Сравнительно исторический как проверить
сравнительно-исторический
Смотреть что такое «сравнительно-исторический» в других словарях:
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ — СРАВНИТЕЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИЙ, сравнительно историческая, сравнительно историческое (научн.). Отличающийся сравнительным и историческим рассмотрением явлений. Сравнительно исторический метод. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Сравнительно-исторический — прил. Основанный на рассмотрении явлений с точки зрения сопоставления их в историческом плане. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сравнительно-исторический — сравн ительно истор ический … Русский орфографический словарь
сравнительно-исторический — … Орфографический словарь русского языка
сравнительно-исторический — сравни/тельно истори/ческий … Слитно. Раздельно. Через дефис.
сравнительно-исторический — <<сравнительно истор<>и<>ческий>> ая, ое. Основанный на сравнительном и историческом рассмотрении явлений. С. метод исследования. С ое литературоведение … Энциклопедический словарь
сравнительно-исторический — ая, ое. Основанный на сравнительном и историческом рассмотрении явлений. Сравни/тельно истори/ческий метод исследования. С ое литературоведение … Словарь многих выражений
сравнительно-исторический — сравн/и/тельн/о/ истор/ическ/ий … Морфемно-орфографический словарь
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД — (или сравнит., кросскультурный, компаративный метод) метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этих сходств и различий. Широко применяется в истор. науках … Энциклопедия культурологии
Сравнительно-исторический метод (историч.) — Сравнительно исторический метод, научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных… … Большая советская энциклопедия
Как правильно пишется слово «сравнительно-исторический»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: византийцы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «сравнительно-исторический»
Предложения со словом «сравнительно-исторический»
Значение слова «сравнительно-исторический»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «сравнительно-исторический»
Предложения со словом «сравнительно-исторический»
Используя сравнительно-исторический метод, Ковалевский определил, что основная причина изменений в общественной жизни – это политическая практика, в политике – экономические сдвиги, в экономике – рост населения.
Сравнительно-исторический подход перекочевал из истории в социологию.
Для проведения исследования использовались сравнительно-исторический, типологический, ареальный методы.
Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории
В исторической науке существует особый сравнительно-исторический метод, основам которого обучаются школьники для формирования такой мыслительной деятельности как сравнение и для развития мышления в целом. Сравнительно-исторический метод (СИМ) предусматривает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многообразных сторон, свойств в процессе этого развития. СИМ позволяет широко охватить изучаемые явления, так как исследователь имеет возможность проследить характер связей отдельных явлений на фоне других, аналогичных им.
Сравнительно-исторический метод служит также основой для исторической типологизации явлений и процессов, т.к. помогает выделить критерии для построений типологий и выявления существенных (отличительных) признаков явлений.
В сравнительно-историческом методе выделяют логический и структурно-типологический аспекты. Первый заключается в выделении и последовательном сравнительном изучении сходных, но не тождественных сторон в явлениях. Далее или одновременно возможно использование не только сравнения, но и других логических приемов (анализа, синтеза, индукции, гипотезы и др.) Структурно-типологический аспект СИМ применяется для раскрытия общего и специфического содержания исследуемых явлений, определения однотипности и разнородности сравниваемых явлений. «Структурно-типологический аспект – это систематизация, обобщение исследования, выявление существенных тенденций и особенностей в сопоставляемых объектах».[1]
Сравнительно-исторический метод много шире и содержательней, чем просто сравнения и аналогии, которые можно использовать и в других областях познания. Сравнительно-исторический метод – это относительно самостоятельный способ исследования, при котором сравнение служит для достижения специфических целей познания истории.
Умение сравнивать исторические события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности, которыми обязательно должен овладеть выпускник средней школы. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.
Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное сравнение подразумевает сравнение по разным признакам. В учебном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении.
Схематично виды сравнения можно представить так:
Использование сравнительно-исторического метода при изучении истории в школе способствует формированию исторического мышления и подготавливает учащихся к пониманию исторической закономерности через установление общности однородных процессов в разных странах и на разных этапах. Подведение школьников к пониманию того, что в ходе исторического развития возможны некоторые закономерные процессы, начинается с первых лет обучения истории. Предлагаются следующие этапы по формированию умения применять метод сравнения.
Этапы формирования умения применять сравнительно – исторический метод.
Этапы характеристики
Действия, лежащие в основе сравнения
3. Сформулируй выводы.
Основными приемами сравнения остаются сравнительное описание, объяснение, характеристика. Еще в 70-е годы в рамках направления программированного обучения психологами и педагогами разрабатывалась идея поэтапного формирования умственных действий. Применение этого подхода к формированию умения сравнивать, на примере школьного курса истории, было представлено в работе Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков у учащихся в процессе преподавания истории. [1978 г.] Обоснование важности обучения сравнению дал Лернер И.Я., говоривший о том, что «сравнительно-исторический метод, его применение при изучении истории способствует формированию исторического мышления школьников». [2] Публикации 80-90-х г.г., посвященные методу сравнения в школьном курсе истории, представлены статьями. Однако все они в той или иной мере повторяют цели, высказанные Запорожец Н.И., или конкретизируют их на основе учебного материала. Опираясь на работы Запорожец Н.И., можно представить приемы сравнения в виде таблицы.
Линия сравнения | Характеристика приемов | ||
Сравнительное описание | Сравнительное объяснение | Сравнительная характеристика | |
1. Задачи | установи сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определи значимые признаки объектов; | установи причинные, причинно-следственные и историко-генетические связи; | установи исторические закономерности при комплексном сопоставлении, совершенствуй мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция…) |
2.Действия | — расскажи сначала об одном объекте, затем о другом; |
— расскажи, опираясь на противопоставление по отдельным признакам, качествам объектов;
— определи значимые признаки объектов;
— сделай вывод;
— с помощью имеющейся информации сделай умозаключение о причинах изменений, различий;
— помни, что отвечаешь на вопрос: «Почему?»
— выдели причины различий и сходств, особенности объектов сравнения через классификацию, типологизацию;
— анализ и сопоставления проводи в логической последовательности;
— сделай вывод по схеме: сходства, отличия, особенности;
при углубленном рассмотрении частных вопросов
действия по алгоритму
Обобщив представленные материалы можно сделать следующие выводы:
— процесс усвоения указанного метода носит этапный характер и начинается с формирования умения сравнивать исторические явления с изучения истории в основной школе;
— в зависимости от сформированности умения применять сравнительно-исторический метод познания можно использовать различные формы организации познавательной деятельности и взаимодействия учителя и учащихся;
— умение сравнивать исторические процессы и явления является обязательным для каждого выпускника средней школы. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение.
Внедрение СИМ в школьную практику дает педагогу:
— соответствие преподавания современному уровню развития науки, научным представлениям о мире в целом;
— стимул к поиску новых методических форм, соответствующих личностно развивающим технологиям, технологиям саморазвивающего обучения;
— расширение горизонтов видения в преподавании предмета, осознаниего соотношения с исторической наукой и другими науками.
[1] Иванов В.В. Методология исторической науки. М. 1985. С.103
[2] Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. 1982.
Сравнительно исторический как проверить
сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный ← железная дорога), или по способу управления (вагоноремонтный ← ремонт вагонов), или по способу примыкания (легкораненый ← легко ранить). Например:
горноспасательная станция (спасание в горах)
деревообделочный завод (обделка дерева)
естественноисторические условия (естественная история)
естественнонаучные взгляды (естественные науки)
левобережная низменность (левый берег)
машиностроительные предприятия (строительство машин)
машинописное бюро (письмо машинами)
мелкобуржуазная идеология (мелкая буржуазия)
народнохозяйственный план (народное хозяйство)
защитные насаждения (защита полей)
рельсопрокатный стан (прокат рельсов)
сельскохозяйственные культуры (сельское хозяйство)
сложноподчинённое предложение (сложное по способу подчинения)
среднесуточная добыча (средняя за сутки)
трудоспособное население (способное к труду)
Правило, распространяется на написание сложных прилагательных (не являющихся именами собственными), образованных от сочетания прилагательного с существительным, выступающего в роли географического названия: великолукский ← Великие Луки, вышневолоцкий ← Вышний Волочёк, карловарский ← Карловы Вары.
2. Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-технических терминов:
Некоторые из этих слов состоят из частей, которые отдельно не употребляются: конноспортивный (первая часть несамостоятельна), насекомоядные (обе части несамостоятельны), узкогрудый (вторая часть не является самостоятельным словом).
Ср. слитное написание слов, у которых первой основой выступают элементы верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-, например: верхнегортанный, нижнесаксонский, древнецерковнославянский, древневерхненемецкий, среднеазиатский, среднеуглеродистый, раннецветущий, позднеспелый, общенародный.
3. У многих сложных прилагательных терминологического характера в качестве первой части используются слова:
высоко- : высоковитаминный, высокооплачиваемый;
низко- : низколетящий, низкоперегнойный;
мелко- : мелкомасштабный, мелкозернистый;
легко- : легкоподвижный, легкорастворимый;
тяжело-: тяжелогружёный, тяжелораненый;
трудно-: труднодоступный, труднопроходимый;
широко-: широкодоступный, широкопредставительный;
узко-: узковедомственный, узкоспециальный;
много-: многоотраслевой, многослойный;
мало-: малозначащий, малопосещаемый;
сильно-: сильнодействующий, сильнощелочной;
слабо-: слабокислый, слаботорфянистый;
толсто-: толстоногий, толстостенный;
тонко-: тонкоголосый, тонкомолотый;
густо-: густомахровый, густонаселённый;
крупно-: крупноблочный, крупнопанельный;
круто-: крутоизогнутый, крутоповёрнутый;
остро-: острогнойный, остродефицитный;
плоско-: плоскопараллельный, плоскочашевидный;
чисто-: чистосеребряный, чистошерстяной;
выше-: вышесредний, вышеуказанный;
ниже-: нижеперечисленный, нижеподписавшийся.
В тех случаях, когда каждая часть сложного слова может употребляться самостоятельно, слитное написание сложного прилагательного объясняется тем, что первая часть ( высоко-, широко-, много-, сильно-, ниже- и т. п.) не выступает в роли самостоятельного члена предложения, поэтому перестановка частей сложного слова невозможна без изменения его терминологического характера: высокоорганизованный, глубокоуважаемый, нижеподписавшиеся и т. п.
4. При наличии пояснительных слов обычно образуется свободное словосочетание (наречие и прилагательное или причастие), а не терминологическое сложное слово. Ср.: густонаселённые районы — густо населённые беженцами трущобы; малоисследованные проблемы — мало исследованные наукой области медицины. Случаи слитного написания типа экономически слаборазвитые страны, несмотря на наличие пояснительных слов, являются единичными.
Играет роль также порядок слов: сложное прилагательное, как правило, предшествует второму существительному, а словосочетание обычно следует за ним; ср.: скоропортящиеся продукты — продукты, скоро портящиеся в летнее время.
Запомните : в сложных словах ставится одно ударение (иногда с побочным ударением на первой основе): малоприспосо́бленный, а в словосочетаниях два самостоятельных ударения: ма́ло приспосо́бленный к засухам.
5. Пишутся слитно сложные прилагательные с первой частью четверть: четвертьфинальные игры, четвертькровные животные.
6. Пишутся через дефис:
1) сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием: анархо-синдикалистский, северо-восточный, юго-юго-западный, норд-остовый, лейб-гвардейский, иваново-вознесенский, нью-йоркский.
Примечание. При наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно: антисоциалдемократический, приамударьинский.
Примечания: 1. В отдельных случаях встречается слитное написание таких прилагательных: козьмакрючковская удаль, тарасобульбовская сила и др.
8. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из двух и более основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и или но:
торгово-промышленный капитал (ср. торговый, и промышленный )
беспроцентно-выигрышный заём (ср. беспроцентный, но выигрышный )
плодово-овощной совхоз (но: плодоовощной ← плодоовощи )
сдельно-премиальная оплата труда
Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть как основа существительного, так и основа прилагательного. Ср.: ликёро-водочные изделия (т. е. из ликера и водки) — ликёро-водочная промышленность (т. е. ликёрная и водочная); приёмосдаточный пункт (т. е. прием и сдача) — приёмо-переводные экзамены (т. е. приемные и переводные).
9. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки:
Военно-медицинская академия (ср. Военная медицинская академия )
добровольно-спортивные общества (ср. добровольные спортивные общества )
народно-освободительное движение (ср. народное освободительное движение )
официально-деловой стиль (ср. официальный деловой стиль )
проектно-конструкторские расчёты (ср. проектные конструкторские расчёты )
сравнительно-исторический метод (ср. сравнительный исторический метод )
счётно-решающие устройства (ср. счётные решающие устройства )
феодально-крепостнический строй (ср. феодальный крепостнический строй )
электронно-оптический усилитель (ср. электронный оптический усилитель ) и др.
В прилагательных этого типа в качестве первой части нередко используются основы:
военно- : военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический и т. п. (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования);
массово- : массово-политический, массово-поточный, массово-физкультурный;
— народно- : народно-государственный, народно-демократический, народно-революционный (прилагательные народнохозяйственный образовано от подчинительного сочетания народное хозяйство, а народнопоэтический — от сочетания народная поэзия ) ;
научно- : научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический;
учебно- : учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-показательный, учебно-производственный.
Примечание. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно: новогреческий язык, раннерабовладельческий строй, сероукраинская порода, старорусские обряды и др.
10. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: горько-солёная вода (т. е. соленая с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т. е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика, ушибленно-рваная рана.
Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы:
Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории
В исторической науке существует особый сравнительно-исторический метод, основам которого обучаются школьники для формирования такой мыслительной деятельности как сравнение и для развития мышления в целом. Сравнительно-исторический метод (СИМ) предусматривает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многообразных сторон, свойств в процессе этого развития. СИМ позволяет широко охватить изучаемые явления, так как исследователь имеет возможность проследить характер связей отдельных явлений на фоне других, аналогичных им.
Сравнительно-исторический метод служит также основой для исторической типологизации явлений и процессов, т.к. помогает выделить критерии для построений типологий и выявления существенных (отличительных) признаков явлений.
В сравнительно-историческом методе выделяют логический и структурно-типологический аспекты. Первый заключается в выделении и последовательном сравнительном изучении сходных, но не тождественных сторон в явлениях. Далее или одновременно возможно использование не только сравнения, но и других логических приемов (анализа, синтеза, индукции, гипотезы и др.) Структурно-типологический аспект СИМ применяется для раскрытия общего и специфического содержания исследуемых явлений, определения однотипности и разнородности сравниваемых явлений. «Структурно-типологический аспект – это систематизация, обобщение исследования, выявление существенных тенденций и особенностей в сопоставляемых объектах».[1]
Сравнительно-исторический метод много шире и содержательней, чем просто сравнения и аналогии, которые можно использовать и в других областях познания. Сравнительно-исторический метод – это относительно самостоятельный способ исследования, при котором сравнение служит для достижения специфических целей познания истории.
Умение сравнивать исторические события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности, которыми обязательно должен овладеть выпускник средней школы. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.
Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное сравнение подразумевает сравнение по разным признакам. В учебном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении.
Схематично виды сравнения можно представить так:
Использование сравнительно-исторического метода при изучении истории в школе способствует формированию исторического мышления и подготавливает учащихся к пониманию исторической закономерности через установление общности однородных процессов в разных странах и на разных этапах. Подведение школьников к пониманию того, что в ходе исторического развития возможны некоторые закономерные процессы, начинается с первых лет обучения истории. Предлагаются следующие этапы по формированию умения применять метод сравнения.
Этапы формирования умения применять сравнительно – исторический метод.
Этапы характеристики
Действия, лежащие в основе сравнения
3. Сформулируй выводы.
Основными приемами сравнения остаются сравнительное описание, объяснение, характеристика. Еще в 70-е годы в рамках направления программированного обучения психологами и педагогами разрабатывалась идея поэтапного формирования умственных действий. Применение этого подхода к формированию умения сравнивать, на примере школьного курса истории, было представлено в работе Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков у учащихся в процессе преподавания истории. [1978 г.] Обоснование важности обучения сравнению дал Лернер И.Я., говоривший о том, что «сравнительно-исторический метод, его применение при изучении истории способствует формированию исторического мышления школьников». [2] Публикации 80-90-х г.г., посвященные методу сравнения в школьном курсе истории, представлены статьями. Однако все они в той или иной мере повторяют цели, высказанные Запорожец Н.И., или конкретизируют их на основе учебного материала. Опираясь на работы Запорожец Н.И., можно представить приемы сравнения в виде таблицы.
Линия сравнения | Характеристика приемов | ||
Сравнительное описание | Сравнительное объяснение | Сравнительная характеристика | |
1. Задачи | установи сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определи значимые признаки объектов; | установи причинные, причинно-следственные и историко-генетические связи; | установи исторические закономерности при комплексном сопоставлении, совершенствуй мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция…) |
2.Действия | — расскажи сначала об одном объекте, затем о другом; |
— расскажи, опираясь на противопоставление по отдельным признакам, качествам объектов;
— определи значимые признаки объектов;
— сделай вывод;
— с помощью имеющейся информации сделай умозаключение о причинах изменений, различий;
— помни, что отвечаешь на вопрос: «Почему?»
— выдели причины различий и сходств, особенности объектов сравнения через классификацию, типологизацию;
— анализ и сопоставления проводи в логической последовательности;
— сделай вывод по схеме: сходства, отличия, особенности;
при углубленном рассмотрении частных вопросов
действия по алгоритму
Обобщив представленные материалы можно сделать следующие выводы:
— процесс усвоения указанного метода носит этапный характер и начинается с формирования умения сравнивать исторические явления с изучения истории в основной школе;
— в зависимости от сформированности умения применять сравнительно-исторический метод познания можно использовать различные формы организации познавательной деятельности и взаимодействия учителя и учащихся;
— умение сравнивать исторические процессы и явления является обязательным для каждого выпускника средней школы. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение.
Внедрение СИМ в школьную практику дает педагогу:
— соответствие преподавания современному уровню развития науки, научным представлениям о мире в целом;
— стимул к поиску новых методических форм, соответствующих личностно развивающим технологиям, технологиям саморазвивающего обучения;
— расширение горизонтов видения в преподавании предмета, осознаниего соотношения с исторической наукой и другими науками.
[1] Иванов В.В. Методология исторической науки. М. 1985. С.103
[2] Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. 1982.