Стендап комик это как
Что такое стендап. И как его пишут
Стендап — юмористический монолог, который создают по определенным канонам. В последние годы стендап стал очень популярным в России.
Что такое стендап
Стендап-комики становятся лидерами мнений. Их зовут на интервью, их много показывают по телевизору.
А главное — попасть в стендап максимально просто. Не нужно, как, например, музыканту, учиться много лет в музыкальной школе, затем в консерватории. И после нескольких лет сцены начинать карьеру.
В стендапе — ты просто пишешь монолог, выходишь с ним и выступаешь. И если у тебя получилось смешно и интересно — начинаешь карьеру стендап-комика.
В чем же уникальность стендапа, как жанра и как выглядит его структура?
В этой статье мы разберем, как складывается логика стендап-монолога. И не будем разбирать, как писать шутки. Шутки тоже пишутся по определенным канонам и про это у меня уже выходили (и выйдут еще) отдельные материалы, ссылки на которые вы найдете в конце статьи.
Откровенность. Насколько стендаперы правдивы
В стендапе ты рассказываешь о себе. О своих внутренних проблемах. О том, с чем сталкиваешься в жизни и как это преодолеваешь. Причем необязательно побеждаешь трудности — ты можешь и проиграть. Главное, чтобы это было смешно и интересно.
Много ли здесь правды? У хороших опытных комиков своей личной правды много. Это потому, что искренние выступления лучше работают на аудиторию. Гораздо проще рассказать, как есть, чем придумать ситуацию.
Откровенность — сближает. Твои проблемы найдут отражение в сердцах других людей, в этом и сила стендап-монолога.
Но если рассказывать о жизни один в один, как есть — то никто слушать это не будет. Серо и скучно. Поэтому комики приукрашивают действительность обычными художественными методами: метафорами, гиперболами, яркими эпитетами и т п.
Важную роль играют шутки. Они как раз могут уже выходить за пределы реализма.
Вступление в стендапе
Для начала важно рассказать аудитории — кто вы. Они же понятия не имеют, каковы ваши взгляды на мир. Чем вы занимаетесь. Пока вы этого не сделаете, у публики будет немой вопрос.
Это легко известным комикам. Все примерно знают, что представляет из себя Алексей Щербаков или Юлия Ахмедова. Так уж устроен человек. А начинающие стендаперы должны быстро ввести аудиторию в курс дела.
Вот как когда-то начинали резиденты шоу «Стендап на ТНТ»
2 года, 6 месяцев и 15 дней назад мы с моей девушкой поженились. А вас не удивляет, что мужчина так хорошо помнит дату? Я помню по двум причинам. Во-первых, это значимый день. Во-вторых, я каждый месяц вношу 8200 экспресс-кредита, который взял на эту свадьбу. Стас Старовойтов
Сразу понятно, что за проблемы у человека и что он за персонаж, о чем будет шутить. Аналогично и Тимур Каргинов:
«Здарова хачики! Вы — все хачики!» Именно с такой фразой ко мне и моим друзьям обратился на днях в ресторане полковник полиции.
Не стоит слишком загружаться этой задачей и пытаться написать гениальную первую шутку. Просто в одном предложении опишите себя. Задача вступления — чтобы зритель понял, кто вы такой.
Как выбрать тему для стендапа
Первое правило — ее точно не стоит выдумывать. Тему нужно искать в своей жизни. Здесь нужно обратить на вещи, людей, ситуации, к которым вы испытываете следующие эмоции:
Как видите, все эмоции негативные. Увы, это особенность комедии.
Весь семейный юмор строится на очень плохих воспоминаниях. Семейный юмор — это когда одному смешно от того, что второй бесится.
Классический пример — Пьер Ришар, который играл недотеп, которые попадали в дурацкие ситуации.
Структура стендапа
В 2001 году американский стендап-комик Джуди Картер выпустила книгу «Библия комедии», где описала структуру стендап выступления. По этой схеме написано много монологов. Если всерьез хотите заниматься стендапом, то стоит прочесть эту книгу. Я изложу структуру в упрощенном варианте.
Стендап-монолог состоит из тематических блоков. Каждый блок условно можно разделить на четыре части:
Заход (в книге называется сетап. Здесь и далее в скобках буду добавлять книжную англоязычную версию названий).
Заход — это не смешная часть. Он должен объяснить вашу позицию и трудность, с которой вы столкнулись. В нем обязательно нужно выразить отношение к предмету.
Например, нормальный заход:
Мне 41 год, а у меня на работе — одна молодежь. Мне трудно выстраивать общение с ними.
Видна ситуация и проблема.
Важно, чтобы заход содержал парадокс. То есть у него было две противоположные грани. Как пример выше, парадокс: взрослый человек и молодежь.
Или, как выше я упоминал Пьере Ришара — режиссеры постоянно запихивали героя-недотепу в опасные ситуации, которые были для него максимально парадоксальны.
Парадокс бывает между желанием и действительностью. Например, Юлия Ахмедова рассказывает, что ей интересно построить отношения. Но не получается.
Девушка хочет отношений — у девушки нет отношений. Парадокс!
Если бы она говорила от лица девушки, которая чайлдфри, которой неинтересны традиционные ценности — семья и т п, то парадокса бы не было. И слушать ее было бы неинтересно.
Отыгрыш (act out). Это прямая речь или история, иллюстрирующая вашу проблему.
Просто ни один парень не будет листать в пятницу вечером список контактов и такой: «О, а вызвоню ка я эту больную на голову»
То есть вы просто показываете диалог, сценку или просто прямую речь с той проблемой, что вы задали в заходе.
Я решил теперь во всем поддакивать жене. Она говорит:
-Давай будем брать только самарскую гречку, она лучше!
Выверт (Mix). Это ассоциация на ту проблему, что вы обозначили.
Часто начинается фразой: «Это все равно, что…» или «Не бывает так, что…»
Тут важно, чтобы ассоциация была меткой.
«У меня не растет борода. Я не знаю, что такое трехдневная щетина. Я знаю, что такое десятидневный пух. Если я целую девушку — она думает, что пришел кот». Слава Комиссаренко
Здесь выверт-ассоциация у Славы — предложение про кота.
Еще вариант — помещение героя в максимально неудобные для него условия. Классический пример из комедии — «Детсадовский полицейский», когда брутального Шварценеггера заставили заниматься максимально небрутальным делом — воспитывать толпу детей.
Например, как продолжил свою тему Слава Комиссаренко, что ему грустно, что не растет борода. Он поместил себя в ситуацию, когда борода будет смотреться максимально важным атрибутом:
«Представьте, а если бы я решил стать батюшкой! Кто станет доверять безбородому батюшке! Как может отпустить грехи человек, который не может даже отпустить бороду?»
Если в заходе вы должны быть максимально реалистичны, то здесь — наоборот, можно максимально выдумывать.
Например, Сергей Детков (стендап-комик у которого с рождения только одна рука) рассуждал, как он был бы вратарем в футболе.
Отыгрыш на выверт (Mix act out). Вы придумали фантастическую ситуацию в выверте? Сделайте к ней такую же живую сценку, прямую речь, как вы сделали в обычном отыгрыше.
А теперь давайте посмотрим целый блок через призму этой структуры. Вот фрагмент выступления Дмитрия Романова:
Трудно ходить с такой прической, всех раздражаешь. Прихожу в кино, сажусь и все время сзади себя слышу:
«Черт, блин, почему именно здесь!»
Иногда меня просят поменяться, но я не меняюсь. Один раз попробовал, пересел со второго на третий ряд, потом с четвертого попросили…к середине фильма я сидел уже в 17-ом ряду.
Я заложник своей прически. Я такой вечный пляжный чувак. Я не могу прийти в офис и такой:
-Мы рассмотрели ваше инвестиционное предложение.
Я могу прийти в офис и крикнуть:
-Я принес всем доски для серфинга!
Как из блоков складывать целый монолог
Важно найти общее со зрителями и вызывать у них доверие.
Довольно эффективная схема:
1. Шутка на вас, как на главного героя вашего стендапа. Тут лучше обшутить то, что в первую очередь бросается в глаза. Например, я крупногабаритный человек и обычно начинаю с шутки про внешность.
Если у вас внешность ничем не примечательна, можно пошутить на эту тему, как, например, коллеги вас постоянно путают, забывают — здоровались с вами или нет.
2. Тема про детство. Детьми были все и эта тема сближает. Плюс дети у всех вызывают теплые чувства. Можно вспомнить трудности из детства. В каком районе жили, сложности взаимоотношений с родителями и т п.
3. Тема, в которой вы — эксперт. Это любая тема, в которой ваши знания превосходят уровень среднего обывателя. Сюда подходит работа, хобби, какие-то кружки, в которые ходили в детстве.
Необязательно быть оперным певцом, чтобы рассуждать в стендапе о музыке. Достаточно, если вы увлекались этим в юности и вам дорого это занятие. Все равно у вас больше знаний и наблюдений, чем у обычного человека. Так поделитесь с ним, ему же интересно, как утроена жизнь у представителей других профессий!
4. Отношения. Тема, знакомая и близкая всем. Вечная. Здесь главное — не рассказывать бородатых тем. Искать уникальный взгляд. Интересные наблюдения за женой/мужем. Изящные способы решать конфликты. Странные ситуации, в которые вы вместе попадали или когда познакомились.
Финал необязательно должен быть акцентированным. Хорошо, если удалось придумать какую-то итоговую, философскую шутку. Но можно просто завершить на финальной шутке блока.
Если у вас нет шуток на одну из этих тем — не страшно. У вас и все выступление может быть посвящено одной теме. Многие строят весь стендап, например, на тему своей работы. Или отношений.
Обманчиво просто. Или подводные камни стендапа
Начать выступать в стендапе максимально просто. Записываешься, как комик, на какой-нибудь открытый микрофон и выходишь, рассказываешь свой монолог зрителям. Делаешь это регулярно, смешно и интересно — тебя замечают. И ты получаешь доступ к концертам, гастролям. Ходишь на кастинги, чтобы получить доступ к телеэфирам.
Но это обманчивая простота. Многие комики годами штурмуют открытые микрофоны, а все также остаются за пределами большой сцены.
Обычно когда начинаешь учиться чему-то новому, то все идет просто. Соревнуешься с такими же по классу ученикам. Например, когда я занялся шахматами, в первом турнире я играл с новичками. Выиграв турнир я попал в следующий — где играли четвертые разряды и т п. И только, достигнув КМС я столкнулся с реальными трудностями.
В стендапе все наоборот. Сложно именно начать, пройти первые 20-30 открытых микрофонов. Потому что тебя не знает публика, как многих других комиков. Ты ищешь подходы к зрителю. А заодно преодолеваешь свой страх публичных выступлений — в начале он есть у всех.
Как сказал популярный оратор Радислав Гандапас:
В нас живет первобытный страх. Если бы в древние времена ты бы оказался перед толпой незнакомых людей, то первое действие — бежать, это опасно!
Мандраж перед выходом на сцену есть даже у опытных комиков. Но с опытом ты его не замечаешь, а, наоборот, используешь в своих целях, для энергии — как полезный всплеск адреналина.
Взрослые темы
Стендап часто упрекают за обилие грязных тем формата 18+. У Жванецкого и прочих юмористов прошлого подобных шуток не было, не говоря уже о мате. А в стендапе это чуть ли не обязаловка.
Стендап и правда — более свободный и нецензурируемый жанр. Главный цензор здесь — сам зритель.
Комики несут на сцену и в телевизор то, над чем смеются люди. Продюсеры не пропустят в телевизор материал, если не убедятся, что он смешной. Перед съемками мы по 20-30 раз обкатываем материал перед живой аудиторией. И на ТВ его возьмут только если все шутки вызвали реакцию зала.
У меня, к примеру, в стендапе есть научно-популярные темы. Но на них зрители смеются примерно лишь в 70% случаев. Этого недостаточно, чтобы взяли на ТВ. Поэтому гораздо чаще в ТВ попадают мои монологи про семью, отношения, работу и т п.
А над грязными темами зритель смеется в 90%++ случаев. Потому комики, у которых много такого юмора, с большей вероятностью пронесут этот материал на ТВ. Может быть у этого комика были классные шутки про пушистых котят и то, как он зачитывался в детстве Тютчевым. Но зритель сам выбрал юмор другого типа.
Но все зависит от самого комика. Лично мне рассказывать грязные шутки просто не очень комфортно, поэтому я стараюсь их избегать. Да, это простой и легкий способ вызвать смех. С другой стороны, зрители в душе это понимают и отношение к комику, который шутит только на грязные темы вряд ли будет уважительным.
Зритель постепенно взрослеет и умнеет. Остается надеяться, что грязные темы уже не будут так веселить народ. И на первый план выйдут комики с тонким художественным вкусом.
Стендап VS эстрада
Замечательные юмористы прошлого — Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Ян Арлазоров, а также — из современных — Павел Воля, строго говоря стендаперами не являются. Это эстрадные юмористы. Они редко рассказывают о личном, и много — от лица персонажа. Или отвлеченные от себя истории.
Эстрадные монологи — сейчас практически забытый жанр. А жаль. У юмористов прошлого нам точно есть чему поучиться. Они использовали тонкий юмор, яркие художественные ходы и этим достигали сердца зрителя.
Как устроен российский стендап Статьи редакции
Редактор портала о комедии GoStandUp.ru Вячеслав Протасов отвечает на важные вопросы о российском стендапе.
Стендап-комедия («Stand-up comedy») — юмористический жанр, в котором комик выступает перед живой аудиторией с монологом собственного сочинения. Это могут быть короткие шутки, истории из жизни комика или его наблюдения. Зачастую комик говорит о личных переживаниях и пережитом опыте.
Это типичное для российского стендапа определение. В то же время на сцене может находиться не один комик, монолог может быть пародийным или музыкальным, а его автор — пребывать в образе. На самом деле жанр не имеет чётких границ, и в него легко вписывается стиль выступлений большинства юмористов на российском ТВ.
Кто и когда в России первым стал называть себя стендап-комиком, мы точно не знаем. Это не важно, ведь жанр, существующий на Западе десятки лет, мог перенести на российскую сцену кто угодно. Массовый интерес к новой комедии появился уже в эпоху интернета.
В 2009 году по соцсетям разошелся стендап Эдди Мёрфи под названием «Raw» в русскоязычной озвучке Владимира Завгороднего. Выступление 1987 jn года — второй и последний записанный на видео большой концерт, после которого комик ушел делать карьеру в кино. Переводчик нашел «Raw» случайно, изучая статью на «Википедии», в которой перечислялись фильмы с самым большим содержанием слова «fuck». Он так громко смеялся, что жена попросила перевести ей шутки.
После этого он сделал и опубликовал полную озвучку концерта. Завгородний идеально подстроился под скорость речи Эдди Мёрфи и его интонации, но самое главное — органично переложил на великий и могучий все 223 «fuck».
Примерно в это же время появились переводы концертов Джорджа Карлина — злобного дедушки американского стендапа, которого в США считают одним из лучших комиков всех времён. Карлин умер в 2008 году, а многие из переведённых концертов вышли ещё в 1990-х. Но его шутки, как и шутки Эдди Мёрфи, за это время не утратили актуальность.
Благодаря бурно развивавшимся соцсетям стендап получил вирусное распространение: короткие шутки расходились на цитаты и публиковались с картинками, а длинные биты (тематический блок в монологе — примечание TJ) вырезали из концертов и публиковали в видеозаписях и на YouTube.
Западные стендап-комики рвали шаблоны: человек на сцене — не обязательно клоун, а уморительные шутки могут быть построены на логике, метких наблюдениях и собственном опыте. В стендап-комедии мы увидели то, чего не давало ни одно российское юмористическое телешоу — индивидуальность артиста. На сцене стоит один человек и отвечает за всё, что происходит.
Концерты западных комиков стали переводить регулярно. Появились и быстро выросли паблики во «ВКонтакте» — AllStandUp и Rumble. В какой-то момент количество переведённых за год концертов перевалило за сотню. В итоге на русском языке есть выступления всех более-менее известных англоязычных стендап-комиков. С субтитрами или закадровым голосом можно найти любой концерт Джорджа Карлина и Луи Си Кея, а некоторые озвучены несколько раз.
В 2013-м появилось телевизионное шоу на ТНТ, где комики с пафосом и задором раннего «Камеди клаба» представили новый жанр. В России про стендап узнали широкие массы. Если отбросить сравнения с американской сценой, получилось одно из самых качественных и успешных юмористических шоу в нашей стране.
Stand-up комедия — возможно, самый доступный вид искусства. На сцену со своей историей может подняться даже новичок. Не нужны никакие условности и допущения. Вместо «Представьте себе случай в семье. », или монолога с бумажкой можно просто начать говорить. Без миниатюр, танцев и коллективного творчества, обращаясь напрямую к зрителю в зале.
За десятки лет развития стендап на Западе стал плодородной почвой для всей комедийной культуры. Почти все, кто смешит американского зрителя в кино и на ТВ — начинали с микрофоном на сцене. Мы знаем Эдди Мёрфи как актёра, но он был более успешным как стендап-комик. Робину Уильямсу и Джиму Керри в кино повезло больше, но в начале пути они разрывали залы своими монологами и кривляниями.
Комедия — такое же ремесло, как и все остальные. Ей нужно учиться и постоянно практиковаться.
На Западе стендап-комики десятки лет пишут шутки и выступают на сцене почти каждый вечер, прокачиваясь в актерском и сценарном мастерстве. Только после локального успеха на городских сценах они попадают в телевизор, заключают контракты с Netflix, становятся авторами ситкомов и шоу. Посмотрите выступления лучших западных комиков, любой их монолог — готовый сценарий для уморительного скетча. Они создают комедийный контент для всего мира — фильмы, сериалы, шоу. В своих выступлениях поднимают важные социальные вопросы, влияют на политику и мысли людей.
Витрина и одновременно единственное успешное стендап-шоу на российском телевидении — StandUp на канале ТНТ. Качественная калька западной комедии на наш лад. Другие каналы тоже пытались запустить свои шоу, но «Ленинградский Stand-up клуб» (СТС) и «Стендап от Paramount Comedy» не закрепились в телевизионной сетке надолго. ТНТ умеет делать долгоиграющие комедийные шоу, плюс они завербовали почти всех лучших на момент создания программы комиков.
Интернет. Начать знакомство можно с западных комиков. Паблики во «ВКонтакте» AllStandUp и Rumble делают переводы почти в промышленных масштабах. Из качественной российской альтернативы стендапу на ТНТ можно посоветовать два сезона «Стендапа от Paramount Comedy» — новых выпусков, скорее всего, уже не будет, но всё уже вышедшие есть в интернете.
Живая комедия. На Западе стендап — это прежде всего живой формат. Телезвездами становятся немногие, но комиков в одних только Штатах десятки тысяч. Они делают комедию в комедийных клубах и обычных барах по всей стране, зарабатывая шутками на жизнь. В России всё развивается примерно по тому же сценарию, но пока в более скромных масштабах: на пару десятков телевизионных комиков приходится около тысячи неизвестных широкой публике.
Если вы хотите увидеть настоящую стендап-комедию, то лучше всего пойти на живое выступление. Найти стендап в своем городе можно через паблики в соцсетях или в афише на GoStandUp.ru.
Да. И они могут стать для вас открытием. Нурлан Сабуров, прежде чем попасть на ТНТ, выступал в Екатеринбурге, Слава Комиссаренко мочил комедию в Минске, а Стас Старовойтов устраивал самые первые стендап-концерты в родном Томске. Возможно, прямо сейчас где-то в вашем городе выступает будущая звезда комедии.
Пока в России всего два настоящих полноценных клуба, где все посвящено стендап-комедии. Оба находятся в Москве. Совсем недавно открылся StandUp Store Moscow — ещё одно детище Руслана Белого и компании. Здесь выступают в основном комики из StandUp шоу и участники «Открытого микрофона» на ТНТ.
Другое место силы — Stand-up club #1 на Новом Арбате, который работает уже почти три года. Здесь много комиков, которые так или иначе были связаны с ТНТ, но в итоге решили идти своим путём. Комики развивают альтернативное телевидение — на YouTube.
В нашем стендапе пока нет настоящих звёзд. Пожалуй, единственный, кого без труда узнает любой россиянин — Павел Воля. Паша мог бы стать голосом своей огромной аудитории — вспомнить дерзкую молодость и делать злую и актуальную комедию о том, что творится вокруг.
Проблема в том, что ни ему, ни зрителям, которым нравится юмор ТНТ, такие сложности не нужны. Шутки Воли поверхностны и шаблонны, он достойный продолжатель российского эстрадного юмора, называющий свои концерты стендапом.
Комики из StandUp шоу пока не дотягивают до всенародной узнаваемости. Полными залами в регионах они обязаны в первую очередь всё той же аудитории ТНТ, а не популярности жанра или влиятельности кого-то из резидентов программы в отдельности. Их фактически нет в интернете — смотреть стендап на Rutube всё равно, что подключать видик к современной плазме. Да и туда они выкладывают только то, что было в эфире.
Есть и те, кто собирает полные залы без телеэфиров — YouTube-блогеры. Для них стендап — форма коммуникации с подписчиками и возможность хорошо заработать. В разное время со стендапом выступали BadComedian, Юрий Хованский, Дмитрий Ларин, Мэддисон. Пожалуй, единственный из них, кого без натяжки можно назвать профессиональным стендапером — Данила Поперечный. Он записал уже три сольника, постоянно выступает и ездит с концертами, побывал в «Вечернем Урганте» и «вДуде». Но пока его слава больше не о стендап-комедии, а о том, что он говорит на своем канале.
У стендапа в России с каждым годом всё больше поклонников. В стендап-комедию переходят те, кто ещё недавно играл в КВН или показывал миниатюры. Телевидение не успевает реагировать так быстро, но, возможно, это и не нужно — западные комики уже мигрировали с кабельных каналов на стриминговые сервисы. Их российским коллегам Netflix только снится, и они бесплатно выкладывают свои выступления на YouTube.
Настоящая комедия живёт и развивается на городских сценах. Её зрителю не так важно, кто именно шутит, гораздо важнее — как и о чем. Уже сейчас почти в каждом большом городе можно послушать местных стендап-комиков. Пока что они кочуют между чужими площадками и почти не зарабатывают, но всё намного лучше, чем пару лет назад. В Москве уже появились первые коммерчески успешные стендап-клубы, а значит будут и в других городах.
Российский юмор перестраивается с коллективного творчества на индивидуальное. Но должно пройти много лет, прежде чем российские стендаперы дорастут до западных коллег.
Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым
Путь комедианта нелегкий, но очень увлекательный.
Здесь и далее фото @nekrasavaaaaa
Многим людям шоу-бизнес представляется волшебным миром, где все тобой восхищаются, а деньги зарабатываются быстро и легко. Массовый зритель наблюдает за Ольгой Бузовой, Данилой Милохиным, Давидом Манукяном, Алексеем Щербаковым и прочими современными селебрити, задумываясь о том, что наверняка он бы тоже так смог.
К сожалению, далеко не каждый обладает музыкальными данными или актерскими навыками, но практически любой человек может рассказать честную историю своей жизни, приправив ее остроумными наблюдениями, и сделать на этом фоне юмористическое шоу. По крайней мере, так кажется со стороны, и это подкупает.
Тем не менее, комедия — сложный жанр, в котором пусть и не надо петь, но необходимо органично держаться в кадре, быть смешным и понятным аудитории, а также постоянно заниматься мозговым штурмом, находя в повседневных вещах свои странности. По большому счету, в этом и есть вся суть юмора, однако тем, кто реально хочет знать, как становятся стендап-комиками, этих двух предложений будет мало.
На фоне растущей популярности комедийного жанра в России и потребностью многих людей в реализации, мы решили рассказать, как стать стендап-комиком с нуля и преуспеть на этом поприще. Для этого мы решили встретиться с человеком из мира комедии и задать ему несколько важных вопросов.
Им стал комик и резидент стендап-клуба «Патрики» Никита Некрасов, на счету которого участие в проектах «Стендап Андерграунд» на «СТС», «Шоу историй» на канале Stand-Up Club #1 и других шоу.
Playboy: Привет, Никита! Ответь-ка нам сходу, стоит ли сейчас становиться стендап-комиком?
Никита: Привет! Сходу скажу, что на этот вопрос должен отвечать не я, а человек, который думает попробовать себя в этом. Комедийного бума в России еще не было, но я считаю, что в дальнейшем это станет молодежным мейнстримом.
Сейчас даже кабельные каналы, которые смотрят дачники, имеют свое стендап-шоу. Очень много людей пришло в стендап за последнее время, и сейчас начинать гораздо сложнее, поскольку хорошие площадки и организаторы отдают предпочтения опытным комикам с эфирами.
Playboy: Как ты попал в комедию?
Никита: Я совсем немножко играл в КВН в регионе, потом был переезд в Москву, команды уже не было, а в юморе остаться хотелось. Я стал ходить на открытые микрофоны и перед армией началось что-то получаться, но пришлось уйти на службу. Когда вернулся, надо было начинать все заново. Юмор — это как качалка. Не занимаешься — перестаешь быть прикольным.
Playboy: С чего начать тому, кто хочет ворваться на телек во что бы то ни стало, затусить с Русланом Белым и подраться с Лехой Щербаковым?
Никита: Пожалуй, у Руслана с Лехой много друзей, с которыми они тусят, и они не нуждаются в новых знакомствах. Ворваться в телик в стендап-шоу — это большая работа. Просто так не ворвешься. Нужно затратить много усилий.
Playboy: Как ты относишься к женской комедии?
Никита: Как я могу к ней относиться? Комедия — это общий дом. Я рад, что существует проект «Женский стендап», хотя проекта «Мужской стендап» — нет. Все остальные проекты для всех.
Playboy: Какие шутки никогда не работают?
Никита: Несмешные. Глупый, но правдивый ответ. Практика показывает, что если шутка смешная, она везде будет смешная. В большинстве случаев.
Playboy: А какие шутки всегда заходят?
Никита: На этот вопрос у меня нет точного ответа. Был пример, когда в клубе собрался почти женский зал. Просто так вышло, что было всего три мужчины. Поэтому шутки моего друга про службу в армию, конечно, заходили, но гораздо слабее, чем должны были. Я видел, как они работали на другой зал. Поэтому иногда реакция на шутку зависит не только от ее содержания, но и от обстоятельств.
Playboy: Кто твой любимый комик и кого ты презираешь в комедии?
Никита: Я люблю Дэйва Шапелла, Эндрю Шульца, Дэниэла Слосса, Джима Джеффриса. Из русских понравился сольник Руслана Белого «Индикатор» и Саши Малого «Консьерто Вульгар». В комедии никого не презираю.
Playboy: Откуда брать идеи для вдохновения?
Никита: Не знаю, знал бы, был бы счастлив. Само придет. Мне кажется, важно заряжать себя эмоциями. Поездки, концерты, прикольное и интересное времяпровождение, не обязательно связанное с юмором. Вот, что нам может помочь.
Playboy: Нужно ли быть смешным, чтобы делать комедию?
Никита: Надо быть органичным и не делать из себя веселого парня, если таким не являешься. Быть самим собой.
Playboy: Правда ли, что комики в основном депрессивные люди?
Никита: Думаю, в целом творческие люди таковы. Они все эмоционально зависимы от многих вещей. Если вдруг у тебя ничего не пишется уже недели две, вряд ли ты будешь ходить веселым.
Playboy: Что делать, когда люди не смеются над твоими шутками?
Никита: Принять это (смеется). Ничего не поделаешь, такое бывает постоянно, это часть пути. Можно прямо на сцене сказать: «Я еще подумаю над этой шуткой» и приступить к другой.
Playboy: Что должен испытывать начинающий комик, когда выходит на сцену?
Никита: Ему должно это нравиться, иначе зачем все это? Страх, боязнь облажаться — это все абсолютно нормально.
Playboy: Как заработать много денег на стендапе (или хотя бы сколько-нибудь)?
Никита: Если ты начинающий комик, не думаю, что стоит задумываться об этом. На данный момент стендап приносит мне деньги и на них можно жить, но очень скромно, поэтому у меня еще есть работа. Пока я отношусь к этому, как к нерегулярно оплачиваемому хобби, но начинающего комика должно интересовать творчество, а не баблосики.
Playboy: Будут ли меня любить девчонки, если я буду стендапером?
Никита: Если ты будешь ходить в зал и следить за собой, это принесет гораздо больше успеха. Большинство комиков рассказывают свои шутки с позиции жертвы и думаю вряд ли это смотрится сексуально для девушек.
Но не все такие. Если ты прикольный харизматичный тип на сцене и только что разорвал зал, женское внимание ты получишь.
Playboy: Что надо почитать и кого надо посмотреть, чтобы научиться комедии?
Никита: Стоит прочитать «Библию Комедии» от Джуди Картер. Прочитать, но не слепо следовать ей. Просто сделать выводы. Стендап — это опыт частых выступлений и писанины.
Бонус: методичка по стендапу от Никиты Некрасова
Привет, будущая звезда комедии! Тебе предлагается методичка по стендапу от Никиты Некрасова.
Сначала нужно написать три минуты своего роскошного юмора. Мы знаем, что у тебя есть много историй и приколов на 40 минут, но тебе дадут всего три. Тем более три минуты — это отличный тайминг для того, чтобы начать.
Как только ты написал монолог, который перевернет игру, тебе надо найти, где выступить. Вводишь в поисковике «Открытый микрофон для начинающих комиков» и кликаешь на один из предложенных вариантов. Но приготовься к тому, что там могут быть условия.
Например, нужно будет привести двух друзей. Если вдруг у тебя нет двух друзей, задумайся и потрать (или займи у кого-нибудь) 300 рублей, чтобы выступить в понедельник на коммерческом микрофоне в стендап-клубе на Арбате.
Пройдет немного времени, и ты либо бросишь, либо станешь легендой юмора и сможешь ходить на открытые микрофоны бесплатно и без друзей! Еще у тебя будут платные выступления. Потом ты станешь креативным продюсером, придумаешь свой сериал и возьмешь меня работать автором. Но пока — просто напиши три минуты, найди двух друзей и проверь, понравится ли тебе все это.