Становление социальной психологии как науки

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Становление социальной психологии как науки. Смотреть фото Становление социальной психологии как науки. Смотреть картинку Становление социальной психологии как науки. Картинка про Становление социальной психологии как науки. Фото Становление социальной психологии как науки Становление социальной психологии как науки. Смотреть фото Становление социальной психологии как науки. Смотреть картинку Становление социальной психологии как науки. Картинка про Становление социальной психологии как науки. Фото Становление социальной психологии как науки Становление социальной психологии как науки. Смотреть фото Становление социальной психологии как науки. Смотреть картинку Становление социальной психологии как науки. Картинка про Становление социальной психологии как науки. Фото Становление социальной психологии как науки Становление социальной психологии как науки. Смотреть фото Становление социальной психологии как науки. Смотреть картинку Становление социальной психологии как науки. Картинка про Становление социальной психологии как науки. Фото Становление социальной психологии как науки

Становление социальной психологии как науки. Смотреть фото Становление социальной психологии как науки. Смотреть картинку Становление социальной психологии как науки. Картинка про Становление социальной психологии как науки. Фото Становление социальной психологии как науки

Становление социальной психологии как науки. Смотреть фото Становление социальной психологии как науки. Смотреть картинку Становление социальной психологии как науки. Картинка про Становление социальной психологии как науки. Фото Становление социальной психологии как науки

Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап — становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально» психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада.

Становление социальной психологии как науки. Смотреть фото Становление социальной психологии как науки. Смотреть картинку Становление социальной психологии как науки. Картинка про Становление социальной психологии как науки. Фото Становление социальной психологии как науки

Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

Задачи:

1) Выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике

2) «Достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

— личность в группе и системе отношений;

— взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.);

— малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.);

— взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.);

— взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.);

— большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.).

Методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

1) Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);

2) Метод моделирования;

3) Методы управленческо-воспитательного воздействия;

4) Методы социально-психологического воздействия.

Источник

Становление социальной психологии как науки

Cоциальная психология

Конспект лекций

Электронный образовательный ресурс

Для студентов 1 курса всех форм обучения

направления 030300.62 «Психология» (широкий профиль)

Составитель: к.психол.н. Ю.С. Кулинцева

Рассмотрен и рекомендован

для использования в учебном процессе

на 2012/2013 – 2015-2016 уч.гг.

на заседании кафедры ПиП.

Протокол №1 от 03.09.2012 г.

Лекция 1. Место социальной психологии в системе современных психологических наук.

1. Становление социальной психологии как науки.

2. Предмет и задачи социальной психологии.

3. Функции социальной психологии.

4. Отрасли социальной психологии.

Становление социальной психологии как науки.

Во все времена человечество стремилось познать себя и шло к этой цели разными путями. Религиозные учения, искусство, философия были первыми способами проникнуть в суть человеческого существования и отношений между людьми. В настоящее время множество наук (социология и психология, политология и антропология и др) имеют один объект исследования – человека и человеческие сообщества. Однако у каждой науки есть своя история и свой специфический угол зрения. Каким же образом шло развитие социальной психологии как науки?

По мнению Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис, ответ на этот вопрос отражает следующие этапы становление социально-психологического знания:

1. Выделение социально-психологических явлений и их описание, возникновение социально-психологического мышления

2.Оформление социальной психологии в самостоятельную науку со своим объектом и предметом исследования

3. Развитие прикладной социальной психологии, проведение конкретных эмпирических исследований в различных отраслях, накопление социально-психологических знаний.

4. Развитие практической социальной психологии, применение социально-психологических знаний на практике, научно-обоснованная помощь клиентам.

Характеризуя первый этап становления социально-психологического знания, следует сказать о том, что предпосылками зарождения социально-психологических явлений, которые возникли уже на заре развития человечества стали элементарные формы коллективной жизни. Древние люди пытались осознать, понять эти явления и применяли их в обыденной жизни. Например, в различных формах древних религий шаманами и жрецами успешно использовались способность людей заражаться массовым настроением толпы, подчиняться внушающему воздействию вождей, подражать друг другу.

Коллективная жизнь потребовала регуляции индивидуального поведения, которые немецкие ученые Г.Гибш и М. Форверг назвали «социально-психологическим мышлением»- умением человека эффективно общаться с другими людьми, успешно уживаться с себе подобными. Оно постепенно оформлялось с помощью табу, традиций, ритуалов, запретов, которые передавались из поколения в поколение.

Появление социально-психологического мышления предупредило возникновение и развитие социальной психологии в лоне философских систем древности. По мнению амер. Психолога Гордона Олпорта, ее родоначальниками следует считать Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ высшим благом, составляющим счастье жизни назвал дружбу между хорошими людьми, возникающую из восхищения их добродетелью и сопровождающуюся стараниями привязать их к себе. Именно Сократ впервые определил человека как существо общественное, прямоходящее, имеющее душу и владеющее речью.

Платон рассуждал о социальном поведении человека, опираясь на его биологическую природу, состоящую из трех частей: головы, сердца и живота. Индивидуальные характеры людей и их положение в обществе, таким образом зависят от доминирования той или иной части. У философов преобладает ум (должны управлять государством), у воинов – воля и мужество (охрана), у земледельцев и ремесленников –телесные вожделения (занятия производительным трудом).

В своих трудах Аристотель назвал человека «социальным животным» и утверждал невозможность нормального развития человека без нормального взаимодействия с обществом. Ученый разднлял общество на аристократию (лидеров) и народные массы, где принадлежность к тому или иному классу обусловлена врожденным психологическим складом человека.

В трудах античных философов (Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Жан Жак Россо, Адам Смит и др.) можно найти много мыслей об идеальной личности, идеальном государстве, особенностях взаимодействия людей в обществе. Однако предпосылками развития социальной психологии является сложившаяся в 19 веке сложившаяся социально-политическая ситуация в крупнейших европейских странах. События, связанные с революциями во Франции с конца 18 до сер. 19 века потрясли научную общественность, вопросы устройства общества, взаимодействия людей и причины их появления заняли главенствующее место в умах ученых. Произошел перелом, появилась потребность в научном объяснении нового взгляда на мир отличного от мироощущения средневековья. Происходит толчок в развитии науки и культуры в целом. В этот период появились следующие публикации: Ч. Дарвин «Происхождение видов», Э. Литтре «Язык позитивной философии», А. Бейн «Эмоции и воля» и др.

В общем русле развития гуманитарных наук сформировалась и социальная психология, питательной средой для которой послужили философия, социология, психология, этнология и этнография.

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии:

— развитие социальной психологии в русле социологии;

— развитие социальной психологии в русле психологии;

— развитие социальной психологии в русле этнологии и антропологии (таб. 1).

Таблица 1. Проблема границ социальной психологии

Социологическая, психологическая и антропологическая науки повлияли на создание социальной психологии. В начале 20 века отчетливо оформились две основные ветви социальной психологии: психологическая и социологическая.

В центре внимания психологической социальной психологии находится индивид. Исследователи пытаются понять и предсказать его поведение, анализируя мотивацию, психические состояния, черты личности, Основным методом исследования является эксперимент.

Источник

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Андриенко Е.В.

А 65 Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.

В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.

ISBN 5-7695-0617-2

Учебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии, изложенный с позиции личностного подхода. Рассматриваются проблемы социального контроля, общения, лидерства и руководства, межгрупповых и внутригрупповых отношений, социализации и социального развития человека. Представлены педагогические аспекты некоторых традиционных социально-психологических тем.

ISBN 5-7695-0617-2

© Издательский центр «Академия», 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

По мере прогрессивного развития психологии, физиологии и

других наук о человеке возрастают возможности их

педагогических приложений. Ближайшее будущее педагогики

безусловно связано с расширяющимся включением в ее сферу

Б. Г. Ананьев «О проблемах современного человекознания»

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и учителей. Оно написано на основе курса лекций, прочитанных в течение ряда лет для студентов математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета и для учителей-практиков в Институте повышения квалификации. Некоторые вопросы и проблемы, обсуждаемые на страницах этой книги, были поставлены именно слушателями и отражают своеобразие социально-психологического аспекта педагогической деятельности учителя в условиях современной школы. Практика работы со студентами и учителями показала, что существуют социально-психологические проблемы педагогической деятельности, которые носят универсальный характер. Поэтому концептуальной идеей подготовки данного пособия стала задача педагогической адаптации некоторых социально-психологических теорий. Вполне понятно, что такая адаптация может быть реальной только после знакомства слушателей с основами социальной психологии как научного знания и учебной дисциплины.

Разработка содержания курса определялась также и особенностями социальной динамики в нашей стране. Экономические и социально-политические изменения, происходящие в России, выдвинули на первый план изучение вопросов, которые в условиях стабилизации общества не являются столь актуальными. Будущим специалистам необходимо учиться использовать свои знания в реальных условиях кризисного общества. Поэтому в курс социальной психологии введена тема «Социальная виктимология», которая важна с точки зрения анализа социализации человека в современной России. Включены также такие темы, как «Социальный контроль» и «Социальное развитие человека», не являющиеся традиционными для отечественной социальной психологии. Поскольку социальный контроль изучается обычно в рамках социологии, социально-психологический аспект этой темы остается нераскрытым. Между тем невозможно изучать и тем более анализировать социальное поведение человека, не опираясь на понимание сущности феноменов социального контроля.

Тема «Социальное развитие человека» выполняет важную концептуальную функцию в рамках данного курса и является основополагающей в понимании основных направлений использования социально-психологического знания в педагогической деятельности учителей и родителей. Что касается остальных тем курса, то они являются достаточно традиционными для социальной психологии как учебной дисциплины.

Нельзя не отметить, что на разработку содержания курса несомненное влияние оказали концепции социальной психологии Г.М.Андреевой и Т.Шибутани, а также социально-психологические идеи А.С.Макаренко. Самый издаваемый в России учебник по социальной психологии Г.М.Андреевой является, на наш взгляд, одним из лучших. Он адресован студентам специальных психологических факультетов и поэтому несколько сложен для студентов, не имеющих специальной психологической подготовки. К тому же некоторые вопросы, необходимые для студентов педагогических вузов, вынесены за скобки обсуждения в силу их очевидности для психологов.

Использование теорий, концепций, идей А.С.Макаренко в курсе социальной психологии для учителей представляется нам совершенно необходимым. Во-первых, его опыт как педагога-организатора, работающего с детьми в неблагоприятных социальных условиях, актуален для современных учителей, психологов и социальных работников. Во-вторых, он эмпирическим путем пришел к открытиям, которые были сделаны в социальной психологии значительно позже, предвосхитив, таким образом, многие достижения психологов. В-третьих, его социально-педагогический опыт описан в художественных, публицистических и научных трудах, в которых он предстает как подлинный теоретик и практик социальной психологии. Будучи руководителем социальной группы детей, он изучал ее, анализировал ее жизнедеятельность, обосновывал и претворял в жизнь идеи оптимального функционирования и развития детской группы.

Тот факт, что Макаренко работал в детской колонии в условиях тоталитарного социального режима, нисколько не снижает значимости его теории и практики для социальной психологии. Закономерности, открытые им, универсальны вне зависимости от социального качества группы, будь то детский отряд, семья или профессиональный коллектив. Что касается критических замечаний по поводу деятельности и теории А.С.Макаренко, которые появились в последнее время на страницах некоторых педагогических и психологических изданий, то они в большей степени касаются идеологического контекста работ знаменитого педагога, нежели результатов его научных и практических разработок. Думается, что опыт этого человека и его наследие не до конца проработаны социальными психологами, и при внимательном анализе его трудов можно обнаружить замечательные открытия, подлинная ценность которых становится понятной только в свете современных научных данных и требований времени.

В целом, при разработке содержания курса были использованы социально-психологические теории ведущих отечественных и зарубежных психологов, социологов, педагогов и психотерапевтов: Б.Г.Ананьева, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.В.Мудрика, Я.Л.Коломинского, А.В.Петровского, Ц.П.Короленко, К.Левина, Д. Майерса, А. Маслоу, Э. Берна, и многих других.

Поскольку основное содержание курса ориентировано на студентов и учителей, не имеющих достаточной психологической подготовки, была сделана попытка изложить материал в простой и доступной форме, сохранив при этом понятийный аппарат курса. Кроме того, в конце книги даны определения основных терминов и понятий курса.

Каждую тему можно изучать как самостоятельный раздел и независимо от других тем, хотя логика изложения предполагает знакомство с содержанием курса социальной психологии именно в той последовательности, которая представлена в пособии. Для более глубокого понимания изложенных вопросов можно воспользоваться соответствующими ссылками в самом тексте и «Основными понятиями курса». В последнее время в связи в бурным развитием социальной психологии изучаются новые явления и соответственно разрабатываются относительно новые понятия, такие как ассертивность, амбивалентность (личностная, в отличие от эмоциональной), личностная зрелость и т.д. Вместе с тем используются понятия, достаточно разработанные не только в социальной психологии, но и в других разделах психологии, например «зона ближайшего развития», «возрастная сензитивность», «ведущая деятельность» и некоторые другие.

Структура учебного пособия определяется его содержанием и дидактическими задачами. Каждая глава посвящена определенной теме, снабжена контрольными вопросами, заданиями для самостоятельной работы и списком литературы. Главы не дробятся на отдельные разделы по основным вопросам, хотя последние выделены в тексте. Благодаря этому сохраняется единство и логика изложения каждой темы. Кроме того, такая организация материала способствует определенному видению частных проблем в контексте более широких социальных явлений.

Содержание курса социальной психологии, изложенного в данном пособии, соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Пособие выступает в качестве источника информации и своеобразного путеводителя для ее получения (с учетом методического аппарата), поэтому оно вполне может быть использовано для дистантного обучения в системе высшего педагогического образования.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Короче говоря, хотя социальная психология имеет собственную историю, теорию, проблемы и методы, она еще не является самодостаточной наукой. И наилучшим образом она расцветает в саду, который орошается из различных источников и возделывается различными садовниками.

Г. В. Оллпорт «Личность в психологии»

Предмет социальной психологии • Философия и социальная психология • Основные этапы развития социальной психологии как науки • Первые теоретические концепции в области социальной психологии • Вклад ведущих психологических школ в социальной психологии: функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма, интеракционизма

Предмет социальной психологии,как и предмет любой науки определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?»

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т.д. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. И прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т.д. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих. Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Социальная психология изучает социальную психику или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, подходящие под это понятие: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. Изучается социально-психологический аспект традиций, обычаев, моды, морали, нравов и т.д. Исследуются психологические основы уникальных знаковых и смысловых систем, созданных человечеством на протяжении веков.

Если мы рассматриваем социальную психологию как науку, то, очевидно, следует выявить основные закономерности психологии социальных отношений, т.е. наиболее существенные, необходимые, повторяющиеся явления, возникающие в социальных отношениях всякий раз при определенных условиях. Изучение этих условий дает возможность анализировать, понимать, прогнозировать и принимать необходимые решения по вопросам коррекции социальных отношений, по крайней мере, в первичной группе.

Философия и социальная психологиядолгое время сосуществовали, точнее, социальная психология выступала как составная часть философии. Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. С древних времен эта проблема, в том или ином аспекте, интересовала наиболее выдающихся философов (Платон, Аристотель, Гоббс, Монтень, Локк, Руссо, Вольтер, Гельвеции, Гегель, Бердяев и многие другие). В зависимости от методологических позиций авторов можно выделить следующие три позиции по отношению к данной проблеме.

Вторая позиция выделяет индивидуальное сознание как уникальное явление, феномен, способный определять общественное сознание. Примером тому могут быть выдающиеся личности, ведущие толпу за собой и меняющие ход истории; политические деятели, полководцы, философы, писатели, мыслители, чьи идеи продолжают жить в течение долгого времени. Величие во многом определяется возможностью человека даже после своей смерти оказывать существенное влияние на умы людей другого поколения, формировать общественное мнение, менять интегральные психологические характеристики больших социальных групп. Так, у истоков наиболее распространенных мировых религий, верований, учений, идеологий стояли выдающиеся люди. Они внесли заметный вклад в формирование общественного сознания. Отголоски их идей, представлений и понимания сущности явлений мы можем наблюдать и в многообразных проявлениях современной общественной жизни. Таким образом, данная позиция выделяет индивидуальное сознание как приоритетное, обусловливающее общественное сознание, но не столько в явной, сколько в скрытой форме.

С конца XIX века появляются работы, посвященные социально-психологическим проблемам, исходя из современного определения предмета социальной психологии как науки. Эти исследования оказались столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом еще более пристального внимания в связи с попыткой социально-психологического анализа многих историко-политических событий XX века. Следует особо отметить следующие работы: Э.Дюркгейм «Метод социологии» (1899); Г.Лебон «Психология народов и масс» (1895); Г.Тард «Законы подражания» (1892), «Общественное мнение и толпа» (1892); М.Вебер «О категориях понимающей социологии» (1913):

В.Вундт «Психология народов» (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как «социальная философия» и «историческая социология». В начале XX века термин «социальная психология» становится общеупотребительным и служит для обозначения нового направления в науке.

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

В.Вундта принято считать родоначальником экспериментальной психологии, поскольку он, будучи учеником знаменитого физиолога Гельмгольца, впервые предложил отделить психологию от физиологии и превратить ее в отдельную науку. При этом Вундт параллельно занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека через метод внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция); проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида.

В.Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях. Он считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное содержание представлений в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, связанные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней стадии развития человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение в обществе как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологические представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим и плохим. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть вещи в определенном свете. Они могут помогать человеку постигать истину, но могут также и искажать ее. В любом случае мифологическое восприятие формируется непроизвольно в процессе социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях во вступлении в брак, рождении ребенка, похоронах и др.

Почти одновременно с разработкой концепции психологии народов появляются концепции массового общества, или концепции психологии масс, исследующие проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г.Тард рассматривал народ как гигантскую аудиторию, воспринимающую определенную информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации. Разрабатывается понятие массовой культуры как совокупности культурных ценностей в индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Массовой культура является как по месту, так и по времени, т.е. потребителями массовой культуры являются практически все цивилизованные люди, и само ее производство осуществляется изо дня в день. Главный признак массовой культуры – стандартизация жизни, которая не может не влиять на психологию человека в обществе.

Во-первых, повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей. Во-вторых, снимается ответственность за свое поведение. Участие каждого человека фактически анонимно. Развивается гипертрофированный конформизм – «быть как все». В-третьих, усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения. В-четвертых, происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. Так, вероятность помощи человеку, попавшему в беду, обратно пропорциональна количеству свидетелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье человека, тем меньше возможность помощи, и наоборот. В-пятых, повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.

Концепции психологии масс, разрабатываемые Г.Тардом и Г.Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида. В целом, данные концепции имеют значение для анализа больших слабо организованных социальных групп. Любая большая социальная группа, даже хорошо организованная, под влиянием определенных условий может очень быстро превратиться в стихийную. Закономерности функционирования стихийных социальных групп были исследованы при разработке вышеназванных концепций.

Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих социальное поведение личности. Кроме того, именно в рамках данной концепции впервые появился сам термин «социальная психология». Позднее данная концепция повлияла и на развитие психоаналитического направления в психологии.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологиивесьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета. В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм,или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч.Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г.Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционализма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители функциональной психологии фиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях, в частности социальных, которые имели значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы – тесты, опросники, интервью, которые будут весьма широко применяться в более позднее время. Кроме того, именно функционализм дал толчок развитию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, психология рекламы и т.д.

Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига. Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулирования, награды или другого позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека, любых процессов обучения, а также при установлении и стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровне. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений улучшать готовность организма к соответствующим реакциям, к проведению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативного сдвига заключается в том, что если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральный) раздражитель приобретает способность вызывать ту же реакцию.

Разработка психоаналитического направленияв психологии связана прежде всего с именем З.Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное значение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружающем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками социальной активности личности. З.Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.

Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления: проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности. В психоанализе основным источником активности выступает стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологических потребностей. Многие аспекты человеческой активности объяснялись с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория не может объяснить многие формы активности личности, поскольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: человек ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Его деятельность требует усилий, а поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.

С таких позиций вопрос об источниках социальной активности человека рассматривался в рамках гуманистической психологии. Гуманистическая психология(Г.Оллпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности несут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребности, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремиться к напряжению.

В когнитивизмезаметно стремление объяснить социальное поведение человека при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Данная психологическая школа делает акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи, менталитет и подобные явления играют существенную роль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений. Собственно, ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является проблема принятия решений человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отличие от психоанализа когнитивная психология занимается в основном сознательными процессами. Психика человека рассматривается прежде всего как сознание. Но сознание человека воспринимает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремится разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.

Когнитивизм возник как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж.Пиаже, Дж. Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования: преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, решающую роль знания в поведении человека, организацию знания в памяти субъекта, развитие интеллектуальных функций и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и эта опосредованность связана с типичными для него особенностями мышления.

Таким образом, каждый человек имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только социальным опытом, но и особенностями его мышления. Он принимает решения на основании собственного взгляда, своей точки зрения, своего видения и понимания событий. Зная когнитивную структуру данного человека, можно многое понять в его поведении.

Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная система, проявление которой можно наблюдать в независимом и импульсивном поведении, и как зависимая социальная система, проявление которой наблюдается в поведении, обусловленном ожиданиями окружающих. Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но также и общества. И в этом смысле изменения общественных отношений можно рассматривать как случайные, которые не подчиняются закономерностям. В силу специфики идей интеракционизма они внесли существенный вклад не только в социальную психологию, но прежде всего в социологию как науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

В целом, большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире. При изучении конкретных фактов действительности следует опираться на разнообразные психологические школы, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такой интегративный подход имеет смысл в большинстве исследований. В то же время есть явления, которые можно изучить с учетом только одной-двух психологических школ.

Вопросы по теме

Что изучает социальная психология как наука?

Существует ли ненаучное социально-психологическое знание? Обоснуйте ответ. Приведите примеры.

Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии.

Какие социально-психологические проблемы вышли из философии?

По какому критерию представлено деление на этапы развития социальной психологии как науки в данной теме?

Назовите основные теоретические концепции в области социальной психологии на первом этапе ее развития как науки.

Почему ведущие психологические школы не могли не внести свой вклад в развитие социальной психологии?

Выделите основные социально-психологические проблемы, которые были исследованы в рамках ведущих психологических школ. Как иначе можно было бы сформулировать эти проблемы?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *