Статус сироты как определяется
Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Действие Закона распространяется на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставляет им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время действуют нормативные правовые акты различных уровней которыми определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки в том числе и для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 года № 101 утвержден порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту их выявления.
Единого банка данных лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей не существует.
Вместе с тем, органы опеки и попечительства детям оставшимися без попечения родителей при исполнении им 18 летнего возраста выдают справку о том, что они являются лицами из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Для целей установления категории граждан при решении вопроса о предоставлении бесплатной юридической помощи можно использовать вышеуказанную справку.
Кроме того, можно использовать любой документ из которого будет понятно, что на момент исполнения 18 летнего возраста ребенок являлся сиротой, либо он находился без попечения родителей. Указанную информацию обратившийся гражданин может получить в органах опеки и попечительства муниципального образования или образовательном учреждении, где он обучается.
Постановление администрации муниципального образования об установлении опеки над малолетним либо несовершеннолетним ребенком не является документом, дающим право на предоставление бесплатной юридической помощи гражданину как лицу из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Какие есть льготы сиротам
Как их оформить и где получать
Кто считается сиротой
Сироты — дети до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. Таким детям полагаются дополнительные льготы от государства — социальные пособия, пенсии и др.
Дополнительные льготы также предоставляются и детям, которые остались без попечения родителей. Вот по каким причинам это бывает:
В статье по умолчанию я буду рассказывать о льготах, которые положены сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и молодым людям 18—23 лет из их числа.
Какие льготы полагаются сиротам по закону
Опекуны, усыновители, попечители и приемные семьи, в которых воспитывают сирот, имеют право на специальные выплаты.
Законодательная база. Льготы детям-сиротам регулируют федеральные и региональные нормативные акты. Федеральные действуют по всей России, региональные — только в том регионе, где местные власти их приняли.
Региональные акты в каждом регионе свои, поэтому их нужно смотреть в местном законодательстве. Льготы сиротам могут быть установлены в социальном кодексе региона или отдельном нормативном акте специально для этой категории.
Например, в Москве действуют следующие акты в отношении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Региональные программы. Регионы тоже могут давать определенные преимущества сиротам, оставшимся без попечения родителей детям и лицам из их числа.
Например, в Омской и Кемеровской областях есть программы, которые готовят воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни. Эти программы принимаются на несколько лет. Местные власти указывают в них, сколько средств они выделили на помощь детям и что именно будут делать.
Преференции в области образования
Льготы в области образования распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Они имеют право на следующие преференции:
Если ребенок потерял во время обучения единственного или обоих родителей, его зачисляют на полное государственное обеспечение до конца обучения. Это значит, что государство будет обеспечивать его в течение всего обучения бесплатным питанием и проживанием, медпомощью, а также комплектом одежды, обуви, постельного белья и другими необходимыми предметами. Но только при условии, что ребенок учится по очной форме и за счет бюджета.
Еще сироты могут бесплатно ездить на городском и пригородном транспорте и один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы.
Сироты имеют право на выплаты во время обучения:
Размер выплат устанавливают власти региона.
В Москве размер социальной стипендии следующий:
Если во время обучения такие студенты берут отпуск, за ними сохраняют полное государственное обеспечение и выплачивают социальную стипендию в течение всего отпуска. Но эти льготы сохраняются, только если отпуск академический, по медицинским показаниям, беременности и родам или по уходу за ребенком до трех лет.
Если сирота берет отпуск по другой причине, он обеспечивает себя самостоятельно.
Помимо этого есть другие виды льгот. Например, ребенок из числа сирот и оставшихся без попечения родителей детей ходит в государственный детский сад бесплатно. Его опекуны или приемные родители родительскую плату не платят.
Процедура оформления. Льготы при поступлении, обучении и при выпуске из учебного заведения оформляют непосредственно в учебном заведении. Социальные стипендии и выплаты — в отделе соцзащиты, в МФЦ или на госуслугах в зависимости от региона.
Необходимые документы. Сироты, оставшиеся без попечения родителей дети, молодые люди из их числа и те, кто потерял родителей во время обучения, должны подтвердить свой статус документально. Например, предоставить свидетельство о смерти обоих или единственного родителя, решение суда об ограничении или лишении родителей родительских прав. Понадобятся документы, которые объясняют, что произошло с обоими родителями или единственным родителем.
Более подробный порядок назначения выплаты устанавливают органы местного самоуправления и учебные учреждения. Запросите в вузе список документов, которые нужны для подтверждения статуса сироты.
Например, университет МИСиС запрашивает у сироты и детей из числа сирот один из следующих документов или оба:
Для подтверждения статуса детей, оставшихся без попечения родителей, университет МИСиС запрашивает решение суда:
Понадобится один или несколько документов, которые подтверждают отсутствие у ребенка родителей. Решение суда должно вступить в силу и быть заверенным судом. Еще подойдет справка о розыске матери или отца студента, если единственный родитель или оба родителя пропали и решение суда об этом пока не готово.
Обеспечение жильем
Жилье предоставляют по специальному договору — договору найма специализированных жилых помещений. Он действует пять лет. Но его можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма. Жилье по договору социального найма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать. Приватизировать жилье можно через пять лет после заключения договора соцнайма. Для этого нужно написать заявление в администрации. Решение примут в течение двух месяцев.
Размер предоставляемого жилья зависит от установленных норм жилой площади в регионе. Например, в Самарской области норма жилого помещения на человека — 33 м². В Москве — 18 м². Соответственно, сирота получит отдельную квартиру или дом примерно такой же площади или больше.
Нормы площади в своем регионе можно найти в нормативах о найме жилья по договорам социального найма или специальным законам о предоставлении жилья сиротам.
Процедура оформления. Чтобы получить жилье по договору найма специализированных жилых помещений, сироте нужно встать на специальный учет. На него встают с 14 до 23 лет, но лучше сделать это сразу после получения паспорта.
Для этого нужно подать заявление на включение в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. За сирот возрастом до 18 лет его подает администрация специального учреждения ( дома-интерната ), попечитель или опекун. Сирота 18 лет и старше подает заявление самостоятельно в местную администрацию напрямую или через МФЦ.
Список необходимых документов определяет регион, который предоставляет сироте жилье. Вот примерный список документов:
Понадобятся оригиналы документов, чтобы инспектор, принимающий документы, убедился в их подлинности.
Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
Их предоставляют на уровне региона.
Например, в Москве сироты не платят за жилье по договору найма специализированного жилого помещения. На время обучения по очной форме — не оплачивают в нем и ЖКУ.
Сирота также может не платить за ЖКУ, если он собственник жилья и в данный момент находится в организациях для сирот и оставшихся без попечения родителей детей. Еще он также может не платить за жилье, если в этом время воспитывается в семье или учится по очной форме и живет в общежитии от вуза или суза. То же самое относится к случаю, если такие дети или члены их семьи, в которой они проживают, снимают жилье по договору социального найма.
Если квартиру или комнату сдают в поднаем, пока сирота отсутствует, — эта льгота не работает.
В Москве сироты, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа могут поменять за счет государства бесплатно кухонную плиту, сантехнику и сделать другой ремонт, чтобы подготовить квартиру к заселению. Но это касается только собственников или нанимателей квартир по договору социального найма.
В Санкт-Петербурге сиротам компенсируют стоимость ЖКУ в размере 100%. Компенсацию начислят за всю площадь, если в квартире зарегистрирован только сирота, и в пределах специальных норм, если в квартире зарегистрирован кто-то еще. В последнем случае для расчета компенсации власти используют социальную норму площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг.
Социальная норма площади жилья на одного человека в Санкт-Петербурге — 36 м² для квартир и домов, 25 м² — для общежитий.
Нормативы потребления коммунальных услуг различаются в зависимости от их вида и условий в доме. Например, нормы потребления воды на человека такие: холодной — 4,90 м³, горячей — 3,48 м³. Это если в доме централизованное водоснабжение и водоотведение, есть вся необходимая сантехника: унитазы, раковины и ванна или душ.
В общем, рассчитать размер компенсации за ЖКУ самостоятельно сложно и лучше доверить это дело властям.
В Санкт-Петербурге сироты имеют право на компенсацию расходов в размере 100% на ремонт квартиры, в которой они проживают. Но только если они единственные собственники или сособственники. Нанимателям по договору соцнайма льготу город не предоставляет.
Процедура оформления. Оформить компенсацию можно в отделе социальной защиты населения или МФЦ. В Санкт-Петербурге — еще на местном портале госуслуг.
Если с заявлением все в порядке, квартиру сироты осмотрит специальная комиссия и решит, что именно в ней нужно отремонтировать или заменить. Комиссия составит специальный акт обследования жилого помещения и на его основе рассчитает компенсацию.
Необходимые документы различаются в зависимости от вида льготы и региона, который ее предоставляет.
Так, в Санкт-Петербурге сироты, которые имеют право на ремонт в собственной квартире за счет государства, предоставляют:
Если заявление подает законный представитель, ему дополнительно понадобятся:
Трудовые льготы
Если работника из числа сирот и оставшихся без попечительства родителей детей увольняют, поскольку организацию ликвидируют, сокращают численность или штат работников, работодатель обязан оплатить ему необходимое профессиональное обучение и трудоустроить.
Еще сироты могут получать повышенное пособие по безработице, если до этого никогда не работали и встали на учет в центре впервые. Его размер — среднемесячная зарплата в регионе на дату регистрации в качестве безработного.
Так, в Москве сирота будет получать 86 733,1 Р в месяц, если его признали безработным в августе 2019 года.
Служба занятости может отправить сироту на обучение. Если отправят спустя шесть месяцев со дня регистрации в качестве безработного — будут выплачивать стипендию в повышенном размере. Размер — минимальное пособие по безработице, увеличенное на районный коэффициент.
Условия предоставления. Чтобы получать повышенное пособие по безработице, сироте нужно встать на учет в центре занятости и соблюсти важное условие — искать работу впервые и никогда до этого не работать. Если сирота уже где-то работал и у него есть трудовая книжка, повышенное пособие ему не положено.
Процедура оформления. Повышенное пособие по безработице, направление на обучение и соответствующую стипендию оформляют в центре занятости населения по месту жительства.
Необходимые документы. Для регистрации в качестве безработных и ищущих работу впервые понадобятся следующие документы:
Пенсионные выплаты
Сирота имеет право на трудовую (страховую) или социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли, а ему нет 18 лет или он учится по очной форме.
Размер пенсии по потере кормильца рассчитывается по специальной формуле. Она зависит от трудового стажа родителей и региональной доплаты — ее платят, если социальная или страховая пенсия не дотягивает до прожиточного минимума пенсионера в регионе.
Если сильно упростить, размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе.
Трудовую пенсию по потере кормильца назначают в случае, если родители сироты имели трудовой стаж. Это связано с тем, что размер пенсии рассчитывают на основе такого стажа. Если родители не работали, трудовую пенсию нельзя рассчитать. Вместо нее сироты могут оформить социальную пенсию.
Процедура оформления. Пенсию по потере кормильца назначает и выплачивает Пенсионный фонд России — обращаться за ней нужно в территориальное отделение по месту регистрации.
Необходимые документы. Для оформления пенсии по потере кормильца понадобятся следующие документы:
Дополнительно могут понадобиться следующие документы:
Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.
Господдержка в области медицины
Сироты, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа имеют право получать:
Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели могут получить компенсацию стоимости путевки и проезда туда и обратно, если покупают путевки и оплачивают проезд детям самостоятельно.
Процедура оформления. Сироты получают медпомощь в государственных медучреждениях. Условия и порядок оформления путевок в лагеря и санатории, а также компенсации стоимости путевки определяют местные власти.
Например, в Санкт-Петербурге можно оформить компенсацию стоимости проезда к месту лечения или отдыха и обратно в отделе социальной защиты, в МФЦ или на местном портале госуслуг.
Необходимые документы требуются для предоставления некоторых медуслуг, например для бесплатного зубопротезирования или компенсации стоимости путевки и проезда в санаторий или лагерь.
Чтобы получить компенсацию стоимости проезда и путевки в лагерь или в санаторий, понадобятся следующие документы:
Для компенсации билета в санаторий дополнительно потребуется:
Понадобятся оригиналы и копии перечисленных выше документов. Копии нужно приложить к заявлению.
Заявление на компенсацию подают в течение 6 месяцев со дня окончания поездки. А выплату предоставят в пределах специальных норм.
Выплаты для детей-сирот
Выплаты для детей-сирот бывают федеральными и региональными. Вне зависимости от типа выплат их размеры устанавливают власти региона.
Вместо готового комплекта одежды, обуви и других необходимых предметов, которые выпускник получает после выпуска из спецучреждения, он может получить денежную компенсацию.
Выплаты для детей-сирот в Москве, 2019 год
При устройстве на работу | 79 416 Р |
При выпуске из сузов и вузов | 79 416 Р |
После выпуска из спецучреждений для сирот | 24 000 Р |
Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет | 24 000 Р |
При зачислении в суз или вуз | 20 639 Р |
Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами | 3000 Р в месяц |
Выпускникам образовательных учреждений | 89 335 Р |
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно | 25 266,97 Р — мальчикам, 27 111,52 Р — девочкам |
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии | 19 794,02 Р — мальчикам, 21 638,58 Р — девочкам |
За поступление в вуз или суз | 8932 Р |
Условия предоставления. В зависимости от типа выплаты могут быть особенности ее предоставления.
Например, чтобы оформить выплаты, у ребенка должна быть постоянная регистрация в этом городе.
В Москве единовременная денежная выплата (ЕДВ) выпускникам назначается и выплачивается при условии, что ребенок:
Ежемесячная выплата сиротам на содержание детей — 3000 Р — положена, если соблюдаются следующие условия:
Процедура оформления. Все выплаты предоставляются по заявлению сироты или его законного представителя. Например, единовременная выплата при прекращении попечительства полагается сиротам и оставшимся без попечения родителей детям после 18 лет.
выплата сиротам при устройстве на работу
Полный список необходимых документов для выплат сиротам нужно смотреть в местном законодательном документе. Например, в Санкт-Петербурге он представлен в части 2 положения, утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2014 № 1044.
Чтобы оформить ежемесячную компенсацию на содержание детей в Москве, у ребенка должна быть регистрация по месту жительства в столице. Понадобятся следующие документы:
Порядок и сроки выплаты. В Санкт-Петербурге решение о назначении выплаты или отказе в ней принимают в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Срок принятия решения может сдвинуться еще на 10 дней, если администрация решит самостоятельно проверить сведения о сироте. Когда администрация наконец принимает решение, она уведомляет о нем в течение 5 дней. В общем, на все про все понадобится до одного месяца.
До скольких лет выплачиваются пособия. Пособия выплачиваются до 18 лет, 23 лет или в течение обучения сироты вне зависимости от его возраста.
Выплаты для опекунов и усыновителей
Те, кто воспитывают сирот, тоже могут рассчитывать на дополнительные выплаты — федеральные и региональные.
Федеральная выплата одна — это единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Она положена усыновителям, опекунам, попечителям и приемным родителям.
Опекуны еще имеют право на ежемесячные пособия:
Регион может установить свои дополнительные выплаты.
Например, в Москве каждый месяц платят за содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством:
Если в семье три и более ребенка, компенсация за каждого будет меньше:
Получать их могут опекуны, попечители, усыновители, приемные родители и патронатные воспитатели.
ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет
Условия предоставления. Все выплаты предоставляют только по заявлению и на основании подтверждающих документов.
Процедура оформления. Оформить выплаты можно в отделе социальной защиты населения, в МФЦ, некоторые из них — на госуслугах. Так, в Санкт-Петербурге единовременное пособие при передаче ребенка в семью можно оформить на местном портале госуслуг.
К подтверждающим документам могут относиться:
Порядок и сроки выплаты. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью можно оформить в отделе социальной защиты населения по месту жительства усыновителя или в МФЦ. В Санкт-Петербурге его можно оформить в том числе на местном портале госуслуг.
Его назначат и выплатят в течение 10 дней со дня приема заявления и необходимых документов.
Остальные льготы оформляют в отделе социальной защиты по месту регистрации.
До скольких лет выплачиваются пособия. Пособия на сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются до 18 лет или до 23 лет, если сирота еще учится по очной форме.
Другие льготы
Сироты имеют право на бесплатную юридическую помощь. Это может быть консультация юриста или помощь в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других правовых документов, а также представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
Налоговых льгот у сирот и оставшихся без попечения родителей детей нет.
Дополнительные льготы иногда есть в регионах. Например, в Москве опекун или попечитель ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей ребенка до 18 лет может бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и маршруток.
Или сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут бесплатно питаться в школе, посещать музеи, выставки, картинные галереи, театры, кинотеатры, парки культуры и отдыха, зоопарки, культурно-массовые мероприятия, спортивные секции и спортивные соревнования. Еще их можно вне очереди устроить в государственные детские сады Москвы.
Родители из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут воспользоваться своим правом отдать ребенка в детский сад без очереди, оформить ребенку бесплатное питание в детском саду и школе и другие преимущества.
Процедура оформления. За помощью они могут обратиться в юридическое бюро, к адвокату или нотариусу. Как именно найти такое бюро или нужного специалиста, подскажут в районном отделе социальной защиты или МФЦ.
Условия предоставления. Все льготы предоставляют по заявлению и на основании подтверждающих документов.
Необходимые документы. Например, в Санкт-Петербурге сначала нужно получить специальное направление к юристу в местном отделе соцзащиты или МФЦ или оформить его на госуслугах.
Статус сироты как определяется
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 июня 2020 года N ДГ-812/07
В Минпросвещения России участились обращения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществлением мероприятий по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительно информируем, что в настоящее время Минпросвещения России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 397», который проходит согласование в установленном порядке.
Разъяснения некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397
Правила формирования списка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 397, были разработаны и приняты в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих единый порядок формирования Списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка формирования списка, формы заявления о включении в список, примерного перечня документов, необходимых для включения в список, сроков и оснований принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, сроков включения в список, а также порядка исключения детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Порядок формирования Списка, форма заявления о включении в Список, примерный перечень документов, необходимых для включения в Список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в Список, а также сроки включения в Список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время обозначенные вопросы регламентированы Правилами формирования списка.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил формирования списка в Список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.
Федеральный закон N 159-ФЗ и Правила формирования списка не содержат определение понятия «лицо, ранее относящееся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей».
По мнению Минпросвещения России, понятие лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется путем системного толкования действующих норм гражданского и семейного законодательства Российской Федерации.
Так, статья 1 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает критерии, на основе которых ребенок подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом о лицах, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорится в пункте 3 Правил формирования списка. К ним относятся лица, которые достигли возраста 23 лет, если они ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответственно не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеют право на обеспечение жилым помещением, относятся лица, достигшие возраста 23 лет, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реализовавшие свое право на обеспечение жилым помещением до сроков, указанных в пункте 3 Правил формирования списка.
При этом необходимо отметить, что по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями по достижении несовершеннолетними 14 лет.
Однако возможны иные случаи, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления.
Полагаем, что в этих ситуациях гражданам, достигшим возраста 23 лет, за защитой своих жилищных прав целесообразно обратиться в судебные органы.
Разрешая споры, связанные с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, суды проверяют, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия на время обращения в суд и другие обстоятельства.
Согласно пункту 2 Правил формирования списка, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и лиц из их числа, либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации осуществляется формирование Списка.
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в сроки, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется в уполномоченный орган, который формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации.
Пунктом 18 Правил формирования списка регламентировано, что ведение Списка осуществляется в бумажном и электронном виде, без оговорки «или».
Таким образом, в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации должны быть указаны:
порядок направления Списка;
периодичность получения уполномоченным органом Списков от органов местного самоуправления (например, по состоянию на 1 июля и на 31 декабря).
Соответственно уполномоченным органом должен быть сформирован сводный Список по субъекту Российской Федерации и формироваться он должен с периодичностью, указанной в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации. По мнению Минпросвещения России, целесообразно утверждать сводный Список руководителем уполномоченного органа.
Учитывая, что сводный Список по субъекту Российской Федерации формирует уполномоченный орган, Минпросвещения России полагает, что форму Списка должен утверждать также уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 20 Правил формирования списка решение об исключении детей-сирот и лиц из их числа из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
Кроме того, согласно пункту 19 Правил формирования списка при усыновлении (удочерении) детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) информирует об этом уполномоченный орган, который исключает таких детей из списка.
Таким образом, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка.
Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.
При реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 397 и Правил формирования списка возникают вопросы, касающиеся места жительства граждан.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Таким образом, в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.
Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность регистрации гражданина одновременно по месту жительства и по месту пребывания. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Пунктами 23-29 Правил формирования списка определен порядок включения детей-сирот в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства и об исключении их из Списка по прежнему месту жительства.
Согласно пункту 23 Правил формирования Списка при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из Списка по прежнему месту жительства и включении их в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из Списка в уполномоченный орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
С заявлением об исключении из Списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот.
Прием заявления об исключении из Списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
Соответственно, Минпросвещения России отмечает, что новое место жительства у ребенка-сироты должно было появиться до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с пунктом 38 Правил формирования списка орган по новому месту жительства включает детей-сирот, приобретших полную дееспособность, в список до достижения ими совершеннолетия.
Принимая во внимание изложенное, Минпросвещения России отмечает, что при перемене места жительства несовершеннолетнего ребенка-сироты с заявлением об исключении его из списка по прежнему месту жительства и включении его в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства обращается его законный представитель.
Самостоятельно обратиться гражданин, приобретший полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лицо из числа детей-сирот, имеет право только в случае, если его законный представитель не обратился с таким заявлением до приобретения гражданином полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Право на обеспечение по новому месту жительства соответственно должно возникнуть до приобретения гражданином полной дееспособности, то есть до достижения ими совершеннолетия.
Исходя из норм Правил формирования списка, лица, достигшие возраста 23 лет, не могут обращаться с таким заявлением.
Кроме того, Минпросвещения России считает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии с Правилами формирования списка прием заявлений о включении в Список осуществляется уполномоченным органом или органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, прием заявлений о включении в Список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.