Стартап как учебный план
Что нужно знать, чтобы защитить свой стартап как дипломную работу?
В 2019 году победители конкурса междисциплинарных студенческих и аспирантских проектов «Start-up СПбГУ» получили возможность представить свои бизнес-проекты в СПбГУ как выпускные квалификационные работы.
Первый проректор по учебной и методической работе Марина Лаврикова ответила на самые распространенные вопросы, которые волнуют студентов, планирующих выступить со своей инновационной разработкой перед экзаменационной комиссией.
Как должен выглядеть проект для защиты в качестве ВКР? Нужно ли его переделывать в полноценную дипломную работу?
В соответствии с Регламентом размещения в репозитории текстов выпускных квалификационных работ, утвержденным приказом от 31.12.2015 № 10924/1 (с последующими изменениями и дополнениями) для обучающихся СПбГУ, студент должен представить в качестве материалов ВКР бизнес-план стартап-проекта, финальную презентацию команды-финалиста, свой индивидуальный отчет как члена команды. Также необходимо предъявить диплом или иной документ, подтверждающий участие в финале конкурса и в мероприятиях, проходивших в его рамках: выставках, конференциях, днях открытых дверей и других. Соответственно, переделывать стартап-проект в ВКР в 2020 году не требовалось.
Есть ли в Университете некий список существующих стартапов, в которых студенты могут принять участие?
Нет, поскольку в соответствии с приказом от 12.07.2018 № 6853/1 «Об учете предпринимательских достижений обучающихся СПбГУ» стартап должен быть создан одним или несколькими обучающимися Университета в рамках участия в конкурсе стартап-проектов. При этом конкурс должен проводиться либо СПбГУ, либо образовательной организацией, входящей в число 300 лучших по международным рейтингам.
Смотрите также обращение в Виртуальную приемную «О списке стартапов в СПбГУ»
С результатами конкурса междисциплинарных студенческих и аспирантских проектов «Start-up СПбГУ» разных лет и списками проектов-финалистов можно ознакомиться на портале Университета.
Будет ли комиссия знать, что ВКР студента — это стартап, практически ориентированный проект, который в меньшей степени является научной работой? И как она к этому отнесется? Существует ли необходимость для защиты стартапов собирать специальную комиссию, состоящую из представителей бизнеса и действующих практиков, как это происходит с защитой творческих дипломов?
Председатели и члены ГЭК заранее информируются о порядке проведения государственной итоговой аттестации в СПбГУ, в том числе о порядке защиты выпускной квалификационной работы и о предоставленной обучающимся возможности защищать ВКР в форме стартапа. Им также известно об условиях учета стартап-проекта в качестве дипломной работы и о документах, которые необходимо для этого представить студенту. Защита ВКР в виде стартапа рекомендована Минобрнауки России, поэтому такая форма должна поощряться.
Для защиты стартап-проектов в рамках конкурса создается экспертный совет или иной коллегиальный орган при участии потенциальных инвесторов по правилам, установленным положением о конкурсе. Для защиты ВКР, в том числе в форме стартапа, организуется государственная экзаменационная комиссия с участием представителей работодателей по правилам, установленным порядком проведения государственной итоговой аттестации.
Какие вопросы комиссия может задавать защищающемуся? Студенты прошлых лет, выбравшие этот путь, отмечали, что члены комиссии часто расспрашивали их в целом о проекте, а не именно по специальности. Получается, ему нужно знать не только свое направление, но и все другие стороны проекта, хотя команда зачастую состоит из представителей совершенно разных областей — например, медицины и экономики или филологии и программирования?
Учет стартап-проекта в качестве ВКР не освобождает обучающегося от соблюдения процедуры защиты и, соответственно, ответов на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии. Они могут быть заданы в рамках темы выпускной квалификационной работы. Но очевидно, что если на защиту представляется часть стартап-проекта, то члены ГЭК заинтересованы понять, как шла работа и какие результаты такого проекта появились.
Могут ли студенты одного направления защищать один и тот же проект как выпускную работу, если они вместе работали над ним в рамках конкурса стартапов?
Да, в соответствии с Правилами обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в СПбГУ ВКР может быть выполнена несколькими обучающимися совместно, при этом каждый обучающийся должен представить индивидуальный отчет о своем вкладе.
Нужно ли для стартап-проекта выбирать себе научного руководителя, если вдруг во время участия в конкурсе его не было?
Учет стартап-проекта в качестве ВКР не освобождает обучающегося от соблюдения иных положений правил обучения в части порядка подготовки и защиты ВКР. В соответствии с приказом от 29.09.2020 № 8640/1 «О формировании электронного реестра, выборе и утверждении тем ВКР обучающихся СПбГУ в 2020–2021 учебном году» студент в обязательном порядке должен в установленные сроки в личном кабинете выбрать или предложить свою тему ВКР в соответствии с названием стартап-проекта и выбрать научного руководителя.
Предложенная тема ВКР направляется на рассмотрение учебно-методической комиссии по укрупненной группе специальностей / направлений подготовки и затем утверждается приказом начальника Управления образовательных программ. Впоследствии тема выпускной работы может быть уточнена до момента издания приказа о допуске к прохождению государственной итоговой аттестации.
В чем в целом заключаются плюсы для студентов, выбравших путь защиты стартапа вместо классической ВКР?
Выбор формы финального университетского испытания — личное дело каждого студента. Однако возможность представить вместо выпускной квалификационной работы собственный бизнес-проект — это подарок для тех, кто поставил перед собой цель стать успешным предпринимателем. Такой проект позволяет применить на практике знания и компетенции, полученные в ходе обучения, приобрести дополнительный опыт и усовершенствовать предпринимательские навыки. Особенно важно, что победа в конкурсе стартапов дает возможность получить существенную финансовую поддержку на реализацию своего проекта и при этом сразу вынести его на защиту в качестве ВКР.
Большим плюсом защиты стартап-проекта в качестве ВКР является возможность получить всестороннюю проверку своих идей, так как главная цель любого бизнес-проекта — успешное практическое воплощение
«Стартап как диплом»: что это такое и где применяется
Как развивать в студентах предпринимательские компетенции? Опытом делятся вузы-первопроходцы.
Inked Pixels / Roman Samborskyi / Shutterstock / CosmoStudio / KamranAydinov / prostooleh / katemangostar / Freepik / OlyaSnow для Skillbox
Российские университеты экспериментируют с форматом «Стартап как диплом» с 2017 года. Он позволяет представить на защиту вместо классической выпускной работы практический результат в виде действующего технологического бизнеса. Логично, что в части вузов первыми такой формат внедрили на образовательных программах по предпринимательству.
Но отдельными островками магистратур по технологическому предпринимательству дело не ограничилось. С 2021 года проект «Стартап как диплом» в рамках национальной программы «Цифровая экономика» стал частью образования в вузах ещё 25 регионов. А с 2022 года Минобрнауки планирует открывать стартап-студии в университетах по всей стране. Предполагается, что студенты смогут даже получать годовой отпуск от учёбы, чтобы запустить своё дело.
Как работает этот формат в вузах, обсудили на конференции «Стартап как диплом: цифровые инструменты и методология». Организовали мероприятие рабочая группа рынка НТИ EduNet и онлайн-акселератор молодёжных проектов PRE.INC.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Что важно на первых шагах: опыт ТГТУ
Первой об опыте своего вуза рассказала Наталия Орлова, начальник управления образовательных программ Тамбовского государственного технического университета и ведущий эксперт рабочей группы EduNet. ТГТУ начал включаться в программу в 2020 году, и к концу учебного года на защиту вышли три студенческих проекта в формате стартапов.
То, что раньше вуз не участвовал в программе «Стартап как диплом», не означает, что в ТГТУ вообще не занимались студенческим предпринимательством. Напротив — к 2020 году в вузе уже давно действовал бизнес-инкубатор. И на образовательных программах, связанных с предпринимательством, студенты уже работали со своими стартапами и представляли результаты в дипломах. Но как распространить этот опыт на специальности, в учебных планах которых не выделено время на бизнес-проекты студентов?
Экспертиза партнёров и собственный подход
По словам Орловой, начать в ТГТУ решили с проектного обучения. За учебный год присоединились к двум проектно-образовательным интенсивам Университета 20.35 для вузов: в осенней волне 2020-го года и весенней 2021-го. Для студентов участие в них было факультативом.
Методология и платформа Университета 20.35 помогла вузу обучить наставников и запустить работу студенческих команд. Проекты для проработки студенты могли предложить сами или выбрать актуальные задачи компаний-партнёров и самого университета (например, по развитию цифровых образовательных инструментов для него). Для перевода лучших проектов в программу «Стартап как диплом» ТГТУ выработал такой подход:
Ограничения и проблемы
У работы над стартапом мало общего с написанием теоретического диплома, но процедура защиты в ТГТУ, рассказала Наталия Орлова, в целом одинаковая для всех. Главное отличие — перед тем как защитить в формате дипломов свои индивидуальные части работы, участники команды проводят общую презентацию стартапа. Но для представителей междисциплинарных команд, которые учились на разных факультетах, эта часть сдвигается на предзащиту — ведь государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) у них разные. И получается, что сама защита у стартаперов выглядит так же, как у остальных однокурсников.
Заметной проблемой на первом этапе проекта, помимо сложностей с ГЭК, для ТГТУ стала мотивация студентов и преподавателей. Опыт показал, что и тех, и других нужно тщательно отбирать — не все студенты обладают предпринимательскими компетенциями, и не всем преподавателям интересна дополнительная нагрузка в проектном обучении. Кроме того, нужно было предусмотреть надбавку к зарплате для сотрудников-участников.
Управлять программой тоже оказалось непросто. Пока для взаимодействия использовался целый набор инструментов: сервисы для совместной работы Trello и Miro, разные мессенджеры у студентов и наставников, университетская LMS.
«Мне лично как организатору не хватает единой цифровой платформы, которая позволила бы организовать эту деятельность в одном месте, не изобретать велосипед, не собирать информацию из разных сервисов в Moodle. Если бы такая платформа была, было бы идеально», — призналась Наталия Орлова.
Со следующего учебного года программа «Стартап как диплом» будет доступна студентам всех направлений подготовки в ТГТУ. Вуз планирует усилить её бизнес-составляющую, в том числе с помощью партнёров — организовать предпринимательские стажировки в различных компаниях и запустить университетские предакселераторы, где студенческие проекты смогут подготовиться к профильным акселерационным программам.
Выводы после нескольких лет работы: опыт ДВФУ
Дальневосточный федеральный университет первым запустил программу «Стартап как диплом» в 2017 году. Поэтому её руководитель в технопарке «Русский» ДВФУ Маргарита Ибрагимова смогла рассказать коллегам о результатах.
Собственный акселератор
Проектная деятельность уже не первый год — важная часть обучения в любой школе ДВФУ. На то, чтобы студенческие проекты становились в будущем стартапами, направлено развитие предпринимательской экосистемы в вузе. Это обучающие мероприятия с бизнес-партнёрами, региональные и федеральные конкурсы.
В 2020–2021-м учебном году университет впервые запустил собственную образовательную программу с конкурсом проектов в региональном масштабе «Дальневосточный старт». Она состояла из модуля генерации идей и модуля акселерации. Причём практически все этапы вуз обеспечивал своими силами, со стороны привлекались только трекеры — наставники команд с предпринимательским опытом, которого нет, как правило, у преподавателей. Выпускников на «Стартап как диплом» выбрали именно среди участников «Дальневосточного старта».
Количество — не главное
Критерии отбора студенческих проектов, которые могут выходить на защиту, у Дальневосточного федерального довольно жёсткие:
За всё время защиту со стартапом прошли 23 выпускника ДВФУ. С каждым годом их становилось больше, в 2021-м — 16 человек. У университета нет стремления сделать программу массовой, заявила Ибрагимова: она направлена на вовлечение в технологическое предпринимательство только самых талантливых и инициативных студентов.
Из всех заявленных в программу студенческих идей отбор проходят менее половины. Последний раз претендентов «просеивают» за полтора месяца до защиты, чтобы те, кто не готов представить стартап, успели переработать диплом в традиционный формат. Остальные получают окончательный допуск.
«Как правило, это проекты, инициированные на четвёртом курсе. У нас была гипотеза, что с первого курса студент может зайти и принимать участие в реализации или в генерации идей стартапа. Но как практика показывает, чаще всего это проекты, рождающиеся на четвёртом курсе в начале года, когда ребята начинают задумываться о дипломе. Это, конечно, больше актуально для не слишком сложных, ненаукоёмких проектов», — рассказала Маргарита Ибрагимова.
Сложности в реализации программы в ДВФУ связаны во многом с необходимостью соответствовать министерским требованиям к подготовке и защите выпускных работ. Например, необходимо уже к началу учебного года подобрать председателей ГЭК — но в этот момент ещё неизвестно, кто из студентов выберет защиту в формате стартапа.
Как «продать» предпринимательство студентам: опыт ЮФУ
В Южном федеральном университете выпускники теперь тоже могут защищать дипломы в новом формате, но Станислав Труфанов, руководитель Акселератора SBS, проектной деятельности интенсивов SfeduNet и доцент факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ, рассказал об общем подходе к вовлечению студентов в проектную деятельность и предпринимательство.
По опыту участия в интенсивах Университета 20.35 и вузовских акселерационных программ Труфанов сделал вывод, что вовлекать студентов нужно на всех стадиях работы. Не стоит рассчитывать на то, что те, кто присоединился в начале программы, будут в ней до конца. На каждом этапе участники неизбежно отсеиваются, поэтому останавливать диалог с ними будет большой ошибкой.
«Я бы подходил к делу как коммерческая организация. Представьте, что вы собираетесь продавать что-то, какие-то услуги. Степень проработанности должна быть, как у качественной рекламы», — заявил Станислав Труфанов.
Конкретные рекомендации на опыте ЮФУ выглядят так:
Взгляд со стороны: нет поля для обмена опытом
Несмотря на выход программы «Стартап как диплом» на федеральный уровень, её единые стандарты ещё не сформированы. Так считают организаторы конференции из акселератора PRE.INC. Как рассказал его сооснователь и лидер рабочей группы EduNet 2035 Павел Аванян, у вузов-участников программы нет общего понимания, что значит «стартап как диплом»:
«Именно поэтому у нас (докладчиков во время конференции) в чатах спрашивают: „А какое определение стартапа вы используете? А какие критерии?“ Поля для обмена опытом пока нет, опереться не на что».
Такой вывод в PRE.INC сделали и в ходе исследования программы — экспертных интервью с её руководителями в 48 вузах, которые уже принимают на защиту стартапы. Вот ещё несколько результатов исследования:
Как решают эти проблемы отдельные вузы? По словам Павла Аваняна, есть две крайности:
В обоих вариантах есть ограничения. В первом случае ориентация на внешние программы и конкурсы ведёт к тому, что внутренняя экспертиза внутри вуза формируется слабо — студенты и сотрудники всюду участвуют, выполняют целевые показатели других организаций, но внутреннюю среду меняют медленно.
Во втором случае вуз неизбежно достигает «потолка» в масштабировании: хочется увеличить воронку привлечения в программу студентов и проектов, но внутри университета уже не хватает кадровых ресурсов, чтобы с ними работать.
Решение Аванян и его коллеги видят в создании площадок для обмена опытом участников программы и запуске дополнительных курсов переподготовки преподавателей. Такие площадки могут возникнуть, например, внутри сообщества участников рынка EduNet.
Стартап как диплом
Программа «Стартап как диплом» направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. Разработка и реализация программы обучения абитуриентов и преподавателей университетов в подготовке стартапов в качестве ВКР предусмотрены программой «Цифровая экономика».
Выпускная квалификационная работа представляет собой реально существующий бизнес-проект, созданный одним студентом или командой (с юридическими лицами и сформированной командой), так и быть в стадии идеи. Он должен демонстрировать уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
В основе программы – ежегодный цикл мероприятий: тренинги, направленные на формирование проектных и предпринимательских компетенций, soft и hard skills; студенческий акселератор; поддержка при подготовке заявок на конкурсы для привлечения финансирования; консультации ведущих экспертов и постоянное сопровождение команд на всех этапах жизненного цикла проекта.
Стать участникам программы «Стартап как диплом» может студент любого направления подготовки, специальности и уровня образования. Главное условие – соответствие роли в команде стартапа и функциональных обязанностей студента, подтверждающих освоение компетенций, установленных ФГОС ВО или ОС ВО.
С 2021 года планируется внедрение практики учета выпускных квалификационных работ в виде стартапов в более чем 40 вузах, в том числе в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, Томском политехническом университете, Сибирском федеральном университете, Южном федеральном университете, Юго-Западном государственном университете и других. Впервые в пробном режиме программа стартовала в 2017 году в Дальневосточном федеральном университете.
В ноябре 2020 года на площадке форума состоялось подписание соглашения о взаимодействии между Минобрнауки России и Агентством стратегических инициатив (АСИ). В рамках соглашения планируется совместная работа по развитию и популяризации молодежного предпринимательства, а также выявление и поддержка проектов и лучших практик в этой области. В ходе совместной работы планируется уделить внимание программе «Стартап как диплом», являющейся одним из ключевых элементов экосистемы студенческого предпринимательства.
«Проект «Стартап как диплом» – прекрасная возможность молодым и инициативным студентам попробовать свои силы и защитить свой диплом в таком необычном формате. Мне кажется, это вполне соответствует тем пожеланиям, которые высказывают и экспертное сообщество, и работодатели о том, что образование должно быть практико-ориентированным и давать больше возможностей для самореализации», – заявил Валерий Фальков.
Стартап в сфере хирургической навигации с использованием дополненной реальности
В Университете ИТМО защитить дипломы на основе стартапов студенты могут уже на протяжении нескольких лет. При поддержке Минобрнауки России в 2019 году в вузе разработали регламент защиты ВКР в формате наукоемких бизнес-проектов («Бизнес-тезисов»). Одним из выпускников, которые представили свой диплом в виде стартапа, стал магистр факультета технологического менеджмента и инноваций Роман Шипляков. Его проект в сфере хирургической навигации и предоперационного планирования с использованием дополненной реальности стал одним из лучших на защите. После выпуска Роман продолжил работу – сейчас проект SkaleozAR готовят к выходу на российский и международный рынки.
Дополненную реальность можно использовать как в малоинвазивных медицинских манипуляциях, так и в серьезных ортопедических, челюстно-лицевых и нейрохирургических операциях. Навигация с помощью этой технологии поможет хирургам лучше понимать положение органов и анатомически значимых образований. Это позволит снизить риски возможных осложнений и во многом облегчит саму операцию. SkaleozAR имеет целый ряд преимуществ: высокая точность навигации, минимальная травматичность, полное отсутствие лучевой нагрузки и финансовая доступность. «Особенность кейса в индивидуальном моделировании для пациента по результатам инструментальной диагностики. Так, для каждого человека проводится компьютерная томография, на основе которой мы формируем 3D-модель, и уже на следующий день врач во время операции может пользоваться воссозданной с помощью дополненной реальности виртуальной моделью расположения органов пациента», – отмечает Роман Шипляков.
В процессе учебы идея превратилась в оформленный стартап, который может заинтересовать стратегических и финансовых партнеров. Это удалось благодаря преподавателям и профессионалам Университета ИТМО: они сформировали у Романа правильное представление о позиционировании продукта. Приблизить же стартап к пользователю помогли консультации специалистов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и Федерального научного центра реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта Минтруда России, в том числе и хирургов, которые вносили практические коррективы в проект. Сейчас Роман с коллегами проводят переговоры с частными инвесторами, продолжают совместные исследования с психиатрическим медицинским университетом и центром реабилитации инвалидов.
Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, отметил: «Мы считаем, что новый этап цифровой трансформации экономики требует принципиально новых компетенций и способов квалификации обучающихся. Мы одними из первых внедрили прозрачные процедуры защиты бизнес-проектов в качестве выпускных работ. Нашей целью была бесшовная синхронизация основных направлений деятельности вузов: прорывных разработок, фундаментального системного образования, инноваций и трансфера российских технологий на национальный и международные рынки. Сейчас мы дорабатываем регламенты и все процессы вместе с нашими вузами-партнерами, чтобы обеспечить новый уровень межсетевого взаимодействия – межвузовские студенческие бизнес-проекты, вывод продуктов, релевантных для региональных рынков, и многое другое. Мы рады, что такие форматы активно поддерживаются Министерством науки и высшего образования и видим большой потенциал конвертации этих студенческих проектов в наукоемкие бизнесы, которые станут локомотивом роста инновационной экономики России».
Стартап в сфере навигации по достопримечательностям Саратовской области
Выпускница направления «Туризм» Института социального и производственного менеджмента Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина Дилафруз Григорьева предложила организовать туристическую навигацию по достопримечательностям Саратова. Свои идеи в качестве стартапа она описала в ВКР.
«Я исследовала существующую навигацию Саратовской агломерации, определила ее сильные и слабые стороны. Главная моя находка – внедрение туристской навигационной системы. Наличие такой системы увеличит туристический поток и повысит конкурентоспособность региона. Доступ к достопримечательностям и культурному наследию области станет намного легче, проще и понятнее как для гостей города, так и для жителей региона», – сказала выпускница.
Дилафруз предложила разработать уникальный и узнаваемый шрифт для навигации, который можно будет использовать на знаках, свидетельствующих о направлении, на знаках, установленных на объектах туристского интереса, и на знаках, нанесенных на путеводители и карты. «Уникальный шрифт мог бы стать стартом для создания или поддержания единой системы ориентирующей информации», – отметила выпускница. Шрифт должен быть хорошо заметен на улицах невооруженным взглядом, выглядеть привлекательно для русскоязычных и иностранных туристов. Еще Дилафруз предложила установить возле историко-культурных объектов таблички с QR-кодом, при считывании которого пользователь переходит на страницу об интересующем объекте в интернете. Информация может быть в нескольких формах – текстовой, звуковой и визуальной.
«Исследовательская работа была выполнена в формате стартапа, связанного с концепцией развития СГТУ имени Гагарина как опорного вуза региона. Ряд позиций, заявленных в работе, мы смогли реализовать в полном объеме совместно с местными предпринимателями и бизнесменами. Наши разработки заинтересовали общественность, поэтому мы будем продолжать эту работу со студентами и магистрантами», – добавила научный руководитель Дилафруз, профессор кафедры «Экономика труда и производственных комплексов» ИСПМ Ольга Лысикова.
Научная разработка выпускницы заинтересовала профильные туристические организации Саратовской области и получила поддержку и высокую оценку со стороны комитета туризма региона. В настоящее время уже внедряют некоторые из предложений Дилафруз.
Стартап в сфере импортозамещения: аналог системы очистки садков от мертвой рыбы
Выпускник бакалавриата Института лесных, горных и строительных наук Петрозаводского государственного университета Александр Чистяков разработал механизированный подъемник отходов из садков – ловушек для рыб – для российских рыбохозяйственных форелевых предприятий. Исследования и апробация опытного образца проходили на базе Инженерного парка института под научным руководством доцента кафедры транспортных и технологических машин ПетрГУ Евгения Тихонова.
Разработка может быть использована в малых и средних садках, не предусматривает сетного конуса, а, значит, при подъеме рыба не будет выпадать из конуса и скапливаться на дне водоема. Еще один плюс этой работы – не будет подниматься донный осадок, который является стрессовым фактором для рыб, особенно в зимний период. Разработка направлена на повышение эффективности и экологической безопасности садковых рыбохозяйственных предприятий. «Использование зарубежных систем отходов затруднено в силу их повышенной стоимости в малых и средних садках. Они больше адаптированы для морского базирования в незамерзающих зонах для акваферм с большой производственной мощностью. Наша разработка является полным импортозамещающим аналогом, который адаптирован к условиям арктической и субарктической зон. В системе отсутствуют подвижные детали, она изготавливается из полиэтилена низкого давления, не требующего специализированного дорогостоящего оборудования», – рассказывает о разработке Александр Чистяков.
Принцип действия механизированной системы построен на базе технологии норвежского производства AirLift – подъем жидкости из глубины за счет подачи сжатого воздуха под давлением, нагнетаемым компрессором в подающую трубу. Разработанное устройство в ПетрГУ состоит из вертикальной трубы, опущенной в воду, в нижнюю часть которой под давлением нагнетают воздух. Образовавшаяся смесь жидкости и пузырьков поднимается и захватывает отход рыб благодаря разности удельных масс смеси и жидкости. К конусу присоединяется гофрированная труба. Для обеспечения вертикального положения трубы применяется буй. Также в систему входит водоотделитель, который обеспечивает разделение мертвой рыбы от воды и емкость для сбора рыбы. Все комплектующие базируются на плавсредстве подходящей грузоподъемности.
Для системы характерны низкая себестоимость и трудозатраты, использование одного компрессора на любое количество садков.
Разработка успешно прошла все испытания и была запатентована. Сейчас проект Александра принимает участие в инновационном конкурсе Фонда содействия инновациям «УМНИК», уже пройден заочный этап. В случае одобрения идеи конкурсной комиссией в финале полученный грант пойдет на дальнейшее развитие проекта.
Стартап в сфере переработки аккумуляторов
Программа «Стартап как диплом» в Уральском федеральном университете реализуется с весны 2020 года. Пока выпускную квалификационную работу в таком формате защитили три человека, но в вузе уверены – это только начало.
«Стартап как диплом – новая тема для университета, в котором студенты и многие преподаватели привыкли к защите дипломов в классическом университетском формате. Такой формат – движение в сторону развития компетенций технологических предпринимателей у студентов», – рассказывает заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга. Студенты университета могут попробовать свои силы как потенциальные технологические предприниматели и овладеть новыми компетенциями в рамках проекта «Инновационный дайвинг», продолжить развивать направление и выйти на новый уровень: защитить стартап как диплом и даже создать собственную высокотехнологичную компанию.
«Другой, не менее интересный путь для реализации программы: наиболее мотивированные и одаренные в сфере техпредпринимательства студенты-старшекурсники, прошедшие конкурсный отбор, могут отправиться на практику в компанию “Техноспарк”, с которой УрФУ заключил в мае 2020 года соответствующее соглашение. Там ребята, склонные к коммерческой деятельности и развитию высоких технологий, получат возможность пройти стажировку, работая с готовым стартапом под началом опытных экспертов или развивая собственный проект в технопарке, оснащенном современным оборудованием. Стоит отметить, что эта индивидуальная спецпрограмма для ребят бесплатна. Итог один – защита коммерческого высокотехнологичного проекта», – добавила Надежда.
Пример удачного и эффективного проекта, защищенного в формате «Стартап как диплом» – «Русский кобальт – переработка литий-ионных аккумуляторов». Команда проекта состоит из выпускников, аспирантов и молодых сотрудников УрФУ. Участники предлагают разработку и реализацию технологии, с помощью которой из аккумуляторов можно получить ценные металлы – кобальт, алюминий, литий, медь.
«Считаю программу “Стартап как диплом” интересной и полезной для студентов-старшекурсников. Если студент выбирает магистратуру – это осознанное решение, связанное с его специальностью. Затем молодой человек получает возможность выбрать наиболее эффективный для себя формат – это шанс создать и развить свою высокотехнологичную компанию. Следующая задача будущего предпринимателя – собрать команду, которая будет увлечена его идеей. Научный руководитель может дать очень ценные советы в научно-технической сфере, например, подсказать, как улучшить технологию. Сейчас наш проект активно реализуется и испытывает кадровый голод: мы ждем молодых, талантливых и амбициозных технических и коммерческих специалистов», – рассказал соавтор проекта, аспирант ИНМТ УрФУ Степан Сапьянов.
Созданная молодыми технологическими предпринимателями компания «Русский кобальт», реализующая разработку, уже стала резидентом Сколково.