Старые шпалы как использовать
Новая жизнь старых шпал
Утилизация и переработка шпал стала острой проблемой современной России. По неофициальным источникам, в настоящее время скоплено порядка полумиллиона тонн старых отработанных шпал, пропитанных антисептическими составами. Как избавиться от отходов? Можно ли использовать их повторно?
Можно ли строить дом из шпал?
Самый, казалось бы, практически обоснованный способ применения б/у шпал – строительство жилого дома или бытовой постройки. Этот материал довольно дешевый, поэтому пользуется популярностью, и не только у садоводов. Но не опасна ли такая экономия для здоровья?
Шпалы также используются для строительства заборов, сараев, венцев и даже бань, впрочем, медики не рекомендуют этого делать. Шпалы представляют опасность для здоровья.
Экологи тоже против, как и медики. По оценкам специалистов, пропитанное креозотом дерево, сохраняет все свои свойства после самого продолжительного лежания на земле, т.е. б/у шпалы такие же вредные, как и свежепропитанные.
Вывод: строить из шпал нельзя – опасно для здоровья. В крайнем случае – надворные постройки, сараи (не для скота). Из существующих вариантов: строительство садовых дорожек, мостков. Радоваться дешевизне не надо, лучше построить дом дороже, но из безопасного материала.
Как утилизировать шпалы?
Но если нельзя ничего строить? Куда девать отслуживший свой срок материалы?
Сложность утилизации шпал связана с их высокой токсичностью (пропитка креозотом, нафталином, антраценом, каменноугольным маслом и другими веществами для предотвращения гниения). Поэтому хранить долго этот материал в больших количествах – вредно. Прямое сжигание – опасно.
Оптимальный вариант – утилизация с использованием установок типа ЭкоФорт. Установка позволяет быстро избавиться от отходов, способствуя сохранению экологического баланса. Это наиболее удобный и простой способ для предприятий, использующих шпалы.
Утилизация деревянных шпал специальными установками является экологически безопасной, ресурсосберегающей и полностью безотходной.
Железнодорожные шпалы. Как их можно применить в строительстве, какие варианты?
Одним из материалов, который используется в строительстве домов, являются железнодорожные шпалы.
Как их можно применить и какие плюсы от использования шпал при строительстве дома, дачи.
Не советую строить из шпал какие либо постройки. И дело тут даже не в экологии, а в том, что креазот, которым они пропитаны, не выдыхается. Думаю, что дышать этим ароматом не захочет никакой здравомыслящий человек. Хотя можно использовать шпалы как фундамент небольшого дома или сарая, держаться они будут очень долго. Зачастую шпалы применяют в виде столбов для заборов, в отличие от других видов древесины шпалы стоят значительное время, не подвергаясь гниению, особенно если сделаны они из лиственицы. Ну а узнать из чего сделана шпала можно по весу, если она неприподъёмная, то это листвиница, если же лёгкая, то скорее всего это ёлка или пихта, хотя из пихты шпалы делают ну уж в самом крайнем случае.
Скорее всего вы имели ввиду Б/У в хорошем состоянии деревянные железнодорожные шпалы, вот такие как на картинке!
Их массово продают и в объявлениях и на разного рода строительных площадках, так как повсеместно такие шпалы заменяют на бетонные, то вот такие деревянные те которые в отличном состоянии, а возможно даже и не использованные, а пролежавшие на складах можно приобрести достаточно дёшево!
Так вот применить в строительстве их можно, точно так же как и обычный деревянный брус!
Только строить из них жилые помещения лучше не надо!
А вот построить сараи или какие то хоз посторойки можно, можно уложить как дорогу или построить из них мост, благодаря пропитки, они долго будут противостоять гниению!
Можно распустить их на пиломатериалы (доску, брус, рейку) но пилятся они очень тяжело из-за пропитки!
Также можно использовать их как сваи или как фундамент деревянного дома!
В общем если дёшево, то придумать куда можно!
Тут надо определиться, какие шпалы вы имеете ввиду, так как есть бетонные, а также и деревянные. Но давайте рассмотрим оба варианта.
Забор
Шпалы как бетонные, так и деревянные неплохо подойдут для установки забора в качестве столбов, а деревянные ещё и как перекладины, но я где-то слышал, что кого-то заставили снести подобный забор, так как шпалы выделяют вредные вещества.
Фундамент
Для небольших построек можно в качестве возведения фундамента использовать шпалы.
Дорожка
Из шпал получаются неплохие дорожки, кстати их можно выкладывать в различных вариантах.
Баня
Есть люди, которые решаются из шпал делать баню, лично я против такого материала, всё-таки они пропитаны далеко не полезной химией.
Гараж или хозпостройку
Также можно построить и другие бытовые помещения, например гараж или мастерскую.
Бассейн, пруд
Также из шпал можно соорудить бассейн или небольшой пруд, они неплохо пропитаны и держут хорошо воду.
На мой вопрос, почему был выбран такой материал для постройки дома, мне ответили, что, во-первых, отработанных, утилизированных шпал в городе много, стоят они дешево, то есть, это экономически выгодно. Купить сносившиеся деревянные шпалы не сложно, они не дорогие по цене, их привезут прямо к месту строительства. К тому же пропитка креозотом делает их неуязвимыми к грибковым поражениям, в них не заводятся паразиты (жуки), питающиеся древесиной. Конечно, при этом стараются подобрать шпалы с незначительной пропиткой креозотом и затем обшить их любым материалом – для того, чтобы улучшить внешний вид и устранить запах креозота. Местные жители хорошо освоили технику строительства из отработанных деревянных шпал, дома их этого материала получаются теплые и достаточно дешевые.
Из шпал выкладывают стены как жилых, так и подсобных помещений: сараев, веранд, бань, бытовок на предприятиях, и т. д. Хороши они и качестве балок для настилки полов: пропитка креозотом не даст балке сгнить, вероятность того, что под полом заведутся грызуны, минимальна. Из утилизированных шпал можно выложить садовые дорожки, въезды, укрепить землю на склонах, возвести мостик, использовать в качестве столбов для строительства заборов.
Железобетонные шпалы, изготавливаемые концернами, с соблюдением специальных технологий и отраслевых стандартов, тоже применяются в строительстве домов и дач, как правило, в качестве основы или наполнителя для ленточного фундамента. Использование их в таком качестве позволит удешевить строение за счет экономии бетона. При правильной укладке фундамент с использованием шпал получается прочным и надежным, срок службы его длителен.
Но железобетонные шпалы тяжелы, и во время строительства понадобится дополнительная техника или приспособления, или помощь друзей или родственников. Железобетон – широко распространенный и универсальный строительный материал, поэтому любые изделия из него, в том числе и железобетонные шпалы, примененные в индивидуальном строительстве, гарантируют прочность, надежность, высокую износоустойчивость строения.
Почему нельзя использовать железнодорожные шпалы
Автор Пег Алои, перевод с английского
Использование старых деревянных железнодорожных шпал в ландшафтном дизайне для строительства подпорных стен, приподнятых грядок, мощения дорожек когда-то было очень распространенной практикой и даже считалось хорошей экологической стратегией. По мере того, как старые железнодорожные пути превращались в пешеходные и велосипедные маршруты, использование шпал в ландшафтных работах казалось хорошим способом использовать древесину.
Но большинство шпал пропитано креозотом, чтобы продлить им срок службы, и в вашем ландшафте они представляют опасность для здоровья, поскольку химическое вещество постепенно проникает в почву. Это один из устаревших способов, которому мы научились у наших бабушек и дедушек, но теперь мы понимаем, что железнодорожные шпалы представляют собой опасность для окружающей среды.
Опасности креозота
Основная проблема железнодорожных шпал — наличие креозота. Хотя это вещество является эффективным консервантом против гниения и повреждения насекомыми, оно было запрещено для использования в жилых помещениях из-за его токсичности.
Креозот — маслянистый побочный продукт перегонки каменноугольной смолы. Обработка железнодорожных шпал креозотом позволяет долгое время сохранять древесину, которая должна выдерживать тяжелые нагрузки и суровые погодные условия.
При сжигании в печах древесины, пропитанной креозотом, это ядовитое вещество может накапливаться в дымоходе. Скопление креозота в дымоходах опасно, потому что оно легко воспламеняется, что может привести к пожару в доме.
Воздействие креозота может привести к таким опасным болезням, как рак, химические ожоги кожи, раздражение глаз, болезни легких, болезни почек и печени, судороги, умственное замешательство.
Опасность воздействия креозота — это не просто непосредственный контакт. Креозот может растворяться в воде, на его разложение уходят десятки лет. Он загрязняет грунтовые воды, что ведет к отравлению людей, домашних и диких животных и насекомых. Креозот в почве может сохраняться десятилетиями.
Утилизация старых железнодорожных шпал
Железнодорожные шпалы нельзя сжигать. Это распространяется на все обработанные деревянные изделия, которые могут выделять токсичные газы с дымом и вызывать различные заболевания.
Зола, образовавшаяся от сожженной древесины, содержащая креозот, также токсична. Точно так же не следует вдыхать опилки, полученные при распиливании химически обработанной древесины (например, железнодорожных шпал), поскольку они могут вызвать проблемы с дыханием. При пилении древесины неизвестного происхождения всегда используйте маску или респиратор.
Во многих населенных пунктах железнодорожные шпалы можно утилизировать так же, как и другие твердые отходы — на стандартных свалках, но обязательно проверьте местные и муниципальные законы, регулирующие использование опасных веществ. Даже на свалках креозот будет постепенно вымываться из древесины и в конечном итоге может попасть в запасы грунтовых вод. Поэтому местные власти все чаще устанавливают ограничения на утилизацию пиломатериалов, которые могут содержать креозот или другие токсичные химические вещества. Возможно потребуется отвезти старые железнодорожные шпалы на специальную площадку, оборудованную для безопасной работы с химическими строительными материалами.
Прочие химические вещества в железнодорожных шпалах
Некоторые железнодорожные пиломатериалы могут содержать CCA — соединение, предназначенное для предотвращения повреждения древесины микробами и насекомыми. Это соединение обычно содержит хром, медь и мышьяк. CCA — это то же химическое вещество, которое использовалось в других типах древесины для наружного использования в жилых домах. Когда-то CCA был стандартным составом, используемым для обработки древесины под давлением, предназначенной для контакта с землей на открытом воздухе, хотя вскоре опасность химических веществ стала очевидной.
В 2003 году Агентство по охране окружающей среды и лесная промышленность согласились отказаться от использования CCA в пользу альтернативных консервантов. Поскольку опасность этого химического вещества теперь понятна, CCA больше не используется. Вместо этого наиболее распространенным консервантом в настоящее время является ACQ (щелочная четвертичная медь), консервант для древесины на водной основе с относительно низкими рисками.
Используемые в настоящее время пиломатериалы, пропитанные CCA, не считаются опасными. Если они остаются нетронутыми, вы не обязаны их заменять. Но вдыхание опилок может вызвать отравление мышьяком, а зола, образующаяся при сжигании древесины, обработанной CCA, вызывает отравление домашнего скота. Не выращивайте продукты рядом с древесиной, обработанной CCA, и при утилизации такой древесины обязательно соблюдайте местные правила.
Альтернативы использованию железнодорожных шпал
Приподнятые грядки — отличный способ выращивания овощей. Но важно использовать строительные материалы, из которых не будут вымываться токсичные материалы в почву или грунтовые воды. Гораздо более безопасным вариантом, чем железнодорожные шпалы, являются старые балки сараев. Но иногда и балки сараев могут быть загрязнены такими веществами, как моторное или машинное масло.
Во многих сообществах существуют группы, заинтересованные в переработке или повторном использовании утилизированных архитектурных или строительных материалов, поэтому вы можете найти древесину или другие материалы, которые помогут вам построить грядки или создать барьеры для ваших насаждений.
Современные пиломатериалы в которых используется ACQ, а не CCA, считаются безопасными для строительства грядок, даже тех, которые используются для выращивания овощей. Также можно использовать другие материалы, включая бетонные строительные блоки, бетонные блоки подпорных стен или речные валуны.
Подумайте о своем здоровье и безопасности.
Автор Пег Алои, перевод с английского
Утилизация железнодорожных шпал: основные методы и перспективы
Утилизация деревянных шпал вызывает некоторые трудности у транспортной отрасли. По закону эти изделия, исчерпавшие собственный ресурс, должны отвозиться на специальные промышленные полигоны. Но количество последних ограничено, многие из них переполнены.
Транспортной компании остается складировать старые и снятые железнодорожные шпалы в непредназначенных для этого местах. А это становится причиной наложения штрафов, привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Если нарушение повлекло причинение вреда жизни и здоровья граждан, ответственных лиц могут привлечь к уголовной ответственности. Грамотная и эффективная утилизация шпал позволяет предупредить эти нежелательные последствия.
Зачем нужна утилизация деревянных шпал?
Действительно, речь идет о дереве, а значит, угроза для окружающей среды и людей минимальна. Это заблуждение, которое опровергается простым экспериментом. Достаточно подойти к железной дороге, найти установленные или снятые после использования деревянные шпалы, несколько минут постоять возле них. Появляется легкая тошнота, может немного закружиться голова.
Причина такого недомогания – пропитка деревянных шпал. Перед установкой их обрабатывают специальными жидкостями – антисептиками. На 70% они состоят их ароматических углеводородов. В результате такие отходы автоматически относятся к 3 классу опасности с соответствующим последствиями.
Удалить пропитку можно, например, термическим способом. Но поскольку в ее основе содержится креозотное вещество, при горении в атмосферу выделяются токсичные вещества, а именно: ацетон, бутанол, фенолы и другие.
Эти токсины опасны тем, что становятся причиной появления и развития у людей и животных онкологических заболеваний. Несмотря на это, сжигание – это один из основных методов утилизации железнодорожных шпал.
Основные методы утилизации железнодорожных шпал
Как указано выше, термический способ – один из основных. Он не экологичный, но дешевый. В результате в окружающую среду попадают токсичные летучие вещества. Ведь более 80% пропитки –это углеродное масло, которое имеет следующий состав:
Все они, попадая в воздух, являются причиной интоксикаций людей в тяжелых формах. И, как описано выше, постоянное нахождение неподалеку от таких мест утилизации, становится причиной появления и развития онкологических заболеваний. Альтернатива этому методу – переработка деревянных шпал с предварительной нейтрализацией пропитки.
Применение в строительстве
Следующий метод утилизации основан на повторном использовании отработавших шпал при строительстве. Тот факт, что они не пригодны для динамических нагрузок, не означает, что они не подойдут где-то в строительстве в качестве вспомогательных элементов несущих и других конструкций.
Особенно часто их используют дачники и сельские жители. Но предварительно требуется очистка от креозола, которым пропитаны эти шпалы. В противном случае, частое или постоянное пребывание возле источника паров углеродного масла может негативно сказаться на самочувствии и здоровье. Поэтому утилизация деревянных шпал, пропитанных креозотом, лучше, чем использование их в строительстве.
Получение газа и угля
В первом случае для утилизации и получения газа применяются газогенерирующие установки. В зависимости от ее размеров, шпалы предварительно измельчаются. После этого они помещаются в специальную камеру, в которой отсутствует кислород.
Под воздействием сложных процессов, повторяющихся циклично, а также температуры в 400 o C материал распадается, образуя газ. Последний выделят оксид углерода и водород, которые сжигаются в специальной камере. В остатке – дымовая газы, в которых содержится только вода, а также углекислый газ.
Несмотря на то, что метод позволяет не только получать, но и хранить тепло, эффективность таких установок невелика. За счет большого потребления дизельного топлива отмечается низкая экономичность.
Получение древесного угля также не отличается экономичностью и эффективностью. Такая переработка состоит из следующих этапов:
Кардинально проблему с утилизацией и этот метод не решает. Это дорогая технология, которая применяется локально, не может заменить массовую утилизацию отработанных деревянных шпал.
Биодеградация и пиролиз
Первый заключается в биологическом разложении маслянистых веществ с помощью групп выделенных микроорганизмов, взаимодействующих друг с другом. Использование с этими организмами безвредно для окружающей среды, безотходно и относительно дешево.
Пиролиз позволяет выделить углеродное масло, предотвращает выброс токсинов в атмосферу. Это обеспечивается за счет жестких условий, в которых протекает сам процесс. В процессе сжигание образуется тепло, которое минимизирует энергетическое потребление установки. Кроме того, избыточное тепло может направляться на нужды хозяйств.
Проблемы утилизации железнодорожных шпал
В настоящее время проблема утилизации списанных деревянных железнодорожных шпал становится все более острой. Обращение этого типа отходов затруднено из-за вредных пропитывающих веществ, которые они содержат, в первую очередь креозот. Он очень токсичен, обладает мутагенным и канцерогенным действием.
До настоящего времени наиболее часто используемые методы утилизации деревянными шпалами включали главным образом их сжигание или повторное использование для создания элементов малой архитектуры в приусадебных участках, что практикуется и по сей день. Но эти действия представляют прямую угрозу для окружающей среды и здоровья человека.
Другие способы использования деревянных шпал включают, в меньшей степени, их использование для производства заменителей топлива и компостов. Однако, когда речь идет об утилизации отходов такого типа, наилучшим решением в свете применимых правил является их хранение на полигонах для опасных отходов.
Но такое решение имеет много недостатков, поэтому оно не широко используется. Альтернативой хранению являются инновационные решения бельгийских и финских производителей, которые представили на рынке реакторы, где процесс газификации одновременно включает нейтрализацию ядовитых углеводородов.
Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке
Сайт RMNT рассказывал вам о разновидностях пиломатериалов. К железнодорожным шпалам отношение очень неоднозначное! Мы против их использования на дачах и приусадебных участках, но примеры такого выбора всё равно приведём.
Железнодорожная шпала — это балка из дерева. Согласно ГОСТу, который действует в нашей стране, изготавливают их из сосны, пихты, ели, кедра, берёзы и лиственницы. Шпалы всегда пропитываются маслами и антисептиками ещё в процессе производства, поэтому максимально надёжно защищены от гниения, долговечны.
Важно! В старых шпалах содержится вредный для человека и природы каменноугольный креозот. Задумайтесь над этим, минимизируйте контакты членов семьи, растений и животных со шпалами! Покраска и покрытие лаком снизят потенциальный вред от пропитки креозотом.
Чем вреден креозот? Он может вызвать появление на коже бородавок, папул, пигментации, ороговевших участков. В самом худшем случае это вещество, в составе которого есть фенол, приводит к раку кожи. В Евросоюзе нелицензированное использование креозота запрещено.
В России для прокладки основных железнодорожных путей применяются шпалы 1 типа, которые имеют длину 275 сантиметров (плюс, минус 2 сантиметра), толщину 180–185 сантиметров, высоту пропиленных боковых сторон — 150 сантиметров. Есть шпалы второго типа, они тоньше и применяются на подъездных путях и станциях. Для домашних DIY-проектов подходят оба типа, но, повторимся, о потенциальном вреде забывать нельзя!
Первый пример применения железнодорожных шпал на участке — строительство подпорных стенок. Фотопримеры таких проектов портал Rmnt.ru уже приводил в отдельной статье. Процесс строительства деревянных подпорных стен проще, чем каменных. Между собой шпалы скрепляются либо специальными шпильками, либо винтами. Работать нужно только в перчатках!
Делают из железнодорожных шпал и бордюры вдоль садовых дорожек, клумб и цветников.
Строят из шпал и высокие, приподнятые грядки. В таком случае владельцы часто решают сэкономить и распиливают толстые балки на более тонкие доски.
Кофейный, журнальный столик из покрашенных шпал. Брутально, грубовато, зато недорого и эксклюзивно.
Каминная полка. Шпалу можно облагородить, чтобы выглядела декоративней, а можно установить над камином в натуральном виде.
Ступени на участке со склоном. Один из самых недорогих, простых и доступных способов обустроить подъём.
Садовая скамейка. Дополнительно требуются только ножки-подставки, на которых будет лежать железнодорожная шпала. При желании всегда можно покрасить.
А ещё из деревянных шпал строят гаражи, сараи, бани, делают основание, фундамент для бытовок и других построек. Есть целые дома, построенные из такого материала. Выбор, безусловно, очень спорный, специалисты однозначно против строительства жилья из шпал. Но для хозяйственных построек шпалы используют, ведь материал доступен по цене и долговечен.