Срок амортизация автомобиля по классификатору
Классификатор основных средств по амортизационным группам
Чтобы верно рассчитать амортизацию в налоговом учете, бухгалтер сначала должен узнать срок полезного использования основного средства (ОС). Зная срок, несложно определить амортизационную группу (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы
Как же узнать срок полезного использования? Для этих целей существует специальная классификация ОС.
Всего существует 10 амортизационных групп согласно вышеупомянутой классификации. Самый малый срок использования ОС — год, данному сроку соответствует первая группа. В десятой группе учитывают ОС со сроком более 30 лет. Бухгалтеру можно найти нужную группу по коду ОКОФ или названию ОС.
Амортизационные группы основных средств — 2021: таблица
Представляем вам таблицу распределения основных средств по группам. Для наглядности в третьем столбце таблицы приведем примеры. В столбце «Срок полезного использования» информацию следует читать так: если указан временной интервал 3–5 лет — значит, ОС можно использовать более 3 лет до 5 лет включительно.
Срок полезного использования
Как определить амортизационную группу
Распределить ОС по конкретным группам несложно. Здесь бухгалтеру понадобится название объекта или ОКОФ. По этим параметрам нужно найти свой объект в классификации — рядом с искомым объектом будет обозначена нужная группа.
Бывают основные средства довольно специфичные, их может не оказаться в классификации. Тогда можно утвердить срок возможной эксплуатации ОС, исходя из его характеристик.
Определив срок, останется лишь посмотреть, к какой группе принадлежит ОС с данным сроком использования.
Срок амортизация автомобиля по классификатору
Соответствующие автомобилям коды ОКОФ, их амортизационные группы и срок полезного использования автомобилей, введенных в эксплуатацию с 01.01.2017, приведены далее в таблице. Она актуальна в 2020 году.
310.29.10.22
310.29.10.42.111
310.29.10.42.113
310.29.10.42.120
Пояснение
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.
Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?
Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?
В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.
По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:
Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.
Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).
Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Для наглядности приведем пример.
Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.
Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).
Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
АКЦИЯ ГОДА
Только до завтра подписка «Клерк.Премиум» – 13 640₽ вместо 24 800₽. Узнать о пользе «Клерк.Премиум» и подписаться>>>
Организация купила подержанный автомобиль: как установить срок полезного использования?
Организация, которая приобрела бывший в употреблении автомобиль, вправе определять норму амортизации по нему с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Как новому собственнику определить срок полезного использования бывшего в употреблении имущества
Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
При этом согласно пункту 12 статьи 258 Налогового кодекса приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 Налогового кодекса).
Поэтому, организация вправе определить норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации их предыдущим собственником.
Как определить срок полезного использования для автомобилей
При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, руководствуются кодами ОКОФ.
Указаний, характеризующих порядок отнесения объектов классификации к определенному коду подраздела ОКОФ в описании (введении) классификатора, не содержится.
Определение кода Общероссийского классификатора основных фондов основывается на субъективном суждении (письмо Минфина России от 21.09.2017 г. № 02-06-10/61195).
При этом, по мнению Минфина, чтобы не допустить завышения расходов, связанных с амортизационными начислениями и занижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, при выборе кодов ОКОФ для определения амортизационной группы в соответствии с Классификацией, целесообразно выбрать амортизационную группу с наибольшим сроком полезного использования.
Легковые автомобили по ОКОФ относятся к группировке «Транспортные средства», код 310.29.10.2.
Этому коду в Классификации соответствует 3-я амортизационная группа со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Такие автомобили согласно Классификации к 5-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно.
К этой же группе относятся автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) (код ОКОФ 310.29.10.24).
Учитывая разъяснения Минфина, при приобретении организацией таких автомобилей, целесообразнее включать их в 5-ю амортизационную группу.
Может ли новый срок полезного использования автомобиля быть менее 12 месяцев
Представители Минфина выступают против того, чтобы исключить бывшее в употреблении основное средство, которое приобрела организация, из состава амортизируемого имущества в случае, если срок его полезного использования менее 12 месяцев.
По их мнению, основное средство, бывшее в употреблении, вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования из состава амортизируемого имущества не исключается (письмо Минфина от 03.08.2010 № 03-03-06/1/509).
В другом своем разъяснении Минфин это подтвердил: основные средства принимаются к налоговому учету получающей стороной в качестве амортизируемого имущества, вне зависимости от остаточной стоимости данного имущества и оставшегося срока полезного использования (письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-03-06/1/241).
В случае, если предыдущий собственник неправильно определил срок полезного использования, новый может самостоятельно определить срок полезного использования приобретенных основных средств, в том числе бывших в употреблении (письмо Минфина России от 03.10.2017 № 03-03-06/1/64282).
Также можно поступить и в случае, если приобретенный подержанный объект ОС уже полностью отработал свой срок.
При установлении срока полезного использования такого объекта нужно руководствоваться возможностью дальнейшего его использования в деятельности фирмы, его способностью приносить доход и его техническими характеристиками (постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. № Ф03-А73/07-2/3272).
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Как произвести расчет амортизации автомобиля
Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.
Общие положения и законодательные нормы по вопросу амортизации в бухгалтерском учете.
Амортизация авто. Как и зачем?
Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.
Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.
Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.
Они также требуются для таких целей, как:
Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.
Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.
ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.
Методы расчета амортизации
Существует несколько методов расчета амортизации:
Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.
Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.
Амортизация для легкового авто
Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.
Амортизация для грузового авто
Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.
Порядок расчетов
Расчеты производятся по следующему алгоритму:
Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.
ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.
Пример расчетов №1
Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:
Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.
Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).
Пример №2
Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.
Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).