Среднее sku как считать

Что такое SKU в торговле и продажах

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Рассказываю о том, что представляет собой SKU. Чем он помогает бизнесу, почему его используют практически во всех компаниях и как его правильно сформировать.

Что такое SKU?

SKU расшифровывается как Stock Keeping Unit. Говоря простыми словами, под SKU подразумевается идентификационный код, ассоциируемый с конкретной единицей товара. Поэтому аббревиатуру можно буквально перевести как «единица складского учета». Ведь это товар, который хранится у ритейлера или на складе у поставщика, и этот товар можно легко отыскать по SKU-идентификатору.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Система СКУ похожа на систему штрих-кодов, но в более мелком масштабе. СКУ используют в рамках одной компании как специфичный для организации код. СКУ содержит в себе подробную информацию о единице товара, хранящейся на складе. Например, бренд-производитель продукта, полка, на которой стоит этот товар, его характеристики (объем, тип упаковки) и т.п.

Как и где применяется SKU?

Набор идентификаторов SKU применяется в различных сферах деятельности и везде играет важную роль как с точки зрения упрощения логистики, так и с точки зрения изменения маркетинговых стратегий, помогающих выйти на более высокую прибыль.

В торговле

Специалисты в области ритейла прибегают к использованию SKU, потому что это самый простой способ добиться точности в планировании и систематизации товарных единиц.

СКУ позволяет быстро находить конкретные продукты на полках магазина и отслеживать их перемещение, ориентируясь даже на минимальные изменения в их характеристиках. Например, товары с одинаковым наименованием, но разным сроком годности. Так что появляется возможность следить не только за похожими продуктами, но даже за разными партиями, гарантируя при этом отсутствие путаницы и ошибок в ходе работы.

Если говорить техническим языком, то SKU превращает абсолютно каждую продуктовую единицу в отдельный уникальный набор данных, доступный для анализа и отслеживания через специализированное ПО.

В учете

Учет товаров – не менее важная часть работы, чем их реализация. Некорректно проведенная инвентаризация нередко приводит к большим потерям прибыли в компаниях разного уровня.

Одна из частых причин появления таких потерь – несоответствие технических данных и отсутствие единой системы сортировки товаров. Из-за этого иногда появляются залежи ненужного товара в магазинах.

SKU, как единый идентификатор для различных позиций, эту проблему решает, потому что он прост в понимании и может быть применен к любому продукту независимо от других характеристик.

В мерчандайзинге

Мерчандайзеры тоже используют SKU, но уже исключительно в своих целях. Они используют такие параметры, как оборот, спрос, доля реализации, чтобы более корректно расставлять товары на полках магазина.

Мерчандайзеры помогают выжать максимум прибыли, ориентируясь на SKU-идентификаторы. С помощью них можно сформировать наиболее эффективную модель расположения продуктов в магазине.

В планировании

Предприниматели обязаны всегда расценивать потенциальные плюсы и минусы выбранной стратегии развития.

В частности, речь идет о корректности закупок. Если использовать СКУ и правильно составить идентификатор, то получится сократить траты на ненужные закупки. На закупки товаров, которые на деле продаются плохо и не дают реальной выгоды бизнесу.

Взаимосвязь между SKU и фейсингом

То, насколько хорошо продается товар, зависит не только от качества самого товара. Его характеристики не могут сами по себе обеспечить достаточные продажи и высокие показатели прибыли.

Важную роль в этом направлении играют мерчандайзеры. Они задействуют методику фейсинга для правильного позиционирования товара на полках, и это напрямую сказывает на том, как часто покупается тот или иной продукт.

SKU помогает отследить хиты продаж. То есть те товары, чьи наименования фигурируют в 80% всех самых продаваемых товаров фирмы. А также этот параметр позволяет выявить, какие продукты пользуются услугами в разные времена года, а какие остаются в ходу круглый год.

Различия между SKU и UPC

Это два разных идентификатора, которые часто путают, потому что они выполняют похожую функцию. UPC расшифровывается как Universal Product Code.

Это глобальный стандарт штрих-кодов США, общепринятый по всему миру. Это значительно более широкое понятие, так как учитывает гораздо больше данных.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

UPC, в отличие от SKU, должен составляться в соответствии с международным регламентом. Он общий для всех корпораций, магазинов, поставщиков и дилеров. Единая система для каждого.

SKU же не исповедует конкретных правил и адаптируется под требования конкретного бизнеса. Его значение и характеристики зависят от того, каким образом его захотят оформить сотрудники компании, где используется идентификатор.

Также стоит отметить, что UPC-код может увидеть даже покупатель, а SKU предназначен исключительно для внутреннего корпоративного использования.

Основные правила оформления SKU

Что такое SKU в торговле и других сферах, становится понятно, но как их использовать?

Четких правил оформления СКЮ не существует. Есть ряд характеристик, но как именно их задействовать, решает непосредственно продавец. Есть лишь общие советы и общепринятые практики, которые помогают упростить работу с идентификаторов в целом:

Идентификатор должен оставаться легко читаемым. Все-таки его задача упростить категоризацию и отслеживание товаров, а не усложнить ее.

Все сотрудники должны знать, как устроена система SKU в их компании. Чтобы не возникало разночтений в ходе совместной работы.

Обычно SKU-идентификаторы состоят из 8 символов. Лучше придерживаться этого стандарта, но можно и увеличить количество, если бизнес достиг таких больших объемов.

Лучше использовать цифры. Без букв обойтись не получится, но лучше свести их применение к минимуму.

В общем, лучше стремиться к минимализму, когда это возможно. Так будет проще анализировать SKU на ранних этапах взаимодействия с идентификатором, а также масштабировать бизнес и всю систему контроля товарных единиц.

Синтаксис SKU

Конкретных правил оформления SKU не существует. Но есть что-то в духе общепринятого синтаксиса, который позволяет с ходу начать пользоваться СКУ.

В идентификатор обычно включают следующие характеристики:

Источник

Что такое SKU: показываем на примере

Узнайте о пользе SKU и научитесь составлять его для учета товара в своем магазине

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

SKU (англ. Stock keeping unit) — это код, состоящий из цифр и букв, который присваивают товарам для отслеживания остатков на складе, подсчета продаж по группам и категориям товаров и для определения оптимального момента для следующих закупок.

Разделы

SKU, как и система штрих-кодов, используется для идентификации единиц товара. Разница в том, что SKU задействован только внутри компании. Его составляют на основании критериев, которые помогут наиболее эффективно сортировать товар и облегчить работу с ним. Например, основными критериями сортировки одежды будут производители, типы (майка, толстовка, куртка), цвета, размеры, вариации (с капюшоном или без) и прочее.

Давайте рассмотрим, в чем заключается польза SKU.

Для чего нужен SKU?

SKU используется для следующих целей.

Давайте на примерах рассмотрим, как назначить SKU.

Как назначить SKU для товаров

SKU-коды используются только внутри компании и они зачастую уникальны для каждого предприятия. Систему кодов разрабатывают, основываясь на разнообразии товара. Возьмем, к примеру, магазин красок и декора, который обслуживает и оптовые заказы для больших проектов и отпускает товары в розницу.

Для начала отсортируем товар по самой крупной категории — по брендам. Например, если основные поставщики материалов — это Sniezka, Tikkurila, Dufa и Dulux, то SKU-код можно начать с первых трех букв: SNI, TIK, DUF, DUL соответственно.

Следующим уровнем категоризации будет тип товара — краски, грунтовки, декоративные шпатлевки и прочее. Назначим этой категории цифры, например, 01 для красок, 02 для грунтовок и 03 для шпатлевок.

Теперь обозначим цифрами цвета, например, 001 — белый, 136 — лиловый, 144 — золотистый, и размер тары в миллилитрах, например, 0500 (0,5 литра), 5000 (5 литров) и т.д.

В итоге, SKU-код SNI/01/136/0500 будет означать пол литровую банку лиловой краски от производителя Sniezka. Эти обозначения можно делать как угодно, но главное так, чтобы было нетрудно разобраться что к чему, и чтобы легко можно было добавлять новые товары в инвентарь.

Поздравляем, теперь вы знаете, что такое SKU и понимаете, согласно какой логике стоит назначать для разных товаров.

Источник

Что такое SKU

SKU – это про систематизацию реализуемых товаров. Если вы – владелец склада или магазина, для увеличения вашей прибыли точно нужно отслеживать динамику продаж по той или иной группе товаров. Проблем нет, если товарных позиций, допустим, сотня-две. Но если их тысячи, десятки тысяч – без грамотной систематизации не обойтись.

SKU – главный элемент такой систематизации. Он помогает организовать продукцию на складе, запомнить, что и на какой полке лежит, вести статистику. Рассказываем, как.

Что такое SKU?

Вообще, это сокращенный термин. Расшифровка аббревиатуры на английском выглядит так – Stock Keeping Unit, что в переводе на русский – «единица складского учета». Если простыми словами – это такой уникальный складской идентификатор, который присваивается каждому наименованию одинаковых товаров в ассортиментном ряду для организованного хранения и сбыта. По этому номеру можно идентифицировать любую единицу товара или услуги.

Представьте, прочитав артикул SKU, ваш сотрудник точно узнает:

Взаимосвязь SKU и фэйсинга

Фэйсинг – это единица измерения емкости полочного пространства, визуально доступного покупателю. Мерчендайзеры используют ее для оптимальной выкладки товаров на полке в зрительном доступе для клиентов. Считается, что это привлечет больше покупателей и увеличит продажи.

Но при чем тут СКУ? Он поможет определить «фаворитов», найти самые популярные товары, которые больше всего пользуются спросом, и обратить внимание именно на них.

Разница между SKU и UPC

UPC – это тоже аббревиатура, Universal Product Code. Как и СКУ, УПС – учетная единица, только глобального характера. Она дает еще больше информации о продукте, включая данные о производителе и стране происхождения. Если SKU – маркер внутреннего учета, размещается на транспортировочной таре и разрабатывается каждым продавцом самостоятельно, то UPC – устанавливается по единым глобальным стандартам, наносится на упаковку и ценники.

Особенности идентификатора SKU

Итак, формат СКУ каждый продавец определяет самостоятельно. Но есть и общие принципы. Не то, что бы они были обязательными – просто так легче и проще. Вот выработанные практикой основные правила, которые мы рекомендуем использовать при введении в организации SKU системы:

Шифруйте не больше 3-5 характеристик. Можно ограничиться, например:

Как используются SKU

Вообще, SKU изначально используется в товароведении. Он идентифицирует товарную позицию, помогает вести их учет и отслеживать статистику реализации. Такие характеристики позволяют использовать шифр не в одной, а сразу в нескольких отраслях, включая:

Именно так это и работает.

SKU для ритейла

Надеемся, вы уже переросли Exсel и используете внутреннюю товароучетную систему. Каждый шифр СКЮ указывается в ней как идентификатор товара. По сути, шифр в системе преобразует каждую позицию в набор данных, которые можно отслеживать в реальном времени.

С помощью SKU можно:

SKU для поставщика

Для торговых предприятий СКУ – это средства рационального управления запасами и остатками. Когда число ассортиментных позиций достигает десятков тысяч, при этом, наибольший объем выручки приходится на 20% от общего числа позиций товаров, рациональное управление остатками – ключ для экономии средств и роста прибыли. В этом случае шифр помогает поставщику избежать «заморозки» на складских остатках космических сумм средств. Иными словами, SKU помогает поставщику планировать и прогнозировать поставки.

SKU для мерчандайзинга

Для мерчандайзинга, SKU – ассортиментная позиция. Как и в поставках, артикул СКУ помогает мерчендайзерам определять те товары, которые продаются больше всего. Зная «хиты» продаж, мерчендайзер может составить наиболее удачную схему физической расстановки товаров на полках. То есть, сделать так, чтобы стимулировать клиентов офлайн-магазина к покупке наиболее продаваемых товаров. Смысл в том, чтобы разместить на полке товары, которые с учетом сезонности и спроса, имеют самое большое количество постоянных покупателей, и именно за счет приоритетных позиций увеличить прибыль.

Пример SKU

Чтобы было понятнее, рассмотрим шифр на примере. Допустим, на вашем складе есть пиво производителя Best Beer Russia. Для группировки и составления идентификатора наименование производителя можно сократить до «BBR». Используя аббревиатуры, следите, чтобы они не пересекались с другими наименованиями.

Пиво в пластике получает сокращение «P», в стекле – «G». Для определения объема обозначаем его числом миллилитров. Например, 0,5 л – 500, 1 л – 1000, 2 л – 2000. С такими вводными SKU будет выглядеть так:

В торговле

Представим, что в вашем магазине, кроме Best Beer Russia есть еще пиво от двух других производителей. Они поставляют напиток в такой же таре, есть и светлое, и темное пиво. BBR также предлагает третий вариант– полутемное пиво. Таким образом, для классификации будет использоваться 21 комбинация, каждая из которых будет выделять отдельный продукт в ассортиментном ряду.

В мерчендайзинге

Мерчендайзер анализирует ассортиментные позиции пива в вашем магазине с помощью ABC- и XYZ-анализа. На основании полученных результатов он относит SKU каждой товарной категории к основной или дополнительной группе. По результатам ABC- и XYZ-анализа, пиво Best Beer Russia вошло в основную группу и пользуется самой большой популярностью у покупателей. Это значит, что оно должно занимать 80% на полке с пивом. Остальные 20% будет занимать пиво двух других производителей, оно пользуется умеренным спросом.

Выводы

Итак, SKU – наверное, лучший на сегодня идентификатор учета товаров для продаж, поставок и мерчендайзинга. Его можно использовать для классификации как товаров, так и услуг, он позволяет закодировать любую информацию, необходимую продавцу. Работники, наученные и понимающие шифры СКУ, меньше ошибаются и работают эффективнее. А сформированная за счет кодирования статистика, позволяет увеличить продажи и прибыль.

Источник

Как придумать артикул товару и зачем он нужен?

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Что такое Артикул (SKU) товара?

Артикул (SKU) — уникальное сочетание цифр и букв. Присваивается товару в свободной форме на ровне с ID (уникальный идентификатор в базе данных сайта) производителем. Только ID дается автоматически при импорте, а Артикул закладывается производителем на старте формирования производства товара.

В Артикул (SKU) может входить зашифрованное название, аббревиатура или просто набор символов.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Для чего нужен Артикул (SKU) товару?

Артикул товара — неотъемлемая часть структуры грамотной навигации по сайту. Клиент, воспользовавшись поиском на сайте, может найти желаемый продукт по артикулу. А менеджер, узнав артикул, очень быстро сможет прояснить наличие на складе.

Довольно часто, производитель закладывает уникальное сочетание символов (артикул) в название товара. Таким образом появляется очень узкий специальный низкочастотный запрос с конкретным товаром или его товарным рядом.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

По артикулам можно сопоставлять наличие ассортимента у поставщика, фильтровать поставки, строить отчеты и прочие графики. Весь внутренний документооборот между интернет-магазином и поставщиком построен на явном наличии артикула у товара.

Как придумать уникальный Артикул (SKU) товару?

У меня в интернет-магазине заведено правило: Первые 2-3 буквы от аббревиатуры юридического лица поставщика должны быть включены в SKU товара. Это существенно облегчает обмен информацией между менеджерами и складом. Когда работники все время используют эти сокращения, они быстрее могут выдать ответ потенциальным клиентам.

Пример одного из видов шаблонов для файла склада товаров в интернет-магазине на WooCommerce

Файл склада значительно проще фильтровать и группировать информацию по товарам, если у конкретного поставщика есть какой-то четкий стартовый шаблон.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Итог: Артикул (SKU) товара существенно облегчают жизнь рядовым менеджерам интернет-магазинов. Если подойти с должной сноровкой, присвоение дополнительной аббревиатурой Артикулы товара могут сыграть ключевую роль в навигации магазина и при обмене информации между складом, отделом закупок и поставщиком.

Источник

Текст книги «Большая книга директора магазина 2.0. Новые технологии»

Автор книги: Светлана Сысоева

Жанры:

Управление, подбор персонала

Маркетинг, PR, реклама

Текущая страница: 10 (всего у книги 36 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Определение нормативного количества SKU в ассортименте – это определение общего количества SKU в ассортименте магазина и определение количества SKU в каждой отдельной категории товаров.

Сколько должно быть SKU в категории? Именно этот вопрос чаще всего задают директора магазинов, говоря об ассортименте. И второй вопрос – почему столько? От чего это зависит?

Вопрос этот действительно крайне важный, можно сказать стратегический, – он связан с финансовой эффективностью ассортимента – чем больше наименований в товарной категории, тем больше период оборачиваемости товарных запасов Соответственно, при низкой наценке необходимая высокая оборачиваемость товарного запаса достигается сужением ассортимента, его сокращением Также этот вопрос связан с организацией мерчандайзинга – товары должны «вместиться» на полки магазина, а полочный запас должен быть достаточным для обеспечения среднедневных продаж и с точки зрения возможности пополнения полочного запаса в течение дня.

Сначала рассмотрим, какие факторы определяют общее количество SKU в магазине (рис 2. 5).

Во-первых, формат магазина В тех отраслях, в которых сложились типовые форматы, например в продуктовой рознице, существуют сложившиеся соотношения формат – количество SKU. Продуктовый магазин формата «дискаунтер возле дома» площадью около 150 кв м имеет ассортимент 3–4 тыс SKU, а супермаркет 800–1000 кв. м. – около 15 000 SKU. Гипермаркет в 10 тыс кв. м. может иметь 40 000 SKU Конечно, соотношения примерные, но они задают ориентиры, так как выработаны практикой многих розничных магазинов и уже подтвердили свою эффективность Следовательно, в первую очередь при определении количества SKU нужно ориентироваться на количество SKU для магазинов аналогичного формата других (крупных) сетей.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Рис 2. 5. Факторы, определяющие количество SKU.

Во-вторых, конкурентная ситуация К примеру, если у вас магазин «возле дома» небольшой локальной сети, и рядом с вашим магазином расположены несколько похожих магазинов крупных сетей, предлагающие товары дешевле, чем у вас. Если вы предложите столько же товаров, что и ваши конкуренты, но ваши цены будут выше, покупатели не поймут, почему им нужно идти в такой магазин. Вам придется создавать отличие, и поскольку цены вы снизить не можете, нужно создать привлекательное для покупателей отличие именно в ассортименте, т. е. нужно предложить покупателям больший (и лучший) выбор товаров, чем соседи-конкуренты.

Для определения количества SKU внутри товарных категорий и подкатегорий нужно учесть еще ряд условий. Следует сказать, что «волшебной формулы» вычисления оптимального количества SKU в категории и подкатегории не существует. Истина – это баланс ряда факторов.

Первое – количество ответов на потребность, или количество вариантов, предложений товара в рамках одной потребности покупателя. Этот показатель зависит от формата магазина. Традиционно считается, что «жесткий» дискаунтер предлагает один, максимум два ответа на потребность, т. е., например, для удовлетворения потребности «купить целую буханку черного хлеба» будет один вид черного хлеба, а для удовлетворения потребности «купить негазированной воды, чтобы выпить сразу» будет один или два вида негазированной воды объемом 0,5–0,6 литра В основных, или приоритетных, категориях количество ответов может быть больше (2–3). В гипермаркете низких цен среднее количество ответов на потребность – три, поскольку появляются три ценовых сегмента: товар самый дешевый, средний по цене и дорогой Супермаркет, конечно, предлагает 5–7 и более ответов на потребность, дифференцируя линейку товаров по цене и по качеству. По сути, это и определяет глубину ассортимента ритейлера (помимо того, что премиальный магазин предложит другой, более широкий набор потребностей для удовлетворения).

Второе – вместимость, или емкость, торгового оборудования. Если магазин уже существует, то он имеет определенное количество единиц торгового оборудования – стеллажного, холодильного и др. На этом оборудовании можно разместить конечное количество видов товара. Например, у вас есть один стеллаж шириной 1 метр и высотой 5 полок для размещения соков. Усредненная ширина одной упаковки сока – 8 см, то есть на одной полке можно разместить 12 упаковок, на стеллаже – 60 упаковок. Конечно, мы не можем разместить 60 SKU на 60 «посадочных» мест, так как некоторые, наиболее ходовые позиции должны получить удвоение или утроение фейсингов (один фейсинг – линейка товаров одного наименования (SKU) шириной в одну упаковку, размещенная от края полки, лицом к покупателю, в глубину полки в количестве нескольких штук).

Как правило, магазины устанавливают среднее количество фейсингов на один SKU в размере 2 или 3 и более (для дискаунтера), супермаркеты могут делать расчет исходя из 1–1,5 фейсингов на один SKU.

Рассмотрим порядок расчета количества SKU исходя из емкости торгового оборудования существующего магазина.

Здесь следует отметить, что возможны два варианта.

Первый – расчет количества SKU исходя из уже существующего закрепленного за товарными категориями и подкатегориями торгового оборудования.

Например, у вас уже есть магазин, и в нем выделено два стеллажа под категорию «Соки». Тогда считаем максимальное количество фейсингов сока для этих двух стеллажей, делим на усредненное количество фейсингов на один SKU, выбранный для вашего формата, и получаем максимальное количество SKU соков в ассортименте.

• Размеры стеллажа: ширина 1 м, высота 5 полок.

• Количество стеллажей: 2.

• Средневзвешенный размер одной упаковки сока: 8 см.

• Количество фейсингов сока на двух стеллажах: 120 фейсингов.

• Среднее количество фейсингов на один SKU: 3.

• Максимальное количество SKU соков: 40 SKU.

Второй вариант – расчет количества SKU с одновременной корректировкой (при необходимости) количества выделенного под товарную категорию или подкатегорию полочного пространства Конечно, этот способ более трудоемкий, но и более точный.

В этом случае сначала необходимо провести анализ эффективности торговых площадей, сопоставив долю категории или подкатегории в доходе с долей в площади торгового зала (для крупных форматов) или с долей в установочной площади магазина (для малых форматов). В норме должно быть примерное соответствие этих долей (подробнее см в главе 3).

Далее, высчитав оптимальное количество полочного пространства, определяем оптимальное количество SKU.

Третье – расчет экономически обоснованного количества SKU.

Для этого необходимы такие же данные, которые используются для АВС-анализа, – доли с накопительным итогом в разрезе SKU.

Рассмотрим пример из реальной практики (рис 2. 6). Подкатегория «Краски для внутренних работ» в DIY-гипермаркете насчитывала 254 SKU (горизонтальная ось), по вертикали – доли с накопительным итогом. По характеру кривой (графика) очевидно, что в диапазоне примерно между 180 и 220 SKU происходит «насыщение» ассортимента – дальнейший прирост SKU не дает прироста товарооборота. Это условный «коридор» оптимального количества SKU Условный, так как на это количество, как уже указывалось, влияет ряд факторов.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Рис 2. 6. Условный «коридор» оптимального количества SKU

Обычно доли классов товаров в ассортименте жестко регламентируются, так как разные классы товаров в одном магазине продаются совершенно по-разному, имеют разную доходность и требуют разных подходов к управлению. Например, необходимо строго определить доли продовольственных и непродовольственных товаров, доли одежды и обуви, доли одежды, обуви, мебели, продуктов питания, игрушек в магазине детских товаров.

В магазинах определенной товарной специфики и определенного формата существуют «устоявшиеся» соотношения. Например, в гипермаркете около 40 % ассортимента составляют продовольственные товары и около 60 % – непродовольственные. В супермаркете и универсаме примерно 80 % составляют продукты питания, 20 % – непродовольственные товары. Обувь в смешанном одежно-обувном магазине занимает не более 10–15 % ассортимента В многопрофильном магазине детских товаров обычно доминируют одежда и обувь, далее – игрушки и продукты питания, мебель по доле в ассортименте на последнем месте.

Относительно товарных групп и товарных категорий строгих регламентов распределения долей нет, их должен определить сам магазин, исходя из сложившейся практики, результатов финансовой эффективности и позиционирования магазина. Например, в обычных ювелирных магазинах низкого и среднего ценового сегмента доли товарных групп могут быть примерно следующие:

• изделия из серебра – около 10 %;

• изделия из золота без вставок – около 20 %;

• изделия из золота с недрагоценными вставками – около 25 %;

• изделия из золота со вставками из поделочных камней – около 20 %;

• изделия из золота с полудрагоценными вставками – около 15 %;

• изделия из золота с драгоценными вставками – около 10 %

Далее, внутри каждой товарной группы определяются доли категорий, например изделия из золота без вставок делятся на:

Следующий важный момент – выделение основных характеристик товара, тех самых, которые являются факторами выбора в дереве покупательских решений Классификатор, ограниченный 3–5 уровнями иерархии, не охватывает всех важных свойств товара – характеристики товара должны быть отражены в карточке товара в информационной системе компании. Это необходимо для анализа продаж в разрезе всех важных характеристик и, соответственно, корректировки и формирования ассортимента товаров внутри категории и подкатегории.

Рассмотрим характеристики на примере подкатегория «Стиральные порошки» в категории «Средства для стирки» (табл 2. 5)

Таблица 2.5. Непродовольственные товары.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

По каждой характеристике на основании анализа продаж (внутренней статистики) и на основании данных о потреблении на рынке (данных исследований рынка) определяем долевое распределение ассортимента/ Далее количество SKU, определенное для подкатегории, распределяем с учетом всех характеристик.

Рассмотрим пример – подкатегория «Майонез» насчитывает всего 20 SKU:

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Итоговый ассортиментный перечень:

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Итоговый ассортиментный перечень учитывает особенности потребления майонеза в нашей стране (провансаль – самый популярный вид майонеза, поэтому его 8 видов из 20), доли брендов в регионе (самый популярный в регионе – Слобода), виды и объемы упаковок (самый ходовой – маленький дойпак). Кстати, майонеза в стекле нет, потому что это гипермаркет (далеко везти, тяжелее) и потому что это магазин низких цен, а в стекле – дороже.

Также мы видим, что построение ассортимента идет не от брендов, а от видов майонеза – согласно дереву покупательских решений целевых групп покупателей данного магазина, для которых вид майонеза, вид и объем упаковки – более важные факторы принятия решения, чем бренд.

Ценовая сегментация ассортимента

В дереве покупательских решений фактор цены всегда присутствует: для покупателей с низким уровнем дохода это самый важный или один из самых важных факторов выбора товара, а для покупателей с высоким уровнем дохода он тоже важен, хотя и не имеет определяющего влияния. По этой причине при формировании ассортимента необходимо учитывать разные варианты этого фактора – ценовые сегменты – для того, чтобы покупателям с разным уровнем дохода предложить выбор товаров.

Ценовая сегментация ассортимента розничной компании отличается от ценовой сегментации какого-либо товарного направления в маркетинге, когда анализируются все имеющиеся на рынке варианты цены Как правило, маркетологи выделяют до 7 ценовых сегментов (рис. 2. 7). Однако магазин определенного формата, рассчитанный на определенных целевых покупателей, не предлагает все существующие на рынке товары по всем вариантам цены (и качества), охватывая лишь часть ценовых предложений Именно по этой причине ритейлеры обычно выделяют менее 7 ценовых сегментов.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Рис 2. 7. Семь ценовых сегментов ассортимента магазинов.

Ценовая сегментация является одним из ключевых пунктов ассортиментной политики, так как предопределяет выбор товаров и поставщиков. В тех случаях, когда розничная сеть не проводила ценовую сегментацию ассортимента, случаются проблемы:

• в некоторых товарных категориях может быть избыток дешевых товаров;

• в некоторых товарных категориях может быть избыток дорогих товаров;

• может быть занижена минимальная и/или максимальная цена в подкатегории;

• может быть завышена минимальная и/или максимальная цена в категории.

Это может привести к нарушениям ценового баланса ассортимента (табл. 2. 6)

Таблица 2.6. Нарушения ценового баланса ассортимента.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Цель ценовой сегментации – предложить покупателям более широкий выбор товаров внутри категории/подкатегории по тем ценам, которые предпочитает большинство.

Ценовая сегментация начинается с определения минимальной и максимальной цен внутри подкатегории (совокупности товаров-аналогов).

Определение минимальной и максимальной цены является результатом конкурентного анализа. Например, нужно определить минимальную и максимальную цены на яблоки Сначала узнаем, каковы эти значения у наших прямых конкурентов, затем – у косвенных. Далее с учетом нашего ценового позиционирования относительно этих конкурентов определяем, каковы должны быть минимальная и максимальная цены на яблоки.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

В табл 2 7 приведены типовые решения по определению отклонения минимальной и максимальной цен от цен конкурентов.

Таблица 2.7. Типовые решения по определению отклонения минимальной и максимальной цен.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Далее, когда минимальная и максимальная цены определены, необходимо определить, какое количество ценовых сегментов выделять. Эта задача, по сути, является задачей определения того, на сколько отрезков разделить расстояние между ценами 49 и 120 руб, чтобы каждый отрезок отражал однородный покупательский спрос, т. е. объединял однотипных покупателей?

В первую очередь количество ценовых сегментов зависит от величины разброса цен между минимальной и максимальной: чем больше разброс в деньгах, тем больше нужно ценовых сегментов выделить, чтобы сохранить однородность спроса внутри каждого сегмента. В тот же время, количество сегментов – это, по сути, количество ответов на потребность. Например, большинство дискаунтеров и гипермаркетов низких цен выделяют три ценовых сегмента именно в соответствии с принятым количеством ответов на потребность.

Величина разброса между минимальной и максимальной ценами называется спрэдом В табл 2 8 приведены примеры выделения трех или четырех ценовых сегментов в зависимости от спрэда, который выражен в процентах прироста максимальной цены к минимальной.

Таблица 2.8. Примеры выделения ценовых сегментов

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Далее необходимо определить доли ценовых сегментов в ассортименте (табл. 2. 9). Это очень важный вопрос, решение зависит от формата магазина. Каких-либо жестких нормативов нет, показатели устанавливает компания с учетом своего позиционирования.

Таблица 2.9. Определение доли ценовых сегментов в ассортименте.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Следующий шаг – определение границ ценовых сегментов Существует два подхода к определению границ ценовых сегментов:

• формальный, или математический;

Математический метод заключается в делении разницы между максимальной и минимальной ценами на количество ценовых сегментов и вычислении границ сегментов, т. е. сегменты равны между собой в денежном измерении.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Как видно в варианте 2, деление на равные промежутки дает неравноценные ценовые сегменты – слишком большой разброс цен в низком ценовом сегменте – 200–12 650 руб – указывает на неоднородность спроса внутри сегмента. Вариант 1, благодаря малому спрэду между минимальной и максимальной ценами, выглядит правдоподобно.

В случаях, аналогичных варианту 2, применяется логический метод, или метод расширяющихся диапазонов. В этом случае границы определяются через равный процент прироста цены между минимальной и максимальной ценами внутри сегмента, т. е. процент прироста цены увеличивается с ростом цены.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Таким образом добиваемся однородности спроса внутри каждого ценового сегмента.

Вычисление границ логическим методом осуществляется извлечением корня из спрэда между минимальной и максимальной ценами, степень определяется количеством ценовых сегментов.

Далее приведен пример определения границ ценовых сегментов в категории «Диван-кровать», где самый дешевый диван стоит 8000 руб, самый дорогой – 200 000.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Когда сегменты определены, можно переходить к наполнению ассортимента конкретными товарами, т. е. формировать ассортиментную матрицу.

Еще один важный вопрос, связанный с ценовой сегментацией ассортимента, – формирование ценовой ассортиментной шкалы в подкатегории однотипных товаров. Товарные позиции должны дифференцироваться по цене и качеству таким образом, чтобы рост цены отражал рост качества товара В этом случае покупатель сможет легко ориентироваться в предложении ритейлера и обоснованно делать выбор. Нежелательно иметь товары разного качества с одинаковой ценой, это непонятно покупателю и подрывает его доверие к магазину, создавая путаницу в голове и непонимание принципов ценобразования.

На рис 2 8 приведена схема построения ценовой шкалы. Самый значительный интервал должен быть между первой и второй ценами в подкатегории, также интервалы увеличиваются в высоком ценовом сегменте.

Среднее sku как считать. Смотреть фото Среднее sku как считать. Смотреть картинку Среднее sku как считать. Картинка про Среднее sku как считать. Фото Среднее sku как считать

Рис 2 8 Схема построения ценовой шкалы.

Значительная разница между первой и второй ценами обеспечивает переключение покупателей, не выбравших самый дешевый товар (из-за подозрений в низком качестве), на товар, имеющий уже нормальную маржу для ритейлера и ощутимую разницу по качеству для покупателя Возрастание интервалов в высоком ценовом сегменте объясняется меньшим количеством SKU.

Концепция жизненного цикла.

При планировании ассортимента необходимо также учитывать, на каком этапе жизненного цикла находятся товар или торговая марка и сам магазин.

Как уже отмечалось в начале книги, жизненный цикл магазина представляет собой S-образную кривую, разделенную на четыре стадии: открытие, интенсивный рост, зрелость и спад Каждая стадия характеризуется определенным образом:

открытие магазина – продажи растут медленно, посетители присматриваются к магазину и к товару; важна внешняя реклама, указывающая на наличие магазина и выгоды от его посещения; этот период может занимать от одного до шести месяцев;

интенсивный рост – темпы роста объема продаж увеличиваются, первые удовлетворенные покупатели начинают совершать повторные покупки; магазин становится известным и популярным, особенно среди покупателей-новаторов; этот период может продолжаться от трех месяцев до одного года;

зрелость – магазин функционирует в нормальном режиме; темп роста объема продаж замедляется, приходится изыскивать дополнительные возможности получения прибыли (снижение издержек, изменение ассортимента и пр.); это длительная стадия, и ее продолжительность и устойчивость будут зависеть от грамотной маркетинговой политики;

спад – магазин или товары в нем постепенно теряют популярность; важно вовремя понять причину спада, чтобы предпринять меры для сохранения магазина.

Важно определить, на каком этапе жизненного цикла находятся как предлагаемый вами товар и торговые марки, так и рынок, на котором работает ваша компания.

Знание концепции жизненного цикла поможет грамотно планировать ассортиментную политику. Например, когда на рынке компьютерных технологий появились ноутбуки, на этапе внедрения достаточно было представить у себя в магазине одну-две модели. На этапе интенсивного роста обычно растет и круг заинтересованных в ноутбуках покупателей. Можно расширить ассортимент ноутбуков, представив модели разных производителей, разного дизайна или функциональных характеристик, а также продумать ассортимент сопутствующих товаров.

На этапе зрелости вы предлагаете покупателям широкий выбор ноутбуков. Товар получил распространение, конкуренция между магазинами растет, усложняются средства воздействия на покупателей. Вы предлагаете не только ноутбуки, но и дополнительные технические приспособления к ним. Вы начинаете анализировать новинки на рынке компьютерной техники, которые призваны со временем заменить ноутбуки или значительно расширить их возможности.

На этапе спада ноутбуки постепенно потеряют актуальность для покупателей. Ассортимент будет сокращен, отдельные торговые марки или виды упразднятся А вместо ноутбуков на полках появятся товары новых компьютерных технологий.

Вклад разных товаров в достижение целей магазина.

Каждый розничный торговец знает, что разные товары в магазине важны по-разному. Одни товары нужны, потому что они общеизвестны, и любой покупатель ожидает их увидеть, например свитер, брюки и рубашку в магазине одежды или молоко, яйца и хлеб в продуктовом магазине. Другие товары нужны, чтобы создать дополнительное удобство покупателю, например средства по уходу за обувью и носки в обувном магазине, чтобы покупателю не пришлось бежать в другой магазин за этими товарами. Еще нужны такие товары, которые будут как-то выделять ваш магазин среди прочих подобных, чтобы вас запомнили и полюбили покупатели. Например, в вашем магазине стройматериалов имеются образцы плитки из натурального камня, которую можно приобрести под заказ. Это дорогой и редкий товар для обычного магазина, но вы создали дополнительную возможность для покупателя приобрести его именно в вашем магазине И, конечно, практически.

Категорийный менеджмент – это современный подход к управлению ассортиментом, сформировавшийся в 90-х годах прошлого века в Америке и Европе. В настоящее время данный подход имеет четко проработанную, систематизированную технологию формирования и управления ассортиментом розничной компании. Этот подход реализован в большинстве крупных розничных компаний мира, в том числе в России любой магазин должен иметь меняющиеся сезонный и праздничный ассортименты, чтобы привлекать покупателей.

Таким образом, можно сказать, что разные товары играют разные роли в магазине, но все они важны и нужны, только каждый по-своему В категорийном менеджменте[13] 13
Подробнее можно прочитать в книге Сысоевой С. В., Бузуковой Е. А. Категорийный менеджмент – СПб, Питер, 2015

[Закрыть] – новом подходе к управлению ассортиментом – детально описаны все возможные роли. Эти роли отнесены к товарным категориям, на которые делит весь ассортимент категорийный менеджмент (деление на категории не обязательно осуществляется в соответствии с общепринятыми группами и видами товара).

Также важно понимать, как разные виды товаров влияют на достижение общих целей магазина На одних товарах магазин зарабатывает прибыль, другие дают «вал» наличности, третьи удерживают покупателя и создают имидж. Категорийный менеджмент дает описание видов товаров в зависимости от их вклада в достижение стратегических целей магазина.

В рамках технологии категорийного менеджмента существует несколько вариантов классификации ролей товарных категорий.

Рассмотрим две типовые классификации, «покрывающие» большинство существующих на практике вариантов.

Первая классификация выделяет пять ролей товарных категорий. Каждая товарная категория должна быть соотнесена с одной из пяти ролей Эта классификация более подходит для ритейлеров со стратегией дифференциации или стратегией оптимальных издержек Вот краткое описание пяти ролей категорий:

Уникальная – 1–3 % от количества категорий в магазине Категории товаров, играющие эту роль, определяют имидж магазина, обеспечивают интерес покупателей, создают долгосрочные конкурентные преимущества. Эти категории обычно не дают большой выручки и даже могут быть неприбыльными. Например, хлеб собственной выпечки, горячая пицца или развесной чай Это «изюминка» вашего ассортимента, то, чем вы отличаетесь от других и чем вы дополнительно привлекаете своих покупателей.

Часто бывает сложно сохранить уникальность, так как все удачные инновации сразу же копируются другими игроками на рынке Задача состоит в создании некопируемой или труднокопируемой уникальности, которая создаст настоящее, долгосрочное конкурентное преимущество.

Приоритетная – 20 % Это категории товаров с большой наценкой, которые покупают довольно часто. Для таких категорий важно грамотно подобрать товары, чтобы они привлекали покупателя и при этом приносили прибыль. Для продуктовой розницы это алкоголь, колбасная гастрономия, а также кофе, йогурты, рыбные деликатесы Это товары, важные для вашего целевого покупателя. Он предпочитает ваш магазин именно за ассортимент этих категорий товаров. И для вас эти категории тоже важны – они создают основу вашего дохода.

Базовая – 40–60 % Это основной ассортимент магазина Товары этих категорий составляют большую часть потребительской корзины У них высокая оборачиваемость, они приносят прибыль, но не обязательно большую. Это, например, макаронные изделия, соки, моющие средства, корма для животных. По этим товарам важно иметь конкурентоспособный ассортимент, приемлемые цены, но не «гнаться» за доходом, так как магазин на них не зарабатывает Эти товары «должны быть, потому что должны быть».

Периодическая (сезонная) – до 20 %. Это те товары, которые покупают время от времени или по сезону. Соответственно, выручка от их продажи и прибыль носят сезонный характер. К таким товарам относятся репелленты, мебель для дачи, новогодние товары, товары к 8 марта, к Пасхе, ко дню Святого Валентина, товары для сада-огорода, климатическое оборудование и т. д. С помощью этих товаров вы привлекаете дополнительных покупателей в периоды сезонных пиков Сезонные товары крайне важны – это промо без промо. В обычные периоды ритейлеры проводят многочисленные промоакции для стимулирования спроса, а в сезон стимулировать спрос не нужно – он сам растет, нужно только быть к нему готовым, чтобы получить хороший финансовый результат и укрепить лояльность покупателей, которая неизбежно растет, когда покупатели удачно затоварились в сезон нужными им товарами по привлекательным ценам.

Удобная – 5–10 %. Наличие этих товаров поддерживает посещаемость магазина и создает впечатление, что в магазине можно купить все Выручка и прибыль от продажи товаров этой категории невысоки. Например, это пластиковая посуда, салфетки, одноразовые перчатки, батарейки, открытки. Эти товары создают у покупателя ощущение, что магазин заботится о них, предлагая им дополнительные удобства. Эти категории существуют в магазине не ради денег – с точки зрения финансовой эффективности нецелесообразно, к примеру, держать в магазине открытки с месячным товарооборотом в 5 тыс руб и маржой 2,5 тыс руб при общем товарообороте, к примеру, 30 млн. руб.

Однако в магазинах с низкой частотой посещения эта роль категории меняется и становится важной Например, товары для дома. Яркий и очень эффективный пример – Икея. Покупатель пришел за диваном, диван не купил, но магазин не выпустит его без покупки: магазину нужны продажи, а покупатель, купивший хоть что-то, всегда довольнее того, кто не купил ничего. Важно, чтобы в ассортименте присутствовали все пять ролей товарных категорий – только в этом случае ассортимент можно считать сбалансированным. Чаще всего возникают проблемы с отсутствием уникальной роли категорий: «У нас нет товара, который можно было бы определить как уникальный. Насколько это критично?»

Пример уникальной категории

Сеть продуктовых супермаркетов предлагает своим покупателям продукцию собственного производства, но помимо традиционных тортов, салатов и выпечки, они представляют также готовые блюда (супы, гарниры, вторые блюда), закуски и десерты. Имеются замороженные продукты собственного производства – пельмени, вареники ручной лепки, охлажденные полуфабрикаты. Уникальной эту категорию делает очень богатый ассортимент и высокое качество продукции, приготовленной по-домашнему, без использования консервантов и красителей. Инвестиции в производственные технологии, систему контроля качества и подготовки производственного персонала способствовали созданию по-настоящему уникального производства, которое не может быть скопировано конкурентами в полном объеме. Созданные таким образом уникальные товарные категории дают компании неоспоримые конкурентные преимущества и выделяют ее на фоне других магазинов. Кроме того, они являются достаточно доходными.

Пример приоритетной категории

Приоритетной категорией для одной сети магазинов женской одежды является деловая одежда. Костюмы брючные, костюмы с юбкой, отдельно жакеты, брюки и юбки делового (офисного) стиля представлены довольно широко. Поскольку изделия в основном из натуральных или смешанных тканей, стоимость довольно высокая, и у магазина есть возможность, установив обычную наценку, получить хороший доход. Целевые покупательницы – работающие женщины от 23–24 до 45 лет со средним и выше среднего уровнем дохода, которые много времени проводят на работе и заинтересованы в широком предложении «рабочей» одежды.

Пример базовой категории

Базовыми категориями для ювелирного магазина среднего ценового сегмента являются обручальные кольца, цепи, подвески из золота без вставок, кольца и серьги из серебра – это именно те виды украшений, которые продаются больше всего в штучном выражении, чаще всего востребованы покупателями и обязательно присутствуют в ассортименте любого ювелирного магазина. Невысокая цена таких видов изделий позволяет приобретать их многим покупателям.

Пример периодической категории

В магазине детских товаров товарами периодической категории являются:

• товары для летнего отдыха и развлечений (велосипеды, ролики, скейты, самокаты и т. д.);

• товары для зимнего отдыха и развлечений (лыжи, коньки, санки и т. п.);

• сезонная обувь (сандалии, ботинки, сапожки, валенки, туфли);

• сезонная одежда (куртки, шубы, пальто, шорты, майки, платья и т. д.).

Пример удобной категории

В магазине бытовой техники удобными категориями традиционно являются:

• средства для стиральных машин (стиральные порошки, жидкие моющие средства, очистители для стиральных машин, ополаскиватели для белья);

• средства для посудомоечных машин (моющие порошки, ополаскиватели, средства «3 в одном», соль для ПММ);

• средства по уходу за плитами (чистящие средства для плит, скребки и влажные салфетки для стеклокерамических плит);

• средства для удаления накипи на водонагревательных приборах;

• средства по уходу за металлическими, пластиковыми и деревянными поверхностями;

• средства по уходу за жидкокристаллическими экранами (салфетки, очистители).

Данные товары не обязательно должны присутствовать в ассортименте магазина бытовой техники, но их наличие придаст имиджу магазина дополнительные положительные черты.

Это критично, если вы хотите получать от своего ассортимента максимум отдачи. Отсутствие товарной категории уникальной роли делает ассортимент вашего магазина «таким, как у всех», т. е. ничем не примечательным, банальным. Естественно, что при прочих равных условиях покупатель с легкостью сменит такой «обычный» магазин на другой, который имеет свою «изюминку» в ассортименте. С уникальной ролью категории требуется осторожность: конкуренты могут быстро скопировать вашу «изюминку», и эта категория товара перестанет быть уникальной. Самый лучший вариант – если ваша уникальная категория является эксклюзивным товаром или не поддается копированию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *