Среда управления как система
Среда управления как система
1.6 чОХФТЕООСС Й ЧОЕЫОСС УТЕДБ Ч ХРТБЧМЕОЙЙ
1.6.1 уФТХЛФХТБ УТЕДЩ ХРТБЧМЕОЙС
пДОПК ЙЪ ЛМАЮЕЧЩИ ЛБФЕЗПТЙК НЕОЕДЦНЕОФБ СЧМСЕФУС ЛБФЕЗПТЙС ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ ХРТБЧМЕОЙС. ьФБ УТЕДБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УПЧПЛХРОПУФШ УХВЯЕЛФПЧ Й УЙМ (ЖБЛФПТПЧ), БЛФЙЧОП ДЕКУФЧХАЭЙИ Й ЧМЙСАЭЙИ ОБ РПМПЦЕОЙЕ Й РЕТУРЕЛФЙЧЩ ЖЙТНЩ, ОБ ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ НЕОЕДЦНЕОФБ. рПЬФПНХ ПУОПЧОБС ЮБУФШ ХУЙМЙК РП УВПТХ ЙОЖПТНБГЙЙ РПУЧСЭЕОБ ЙЪХЮЕОЙА УТЕДЩ Й ЕЕ УПУФБЧМСАЭЙИ. уТЕДПК РТСНПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС ОБЪЩЧБАФУС УПЧПЛХРОПУФШ ЬМЕНЕОФПЧ Й ЖБЛФПТПЧ, ПЛБЪЩЧБАЭЙИ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ Й ОЕНЕДМЕООПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ ПТЗБОЙЪБГЙА; ДТХЗЙЕ ЬМЕНЕОФЩ Й ЖБЛФПТЩ ПВТБЪХАФ УТЕДХ ЛПУЧЕООПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС.
рТЙОСФП ТБЪМЙЮБФШ НБЛТП- Й НЙЛТПУТЕДХ. нБЛТПУТЕДБ ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС ЖБЛФПТЩ ЫЙТПЛПЗП УПГЙБМШОПЗП РМБОБ Й РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ЛПУЧЕООПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС: РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ, РТБЧПЧЩЕ, ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ, ДЕНПЗТБЖЙЮЕУЛЙЕ, ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛЙЕ, ОБГЙПОБМШОЩЕ, УПГЙПЛХМШФХТОЩЕ, ЙОЖПТНБГЙПООЩЕ, ОБХЮОП-ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ, ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ЖБЛФПТЩ Й ДТХЗЙЕ ТЕУХТУЩ. оЙ ПДЙО ЙЪ ОЙИ ОЕ ЪБНЩЛБЕФУС ДМС УХВЯЕЛФБ НЕОЕДЦНЕОФБ ОБ ПДОП ЙМЙ ОЕУЛПМШЛП АТЙДЙЮЕУЛЙИ(Й ФЕН ВПМЕЕ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ) МЙГ, Б РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЖБЛФПТЩ УЙУФЕНОПЗП, ПВЭЕЗП ДЕКУФЧЙС.
нЙЛТПУТЕДБ РТЕДУФБЧМЕОБ ПФДЕМШОЩНЙ УХВЯЕЛФБНЙ (ЛПОЛТЕФОЩНЙ ПТЗБОЙЪБГЙСНЙ, ЗТХРРБНЙ Й ПФДЕМШОЩНЙ МЙГБНЙ), ЙНЕАЭЙНЙ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ (РТСНПЕ) ПФОПЫЕОЙЕ Л ДБООПНХ УХВЯЕЛФХ НЕОЕДЦНЕОФБ Й ЕЗП ЧПЪНПЦОПУФСН. нЙЛТПУТЕДБ РПДТБЪДЕМСЕФУС ОБ:
чЪБЙНПДЕКУФЧХС У ЖБЛФПТБНЙ НЙЛТПУТЕДЩ, УХВЯЕЛФ НЕОЕДЦНЕОФБ, ДБЦЕ ЕУМЙ ОЕ ЛПОФТПМЙТХЕФ ЙИ, УРПУПВЕО ЛПОФТПМЙТПЧБФШ Й ТЕЗХМЙТПЧБФШ ПФОПЫЕОЙС У ОЙНЙ; РП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ПО Ч УЙМБИ ЧЩВТБФШ ОБ ТЩОЛЕ ФЕИ УХВЯЕЛФПЧ, У ЛПФПТЩНЙ ЕНХ РТЕДУФПЙФ ОБМБЦЙЧБФШ ПФОПЫЕОЙС (ЕУМЙ, ЛПОЕЮОП, ЬФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП ТЩОПЛ Й ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ ОБ ОЕН УХЭЕУФЧХЕФ). рПЬФПНХ ЙЪХЮБФШ НЙЛТПУТЕДХ НПЦОП ЙМЙ РТЙНЕОЙФЕМШОП Л ЛПОЛТЕФОПНХ УХВЯЕЛФХ ТЩОЛБ, ЙМЙ Ч УБНПН ПВЭЕН РМБОЕ, ОБ ХТПЧОЕ НПДЕМЙТПЧБОЙС.
1.6.2 чОЕЫОСС УТЕДБ ХРТБЧМЕОЙС
пДЙО ЙЪ УРПУПВПЧ ПРТЕДЕМЕОЙС УТЕДЩ ПЛТХЦЕОЙС Й ПВМЕЗЮЕОЙС ХЮЕФБ ЕЕ ЧМЙСОЙС ОБ ПТЗБОЙЪБГЙА УПУФПЙФ Ч ТБЪДЕМЕОЙЙ ЧОЕЫОЙИ ЖБЛФПТПЧ ОБ ДЧЕ ПУОПЧОЩЕ ЗТХРРЩ: УТЕДЩ РТСНПЗП Й ЛПУЧЕООПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС ОБ ПТЗБОЙЪБГЙА.
уТЕДБ РТСНПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС ЧЛМАЮБЕФ ЖБЛФПТЩ, ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЧМЙСАЭЙЕ ОБ ПРЕТБГЙЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й УБНЙ ЙУРЩФЩЧБАЭЙЕ ОБ УЕВЕ РТСНПЕ ЦЕ ЧМЙСОЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ. л ОЙН ПФОПУСФУС РПУФБЧЭЙЛЙ, ФТХДПЧЩЕ ТЕУХТУЩ, ЪБЛПОЩ Й ХЮТЕЦДЕОЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ТЕЗХМЙТПЧБОЙС, РПФТЕВЙФЕМЙ Й ЛПОЛХТЕОФЩ. рПД УТЕДПК ЛПУЧЕООПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС РПОЙНБАФУС ЖБЛФПТЩ, ОЕ ПЛБЪЩЧБАЭЙЕ РТСНПЗП ОЕНЕДМЕООПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС ОБ ПРЕТБГЙЙ, ОП ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ ОЙИ: УПУФПСОЙЕ ЬЛПОПНЙЛЙ, ОБХЮОП-ФЕИОЙЮЕУЛЙК РТПЗТЕУУ, УПГЙПЛХМШФХТОЩЕ Й РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ЧМЙСОЙС ЗТХРРПЧЩИ ЙОФЕТЕУПЧ Й УХЭЕУФЧЕООЩЕ ДМС ПТЗБОЙЪБГЙЙ УПВЩФЙС Ч ДТХЗЙИ УФТБОБИ.
чЪБЙНПУЧСЪБООПУФШ ТБЪМЙЮОЩИ ЖБЛФПТПЧ ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ, ЛБЛ УЮЙФБАФ ОЕЛПФПТЩЕ УРЕГЙБМЙУФЩ, ДПМЦОБ ВЩМБ РТЕЧТБФЙФШ УТЕДХ УПЧТЕНЕООЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК Ч ВХТОП ЙЪНЕОСАЭХАУС. ч ЬФЙИ ХУМПЧЙСИ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ ВПМШЫЕ ОЕ НПЗХФ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЧОЕЫОЙЕ ЖБЛФПТЩ ЙЪПМЙТПЧБООП, Б ДПМЦОЩ РПОСФШ ЧЪБЙНПУЧСЪБООПУФШ Й ЙЪНЕОЮЙЧПУФШ ЬФЙИ ЖБЛФПТПЧ. уЕЗПДОС ЧЩЦЙЧБОЙЕ НОПЗЙИ ЖЙТН ТЕЫБАЭЙН ПВТБЪПН УЧСЪБОП У ХТПЧОЕН ЪОБОЙК ПТЗБОЙЪБГЙК ПВ ПЛТХЦБАЭЕК ЕЕ УТЕДЕ.
рПД УМПЦОПУФША ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ РПОЙНБЕФУС ЮЙУМП ЖБЛФПТПЧ, ОБ ЛПФПТЩЕ ПТЗБОЙЪБГЙС ПВСЪБОБ ТЕБЗЙТПЧБФШ, Б ФБЛ ЦЕ ХТПЧЕОШ ЧБТЙБФЙЧОПУФЙ ЛБЦДПЗП ЖБЛФПТБ.
л ЮЙУМХ ЧОЕЫОЙИ ЖБЛФПТПЧ, ОБ ЛПФПТЩЕ ПТЗБОЙЪБГЙС ЧЩОХЦДЕОБ ТЕБЗЙТПЧБФШ, НПЗХФ ВЩФШ ПФОЕУЕОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООЩЕ РПУФБОПЧМЕОЙС, ЮБУФПЕ РЕТЕЪБЛМАЮЕОЙЕ ДПЗПЧПТПЧ У РТПЖУПАЪБНЙ, ЪБЙОФЕТЕУПЧБООЩЕ ЗТХРРЩ ЧМЙСОЙС, НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ ЛПОЛХТЕОФЩ, ВЩУФТЩЕ ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ЙЪНЕОЕОЙС Й Ф. Д. дМС ЛБЦДПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЮЙУМП Й ТБЪОППВТБЪЙЕ ЧОЕЫОЙИ ЖБЛФПТПЧ ТБЪМЙЮОЩ.
дМС ПДОЙИ РПДТБЪДЕМЕОЙК ПТЗБОЙЪБГЙЙ РПДЧЙЦОПУФШ ЧОЕЫОЕЗП ПЛТХЦЕОЙС НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩЫЕ, ЮЕН ДМС ДТХЗЙИ. л РТЙНЕТХ, ЧП НОПЗЙИ ЖЙТНБИ ПФДЕМ ЙУУМЕДПЧБОЙК Й ТБЪТБВПФПЛ УФБМЛЙЧБЕФУС У ЧЩУПЛПК РПДЧЙЦОПУФША УТЕДЩ, РПУЛПМШЛХ ПО ДПМЦЕО ПФУМЕЦЙЧБФШ ЧУЕ ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ОПЧПЧЧЕДЕОЙС. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК ПФДЕМ НПЦЕФ ВЩФШ РПЗТХЦЕО Ч ПФОПУЙФЕМШОП НЕДМЕООП ЙЪНЕОСАЭХАУС УТЕДХ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭХАУС УФБВЙМШОЩН ДЧЙЦЕОЙЕН НБФЕТЙБМПЧ Й ФТХДПЧЩИ ТЕУХТУПЧ. еУМЙ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ НПЭОПУФЙ ТБЪВТПУБОЩ РП ТБЪОЩН УФТБОБН НЙТБ ЙМЙ ЙУИПДОЩЕ ТЕУХТУЩ РПУФХРБАФ ЙЪ-ЪБ ЗТБОЙГЩ, ФП РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК РТПГЕУУ НПЦЕФ ПЛБЪБФШУС Ч ХУМПЧЙСИ ЧЩУПЛПРПДЧЙЦОПК ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ. хЮЙФЩЧБС УМПЦОПУФШ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС Ч ХУМПЧЙСИ ЧЩУПЛПРПДЧЙЦОПК ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ, ПТЗБОЙЪБГЙС ЙМЙ ЕЕ РПДТБЪДЕМЕОЙС ДПМЦОЩ ПРЙТБФШУС ОБ ВПМЕЕ ТБЪОППВТБЪОХА ЙОЖПТНБГЙА, ЮФПВЩ РТЙОЙНБФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩЕ ТЕЫЕОЙС, ЛБУБАЭЙЕУС ЧОХФТЕООЙИ РЕТЕНЕООЩИ. ьФП ДЕМБЕФ РТЙОСФЙЕ ТЕЫЕОЙК ВПМЕЕ ФТХДОЩН РТПГЕУУПН.
оЕПРТЕДЕМЕООПУФШ ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ СЧМСЕФУС ЖХОЛГЙЕК ЛПМЙЮЕУФЧБ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПФПТПК ТБУРПМБЗБЕФ ПТЗБОЙЪБГЙС (ЙМЙ МЙГП) РП РПЧПДХ ЛПОЛТЕФОПЗП ЖБЛФПТБ, Б ФБЛ ЦЕ ЖХОЛГЙЕК ХЧЕТЕООПУФЙ Ч ЬФПК ЙОЖПТНБГЙЙ. еУМЙ ЙОЖПТНБГЙЙ НБМП ЙМЙ ЕУФШ УПНОЕОЙС Ч ЕЕ ФПЮОПУФЙ, УТЕДБ УФБОПЧЙФУС ВПМЕЕ ОЕПРТЕДЕМЕООПК, ЮЕН Ч УЙФХБГЙЙ, ЛПЗДБ ЙНЕЕФУС БДЕЛЧБФОБС ЙОЖПТНБГЙС Й ЕУФШ ПУОПЧБОЙС УЮЙФБФШ ЕЕ ЧЩУПЛПОБДЕЦОПК. рПУЛПМШЛХ ВЙЪОЕУ ЧУЕ ЮБЭЕ УФБОПЧЙФУС ЗМПВБМШОЩН ЪБОСФЙЕН, ФТЕВХЕФУС ЧУЕ ВПМШЫЕК ЙОЖПТНБГЙЙ, ОП ХЧЕТЕООПУФШ Ч ЕЕ ФПЮОПУФЙ УОЙЦБЕФУС. ъБЧЙУЙНПУФШ ПФ НОЕОЙК ЙОПУФТБООЩИ ЬЛУРЕТФПЧ ЙМЙ БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ НБФЕТЙБМПЧ, ЙЪМПЦЕООЩИ ОБ ЙОПУФТБООПН СЪЩЛЕ, ХУХЗХВМСЕФ ОЕПРТЕДЕМЕООПУФШ. юЕН ОЕПРТЕДЕМЕООЕЕ ЧОЕЫОЕЕ ПЛТХЦЕОЙЕ, ФЕН ФТХДОЕЕ РТЙОЙНБФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩЕ ТЕЫЕОЙС. иБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ НПЦОП РТЕДУФБЧЙФШ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН.
пУОПЧОЩЕ РТПСЧМЕОЙС ЗМПВБМЙЪБГЙЙ ФБЛПЧЩ:
1.6.3 чОХФТЕООСС УТЕДБ ХРТБЧМЕОЙС
уФТХЛФХТБ ЧОХФТЕООЕК УТЕДЩ РТЕДУФБЧМЕОБ ОБ ТЙУХОЛЕ 6(В).
гЕМЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ. пТЗБОЙЪБГЙА УМЕДХЕФ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЛБЛ УТЕДУФЧП ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЕК.
пТЗБОЙЪБГЙС ЙНЕЕФ ЧУЕЗДБ ИПФС ВЩ ПДОХ ПВЭХА ГЕМШ, Л ДПУФЙЦЕОЙА ЛПФПТПК УФТЕНСФУС ЧУЕ ЮМЕОЩ ФТХДПЧПЗП ЛПММЕЛФЙЧБ. оБ РТБЛФЙЛЕ ЧЕУШНБ ТЕДЛП ЧУФТЕЮБАФУС ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ЙНЕАЭЙЕ ФПМШЛП ПДОХ ГЕМШ. пТЗБОЙЪБГЙЙ, ЙНЕАЭЙЕ ОЕУЛПМШЛП ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ ГЕМЕК, ОБЪЩЧБАФ УМПЦОЩНЙ ПТЗБОЙЪБГЙСНЙ. чБЦОП, ЮФПВЩ ОБНЕЮЕООЩЕ ФТХДПЧЩН ЛПММЕЛФЙЧПН ГЕМЙ ВЩМЙ ТЕБМШОЩНЙ Й ЧЩРПМОЙНЩНЙ.
оБ РТБЛФЙЛЕ Ч РТПГЕУУЕ РМБОЙТПЧБОЙС ТХЛПЧПДУФЧП ПТЗБОЙЪБГЙК ТБЪТБВБФЩЧБЕФ ГЕМЙ Й УППВЭБЕФ ЙИ ЮМЕОБН ПТЗБОЙЪБГЙЙ. пДОБЛП ЬФПФ РТПГЕУУ ОЕ ЙНЕЕФ ПДОПУФПТПООЕК ОБРТБЧМЕООПУФЙ, ФБЛ ЛБЛ Ч ЧЩТБВПФЛЕ ФБЛФЙЮЕУЛЙИ ГЕМЕК РТЙОЙНБАФ ХЮБУФЙЕ ЧОХФТЙ ФТХДПЧПЗП ЛПММЕЛФЙЧБ.
рТПГЕДХТБ УПЧНЕУФОПЗП ПРТЕДЕМЕОЙС ГЕМЙ СЧМСЕФУС ЗМБЧОПК Й ЛППТДЙОЙТХАЭЕК УЙМПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ФБЛ ЛБЛ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЬФПЗП ЛБЦДЩК ЮМЕО ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЪОБЕФ, Л ЮЕНХ ПО ДПМЦЕО УФТЕНЙФШУС.
уМЕДХАЭЙН ЫБЗПН Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ УФТХЛФХТЩ ПТЗБОЙЪБГЙЙ СЧМСЕФУС ЧЩДЕМЕОЙЕ УФТХЛФХТОЩИ РПДТБЪДЕМЕОЙК, ЙЕТБТИЙЮЕУЛЙ ХЧСЪБООЩИ Й ОБИПДСЭЙИУС Ч РПУФПСООПН РТПЙЪЧПДУФЧЕООПН ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЙ. нЕОЕДЦНЕОФ ДПМЦЕО ПРТЕДЕМЙФШ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ ТБЪНЕТЩ УФТХЛФХТОЩИ РПДТБЪДЕМЕОЙК, ЙИ РТБЧБ Й ПВСЪБООПУФЙ, УЙУФЕНХ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС Й ЙОЖПТНБГЙПООПК УЧСЪЙ У ДТХЗЙНЙ РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ. пО ДПМЦЕО РПУФБЧЙФШ ЪБДБЮЙ РЕТЕД РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ Й ОБДЕМЙФШ ЙИ ОЕПВИПДЙНЩНЙ ТЕУХТУБНЙ. пФ ХНЕМПЗП ТЕЫЕОЙС ЧУЕИ ЬФЙИ ЧПРТПУПЧ Й УЧПЕЧТЕНЕООПК ЛПТТЕЛФЙТПЧЛЙ Й ЙЪНЕОЕОЙС УФТХЛФХТЩ ПЮЕОШ УЙМШОП ЪБЧЙУЙФ ХУРЕИ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ПТЗБОЙЪБГЙЙ.
у ФЕИОЙЮЕУЛПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЪБДБЮЙ РТЕДРЙУЩЧБАФУС ОЕ ТБВПФОЙЛХ, Б ДПМЦОПУФЙ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ УП УФТХЛФХТПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЛБЦДПК ДПМЦОПУФЙ РТЕДРЙУБО ТСД ЪБДБЮ, ЛПФПТЩЕ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛБЛ ОЕПВИПДЙНЩК ЧЛМБД Ч ДПУФЙЦЕОЙЕ ГЕМЕК ПТЗБОЙЪБГЙЙ.
чЩРПМОЕОЙЕ ЪБДБЮЙ РТЕДРПМБЗБЕФ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ЛПОЛТЕФОПК ФЕИОПМПЗЙЙ.
чЪБЙНПУЧСЪШ ФЕИОПМПЗЙК, ЪБДБЮ, УФТХЛФХТЩ Й ГЕМЕК РТЕДУФБЧМЕОП ОБ ТЙУХОЛЕ 7.
ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС Ч УЧСЪЙ У РПСЧМЕОЙЕН ЧУЕ ВПМЕЕ РЕТЕДПЧЩИ ФЕИОПМПЗЙК УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЪБДБЮЙ НЕОЕДЦНЕОФБ УФБОПЧСФУС ЙУЛМАЮЙФЕМШОП УМПЦОЩНЙ Й ЪОБЮЙНЩНЙ. пОЙ НПЗХФ ЧЩЪЧБФШ Й ОЕЗБФЙЧОЩЕ РТПГЕУУЩ ЧП ЧОХФТЕООЕК ЦЙЪОЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ТБЪТХЫЙФШ ЕЕ ПТЗБОЙЪБГЙПООХА УФТХЛФХТХ, РТЙЧЕУФЙ Л ДЕНПФЙЧЙТПЧБОЙА ТБВПФОЙЛПЧ. рПЬФПНХ Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ НЕОЕДЦНЕОФ ОЕ НПЦЕФ УНПФТЕФШ ОБ ФЕИОПМПЗЙЙ ФПМШЛП У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РПЧЩЫЕОЙС РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ. пЮЕОШ ЧБЦОП ХЮЙФЩЧБФШ ФП, ЛБЛ ОПЧЩЕ ФЕИОПМПЗЙЙ НПЗХФ ЧМЙСФШ ОБ ЛМЙНБФ ЧОХФТЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ЛБЛ ПОЙ НПЗХФ РПДЕКУФЧПЧБФШ ОБ ЕЕ «ПТЗБОЙЪН».
мАДЙ (ФТХДПЧЩЕ ТЕУХТУЩ). ьФП РСФЩК Й ОБЙВПМЕЕ ЪОБЮЙФЕМШОЩК ЬМЕНЕОФ ЧОХФТЕООЕК УТЕДЩ ПТЗБОЙЪБГЙЙ. гЕМЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ДПУФЙЗБАФУС ЮЕТЕЪ ФТХД МАДЕК. ьФП, ЪОБЮЙФ, ЮФП Ч НЕОЕДЦНЕОФЕ ЧОХФТЕООЙЕ ЬМЕНЕОФЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЙЪПМЙТПЧБООП ДТХЗ ПФ ДТХЗБ. йЪНЕОЕОЙЕ ПДОПЗП ЙЪ ОБЪЧБООЩИ ЬМЕНЕОФПЧ ВХДХФ Ч ПРТЕДЕМЕООПК НЕТЕ ЧМЙСФШ ОБ ЧУЕ ПУФБМШОПЕ.
тЙУХОПЛ 8- чЪБЙНПУЧСЪШ ЧОХФТЕООЙИ ЬМЕНЕОФПЧ ПТЗБОЙЪБГЙЙ
1.6.4 фЙРЩ ПТЗБОЙЪБГЙК РП ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙА У ЧОЕЫОЕК УТЕДПК
вПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ Ч ФЕПТЙЙ Й РТБЛФЙЛЕ ХРТБЧМЕОЙС ЙНЕАФ ДЧБ РПДИПДБ: НЕИБОЙЮЕУЛЙК Й ПТЗБОЙЮЕУЛЙК. рТЙНЕОЕОЙЕ ФЕТНЙОБ «НЕИБОЙЮЕУЛЙК» Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ БУУПГЙЙТХЕФУС У УЙУФЕНПК, УРТПЕЛФЙТПЧБООПК ОБРПДПВЙЕ НБЫЙООПЗП НЕИБОЙЪНБ, РТЕДОБЪОБЮЕООПЗП ДМС РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩИ ПРЕТБГЙК. фЕТНЙО «ПТЗБОЙЮЕУЛЙК» РТЙДБЕФ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЛБЮЕУФЧБ ЦЙЧПЗП ПТЗБОЙЪНБ, ЛПНРЕОУЙТХАЭЕЗП ОЕДПУФБФЛЙ НЕИБОЙЮЕУЛПК УФТХЛФХТЩ.
нЕИБОЙЮЕУЛЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС ЬЛУФЕОУЙЧОЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ЖПТНБМШОЩИ РТБЧЙМ Й РТПГЕДХТ, ГЕОФТБМЙЪПЧБООЩН РТЙОСФЙЕН ТЕЫЕОЙК, ХЪЛП ПРТЕДЕМЕООПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФША Ч ТБВПФЕ Й ЦЕУФЛПК ЙЕТБТИЙЕК ЧМБУФЙ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ. у ФБЛЙНЙ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБНЙ ПТЗБОЙЪБГЙС НПЦЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОП Ч ХУМПЧЙСИ, ЛПЗДБ ЙУРПМШЪХЕФУС ТХФЙООБС ФЕИОПМПЗЙС (ОЙЪЛЙК ХТПЧЕОШ ОЕПРТЕДЕМЕООПУФЙ Ч ФПН, ЛПЗДБ, ЗДЕ Й ЛБЛ ЧЩРПМОСФШ ТБВПФХ) Й ЙНЕЕФУС ОЕУМПЦОПЕ Й ОЕДЙОБНЙЮОПЕ ЧОЕЫОЕЕ ПЛТХЦЕОЙЕ. фБЛ, УПЧТЕНЕООПЕ БЧФПНПВЙМШОПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП НПЦЕФ ЧРПМОЕ ВЩФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩН Ч ТБНЛБИ НЕИБОЙЮЕУЛПК УФТХЛФХТЩ. уХЭЕУФЧХЕФ ДПУФБФПЮОБС УФЕРЕОШ ПРТЕДЕМЕООПУФЙ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ФЕИОПМПЗЙК БЧФПНПВЙМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ, Й РТПВМЕНЩ, У ЛПФПТЩНЙ ЬФП РТПЙЪЧПДУФЧП УФБМЛЙЧБЕФУС ЧП ЧОЕЫОЕК УТЕДЕ, НБМП ЙЪНЕОЙМЙУШ ЪБ РПУМЕДОЕЕ ДЕУСФЙМЕФЙЕ (ВЕЪПРБУОПУФШ ДЧЙЦЕОЙС, ЬЛПМПЗЙС, ФПРМЙЧП, ДПТПЗЙ, ЙОЖТБУФТХЛФХТБ Й Ф.Р.).
нОПЗЙЕ УРЕГЙБМЙУФЩ УЮЙФБАФ НЕИБОЙЮЕУЛЙК РПДИПД УЙОПОЙНПН ЧЕВЕТПЧУЛПК ВАТПЛТБФЙЮЕУЛПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ. оЕНЕГЛЙК УПГЙПМПЗ Й ЬЛПОПНЙУФ н.чЕВЕТ УЖПТНХМЙТПЧБМ Ч ОБЮБМЕ ЧЕЛБ РПОСФЙЕ ВАТПЛТБФЙЙ ЛБЛ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ЙНЕАЭЕК УМЕДХАЭЙЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ.
юБУФП УМПЧП «ВАТПЛТБФЙС» БУУПГЙЙТХЕФУС У ЦЕУФПЛПУФША, ОЕЛПНРЕФЕОФОПУФША, ЧПМПЛЙФПК, ОЕЬЖЖЕЛФЙЧОПУФША Й ОЕМЕРПУФША РТБЧЙМ. ч РТЙОГЙРЕ Ч ВАТПЛТБФЙЮЕУЛПК НПДЕМЙ ЪБМПЦЕОБ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПСЧМЕОЙС ЬФЙИ ОЕЗБФЙЧОЩИ СЧМЕОЙК РТЙ ПРТЕДЕМЕООЩИ ХУМПЧЙСИ.
оЕПВИПДЙНП ЮЕФЛП ТБЪМЙЮБФШ ФП, ЛБЛ ДПМЦОБ ТБВПФБФШ ВАТПЛТБФЙЮЕУЛБС ПТЗБОЙЪБГЙС, Й ФП, ЛБЛ ПОБ ТБВПФБЕФ Ч ТСДЕ ВПМШЫЙИ ПТЗБОЙЪБГЙК. уЧПЙ РТЕЙНХЭЕУФЧБ, ОБРТЙНЕТ ФБЛЙЕ, ЛБЛ ХОЙЧЕТУБМШОПУФШ, РТЕДУЛБЪХЕНПУФШ Й РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФШ, ВАТПЛТБФЙЮЕУЛБС УЙУФЕНБ НПЦЕФ ТЕБМЙЪПЧБФШ РТЙ УМЕДХАЭЙИ ХУМПЧЙСИ:
лПОЕЮОП, УХЭЕУФЧХЕФ НОПЗП ДТХЗЙИ ХУМПЧЙК, ЧБЦОЩИ ДМС ХУРЕИБ МАВПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ФБЛЙИ, ЛБЛ ОБМЙЮЙЕ ТЕУХТУПЧ Й УРТПУ ОБ ТЕЪХМШФБФ ДЕСФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП ЧЩЫЕРЕТЕЮЙУМЕООЩЕ ХУМПЧЙС ПЮЕОШ ЧБЦОЩ ДМС ЬЖЖЕЛФЙЧОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, РПУФТПЕООПК ОБ ПУОПЧЕ НЕИБОЙУФЙЮЕУЛПЗП РПДИПДБ.
пТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС УМБВЩН ЙМЙ ХНЕТЕООЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ЖПТНБМШОЩИ РТБЧЙМ Й РТПГЕДХТ, ДЕГЕОФТБМЙЪБГЙЕК Й ХЮБУФЙЕН Ч РТЙОСФЙЙ ТЕЫЕОЙК, ЫЙТПЛП ПРТЕДЕМСЕНПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФША Ч ТБВПФЕ, ЗЙВЛПУФША УФТХЛФХТЩ ЧМБУФЙ Й ОЕВПМШЫЙН ЛПМЙЮЕУФЧПН ХТПЧОЕК ЙЕТБТИЙЙ. ьФПФ РПДИПД РПЛБЪЩЧБЕФ УЧПА ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ Ч ХУМПЧЙСИ, ЛПЗДБ ЙУРПМШЪХЕФУС ОЕ ТХФЙООБС ФЕИОПМПЗЙС (ЧЩУПЛЙК ХТПЧЕОШ ОЕПРТЕДЕМЕООПУФЙ Ч ФПН, ЛПЗДБ, ЗДЕ Й ЛБЛ ЧЩРПМОЙФШ ТБВПФХ) Й ЙНЕЕФУС УМПЦОПЕ Й ДЙОБНЙЮОПЕ ЧОЕЫОЕЕ ПЛТХЦЕОЙЕ. уЕЗПДОС ЛМБУУЙЮЕУЛЙН РТЙНЕТПН ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП РТЙНЕОЕОЙС ПТЗБОЙЮЕУЛПЗП РПДИПДБ СЧМСЕФУС РТПЙЪЧПДУФЧП ЬМЕЛФТПООПК ФЕИОЙЛЙ Й ЧЩУПЛПФЕИОЙЮЕУЛПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП Ч ГЕМПН. уРЕГЙБМЙУФЩ РТЙЪОБАФ, ЮФП ФЕИОПМПЗЙС ЬМЕЛФТПООПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ НЕОСЕФУС, ЮХФШ МЙ ОЕ ЛБЦДХА ОЕДЕМА. оЕ НЕОШЫЙНЙ ФЕНРБНЙ НЕОСЕФУС ЧОЕЫОСС УТЕДБ, ЧЪБЙНПДЕКУФЧХАЭБС У ЧЩУПЛПФЕИОЙЮЕУЛЙН РТПЙЪЧПДУФЧПН.
пТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ МХЮЫЕ ЧЪБЙНПДЕКУФЧХАФ У ОПЧПК УЙФХБГЙЕК, ВЩУФТЕЕ БДБРФЙТХАФУС Л ЙЪНЕОЕОЙСН Й Ч ГЕМПН СЧМСАФУС ВПМЕЕ ЗЙВЛЙНЙ. юФПВЩ МХЮЫЕ РПОСФШ УХФШ ПТЗБОЙЮЕУЛПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ЕЕ НПЦОП РТЕДУФБЧЙФШ ЛБЛ РТСНХА РТПФЙЧПРПМПЦОПУФШ «ЙДЕБМШОПК» ВАТПЛТБФЙЙ. еУМЙ НЕИБОЙУФЙЮЕУЛЙК РПДИПД ПТЙЕОФЙТХЕФ ПТЗБОЙЪБГЙА ОБ ЧЩУПЛПУФТХЛФХТЙЪПЧБООЩЕ ТПМЙ, ФП ПРЙУБОЙЕ ТБВПФЩ РТЙ ПТЗБОЙЮЕУЛПН РПДИПДЕ НПЦЕФ УПУФПСФШ ЧУЕЗП ЙЪ ПДОПК ЖТБЪЩ: «дЕМБК ФП, ЮФП ФЩ УЮЙФБЕЫШ ОЕПВИПДЙНЩН, ЮФПВЩ ЧЩРПМОЙФШ ТБВПФХ». фБЛ ЦЕ Й Ч РТЙОСФЙЙ ТЕЫЕОЙС: «фЩ ЬЛУРЕТФ Ч ЬФПН ДЕМЕ, ФЕВЕ Й ТЕЫБФШ». рТЙ ПТЗБОЙЮЕУЛПН РПДИПДЕ Ч ПФУХФУФЧЙЕ СУОЩИ ПГЕОПЛ Й УФБОДБТФПЧ ТБВПФОЙЛПН ВПМШЫЕ ДЧЙЦЕФ УБНПНПФЙЧБГЙС Й ЧОХФТЕООЕЕ ЧПЪОБЗТБЦДЕОЙЕ, Б ОЕ ЮЕФЛП ТБЪТБВПФБООБС УЙУФЕНБ ЖПТНБМШОПЗП ЛПОФТПМС.
1.6.5 уПРПУФБЧМЕОЙЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛ Й ХУМПЧЙК ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП РТЙНЕОЕОЙС НЕИБОЙУФЙЮЕУЛЙИ Й ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ ПТЗБОЙЪБГЙК
иБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ Й ХУМПЧЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП РТЙНЕОЕОЙС НЕИБОЙУФЙЮЕУЛЙИ Й ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ ПТЗБОЙЪБГЙК РТЕДУФБЧМЕОЩ Ч ФБВМЙГЕ 7.
17. СТРУКТУРА СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ
17. СТРУКТУРА СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Среда управления – совокупность субъектов и сил (факторов), воздействующих и влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность менеджмента.
Среда прямого воздействия – совокупность элементов и факторов, непосредственно влияющих на организацию; остальные элементы и факторы являются средой косвенного воздействия.
Выделяют макро– и микросреду.
Макросреда состоит из факторов широкого социального плана и в основном косвенного воздействия:
• технологические факторы и другие ресурсы. Микросреда состоит из отдельных субъектов:
организаций, групп и отдельных лиц, которые имеют прямое отношение к данному субъекту менеджмента и его возможностям. Микросреда включает:
1) элементы и факторы, контролируемые руководством организации (выбор сферы деятельности, установление целей, инструментарий менеджмента в организации, уровень применяемых технологий, профессионализма и культуры персонала и др.);
2) элементы и факторы, не контролируемые организацией (включая других субъектов рынка – конкретных поставщиков, посредников, потребителей, конкурентов).
Особенность: взаимодействуя с факторами микросреды, субъект управления может контролировать и регулировать отношения с ними или имеет право выбирать на рынке тех субъектов, с которыми ему выгодно налаживать отношения. В связи с этим изучать микросреду можно применительно к конкретному субъекту рынка, или в общем плане.
Важное место среди характеристик окружающей среды организации занимает ее имидж.
Имидж отражает черты организации и ее деятельность, но складывается в сознании внешних субъектов и непосредственно определяет отношение к ней контрагентов, а опосредованно – поведение сотрудников, групп внутри организации.
Характеристики имиджа организации:
производственная (производится и предлагается контрагентам только то и так, что и как организация привыкла производить и предлагать);
• сбытовая (реализовать товар или получить клиента любыми способами);
• конкурентно-конъюнктурная (ориентация на поведение конкурентов и на спрос, который сформировался на рынке);
• маркетинговая – учет стратегических позиций партнеров и конкурентов при выработке, коррекции и осуществлении стратегии и активное формирование спроса в потребительской среде, приоритет долгосрочных контрактов, выгодных всем участникам, включая производителей, посредников и потребителей.
Читайте также
Сегментная структура управления маркетингом
Сегментная структура управления маркетингом Сегментная ориентация структуры маркетинга направлена на покупателя и заключается в том, что управляющий отвечает за работу с определенным сегментом потенциальных покупателей. При такой организации от сотрудников
Смешанная структура управления маркетингом
Смешанная структура управления маркетингом Некоторые предприятия применяют смешанную структуру управления маркетингом: функционально-товарную, функционально-рыночную, функционально-региональную. Смешанный тип управления предполагает использование принципа матриц
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КЛУБОМ И ВНЕДРЕНИЕ КЛУБНОЙ СИСТЕМЫ
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КЛУБОМ И ВНЕДРЕНИЕ КЛУБНОЙ СИСТЕМЫ Полноценная клубная система обычно используется эксклюзивными частными клубами, оказывающими услуги в премиальном сегменте рынка. Важным параметром при ее выборе является то количество членов, на которое
Вопрос 73 Что такое структура управления?
Вопрос 73 Что такое структура управления? Ответ Структура управления организацией представляет собой состав, взаимосвязи и методы взаимодействия подразделений и отдельных специалистов в процессе выполнения функций менеджмента.Формирование структуры управления
Вопрос 74 Что такое линейная структура управления?
Вопрос 74 Что такое линейная структура управления? Ответ Линейная структура относится к бюрократической модели управления и строится на основе департаментализации.Линейная структура управления схематично выглядит так (рис. 3). Рис. 3. Линейная структура управленияК
Вопрос 75 Что такое функциональная структура управления?
Вопрос 75 Что такое функциональная структура управления? Ответ Функциональная структура относится к бюрократической модели управления и строится на основе департаментализации.Функциональная структура управления может быть представлена в виде следующей схемы
Вопрос 77 Что такое дивизиональная структура управления?
Вопрос 77 Что такое дивизиональная структура управления? Ответ Дивизиональная структура относится к бюрократической модели управления и строится на основе департаментализации. Формирование дивизионов может идти на основе организационного обособления производства
Вопрос 80 Что такое матричная структура управления?
Вопрос 80 Что такое матричная структура управления? Ответ Матричная структура управления относится к адаптивным структурам.Схематично матричную структуру можно представить следующим образом (рис. 7).Матричная структура представляет собой наложение конечного числа
Вопрос 83 Какая структура управления наиболее эффективна?
Вопрос 83 Какая структура управления наиболее эффективна? Ответ Наиболее эффективна та структура, которая в данный момент времени адекватна достижению поставленных перед организацией целей. Иными словами, самой эффективной, лучшей структуры управления нет. Не имеет
ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления
ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления 1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие Категория «структура» отражает строение, внутреннюю форму системы, состав и взаимосвязь ее элементов. Структура является показателем организованности системы. То, как
4.1. Структура ИТ подразделения и органы управления ИТ предприятия
4.1. Структура ИТ подразделения и органы управления ИТ предприятия Когда руководству уже известен уровень зрелости ИТ-процессов, определена Стратегия развития информационных технологий на среднесрочный период, а также однозначна и понятна цель ИТ – подразделения, то на
3.3. Структура службы управления персоналом крупного предприятия
3.3. Структура службы управления персоналом крупного предприятия На отечественных малых предприятиях состав функций по управлению персоналом зачастую ограничивается учетом персонала и ведением трудовых книжек, а остальная работа либо не проводится, либо
11. Организационная структура системы управления персоналом
11. Организационная структура системы управления персоналом Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Структура определяет внутреннее
Среда управления как система взаимодействия субъекта и объекта управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:26, курсовая работа
Описание работы
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ………………………………. ……5
1.1.Основные элементы и назначение социальной среды…………….………..5
1.2.Среда управления как система ……………………………………………..10
1.3.Взаимодействие субъекта и объекта управления в масштабе обществ….11
1.4.Развитие социальной среды как объект управления организацией ……..14
2. УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ
АГРЕССИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ……………………………………17
2.1.Значение внутренних связей для управляющей и управляемой систем. 17
2.2..Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия…………………………………………………………………………..21
2.3.Способы управления в агрессивной социальной среде……………….…..26
Заключение………………………………………………………………….……33
Список используемой литературы …………………………………………….35
Файлы: 1 файл
социология управления.doc
1.СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ………………………………. ……5
1.1.Основные элементы и назначение социальной среды…………….………..5
1.2.Среда управления как система ……………………………………………..10
1.3.Взаимодействие субъекта и объекта управления в масштабе обществ….11
1.4.Развитие социальной среды как объект управления организацией ……..14
2. УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ
АГРЕССИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ……………………………………17
2.1.Значение внутренних связей для управляющей и управляемой систем. 17
2.2..Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия………………………………………………………… ………………..21
2.3.Способы управления в агрессивной социальной среде……………….…..26
Список используемой литературы …………………………………………….35
Актуальность работы объясняется рядом обстоятельств:
Во-первых, управление человеческими ресурсами непосредственно влияет на капитализацию (стоимость) компании. Растет доля нематериальных активов (бренд, интеллектуальный потенциал персонала, кадровая политика) в общей сумме активов организации.
Во-вторых, управление человеческими ресурсами как важнейшая « внутренняя компетенция» организации является одним из факторов, обеспечивающих лидерство в конкурентной борьбе, поскольку выдвигается в число важнейших конкурентных преимуществ организации, становится гарантией её успеха и выживаемости в условиях усиления конкуренции.
В-третьих, по оценкам ряда специалистов, именно управление человеческими ресурсами позволяет компаниям переходить из числа хороших, успешно работающих, в число лидирующих в определенном сегменте рынка.[9,с 67]
С социологической точки зрения, управление есть властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся позицией в системе организации труда и местом в системе распределения труда, определяющим размер основного вознаграждения и дополнительных выплат.
Объектом изучения является социальная среда организации как субъект управления.
Предмет: процессы, происходящие в социальной среде организации
1. Среда управления как система взаимодействия
субъекта и объекта управления
По мере перехода страны к рынку, расширения негосударственного сектора экономики, оформления в законодательных актах новых социальных связей и отношений стало необходимым более четко разграничивать субъекты микроэкономической системы, различать хозяйственные единицы и место среди них таких структур, как предприятие, фирма, корпорация т.п. Вместо термина «предприятие» теперь чаще применяют понятие «организация», имеющая регламентируемый правовой статус и выступающая в качестве юридического лица.
Таким образом, организация – это один из видов социальных систем, первичных ячеек общества, объединение людей, совместно реализующих общую цель и взаимодействующих на основе определенных принципов, норм, процедур.
Что касается коммерческих организаций (акционерных обществ, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и др.), то их структура и функционирование имеют свои особенности. Приоритеты таких организаций – максимальная эффективность хозяйствования (производства и реализации товаров, оказания различных услуг, извлечения прибыли). Обычно этому подчинены все стороны деятельности организации, в первую очередь ее техническое, экономическое и социальное развитие. Успех или провал совместной деятельности находится в прямой зависимости как от вещественных, материальных ресурсов, так и от человеческого фактора, качества персонала, его дисциплины, ответственности и восприятия нового, поскольку определяющим компонентом любой социальной системы являются люди, характер их отношений и взаимодействия.
Социальная среда – более сложное понятие, чем понятие «организация», ибо «социальное» может рассматриваться с широкой и узкой точек зрения: в первом случае это все, что относится к обществу в целом, а потому «социальное» является синонимом «общественное» в его сопоставлении с природным; во втором случае это только часть общества, та его сфера, которая непосредственно связана с взаимоотношениями и взаимодействием людей, распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга, предоставлением ему социальных услуг.
Как составная часть жизни общества социальная сфера охватывает широкий круг разнообразных отношений между людьми и их объединениями, социальными группами и слоями в том виде, как они складываются на тот или иной конкретный исторический момент. Эта сфера включает множество учреждений непроизводственных отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры, в том числе здравоохранение, образование, науку, культуру, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Она вбирает в себя систему социального обеспечения граждан, социальных прав и гарантий, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны, все то, что определяет условия и образ жизни населения, формирование и удовлетворение его насущных потребностей.
Следовательно, социальную сферу организации как микрообщества составляет совокупность материальных, общественных и духовно- нравственных условий, в которых работники организации трудятся, живут вместе с семьями и в которых происходит распределение и потребление благ, складываются объективные связи между отдельными личностями и группами, находят выражение их морально-этические ценности.
Эту среду образует персонал организации, различающийся по демографическим и профессионально-квалифицирован ным признакам – полу, возрасту, уровню образования и т.д., а так же межличностными и межгрупповыми связями; объекты социального назначения, обеспечивающие надлежащие условия труда и быта работников и отчасти членов их семей; слагаемые качества трудовой жизни, которые в первую очередь определяются материальным и моральным вознаграждением труда, атмосферой солидарности, сотрудничества и взаимопомощи, степенью сплоченности коллектива, социальным партнерством, престижностью совместной работы.[4,с.12]
Социальную среду, прежде всего, характеризуют потенциал организации, т.е. ее материально-технические и социально-экономические возможности: размеры и территориальное расположение организации; численность и качество персонала, характер ведущих профессий; отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции – будь то товары или услуги; форма собственности; финансовое положение; состояние основных фондов и технический уровень производства; социальная инфраструктура; содержание и организационные формы трудового процесса; известность фирмы, ее традиции и имидж.
Размеры организации свидетельствуют не только о масштабах и размахе ее деятельности, но и материальных, трудовых, финансовых ресурсах, которыми фирма может располагать для развития своей социальной среды. Естественно, они не одинаковы, скажем, у индустриального гиганта, выпускающего автомобили, и мастерской по техническому обслуживанию тех же автомобилей; у торгового дома с сетью филиалов по всему городу и небольшой булочной; у коммерческого банка, участвующего в финансировании предпринимательской деятельности в крупном промышленно-торговом регионе, и страхового общества с ограниченным числом клиентов и сотрудников.
Местоположение предприятия также весьма определенным образом характеризует социальную среду. Важное значение, в частности, имеют тип населенного пункта (город, поселок, сельская местность) и район, где базируется организация. Нетрудно представить, к примеру, различия в условиях, в которых находится полиметаллический комбинат в заполярном Норильске на севере Красноярского края и мебельная фабрика в курортной Анапе на Черноморском побережье Краснодарского края. Подобные географические контрасты свойственны не только России, но и другим странам – США, Японии, Чили, Китаю.
Численность персонала, т.е. штатный (личный) состав работников, определяет масштабы предприятия, возможности повышения квалификации и уровня профессионального мастерства сотрудников, привлекательность ведущих профессий, востребованность специальных знаний, умений и навыков.
Отраслевая принадлежность, сфера и вид деятельности предприятия (производственная, торгово-коммерческая, кредитно-финансовая или преимущественно предоставление услуг) свидетельствует о специфике его продукции, объемах производства товаров и оказываемых услуг.
Форма (формы) собственности накладывает заметную печать на все стороны социальной среды организации, особенно экономическую, определяет социально-трудовые отношения, результаты хозяйствования и, естественно, степень удовлетворения потребностей работников.
Финансовое положение организации определяет решение социальных проблем (включая гарантии занятости и приемлемого уровня оплаты труда), которое находится, как правило, в прямой зависимости от того, имеет ли хозяйствующая единица высокие прибыли от реализации своей продукции или еле-еле сводит концы с концами, а то и вовсе находится на грани банкротства.
Состояние основных фондов и технический уровень производства также обуславливают степень преуспевания фирмы, ибо механизация и автоматизация работ, соответствующая современным требованиям, применение новых технологий и материалов – непременное условие для того, чтобы быть на уровне научно-технического прогресса, выдерживать жесткую рыночную конкуренцию, не потерять потребителей своей продукции.
Содержание и организационные формы трудового процесса также имеют исключительную значимость при определении потенциала, возможностей организации, поскольку оказывают существенное влияние на социальную среду. Здесь речь идет прежде всего о культуре труда, о тех средствах, способах, ориентирах, образцах и нормах поведения, которые присущи определенной общности людей, занятых совместным делом. Культура в данном случае зависима как от содержания работы и оснащенности рабочих мест, так и от уровня образования и профессиональной подготовки работников, их жизненного опыта и нравственной позиции.
Нужно принимать во внимание все многообразие и необходимую устойчивость связей между работодателями и лицами, работающими по найму; между рабочими группами и подразделениями организации, а также между администрацией и представителями профсоюзов. Эти взаимоотношения по самой своей природе предназначены обеспечивать соблюдение надлежащей дисциплины, повышение инициативы и ответственности работников, конструктивное сотрудничество, функциональное и социальное партнерство в интересах главной цели организации.
Вполне очевидно, что социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе общественного развития особенно успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему развитию личности, гуманизации труда. [4, с.14]