Стел стил как проверить
Какие примеры слов с корнями «стел», «стил»? Какое правило?
В русском языке непростые правила орфографии. Например, безударная гласная в корне слова может быть проверяемой ударением, непроверяемой ударением ( в словарных словах ) или чередующейся.
Важно понимать, что к словам с чередующейся гласной в корне слова не стоит искать проверочные слова.
Застилать, расстилают, расстилающаяся, застилающий, выстилает и так далее.
Расстелить, расстелившийся, постелить, застелить, застеливший и другие.
Для слов с корнями «стел» и «стил» применяется простое орфографическое правило русского языка:
-по правилу русского языка букву «и» в корне следует писать, если после корня следует суффикс «а», а при его отсутствии в корне следует писать букву «е»;
расстилать-расст елить;
застилать-застел ить;
настилать-настел ить.
Стел: стелить, стеллаж, застелить, расстелить, подстелить.
Стил: застилать, расстилать, подстилать, перестилать.
Если же этот суффикс отсутствует, то пишем букву «е.»
Простое правило, чтобы не ошибаться. Важно запомнить.
На то они и правила.
Для того, чтобы определить, какой пишется корень «стел» или «стил», надо смотреть на суффикс. Если в суффиксе гласная «-а», тогда пишем корень «стил», а если же нет, тогда пишем «стел».
Пример: «стелить». В этом слове суффикс «-и», значит пишем корень «стел».
Пример: «расстилать». В этом случае мы видим, что суффикс «-а», значит пишем корень «стил».
Чтобы правильно написать слово, в котором в корне слова имеется сомнительная гласная «и» или «е», тогда ориентируемся на суффикс в слове.
Примеры таких слов:
Правило простое, нужно его запомнить.
То есть, при наличии суффикса «а», необходимо писать букву «и» в корне, а при ее отсутствии букву «е».
Примеры чередования «е» и «и» в корнях «стел» и «стил»:
Правило гласит, что при чередовании Е и И в корнях, И пишется в том случае, если за корнем стоит суффикс А, если же его нет, то в корне пишется буква Е. К корням с чередованием Е и И, корме стел-стил, еще относятся дер-дир, бер-бир, тер-тир, пер-пир, блест-блист и т.д.
В качестве примеров можно привести слова:
к сожалению примеров с этим корнем мало.
Тут действует обычное правило русского языка по чередованию гласных в корне.
Примеры таких слов:
В корне «стил» («стел») иногда пишется буква «и», а иногда буква «е», всё зависит от того, какой суффикс идет после корня.
По правилам русского языка, если после корня «стил» идет суффикс «а», то в корне пишется буква «и» (Расстилаю)
В остальных случаях употребляется корень «стел» с гласной «е» (Расстелю)
Если у вас вызывает сомнение, какую букву писать в таких корнях слова, как «стел» и «стил», то в этом случае нужно запомнить правило:
Примеры слов с корнем «стел»: застелить, настелить, расстелить.
Мама с утра успела застелить постель.
Очень удобно застилать кровать с утра, так комната будет иметь опрятный и аккуратный вид.
Но большинство лингвистов все же склоняются к мнению, что в этом слове только один корень: метр. И это вполне объяснимо. Поскольку самостоятельного слова килоне существует.
**кило ** выполняет роль приставки-префикса.
Килограмм и прочие слова, в которых есть составная часть кило имеют лишь один корень.
Разбор по составу у нас выглядеть будет так:
и нулевое окончание.
До ближайшего магазина целый километр.
В общем-то можно в этом слове выделить и 2 корня, но гораздо более логично выделить только один корень метр.
Итак, слово не является сложным и корень в нем только один.
В данном случае нам нужно определить сколько корней в слове землетрясение. Это легко определить, если разобрать слово по составу.
Слово землетрясение. Основой слова землетрясение является ЗЕМЛЕТРЯСЕНИ. Слово землетрясение является существительным среднего рода в единственном числе. Слово землетрясение отвечает на вопрос Что.
Таким образом мы выяснили, что в слове землетрясение два корня, а именно: корень ЗЕМЛ и корень ТРЯС.
Слова «товар» и «товарищ» действительно исторические «родственники». по наиболее популярной версии восходят к общему алтайскому tavar, означающему «имущество, скот» (как предмет продажи). Отсюда и происходит современное понятие «товар». Под «товарищем» же изначально понималось, видимо, «партнер по сделке».
Аналогичную этимологическую версию выдвигает в своем словаре А.К. Шапошников.
«Сквозь наше окошко проникает волнующая красота природы.»
Попробуем определить корень в существительном «окошко».
суффиксом у нас обозначится — к —;
а окончанием будет — о —;
поскольку приставки в нашем случае нет — —;
то корнем остаётся — о к о ш —.
Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне
Приведем примеры слов с чередующимися гласными «е», «и» в корне.
В корне некоторых слов в безударной позиции пишется то буква «е», то «и», например:
Как правильно написать эти слова? В этих случаях невозможно проверить безударные гласные в корне слов с помощью ударения, подобрав родственные слова или изменив форму слова. В корне подобных слов отметим чередование гласных е//и.
Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных
Чтобы выбрать правильное написание слов с чередующимися гласными е//и в корне, руководствуемся орфографическим правилом.
Например:
Поможет в написании таких слов стишок-запоминалка:
Собирать, стирать, задира —
Повнимательней гляди!
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква «и».
Если после корня «а»,
В корне будет «и» всегда.
Вот пример, запоминай:
— Ноги вытер? — вытирай!
Слова с чередующимися гласными е//и в корне
1. бер-/бир-
2. дер-/дир-
3. мер-/мир-
4. пер-/пир-
5. тер-/тир-
6. блест-/блист-
7. жег-/жиг-
8. стел-/стил-
9. чет-/чит-
Дополнительный материалПримеры слов с корнем раст-/ращ-/рос-.
Примеры слов с корнем бер-/бир-.
Примеры слов с корнем лаг-/лож-.
Примеры слов с корнем гар-/гор-.
Примеры слов с корнями кас-/кос-.
Примеры слов с корнями зар-/зор-.
Правописание корней стел-, стил-
Ход урока
1.Ситуация успеха
— Сейчас урок? За дело. Сегодня 31 января – последний день января. Сыро. Мокро. А нам так хотелось, чтобы было так: зима, холод, нам хорошо. Снег метёт и пушистым ковром землю застилает.
( Открываю доску с записанным текстом.)
З_ма. Хол_д. Нам х_р_шо. Снег м_тет и пушистым к_вром землю заст_лает.
— Правильно. Вставим пропущенные буквы и выделим ту часть слова, где находится орфограмма. Вам понятно задание?
Выполнение и проверка задания. Дети объясняют правописание орфограмм.
2. Ситуация разрыва
— Какой корень в слове “застилает”? Как вы проверили это слово?(Стелет, стелется)
— Я подобрала другие слова: “настил”, “подстилка”. Можно ли их использовать для проверки слова “застилает”?
( Учащиеся говорят, что не знают значения этих слов.)
— Давайте выясним значение этих слов.
Работа с толковым словарем.
( НАСТИЛ – поверхность из досок или другого материала, нанесенного сверху чего-нибудь. ПОДСТИЛКА – то, что подстелили.)
— Однокоренные ли эти слова?
— Можно ли проверять наше слово “застилает” этими словами?(Можно)
— Выходит, что слово “застилает” можно проверять словами “стелет” и “настил”?
3. Постановка учебной задачи
— Какое из однокоренных слов вы будете использовать? Вы можете ответить? Что будете делать?
(Выслушиваю мнения детей, которые приходят к выводу, что данное слово нельзя проверить по сильной позиции и нужно вывести специальное правило.)
4. Решение учебной задачи
— Займемся исследованием. Я вам предлагаю языковой материал.
Даны два столбика слов, записанных на доске.
— С чего вы начнете работу? Что вам поможет?(Словарь)
Работа в парах со словарем.
— Как вы думаете, от чего это зависит? Порассуждайте в группах.
( Выслушиваю рассуждения детей)
Вывод правила: если есть за корнем А, в корне будет И всегда.
5. Моделирование
— Зафиксируйте свой вывод на модели. Что вы должны показать на своих моделях?
( Выслушиваю объяснения учащихся.)
Предъявление моделей на доске.
6.Физкультминутка
7. Дополнения к правилу
— Вы не забыли, к какому выводу мы пришли?
— Этому правилу подчиняется и написание других корней. Вы должны сами отыскать эти корни, в предложениях записанных на карточках.
Содержание карточки 1.
Дети собирают ягоды и сегодня их соберут много.
Можно опереться на палку, а можно опираться на руку.
Не забудь протереть обувь и потирай её постоянно.
( Анализ языкового материала в парах.)
— Какие, корни, подчиняющиеся этому правилу, вы нашли?
( Выслушиваем ответы, дополняем таблицу.)
8. Выработка орфографических навыков на основании выведенного правила – выполнение упражнения
Содержание карточки 2
9. Домашнее задание
— Составьте предложения сданными словами.
10. Рефлексия
— Наш урок подошёл к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений.
На уроке я научился…
На уроке я понял…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…
Проверочное слово к слову «расстилается»
расстилается росстилается разстилается розстилается растилается расстелается или расстилаится
Правильный вариант написания: «расстилается». Слово пишется с гласной буквой «а» и согласной «с» в приставке, гласной «и» в корне и гласной «е» в окончании. Проверяется правилом.
Правило
Глагол «расстилается» состоит из приставки «рас», корня «стил», суффикса «а», окончания «ет» и постфикса «ся». Ударение ставится на суффикс, поэтому гласная «а» в приставке и «и» в корне занимают слабую позицию.
Существует правило написания гласной буквы «а/о» в приставке «рас/рос»: в безударной приставке пишется гласная «а», а под ударением — «о». Например: «развязать», «расписание», «роспись», «розлив».
Правописание конечной согласной буквы в приставках, заканчивающихся на «з/с» («раз/рас», «роз/рос», «без/бес», «из/ис», «воз/вос» и других) зависит от следующей буквы. Если после приставки стоит звонкий согласный или гласный звук, то пишется согласная буква «з», например: «раззадоривание», «роздал», «разыгрывать». Если приставка находится перед глухим согласным, то в ней пишется «с», например: «расклеивать», «растирание». В слове «расстилается» безударная приставка находится перед глухим согласным звуком «с». Глагол «расстилается» пишется с гласной буквой «а» и согласной «с» в приставке «рас».
Проверить безударную гласную можно при помощи ударения. Для этого подбирается однокоренное слово или форма проверяемого слова с ударением на проблемной гласной. Родственные слова к глаголу «расстилается»: «стелить», «расстелить», «расстилать», «расстелет», «расстилается», «постелет», «подстилать». Проверка ударением невозможна, так как происходит чередование гласной «е/и» в корне «стел/стил». Нужно применить правило: гласная «и» пишется в корне, стоящем перед суффиксом «а», в остальных случаях пишется «е». Например: «подстилать», «расстилать», но «стелет», «расстелить». Глагол «расстилается» пишется с гласной буквой «и» в корне, так как в составе присутствует суффикс «а».
Гласная «е» или «и» в глагольном окончании зависит от спряжения. Начальная форма «расстилаться» заканчивается на «ать», что указывает на первое спряжение. Глагол первого спряжения «расстилается» пишется с гласной буквой «е» в окончании «ет».
Пример
Под бескрайним голубым небом расстилается бархатный, изумрудный ковер из душистых трав и цветов.
Пишем правильно: «расстелить», «разстелить» или «расстилить»
Данное слово является глаголом, а употребляется в значении «развернув, постлать, разложить, распространить на какой-либо поверхности; разложить тонким слоем по какой-либо поверхности». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «ра сст елить», «ра зст елить» или «ра сст илить»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
Почему напишем слово таким образом?
Для начала давайте проведём морфемный разбор слова, чтобы получше разобраться:
Как мы видим одна сомнительная согласная находится в приставке слова, а другая безударная гласная в корне.
Почему напишем приставку «рас-»?
Нужно знать, что согласно правилу русского языка, следует написать глухую согласную «с» на конце приставки, так как корень слова начинается с глухой буквы.
Почему в корне напишем гласную «е»?
А давайте обратимся к очередному правилу!
В чередующихся корнях «-стел-/-стил-» следует написать гласную «и», если после корня стоит суффикс «а». А в остальных случаях напишем гласную «е».
Так как в нашем случае после корня суффикса «а» нет, поэтому мы напишем гласную «е».
А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.