Становление демографии как науки
Демография является учением о воспроизводстве жителей страны, планеты и зависимости от различных факторов, влияющих на изменения численности населения.
Начало демографии положено в январе 1662 года, когда появилась книга Дж.Граунта о наблюдениях в изменениях численности жителей по выданным бюллетеням смертности на основании управления, торговли, религии и прочего. Англия славилась чумой, прочими заразными болезнями. На их основании выдавались бюллетени, которые потом анализировались. Граунт первый взял под контроль эти документы и сравнил со смертностью за последние 80 лет и вывел определенные закономерности.
Например, мальчиков рождается больше, чем девочек и соотношение полов является постоянной величиной. Смертность же среди мужчин выше, чем женщин. В Лондоне население растет только благодаря переселенцам с окраин и смертность выше рождаемости. В провинции же рождаемость выше. Граунт первый составил математическую модель смертности, которая описывает ожидаемое увеличение вероятности смерти по причине старения людей.
Современная модель демографии анализирует еще брачность, рождаемость, возрастные категории.
В 18 веке Т.Мальтус выпускает в свет свое произведение «Опыт о законе народонаселения», где описывается теория народонаселения. В дальнейшем это сочинение называлось «мальтузианством». Мальтус вывел формулу, в которой прирост населения осуществляется в геометрической прогрессии, а средства для роста – в арифметической. Также были выведены негативные последствия повышения численности населения при отсталом экономическом развитии.
В 1855 году выходит книга бельгийского ученого Ж.-К. Гийяра «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография». В ней ученый определил демографию с точки зрения математики и социальной истории.
Ж. Бертийон определял окружение факторов демографии, которые описал в книге «Статистика движения населения во Франции» в 1880 году. В ней рассматривались вопросы, почему люди женятся, как воспитывают детей, в силу каких причин наступает смертность. Такая оценка демографии сохранялась до 1970 –х годов.
Изучение демографии в России
Становление демографии как науки осуществлялось в двух направлениях:
В середине 18 века Ломоносов М.В. обратил внимание на сохранение и умножение русского населения. В это время уже пользовались математическими данными продолжительности брака и смертности.
В начале 19 века ученый Герман К. составил для нашей страны первую таблицу смертности.
Ученый Борткевич В.И. создал таблицы смертности для православных. Стоит отметить, что поправки Борткевича применяются и сегодня для получения точных результатов.
В 1917 году в России была введена гражданская регистрация рождения и смертности, брака и развода.
В 1960-ые годы демографические исследования вышли на новый уровень. В это время вышло 18 книг ученого Урланиса по проблемам численности населения и Боярского А.Я, выпустившего учебник демографии.
С 20 века исследования стали иметь направленность на изучение рождаемости и факторов, влияющих на нее.
История демографии
Вы будете перенаправлены на Автор24
История демографии как науки длительное время была связана с развитием лишь эмпирической формы познания. Эта наука ограничивалась сбором информации, ее обработкой и анализом полученных данных о населении. Выполнение этих функции постоянно совершенствовались, появлялись новые методы и способы исследований.
Термин «демография» впервые появился в 1855 году. Он прозвучал в книге французского учёного А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Гийяр рассматривал демографию как «естественную историю человеческого рода» и как «математическое познание населения». Признание на официальном уровне термин получил на Международного конгрессе гигиены и демографии. Этот конгресс проходил в Женеве в 1882 году
Этапы развития демографии в древности и средневековье
Древние люди имели потребность в регистрации населения. Это называлось – детоучет. В Древних Египте, Греции и Китае, а также в средневековые времена представления о народонаселении появлялись бессистемно. Они были частью общей массы научных знаний. Где-то предпринимались попытки регулировать семейное поведение, где-то рождаемость. Такие мыслители как Аристотель, Конфуций и Платон обратили свое внимание на взаимосвязь между общей численностью населения и его развитием.
Вклад Конфуция в историю демографии
Конфуций попытался определить идеальное соотношение между обрабатываемой землей и численностью заселения. По его мнению, дисбаланс мог привести к ряду негативных последствий:
Необходимо на государственном уровне проводить различные меры по регулированию роста населения в отдельных регионах. Людей из густонаселенных городов предлагалось переселять в незаселенные земли.
Готовые работы на аналогичную тему
Развитие истории демографии
Платон в своем учении об идеальном государстве выдвинул обязательным условием число граждан 5040 в качестве свободного населения. Он предлагал установить брачные нормы, требуя от мужчин, чтобы они имели детей в возрасте от 30 до 55 лет.
Аристотель считал идеальным государством малочисленное свободное население. Малочисленность приводит к общественной гармонии. Избыток населения провоцирует возмущения и преступления.
В эпоху феодализма в странах Европы государственная власть различными мерами способствовала росту численности населения. Власть стремилась укрепить свою политическую финансовую и военную мощь, которая напрямую зависела от количества людей. Основная идея демографии заключалась в том, что богатство социума и сила государства определяется количеством населения.
В XVII — начало XIX века начала формироваться демография в качестве науки. Она ориентировалась на объективность, выявление определенных закономерностей. Первым объектом для научного изучения стала смертность. Понимание порядка вымирания предыдущего поколения дало возможность определить продолжительность жизни. Стали появляться новые цели и задачи:
В 18 веке предпринимаются первые попытки наблюдения за числом умерших и родившихся. Родоначальником демографической статистики считается Дж. Граунт. Он впервые сделал анализ бюллетеней смертности и создал таблицу смертности. В 1693 году Галлей разработал полную таблицу смертности населения города Вроцлав. В нее входила младенческая и детская смертность.
За последние полвека сложилась тенденция к повышению внимания в демографии с точки зрения экономических и общественных факторов развития. В 70-х годах ООН публикует труд «Детерминанты и последствия демографических тенденций», где отмечаются:
После Октябрьской революции вплоть велись различные демографические исследования. Был организован Демографический институт АН УССР в Киеве. В 1930 г. появляется Демографический институт в Ленинграде. Проводятся исследования проблем воспроизводства населения: смертности и рождаемости, тенденциям создания и развития семьи. Активным образом развивается методология демографического прогнозирования.
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
Демография
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДЕМОГРАФИИ КАК НАУКИ.. 2
Контрольные вопросы: 6
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 6
Контрольные вопросы: 9
ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 9
Контрольные вопросы: 19
ЛЕКЦИЯ 4. ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ.. 19
Контрольные вопросы: 22
ЛЕКЦИЯ 5. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ О НАСЕЛЕНИИ.. 22
Контрольные вопросы: 29
ЛЕКЦИЯ 6. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ.. 30
Контрольные вопросы: 32
ЛЕКЦИЯ 7. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА.. 32
Специальные (повозрастные демографические) коэффициенты. 33
Контрольные вопросы: 36
ЛЕКЦИЯ 8. СМЕРТНОСТЬ. 36
Контрольные вопросы: 43
ЛЕКЦИЯ 9. РОЖДАЕМОСТЬ, БРАЧНОСТЬ И СЕМЬЯ.. 43
Контрольные вопросы: 48
ЛЕКЦИЯ 10. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. 48
Контрольные вопросы: 54
ЛЕКЦИЯ 11. МИГРАЦИЯ.. 54
Контрольные вопросы: 68
ЛЕКЦИЯ 12. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.. 69
Контрольные вопросы: 80
ЛЕКЦИЯ 13. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ.. 80
Контрольные вопросы: 84
ЛЕКЦИЯ 14. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.. 85
Контрольные вопросы: 88
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.. 89
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ДЕМОГРАФИИ КАК НАУКИ
Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения, а также, хотя и редко, сами данные о населении.
Естественное движение населения включает в себя брачность, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии. Естественная или биологическая сущность народонаселения проявляется в его способности к постоянному самовозобновлению в процессе смены поколений в результате рождений и смертей. Этот непрерывный процесс называется воспроизводством населения.
Население – это единица социально не дифференцируемой совокупности, определяемой тремя структурными характеристиками: пол, возраст и семейное положение.
Население – это закрытая общность, в которой нет миграции за пределы исследуемой совокупности.
Подобные ограничения упрощают изучение процесса воспроизводства. Численность населения и его демографические составляющие всегда количественно измеряемы. Численность населения всегда находится в движении и изменяется. Рождаемость и смертность или уменьшают или увеличивают численность населения. Результатом этих двух процессов будет естественный прирост или уменьшение населения.
С помощью статистических методов определяется численность населения и его статистические категории, постоянного и наличного населения. Только статистические методы дают возможность установить распределение по полу, возрасту, брачному и семейному составу и т.д. При изучении количественных параметров социально-экономических структур населения используется мода, медиана, показатели вариации для характеристик разных параметров населения. Для изучения демографических процессов используются статистические исследования динамики, индексный, выборочный, балансовый и графический методы. Также широко используется математическое моделирование, абстрактное математическое моделирование, графические, картографические методы.
Связи и отношения, которыми определяются социально-демографические процессы, необычайно разветвлены и разносторонни.
Включение демографических процессов в сложную сеть социальных отношений позволяет давать им разнообразную интерпретацию: экономическую, биологическую, социологическую, историческую, и т.д. Социальные процессы и отношения являются объектом исследований экономических и других общественных наук.
Расширение круга наук, в содружестве занимающихся выяснением тех или иных процессов, происходящих в населении, привели к возникновению комплекса наук, изучающих народонаселение. Исследование проблем народонаселения на стыке экономики и демографии, демографии и географии, истории, социологии и т.д. стало обычным.Учеными, представляющими широкий круг наук совместно исследуются вопросы демографической ситуации и ее последствий, прогнозирования, народонаселения и демографической политики.
Опыт развития исследования проблем народонаселения в нашей стране подтверждает существование потребности в разработке ее методологии и комплексного подхода и синтеза научных знаний касательно демографии.
Предметом системы знаний о народонаселении служит развитие народонаселения. Жизнь настоятельно требует углубления знаний о процессах воспроизводства населения. Только в процессе комплексных исследований проблем народонаселения оказалось возможным охватить в единстве все их многообразные связи и зависимости, все их качества и свойства.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение демографии и народонаселения.
2. Что составляет предмет демографии?
3. Какими методами пользуется демография?
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формой познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.
Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния». Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.
Первые исследования закономерностей демографических явлений были проведены более трехсот лет тому назад, в конце XVII в. английским статистиком Дж.Граунтом, который так определял цели демографии как науки: «Можно было бы задать вопрос, какова цель этого трудоемкого выживания и этой систематизации? Узнать численность населения? Сколько имеется мужчин и женщин? Сколько состоящих и не состоящих в браке? Сколько женщин способно родить? Сколько есть семи- или десятилетних детей? В общем я бы ответил, что тем, кто не может уяснить себе значение этих исследований не стоит и утруждать себя такими вопросами. Основа и непременные части честной и безвредной политики состоят в том, чтобы знать землю и работников, ее населяющих. Не менее необходимо знать, сколько людей там проживает каждого пола, семейного состояния, возраста, вероисповедания, вида промысла, ранга или звания и т.п. Зная это, можно сделать промыслы и управление государством более надежными и правильными». Труды Дж.Граунта, У.Петти и их последователей положили начало количественному изучению социальных явлений, в т.ч. в области демографии.
Исторически развитие количественных методов происходило на материалах о смертности населения. Совершенствовались методы определения длительности жизни, используемые при расчетах страхования жизни. В 1693 г. появилась таблица смертности Э.Галлей, рассчитанная для населения города Бреславля (Вроцлав). Эти проблемы рассматриваются в трудах П.В. Варгентина, В. Керсебома, А. Депардье. Дальнейшее развитие страхового дела сопровождается проведением исследований в области моделирования смертности (Б. Гомперц). В середине XIX в. предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г.Ф. Кнапп (Германия), Л.А. Бертильон (Франция).
Исследователи второй половины XIX в. подходят к трактовке воспроизводства населения как единого и взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р.Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.
В России в середине XVIII в. М.В.Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа». К тому же периоду относятся и работы Д.Бернулли и Л. Эйлсра, посвященные математическому анализу смертности. В XIX в. становление и развитие демографии нашло отражение в трудах К.Германа, П.Семенова-Тянь-Шанского, А.И. Чупрова. Ю.А.Янсона. В этот период демография в России развивалась в русле демографической статистики.
В 1930-1940 гг. в бывшем СССР значительно сократился объем работ по демографическим проблемам. Крупнейший французский демограф А.Сови в книге «От Мальтуса до Мао Цзедуна» писал: «Изгнанная из университетов, презираемая экономистами неизвестная «порядочным» людям, эта капитальная наука в течение двух столетий должна была довольствоваться пребыванием в диком состоянии. Еще и сейчас в университетской среде она рассматривается как выскочка, а не как дочь благородных родителей».
Возрождение отечественной демографии началось лишь в конце 1950-х гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.
Однако это не означает, что сопредельные с демографией науки выпадают из системы наук, с которыми они имеют дочерние связи. Связь между науками, изучающими население, позволяет им, находясь в системе экономических, социологических, географических и других наук, одновременно быть частью системы научных знаний о народонаселении, имеющей общий объект исследований и основанной на единых, объединяющих их принципах познания. Сопредельные науки присущими им методами изучают законы функционирования и развития народонаселения.
Контрольные вопросы:
1. Когда и в связи с чем появился термин «демография»?
2. Перечислите зарубежных и отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие демографии.
3. Перечислите этапы развития отечественной демографии.
Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 136 ; Нарушение авторских прав
Становление демографии как науки
История формирования систем учёта населения до XVII века и развитие статистики населения в последующие исторические периоды. Предпосылки становления демографии как самостоятельной научной дисциплины в XX веке, место демографии в системе современных наук.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.02.2019 |
Размер файла | 44,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИИ? ГОСУДАРСТВЕННЫИ? УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Государственное управление и социология региона»
по дисциплине «Демография»
на тему «Становление демографии как науки»
Выполнил студент: Постнов А.А.
Руководитель: к.с.н., доцент Луканин А.В.
Список использованных источников
учёт статистика демография население
Данная работа посвящена исследованию того, как происходило становление демографии как науки.
Актуальность курсовой работы обуславливается тем, чтодемография как наука зародилась и стала развиваться в связи с потребностью общества в решении практических задач, требовавших не только абстрактных рассуждений о роли населения (чему отдавала дань философия, начиная с Конфуция и Платона), но и совершенно конкретных знаний и методов, позволяющих рассчитывать численность населения той или иной страны или социальной группы, наличие и структуру трудовых ресурсов и т.д. При этом становление демографии было весьма длительным процессом, как в России, так и за рубежом, в ходе которого постепенно сформировались представления о ней как о самостоятельной науке со своим собственным предметом и методами исследования.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд задач:
— изучение истории зарождения демографии;
— рассмотрение становления демографии как самостоятельной научной дисциплины.
Объектом исследования является историческое развитие и становление демографии как самостоятельной науки в зарубежных странах и в России.
Предметом исследования является формирование демографии как самостоятельной науки среди других наук, с которыми она взаимодействует.
Методологическая основа данной работы:
Курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к её оформлению, и состоит из содержания, введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
1 История зарождения демографии
1.1 Формирование систем учета населения до 17 века
Уже в глубокой древности люди активно вели учет населения. На рубеже III тысячелетия до н.э. произошло создание системы учета населения. Этот важный этап стал предшественником переписей в их современном понимании. По имеющимся данным, учет наличного населения проводился в Египте (ок. 2800-2250 гг. до н.э.), Месопотамии, Индии, Китае (в 2238 г. до н.э.). Учет населения проводился с целью налогообложения и в военных целях (чтобы знать число налогоплательщиков и воинов). [13, с. 8]
Иногда в Древнем мире делались попытки более широкого учета населения. Например, в Древнем Риме в VI в. до н.э. взимались пожертвования в храм с каждого жителя по монете разного достоинства в зависимости от пола и возраста. Подсчет монет давал представление об общей численности населения с распределением его по половозрастному составу.
Конфуций (около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью населения. Поскольку нарушение этой пропорции может привести:
1) при малочисленности населения к ухудшению обработки пашни и к отказу от налогов;
2) при чрезмерной плотности населения к обнищанию, праздности, социальной напряженности.
Значит, необходимо государственное регулирование роста населения и принятие такой меры, как, например, переселение жителей густонаселенных районов в малонаселенные. Платон же (428—347 гг. до н. э.), в учении об идеальном государстве выдвигал в качестве обязательного условия ограниченное число граждан 5040 человек свободного населения. Предлагал установить определённые нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Он писал: « определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось». [5]
Позднее переписи (цензы) проводились в виде поземельных описаний (кадастров), в которых учитывалось и население. Результаты переписей заносились в писцовые книги. На основании этих записей определялись размеры податей, а сами записи в книгах служили документом на право владения землей или имуществом. [13, с. 8]
В эпоху средневековья учет населения претерпел еще большие изменения. Писцовые книги получили широкое распространение в Западной Европе. В это время на первый план выдвигались уже не отдельные люди или семьи, а такие единицы обложения, как дом, домашний очаг. По такой методике, например, проходило землеописание 34 графств Англии в 1086 г., вошедшее в историю под названием «Книга Страшного суда», своего рода свод материалов, в котором, кроме всего прочего, отразилось и отношение к состоявшейся переписи современников, обязывавшихся ничего не утаивать, как на «Страшном суде».[20, с. 30]
Последняя подворная перепись проведена в 1710 г. при Петре I. В ней впервые учитывалось и податное, и все неподатное население. Но результаты этой переписи не приняты Петром I, так как были крайне искажены. Помещики, чтобы уйти от налогов, представляли данные по нескольким дворам как по одному. Поэтому в 1718 г. указом Петра I подворное налогообложение преобразовано в подушное, и, соответственно, перепись становится подушной. [13, с. 9]
В соответствие с вышеизложенным, стоит сказать то, что системы учёта населения появились достаточно давно и развивались со временем в прямой зависимости от цели её использования. В период средневековья, практически везде, системы учёта были достаточно развиты. Рассматривая то, как развивалась система учёта в России параллельно с другими странами, можно сказать, что по уровню организации и программе подворные переписи не имели себе равных на Западе на тот период.
1.2 Развитие статистики населения и формирование демографии в 17-18 века
В отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, впоследствии майора городской милиции, ученого-самоучки Джона Граунта (1620—1674) имевшая длинное, как тогда было принято, и весьма красноречивое название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона». Уже из названия книги виден широкий социальный замысел ее автора. В те времена, когда она писалась, в Англии нередко свирепствовала чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели практическое назначение и публиковались в Лондоне еженедельно. Их читали многие, с тем чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни быстро покинуть город. Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для науки. Изучив ведомости о смертях и рождениях в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей. Во время изучения ведомостей он обратил внимание на большое количество закономерностей, которые, впоследствии, натолкнули его на построение математической таблицы (модели) смертности, описывающей закономерное увеличение вероятности смерти по мере старения людей. [2, с.4]
Ещё одной значимой фигурой в становлении демографии стал английский исследователь Эдмонд Галлей, чьи достижения послужили развитию не только демографии, но и астрономии, геофизики, метеорологии, физики и математики. В 1693 г. он построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), впервые включив в нее младенческую и детскую смертность. Он дал определение основных показателей смертности, исчислив вероятности дожития и кончины для своих современников, ввел в науку понятие средней продолжительности жизни, впервые сформулировал методику регулирования тарифов при страховании жизни. [19, с. 367]
М. В. Ломоносов является человеком, который написал первое значительное произведение в России по проблемам народонаселения. Это было письмо, которое писал он графу И. И. Шувалову «О размножении и сохранении Российского народа» (1761 г.). Как писал Ломоносов, экономическое и политическое положение России зависит от численности трудолюбивого народа; важными являются вопросы о здоровье, профессиональном искусстве. Он указывал на 13 факторов, способствующих сохранению и размножению народа (стимулирование рождаемости, распространение медицинских знаний, борьба за снижение смертности, в том числе детской, запрет на крещение в ледяной воде). Сделал расчеты о возможном увеличении численности населения России. Ломоносов выделил следующие способы сохранения и роста населения страны:
1) не допускать заключения браков с большой разницей в возрасте супругов;
2) под угрозой лишения сана священники не должны венчать людей, которых принуждали к браку;
3) разрешать повторные браки вдовцам и вдовам;
4) разрешать повторные браки вдовым молодым попам и дьяконам, насильно не постригать их в чернецы (монахи);
5) организовывать приюты для внебрачных детей, учить их ремеслу и художествам;
6) для снижения младенческой смертности в родах разработать пособия о повивальном искусстве, организовывать медицинскую помощь женщинам при родах, разработать руководства для лечения новорожденных;
7) соблюдение постов не должно идти в ущерб здоровью; после их окончания на Пасху, Масленицу люди объедаются и спиваются, происходит чрезмерный рост смертности: духовенству следует просвещать народ по-настоящему;
8) увеличить число докторов, лекарей и аптек, учить русских студентов-медиков не только за границей, но и в российских университетах; иметь учеников при аптеках и врачах;
9) учить людей, как спасаться от моровых язв, пожаров, потоплений и морозов, ведущих к повышенной смертности;
10) для сокращения убийств в драках и от разбойников проводить охранные мероприятия;
11) принять меры принудительного порядка для сокращения эмиграции, в частности в Польшу, и поощрения иммиграции. Соблюдение этих мер способствовало бы, по мнению Ломоносова, приросту населения России не менее чем на 0,5 млн чел. в год. [10, с.38-39]
В условиях капитализма с развитием рыночных отношений к середине XVIII в. возникает потребность в информации о численности всего населения и его структуре в целом ряде стран (Австрия, Бавария, Голландия, Дания, Испания, Япония, Америка). А к концу XVIII в. переписи стали носить более-менее регулярный характер, и этот период можно назвать периодом рождения переписей населения. Однако проводимые учеты были далеки от совершенства. Программы переписей содержали всего 2-3 вопроса, не было четких правил переписи и точного времени счета. [13, с. 10]
Таким образом, к началу периода проведения переписей населения в их современном понимании, обычно связываемого с переписями в США (1790), Швеции, Финляндии (1800), Англии, Дании, Норвегии, Франции (1801), Россия имела методологически отработанную и проверенную на практике стройную систему учета населения. Повсеместная потребность в переписи населения обусловливалась необходимостью государств иметь подробную и регулярную информацию о численности, размещении и составе населения, его характеристиках, важных для данного исторического этапа в развитии государства и общества.
2 Становление демографии как самостоятельной научной дисциплины
2.1 Развитие демографии в 19-20 веке
В ряде статей отмечается, что начало развития демографии следует относить ко второй половине XIX в., когда появились более «серьезные» труды в области изучения демографии. Наиболее полно эту точку зрения выразил французский историк-демограф Ж. Дюпакье. Он пытался провести различие между «историей народонаселения», которая, по его мнению, изучалась с середины XX в., и «демографической наукой» последних десятилетий, но при этом признает, что такое различие «весьма тонко». Представляется все же, что оно имеет совсем иной характер. Понятия «история народонаселения» и «история демографии» субординированы, второе из них значительно шире первого и не противостоит ему, а включает его в себя. [12, с. 51]
В данный период начинают регулярно проводиться переписи населения в США и Англии (каждые 10 лет), Франции, Швеции (каждые 5 лет), Австрии (каждые 3-4 года), России (1795, 1811, 1815, 1833, 1850, 1857). Проводились, хотя и нерегулярно, переписи в Дании, Исландии, Норвегии, некоторых колониях, в основном на территории Америки.[20, с. 31]
Период развития и становления демографии как науки шло в ногу с периодом становления капитализма. В этот период появились такие теории:
В XIX в. для развития демографии важна деятельность бельгийского ученого Л. Кетле, который разработал основы теории статистики. Как председатель Центральной бельгийской статистической комиссии Кетле способствовал развитию государственной статистики в стране, по его инициативе была проведена первая в мире перепись населения современного типа в Бельгии (1846), которая впервые учитывала строго наличное население. В последующий период происходит совершенствование инструментария переписей, появляются специальные бланки переписи, инструкции к ним, начинает применяться самоисчисление; уточняется содержание учитываемых признаков, особенно возраста и занятия, начинает учитываться конкретное число прожитых лет, а впоследствии и день, месяц и год рождения. [20, с. 30]
Отечественная демография, как и зарубежная не стоит на месте и развивается. В этот момент в России проводятся так называемые ревизии, которые начались с 1719 и закончились 1859 гг. Было проведено 10 ревизий, каждая из которых продолжалась от 1 до 15 лет. Их объектом было в основном только податное население.[7, с.157]
Основным недостатком этого вида источника является отсутствие полных данных по учету всего населения. Некоторые социальные категории не попадали в ревизии (дворяне, священнослужители, военнослужащие и члены их семей). Не фиксировалась младенческая и детская смертность в промежутках между ревизиями. Несмотря на определенную ограниченность метрических книг как источника по исторической демографии, они позволяют проводить ряд исследований по половозрастному составу населения. [14, с.104]
Последняя, десятая ревизия была проведена в 1858 году. Ревизии населения России проводились гражданскими ведомствами и учитывали, в основном, податное население. В ревизских сказках (списки населения) фиксировались численность и возраст населения на последнюю и предшествующую ревизии, информация о движении населения между ревизиями (смертность, брачность, миграции).[7, с.158]
Отмена крепостного права в России в 1861 году стала причиной перехода от ревизий к всеобщим переписям, что позволило бы охватить большую часть населения (не только податного) по более широкому кругу признаков. Передовые русские ученые осознавали необходимость перехода к постоянному учету населения, построенному на научных началах. Так, после многолетних обсуждений победила идея переписи П. П. Семенова-ТяньШанского.
Положение о первой всеобщей переписи населения России было утверждено в июне 1895 г. императором Николаем II, и 9 февраля 1897 г. была произведена первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи. Перепись проводилась в течение трех месяцев вместо запланированных полутора. В проведении переписи принимали участие около 150 тыс. чел. персонала. Итоги переписи были опубликованы в 1905 г. в 89 томах. С этого времени переписи носят всеобщий характер. [18, с. 516]
В русский язык термин вошел с 1870-х гг. в связи с работами 8-й сессии Международного статистического конгресса в Петербурге 1872 г., а первоначально употреблялся как синоним статистики населения. [11 с. 410]
В 1920-х гг. американский биолог Р. Пирл пытался установить на основе биолого-математического метода «закон» роста народонаселения. Другой американский ученый А. Лотка в серии исследований разработал математическую теорию стабильного населения. [3, с.19]
В этот период были предприняты шаги по организации международного сотрудничества в области демографии. Первые международные конгрессы по народонаселению состоялись в 1927, 1931 и 1937 гг. В 1928 г. был образован ныне действующий Международный союз по научным исследованиям в области народонаселения (InternationalUnionfortheScientifi c StudyofPopulation, IUSSP). Все это было одним из выражений постепенного утверждения демографии как общественной науки, о том же свидетельствовала и выработка в 1920-1940-х гг. ряда социально-демографических концепций:
-«оптимум населения». Ввел это понятие в демографический лексикон шведский демограф Йохан Густав Кнут Викселль (1851—1926);
— «демографическая революция». А. Ландри выдвинул концепцию демографической революции как перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения.
— «демографический переход». Термин ввел в научный лексикон в 1945 г. американский демограф Фрэнк Ноутстайн.
— «демографический взрыв». [4, с.22]
В начале XX в. неоднократно поднимался и в России вопрос о проведении новой переписи населения. Была разработана ее программа и даже назначена дата, однако перепись неоднократно откладывалась и, в конце концов, так и не состоялась. Ее проведению помешала первая мировая война, а затем революции 1917г. и гражданская война. Тем не менее, следующая Всероссийская перепись населения состоялась в разгар гражданской войны в 1920 г. по состоянию на 28 августа. В связи с тем, что условия для проведения переписи были трудными (боевые действия, крестьянские восстания против продразверстки, бандитизм), правительством было принято решение провести одновременно три переписи, охватывающее все народное хозяйство в комплексе. [16, с. 28]
Образование СССР обусловило необходимость проведения всесоюзной переписи населения. Такая перепись была проведена в 1926 г. по состоянию на 17 декабря. Разработкой программы переписи и ее проведением руководил О.А. Квиткин. Перепись также проводилась методом опроса в течение 7 дней в городах и 14 дней в сельской местности. [8, с. 13]
1920-е гг., по мнению А.Г. Вишневского, стали «золотым веком» советской демографии. Государственная статистика занимала почетное положение в правительственном аппарате, а статистика населения была одной из первых среди отраслевых статистик. Демографические исследования в СССР находились на подъеме, общество никогда прежде не имело такого обилия информации о социально-демографических процессах, хотя потрясения времен революции и Гражданской войны давали о себе знать, из-за чего часто затруднялось получение такой информации. [16, с. 28]
«Золотой век» 1920-х гг. не мог не сказаться на развитии демографической науки. В начале столетия в России существовал заметный научный интерес к демографическим проблемам и накапливался исследовательский опыт,который оказался востребованным сразу после революции. В 1920-х гг. рядом с демографами, приобретшими известность еще в начале века (Василий Григорьевич Михайловский, Петр Иванович Куркин, Сергей Александрович Новосельский), работали более молодые исследователи: Михаил Васильевич Птуха, Владимир Владиславович Паевский, Юрий Авксентьевич Корчак-Чепурковский, Сергей Аркадьевич Томилин, Арсений Петрович Хоменко, Григорий Абрамович Баткис и другие. [12, с. 39]
Вторая советская, первая Всесоюзная перепись населения, была проведена по состоянию на 17 декабря 1926 г. Основными переписными формулярами были личный листок, а в городах еще и семейная карта. Данные о переписи 1926 г. были опубликованы в 56 томах и на их основе разрабатывался баланс народного хозяйства страны, делались демографические прогнозы, в том числе по численности и составу населения, были построены таблицы смертности населения СССР. Общая численность населения составила 147 028 тыс. чел.[3, с. 22]
Очередная Всесоюзная перепись населения была проведена по состоянию на 6 января 1937 г. Согласно сталинской доктрине рост населения по мере развития социализма должен был ускоряться. По расчетам плановых органов численность населения к концу 1937 г. должна была составить 180,7 млн чел. Но перепись 1937 г. насчитала всего 162 039 тыс. чел. Причины имевших место потерь населения: насильственная коллективизация сельского хозяйства, сопровождавшаяся массовыми репрессиями, голод и связанные с ним болезни, репрессии во время раскулачивания и прочего насилия, бегство населения из Казахстана и Средней Азии в Китай. В результате снижения рождаемости и роста смертности в этот период численность населения СССР сократилась на 4,7 млн чел. вместо того, чтобы значительно вырасти.И в итоге правительство объявило перепись 1937 г. неудавшейся, дефектной. [3, с.22]
Новая перепись населения состоялась по состоянию на 17 января 1939 г. По прогнозам Госплана ожидалась численность населения СССР 170 млн чел. Помня о репрессиях после переписи 1937 г., статистики «вышли» на численность населения 170 557 тыс. чел. (впоследствии эта цифра была скорректирована до 168 871 тыс. чел.). Материалы переписи 1939 г. до конца не были обработаны в связи с начавшейся второй мировой войной. В последующие года в СССР также проводились переписи населения (1959, 1970).
Возрождение отечественной демографии началось лишь в конце 1950-х гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений. [6]
Сравнивая зарубежную и отечественную науку, стоит сказать, что развитие демографических исследований в России в XIX в. шло в основном в русле статистики населения. В первой половине XX в. в России демография существовала в условиях жесткого контроля со стороны власти и информационного голода. Это не только мешало развитию демографии в стране, но просто полностью перекрывало путь к накоплению и пополнению знаний о данном научном направлении. И лишь к середине XX в. постепенно возникает необходимость дальнейшего развития и глубокого изучения демографической науки как самостоятельной научной дисциплины.
2.2 Демография в системе других наук
Воспроизводства населения и изменения, в нем происходящие, связаны с влиянием различных факторов, что становится основанием для взаимодействия демографии с другими науками. Кроме того, сами демографические явления и процессы как прямо, так и косвенно оказывают влияние на все сферы общественной жизни людей: духовную, экономическую, политическую, бытовую.[1, с. 10]
Процессу углубления знаний о народонаселении способствует тесная связь с экономической, исторической, социологической наукой, этнографией, географией населения, социальной гигиеной, правоведением. На стыке этих наук стали развиваться такие научные направления, как экономика народонаселения, социология народонаселения, генетика народонаселения и ряд других. Связь между науками, изучающими население, позволяет им, находясь в системе экономических, социологических, географических и других наук, одновременно быть частью системы научных знаний о народонаселении, имеющей общий объект исследований и основанной на единых, объединяющих их принципах познания. [5]
Стоит выделить несколько наук с которыми демография имеет наиболее тесную связь:
История демографии изучает становление демографии как науки в системе других наук. Воспроизводство населения рассматривается как исторический процесс, что позволяет определить его социальную обусловленность и спрогнозировать дальнейшее развитие. [1, с.10]
Экономическая демография изучает механизм взаимодействия экономических и демографических процессов с целью определения возможностей управления демографическими явлениями и учета влияния демографических факторов в планировании экономического развития. [10, с.14]
Демографическая социология изучает влияние социологических и социально-психологических факторов на волевые, субъективные действия людей в демографических процессах. [2, с.13]
Демография теснее всего связана с социологией семьи и анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости. Демография семьи обобщает факты формирования, функционирования и распада семейно-родственных групп, тогда как социология семьи наряду с исследованием эффективности выполнения семьей репродуктивной функции интересуется также эффективностью социализации детей в семье, подготовки подрастающих поколений к принятию ролей взрослого человека, его социальных позиций и статусов. [16, с. 10]
Демография и социальная психология. Социальная психология изучает поведение индивидов и групп, исследуя брачные мотивы и причины расторжения брачных союзов, потребность в детях, миграционные установки. [16, с. 11]
Демография и математика. При моделировании и прогнозировании демографических процессов используются математические методы (демографические таблицы рождаемости, смертности, брачности). [1, с.10]
Демографическое поведение людей (вступление в брак, расторжение брака и др.) регламентировано правовыми нормами; кроме того, политика государства в сфере народонаселения находит свое закрепление в законодательной базе.[1, с.11]
Демография и этнография. Этнография способствует пониманию и объяснению особенностей демографических процессов с позиций влияния на них культуры и быта разных народов. [3, с.27]
Демография и социальная гигиена. Социальная гигиена (это наука о здоровье населения, его факторах и системе социальных мероприятий, направленных на предупреждение и лечение заболеваний, укрепление здоровья населения, продление жизни). На стыке с демографией решаются проблемы старения населения, смертности, в том числе по причинам, детской смертности, смертности в трудоспособном возрасте, рождаемости в ранних и поздних браках. [1, с.10]
Таким образом, если раньше основной и едва ли не единственной задачей демографии было определение числа налогоплательщиков и военнообязанных, то в настоящее время задачи статистики населения значительно шире и у неё появились свои собственные предметы и методы исследования. Это связано с тем, что демография взаимодействует с различными науками: от этнографии и экологии до права и политологии. Современные статисты изучают данные, связанные не только с численностью и составом населения, но и состоянием здоровья граждан, распределением их доходов, удовлетворенностью различными услугами и многими другими важными сторонами жизни общества.
Опираясь на совокупность всех ранее вышеперечисленных фактов, получается следующий вывод, системы учёта населенияпоявились достаточно давнои стали развиваться в связи с потребностью общества в решении практических задач, требовавших не только абстрактных рассуждений о роли населения, но и совершенно конкретных знаний и методов, позволяющих рассчитывать численность населения той или иной страны или социальной группы, наличие и структуру трудовых ресурсов и т.д.
Сравнивая Россию и любую страну на протяжении истории развития систем учёта населения, стоит сказать, что в отличие от многих стран она имела, достаточно, высокий уровень развития систем учёта.
К концу 18 века и началу первой половины 19 века усиливается повсеместная потребность в переписи населения, которая объяснялась необходимостью государств иметь подробную и регулярную информацию о численности, размещении и составе населения.Результатом того, что Россия и другие зарубежные страны имели методологически отработанную и проверенную на практике стройную систему учёта населения, начинают проводится первые регулярные переписи населения. Стоит уточнить то, что в данный период развитие демографических исследований России шло в основном в русле статистики населения.
Но становление как науки демографии в России запоздало в отличие от зарубежных стран, потому что в тот момент страна существовала в условиях жёсткого контроля со стороны власти и информационного голода, что и мешало развитию данному научному направлению. Лишь с середины 20 века демография начинает своё полноценное развитие.
Если демография в начале своей истории имела лишь одну задачу, то в настоящее время она имеет широкий круг задач, свои собственные предметы и методы исследования. Всё это связано тем, что с одной стороны на воспроизводство населения оказывают воздействие многие естественные, социально-экономические, политические и гуманитарные факторы. С другой стороны, демографические события и процессы оказывают воздействие па все сферы общественной жизни: бытовую, экономическую, политическую и духовную. Эта взаимосвязь формирует поле взаимных интересов у демографов и ученых других специальностей, открывая перспективы для проведения междисциплинарных исследований.
Список использованных источников
5. Демография [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Демография#Платон (дата обращения 10.10.2018)
6. Демография [Электронный ресурс]. URL: http://ru.science.wikia.com/wiki/Демография (дата обращения 14.10.2018)
15. Мальтузианство [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мальтузианство (дата обращения 12.10.2018)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История становления демографии. Предмет, задачи и методы исследования. Специализация внутри демографии. Основные и частные научные показатели. Определение численности населения и размещения его на территории страны. Российская демографическая статистика.
курсовая работа [191,2 K], добавлен 12.06.2013
реферат [27,5 K], добавлен 01.06.2010
Характеристика предмета и методологии демографии, её задачи. Критерии внутренней дифференциации демографии. Центральная проблема этнической демографии. Основные направления исследовательской работы в исторической географии. Главные задачи статистики.
курсовая работа [28,8 K], добавлен 13.07.2013
Определение предмета и задач демографии – науки, изучающей процессы, происходящие с населением. Показатели естественного движения населения, смертности, рождаемости в Республике Татарстан. Демографическое старение населения. Показатели мертворождаемости.
тест [47,6 K], добавлен 13.12.2011
Теоретические аспекты демографии: определение, предмет и задачи демографии. Исследование истории становления демографии, как науки. Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе (Красноярском крае). Предложения к демографической политике СФО.
курсовая работа [583,1 K], добавлен 22.07.2010