Становление хронологии как науки
Становление исторической хронологии как науки в России
Автор: Maryy • Май 16, 2018 • Реферат • 3,074 Слов (13 Страниц) • 889 Просмотры
Установить законы развития общества историк может лишь, изучая конкретные исторические события в их хронологической последовательности. Однако не всегда удается установить хронологическую последовательность исторических явлений без специальных изысканий, так как ряд фактов древней, средней, а иногда и новой истории с трудом поддается точному установлению времени, в которое они совершались. Кроме того, исторические события далекого прошлого зафиксированы источниками в датах современного им летоисчисления и календаря. Эти даты подлежат переводу на современное летоисчисление. Из потребности установить время исторических событий и их последовательность, родилась вспомогательная историческая дисциплина – хронология.
Хронология запечатлевает последовательность во времени, в которой совершались исторические события, давая историку возможность изучать их в развитии, взаимосвязях и взаимодействии. Недаром хронологию называют «градусной сетью истории».
Для становления отрасли научного знания, такой как историческая хронология, важна разработка методических принципов и специального набора методов исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
Историческая хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления.
Для решения данных задач, используются результаты исследования в области разных естественных наук: данные источниковедения, археологии, астрономии, этнографии и пр.
Способы сохранения хронологической информации в определенные исторические периоды были разные. Например, в период, когда не было еще письменных источников, информация передавалась из уст в уста, выражалась в обрядах, запечатлевалась в виде рисунков, знаков, на предметах бытового обихода и т.д. Учет времени вели на многих предметах материальной культуры: печатях, украшениях и пр. Расшифровать такую информацию на вещественных источниках сегодня представляет большие трудности. По-большому счету, все конкретные сведения содержат, безусловно, письменные источники, к которым относятся древнерусские летописи. Их изучение показало необходимость восстановления календарей как целостных систем и дало толчок для развития отечественной хронологии.
Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина начала формироваться в начале XVIII века. Основоположником изучения летописной хронологии является В.Н. Татищев. В своем фундаментальном труде «История Российская» посвятил целый раздел, который содержит исследования, касающиеся вопросов датировки прошедших событий.
В первой половине XIX века историки начали глубже изучать вопросы хронологии. В данный период появилось большинство справочников, также достоинством стало разработка хронологических таблиц, которые помогали историкам сверять даты и переводить их на современное летоисчисление.
12.1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина
12.1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина.
История развития хронологии
Хронология (греч. «хронос» – время и «логос» – изучать) – учение об измерении времени. Разделы хронологии:
1. Математическая или астрономическая хронология – наука, занимающаяся установлением точного астрономического времени и изучением закономерностей движения небесных тел.
2. Историческая хронология – наука о системах исчисления человечеством времени на разных этапах его развития.
Цель исторической хронологии – определение и уточнение дат исторических событий и документов. Объект исторической хронологии – все источники, которые содержат указания на даты исторических событий. Задачи исторической хронологии:
1. Исследование различных систем исчисления времени в их историческом развитии, взаимодействии.
2. Установление и согласование между различными системами летоисчисления – конкордация.
3. Определение, уточнение и проверка даты источника, приведение её в соответствии с современной системой счета времени.
Рекомендуемые файлы
4. Выработка основных правил перевода дат с одной хронологической системы на другую.
Хронология очень рано стала превращаться в научную дисциплину. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и положила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке.
Древневавилонская система счета – двенадцатеричная, в ней появляются 24-часовые сутки и мелкие единицы измерения времени – часы, минуты, секунды. Огромная заслуга в создании Египетского календаря принадлежит египетскому астроному Созигену. В 46 г. до н. э. на основе этого календаря Юлий Цезарь создал юлианский календарь, а на основе последнего был создан Григорианский календарь. В средние века было введено понятие нашей эры. В V I в. н.э. римский монах Дионисий Малый вычислил «дату рождения Христа» – 754 г. от основания Рима, она была принята как основа исчисления времени. В V I в. эта эра распространилась в Европе.
В V II в. все народы принявшие ислам, приняли и лунный календарь. В ХI в. арабский ученый Аль-Бируни создал труд, где давалось подробное описание существовавших в то время эр и характеристику всех церковных праздников. Выдвинул догадку, что Земля вращается вокруг Солнца. Омар Хайям (арабский ученый и поэт ХI в.) высказал мысль о необходимости создания календаря, который был бы единым для христиан и мусульман.
В 1132 г. Кирик Новгородец, дьякон Антониевского монастыря, написал «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Основная задача – установление расписаний церковных праздников – составление «пасхалий». Но также он пишет об исходной дате счета времени, т.е. об эре, делении года на месяцы, простых и високосных годах, делении года на недели, количестве дней в году и т.д. После Кирика работа над вопросами хронологии шла по 2 направлениям: создание справочников для определения дат церковных праздников (пасхалий); накопление астрономических и математических сведений за движением звезд, Солнца и Луны.
Расписание церковных праздников со времени принятия христианства на Руси было доведено только до 1492 г. (по Византийской эре от сотворения мира: 1492 + 5508 = 7000, страшный суд и конец света). Но предсказание не сбылось и во второй пол. Х V в. Был составлен так называемый «Круг миротворный»: сведения о солнечных годах, високосе, временах года, месяцах.
В 1582 г. под руководством Римского Папы Григория ХIII была создана новая календарная система, получившая название Григорианский календарь. Православная церковь этот календарь не признала.
Х V III в. занимает особое место в развитии хронологии: историческая хронология складывается как вспомогательная историческая дисциплина; Данные исторической хронологии начинают широко использоваться для анализа исторических источников (В.Н. Татищев).
Широко использовали хронологические данные Н.М. Карамзин, А.А. Шахматов, М.П. Погодин. В первой пол. ХIХ в. появляются справочники по хронологии (П.В. Хавский. Хронологические таблицы, 1848; Он же. Хронологические таблицы сравнения Юлианского календаря с Григорианским, 1849). Во второй пол. ХIХ в. формулы перевода дат и основания решения задач на время были даны в работах Д.М. Перевощикова и Н.И. Чернухина.
Вопросу системы деления времени на часы до Х V III в. (сутки начинались с восходом солнца) посвящена работа Д.И. Прозоровского «О старинном русском счислении часов», в ней содержится в том числе и таблица, при помощи которой можно вычислить начало дня и ночи в разное время года.
В ХХ в. хронология становится ведущей вспомогательной исторической дисциплиной. На рубеже ХIХ–ХХ вв. появляются работы, в которых доказывается необходимость перехода на Григорианский календарь в России. Одна из них – Н.В. Степанов «Новый стиль и православная пасхалия» (1907). В ней, кроме того, дается краткая характеристика календарей. Н.В. Степанов в своих работах поставил вопрос о двух весенних началах года. Основная его работа – «Календарно-хронологический справочник» (1917).
Работа Д.О. Святского «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения» (1917) содержит ряд таблиц, которые дают возможность использовать летописные известия о солнечных и лунных затмениях и прочих явлениях природы для определения стиля, проверки и перевода дат на современную систему летоисчисления.
24 января 1918 г. декретом СНК в России был введен Григорианский календарь. После 31 января сразу наступило 14 февраля. Всплеск интереса к хронологии. Целый ряд работ: И.Ф. Полак «Изменение календаря» (1918), «Время и календарь» (1928), Н.И. Идельсон «История календаря» (1925), В.А. Россовская «Календарная даль веков» (1936), В.К. Никольский «Происхождение нашего летоисчисления» (1938). С середины 30-х гг. хронология как вспомогательная историческая дисциплина стала преподаваться в вузах.
Крупной работой была «Русская хронология» Л.В. Черепнина (1944). Большое значение имели труды Н.Г. Бережкова «О хронологии русских летописей до ХI V в.», «Хронология русского летописания» (60-е гг.):
1. Им было доказано, что в Древней Руси установить точную дату события очень не просто, т.к. существовало три стиля – мартовский, сентябрьский, ультрамартовский.
2. Он датировал множество исторических событий Древней Руси до ХI V в.
Работа Е.И. Каменцевой «Хронология» (1967) не утратила своего значения до наших дней, многократно переиздавалась.
В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Всего их четыре: растущая луна, полнолуние, стареющая луна, новолуние. Непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она обгоняет на небе, продвигаясь от него на восток. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.
Неделя – 7-дневный отрезок времени возник по двум причинам:
1. Семь суток = ¼ лунного месяца;
2. С древности люди почитали число 7: в античном мире – семерка богов соответствует семи «блуждающим» небесным телам (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Планета (греч.) – «блуждающий». Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона.
Соотношение дней недели и небесных светил в Древнем Риме,
Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ
На час отстанешь — в день не догонишь.
Календарным теплом не угреешься.
Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина
С самой глубокой древности человечество вело наблюдения над природными астрономическими явлениями, пытаясь найти точные и удобные единицы счета времени разной продолжительности и соотнести их между собой. Накопленные знания передавались потомкам, которые бережно сохраняли и, в свою очередь, расширяли и углубляли их, совершенствовали единицы летосчисления. Результаты освоения многими и многими поколениями людей астрономических и математических знаний для решения религиозных, хозяйственных, политических и культурных задач представлены в различных типах календарей.
В последней четверти XIX в. о юлианском календаре, которым в тот момент пользовались в России, профессор Киевского университета Ю. А. Кулаковский писал как об одной из совершенных календарных систем: «Этот календарь, над которым мы теперь так мало задумываемся как над предметом столь простым и всякому доступным, был результатом великих умственных подвигов целых тысяч поколений, обнимающих измеряемый десятками столетий процесс развития, который заключился той сравнительно совершенной формой, в какой мы его знаем».
Системы летосчисления в их развитии являются предметом изучения исторической хронологии — разделом науки хронологии. Другим разделом науки о времени является математическая хронология, которая, исследуя движение небесных тел, определяет точное астрономическое время.
Профессиональные интересы историков связаны с исторической хронологией, поскольку она как вспомогательная историческая дисциплина призвана помочь датировать факты прошлого по разнообразным календарным сведениям, сохранившимся в исторических источниках, и вписать эти факты в единую временную систему. Таким образом, перед исторической хронологией стоит важная методическая задача — разработать правила перевода дат, приведенных в разных системах летосчисления, на современную временную шкалу. Вместе с тем, чтобы осуществить эту вспомогательную функцию, историческая хронология изучает происхождение и развитие многочисленных систем счисления времени, осмысливает их историческую обусловленность, устанавливает соотношения между календарями.
Историческая хронология, решая свои задачи, использует результаты исследований в области естественных наук, данные источниковедения, археологии, языкознания, искусствоведения, этнографии и т.д.
К настоящему времени выявлен значительный комплекс археологических, лингвистических, астрономических, математических и этнографических фактов, помогающих ученым реконструировать процесс формирования представлений человечества о времени, восстановить зависимость практической деятельности людей от астрономических явлений на разных этапах исторического развития.
Реконструкции календарных систем прошлого базируются на космогонических и астральных мифах, вещественных, изобразительных, письменных исторических источниках разных народов и разных исторических периодов.
В разные исторические периоды способы сохранения хронологической информации были разными. Например, в дописьменный период эта информация передавалась изустно, запечатлевалась во многих обрядах, наносилась на бытовые предметы в виде орнаментов, символов, рисунков и т.д. Следы представлений о времени и его учета обнаруживаются на многих предметах материальной культуры: костяных пряжках, глиняных сосудах, украшениях, печатях и т.д. Расшифровка такой информации представляет сегодня определенные трудности. К вещественным источникам относятся также специальные инструменты для измерения времени и его учета, использовавшиеся в прошлом, и мегалитические сооружения (древнейшие обсерватории).
По сравнению с вещественными и изобразительными источниками в большем объеме информацию о более поздних календарях содержат письменные материалы. Они предоставляют, хотя и обрывочные, сведения о наименованиях единиц счета времени, способах учета времени, уже утраченных календарях, соотношениях некоторых из них с другими системами летосчисления и т.д.
Многочисленные следы применения календарей содержат древнерусские летописи, изучение которых показало необходимость восстанавливать календари как целостные системы и послужило в свою очередь импульсом для развития отечественной хронологии. Древнерусские системы летосчисления реконструируются на основе как переводных, так и оригинальных астрономических и хронологических сочинений. К числу переводных трудов относятся, например, ряд статей в Изборнике Святослава 1073 г. и анонимный позднеантичный трактат «Великого книжника антиохийского о каландах, идах и нонах», известный в русских списках XV—XVI вв. Важные календарные сведения сообщали Лунники (описывали движение Луны и способы вычислять фазы лунации), Толковая Палея и др.
В Древней Руси создавались и оригинальные сочинения, отражавшие календарные знания древнерусских людей. Автором первого такого сочинения «Учение им же ведати человеку числа всех лет» был Кирик-Новгородец, причастный к новгородскому летописанию в XII в. Ряд средневековых трактатов можно отнести к так называемым компутам — текстам по расчетам дат церковного календаря, которые возникли на Руси в конце XV в. в связи с ожидаемым в 1492 г. концом света. Авторы этих хронологических сочинений описывали способы расчета дат церковных праздников, затрагивали историю разных календарных систем и т.д. Среди таких произведений несколько сказаний «о скончании седьмой тысящи», «Изложение пасхалии» московского митрополита Зосимы, «Начало пасхалии» новгородского архиепископа Геннадия, послания церковных иерархов и др.
Время от времени между астрономическими и природными явлениями, с одной стороны, и календарем, в соответствии с которым осуществлялась разнообразная деятельность людей, с другой, обнаруживались противоречия, нарушавшие течение религиозной, хозяйственной, политической жизни. На том или ином историческом отрезке эти противоречия разрешались по-разному с учетом уровня тогдашних знаний и представлений человечества о природе, времени и мире.
Историческая хронология как вспомогательная историческая дисциплина заявила о себе в России в начале XVIII в., когда отечественная история приобретала статус науки со своими задачами и приемами исследования. Начало этой дисциплине положил В. Н.Татищев, который впервые обозначил некоторые вопросы изучения древнерусского календаря в связи с критикой исторических источников.
В первой половине XIX в., когда оформлялась отечественная наука о древностях (т.е. археология в широком понимании), внимание историков к хронологии заметно повысилось. Ее называли «светочем» исторической науки, поскольку она помогала решать важные прикладные задачи. Например, в связи с подготовкой к публикации большого числа средневековых письменных исторических источников и необходимостью их комментировать приобрел особое значение вопрос о переводе дат на современное летосчисление. Этот практический вопрос перерос в постановку научной проблемы о начале нового года в Древней Руси. Ее обсуждение носило характер дискуссии, в которой участвовали Петр Васильевич Хавский (1771 — 1876), Иван Дмитриевич Беляев (1810 — 1873), Вукол Михайлович Ундольский (1816—1864), Михаил Петрович Погодин (1800—1875) и другие.
В этот период было подготовлено большое количество справочников по хронологии, содержавших разнообразные таблицы, которые помогали историкам проверять даты источников, переводить их на современное летосчисление.
В дальнейшем работа над справочным материалом по хронологии продолжилась: усилиями математиков и астрономов таблицы были усовершенствованы и упрощены, предложены новые формулы для решения задач, поставленных в рамках исторической хронологии. Такие материалы были изданы Н. Горбачевским, Д. М. Перевощиковым (1788—1880), Дмитрием Ивановичем Прозоровским (1820—1894) и другими.
В 1830 г. ученые Петербургской академии наук впервые предложили перейти в России на западноевропейский григорианский календарь. Эта идея положила начало разработке проектов перехода на новое для России летосчисление. В российском обществе, в том числе и в среде ученых, продолжалось обсуждение этого вопроса в течение второй половины XIX — начала XX в. Среди участников дискуссии были и защитники, и оппоненты этой идеи. Итогом обсуждения стало появление обзорных работ, посвященных характеристике юлианского и григорианского календарей, их достоинствам и недостаткам.
В этот же период ученые стали рассматривать проблемы, связанные с историей дохристианского календаря у восточных славян, а также практикой использования юлианского календаря в первые столетия после принятия Русью христианства, их соотношением, стилями календарных систем, источниками хронологических знаний в Древней Руси. Разработкой конкретных вопросов древнерусской хронологии занимались Д. И. Прозоровский, Н.В. Степанов, Д.О. Святский. Авторами были высказаны гипотезы о существовании у восточных славян в дохристианский период лунно-солнечного календаря, установлены древнерусская календарная терминология и единицы счета времени и т.д.
Переход на григорианский календарь был осуществлен в Советской России в 1918 г. Календарная реформа вызвала новую волну общественного интереса к прошлому календарей и их устройству.
Научные знания в области исторической хронологии, накопленные в течение более чем двух столетий, стали использоваться при подготовке специалистов исторического профиля. В 1930-х гг. в вузах были введены учебные курсы по вспомогательным историческим дисциплинам, где присутствовала и историческая хронология. В курсе исторической хронологии, подготовленном Н. В. Устюговым в Московском историко-архивном институте и изданном в 1939 г., были сформулированы ее задачи на новом этапе развития вспомогательных дисциплин. В 1944 г. увидело свет пособие Л. В.Черепнина. Впоследствии по мере расширения круга проблем, которыми занимались ученые, уточнялись содержание и структура учебных пособий по исторической хронологии. Во второй половине XX в. такие учебные пособия были подготовлены Е. И. Каменцевой (1-е изд. — М., 1967; 2-е изд. — М., 2003), Игорем Петровичем Ермолаевым (1-е изд. — Казань, 1980; 2-е изд., перераб. — Казань, 2004).
Начатое еще в XVI11 в. изучение летописей как источников хронологической информации в советское время было продолжено Николаем Георгиевичем Бережковым (1886— 1956), обосновавшим существование в Древней Руси нескольких стилей, т.е. новолетий.
В советский период изучались системы летосчисления народов, проживавших на территории СССР, прежде всего мусульманский и тюрко-монгольский календари.
Особенностью развития исторической хронологии в последние десятилетия является расширение ее источников. Если в XVIII — первой половине XX в. для хронологов главным письменным источником были летописи, актовый материал, то в последние десятилетия XX в. для решения ряда хронологических задач привлекаются разнообразные памятники древнерусской книжности, обеспечивавшие богослужение и содержащие календарные сведения.
Обращение историков к этим источникам показало, что многие вопросы, ранее казавшиеся решенными, в свете новых исследований требуют более углубленного исследования. Это касается, в частности, вопроса об использовании восточнославянскими племенами лунно-солнечного календаря, вопроса о стилях древнерусского календаря и др. Постановку этих и новых вопросов, связанных с исторической хронологией, обусловливает и расширение методического арсенала дисциплины, например, за счет компьютерных программ, способных рассчитывать и описывать астрономические явления средневековой эпохи.
Хронология
Хронология (от греч. χρόνος — время; λόγος — учение):
Астрономическая хронология изучает закономерности повторяющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономическое время; также является одним из методов исторической хронологии (см. ниже).
Геохронология — разделение геологического времени на условные отрезки, имеющие собственные названия (эры, периоды, эпохи и века) и расположенные в определённой последовательности. Научной основой геохронологии является стратиграфия.
Историческая (техническая) хронология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Содержание
Астрономическая хронология
Наиболее естественным мерилом времени служит вращение Земли вокруг своей оси. Полный оборот (на 360°) Земли называется звёздными сутками, так как во времени он равен промежутку между двумя последовательными кульминациями какой-либо звезды. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца солнечные истинные сутки, то есть промежуток времени между двумя кульминациями Солнца, примерно на 4 минуты больше звёздных суток. Эта разница меняется в течение года из-за неравномерности обращения Земли вокруг Солнца в плоскости эклиптики, поэтому истинные сутки не могут служить точной единицей времени. Вместо них обыкновенно употребляются средние сутки, то есть промежуток между кульминациями фиктивного светила — «среднего солнца», движущегося равномерно по экватору; его место на небесной сфере в известные эпохи совпадает с местом истинного Солнца.
Для больших интервалов времени вместо суток удобнее использовать другие единицы времени, исторически связанные с наблюдением за видимым положением Луны и Солнца среди звёзд на небесной сфере. Промежуток времени, в который Луна по истечении полного оборота вокруг Земли приходится против тех же звёзд, называется сидерическим (звёздным) месяцем (27 дней 7 часов 43 минуты). В зависимости от перемещения Земли вместе с Луной вокруг Солнца по истечении сидерического месяца взаимное размещение трёх светил несколько изменится, поэтому фаза луны, видимая с Земли, будет несколько иная, и промежуток, через который луна возвращается к прежней фазе, так называемый синодический месяц, больше сидерического (29 д 12 ч 44 мин).
Отдельные календарные годы необходимо должны заключать в себе целое число суток; между тем длины года и суток несоизмеримы. Различные системы солнечных календарей явились как следствие большей или меньшей точности принятой в календаре длины года в сутках и тех или иных приёмов подсчёта накапливающихся дробей суток, то есть распределения вставных дней. В свою очередь, лунный месяц несоизмерим с солнечным годом; в известных лунно-солнечных календарях существовали различные приёмы уравнивать накапливающуюся неувязку вставными месяцами. Позже месяц потерял свой характер лунного оборота и стал условной дробью солнечного года. Древние астрономы, не умея наблюдать кульминации звёзд, довольствовались грубым приёмом наблюдения их восхода и захода. Особое значение имел так называемый гелиакический восход звезды. Длина периодов, построенных на гелиакических восходах, требует каждый раз особого подсчёта в зависимости от данной звезды (то есть от её места относительно небесного экватора и эклиптики), широты данного места наблюдения на земле и величины прецессии.
Историческая хронология
Календарь
Лунные и солнечные календари
Первой и естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Впоследствии, при наблюдении за фазами луны, стали выделять лунный месяц, который считали попеременно в 29 и 30 суток. Затем было замечено, что спустя примерно 12 лунных месяцев явления природы повторяются. Так был открыт год. Однако год из 12 лунных месяцев в 354 суток не соответствует астрономическому (солнечному) году, и лунный календарь из 12 лунных месяцев оказался подвижным (календарём этого типа до сих пор пользуются арабы). Для того, чтобы соотнести его с астрономическим годом, по мере накопления ошибки (примерно раз в 3 года) вставлялся добавочный месяц (у римлян, например, он носил название «мерцедоний» и вставлялся между 23-24 февраля). Такого рода лунно-солнечный календарь использовался у большинства древних народов; в наше время он используется евреями (см. еврейский календарь).
Солнечный календарь был изобретён в Египте (см. древнеегипетский календарь). Он состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней. Но поскольку истинный астрономический год превышает 365 суток, то египетский календарь тоже оказался неточным. Впоследствии эллинистические цари Египта, основываясь на расчётах александрийских астрономов, пытались ввести високосные годы; но реформа не прижилась. В 26 году до н. э. Август реформировал египетский календарь по типу юлианского, установив високосные годы и фиксировав начало года (1 тота) на 29 августа, однако счёт «по старому стилю» широко практиковался в Египте до самого конца античности.
Метонов цикл
Там, где греки (см. древнегреческие календари) пользовались при вставке дополнительных месяцев последовательной системой, они использовали систему октаэтерид (восьмилетий), с добавлением месяца каждый 3, 5 и 8 год восьмилетнего цикла. В середине V века до н. э. афинский математик и астроном Метон открыл 19-летний период (Метонов цикл), равный 235 синодическим оборотам Луны, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звёзд. Этот период он предложил всем грекам на Олимпийских играх 432 года до н. э., предложив в течение его вставлять 7 месяцев. Это предложение приживалось медленно, греки долгое время продолжали использовать более грубую, но и более простую и привычную систему октаэтерид; но открытие Метона используется поныне в еврейском календаре и при расчётах Пасхи, причём положение года в Метоновом цикле ещё с античности носит наименование «золотого числа».
Юлианский и григорианский календари
Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер — «десятый» месяц); зимой счёт времени просто не вёлся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц — мерцедоний — вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь провёл реформу календаря, по разработкам александрийского астронома Созигена, взяв за основу египетский солнечный календарь. Чтобы исправить накопившиеся ошибки, он своей властью великого понтифика вставил в переходном году, кроме мерцедония, два добавочных месяца между ноябрём и декабрём; а с 1 января 45 года до н. э. был установлен юлианский год в 365 дней, с високосными годами каждые 4 года. При этом лишний день вставлялся между 23 и 24 февраля, как ранее мерцедоний; а поскольку по римской системе исчисления день 24 февраля назывался «шестым (sextus) от мартовских календ», то и вставной день именовали «дважды шестым (bis sextus) от мартовских календ» и год соответственно annus bissextus — отсюда, через греческий язык, наше слово «високосный». При этом в честь Цезаря был переименован месяц квинтилий (в Юлий).
После убийства Цезаря жрецы стали ошибочно объявлять високосным каждый третий год. По обнаружении ошибки в 9 году до н. э., императору Августу пришлось на протяжении 16 лет вообще не вводить високосного года. Только с 8 года н. э. юлианский календарь стал функционировать нормально. Именем Августа был наименован следующий за Юлием месяц (секстилий).
В IV—VI веках в большинстве христианских стран утвердились единые пасхальные таблицы, выполненные на основе юлианского календаря; таким образом, юлианский календарь распространился на весь христианский мир. В этих таблицах за день весеннего равноденствия принималось 21 марта.
Однако по мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным, и многие в католической Европе считали, что его нельзя более игнорировать. Это отмечал кастильский король XIII века Альфонсо X, в следующем веке византийский учёный Никифор Григора даже предлагал реформу календаря. Реально такую реформу провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Луиджи Лилио. Декретом папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 5 октября 1582 года должно последовать 15 октября, и в дальнейшем високосными будут считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. В результате был создан григорианский календарь, астрономически более точный, чем юлианский. Из европейских стран католические перешли на новый стиль сразу, протестантские — в большинстве в XVIII веке: Северная Германия, Дания и Норвегия — с 1700 года, Англия — c 1752 года, Швеция — c 1753 года; православные страны перешли на григорианский календарь только в начале ХХ века: Болгария с 1916 года, Россия с 1/14 февраля 1918 года, Сербия и Румыния — с 1919 года, Греция — с 1924 года.
Некоторые календари
Хронография
Счёт лет. Становление исторической хронологии
Необходимость последовательного счёта лет появилась с возникновением письменной культуры и прежде всего исходила из административных потребностей. Как правило документы датировались годом правления царя; таким образом, список царей с годами их правления давал примитивную хронологическую таблицу. Такие списки дошли от Месопотамии и Древнего Египта, но пользоваться ими следует с осторожностью, так как в них нередко указаны как последовательные правления, в реальности полностью или частично синхронные (например во времена смут), и допущены тому подобные «упрощения».
В городах-государствах годы датировались по именам избираемых на год должностных лиц, которые например в Ашшуре назывались «лимму», в Афинах — «архонты-эпонимы» и т. д. («эпонимический год»). В Месопотамии также нередко обозначали годы по важным событиям — так что список лет представлял собой что-то вроде краткой хроники.
Острая необходимость хронологических вычислений появилась с возникновением исторической науки, то есть примерно в V век до н. э. Самым простым способом датировки было взаимное относительное датирование событий: событие А произошло за Х лет до события B; событие С случилось через Y лет после события В; при этом одни и те же события упоминаются у разных авторов. Из этого, сопоставляя труды историков, относительно нетрудно высчитать взаимное соотношение упоминаемых ими событий. Так, например, Греко-персидские войны являются центральным событием «Истории» Геродота, затрагивающей и более ранние события — образование Персидского царства; Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, упоминает, что между её началом и уходом Ксеркса из Эллады прошло «приблизительно 50 лет», и вкратце говорит о событиях этого «пятидесятилетия»; Ксенофонт непосредственно продолжает Фукидида — то есть, только из сопоставления этих трёх авторов, можно составить подробную хронологическую последовательность событий примерно за 200 лет, с середины VI по середину IV век до н. э.
Для событий, отдалённых во времени (как например Троянская война), на основе генеалогических таблиц применялся приблизительный расчёт «по поколениям», принимая 3 поколения в столетие. В то же время предпринимались попытки составления системы абсолютной хронологии. Были составлены первые хронологические таблицы: жречества жриц Геры в Аргосе (их автор, Гелланик Лесбосский, по-видимому был первым взявшимся за хронологические вопросы), списки спартанских эфоров, афинских архонтов-эпонимов; у Геродота можно найти годы царствования персидских и других восточных царей. При сопоставлении таких списков, появлялась возможность перевести дату из одной системы в другую (например сказать, при каком персидском царе произошло событие, бывшее при таком-то архонте), а также выяснить хронологическое соотношение событий друг с другом (то есть установить их относительную хронологию) и с моментом, в который пишется труд (то есть выяснить абсолютную хронологию). Поскольку единой хронологической системы в Греции не существовало, историку, говоря о каком-нибудь важном событии, было желательно датировать его сразу по нескольким системам: году царствования персидского царя, спартанским эфорам, афинскому архонту-эпониму. Для примера приведём отрывок из Фукидида, в котором содержится как относительная, так и абсолютная датировка ключевого момента его «Истории» — начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.):
В течение 14 лет продолжал существовать тридцатилетний мир, заключённый после завоевания Евбеи. На пятнадцатый же год, сорок восьмой год жречества Хрисиды в Аргосе, когда Энесий был эфором в Спарте, а Пифодору оставалось 4 месяца архонтства в Афинах, на шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны отряд вооружённых фиванцев (…) в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею… [2]
Все остальные даты в тексте «Истории» Фукидида так или иначе соотнесены с датой начала войны (в приведённом отрывке это видно на примере даты окончания первой афинско-спартанской войны и битвы при Потидее; в дальнейшем даты обозначаются: «на такой-то год войны»). Из систем датировок, использованных Фукидидом, датировки по афинским архонтам существовали в исторической науке на протяжении многих столетий, и это позволило античным хронологам без труда соотнести данные Фукидида с более поздними хронологическими шкалами (по олимпиадам — через неё с римской хронологией по консулам и «от основания Рима» — а уже через последнюю это событие легко переводится в современную систему летосчисления, которая является прямым продолжением римской). Наконец, дата эта поддаётся и астрономической проверке, так как к лету того же года Фукидид относит солнечное затмение, которое, согласно расчётам (впервые проделанным уже Жозефом Скалигером), состоялось 3 августа 431 года до н. э.
В IV веке до н. э. историк Тимей из Тавромения предлагает ввести единую хронологическую систему, основанную на общегреческих списках олимпийских победителей. Списки этого рода велись с 776 года до н. э. Таким образом, вся греческая история оказалась разбитой на 4-летние промежутки между Олимпийскими играми — «олимпиады», названные именами победителей, так что датировка звучала таким образом: «в 3 год 79-й олимпиады, когда победителем в беге был такой-то». Эта система датировок была принята историками (в официально-административной практике она не употреблялась) и применялась наряду с датировками по афинским архонтам. Первую научную хронологию составил сто лет спустя после Тимея Эратосфен, который в своей работе «Хронография» высчитал ряд опорных дат (например нашествие Ксеркса, начало Пелопоннесской войны), а уже по ним рассчитал и все остальные события. Дошедший до нас хронологический фрагмент Эратосфена имеет следующий вид (при его рассмотрении нужно учитывать, что год начинался в июле):
Летосчисление же Эратосфена такое: со времени взятия Трои до прихода Гераклидов — 80 лет; с прихода Гераклидов до образования Ионии — 60 лет; с образования Ионии до правления Ликурга — 159 лет; от начала его управления до 1-го года 1-й Олимпиады — 108 лет; отсюда до нашествия Ксеркса — 297 лет; с этого нашествия до начала Пелопоннесской войны — 48 лет; с начала этой войны до её окончания поражением афинян — 27 лет; от поражения их до битвы при Левктрах — 34 года; от этой битвы до смерти Филиппа — 35 лет; от смерти Филиппа до смерти Александра — 12 лет. [3]
Тогда же на эллинистическом Востоке входят в употребление официальные датировки привычного нам типа, отсчитываемые от одной даты — «эпохи эры». Эрой служил приход к власти Селевка Никатора, полководца Александра Македонского — 312 год до н. э. Однако «эра Селевкидов» вплоть до поздней античности оставалась административной и не употреблялась историками. Впоследствии она вошла в арамейскую, затем арабскую историографию (под неверным наименованием «эры Александра») и употреблялась сирийскими христианами вплоть до XIX века. Парфянские Аршакиды, в свою очередь, ввели эру от собственного воцарения (248 год до н. э.), также имевшую хождение на Востоке.
Римляне, которые издавна вели свои «фасты» — списки консулов, служившие также краткой официальной летописью, без труда вписались в греческую хронологическую систему, так что, например, в труде греческого автора римской эпохи Диодора Сицилийского (I век до н. э.) мы встречаем датировки разом: по олимпиадам, по афинским архонтам и по римским консулам. Современником Диодора был римский ученый Варрон, который, на основе консульских фастов и сообщаемых легендой лет правления римских царей, вычислил дату основания Рима (по Варрону — 753 год до н. э.) и ввёл её как эру в научный оборот. Эта эра «от основания Рима» официально не использовалась, но в историографии дожила вплоть до XIX века (поскольку речь шла о событиях римской истории).
Большое значение для хронологии имеет так называемый «Царский канон Птолемея» [4] — список царей, сохранившийся в комментарии Феона к астрономическому труду Птолемея. Это список царствований, с точными астрономическими датами, царей Вавилона (собственно вавилонских царей, а также персидских царей и Александра Македонского в качестве вавилонских), царей эллинистического Египта и римских императоров. Он был составлен александрийскими астрономами для нужд собственных вычислений (собственно, для датировок астрономических явлений) по собственным записям и записям вавилонских жрецов и потом продолжался переписчиками, вносившими в него имена византийских императоров (в некоторых рукописях он доведён до падения Константинополя в 1453 году). Начинается он от восшествия на престол вавилонского царя Набонассара 27 февраля 747 года до н. э. (т. н. «эра Набонассара»), при котором впервые стали вестись систематические астрономические наблюдения, и основан на подвижном египетском календаре (без висококсных лет), который тогда использовался астрономами.
В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получает широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана — 284 год, в ней составляются пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).
В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана, однако, не желая вести отсчёт по годам правления «нечестивого гонителя», решил «обозначить годы» от «воплощения Христа». В его таблице 532 года ab inscriptione («от воплощения») следовал за 247 годом эры Диоклетиана. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в оборот и эру «от Рождества Христова», ныне общепринятую. В официальных актах эра от Р. Х. встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апреля 742 года. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X век).
Полемика, вызванная трудами Скалигера, стимулировала появление большого количества работ по астрономической и технической хронологии. Обобщающим трудом в этой области явился в XVIII веке труд бенедектинцев д’Антина, Клеменсе и Дюрана «Искусство проверки дат», последнее издание которого включало 44 тома. К началу XX века научная хронология достигла своей вершины. До сего времени не потерял значения труд немецкого астронома и хронолога Христиана-Людвига Идлера «Справочник по математической и технической хронологии». Из современных специалистов по хронологии особенно известен американский учёный российского происхождения Э. Бикерман, автор труда «Хронология древнего мира» (Лондон, 1969; русский перевод М., 1975).
Вопросы достоверности древней хронологии
Римская хронология, непосредственным продолжением которой, как указывалось, является наша система летосчисления, является вполне достоверной. Характерно, например, что дата прихода к власти Диоклетиана (284 год) была установлена тремя разными учёными с помощью трёх разных способов. Скалигер исходил из коптско-эфиопской традиции, которая приравнивала 1582 год к 1299 году эры Диоклетиана чем руководствовалась коптско-эфиопская традиция, приравнивая 1582 год к 1299 году Диоклетиана [уточнить] Петавий — из того, что Диоклетиан согласно «Пасхальной хронике» пришёл к власти в консульство Карина (второе) и Нумериана, которому, согласно консульским фастам, соответствует 284 год; Идлер вместо этого воспользовался «Каноном Птолемея» и астрономическим наблюдением, позволяющим вывести синхронную датировку: 81 год после правления Диоклетиана = 1112 лет после воцарения Набонассара; это уравнение опять-таки приводит к 284 году.
У историков Передней Азии опора несколько более твёрдая. Прежде всего сохранился ассирийский список эпонимов (лимму), между 911 и 648 годом до н. э., которые проверяется как «Каноном Птолемея», так и указанным в нём солнечным затмением. Для более ранних веков ключевое значение имеет установление даты начала правления царя Хаммурапи. Она основывается на описанном в клинописном документе наблюдении гелиакального восхода (первый восход на утренней заре) Венеры, произошедшего в 6 году правления Амисадуги, одного из последних царей династии Хаммурапи (тогда как известно, что 1 год его правления отстоит от 1 года правления Хаммурапи на 146 лет). Описанные в документе условия гелиакального восхода повторяются через несколько десятилетий, так что в результате появилось несколько вариантов даты 1 года правления Хаммурапи; исходя из совокупности исторических данных, наиболее правдоподобным из них считается дата — 1792 год до н. э. К этой дате, соответственно, и привязываются датировки предыдущих и последующих царствований.
В Китае всегда была развитая историографическая традиция с собственной подробной хронологией, основывающейся на царствованиях с их девизами, а также на 60-летних циклах (см. китайский календарь); в Индии к вопросам хронологии и историографии относились гораздо более беззаботно. Поэтому ключевую дату для синхронизации древней истории Индии с европейской даёт высеченный на камне указ царя Ашоки (III век до н. э.) о посольстве, направленном им в Грецию с миссионерскими целями пропаганды буддизма; в нём упоминаются пять эллинистических правителей (Антигон Гонат и др.), время правления которых точно известно.