Становление хронологии как науки

Становление исторической хронологии как науки в России

Автор: Maryy • Май 16, 2018 • Реферат • 3,074 Слов (13 Страниц) • 889 Просмотры

Установить законы развития общества историк может лишь, изучая конкретные исторические события в их хронологической последовательности. Однако не всегда удается установить хронологическую последовательность исторических явлений без специальных изысканий, так как ряд фактов древней, средней, а иногда и новой истории с трудом поддается точному установлению времени, в которое они совершались. Кроме того, исторические события далекого прошлого зафиксированы источниками в датах современного им летоисчисления и календаря. Эти даты подлежат переводу на современное летоисчисление. Из потребности установить время исторических событий и их последовательность, родилась вспомогательная историческая дисциплина – хронология.

Хронология запечатлевает последовательность во времени, в которой совершались исторические события, давая историку возможность изучать их в развитии, взаимосвязях и взаимодействии. Недаром хронологию называют «градусной сетью истории».

Для становления отрасли научного знания, такой как историческая хронология, важна разработка методических принципов и специального набора методов исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Историческая хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления.

Для решения данных задач, используются результаты исследования в области разных естественных наук: данные источниковедения, археологии, астрономии, этнографии и пр.

Способы сохранения хронологической информации в определенные исторические периоды были разные. Например, в период, когда не было еще письменных источников, информация передавалась из уст в уста, выражалась в обрядах, запечатлевалась в виде рисунков, знаков, на предметах бытового обихода и т.д. Учет времени вели на многих предметах материальной культуры: печатях, украшениях и пр. Расшифровать такую информацию на вещественных источниках сегодня представляет большие трудности. По-большому счету, все конкретные сведения содержат, безусловно, письменные источники, к которым относятся древнерусские летописи. Их изучение показало необходимость восстановления календарей как целостных систем и дало толчок для развития отечественной хронологии.

Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина начала формироваться в начале XVIII века. Основоположником изучения летописной хронологии является В.Н. Татищев. В своем фундаментальном труде «История Российская» посвятил целый раздел, который содержит исследования, касающиеся вопросов датировки прошедших событий.

В первой половине XIX века историки начали глубже изучать вопросы хронологии. В данный период появилось большинство справочников, также достоинством стало разработка хронологических таблиц, которые помогали историкам сверять даты и переводить их на современное летоисчисление.

Источник

12.1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина

12.1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина.

История развития хронологии

Хронология (греч. «хронос» – время и «логос» – изучать) – учение об измерении времени. Разделы хронологии:

1. Математическая или астрономическая хронология – наука, занимающаяся установлением точного астрономического времени и изучением закономерностей движения небесных тел.

2. Историческая хронология – наука о системах исчисления человечеством времени на разных этапах его развития.

Цель исторической хронологии – определение и уточнение дат исторических событий и документов. Объект исторической хронологии – все источники, которые содержат указания на даты исторических событий. Задачи исторической хронологии:

1. Исследование различных систем исчисления времени в их историческом развитии, взаимодействии.

2. Установление и согласование между различными системами летоисчисления – конкордация.

3. Определение, уточнение и проверка даты источника, приведение её в соответствии с современной системой счета времени.

Рекомендуемые файлы

4. Выработка основных правил перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Хронология очень рано стала превращаться в научную дисциплину. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и положила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке.

Древневавилонская система счета – двенадцатеричная, в ней появляются 24-часовые сутки и мелкие единицы измерения времени – часы, минуты, секунды. Огромная заслуга в создании Египетского календаря принадлежит египетскому астроному Созигену. В 46 г. до н. э. на основе этого календаря Юлий Цезарь создал юлианский календарь, а на основе последнего был создан Григорианский календарь. В средние века было введено понятие нашей эры. В V I в. н.э. римский монах Дионисий Малый вычислил «дату рождения Христа» – 754 г. от основания Рима, она была принята как основа исчисления времени. В V I в. эта эра распространилась в Европе.

В V II в. все народы принявшие ислам, приняли и лунный календарь. В ХI в. арабский ученый Аль-Бируни создал труд, где давалось подробное описание существовавших в то время эр и характеристику всех церковных праздников. Выдвинул догадку, что Земля вращается вокруг Солнца. Омар Хайям (арабский ученый и поэт ХI в.) высказал мысль о необходимости создания календаря, который был бы единым для христиан и мусульман.

В 1132 г. Кирик Новгородец, дьякон Антониевского монастыря, написал «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Основная задача – установление расписаний церковных праздников – составление «пасхалий». Но также он пишет об исходной дате счета времени, т.е. об эре, делении года на месяцы, простых и високосных годах, делении года на недели, количестве дней в году и т.д. После Кирика работа над вопросами хронологии шла по 2 направлениям: создание справочников для определения дат церковных праздников (пасхалий); накопление астрономических и математических сведений за движением звезд, Солнца и Луны.

Расписание церковных праздников со времени принятия христианства на Руси было доведено только до 1492 г. (по Византийской эре от сотворения мира: 1492 + 5508 = 7000, страшный суд и конец света). Но предсказание не сбылось и во второй пол. Х V в. Был составлен так называемый «Круг миротворный»: сведения о солнечных годах, високосе, временах года, месяцах.

В 1582 г. под руководством Римского Папы Григория ХIII была создана новая календарная система, получившая название Григорианский календарь. Православная церковь этот календарь не признала.

Х V III в. занимает особое место в развитии хронологии: историческая хронология складывается как вспомогательная историческая дисциплина; Данные исторической хронологии начинают широко использоваться для анализа исторических источников (В.Н. Татищев).

Широко использовали хронологические данные Н.М. Карамзин, А.А. Шахматов, М.П. Погодин. В первой пол. ХIХ в. появляются справочники по хронологии (П.В. Хавский. Хронологические таблицы, 1848; Он же. Хронологические таблицы сравнения Юлианского календаря с Григорианским, 1849). Во второй пол. ХIХ в. формулы перевода дат и основания решения задач на время были даны в работах Д.М. Перевощикова и Н.И. Чернухина.

Вопросу системы деления времени на часы до Х V III в. (сутки начинались с восходом солнца) посвящена работа Д.И. Прозоровского «О старинном русском счислении часов», в ней содержится в том числе и таблица, при помощи которой можно вычислить начало дня и ночи в разное время года.

В ХХ в. хронология становится ведущей вспомогательной исторической дисциплиной. На рубеже ХIХ–ХХ вв. появляются работы, в которых доказывается необходимость перехода на Григорианский календарь в России. Одна из них – Н.В. Степанов «Новый стиль и православная пасхалия» (1907). В ней, кроме того, дается краткая характеристика календарей. Н.В. Степанов в своих работах поставил вопрос о двух весенних началах года. Основная его работа – «Календарно-хронологический справочник» (1917).

Работа Д.О. Святского «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения» (1917) содержит ряд таблиц, которые дают возможность использовать летописные известия о солнечных и лунных затмениях и прочих явлениях природы для определения стиля, проверки и перевода дат на современную систему летоисчисления.

24 января 1918 г. декретом СНК в России был введен Григорианский календарь. После 31 января сразу наступило 14 февраля. Всплеск интереса к хронологии. Целый ряд работ: И.Ф. Полак «Изменение календаря» (1918), «Время и календарь» (1928), Н.И. Идельсон «История календаря» (1925), В.А. Россовская «Календарная даль веков» (1936), В.К. Никольский «Происхождение нашего летоисчисления» (1938). С середины 30-х гг. хронология как вспомогательная историческая дисциплина стала преподаваться в вузах.

Крупной работой была «Русская хронология» Л.В. Черепнина (1944). Большое значение имели труды Н.Г. Бережкова «О хронологии русских летописей до ХI V в.», «Хронология русского летописания» (60-е гг.):

1. Им было доказано, что в Древней Руси установить точную дату события очень не просто, т.к. существовало три стиля – мартовский, сентябрьский, ультрамартовский.

2. Он датировал множество исторических событий Древней Руси до ХI V в.

Работа Е.И. Каменцевой «Хронология» (1967) не утратила своего значения до наших дней, многократно переиздавалась.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Всего их четыре: растущая луна, полнолуние, стареющая луна, новолуние. Непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она обгоняет на небе, продвигаясь от него на восток. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Неделя – 7-дневный отрезок времени возник по двум причинам:

1. Семь суток = ¼ лунного месяца;

2. С древности люди почитали число 7: в античном мире – семерка богов соответствует семи «блуждающим» небесным телам (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Планета (греч.) – «блуждающий». Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона.

Соотношение дней недели и небесных светил в Древнем Риме,

Источник

Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина

Становление хронологии как науки. Смотреть фото Становление хронологии как науки. Смотреть картинку Становление хронологии как науки. Картинка про Становление хронологии как науки. Фото Становление хронологии как науки Становление хронологии как науки. Смотреть фото Становление хронологии как науки. Смотреть картинку Становление хронологии как науки. Картинка про Становление хронологии как науки. Фото Становление хронологии как науки Становление хронологии как науки. Смотреть фото Становление хронологии как науки. Смотреть картинку Становление хронологии как науки. Картинка про Становление хронологии как науки. Фото Становление хронологии как науки Становление хронологии как науки. Смотреть фото Становление хронологии как науки. Смотреть картинку Становление хронологии как науки. Картинка про Становление хронологии как науки. Фото Становление хронологии как науки

Становление хронологии как науки. Смотреть фото Становление хронологии как науки. Смотреть картинку Становление хронологии как науки. Картинка про Становление хронологии как науки. Фото Становление хронологии как науки

Становление хронологии как науки. Смотреть фото Становление хронологии как науки. Смотреть картинку Становление хронологии как науки. Картинка про Становление хронологии как науки. Фото Становление хронологии как науки

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

На час отстанешь — в день не догонишь.

Календарным теплом не угреешься.

Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина

С самой глубокой древности человечество вело наблюдения над природными астрономическими явлениями, пытаясь найти точ­ные и удобные единицы счета времени разной продолжительно­сти и соотнести их между собой. Накопленные знания передава­лись потомкам, которые бережно сохраняли и, в свою очередь, расширяли и углубляли их, совершенствовали единицы летосчис­ления. Результаты освоения многими и многими поколениями людей астрономических и математических знаний для решения ре­лигиозных, хозяйственных, политических и культурных задач пред­ставлены в различных типах календарей.

В последней четверти XIX в. о юлианском календаре, которым в тот момент пользовались в России, профессор Киевского универ­ситета Ю. А. Кулаковский писал как об одной из совершенных ка­лендарных систем: «Этот календарь, над которым мы теперь так мало задумываемся как над предметом столь простым и всякому доступным, был результатом великих умственных подвигов целых тысяч поколений, обнимающих измеряемый десятками столетий процесс развития, который заключился той сравнительно совер­шенной формой, в какой мы его знаем».

Системы летосчисления в их развитии являются предметом изу­чения исторической хронологии — разделом науки хронологии. Другим разделом науки о времени является математическая хронология, которая, иссле­дуя движение небесных тел, определяет точное астрономическое время.

Профессиональные интересы историков связаны с историче­ской хронологией, поскольку она как вспомогательная историческая дисциплина призвана помочь датировать факты прошлого по разнообразным календарным сведениям, сохранившимся в ис­торических источниках, и вписать эти факты в единую временную систему. Таким образом, перед исторической хронологией стоит важная методическая задача — разработать правила перевода дат, приведенных в разных системах летосчисления, на современную временную шкалу. Вместе с тем, чтобы осуществить эту вспомога­тельную функцию, историческая хронология изучает происхож­дение и развитие многочисленных систем счисления времени, ос­мысливает их историческую обусловленность, устанавливает соот­ношения между календарями.

Историческая хронология, решая свои задачи, использует результаты исследований в области естественных наук, данные ис­точниковедения, археологии, языкознания, искусствоведения, этнографии и т.д.

К настоящему времени выявлен значительный комплекс архео­логических, лингвистических, астрономических, математических и этнографических фактов, помогающих ученым реконструиро­вать процесс формирования представлений человечества о време­ни, восстановить зависимость практической деятельности людей от астрономических явлений на разных этапах исторического раз­вития.

Реконструкции календарных систем прошлого базируются на космогонических и астральных мифах, вещественных, изобрази­тельных, письменных исторических источниках разных народов и разных исторических периодов.

В разные исторические периоды способы сохранения хроноло­гической информации были разными. Например, в дописьменный период эта информация передавалась изустно, запечатлевалась во многих обрядах, наносилась на бытовые предметы в виде орна­ментов, символов, рисунков и т.д. Следы представлений о време­ни и его учета обнаруживаются на многих предметах материальной культуры: костяных пряжках, глиняных сосудах, украшениях, пе­чатях и т.д. Расшифровка такой информации представляет сегодня определенные трудности. К вещественным источникам относятся также специальные инструменты для измерения времени и его учета, использовавшиеся в прошлом, и мегалитические сооруже­ния (древнейшие обсерватории).

По сравнению с вещественными и изобразительными источ­никами в большем объеме информацию о более поздних календа­рях содержат письменные материалы. Они предоставляют, хотя и обрывочные, сведения о наименованиях единиц счета времени, способах учета времени, уже утраченных календарях, соотноше­ниях некоторых из них с другими системами летосчисления и т.д.

Становление хронологии как науки. Смотреть фото Становление хронологии как науки. Смотреть картинку Становление хронологии как науки. Картинка про Становление хронологии как науки. Фото Становление хронологии как науки

Многочисленные следы применения календарей содержат древ­нерусские летописи, изучение которых показало необходимость восстанавливать календари как целостные системы и послужило в свою очередь импульсом для развития отечественной хронологии. Древ­нерусские системы летосчисления реконструируются на основе как переводных, так и оригинальных астрономических и хронологиче­ских сочинений. К числу переводных трудов относятся, например, ряд статей в Изборнике Святослава 1073 г. и анонимный позднеан­тичный трактат «Великого книжника антиохийского о каландах, идах и нонах», известный в русских списках XV—XVI вв. Важные календарные сведения сообщали Лунники (описывали движение Луны и способы вычислять фазы лунации), Толковая Палея и др.

В Древней Руси создавались и оригинальные сочинения, отра­жавшие календарные знания древнерусских людей. Автором пер­вого такого сочинения «Учение им же ведати человеку числа всех лет» был Кирик-Новгородец, причастный к новгородскому лето­писанию в XII в. Ряд средневековых трактатов можно отнести к так называемым компутам — текстам по расчетам дат церковного ка­лендаря, которые возникли на Руси в конце XV в. в связи с ожида­емым в 1492 г. концом света. Авторы этих хронологических сочине­ний описывали способы расчета дат церковных праздников, за­трагивали историю разных календарных систем и т.д. Среди таких произведений несколько сказаний «о скончании седьмой тысящи», «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы, «Начало пасхалии» новгородского архиепископа Геннадия, посла­ния церковных иерархов и др.

Время от времени между астрономическими и природными яв­лениями, с одной стороны, и календарем, в соответствии с кото­рым осуществлялась разнообразная деятельность людей, с другой, обнаруживались противоречия, нарушавшие течение религиозной, хозяйственной, политической жизни. На том или ином историче­ском отрезке эти противоречия разрешались по-разному с учетом уровня тогдашних знаний и представлений человечества о приро­де, времени и мире.

Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина заявила о себе в России в начале XVIII в., когда оте­чественная история приобретала статус науки со своими задачами и приемами исследования. Начало этой дисциплине положил В. Н.Татищев, который впервые обозначил некоторые вопросы изучения древнерусского календаря в связи с критикой истори­ческих источников.

В первой половине XIX в., когда оформлялась отечественная наука о древностях (т.е. археология в широком понимании), вни­мание историков к хронологии заметно повысилось. Ее называли «светочем» исторической науки, поскольку она помогала решать важные прикладные задачи. Например, в связи с подготовкой к публикации большого числа средневековых письменных истори­ческих источников и необходимостью их комментировать приоб­рел особое значение вопрос о переводе дат на современное лето­счисление. Этот практический вопрос перерос в постановку науч­ной проблемы о начале нового года в Древней Руси. Ее обсуждение носило характер дискуссии, в которой участвовали Петр Василье­вич Хавский (1771 — 1876), Иван Дмитриевич Беляев (1810 — 1873), Вукол Михайлович Ундольский (1816—1864), Михаил Петрович Погодин (1800—1875) и другие.

В этот период было подготовлено большое количество справоч­ников по хронологии, содержавших разнообразные таблицы, ко­торые помогали историкам проверять даты источников, перево­дить их на современное летосчисление.

В дальнейшем работа над справочным материалом по хроноло­гии продолжилась: усилиями математиков и астрономов таблицы были усовершенствованы и упрощены, предложены новые фор­мулы для решения задач, поставленных в рамках исторической хронологии. Такие материалы были изданы Н. Горбачевским, Д. М. Перевощиковым (1788—1880), Дмитрием Ивановичем Про­зоровским (1820—1894) и другими.

В 1830 г. ученые Петербургской академии наук впервые предло­жили перейти в России на западноевропейский григорианский календарь. Эта идея положила начало разработке проектов перехо­да на новое для России летосчисление. В российском обществе, в том числе и в среде ученых, продолжалось обсуждение этого во­проса в течение второй половины XIX — начала XX в. Среди уча­стников дискуссии были и защитники, и оппоненты этой идеи. Итогом обсуждения стало появление обзорных работ, посвящен­ных характеристике юлианского и григорианского календарей, их достоинствам и недостаткам.

В этот же период ученые стали рассматривать проблемы, свя­занные с историей дохристианского календаря у восточных сла­вян, а также практикой использования юлианского календаря в первые столетия после принятия Русью христианства, их соотно­шением, стилями календарных систем, источниками хронологи­ческих знаний в Древней Руси. Разработкой конкретных вопросов древнерусской хронологии занимались Д. И. Прозоровский, Н.В. Степанов, Д.О. Святский. Авторами были высказаны гипоте­зы о существовании у восточных славян в дохристианский период лунно-солнечного календаря, установлены древнерусская кален­дарная терминология и единицы счета времени и т.д.

Переход на григорианский календарь был осуществлен в Совет­ской России в 1918 г. Календарная реформа вызвала новую волну общественного интереса к прошлому календарей и их устройству.

Научные знания в области исторической хронологии, накоп­ленные в течение более чем двух столетий, стали использоваться при подготовке специалистов исторического профиля. В 1930-х гг. в вузах были введены учебные курсы по вспомогательным истори­ческим дисциплинам, где присутствовала и историческая хроно­логия. В курсе исторической хронологии, подготовленном Н. В. Устюговым в Московском историко-архивном институте и изданном в 1939 г., были сформулированы ее задачи на новом этапе разви­тия вспомогательных дисциплин. В 1944 г. увидело свет пособие Л. В.Черепнина. Впоследствии по мере расширения круга проблем, которыми занимались ученые, уточнялись содержание и структура учебных пособий по исторической хронологии. Во второй полови­не XX в. такие учебные пособия были подготовлены Е. И. Каменцевой (1-е изд. — М., 1967; 2-е изд. — М., 2003), Игорем Петрови­чем Ермолаевым (1-е изд. — Казань, 1980; 2-е изд., перераб. — Казань, 2004).

Начатое еще в XVI11 в. изучение летописей как источников хро­нологической информации в советское время было продолжено Николаем Георгиевичем Бережковым (1886— 1956), обосновавшим существование в Древней Руси нескольких стилей, т.е. новолетий.

В советский период изучались системы летосчисления народов, проживавших на территории СССР, прежде всего мусульманский и тюрко-монгольский календари.

Особенностью развития исторической хронологии в последние десятилетия является расширение ее источников. Если в XVIII — первой половине XX в. для хронологов главным письменным ис­точником были летописи, актовый материал, то в последние де­сятилетия XX в. для решения ряда хронологических задач привле­каются разнообразные памятники древнерусской книжности, обес­печивавшие богослужение и содержащие календарные сведения.

Обращение историков к этим источникам показало, что мно­гие вопросы, ранее казавшиеся решенными, в свете новых иссле­дований требуют более углубленного исследования. Это касается, в частности, вопроса об использовании восточнославянскими пле­менами лунно-солнечного календаря, вопроса о стилях древне­русского календаря и др. Постановку этих и новых вопросов, связан­ных с исторической хронологией, обусловливает и расширение ме­тодического арсенала дисциплины, например, за счет компьютерных программ, способных рассчитывать и описывать астрономические явления средневековой эпохи.

Источник

Хронология

Хронология (от греч. χρόνος — время; λόγος — учение):

Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время; также является одним из методов исторической хронологии (см. ниже).

Геохронология — разделение геологического времени на условные отрезки, имеющие собственные названия (эры, периоды, эпохи и века) и расположенные в определённой последовательности. Научной основой геохронологии является стратиграфия.

Историческая (техническая) хронология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Содержание

Астрономическая хронология

Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками, так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 4 минуты больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики, поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки, то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила — «среднего солнца», движущегося равномерно по экватору; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.

Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д 12 ч 44 мин).

Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.

Историческая хронология

Календарь

Лунные и солнечные календари

Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний» и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).

Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского, установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа, однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.

Метонов цикл

Там, где греки (см. древнегреческие календари) пользовались при вставке дополнительных месяцев последовательной системой, они использовали систему октаэтерид (восьмилетий), с добавлением месяца каждый 3, 5 и 8 год восьмилетнего цикла. В середине V века до н. э. афинский математик и астроном Метон открыл 19-летний период (Метонов цикл), равный 235 синодическим оборотам Луны, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звёзд. Этот период он предложил всем грекам на Олимпийских играх 432 года до н. э., предложив в течение его вставлять 7 месяцев. Это предложение приживалось медленно, греки долгое время продолжали использовать более грубую, но и более простую и привычную систему октаэтерид; но открытие Метона используется поныне в еврейском календаре и при расчётах Пасхи, причём положение года в Метоновом цикле ещё с античности носит наименование «золотого числа».

Юлианский и григорианский календари

Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер — «десятый» месяц); зимой счёт времени просто не вёлся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц — мерцедоний — вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью великого понтифика вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрём и декабрём; а с 1 января 45 года до н. э. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний; а поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus — отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).

После убийства Цезаря жрецы стали ошибочно объявлять високосным каждый третий год. По обнаружении ошибки в 9 году до н. э., императору Августу пришлось на протяжении 16 лет вообще не вводить високосного года. Только с 8 года н. э. юлианский календарь стал функционировать нормально. Именем Августа был наименован следующий за Юлием месяц (секстилий).

В IV—VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря; таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.

Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонсо X, в следующем веке византийский учёный Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские — в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия — с 1700 года, Англия — c 1752 года, Швеция — c 1753 года; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария с 1916 года, Россия с 1/14 февраля 1918 года, Сербия и Румыния — с 1919 года, Греция — с 1924 года.

Некоторые календари

Хронография

Счёт лет. Становление исторической хронологии

Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».

В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые например в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах — «архонты-эпонимы» и т. д. («эпонимический год»). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям — так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.

Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории» Геродота, затрагивающей и более ранние события — образование Персидского царства; Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида — то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины VI по середину IV век до н. э.

Для событий, отдалённых во времени (как например Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский, по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров, афинских архонтов-эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков, появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например сказать, при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида, в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории» — начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):

В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи. На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте, а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах, на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею… [2]

Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам — через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» — а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.

В IV веке до н. э. историк Тимей из Тавромения предлагает ввести единую хронологическую систему, основанную на общегреческих списках олимпийских победителей. Списки этого рода велись с 776 года до н. э. Таким образом, вся греческая история оказалась разбитой на 4-летние промежутки между Олимпийскими играми — «олимпиады», названные именами победителей, так что датировка звучала таким образом: «в 3 год 79-й олимпиады, когда победителем в беге был такой-то». Эта система датировок была принята историками (в официально-административной практике она не употреблялась) и применялась наряду с датировками по афинским архонтам. Первую научную хронологию составил сто лет спустя после Тимея Эратосфен, который в своей работе «Хронография» высчитал ряд опорных дат (например нашествие Ксеркса, начало Пелопоннесской войны), а уже по ним рассчитал и все остальные события. Дошедший до нас хронологический фрагмент Эратосфена имеет следующий вид (при его рассмотрении нужно учитывать, что год начинался в июле):

Летосчисление же Эратосфена такое: со времени взятия Трои до прихода Гераклидов — 80 лет; с прихода Гераклидов до образования Ионии — 60 лет; с образования Ионии до правления Ликурга — 159 лет; от начала его управления до 1-го года 1-й Олимпиады — 108 лет; отсюда до нашествия Ксеркса — 297 лет; с этого нашествия до начала Пелопоннесской войны — 48 лет; с начала этой войны до её окончания поражением афинян — 27 лет; от поражения их до битвы при Левктрах — 34 года; от этой битвы до смерти Филиппа — 35 лет; от смерти Филиппа до смерти Александра — 12 лет. [3]

Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты — «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора, полководца Александра Македонского — 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов» вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды, в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.

Римляне, которые издавна вели свои «фасты» — списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон, который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону — 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).

Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея» [4] — список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана — 284 год, в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).

В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана, однако, не желая вести отсчёт по годам правления «нечестивого гонителя», решил «обозначить годы» от «воплощения Христа». В его таблице 532 года ab inscriptione («от воплощения») следовал за 247 годом эры Диоклетиана. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в оборот и эру «от Рождества Христова», ныне общепринятую. В официальных актах эра от Р. Х. встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апреля 742 года. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X век).

Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедектинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман, автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969; русский перевод М., 1975).

Вопросы достоверности древней хронологии

Римская хронология, непосредственным продолжением которой, как указывалось, является наша система летосчисления, является вполне достоверной. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана чем руководствовалась коптско-эфиопская традиция, приравнивая 1582 год к 1299 году Диоклетиана [уточнить] Петавий — из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год; Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет после воцарения Набонассара; это уравнение опять-таки приводит к 284 году.

У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., которые проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата — 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.

В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см. китайский календарь); в Индии к вопросам хронологии и историографии относились гораздо более беззаботно. Поэтому ключевую дату для синхронизации древней истории Индии с европейской даёт высеченный на камне указ царя Ашоки (III век до н. э.) о посольстве, направленном им в Грецию с миссионерскими целями пропаганды буддизма; в нём упоминаются пять эллинистических правителей (Антигон Гонат и др.), время правления которых точно известно.

Некоторые эры

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *