Стамбул бозджаада как добраться
Топ-6 вещей, которые стоит сделать на острове Бозджаада Часть 1 #ЛайфхакиПоТурции
Несколько лет назад газета «Нью-Йорк таймс» назвала Бозджааду «одним из самых перспективных направлений туризма в Турции». Итак, давайте поговорим о том, чем стоит заняться в этом прекрасном местечке.
1. Попробуйте осьминога
Это вкуснейшее средиземноморское блюдо здесь готовят на гриле с большим количеством оливкового масла и специй. А ещё к нему подают свежий хлеб. Особенно вкусно его готовят в ресторанах Şişman, Lodos и Mistik.
2. Продегустируйте вино
Бозджаада известен своими турецкими винами, советуем вам попробовать такие, как Talay, Corvus и Çamlıbağ в центре города. В ресторане под названием Bakkal устраивают дегустацию вид, и подают к ним прекрасные блюда средиземноморской кухни.
3. Возьмите напрокат велосипед
Аренда велосипеда обойдётся вам недорого, но будьте готовы к тому, что местность здесь холмистая.
Кстати, узнать о лучших велосипедных маршрутах Стамбула можно из нашей статьи.
4. Исследуйте пляжи
Пляжи здесь прекрасны в тёплую солнечную погоду. Вы можете посетить пляжи Аязма (Ayazma), Чаыр (Çayır) или Тузбурну (Tuzburnu). Везде можно арендовать шезлонги и зонтики.
О других пляжах Эгейского моря читайте в нашем обзоре.
5. Подружитесь с местными жителями в баре
6. Прогуляйтесь по мощеным улицам
Как добраться по Принцевых островов и что там делать?
Туристический Стамбул не ограничивается стандартными «Европа-Азия» — в нём есть еще одно место, в котором точно стоит побывать. Речь о Принцевых островах, куда можно смотаться на денёк, совместив отдых от рыночной суеты с приятной морской прогулкой. Стоить это будет совсем не дорого, а по времени лучше сразу заложить целый день.
Итак, что же это за Принцевы острова такие? Это полноценный район провинции Стамбул, который называется Адалар. В него входит 9 остров в Мраморном море, недалеко от побережья азиатской части города. Регулярными рейсами можно добраться до 4 из них — Кыналыада, Бургазада, Хейбелиада и Бююкада. Это обитаемые острова, застроенные невысокими красивыми виллами. На Принцевых островах жили греки, армяне, евреи и богатые турки, поэтому они сильно отличаются от старых кварталов самого Стамбула. На островах нет предприятий, моторный транспорт под запретом (кроме экстренных служб). Единственное средство передвижения — конные повозки, велосипеды и электрические самокаты. Воздух и море здесь чистые, что и привлекает горожан в жаркие летние деньки. Если вы собираетесь посетить Принцевы острова летом, то лучше всего отправиться туда рано утром. Но лучшее время — весна и осень, когда пляжный сезон еще не начался или уже закончился.
Когда Кабаташ отремонтируют, скорее всего, большие паромы Şehir Hatları опять начнут ходить оттуда. Поэтому в 2020+ году лучше заранее уточнять, идут они от Эминёню или Кабаташа.
На сайте Şehir Hatları можно уточнить расписание паромов. Стоимость проезда по транспортной карте Istanbulkart в 2019 году была 5,2 лиры в одну сторону. Время в пути — около 1,5 часа. Первый паром из Эминеню отправляется в 6:50. А последний паром с острова уходит в 20:30 Интервал между рейсами — 1 час.
Билеты других паромных компаний стоят 7,50 лир в одну сторону, а продаются они в кассах на причалах.
Паром до Принцевых островов от Эминеню
Причал Эминеню находится в самом центре, в районе Султанахмет. Чтобы добраться до самого причала, нужно сесть на трамвай ветки Т1 и выйти на остановке «Эминёню» (Eminönü). Кассы причала находятся здесь. Ориентируйтесь по указателям «Adalar».
Билет можно купить прямо перед отправлением в кассе или в автомате. Но если у вас карточка Istanbulkart, то нужно просто приложить её к считывателю на турникете. Только убедитесь, что на карте есть как минимум 10,40 лир на человека, потому что на острове пополнить карту будет негде.
У компании Şehir Hatları большие и комфортные паромы с большим количеством посадочных мест. Но в высокий сезон они, скорее всего, будут все заняты, поэтому приходить к парому нужно за 30 минут до отправления.
На борту работает буфет, где можно купить чай или кофе со сладостями. Есть туалет. При хорошей погоде можно гулять по палубе, любуясь красивыми видами Стамбула.
Паром, идущий от пристани Кабаташ или Эминёню, пересекает Босфор и останавливается на пристани Кадыкёй (Kadıköy).
Там он забирает людей и направляется уже к островам, оставляя позади шумную суету турецкого мегаполиса.
Чайки следуют за паромом от начала и до конца.
Кормление птиц кусками хлеба налету — любимое развлечение пассажиров.
До того, как прибыть к конечной точке маршрута, самому большому острову Бююкада, паром останавливается у причалов трёх других островов. Первый из них — Кыналыада (Kinaliada).
Это четвёртый по величине остров, где постоянно живут около 3000 человек. Своё название «Остров-хна» он получил за красный цвет почвы, богатой железом и медью. Когда-то их тут добывали. А во времена Византийской империи сюда ссылали опальных императриц и императоров. Возможно, этот остров вам понравится больше, чем популярный Бююкада, и вы сойдёте на берег тут. Не забудьте только посмотреть расписание обратных рейсов 🙂
Следующая остановка — остров Бургазада ( Burgazada ). Несмотря на то, что он больше острова Кыналыада, живёт тут всего 1500 человек — он не такой тесный.
После страшного пожара 2003 года на острове сгорела большая часть лесного массива. На Бургазада есть монастырь, госпиталь, и церковь 876 года.
Последняя остановка перед конечной — остров Хейбелиада (Heybeliada). В XIX веке он стал популярным местом отдыха среди богатых греков и евреев, сделавших себе состояние на торговле в Стамбуле.
За короткое время остров оброс дачами и виллами. Здесь находится Свято-Троицкий монастырь. Как и на других островах, здесь запрещен любой автотранспорт, кроме пожарных и полицейских машин.
Три больших острова остаются позади — паром идёт к самому главному из них.
Чем там заняться на острове Бююкада?
Конечная точка маршрута — остров Бююкада. Паром пустеет — пассажиры спешат по своим делам.
Пройдя через галерею терминала с бутиками, оказываешься на главной площади маленького городка на 7,5 тысячи жителей.
Здесь сосредоточено огромное количество кафе и маленьких лавок, прокатов велосипедов и мини-рынков. Есть даже супермаркет Carrefour, в котором цены несколько ниже частных магазинов, рассчитанных на туристов.
Если вы собираетесь исследовать остров самостоятельно, то лучше всего будет взять велосипед на прокат. Стоит это 5 лир в час. Но за 1 час вы вряд ли успеете куда-то доехать и вернуться, поэтому смело закладывайте 2-3 часа.
Для особо ленивых есть специальный транспорт — повозки, запряжённые лошадьми — фаэтоны. Короткий тур (Küçük Tur) обойдётся в 70 лир за 45 минут, длинный тур (Büyük Tur) — 80 лир за 1 час.
Но сразу приготовьтесь отстоять огромную очередь — фаэтонов на всех не хватает 🙂
К тому же езда на фаэтонах может осуществляться только по основным дорогам, поэтому самого интересного вы не увидите. Ну и говорят, что за лошадьми особо не ухаживают, выжимая из них все силы. Особенно много их погибает в жаркие дни.
Мы взяли велосипеды и оправились к церкви Святого Георгия на вершине южного холма — самой высокой точке острова. Оттуда открываются потрясающие виды на весь большой Стамбул.
По пути мы заехали в заброшенное здание «Греческого приюта» (Büyükada Rum Yetimhanesi). Его история началась в 1899 году, когда одна французская компания решила построить на вершине холма гостиницу и казино «Prinkipo Palace». Что произошло дальше, читайте в моей статье Заброшенный дом с привидениями на Принцевых островах.
«Греческий приют» считается самым большим деревянным зданием в Европе. Попасть туда легально невозможно, а дальнейшая судьба его неизвестна. Скорее всего, просто рухнет от старости.
Мы не планировали тратить целый день на Принцевы острова, поэтому, добравшись с языком на плече до вершины холма, отправились с ветерком вниз. На Бююкаде есть еще одно знаковое место, которое можно было бы посетить. Это дом Льва Троцкого, который жил тут 4 года с 1929-го по 1933-й после изгнания из СССР. В те годы он написал и опубликовал свой фундаментальный исторический труд «История русской революции». Его каменный дом сгорел в 1931 году и с тех пор не восстанавливался. Он обнесён забором и попасть легально туда тоже не представляется возможным.
В высокий сезон вечером с пляжей острова уезжает большое количество людей, поэтому не рискуйте и не рассчитывайте на последний паром. Но даже если вы останетесь на острове, то переночевать можно в одной из гостиниц. Правда, цены могут быть весьма кусачими 🙂
—
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
pharmateacher
pharmateacher
Недавно читатели журнала Conde Nast Traveller выбрали 22 самых красивых в мире острова.
Турецкий остров Бозджаада занял в списке четвертое место.
Вот список всех 22 островов:
1-Миконос, Греция
2-Бали, Индонезия
3-Бермудские острова
4-Бозджаада, Турция
5-Бора-Бора Тихий океан
6-Капри, Италия 7-Крит, Греция 8-Хвар, Хорватия 9-Кауаи Гавайи, США 10-Киава, США
Остров расположен в 5 км к западу от побережья Малой Азии (Анатолия). Во времена ранней античности был освоен и колонизован древними греками.
Под именем Тенедос этот остров (так же, как и Троя) описан в «Илиаде». Именно здесь на пути к малоазийскому берегу останавливались ахейцы. Согласно легенде, корабли греков, отошедшие от Трои, бросили якорь у Тенедоса, чтобы взять на корабль деревянного коня и вернуться с ним к Трое.
Греческое население так или иначе контролировало жизнь острова до 1204 года, когда им овладела Венецианская республика, которая возвела здесь крепость для контроля над черноморскими проливами.
В 10 км к северу от Тенедоса располагаются также стратегически важные Кроличьи острова у самого входа в Дарданеллы. За контроль над островами в XIII-XV веках боролись Венеция и Генуя (война Кьоджи), а также Византия, поскольку греческое население острова сохраняло верность православным традициям.
Будучи не в состоянии разрешить споры за остров, противники обратились к римскому папе.
Урбан VI постановил полностью нейтрализовать остров, приказав также выселить его 4 тыс. греческих жителей на Крит и Эвбею.
Затем Османская империя подчинила остров в 1470 г., вновь заселив его группами греческого и турецкого населения.
Ослабление Османской империи вновь привело к острой борьбе за остров. 10 марта 1807 произошел захват острова Тенедос десантом с русской эскадры.
Остров служил базой русского флота во время блокады Дарданелл.
В 1918—1923 годы его, а также более крупный Имброс включила в свой состав нейтральная демилитаризованная Зона проливов, выкроенная союзниками из распадающейся Османской империи. Победа кемалистского движения завершилась подписанием Лозаннского мирного договора, который признал права Турции на остров.
Несмотря на то, что Лозаннский договор закрепил права христианского населения острова, республиканская Турция его игнорировала.
Практически все христиане покинули остров к началу 70-х, эмигрировав в Грецию, Германию, США, Канаду и др.
Остров издавна был известен своим виноделием.
Я видела виноградники Бозджаада, где выращивается знаменитый виноград сорта Кавус. Повсюду виноградники и винные погреба.
Вся внутренняя часть острова занята виноградниками. Самое популярное красное сухое вино «Талай» местного производства продается во всех магазинчиках, но можно купить его и прямо на заводе, в трехстах метрах от порта.
В 2000 г. на острове начала функционировать ветряная электростанция. Ветряные мельницы в западной части острова в значительной мере обеспечивают электричеством как сам остров, так и окрестности.
Это были сведения из Википедии. Вот.
Вот такое расписание действовало :
Поеееехалиии. Паром идет 45-50 минут. Чистенький, есть кафе, где можно посидеть, выпить чаю, кофе, покушать-перекусить.
Поглазеть по сторонам, стоя на палубе.
Очень красивый вид! Впечатляет). В крепости есть маленький музейчик, три зала. Можно зайти, прогуляться.
Очень интересный интерьер, просто музей, а не отель)
Это моя комната. Вернее, кровать) Все было продумано, красиво. Душ, трюмо, стулья, столик, графин со стаканчиками. Красота)
Это единственный отель, который имеет свой собственный большой внутренний двор и сад.
Очень интересны бочки в саду. Огромные, в которых есть столики, стулья. Можно укрыться там от дождя, ветра, солнца и посторонних глаз.)
На острове есть 12 райских бухт, которые называются: Лиман Кою, Дегирменлер Кою, Пойраз Лиманы, Чанак Лиманы, Коджатарла Лиманы, Лагор Лиманы, Айана Лиманы, Айазма Койу, Сулубахче Кою и Хаббели Кою.
Центр подводного плавания, расположенный на острове, организует в этих бухтах туры для ныряльщиков.
Я гуляю по греческой части.
Симпатичная собачка. Она помогает входящим в дом очистить свою обувь от грязи. У нее есть остренький хребетик для этого)
Как вам нравится этот сказочный домик?) Я дала волю фантазии, придумывая историю о маленькой волшебнице- старушке, которая может в нем жить. )
Вот показалась церковь. Она действующая. Даже если нет службы, можно зайти, попросить открыть ее, чтобы осмотреть.
Один из многочисленных маленьких отельчиков.
Типично греческий белый с синими ставнями домик. Игрушка)
Подхожу к венецианской крепости, но уже с другой стороны, не со стороны пристани.
Просто произведения искусства) Выставка творческих работ по камню залежалому)
С Лизой мы долго беседовали. Потом к нашей беседе присоединилась турецкая семья : папа, мама и их дочь, заглянувшие на чаек к Лизе. Очень душевная беседа была) Обо всем на свете.
Дальше я пошла осматривать турецкую часть острова.
Оттуда открывался вот такой шикарный вид на крепость и рыбные ресторанчики на берегу, в гавани.
Здесь есть две средневековые ( 12-17 веков) мечети.
Наутро, позавтракав ( шведский стол, невероятно все вкусно и разнообразно),
я снова вернулась на центральную площадь к Ататюрку. Там останавливается местный автобус, на котором можно добраться до Аязмы. Тут же находится туристическое информационное бюро, которое не работает)) Вооон, белый домик виднеется чуть левее, на снимке.
Автобус- маршрутка останавливался вот у этой пальмы, на которой каким-то чудом выросла роза. Потрясающе)
Долмуш (маршрутка) довезла меня до пляжа Аязма. Никого.
А водица какая прозрачная! Правда, прохладная. Конец сентября, однако) Но я искупалась.
Жила бы тут всю жизнь. Рай)
К сожалению, все когда-то заканчивается. Нужно было спешить обратно. Меня ждала Троя..
Меня провожала от Бозджаада до Гейикли вот эта птица.)
Путешествие в Стамбул, по западному и южному побережью Турции, в Каппадокию и обратно. ч.1
*backpacker (англ.), буквально – «с упакованной спиной», то есть «путешественник с рюкзаком».
Дневник поездки без лирических отступлений (на данном этапе). Руководство к практическому применению с расстояниями, направлениями и ценами и местами посещений.
прилет в Стамбул в 7:50 (время местное).
Заполнение миграционных карт неспешно проходит во время полета на борту авиалайнера под легкий апперетив к вкусному обеду.
Таможенный контроль, виза 20$. Быстро. В аэропорту на информационных стойках желательно обзавестись бесплатной схемой города и другими предлагаемыми картами.
Желательно сразу позаботиться о наличии местной валюты. Обменники в аэропорту берут 4 % от суммы обмена и курс низкий, так что не менять очень много. Курс лиры на данный момент составил примерно 21,5 в пересчете на российский рубль.
В Стамбуле действуют три линии подземки. Работает подземка с 7.00 (пн-сб) и с 7.30 (вс) до 22.00, ходит с интервалом от 3,5 минут.
Обменяв некоторое количество долларов (совсем мало, чтобы хватило на проезд в метро), следуя указателям со стрелками, идти к выходу из аэропорта к конечной станции подземки. Жетон на одну поездку стоит 1,5 турецких лир (TL). Большой автовокзал расположен у станции метро «OTOGAR». Ехать около 25 минут.
OTOGAR находится прямо над станцией. Выходить из вагона по ходу движения, по лестнице наверх и направо. В Турции множество автобусных компаний, конкурирующих между собой. Этот вид передвижения особенно развит и удобен в стране. При выходе вы увидите множество агентств, продающих билеты в самые разные направления. Прямо будут офисы компаний-перевозчиков.
В Чанаккале могут отвезти несколько из них (например, «Metro», «Truva»). Забегая вперед. При наших многочисленных переездах по стране, мы ни разу не повторились, используя услуги компаний-перевозчиков. Такому обстоятельству способствовало то, что какие-то компании просто не перевозят по данному направлению, не подходит время отправления или прибытия в назначенный пункт, не устраивает цена билета (за 100 км — от 2 до 5 долларов., чем больше расстояние, тем стоимость дешевле) или просто нет свободных мест на данный рейс у данной компании. Т.е., никаких предпочтений.
У любой компаний на втором этаже есть комнаты ожидания, так что можно приехать к автобусу и заранее. В ожидании можно смотреть телевизор, посетить бар, заглянуть в WC (бесплатно).
Примерно за полчаса до отправления начинается посадка в автобус. Места пронумерованы.
Итак, нами приобретены билеты до Чанаккале на рейс в 23:00. Багаж складируется тут же в офисе бесплатно.
А мы отправляемся на прогулку по Стамбулу до отправления автобуса в Чанаккале.
Решено посетить «Принцевы острова» Мраморного моря. Нужно успеть на паром, отходящий в 11:00 от пристани морского вокзала Каботаж.
Спустившись снова в поземку на станцию «ОTOGAR», доезжаете до станции «Аксарай». Это станция пересадки на надземное метро или трамвай.
Трамвайной ветке соответсвует станция «Юсуфпаша» и далее, следуя через пресловутый район шопников Лалели, исторические кварталы Беязит, Чемберлиташ, Султанахмет, Гюльхане, Эминеню ( до чего певучие названия!) по мосту через Золотой Рог попадаем на нужную нам Каботаж.
Далее можно ориентироваться на вывеску «Adalari». Билет на обычный рейсовый паром стоит 2,5 ТL. Расписание обратного отправления есть на каждом из островов, где вам захотелось бы отдохнуть. Последний теплоход на Стамбул с самого дальнего острова в 19:30. Примерное время в пути – 1,5 часа.
и фотографируешь, фотографируешь, фотографируешь…
На острове атмосфера располагает к неспешной прогулке пешком, в конной туристической повозке (12 TL) или на велосипеде, легкому обеду в одном из многочисленных кафе на любой вкус и кошелек. Надо признать, что достаточно дороговато в сравнении даже с популярными районами Стамбула. Можно искупаться в Мраморном море на одном из 4-х пляжей ( бесплатно).
3-4-х часов прогулки вполне достаточно. В 16:30 отправляемся обратно.
Вам нужна остановка трамвая Cemberlitas (Чемберлиташ) и буквально шагов 20 ходу назад от остановки, если ехать в направлении от моря. Вход несколько теряется среди многочисленных входов в сувенирные лавочки. Но за спрос денег не берут.
К 23:00 возвращаемся на ОTOGAR, садимся в междугородний рейсовый автобус и отправляемся в Чанаккале. Время в пути примерно 6 часов. Проходит совершенно незаметно и достаточно комфортно в предложенных условиях.
Прибытие в Чанаккале в 05:30. Сразу по прибытии устраиваемся в гостиницу, бросаем вещи, отдыхаем еще пару часов, подзаряжаем всевозможные аккумуляторы и можно отправляться в Трою.
В 05:30 рассвет еще не дает о себе знать, зато иллюминация многочисленных частных пансионов ориентирует как нельзя лучше. Не мудрствуя лукаво, можно свернуть, например, направо, на первом же перекрестке.
Ориентир – башенка с часами.
Название отеля не помню даже после того, как, вернувшись вечером из дневного похода, мы полтора часа искали его. Нет, с ориентацией на местности у нас все в порядке. Просто не был взят в расчет тот момент, что ночью и утром по всей узкой улочке вдоль стен домов не расставлены столики кафешек, а вечером – это непременный атрибут.
Название отеля можно не уточнять еще и потому, что они здесь в каждом доме. Цены приемлемые. Комната обошлась 40 TL. Куда дешевле? Для «бросить вещи, подзарядиться и переночевать» вполне нормально.
Ходит маршрутка раз в час, начиная с 9:30 утра (мы выехали в 10:30). Стоит проезд 4 ТL.
Ехать около получаса. Дорога очень живописная. Вперемешку поля с поспевающими овощами, оливковыми рощами, смешанными лесами (сосны – оливы) на холмах, валками скошенных трав, небольшими населенными пунктами, синими-синими водами Дарданелл и бесконечная извилистая трасса.
Перед выездом желательно записать расписание для определения времени завершения осмотра Трои, если как нам, не придет в голову продолжить путешествие дальше.
Долмуш останавливается рядом с сувенирными лотками. Ассортимент до банальности прост – троянские кони в любом исполнении (магниты, статуэтки, брелки для ключей, открытки и т.д.)
Даже сие мы, посмеявшись, признали сувениром.
При входе платим 15 L. Музей под открытым небом встречает гостей ежедневно с 8.30 до 17.00, а летом — до 19.00. Встречает туристов невнятное подобие «троянского коня»,
а за ним простирается территория легендарной Трои.
Освободившись примерно в 13:00-13:30, мы решили не возвращать в Чанаккале, а продолжить маршрут. Долмуш довез нас назад до основной трассы. А нам нужно было теперь попасть в деревню Гейикли (Geyikli), а оттуда на причал Юкьери Искелеси (Yükieri Iskelesi) а дальше по Эгейскому морю на остров Бозджаада (Тенедос). Автобусный вокзал также находится на улице Ататюрка.
Оттуда три раза в день отправляются автобусы на причал. Заранее зная об этом, мы рассчитали время своих прогулок.
От Чанаккале до Гейикли 1 час на долмуше (7,5 ТL). Время отправления рассчитано так, чтобы приезжать как раз к очередному парому на остров Бозджаада (ежедневно в 10.00, 14.00 и 18.00. 3 ТL туда и обратно).
К вечеру возвращаемся в Чанаккале. В Чанаккале можно прогуляться по набережной, очень много яхт, фонари, стоит еще один «троянский конь», снимавшийся в фильме «Троя» и подаренный городу после премьеры. Ввиду наших приключений по поиску собственного отеля, удалось увидеть киношного коня только в подсветке.
Противоположная Галлиполийская сторона так же в подсветке. Там, на горе, выложена фигура человека (надо полагать Ататюрка) и какая-то надпись.
Усталось дает о себе знать, и мы отправляемся отдыхать.
Кстати, еще с утра были куплены билеты до Измира у автобусной компании «Чанаккале».Отходит бус, как правило, ранним утром и стоит 30TL. И в этот раз цена сыграла решающее значение.
Ехать от Чанаккале до Измира почти 5 часов. Автовокзал в Измире огромен и находится за городом.
Рейсовые автобусы приходят на гигантский, скорее, подобный аэропорту, междугородный автовокзал Измира.
Далее пересадка на автобус до Дензли. На сей раз пользуемся услугами компании «Pamukkale». Стоимость билета 20TL.
Измир – Денизли (224 км) автобус каждые 30 мин. (3,2 ч). Памуккале (21 км) (долмуш с табличкой «Pamukkale/Karahayat». 2TL).
В Памуккале добраться на общественном транспорте можно только с пересадкой в Денизли, который связан автобусным сообщением с большинством крупных городов и курортов Эгейского и Средиземноморского побережья.
Вечером прибываем в Памуккале и размещаемся в частном пансионе «Aspava». 40TL за номер на троих. Хозяева радушны и гостеприимны.
Вечером еще успеваем дойти до входа в природный заповедник с термальными источниками и посмотреть его панораму. Темнеет, поэтому прогулку, купание в травертинах и осмотр древнего Хиераполиса откладываем на предстоящий день. Для этого и приехали.