Спрос как категория выражает

Спрос и предложение

Сегодня практически любой развитой стране мира свойственна рыночная экономика, при которой вмешательство государства минимально или вовсе отсутствует. Цены на товары, их ассортимент, объемы производства и продажи — все это складывается стихийно в результате работы рыночных механизмов, важнейшие из которых это закон спроса и предложения. Поэтому рассмотрим хотя бы сжато основные понятия экономической теории в этой области: спрос и предложение, их эластичность, кривая спроса и кривая предложения, а также факторы их определяющие, рыночное равновесие.

Спрос: понятие, функция, график

Очень часто приходится слышать (видеть), что такие понятия как спрос и величина спроса смешивают, считая их синонимами. Это неправильно — спрос и его величина (объем) совершенно разные понятия! Рассмотрим их по отдельности.

Спрос (англ. «Demand») — платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре при определенном уровне цен на него.

Величина спроса (объем спроса) — количество товаров, которое покупатели желают и могут приобрести по данной цене.

Итак, спрос — это потребность покупателей в некотором товаре, обеспеченная их платежеспособностью (то есть у них есть деньги, чтобы удовлетворить свою потребность). А величина спроса — конкретное количество товаров, которое покупатели хотят и могут (у них есть на это деньги) купить.

Пример: Даша хочет яблок и у нее есть деньги на их покупку — это спрос. Даша идет в магазин и покупает 3 яблока, потому что она хочет купить именно 3 яблока и у нее достаточно денег на эту покупку — это величина (объем) спроса.

Различают следующие виды спроса:

Спрос, зависимость между его величиной и ценой (а также другими факторами) можно выразить математически, в виде функции спроса и кривой спроса (графическая интерпретация).

Функция спроса — закон зависимости величины спроса от различных факторов оказывающих на него влияние.

Кривая спроса — графическое выражение зависимости величины спроса на некоторый товар от цены на него.

В простейшем случае функция спроса представляет собой зависимость его величины от одного ценового фактора:

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

где: QD — величина спроса на данный товар;

P — цена на данный товар.

Графическое выражение этой функции (кривая спроса) — прямая линия с отрицательным углом наклона. Описывает такую кривую спроса обычное линейное уравнение:

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

где: QD — величина спроса на данный товар;

P — цена на данный товар;

a — коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X);

b — коэффициент задающий угол наклона линии (отрицательное число).

Но, в реальности, конечно все намного сложнее и на величину спроса влияет не только цена, но и многие неценовые факторы. В этом случае функция спроса приобретает следующий вид:

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

где: QD — величина спроса на данный товар;

PX — цена на данный товар;

P1..Pn — цена на другие взаимосвязанные товары (заменители, дополнители);

I — доход покупателей;

E — ожидания покупателей относительно роста цен в будущем;

N — количество возможных покупателей в данном регионе;

T — вкусы и предпочтения покупателей (привычки, следование моде, традициям и пр.);

Графически такую кривую спроса можно представить в виде дуги, но это опять же упрощение — в реальности график спроса может иметь любую самую причудливую форму.

Таким образом, факторы влияющие на спрос:

Закон спроса

Для понимания рыночных механизмов очень важно знать базовые законы рынка, к числу которых относится закон спроса и предложения.

Закон спроса — при росте цены на товар, спрос на него снижается, при прочих неизменных факторах, и наоборот.

Математически закон спроса означает наличие между величиной спроса и ценой обратной зависимости.

С обывательской точки зрения закон спроса полностью логичен — чем ниже цена на товар, тем привлекательнее его покупка и тем большее количество единиц товара будет куплено.

Но, как это ни странно, бывают парадоксальные ситуации, при которых закон спроса дает сбой и действует в обратную сторону. Это проявляется в том, что величина спроса растет по мере роста цены! Примерами могут служить эффект Веблена или товары Гиффена.

Закон спроса имеет теоретическое обоснование. В его основе лежат следующие механизмы:

1. Эффект дохода — стремление покупателя приобрести большее количество данного товара при снижении цены на него, при этом не уменьшая объема потребления других товаров.

2. Эффект замещения — готовность покупателя при снижении цены на данный товар отдать предпочтение именно ему, отказавшись от других более дорогостоящих товаров.

3. Закон убывающей предельной полезности — по мере потребления данного товара каждая его дополнительная единица будет приносить все меньшее удовлетворение (продукт «приедается»). Поэтому потребитель будет готов продолжать покупать данный товар только при снижении его цены.

Таким образом, изменение цены (ценового фактора) приводит к изменению величины спроса. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса.

Воздействие иных (неценовых) факторов приводит к сдвигу кривой спроса — изменению спроса. При росте спроса график смещается вправо и вверх, при снижении спроса — влево и вниз. Рост называется — расширение спроса, снижение — сужение спроса.

Эластичность спроса

При росте цены на товар, величина спроса на него уменьшается. При снижении цены — увеличивается. Но это происходит по-разному: в одних случаях незначительное колебание уровня цен может вызвать резкий рост (падение) спроса, в других изменение цены в очень широких пределах практически никак не повлияет на спрос. Степень такой зависимости, чувствительности величины спроса к изменению цены или других факторов называется эластичностью спроса.

Эластичность спроса — степень изменения величины спроса при изменении цены (или другого фактора) в ответ на изменение цены или другого фактора.

Числовой показатель, отражающий степень подобного изменения — коэффициент эластичности спроса.

Соответственно, эластичность спроса по цене показывает насколько изменится объем спроса при изменении цены на 1%.

Дуговая эластичность спроса по цене — применяется, когда нужно вычислить примерную эластичность спроса между двумя точками на дуговой кривой спроса. Чем более выпуклой будет дуга спроса, тем выше будет погрешность определения эластичности.

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

где: EP D — эластичность спроса по цене;

P1 — первоначальная цена на товар;

Q1 — первоначальная величина спроса на товар;

P2 — новая цена;

Q2 — новая величина спроса;

ΔP — приращение цены;

ΔQ — приращение величины спроса;

Pср. — средняя цены;

Qср. — средняя величина спроса.

Точечная эластичность спроса по цене — применяется тогда, когда задана функция спроса и есть значения исходной величины спроса и уровня цены. Характеризует относительное изменение величины спроса при бесконечно малом изменении цены.

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

где: dQ — дифференциал величины спроса;

dP — дифференциал цены;

P1, Q1 — значение цены и величины спроса в анализируемой точке.

Эластичность спроса можно рассчитать не только по цене, но например, по доходу покупателей, а также по другим факторам. Существует и перекрестная эластичность спроса. Но мы не будем здесь настолько глубоко рассматривать эту тему, ей будет посвящена отдельная статья.

В зависимости от абсолютного значения коэффициента эластичности различают следующие виды спроса (виды эластичности спроса):

Предложение: понятие, функция, график

Теперь поговорим о другом рыночном явлении, без которого невозможен спрос, его неразлучном спутнике и противоборствующей силе — предложении. Здесь также следует различать само предложение и его величину (объем).

Предложение (англ. «Supply») — способность и готовность продавцов продать товар по данной цене.

Величина предложения (объем предложения) — количество товаров, которое продавцы желают и могут продать по данной цене.

Различают следующие виды предложения:

Функция предложения — закон зависимости величины предложения от различных факторов оказывающих на него влияние.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от цены на него.

Упрощенно функция предложения представляет собой зависимость его величины от цены (ценового фактора):

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

где: QS — величина предложения на данный товар;

P — цена на данный товар.

Кривая предложения в этом случае — прямая линия с положительным углом наклона. Описывает эту кривую предложения следующее линейное уравнение:

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

где: QS — величина предложения на данный товар;

P — цена на данный товар;

c — коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X);

d — коэффициент задающий угол наклона линии.

Функция предложения, в ее более сложной форме учитывающей влияние и неценовых факторов, представлена ниже:

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

где: QS — величина предложения;

PX — цена данного товара;

P1..Pn — цены других взаимосвязанных товаров (заменителей, дополнителей);

R — наличие и характер производственных ресурсов;

K — применяемые технологии;

C — налоги и дотации;

X — природно-климатические условия;

В этом случае кривая предложения будет иметь форму дуги (хотя это опять же упрощение).

Таким образом, факторы влияющие на предложение:

Закон предложения

Закон предложения — при росте цены на товар, предложение на него увеличивается, при прочих неизменных факторах, и наоборот.

Математически закон предложения означает, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость.

Закон предложения, также как и закон спроса, очень логичен. Естественно, что любой продавец (производитель) стремится подать свой товар по более высокой цене. Если уровень цен на рынке повышается — продавцам выгодно продавать больше, если снижается — нет.

Изменение цены на товар приводит к изменению величины предложения. На графике это проявляется движением по кривой предложения.

Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения (изменению самого предложения). Расширение предложения — сдвиг кривой предложения вправо и вниз. Сужение предложения — сдвиг влево и вверх.

Эластичность предложения

Предложении, как и спрос, может находиться в различной степени зависимости от изменения цены и других факторов. В этом случае говорят об эластичности предложения.

Эластичность предложения — степень изменения величины предложения (количества предлагаемых товаров) в ответ на изменение цены или другого фактора.

Числовой показатель, отражающий степень такого изменения — коэффициент эластичности предложения.

Соответственно, эластичность предложения по цене показывает насколько изменится величина предложения при изменении цены на 1%.

Формулы для расчета дуговой и точечной эластичности предложения по цене (Eps) полностью аналогичны формулам для спроса.

Виды эластичности предложения по цене:

Есть разные теории и подходы объясняющие как именно устанавливается рыночное равновесие. Самые известные — подход Л. Вальраса и А. Маршалла. Но это, также как паутинообразная модель равновесия рынка продавца и рынка покупателя — тема для отдельной статьи.

Если очень кратко и упрощенно, то механизм рыночного равновесия можно объяснить следующим образом. В точке равновесия все (и покупатели, и продавцы) довольны. Если одна из сторон получает преимущество (отклонение рынка от точки равновесия в ту или другую сторону), другая сторона будет недовольна и первой из сторон придется пойти на уступки.

Например: цена выше равновесной. Продавцам выгодно продавать товар по более высокой цене и предложение повышается, возникает избыток товаров. А покупатели будут недовольны ростом цены на товар. Вдобавок конкуренция высокая, предложение избыточно и продавцам, чтобы реализовать товар придется снизить цену, пока она не придет к равновесному значению. При этом снизится и объем предложения до равновесного объема.

Или другой пример: объем предлагаемых на рынке товаров меньше равновесного объема. То есть на рынке дефицит товаров. В таких условиях покупатели готовы заплатить большую цену за товар, чем та по которой он продается в данный момент. Это побудит продавцов увеличивать объемы предложения с одновременным повышением цены. В итоге цена и объем спроса/предложения придут к равновесному значению.

По сути это была иллюстрация к теориям рыночного равновесия Вальраса и Маршалла, но как уже говорилось, более подробно рассмотрим их в другой статье.

© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Источник

Что такое спрос: определение, виды

Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.

Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Разделы

Закон спроса и предложения

Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.

Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.

Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.

Факторы спроса

На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.

Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.

Виды спроса в маркетинге

Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.

Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.

Источник

Спрос как экономическая категория

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Тема 3. Спрос на товары народного потребления.

Изучая проблему спроса, различают 3 понятия:1)потребности;2)спрос;3) потребление

Потребности –выраженные совокупности материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества.

Спроскак экономическая категория – это потребности, обеспеченные денежными средствами.

Соизмерение потребностей и спроса производится на базе измерения потребления, т.е. через уровень потребления конкретных материальных благ.Потребности, как правило, больше спроса и потребления. Соотношение между спросом и потреблением различается в зависимости от конкретных товаров и товарных групп.

Спрос –экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учётом платёжеспособности. В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как:

1.Макроспросспрос на уровне какого-либо единого пространства (всего населения РБ, области или региона) на продукцию отраслей народного хозяйства или спрос на отдельные товарные группы.

2.Микроспросспрос на уровне предприятия либо спрос на конкретное изделие или их разновидности в зависимости от потребительских свойств и признаков.

Классификация спроса:

1. По периодичности возникновения:

2. По степени удовлетворения:

3. По степени интенсивности:

3.2. Основные факторы, определяющие объём и структуру спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

1. экономического порядка: объём производства, экономическая ситуация в стране, инфляция, степень насыщенности рынка товарной массой, уровень денежных доходов населения, степень обеспеченности предметами длительного пользования.

2. социального порядка: социальная политика государства, уровень жизни населения, потребительские привычки и др.

3. демографические: численность и состав населения, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, миграция населения.

4. природно-климатические: продолжительность времён года, температура воздуха, географические условия.

5. национально-исторические: традиции, обычаи.

6. морально-психологические: мода, реклама.

Решающую роль на спрос оказывают розничные цены, деженые доходы населения, производство, численность и состав населения, т.к. от них зависит как общий объём спроса, так и его товарно-групповая структура.

Одним из важнейших факторов является цена товара или услуги.

Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, называется ценой спроса. Спросу присуща такая характеристика, как эластичность.

Эластичность –способность спроса или потребления изменяться под влиянием отдельных факторов. Способность спроса повышаться или понижаться под воздействием изменений, определённых его факторов, составляет суть эластичности спроса (определяется с помощью коэффициента эластичности).

Положительное значение коэффициента характеризует прямую связь между фактором и спросом. Отрицательное значение – обратную зависимость.

Источник

Спрос и предложение как экономические категории: ценовые и неценовые факторы, законы, графики функции и эластичность. Рыночное равновесие и рыночная цена.

Решающим фактором, влияющим на величину спроса, является цена на товар. Чем она выше, тем меньше величина спроса и наоборот, разумеется, при условии, что все прочие факторы остаются неизменными. Отсюда следует, что по мере роста цены товара, величина спроса на него имеет тенденцию к понижению. Эта закономерность получила название – закон спроса.

Закон спроса:при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Считается, что закон спроса универсален. Но все, же некоторые авторы выделяют несколько случаев-исключений из закона спроса. Речь идет, например, о таких товарах, которые часто используются как средство сохранения денег от инфляции (земля, золото, антиквариат). Товары жизненно необходимые для человека, предположим инсулин, также не подчиняются закону спроса. Исключением из закона спроса является также ситуация, которая известна в литературе как «инфляционные ожидания». Она часто возникает, если в обществе сеется паника, и люди начинают лихорадочно скупать продукты и товары широкого потребления впрок, на всякий случай. Рынок реагирует повышением цен, но это ещё более усиливает спрос, поскольку покупатели полагают, что цены и далее будут расти.

Закон спроса можно изобразить с помощью двухмерного графика. Если на вертикальной оси отметить цену товара, а на горизонтальной – количество товара, покупаемого по каждой цене, то мы получим нисходящую кривую спроса.

Помимо цены, на спрос влияют и другие, так называемые «неценовые факторы спроса». К ним относят:

1. Изменение дохода потребителей (прямая зависимость).

2. Изменение числа покупателей на рынке (прямая зависимость) потребительские предпочтения.

3. Цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.

4. Запасы товаров у потребителей (ожидания потребителей).

— индивидуальный спрос – это спрос конкретного субъекта;

— рыночный спрос – это спрос всех покупателей на данный товар.

Предложение – это количество товара, которое продавцы имеют и могут поставить на рынок по определенной цене, в определенный момент времени. Как и в случае со спросом, решающим фактором, влияющим на величину предложения является цена. Чем она выше, тем больше цена товара продавцы поставят на рынок и наоборот, разумеется, при условии, что все прочие факторы остаются неизменными. Отсюда следует, что по мере роста цены товара величина его поставок на рынок имеет тенденцию к увеличению. Эта закономерность получила название – закон предложения.

Закон предложения:при прочих равных условиях, как правило, чем выше цена товара, тем больше объем предложения его на рынке, и наоборот, по мере снижения цены на товар объем его предложения со стороны продавцов уменьшается.

Как и закон спроса, закон предложения можно изобразить с помощью двухмерного графика. Только кривая в этом случае будет иметь вид восходящей линии.

Помимо цены существуют так называемые «неценовые факторы предложения»:

1. Цены на ресурсы – наиболее существенный из них. Их рост приводит к увеличению издержек производства и, следовательно, сокращению поставок на рынок, при прежних ценах.

2. Совершенствование технологий означает, что издержки производства сокращаются и на рынок будет поставлено больше товаров, даже если цены остаются неизменными.

3. Цены на товары – субституты (то есть товары, которыми можно заменить данный товар). Например, повышение цен на яблоки может побудить поставщиков груш, цены на которые не изменились, переключиться на поставку яблок.

4. Цены на комплиментарные (дополняющие товары). Например, снижение спроса на фотоаппараты заставит производителей фотопленки снизить её производство;

5. Количество продавцов;

6. Ожидание изменения цены в будущем.

Под действием неценовых факторов происходят изменения в предложении и при прежних ценах, на рынок будет предложено больше (или меньше) товаров. На графике эта закономерность выразится смещением линии предложения вправо или влево соответственно.

Совместим на одном графике линии спроса и предложения. Как видно из рисунка1, линии спроса и предложения пересекаются в точке Е. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D – точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать её изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qe). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Ре). Спрос и предложение не существуют изолированно друг от друга. На рынке происходит их постоянное взаимодействие, в результате которого устанавливаются так называемые «рыночные цены» или цена равновесия.

Цена равновесия –это цена, при которой количество товара, которое покупатели готовы приобрести и количество товара, которое производители желают продать в данный момент времени, совпадают.

Таким образом, рыночное равновесие –это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установиться на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

В экономике под эластичностью понимают степень реакции спроса или предложения, на изменение цены.

Когда спрос или предложение изменяются пропорционально изменению цены, то говорят о единичной эластичности спроса и предложения соответственно.

Когда спрос или предложение изменяются в большей степени, чем изменяется цена, то говорят о единичной эластичности спроса и предложения соответственно.

Если же спрос и предложение изменяются в меньшей степени, то это неэластичный спрос и предложение. Важно подчеркнуть, что эластичность измеряется в процентах(%), а не в абсолютных цифрах.

Знание эластичности для предпринимателей имеет большое значение, поскольку позволяет определить ценовую политику предприятия. Например, при эластичном спросе на товар выгоднее снижать цену, поскольку увеличение объема продаж покроет все потери. Например, при неэластичном спросе выгоднее поднять цены, поскольку спрос упадет, но относительно меньше.

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Рассмотрим сначала ситуацию, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. 1 этой цене будет соответствовать Р ≥ Ре. При этой цене объем предложения составит Qs, а объем спроса Qd, Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителем не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs –Qd.

Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.

Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (Р ≤ Ре), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (Qd ≥ Qs) и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd ≥ Qs. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре.

Теперь посмотрим, как отреагирует рынок на изменение неценовых детерминант. Допустим, что правительство решило существенно увеличить зарплату в бюджетной сфере. Доходы значительной части населения увеличатся и следовательно при сохранении прежнего уровня цен люди получат возможность приобрести больше товаров. На рынке снова установился баланс между спросом и предложением. Новая точка пересечения кривой спроса и предложения будет находиться правее первоначального расположения.

Могли ли предприниматели вместо увеличения предложения повысить цены? Это зависит от типа рыночной структуры. Если мы имеем дело с условиями совершенной конкуренции, когда на рынке много продавцов и покупателей, то нет. Если же рынок носит олигополистический или монополистический характер, то да. Но и в этом случае равновесие восстановится, только за счет более высоких цен. Точка равновесия на графике разместится немного правее и выше изначального положения.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена на оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей.

Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.

При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.

Если в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже ХIХ и ХХ столетий были приняты антитрестовские законы.

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Спрос как категория выражает. Смотреть фото Спрос как категория выражает. Смотреть картинку Спрос как категория выражает. Картинка про Спрос как категория выражает. Фото Спрос как категория выражает

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *