. Ниже я пошагово расскажу, как писать статьи. Этот концентрат из практических журналистских знаний ты сможешь применить уже сегодня и написать свою первую статью (или не первую). По-моему, крутая идея, правда?
Прежде чем мы начнём, расскажу пару слов о себе. Итак, почему я могу учить спортивной журналистике?
— Выпускник школы спортивных журналистов Александра Шмурнова и Дмитрия Федорова
— Автор более 500 статей и более 100 интервью
— Публиковался на Eurofootball.ru, Бомбардир.ру, FOOTBALLHD.ru
— Отвечал за медиа-освещение проекта «Спартака» и CityFootball Spartak City Football
— Больше года работал на спортивном радио в качестве ведущего и футбольного комментатора
Рад знакомству с тобой! А теперь погнали!
Первый этап: анализ новостного поля, поиск инфоповодов
Второй этап: поиск темы
Третий этап: написание статьи
На этом этапе ты пишешь статью на выбранную тобой тему.
Что обязательно должно быть в статье?
Они хорошо дополняют и разбавляют текст, а также служат подтверждением твоих доводов. Чем больше цитат в твоём тексте, тем более он информативен и интересен.
4.Твоя личная точка зрения
Понятно, что, если ты пишешь новость или дайджест, ни о каком личному мнении не может идти и речи, но в любой свой авторский материал ты должен интегрировать частичку себя в виде личных суждений и фраз. Перебарщивать с этим не нужно, если только статья в целом не является мнением по какому-либо вопросу, но в любой сторителлинг, подборку и другой материал точно стоит ввинтить свои мысли. Оживишь текст и сделаешь его более вкусным для прочтения.
Четвертый этап: вычитка статьи
На этом этапе ты должен просмотреть текст на предмет различного рода ошибок и речевой избыточности. Порой ты можешь допускать ошибки не из-за незнания, а из-за того, что торопишься написать статью побыстрее. Но передавать материал редактору, либо публиковать в его в свой блог ты должен, максимально внимательно вычитав его. И никак иначе. Что касается речевой избыточности, то пытайся сократить текст там, где это возможно, но не теряя сути своего послания.
Пятый этап: написание заголовка и лида
Несколько основных правил для написания классных заголовков таковы:
1.Используй вопросительные слова «как», «почему» и тд
2.Используй ключевые слова
Это тоже помогает увеличить количество просмотров статьи. Пишешь о Роналду, вставляй в заголовок именно его фамилию, а не форвард «Ювентуса», так как Криштиану вбивают в поисковик гораздо чаще. Думаю, логику ты понял.
4.Используй горячие цитаты
Что ж, друг, в этом тексте я постарался дать тебе много информации о написании статей, но это только верхушка айсберга. Об этой теме я могу рассказывать часами и с удовольствием сделаю это уже 24-26 сентября на своём онлайн-интенсиве.
Чему ты научишься, посетив его?
1.Узнаешь, какими ключевыми навыками должен обладать крутой журналист
2.Напишешь свой первый (или, может быть, первый после долгого перерыва) текст и получишь от меня по нему максимально развёрнутую обратную связь.
3.Научишься основам написания сочных текстов в разных форматах
4.Узнаешь, как брать интервью, которые будут читать с огромным удовольствием.
5.Подготовишь вопросы для своего первого импровизированного интервью и также получишь от меня по нему максимально информативную обратную связь
Как писать о спорте и не выгореть
Татьяна Копылова, «Петербургский дневник»: «Нужно поставить крест на личной жизни, чтобы чего-то добиться»
2 июля — международный день спортивного журналиста. Именно в этот летний день 1924 года во французской столице сформировалась ассоциация спортивной прессы. Идею отмечать праздник озвучили в 1995, принята она была с огромным удовольствием.
ЖУРНАЛИСТ поговорил с Татьяной Копыловой, выпускающим редактором «Петербургского дневника» и бывшим программным директором «Спорт FM», и узнал, как объективно писать о Зените, если болеешь за Спартак, что делать, если дедлайны горят, а спортсмен после матча ушел на допинг-контроль, как пирожки в микс-зоне могут помешать интервьюеру и каким образом начать свою карьеру на Sports.ru с безымянного блога.
В школе она всегда хотела быть врачом, потому что считала эту профессию нужной и полезной, но химия и биология давались плохо, поэтому Татьяна выбрала гуманитарную специальность. На третьем курсе политологии Владимир Обухович (спортивный журналист, корреспондент «России 1» — прим. ред) предложил ей поработать в спортивном отделе издания «Жизнь Санкт-Петербург». С самого детства ей нравилось смотреть футбол с друзьями, поэтому эта сфера оказалась близкой.
В 2006 году «Спорт день за днем» взял Татьяну в свою команду, где она проработала восемь лет и полноценно сформировалась. А после в «Спорт-Экспресс» она занимала пост программного директора и ведущей эфира на радиостанции «Спорт FM».
— Вы сталкивались с непониманием со стороны коллег и аудитории, ведь ваше дело, как принято считать, «не женское»?
— В начале 2000-х сталкивалась с мужским шовинизмом, меня не все воспринимали всерьез. Там, где мужчина мог достичь чего-то по щелчку пальцев, мне приходилось лбом прошибать стены и доказывать, что я что-то могу. Плакала днем и ночью, потому что это было морально для меня тяжело. Даже некоторые спортсмены смотрели свысока, но тут зависит все только от тебя: как поставишь себя, какие вопросы будешь задавать, насколько хорошо будешь погружен в тему, ведь люди всегда уважают подготовленных журналистов.
— Как поменялась спортивная журналистика с 2000-х?
— Сейчас все уходит в интернет. Вот в прошлом году «Спорт день за днем» перестал выходить в бумажной версии. С одной стороны, все правильно, но с другой — есть же люди, для которых купить газету с утра и почитать эти полосы по пути на работу — целый ритуал. Иногда так хочется подержать в руках печать, от нее ведь совсем другие впечатления, нежели от экрана телефона.
А «Спорт-Экспресс», главное спортивное издание страны, наоборот, все еще сохраняет бумажный носитель, потому что газета попадает в самые высокие кабинеты: и в Министерство спорта, и в Олимпийский комитет, и во все Федерации.
Раньше корреспонденты из нескольких спортивных изданий приходили на матч, записывали, кто на какой минуте забил, как кто прошел по флангу, а на следующий день это выходило в газетах. Сейчас же все передается «с колес», каждое произнесенное слово в смешанной зоне моментально появляется в ленте новостей. А если выплывает что-то эксклюзивное, то коллеги соперничают, как на забеге.
Например, у меня был интересный случай после матча, когда болельщик «Зенита» ударил Владимира Граната, и его увезли в клинику на Конюшенной. Мы там оказались вместе с коллегой из «РИА Новости», и, когда к нам вышел генеральный директор «Динамо» Гурам Аджоев, началось настоящее соревнование. Одновременно набирали новость в планшетах, но отправить ее в редакцию договорились в одну и ту же секунду, чтобы дальше разбирались выпускающие редакторы. Зато не поссорились, ведь наше журналистское сообщество очень маленькое, мы все сотрудничаем и дружим.
— Как взять эксклюзивное интервью у спортсмена?
— Бывают моменты, когда ты приходишь на интервью к человеку, которого не очень хорошо знаешь, и ждешь от него красивых и развернутых ответов. Но в силу своих возможностей он не может этого сделать. Была одна беседа, когда мне отвечали односложно, а я потела все время, чтобы хоть как-то выкрутиться. К такому тоже надо быть готовым.
Другой пример — история с тренером Олегом Блохиным (один из лучших советских футболистов, обладатель «Золотого мяча» — прим. ред), который известен тем, что не очень любит общаться с прессой. Это был конец 2005-го, игра «Динамо Киев» — «Шахтер Донецк». Болела тогда за вторую команду, а на голове — фанатская шапочка в их поддержку. Я увидела его, стоящего с коллегами, и решила подойти: «Олег Владимирович, а можно у Вас попросить интервью». Он опешил от моей наглости и отважности, только поэтому, наверное, не послал куда подальше. Пообещал дать интервью, если сборная Украины хорошо выступит на чемпионате мира. Они как раз в 2006-м успешно отыграли и дошли до четвертьфинала. Его назначают в футбольный клуб «Москва» главным тренером, а я тут же лечу из Петербурга в Москву на презентацию. Не знаю, каким образом, но я пробралась сквозь толпу журналистов и уговорила его со мной поговорить. «Раз обещал, ждите», — просидела два часа, зато получила эксклюзивную беседу.
Как писать статьи? Подробный мануал для тех, кто хочет быть спортивным журналистом
Привет, это Денис Беневольский. Возможно, ты читал мои статьи на этом сайте или в других СМИ. Признайся, ты ведь тоже всегда хотел быть журналистом? Просто в какой-то момент почему-то решил не претворять свою мечту в жизнь. Наверное, подумал, что у тебя не получится/нет времени или ещё что-то. Дружище, журналистом может быть каждый и я докажу тебе это прямо сейчас. Ниже я пошагово расскажу, как писать статьи. Этот концентрат из практических журналистских знаний ты сможешь применить уже сегодня и написать свою первую статью (или не первую). По-моему, крутая идея, правда?
Прежде чем мы начнём, расскажу пару слов о себе. Итак, почему я могу учить спортивной журналистике?
— Выпускник школы спортивных журналистов Александра Шмурнова и Дмитрия Федорова
— Автор более 500 статей и более 100 интервью
— Отвечал за медиа-освещение проекта «Спартака» и CityFootball Spartak City Football
— Больше года работал на спортивном радио в качестве ведущего и футбольного комментатора
Рад знакомству с тобой! А теперь погнали!
Первый этап: анализ новостного поля, поиск инфоповодов
Второй этап: поиск темы
Третий этап: написание статьи
На этом этапе ты пишешь статью на выбранную тобой тему. Что обязательно должно быть в статье?
Они хорошо дополняют и разбавляют текст, а также служат подтверждением твоих доводов. Чем больше цитат в твоём тексте, тем более он информативен и интересен.
4.Твоя личная точка зрения
Понятно, что, если ты пишешь новость или дайджест, ни о каком личному мнении не может идти и речи, но в любой свой авторский материал ты должен интегрировать частичку себя в виде личных суждений и фраз. Перебарщивать с этим не нужно, если только статья в целом не является мнением по какому-либо вопросу, но в любой сторителлинг, подборку и другой материал точно стоит ввинтить свои мысли. Оживишь текст и сделаешь его более вкусным для прочтения.
Четвертый этап: вычитка статьи
На этом этапе ты должен просмотреть текст на предмет различного рода ошибок и речевой избыточности. Порой ты можешь допускать ошибки не из-за незнания, а из-за того, что торопишься написать статью побыстрее. Но передавать материал редактору, либо публиковать в его в свой блог ты должен, максимально внимательно вычитав его. И никак иначе. Что касается речевой избыточности, то пытайся сократить текст там, где это возможно, но не теряя сути своего послания.
Пятый этап: написание заголовка и лида
1.Используй вопросительные слова «как», «почему» и тд
2.Используй ключевые слова
Это тоже помогает увеличить количество просмотров статьи. Пишешь о Роналду, вставляй в заголовок именно его фамилию, а не форвард «Ювентуса», так как Криштиану вбивают в поисковик гораздо чаще. Думаю, логику ты понял.
4.Используй горячие цитаты
Что ж, друг, в этом тексте я постарался дать тебе много информации о написании статей, но это только верхушка айсберга. Об этой теме я могу рассказывать часами и с удовольствием сделаю это уже 24-26 сентября на своём онлайн-интенсиве.
Чему ты научишься, посетив его?
1.Узнаешь, какими ключевыми навыками должен обладать крутой журналист
2.Напишешь свой первый (или, может быть, первый после долгого перерыва) текст и получишь от меня по нему максимально развёрнутую обратную связь.
3.Научишься основам написания сочных текстов в разных форматах
4.Узнаешь, как брать интервью, которые будут читать с огромным удовольствием.
Если тебе интересна спортивная журналистика и ты всегда хотел писать о футболе, но так и не попробовал, либо пробовал, но потом забросил, я буду рад тебя видеть! Давай вместе возродим твою мечту и осуществим ее. Если ты готов к этому, ставь «+» в комментариях к посту, и я в самое ближайшее время свяжусь с тобой!
Как научиться писать спортивные репортажи
Начинающие журналисты часто задаются вопросом: в каком направлении писать? Ответить на этот вопрос непросто, ведь лучше всего определиться, перепробовав хотя бы часть из того, что хотите выбрать. Если вы любите спорт, то можно сперва попробывать себя в спортивной журналистике. Итак, разберемся, что же нужно для того, чтобы стать спортивным журналистом и научиться писать спортивные репортажи.
Домашний учитель
Для начала ЗнайКак советует выбрать для себя предпочтительный вид спорта. Будь то футбол, гольф или легкая атлетика, сперва вам необходимо хорошенько разобраться в этом виде спорта. Первым шагом для этого должен стать просмотр соревнований по выбранному вами виду спорта.
Напрмиер, я начинала свой путь в спортивной журналистике с тенниса. Лет с десяти я смотрела теннисные соревнования и слушала комментаторов. Именно комментаторы должны стать для вас домашними учителями. К слову сказать, в теннисе в год проводится около двадцати престижных соревнований у мужчин и столько же у женщин, потому недостатка в комментариях у вас не будет. Включайте телевизор и начинайте просмотр, помечая для себя особенности вида, героев, чемпионов, ключевые слова, а также разнообразные приемы, которые помогут в будущем показать ваше владение тем или иным видом спорта.
Углубитесь в историю
После того, как вы разберетесь в правилах и в целом освоитесь в выбранном виде спорта, можно приступать к изучению его истории. Узнайте, кто придумал этот вид спорта, кто стал первым чемпионом, какие соревнования проводились первыми, а возможно и в целом – историю отдельных соревнований. Так, например, в теннисе первым командным чемпионатом стал Кубок Дэвиса, а назван он так по имени человека, подарившего главный трофей этих соревнований – серебряную салатницу. Эта небольшая историческая деталь, использованнная и обыгранная вовремя в материале, придаст ему изюминку.
Лучше один раз увидеть
Прежде, чем начать писать о, скажем, гандболе, нужно хотя бы раз увидеть соревнования вживую. Это поможет еще больше понять вид спорта, прочувствовать атмосферу, ощутить себя в роли болельщика.
Наиболее удачным стало бы ваше интервью с каким-либо героем в этой области спорта. Беседа с чемпионом поможет прочувствовать глубину, да вообще, кто лучше разбирается в спорте, чем человек, который этим спортом занимается. Хотя есть много исключений, но пока не о них.
Итак, попытка №1
Посмотрите какие-либо соревнования от и до. Послушайте внимательно комментарии, если есть возможность – поговорите с героем соревнований. Запишите себе все, что кажется пригодным и важным. А теперь – приступайте. Ваша главная задача не только рассказать о событии, но и сделать так, чтобы в один пятничный (к примеру) вечер читатель открыл ваш репортаж и мигом перенесся на трибуны далекого стадиона, услышал шум и гам, тобы у него замерло сердце педед решающим броском, чтобы он подпрыгнул от радости, узнав, что его команда выиграла. Если все это так – значит вам удалось. Если нет – пробуйте еще, совершенствуйтесь, ведь попытки никогда не проходят даром.
Напоследок…
В завершение, хотелось бы дать несколько советов по написанию спортивных репортажей. Это жанр, как и репортажный в целом, один из самых сложных. Тут главное – создать эффект присутствия. Добиться этого помогут глаголы настоящего времени. Не бойтесь сказать о том, кто и что сделал в этом матче. Но не забывайте к тому же употреблять активный залог вместо пассивного. Пусть мяч будет не “забит резаным слева”, пусть игрок “подбегает к сетке и забивает резаный слева”.
Избегайте наречий там, где они не нужны. Зачем слова “футболист быстро подбежал к воротам”, если тяжело представить, как вообще можно бежать медленно. Репортаж – это такой жанр, который не терпит лишнего. Читатель ждет действия и ваших ощущений с места проведения соревнований, он хочет знать результат и ощутить себя в этот момент с вами на трибуне, так зачем утруждать его ненужными наречиями и пассивными залогами.
Действуйте, и пусть ваши репортажи будут удачными!
Как писать крутые тексты про спорт? Максимально просто
Вячеслав Палагин с канала «Всякая Дзич» – со второй лекцией о футбольной журналистике. Первая лекция – тут.
Первый текст для Eurosport.ru я написал в начале 2016 года.
Первый раз (кстати, и последний) я задумался об уходе с Eurosport.ru уже на стадии редакции. Шеф-редактор сайта Александр Аксенов осветил материал красным цветом так, как ни один свой баттл Слава КПСС. Трех десятков правок и пояснений хватило, чтобы активировать режим паники.
Во-первых, я был в шоке только потому, что никогда ранее не сталкивался с редактурой: до прихода на Еврик я писал в блоге «Англия, Англия», где тексты не редактировались вообще никак. Насколько я понимаю, тексты постоянных авторов Sports.ru тоже не проходили заверку – мой товарищ Никита Киселев рефлексировал, когда Sports подписал Аксенова в прошлом году.
Во-вторых, я понял, сколько лишних слов употребляю в тексте и как облегчить материал, если убрать пару ненатуральных слов, повторяющих мысль предложений или даже абзацев.
Уроков я извлек ровно два:
1. Писать нужно максимально просто;
2. Сайтам необходим человек, который смотрит на текст свежим взглядом. Жаль, что таких же, как Аксенов, в спортивных медиа нет.
Еще больше жаль, что на должность редакторов где-то вообще забили. Свежий пример недавно подкинул Антон Михашенок из Чемпионата. Хорошо отношусь к нему, как к автору, но иногда нужно дважды перечитывать предложение, чтобы врубиться в суть. Когда ты пишешь о тактике (а тексты Антона на 50% состоят из тактики), простота особенно важна – это более специфичный жанр.
Чисто мое мнение: если автор перегибает со сложноподчиненными предложениями и громоздкими оборотами, он банально не уважает читателя. На перечитывание ни у кого времени нет: спортивные медиа изначально отстают от более крупных – соответственно, и внимания получают меньше.
Вывод? Привлечь новую аудиторию не получится, если текст замызган терминами и графоманством.
Вдобавок, тяжелые конструкции сбивают у читателя концентрацию. На этом ловил себя любой фанат художественной литературы – когда возвращаешься к началу предложения и заново запускаешь мозг, чтобы понять что к чему.
Возможность нажать на паузу в книге есть, но при вычитке текстов (особенно серии текстов, особенно в метро) ее не хватает. В итоге читатель проходит оставшийся материал на автопилоте и уже не ухватывает мысль автора, когда поток воды заканчивается. В проигрыше и журналист (его никто не понял), и читатель (потратил время и остался без новых знаний).
Огромные по размеру предложения и обороты хороши только в одном случае: если они не тормозят темп вычитки текста. Правило «одно предложение – одна мысль» тоже никто не отменял: если разложить огромный кусок на несколько реплик, читатель усвоит это гораздо лучше.
Еще одно правило подкинул гениальный Вадим Лукомский: пиши ровно так, как говоришь в жизни. Будешь специально усложнять материал или подстраиваться под якобы звезду, это станет всем очевидно. Дополнительный аргумент: ты разговариваешь с публикой на их же языке – 90%, что тебя поймут, не заглядывая в словарь умных словечек.
Все эти приемы убивают тот неузнаваемый стиль, который якобы должен присутствовать у каждого автора. По-моему, лютый бред и никчемная претензия, которой очень часто бросаются в звезд Евроспорта – то есть, в каждого автора Евроспорта.
Во-первых, выработать стиль в спортивных медиа практически невозможно – футбол не дает поводов. Во-вторых, даже среди топовых авторов стиль выделяется только у Виталия Суворова. И даже у Витали видна четкая калька с американских стендапов – жанра, который к спортивным медиа не имеет вообще никакого отношения.
В 2018 году стиль так же бесполезен, как и записи Навального в фейсбуке. Главная задача – дать читатель максимум информации за тот минимум времени, который он посвящает тексту про футбол.
Поэтому описание тезисами (вариант Евроспорта) – идеальный вариант. Запомнить информацию в таком формате гораздо легче.