Справедливость как категория морали
Справедливость как категория морали и права
Справедливость – это понятие, обозначающее основную добродетель общественных институтов, а также людей под углом зрения взаимодействия интересов, обязанностей. Справедливость является основанием философского порядка для общественного идеала, так как содержит мысль о том, как устроен мир.
Справедливость может трактоваться в трёх смыслах.
Справедливость (как мера воздаяния) – это такой порядок человеческой жизни, когда существует соответствие между деянием и воздаянием. Опыт деятельности социальных институтов изобилует примерами, в которых эквивалентное воздаяние является непременным условием стабильности общества. Воздаяние как элемент справедливости затрагивает реальное положение личности в обществе.
С другой стороны, реализация справедливости предполагает меру моральной требовательности к людям со стороны других людей, общества. Только с учётом этого обстоятельства справедливость может быть фактором моральной регуляции взаимоотношений в обществе.
Понятие «справедливость» в этом смысле оборачивается ещё одной своей гранью. Справедливость, выступая мерой воздаяния и требовательности, выражает также правильность этой меры. Справедливость в этом смысле – это предъявление одних и тех же требований к фактам действительности, их единая моральная оценка. В этом аспекте справедливость понимается как индивидуальная добродетель, справедливая личность. В этом смысле принцип справедливости можно выразить требованиями:
· не вреди другому человеку;
· не нарушай прав другого человека;
· уважай достоинство другого человека.
Справедливая личность выполняет нравственные обязанности независимо от личного интереса, пристрастий и склонностей.
Итак, справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ (т.е. справедливость выступает в двух аспектах: как оценка и как мера распределения).
Профессиональная справедливость выражается в способности специалиста быть объективным в различных профессиональных ситуациях. Данная категория также применима для характеристики личности профессионала в системе «человек-человек» и имеет особенно важное значение в профессии юриста (например, судьи, выносящей решение именем государства).
Этическая категория «справедливость» как базовая категория морали
Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Является одной из основных категорий этики.
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:
Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».
Справедливость как категория морали и права
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представитель справедливости».
Справедливость – этическая и правовая категория. «Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая»[3].
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости со-держится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
Справедливость как этическая категория (реферат)
СОДЕРЖАНИЕ
Справедливость – одна из самых сложных этических категорий, затрагивающая широкую сферу человеческих отношений. Содержание этого понятия отражает экономические, политические и правовые условия жизни общества и тенденции их развития.
В науке нет единства в осмыслении сущности и объема понятия справедливости. Этот феномен выступал в качестве объекта исследования в работах О.Н. Крутовой, В.С. Пазенка, Г.В. Мальцева, Л.Г. Гринберга, А.И. Новикова, Р.А. Бабахановой, Н.И. Комарова, Ю.И. Сулина, В.З. Роговина, Д. Ролза и других. Однако многие аспекты справедливости остаются мало изученными.
Не решен вопрос является ли категория справедливости этической или ее следует относить к социально-философским. Не выяснен вопрос о классовом и общечеловеческом в понятии справедливости, о соотношении этого понятия с понятиями равенства и права. Мало изучен объем и основные черты справедливости как категории этики. Все это обусловливает необходимость дальнейших теоретических разработок проблемы справедливости, поэтому обращение к вопросам справедливости является актуальным.
Цель работы – рассмотреть объем справедливости как нравственной категории, происхождение и генезис этого понятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить причины зарождения понятия справедливости;
– проследить, как изменялось содержание этого понятия в зависимости об изменения общественных условий развития общества;
– рассмотреть объем понятия справедливость, основные черты этого понятия.
Основным объектом изучения будет этическая категория справедливости.
Идея справедливости возникла на определенной ступени развития человеческого общества и носит исторический характер. Она порождена социальными отношениями людей в процессе их общественно-трудовой практики. В силу материальных условий производства общественный человек оказался подчиненным в своих действиях коллективу. Нравственное сознание ориентировалось в первобытном обществе на коллективные интересы. Однако эти общественные требования не противоречили интересам индивида. Воля коллектива все больше овладевала индивидуальным сознанием.
П.Лафарг выделял два вида справедливости: «воздающую», основанную на чувстве мести, и «распределительную», основанную на чувстве равенства. Страсть к мести рождалась из коллективной самозащиты. Адам Сммит писал: «Природа одарила нас чувством мести… только для нашей защиты…Чувство это служит порукой справедливости и охраной невинности. Она побуждает нас к опоре готовящейся нам обиде…».
Однако коллективная месть влекла коллективную опасность. Возникала потребность ограничить коллективную месть формой равного удовлетворения за причиненную обиду: жизнь за жизнь, око за око. Смысл «воздающей» справедливости заключается в том, чтобы как можно точнее соизмерять возмещение с убытком.
«Распределительная» справедливость первоначально выступала как соблюдение равенства при распределении охотничьей добычи, а затем и земельных угодий между членами общества. Уравнительный дух проявлялся и в равенстве членов общества относительно друг друга.
Понятие «распределительной» справедливости претерпевало эволюцию. На протяжении всего развития первобытного общества. С появлением частной собственности вместо жизни за жизнь начинают требовать за жизнь скот, железо, золото и т.д.
Под воздействием всего уклада общественной жизни устанавливается известная соразмерность в поступках, чувствах, действиях людей и появляется понятие справедливости. Это понятие закрепило в себе стремление людей найти меру в человеческих поступках и действиях, постоянно соизмерять их с требованиями общества.
В доклассовом обществе представление о справедливости выражало нравственную оценку общиной поступков человека. Первоначально круг приложения понятия справедливости ограничивался родом или племенем. В развитием родового строя понятие справедливости стало распространяться и за пределы племени.
Древние греки оставались еще враждебными к варварам, они не признавали за ними справедливых прав. Мысль о том, что всякий человек имеет право на гуманное отношение, была чужда им. Однако уже начался прогресс в нравственных представлениях людей о справедливости.
Смягчалась жестокость войн. Первоначально всех побежденных мужчин убивали, впоследствии убийство военнопленных стало считаться постыдным. У Ксенофонта уже встречается мысль, что мирных жителей побежденной страны необходимо щадить.
В мифах Гомер описал «воздающую» справедливость богов. Их кара настигает виновного, его родственников и потомков. Вина властителя переносится на судьбы государства. Так троянцы расплачивались за грехи Париса.
Справедливость изменяется на протяжении всей истории человечества. Появление частной собственности изменило людей и их представления о справедливости. С расколом общества на классы и появлением государства понятие справедливости приобретает классовое содержание. Например, представители высших классов не считали раба человеком и не признавали наличия у него нравственных добродетелей, включая чувство справедливости. Плутарх считал, что воровство, ложь, невоздержанность, склонность к чувственным наслаждениям являются специфическими качествами, присущими только рабам.
В последующие эпохи представления людей о справедливости меняются, приобретая конкретно-историческое содержание в соответствии с классовой структурой общества.
«Категория справедливости применима к оценке различных общественных явлений и факторов (экономических, политических, правовых), к оценке отношения личности к обществу, а также к сфере межличностных отношений».
В справедливости как этической категории ведущей стороной является научно-познавательный аспект: выясняется объективное значение представлений о справедливости и несправедливости на основе конкретно-исторического подхода к реальным нравам общества и его моральным принципам. Справедливость выступает в качестве наиболее общей моральной нормы, принятой данным обществом или классом, и критерия моральной оценки тех или иных поступков людей, социальных явлений. Справедливость как моральная ценность есть идеал, определенная модель социальных и нравственных отношений.
Таким образом, справедливость может выступать в роли критерия моральной оценки, в роли чувства, в роли нормы, мотива поведения, в роли нравственного идеала. Нравственный аспект справедливости может интерпретироваться на теоретическом и обыденном уровнях.
Этимологически русское слово справедливость восходит к слову «правда». Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения, в том числе взаимного, социальных ценностей. Социальные ценности – это не только материальные блага, но и свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и т.д.
Современный социальный философ Д. Ролз утверждал, что справедливость – это то, что содействует общему благу. От Аристотеля идет традиция различения двух видов справедливости – распределительной и уравнивающей. Справедливость предполагает некоторый уровень согласия между членами общества по поводу того, по каким принципам они живут. Эти принципы могут меняться.
Справедливость выступает как проблема равенства. Справедливость невозможна без соблюдения равенства. Однако Д.Ролз существенно уточняет связь справедливости и равенства. Он включает понятие равенства в определение справедливости наряду с другим определением – неравенства. Справедливость выступает, таким образом, мерой равенства и мерой неравенства между людьми. Люди должны быть равны в правах, и это равенство должно быть закреплено законом. Они должны быть равны при распределении социальных ценностей. Однако справедливым будет и неравенство, когда это такое неравное распределение, которое дает преимущество каждому.
Не всегда и не для всех равенство выступает приоритетом. Не может считаться благом равенство, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принудительно низким уровнем жизни человека.
Уже долгое время этот принцип является основой системы социальной справедливости большинства стран со смешанной экономикой (Канады, Нидерландов, Норвегии, Швеции и т.д.).
Таким образом, справедливо равенство в распределении прав и обязанностей и доступности справедливости всем людям. Справедливо конструктивное неравенство – в распределении благ.
Только тогда, когда общество обеспечивает защиту прав человека, оно справе предъявлять к нему моральные требования. Справедливость – это мерило естественных прав человека.
В истории этических учений справедливость чаще всего рассматривается в качестве меры нравственного воздаяния и требования. Такое понимание верно, недаром старинной эмблемой справедливости являются весы.
В узком понимании справедливость – понятие морального сознания, характеризующее меру относительного соответствия различных явлений и поступков моральным ценностям, принципам в данном классе или обществе.
Справедливость имеет различное содержание в разные исторические эпохи.
Она выступает мерой моральной требовательности к личности со стороны класса, общества.
Справедливость требует уважать права другого человека, не посягать на чужую собственность. Принцип справедливости конкретизируется в следующих требованиях: «Не обижай!», «Не вреди!», «Не нарушай чужих прав!».
Требования справедливости конкретизируются в различных правилах, в частности в этикете, регулирующем безличные отношения между людьми.
Справедливость заключается в исполнении человеком своих обязанностей. Это могут быть обязанности, основанные на обязательствах, обусловленные конституцией и соответствующими законами, а также обязательства, основанные на нравственных представлениях о человеческом достоинстве и праве личности на уважение.
1. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. – М.: Мысль, 1983
2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 1999.
3. Гринзберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. – М.: Политиздат, 1963
4. Дубко Е.А., Титов В.А. идеал, справедливость, счастье. – М.: Наука, 1974
5. Печенев В.А. Истина и справедливость. – М.: Политиздат, 1989
6. Ролз Д. Теория справедливости. – Новосибирск: Новь, 1995
7. Хьюсман Р., Хатфилд Д. Фактор справедливости. – М.: Знание, 1992
Информационный Вкус
Философские, социальные, психологические аспекты
Справедливость как этическая категория
Справедливость есть одним из ключевых категорий этики. В категории этики справедливость есть ничем другим как представление о человеческой сущности, об его неотъемлемых правах. Источником представления является не только равенство, но и также представление о связи между деянием воздаянием. Именно справедливость есть ключевым фактором, который регулирует роль человека и общества, социальное положение, обязанности, а также права.
Понятие справедливости древнее. Справедливость возникла очень давно и развивалась с историческим ходом. Она выросла в социальных взаимоотношениях сначала между членами одних, а потом разных родов и была обусловлена их трудовой деятельностью. Если рассматривать его этимологию, то становится ясным, что справедливым считается такое, которое соответствует правде, тем правилам, которые есть общепризнанными среди людей. Синонимами к слову справедливость есть правда, праведность, честность, законность, истинность. Несправедливым есть тот, кто есть неверным своим словам или обещаниям; лживым, неточным. Как категория этики справедливость касается прежде всего уровня нравственности социальных отношений. Она определяет роль социальных групп и индивидов, определяет положение в обществе.
Философы Древнего Востока рассматривали справедливость как гармоничный принцип существования природы. Этот правильный космический порядок отображался и в социальном порядке, выходя из понятия о справедливости. В Риме справедливость рассматривается в правовом контексте, которое должно регулировать отношения между гражданами. Оно полагается в том, чтобы воздать каждому его право и таким образом обеспечить законное равенство.
Первостепенным вопросом справедливость становиться Древней Греции. Справедливость значит прежде всего не посягательство на любую чужую собственность. Основой справедливости является взаимная выгода. Известный древнегреческий философ Аристотель у своих трудах пришёл к важному выводу. Согласно Аристотелю справедливость делиться на два вида.
Первый вид справедливости – это уравнительная справедливость. Этот вид справедливости относиться к отношениям людей к определённым предметам. Она касается в большей степени действий людей. Например, равенства труда и оплаты, цены вещи и её ценности. Возмещения за вред кому-либо. Распределительная справедливость требует не столь равного распределения благ. Её главной мыслью можно провозгласить «каждому своё».
Главным в справедливости Аристотель считал то, что она должна касаться другого человека. Самым лучшим человеком есть тот, кто действует справедливо не для своего блага, а для блага другого человека.
Во времена Средневековья основным источником справедливости признавался только Бог.
В философии Эммануила Канта справедливость является мерой морального достоинства, и должно обеспечиваться властью в первую очередь. Он говорил, что не следует делать того, что не является справедливым и таким образом нарушать свою свободу.
Джон Ролз — американский политический философ, одним и из главных принципов справедливости считает то, что каждый человек может иметь равные права с остальными при обеспечении основными свободами. Ролз говорил, что справедливость должна существовать для общего блага. Ролз настаивал на том, что справедливость есть своенравной мерой » равенства – неравенства». Все люди должны иметь равные права и это должно подтверждаться законом. Но иногда это равенство есть несправедливым если оно, например, принуждает человека к низкому уровню жизни.
Иногда понятие справедливости касается человека и его судьбы. И тогда человек может сказать «да, это было справедливо», или «какая несправедливая судьба». Много вопросов возникает по поводу взаимоотношения между «справедливо-несправедливо». Справедливым называют того, кто придерживается обещаний, действует согласно сказанному слову, выполняет возложенные на него обязанности, является хорошим к другим. С развитием цивилизации понятие справедливости разширяеться и набирает большей важности. Любое демократическое общество имеет законодательство, которое строиться на справедливости.
Справедливость есть мерой требовательности общества к индивиду у сфере моральности. Справедливым есть тот человек, который исполняет свои обязанности. Справедливость не существует как чисто только общеэтическия категория, ведь она имеет связь с другими сторонами жизни государства. Итак, справедливость в этике есть высшей нравственной ценностью, которая направляет нравственную жизнь и отдельной личности и всего общества. Регулируя общественные отношения на основе справедливости государство будет процветать и каждый будет счастливым потому, что может быть полезным для других.