Средневековье как стадия исторического процесса

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе: периодизация, основные процессы

Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть фото Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть картинку Средневековье как стадия исторического процесса. Картинка про Средневековье как стадия исторического процесса. Фото Средневековье как стадия исторического процесса Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть фото Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть картинку Средневековье как стадия исторического процесса. Картинка про Средневековье как стадия исторического процесса. Фото Средневековье как стадия исторического процесса Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть фото Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть картинку Средневековье как стадия исторического процесса. Картинка про Средневековье как стадия исторического процесса. Фото Средневековье как стадия исторического процесса Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть фото Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть картинку Средневековье как стадия исторического процесса. Картинка про Средневековье как стадия исторического процесса. Фото Средневековье как стадия исторического процесса

Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть фото Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть картинку Средневековье как стадия исторического процесса. Картинка про Средневековье как стадия исторического процесса. Фото Средневековье как стадия исторического процесса

Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть фото Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть картинку Средневековье как стадия исторического процесса. Картинка про Средневековье как стадия исторического процесса. Фото Средневековье как стадия исторического процесса

Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия — с V по XVI в. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V-IX вв.), зрелого, или классического (X-XIII вв.) и позднего (XIV-XVI вв.) Средневековья. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

1)синтез римского и варварского миров

2)медленные темпы экономического развития

3)складывание феодальной иерархии

5)образование варварских государств

6)становление феодальных отношений

7)формирование двух основных классов феодального общества

8)распространение христианства среди европейских народов

Раскрытие пунктов: 1)В период раннего Средневековья идёт образование западноевропейской цивилизации. Если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Древний Рим, то средневековая охватывает уже практически всю Европу. Становление средневековой цивилизации связано с Великим переселением народов (IV в.) – вторжением в пределы Римской империи варваров. Варварские королевства являлись государствами со слабой центральной властью, ситуация осложнялась острыми противоречиями между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабильность политической ситуации в Европе в период раннего средневековья.

2) Медленные темпы экономического развития обусловлены, прежде всего, складыванием феодальных отношений. Особое значение для развития экономики имела эволюция феодальной собственности. Ее своеобразие проявлялось в том, что, являясь частной, она тем не менее не была абсолютной собственностью на землю, поскольку содержала определенную условность. Суть здесь в том, что каждый крупный феодал предоставлял надел более мелкому феодалу лишь при условии несения военной службы. Это порождало особую систему- феодально-сословную иерархию, основанную на вассально-ленных отношениях. Лишь с течением времени условное землевладение превратилось в наследственное.
Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, которая стала основой для взимания феодальной ренты.

3) «Вассал моего вассала – не мой вассал». Означает, что вассал служил только своему непосредственному сеньору.

Ступени «феодальной лестницы»:

Король или император, Верховный владелец всех земель и верховный сеньор в государстве раздавал большие площади вассалам(князьям, герцогам, графам). Они выделяли отдельные части своих владений своим вассалам –баронам. Те выделяли земельные наделы собственным вассалам – рыцарям, которые в качестве феода получали имение.

Владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Он собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другому феодалу, мог заключать с ним мир.

Франкское королевство при Меровингах V-VII вв:

Подчинило ряд германских племён, расширило свою территорию, франки приняли христианство, наладили отношения с местным(галло-римским) населением

Завоевания Карла Великого и воссоздание Римской империи:

772-804гг. – борьба с саксами

774г. присоединение Северной Италии

778. отвоевание у арабов земель на севере Испании

788 г.- покорение Баварии

796 г. – разбил вместе со славянами аваров на территории современной Венгрии

5) В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись франки,ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Галлии и Бургундии. С середины V в. германские племена стали активно осваивать Британию, воюя с местным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских королевств.
Образование варварских королевств не создало обстановки стабильности. Новые государства вели между собой постоянные войны, их границы были непостоянны, а жизнь, как правило, недолговечной.
Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы,которые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и образовали обширное Остготское королевство, включившее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Иллирии, а позднее — Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена другим германским племенем — лангобардами.
Эта довольно хаотичная картина дополнялась непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности.
Волны варварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европе еще долго оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинственных норманнов —германских народов, населявших скандинавские страны. В конце VII — начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела наступление на европейский мир и утвердила свое господство над Северной Африкой и большей частью Испании.

Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть фото Средневековье как стадия исторического процесса. Смотреть картинку Средневековье как стадия исторического процесса. Картинка про Средневековье как стадия исторического процесса. Фото Средневековье как стадия исторического процесса

6) Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере бы-ло становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями.

7) В средневековье формируются также два основ-ных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и кресть-яне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономиче-скому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хо-зяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестья-нину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они пла-тили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяй-стве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые кре-стьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти кресть-яне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все кресть-яне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

8) Важная роль в консолидации средневекового европейского мира принадлежала церкви.

Христианство разделилось на две ветви – католичество, которое распространилось Юго-Западную, Северную и Центральную Европу и Православие на Западную и Восточную.

Источник

«Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология»

1. Средневековье: временной промежуток…………………………………………………………………………..5

2. Средневековье как стадия исторического процесса………………………………………………………….7

2.2. Производственные отношения и способы эксплуатации………………………………………………..7

2.4. Идеология и социальная психология……………………………………………………………………………11

Итальянские гуманисты – лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком». В XV в. Этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. Начальной вехой Средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306 – 337 гг.), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Еще более произвольно трактовали конец средних веков: то это было падение Константинополя (1453 г.), то – открытие Америк (1492 г.), то – начало Реформации в Германии. Эта эпоха длилась более тысячи лет, ее можно датировать V – XVII вв.

В историографии принято делить историю средних веков на три периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – время формирования феодального способа производства; Классическое средневековье (XI – XV вв.) – время максимального развития феодализма; позднее Средневековье (XV – XVII вв.) – период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства[2].

В период раннего средневековья происходило формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю, складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян.

Период классического средневековья характеризовался расцветом феодального способа производства; появлением и развитием городов, положивших начало формированию светской городской культуры. Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложения феодализма.

Содержание позднего средневековья состояло в разложении феодализма, возникновении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства[4].

Цель: изучить Средневековье как стадию исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.

1. Изучить технологии в период Средневековья;

2. Изучить производственные отношения и способы эксплуатации в период Средневековья;

3. Изучить политические системы в период Средневековья;

4. Изучить идеологию и социальную психологию в период Средневековья.

1. Средневековье: временной промежуток

1.1. Средневековье в Западной Европе

В Европе с XVIII в. в отношении почти тысячелетнего этапа всемирной истории употребляется понятие «Средние века», т.е. века между Древностью и Новым временем. Время раннего Средневековья (V – X вв.) называют «Темными веками», во всяком случае, применительно к Европе. Это была длительная полоса формирования феодальных отношений, зарождения и развития феодализма, генезис феодализма.

Период классического средневековья (XI-XV вв.) характеризовался расцветом феодального способа производства. Происходит усиление эксплуатации крестьянства. В результате мощные крестьянские восстания XIV-XV вв. потрясли здание западноевропейского общества.

Позднее средневековье (XVI – XVII вв.) – это время великих географических открытий, начала колониальных захватов.

Франция стала страной классического феодализма. На основе феодального землевладения возникла сложная иерархическая лестница, или феодальная пирамида, во главе которой стоял король. Он первоначально считался верховным собственником всей земли в государстве.

В Германии процесс феодализации происходил медленнее. Государственная централизация, как правило, совпадала с моментами большой внешнеполитической активности[4].

Средневековое общество было корпоративным, то есть разделенным на замкнутые группы (сословия) со своими правилами и обязанностями, передававшимся по наследству. Таких групп выделяют три: дворянство, духовенство и «третье сословие» (крестьяне, ремесленники, торговцы)[7].

1.2. Средневековье на Востоке

Для восточных стран термин «средние века» употребляется для обозначения первых 17-ти веков н.э., вплоть до того момента, когда Восток становится объектом европейской торговли и колониальной экспансии.

Учитывая «отставание» восточных обществ в своем развитии от Западной Европы и степень зрелости феодальных отношений, в истории Востока выделяют следующие этапы: I – IV вв. – переходный период зарождения феодализма; VII – X вв. – период раннефеодальных отношений со свойственным ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов; XI – XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-кооперативного строя жизни, культурный взлет; XIII в. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества; XIV – XVI вв. – послемонгольский период, характеризуемый замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти[2].

Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока[6].

1.3. Средневековье в России

Для России Средневековье началось с большим опозданием, то есть только в X-XI вв., когда на Западе уже происходил переход к классическому, зрелому Средневековью. Тем не менее закончилось оно в нашей стране, приблизительно, как и на Западе, в конце XVII в. Но и после этого, как и на Востоке, вплоть до 1861-1917 гг. оставались в незыблемости многие черты Средневековья. К ним относились такие его атрибуты, как крепостничество, самодержавие, помещичье землевладение, крестьянская община, сословное деление общества. И если на Западе конец Средневековью окончательно был положен буржуазно-демократической революцией в Англии, то в России даже Февральская 1917 г. революция оказалась неспособна решить задачи буржуазно-демократических преобразований и потребовались ещё Октябрьская социалистическая революция 1917 г. и сталинский «Великий перелом» 1929-1937 гг., чтобы окончательно покончить с пережитками средневековья. При этом бороться с ними приходилось с применением всё того же средневекового насилия по отношению к инакомыслию[6].

Во многих отношениях эпоха Средневековья – это период господства религиозных догм, схоластики, инквизиции, феодальной замкнутости и забвения богатого населения античной культуры. Отличительными чертами стал отказ от признания ценности человеческой личности, ее права на поиски истины и свободного творчества. Отрицался гуманизм как сущность любой культуры.

В России, однако, период Средневековья совпал с периодом бурного формирования новых наций и их самобытности, новых интересных культур на территории Киевской и Московской земель[3].

2. Средневековье как стадия исторического процесса

Средневековое общество Западной Европы было аграрным, основанным на ручном труде и феодально-общественных отношениях. Господствовало натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры[7].

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производственных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение. Совершенствовалась техника, ведущей тенденцией исторического процесса было утверждение феодальных отношений[6].

Так же как и в античности, основными видами хозяйственной деятельности человека являлись земледелие и скотоводство, причем в том и другом случае производство было основано на ручном труде[5].

2.2. Производственные отношения и способы эксплуатации

Основой феодального способа производства являлось наличие в руках имущего класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей – зависимых крестьян, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и отдавали феодалом свой прибавочный продукт в виде ренты или налога. Феодальная рента осуществлялась в трех формах: отработочная (барщина), продуктивной (натуральный оброк) и денежной.

В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Но по-разному складывался феодальный строй у народов землевладельческих и пастушеских, в странах с умеренным засушливым климатом[2].

В раннее средневековье в западной Европе преобладала отработочная рента, позднее большое распространение получил натуральный оброк, а с развитием товарно-денежных отношений решающее значение приобрела денежная рента. Феодалы начали распределять барское хозяйство, раздавая господскую землю в крестьянские держания, что привело к ослаблению и даже ликвидации крепостной зависимости и замене ее оброчными обязательствами крестьян-держателей. Это способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства.

В Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и практиковалось взимание феодальной ренты[2].

На Востоке, в частности, в Китае и Индии, в ранее и даже в классическое средневековье была широко распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой являлись государственные налоги (рента)[2].

Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, содержащих дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан[6].

Средневековье отличалось трудом зависимых крестьян и опутанных цеховыми нормами ремесленников. Основной формой организации общества была община[5].

На раннем этапе, в период становления феодальных отношений, крестьяне и ремесленники подчинялись непосредственно государственной власти, которую осуществляла дружина во главе с князем. Основной формой эксплуатации была государственная подать – дань. В XI в. у князей, представителей дружинной верхушки – бояр и церкви появляются собственные крупные земельные владения – вотчины. В них поначалу использовался в значительной мере труд холопов (рабов), не крестьян. В XII –XIII вв. количество вотчин выросло, но большая часть населения по-прежнему находилась в зависимости только от государства.

После монгольского нашествия в XIV – XV вв., с одной стороны, сложилась система вотчин, с другой – консервировались государственные формы эксплуатации, что во многом было связано с необходимостью выплат в Орду. С конца XV в. появился новый вид частного земельного владения – поместье. В отличие от вотчин поместья нельзя было продавать и передавать по наследству. Система крепостного права окончательно оформилась в России в конце XVI – первой половине XVII вв.[5].

2.3. Политические системы

В период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность.

Важным этапом феодализма явилась новая волна нашествий на Западную Европу в IX – XI вв. – нападения арабов, венгров, норманнов[2].

В X – XI вв. после распада империи Карла Великого утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств уже в IX – X вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти привело к феодальным междоусобицам.

В XV в. началось преодоление феодальной раздробленности, шло постепенное укрепление феодальных монархий и складывание национальных государств.

Особенности политического развития определяли тот факт, что складывавшиеся национальные государства не имели национальной армии. Вооруженная организация создавалась из разноплеменных наемников. Во внешних войнах наемники не всегда оказывались надежными и в критический момент переходили на службу к противнику[6].

В это время существовала централизованная система управления в форме монархии[2].

В эпоху средневековья повсюду на Земле царила политическая раздробленность. Это явление было характерно и для Востока.

Государство выполняло функции господствующего класса в лице причастного к власти сословия во главе с самим правителем и жило за счет ренты – налога с землевладельцев, в том числе крестьян. В общеевропейском понимании феодалов как отдельного от государства сословия здесь не было, как не было феодального землевладения, феодальной частной собственности, закрепощения крестьян[6].

Политическое управление и политическая борьба в средневековой Руси проходила в условиях политических систем: достаточно авторитарной княжеской монархии и довольно демократической боярско-купеческой республики.

Политические системы княжеских монархий имели место практически во всех русских княжествах, кроме Новгорода и Пскова. Здесь верховная законодательная, судебная, исполнительная и военная власть принадлежали одному лицу – князю. Князь мог советоваться со своими боярами, дружинниками, мог получать информацию от послов, лазутчиков, других лиц, но принимал решения единолично. В период Киевской Руси верховная власть принадлежала роду Рюриковичей, все они по рождению считались князьями. Бескняжье нарушало нормальную жизнь общества, делало его беззащитным перед внешними противниками.

Но даже киевский князь не был абсолютным монархом. Большую роль в политике столицы и других городов Великого княжества Киевского играли народные собрания – вече. Они ведали вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, определяли налоговую политику, обсуждали наиболее важные законы. С помощью вече народ городов-государств Древней Руси имел возможность влиять на ход политической жизни[1].

2.4. Идеология и социальная психология

В духовно-культурной сфере ранее Средневековье стало временем усиления роли религий, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями. В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в политических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни народов Европы, Северной Африки и Азии. Постепенно менялась цивилизационная картина мира. В этом новом цивилизационном пространстве появилась и русская (российская) цивилизация, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое место в мировом историческом развитии[6].

В Средние века Западная Европа была тесно связана с Восточной римской империей и странами, где получила распространение третья после христианства и католицизма мировая религия – ислам, или мусульманство[2].

В Средние века прочно установилась власть церкви в государстве. Этот период обычно называется периодом господства церкви над наукой. Как институт духовной и светской власти церковь стремилась донести до широких масс и народов духовное содержание Библии. Для этой цели необходимо научить людей читать Библию. Это способствовало развитию образования и медицины.

Можно назвать ряд причин, которые не позволили погаснуть «факелу» науки:

— создание в XIII – XIV вв. системы университетского образования в западных странах Европы. В этот период в Парижском университете (основан в 1215 г.) училось более 20 тыс. студентов;

— признание церковью светской учености;

— развитие латинского языка в качестве языка общения по вопросам религии и науки[4].

Страны Востока в Средние века были тесно связаны с Европой, поскольку носительницей греко-римской культуры осталась Византия[2].

Вся ближневосточная зона и ряд государств Азии оказались под влиянием ислама, который с VII – VIII вв. н.э. был не только новой религией, но и новой моделью государственности в рамках Арабского халифата. Главной задачей в этих государствах считалось воспитание простых людей в покорности высшей силе. Именно на базе ислама в XVI в. была создана сильная Османская империя[6].

В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец.

В Японии древнейшую религию (синтоизм, или «путь местных богов») в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры стали поддерживать буддизм, который превратился в строго централизованную государственную религию. Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально-экономическим условиям и быть полезными власть предержащим[6].

В античности при господстве политеизма (многобожия) зарождается духовная система средневековых цивилизаций – монотеизм (однобожие).

Античный политеизм благосклонно относился к чужим богам. В алтарях греческих храмов были надписи «неведомым богам». Это боги, которых они не знали, но которым платили дань уважения. Средневековый же монотеизм был нетерпим к другим религиозным конфессиям, что выражалось даже в религиозных войнах[5].

Термин «Средние века» употребляется историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения. В историографии принято делить историю средних веков на три периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – время формирования феодального способа производства; Классическое средневековье (XI – XV вв.) – время максимального развития феодализма; позднее Средневековье (XV – XVII вв.) – период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства[2].

Средневековье – это период мировой истории, охватывающий время формирования и развития феодализма, пришедшему на смену рабовладению. Однако нижняя и верхняя его границы не являются одинаковыми для всех стран.

В Западной Европе они охватывают время с V по XVII вв., то есть с момента падения Римской империи и до английской буржуазной революции 1640 г. На Востоке не могло быть таких чётких хронологических рамок Средневековья по той причине, что развитие обществ и государств там происходило медленно, с сохранением значительных традиционных форм вплоть до XIX в. Хотя, если за главный критерий Средневековья считать феодализм, то на Востоке он возник гораздо раньше, чем в Западной Европе, то есть ещё в I в.

Что же касается России, то для неё Средневековье началось с большим опозданием, то есть только в X-XI вв., когда на Западе уже происходил переход к классическому, зрелому Средневековью. Тем не менее закончилось оно в нашей стране, приблизительно, как и на Западе, в конце XVII в. Но и после этого, как и на Востоке, вплоть до 1861-1917 гг. оставались в незыблемости многие черты Средневековья. К ним относились такие его атрибуты, как крепостничество, самодержавие, помещичье землевладение, крестьянская община, сословное деление общества. И если на Западе конец Средневековью окончательно был положен буржуазно-демократической революцией в Англии, то в России даже Февральская 1917 г. революция оказалась неспособна решить задачи буржуазно-демократических преобразований и потребовались ещё Октябрьская социалистическая революция 1917 г. и сталинский «Великий перелом» 1929-1937 гг., чтобы окончательно покончить с пережитками средневековья. При этом бороться с ними приходилось с применением всё того же средневекового насилия по отношению к инакомыслию[6].

Средневековое общество было аграрным, основанным на ручном труде и феодально-общественных отношениях. Господствовало натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Промышленность в это время существовала в виде ремесла и мануфактуры[7].

По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанного с ним закрепощения крестьянства. Основой феодального способа производства являлось наличие в руках имущего класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей – зависимых крестьян, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и платили феодалам ренту или налог[2].

В духовно-культурной сфере Средневековье стало временем усиления роли религии, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями[6].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *