Спуск на тросе как называется
Что такое
зиплайн
О конструкции канатного зиплайна. Известные зиплайны в мире в цифрах. Условия для устройства и сфера применения троллеев (зиплайнов). Зиплайн как бизнес проект
С появлением механизированных двухсторонних канатных линий (таких как фуникулёры, подъемники), крупные немеханизированные (односторонние) канатные переправы начали терять свое чисто транспортное значение. Но вскоре им нашлось другое применение, которое постепенно переместилось в сферу отдыха и развлечений. В индустрии развлечений древняя канатная переправа троллей быстро превратилась в аттракцион зипплайн (zip line – «свистящая» линия или переправа), где отдыхающие спускались сверху вниз уже не из за транспортной необходимости, а чтобы пощекотать нервы восприятием высоты и скорости. Другие известные названия зиплайна: tyrolean traverse (тирольская переправа), flying fox (летающая лиса, обычно так называются короткие и низкие детские троллеи).
Условия для устройства и сфера применения троллеев (зиплайнов)
Главной целью аттракциона зиплайн является не доставка человека с одной точки в другую, а его спуск по канату на скорость (или – скоростной спуск). Именно в достижении максимально высокой скорости (но в то же время – безопасной, ведь это все таки развлекательный аттракцион, а не спортивный снаряд), и одновременно большой протяженности спуска, находится привлекательность зиплайна как места для развлечений. Скорость спуска посетителя на зиплайне является производной от крутизны натяжения канатной линии, а его протяженность можно наращивать за счет количества межопорных пролетов (они могут быть как однопролетными, так и многопролетными).
Троллеи можно устроить и применить при наличии строго определенных условий:
Такие условия делают оправданным применение односторонних канатных переправ для:
Известные зиплайны в мире в цифрах
Самый протяженный в мире зиплайн на горе Джебель Джайс (ОАЕ) имеет длину 2830м. Вторым по протяженности является Copper Canyon Zip Rider в Мексике, протяжённость которого составляет 2545 метров. Он же – самый длинный в мире однопролетный зиплайн.
Самый крутой и скоростной зиплайн в Европе находится в Планице, Словения. Его длина 566 метров, перепад высот составляет 202 метра, угол наклона трассы – от 38 до 58 градусов.
Самый высокогорный зиплайн протяжённостью 1300 метров находится на горнолыжном курорте Валь-Торанс во Франции. Его стартовая площадка находится на высоте 3250 метров, а площадка прибытия – на высоте 3000 метров над уровнем моря.
Самый высокий, крутой и скоростной троллей в Украине находится на курорте «Буковель». Его длина составляет 1130 метров, а перепад высот – более 190 м.
О конструкции канатного зиплайна
Обязательными конструкционными элементами канатной переправы являются:
Другими важными элементами современной канатной переправы могут быть: система регулирования натяжения каната, система возврата пустых тележек (сидений) на стартовую точку.
Зиплайн как бизнес проект
Если простейшие троллеи могли устраивать даже древние охотники и первопроходцы, то на сегодняшнем технологическом уровне строительство аттракциона зиплайн не представляют значительной технической сложности, и финансовой дороговизны. Так, небольшого или среднего размера атракцион зиплайн практически не требует дорогостоящих средств автоматизации, моторизиции и электрификации. По большому счету, для устройства такого развлекательного зиплайна достаточно:
– и атракцион зиплайн готов к эксплуатации. Стоимость которой, кстати, для канатного скоростного спуска, также является минимальной.
Подобные затраты гарантированно не идут ни в какое сравнение с устройством любого моторизированного или электрофицированного атракциона или карусели. А получаемая от линии зиплайна прибыль – сравнима, а часто даже больше.
Без преувеличения, по соотношению простоты/дешевизны устройства (с точки зрения бизнеса) и получаемого количества адреналина (с точки зрения пользователей) зиплайн является едва ли не самым эффективным аттракционом. В свою очередь, посетители объектов отдыха и развлечений готовы оплачивать свои всплески адреналина звонкой монетой. Потому аттракцион зиплайн является одним из самых эффективных также и в соотношении затраты/прибыль.
Нет удобного для устройства развлекательного зиплайна природного перепада высот? Не беда, можно построить высокую искусственную стартовую башню с подъемом на нее по лестнице. Также есть возможность оборудовать максимально безопасные троллеи flying fox для маленьких детей, а для очень впечатлительных взрослых посетителей обеспечивать управляемый по скорости спуск, за счёт применения роликовых устройств соответствующей конструкции, оборудованных индивидуальными тормозными системами.
Наиболее оптимальным станет сочетание зиплайна и веревочного парка. Где линия троллея может являться или составной частью веревочного парка (его промежуточным или финишным участком), или самостоятельным, рядом расположенным аттракционом.
Тарзанка по-новому: 10 главных зиплайнов
В рубрике «Challenge» предлагаем достойные альтернативы отдыха для тех, кому надоело валяться на пляже и бродить по магазинам. Совсем недавно мы исследовали лучшие маршруты для сплава по европейским рекам и самые увлекательные велосипедные трассы. В новом выпуске при поддержке PayOkay предлагаем тебе немного полетать. Читай про 10 зиплайнов – от романтичных канатных дорог над озерами до экстремальных спусков в горах и тропических лесах. Какой бы вариант ты ни выбрал(-а), надежным помощником в путешествии станет карта выгодных расчетов PayOkay, созданная специально для активных молодых людей.
Зиплайн – это сильно усовершенствованный вариант тарзанки, с которой в детстве тебя точно сгоняла мама. Конструкция представляет собой спуск по стальному канату с использованием сил земного притяжения c помощью специальных креплений. Сейчас зиплайн набирает все большую популярность как один из способов экстремального развлечения и получения острых ощущений, но так было не всегда. Изначально подобные устройства часто использовались для переправы над каньонами, реками и непроходимыми лесами. До того, как люди научились получать удовольствие от выброса адреналина, ветер в ушах и дрожь в руках были, скорее, неизбежными эффектами. С тех пор за зиплайном закрепилось множество названий в зависимости от региона: «летучая лисица», «тирольская переправа», «сильный наклон». Любовь туристов к «воздушным веревкам» первыми начали подогревать костариканцы в середине 1990-ых гг.1
Короткие зиплайны
Маршрут: через реку Нерис
Расстояние: 400 м
Стоимость: € 15 вход в парк, € 8 – зиплайн.
Подробности
Испытать дух свободы недалеко от дома ты можешь в соседнем Вильнюсе. Здесь оборудован парк развлечений UNOPark, где можно и по деревьям полазить, и по канатной дороге пройтись, и пролететь над рекой. Скорость переправы зависит от ветра, поэтому к аттракциону допускаются люди ростом от 145 см. Попроси друзей сфоткать тебя в полете с Валакампийского моста – с него открывается лучший вид. В парке есть варианты канатных спусков и для детей. Кстати, самый первый парк развлечений в Литве компания открыла в курортном Друскининкае. Переправься через живописный Неман по канату длиной в 500 м и отправляйся снимать напряжение в лечебных грязевых и солевых ваннах.
Маршрут: над Енокаванским каньоном
Расстояние: 135–750 м
Стоимость: € 28
Подробности
В Армении первый зиплайн был открыт совсем недавно, в 2015 г. Yell Extreme Park расположился возле села Енокаван. Из-за холмов и достаточно глубокого каньона эту местность называют армянской Швейцарией. В центральной части леса сохранилась церковь Святого Григория, построенная в XII в., а в самом селе – древняя церковь Сурб Аствацацин и крепость в Астхиблуре VI в. Зиплайн проходит на высоте 200–300 м над уровнем земли и заточен под разные уровни сложности: от крошечного 135-метрового каната до трасс длиной 375 и 750 м.
Маршрут: со скалы Манара
Расстояние: 200 м
Подробности
Канатная дорога «Цук Манара» недалеко от города Кирьят-Шмона расположена на высоте 840 м. С нее открывается потрясающий вид на долину Хула, Хермон и Голанские высоты. Длина ее совсем небольшая – 200 м, зато скорость можно выбрать на свое усмотрение, чтобы внимательно все разглядеть. Считается, что из всех зиплайнов в мире у этого – самый острый угол наклона, 37 градусов, а потому, если ты решил(-а) отправиться в Израиль, – грех не сгонять сюда (особенно, если в твоих планах посещение Хайфы или Цфата). Можно спускаться парочками, главное, чтобы вес одного человека был от 30 до 100 кг.
Маршрут: над рекой Гвадиана
Расстояние: 700 м
Стоимость: € 17
Подробности
Самый быстрый способ пересечь государственную границу за 1 (!) минуту без виз и паспортов придумали в Испании. Станция отправления зиплайна находится около испанского замка Санлукар-де-Гвадиана, на высоте около 100 м над рекой, а приземляются туристы с португальской стороны, в поселке Алкотин. Вернуться обратно можно на пароме. Переправа включена в стоимость билета (€ 17). Кроме того, кросс-граничный зиплайн – это еще и хороший способ путешествия во времени: Испания и Португалия находятся в разных часовых поясах. Минимальный возраст искателя приключений – 14 лет. Компания готова индивидуально проконсультировать и предоставить услуги людям с ограниченными возможностями.
Маршрут: над дамбой Rappbode-Talsperre
Расстояние: 1 км
Стоимость: € 39
Подробности
Зиплайн в Германии подходит для тех, кто раньше не увлекался экстримом и решил попробовать себя в первый раз. Километровая канатная дорога проходит над самой высокой немецкой дамбой. Скорость полета развивается достаточно небольшая – 80 км/час, так что у тебя будет возможность полюбоваться водичкой и лесом вокруг. Стоимость аттракциона € 39, на парный спуск, который здесь тоже предусмотрен, – скидка. Другие варианты зиплайнов в Германии – спуск над Черным лесом в горном массиве Шварцвальд и парк Zipline park Ochsenkopf.
Самые высокие, длинные и экстремальные
Маршрут: Орель и Валь-Торанс
Расстояние: 1,3 км
Стоимость: € 50
Подробности
Во французских Альпах спрятался самый высокий зиплайн в мире «La Tyrolienne». Он проходит на высоте от 3250 (начало) до 3000 (финиш) м над уровнем моря. Этот спуск захватывает дух в буквальном смысле слова: его скорость составляет 60–100 км/час. Канатная трасса разделена на 10 участков разной сложности. Самый протяженный их них имеет длину 400 м и проходит над ущельями и горными ручьями. Сам курорт Валь-Торанс входит в одну из самых крупных в мире областей горнолыжного катания Три долины. Если летом вдруг соскучишься по снежку и саночкам, отправляйся туда.
Объединенные Арабские Эмираты
Маршрут: над горами Джебель-Джайс
Расстояние: 2,6 км
До этого апреля самым длинным зиплайном в мире считался канатный спуск в Сан-Сити (ЮАР). Его длина составляет 2 км, а скорость «полета» человека достигает 120 км/час. Однако в апреле этого года в Арабских Эмиратах от горы Джебель-Джайс (Jabal Jais) был протянут канат длиной 2,6 км в специальном подвесе. Пока что туристам открыты только отдельные участки. Таким способом эмират Рас-эль-Хайма пытается переманить часть туристов из Дубая. Джебель-Джайс находятся на границе с Оманом и являются самыми высокими и живописными горами в ОАЭ.
Маршрут: над тропическим лесом Чонбури
Расстояние: 3 км
Стоимость: € 100 в рамках однодневного тура с доставкой, но можно ехать самому и договариваться на месте
Подробности
Зиплайн, протянутый недалеко от Бангкока, называется «Полетом гиббонов» неспроста. Во время переправы через тропический лес будь готов(-а) повстречать не только маленьких обезьянок, но и гигантских белок, оленей и другую живность уникальной таиландской экосистемы. В придачу к крутому спуску здесь предлагают пройти целый курс экоприключений: лазить, прыгать, прогуляться по дикому заповеднику и узнать о его обитателях.
Маршрут: над Сноудонией
Расстояние: 1,8 км
Стоимость: € 65
Подробности
Самый длинный и самый быстрый европейский зиплайн находится в горном Уэльсе, недалеко от городка Бетесда, выросшего вокруг сланцевой промышленности. Между прочим, ты будешь пролетать на скорости 159 км/час над карьером, сланцем из которого покрыты самые известные здания в Великобритании, в том числе, Букингемский дворец и резиденция британского премьер-министра. Это первый зиплайн, где можно проехаться над землей вчетвером. Групповой спуск обойдется дешевле (£ 180) индивидуального (£ 50). Кстати, тебе совсем не обязательно покупать фунты заранее. С картой выгодных расчетов PayOkay ты сможешь расплатиться в валюте по выгодному курсу, еще и получая сashback 1,5 % живыми деньгами за каждую покупку или услугу.
Если не очень хорошо переносишь полеты над землей на канате и приехал(-а) за компанию, в парке найдутся и другие варианты развлечений: например, походы по подземельям и автомобильные экскурсии по карьерам.
Маршрут: над долиной Покхара
Расстояние: 1,8 км
Стоимость: € 53
Подробности
Будь готов подниматься на вершину Сарангкот минут сорок на джипе, чтобы слететь с нее всего за две. Вертикальный перепад здесь составляет 600 м, благодаря чему развивается очень большая скорость (140 км/час). Это самая высокая вершина в окрестностях города и оттуда открывается великолепный вид на горную гряду Анапурны и саму Похкару.
Причем здесь Payokay?
Сразу после скоростного спуска на огромной высоте тебе наверняка захочется немного расслабиться и, например, пройтись по магазинам или ближайшим музеям. Владельцы карты PayOkay могут позволить себе немного больше: с любых покупок, совершенных за рубежом или у нас, они получают cashback 1,5 %. Не забывай, что беларусы могут пользоваться системой Global Blue для возврата НДС. Заранее привязав свою карточку PayOkay к системе, ты вернешь не только сумму Tax Free, но и дополнительный бонус от МТБанка в размере 5 % от суммы. О наличных расчетах можно вообще позабыть – со специальным выгодным курсом PayOkay ты неслабо экономишь на покупке валюты и оплате наличными. Кстати, в июне специальный повышенный cashback (3%) можно получить со всех покупок в Duty Free – грех не воспользоваться, особенно, если собрался прокатиться на тарзанке где-то за границей.
Свой бизнес: троллей
Троллей ранее использовался как инструмент в высотных работах или альпинизме, но позже его стали рассматривать и как аттракцион. Скоростной спуск под малым наклоном на большой высоте вызывает немалое количество эмоций, и многие люди хотят опробовать такое развлечение. В связи с этим можно рассмотреть вариант организации бизнеса с использованием такого инструмента, благо, даже в относительно крупных городах зачастую не имеется парков с подобным развлечением, и новичок может оказаться первым на рынке. Однако есть и косвенные конкуренты – это вообще все организации, которые предлагают активный и экстремальный досуг, это компании, которые занимаются похожим бизнесом – к примеру, верёвочные парки и так называемый «роуп-джампинг» (rope jumping), или говоря русским языком, прыжок с высоты на специальном тросе со сложной системой амортизации. Но в любом случае зачастую выход на рынок с предложением прокатиться на троллее не остаётся без внимания, и открывающиеся перспективы позволяют построить свой собственный бизнес, который можно развивать в дальнейшем по многим направлениям.
Для начала стоит зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, тут лучше всего подходит юридическое лицо, а именно – общество с ограниченной ответственностью (непубличная компания), которому также, как и индивидуальному предпринимательству, доступна упрощённая система налогообложения, предполагающая перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Теперь нужно чуть более подробно остановиться на том, чтобы иметь возможность легально работать в этом направлении. Троллей всё же относится к потенциально опасным видам развлечения, и для обеспечения безопасности требуется соблюдать прописанные в законе условия. И любая проверяющая организация (к примеру, Роспотребнадзор, в который придётся обращаться в процессе регистрации) будет проверять качество системы безопасности, используемой на аттракционе. Однако вся страховка относится к конструкционным решениям, а значит, этот вопрос должен быть разрешён компанией, которая производит установку троллея. Отсюда следствие – заниматься установкой системы самостоятельно не стоит, только если троллей не открывается на базе уже готовой строительной компании, которая как раз и занимается монтажом подобных конструкций. Иными словами – для монтажа всей системы нужно искать специальную компания, которая этим и занимается, которая имеет допуск саморегулируемой строительной организации, у которой есть опыт (и положительные отзывы от прошлых заказчиков), которая может предоставить всю необходимую документацию на свою продукцию и выполнит работы по государственному стандарту. Только с такой конторой есть смысл начинать сотрудничество, просто с какими-то самоучками или сомнительными фирмами связываться не стоит – в лучшем случае ошибки в проектировании приведут к тому, что проверяющая организация не допустит предпринимателя к работе. Сам же предприниматель не получает специальных лицензий, лишь на основании проверки и имеющейся от строительной организации документации он может получить допуск к работе. Также рекомендуется уже на этом этапе обратиться в специализированную юридическую контору, которая поможет с регистрацией или же просто нанять специалиста по этому профилю.
Теперь нужно чуть более подробно остановиться на том, как следует организовать свой аттракцион. Троллей представляет собой относительно простую конструкцию, но для того, чтобы спуск был эффектным, нужно искать места над реками, озёрами или просто на большой высоте (т.е. начало спуска должно быть на вершине горы), хотя вообще троллей может быть и частью какого-нибудь развлекательного комплекса и поэтому быть непродолжительным и расположенным не слишком высоко. Другое дело, что это не столь интересно посетителям, и только на организации такого троллея не заработать. Но при организации большого троллея, который предполагает длительный спуск, может потребоваться получить разрешения уже на использование земли. К примеру, предполагается организовать спуск на троллее с одного берега реки на другой – для этого нужно обращаться в администрацию за разрешением на постройку инфраструктуры на берегах, если эта береговая зона принадлежит частным лицам – уже к владельцу, в дополнение при натягивании троса над рекой нужно учитывать несколько факторов, к примеру, судоходство, и для этого тоже нужно урегулировать вопрос с муниципалитетом. При этом троллей не может быть «мобильным», то есть устанавливаемым на пару дней на разных берегах или где-нибудь в горах, то есть нужно заключать хотя бы долгосрочные договоры аренды земли.
Вообще если работа будет проходить на неинтересной властям земле, то они могут выдать её во временное пользование бесплатно или просто по сниженному тарифу, при работе с частными лицами тоже могут быть различные ситуации вплоть до того, что предприниматель просто будет отдавать небольшой процент с прибыли. Но уделить внимание и время решению вопроса размещения придётся, иногда это затягивается на несколько лет. Интересным также решением может быть то, что троллей предлагает быструю транспортировку людей – что можно рассматривать очень условно как некое развитие транспортное инфраструктуры города или пригорода, а это уже более интересно властям. В конце концов, если не удастся найти место, троллей можно построить и в чистом поле (но лучше в холмистой местности) – строители возведут троллейные башни немалой высоты и обеспечат скоростной спуск на не слишком высоком уровне. Если такой спуск будет продолжительным, то положительные эмоции посетителям тоже гарантированы.
Важнейший момент – постройка своего троллея, как можно понять из всего вышесказанного, сотрудничество со строительной организацией, которая будет осуществлять установку комплекса, нужно начинать с первых же дней организации бизнеса, потому что именно на основании проекта строительной организации можно подавать запросы во все регулирующие организации. Некоторые советы по поиску исполнителя проекта уже были названы, и тут нужно сказать, что не все компании, которые предлагают постройку троллеев, могут заниматься проектами любой сложности. Речь о том, что сегодня на рынке много предложений об установке канатных троллеев, то есть небольших аттракционов, которые устанавливаются в верёвочных парках или даже внутри здания. То есть это системы, которые используют тот же принцип, но не рассчитаны на большие нагрузки.
Для постройки настоящего троллея придётся поискать исполнителя, вполне вероятно, что это будет организация из другого города (предпринимателей из мегаполисов это не касается). Стоимость возведения конструкции очень сильно варьируется в зависимости от немалого количества факторов – длина, местоположение, количество башен, постройка дополнительных конструкций, вообще стоимость определяется в каждом случае индивидуально, и даже однотипные проекты могут иметь очень большой разброс в цене просто потому, что потребовались дополнительные строительные работы из-за типа почвы. Но постараемся привести примерную стоимость.
Если открывать троллей на базе канатного парка или просто с небольшим спуском на малой высоте, то вложиться можно в сумму примерно в полмиллиона рублей, это будет простая система с использованием крепкой верёвки (каната) – для коротких спусков её применение безопасно. При этом на территории парка такой троллей будет интересным и привлекающим определённый процент посетителей, то есть свой доход предпринимателю он приносить будет, причём немалый. Ведь за полмиллиона предполагается проект пусть и не слишком экстремальный, но всё-таки оставляющий впечатления.
Сложнее организовать спуск над пропастью или рекой. Во-первых, нужно построить стартовую и финишную площадку, причём такие, которые обеспечены нескольким системами безопасности, в том числе безопасного торможения. Далее может потребоваться установка дополнительных опор – здесь всё зависит от местности и длины (и характера, то есть наклона) спуска. Также тут используются иные материалы, самое серьёзное различие – вместо каната лучше купить металлический трос. К слову, трос прослужит в 2-3 раза дольше, чем даже самая лучшая верёвка. Стоимость возведения такого троллея в среднем составляет около 5 тысяч рублей за один метр, то есть спуск в 200 метров обойдётся предпринимателю в миллион рублей. И это только в одну сторону, правда, при организации спуска в обратную сторону можно рассчитывать на некоторую скидку. Сумма может быть и несколько ниже, и несколько выше за метр – по вышеназванным причинам.
Дополнительно нужно будет приобрести экипировку для своего аттракциона. Это простые комплекты снаряжения, которые используют альпинисты, причём некоторые компании, которые производят установку троллеев под ключ, предлагают также комплекты оборудования, при этом такой вариант даже предпочтительней, ведь компания сразу поставляет экипировку, рассчитанную на использование с конкретной системой безопасности. Таким образом, стоимость экипировки изначально закладывается в стоимость возведения всей системы.
Подводя итог, можно сказать, что для постройки троллея потребуется сумма примерно от полумиллиона до 5 миллионов рублей; 5 миллионов – это стоимость троллея протяжённостью 600 метров (редко можно найти больше, да и смысла нет), построенного по самому дорогому тарифу (8,5 тысяч рублей за один метр). По времени, однако ж, такой проект может затянуться на немалый срок, значительная часть времени причём уйдёт на все согласования. Но всё же слишком больших сложностей ждать не приходится – всё строительство заказывается в специализированной конторе, там же можно получить помощь и консультации, исполнитель часто предлагает своему заказчику обучение сотрудников, а вопрос безопасности и страховки уже давно решён специалистами своего дела, поэтому сегодня редкая компания не может начать работу потому, что не обеспечен необходимый уровень безопасности клиента. Троллейный спуск в настоящее время – весьма и весьма неопасное занятие, о чём стоит сообщать своим клиентам.
Ещё один важный момент в организации своего бизнеса – это поиск людей, которые будут обслуживать комплекс. Даже если открывается всего одна трасса, то нужно два человека для того, чтобы один на старте страховал клиента, а второй – на финише принимал его. Также должно быть хотя бы 2 инструктора, которые объясняют посетителям как именно пользоваться аттракционом и как следует себя вести. Два человека нужно для того, чтобы была возможность обслуживать группы людей, ведь вполне вероятно, что на такой спуск придётся компания или даже организованная толпа от какого-нибудь учреждения. Сам предприниматель может заниматься решением администраторских и организационных вопросов, для которых не придётся наниматься дополнительный персонал. Таким образом, штат сотрудников обычно не превышает 5 человек, хотя если открыто несколько трасс, если сама система слишком сложная и её нужно обслуживать.
Величина заработной платы может меняться в зависимости от степени риска и ответственности, которая возлагается на сотрудников, например, для троллея в верёвочном парке не нужно нанимать каких-то экстремалов-специалистов, будет достаточно просто человека, способного к обучению. Зарабатывает он по 20 тысяч в месяц в среднем. Если же брать в расчёт персонал, который может заниматься полноценным обслуживанием троллея, который может проводит развёрнутые инструктажи, который обладает опытом в подобной работе, то он получает уже в полтора-два раза больше. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, следует передать на аутсорсинг, сюда относится ведение бухгалтерии, например. Стоимость аутсорсинговых услуг в этом случае составит до 5 тысяч рублей в месяц для индивидуального предпринимателя и малых предприятий.
Стоит дополнительно выделить некоторые средства на рекламную кампанию, потому что без этого вряд ли стоит рассчитывать на поток посетителей, даже если в регионе нет конкурентов. Для начала можно просто дать рекламу в местные средства массовой информации, а также можно создать свой собственный сайт и страницы в социальных сетях, сегодня не стоит недооценивать возможности продвижения своей компании в интернете. На создание сайта и его продвижение придётся выделить не меньше 100 тысяч рублей. Задача упрощается, если было принято решение открыть троллей на территории верёвочного парка, потому что люди, посещающие его, непременно заинтересуются новым видом развлечений. В целом, активная маркетинговая кампания будет нужна только в первое время работы, после этого будет достаточно просто поддерживать активность на своём сайте и проводить периодические акции и предоставлять скидки, чтобы привлекать новых клиентов. Кстати, при посещении аттракциона группой есть смысл делать скидку – это позволит впоследствии привлекать к своему аттракциону людей массово.
Стоимость подобного развлечения устанавливается предпринимателем самостоятельно, но обычно находится в зависимости от длины спуска. Конечно, маленький троллей в парке будет обходиться клиентам в 100-200 рублей (детям дешевле) за один спуск, а вот продолжительное скольжение на тросе стоит уже минимум 500 рублей. Расчёт рентабельности такого начинания на базе уже работающего парка слишком сложен, потому что эти направления совмещаются, отсюда рассмотрим организацию отдельного троллея, но «профессионального». Примем ежемесячные расходы равными 150 тысячам рублей: стоимость аренды отсутствует, 100 тысяч – это заработная плата пятерых сотрудников, 50 тысяч – это оплата мелких расходов, аутсорсинга, отчисления на амортизацию и прочее, отсюда следует, что для покрытия расходов потребуется поток клиентов в 300 человек в месяц. Если аттракциона работает ежедневно – то это всего лишь 10 человек в день, что является очень скромным показателем, обычно троллей принимает на порядок больше людей. Обычно компания-поставщик оборудования может назвать проходимость аттракциона, но средний троллей может принимать до 300 посетителей в сутки. То есть возможности есть. При правильной организации работы даже 20 человек в день принесут предпринимателю 150 тысяч рублей операционной прибыли. Но самое серьёзное ограничение в таком бизнесе – это его сезонность, в лучшем случае троллей проработает 5 месяцев в году, после чего его можно будет закрывать до потепления. Есть ограничения на пользование этим аттракционом некоторыми людьми – так, ограничение по массе тела составляет 110 килограммов (может варьироваться в зависимости от конструкции), на троллее не рекомендовано кататься людям с некоторыми заболеваниями. Однако в любом случае этот бизнес при относительно небольших затратах и расходах может принести очень хорошую прибыль даже с учётом того, что он не будет работать целый год.