Стиль модерн как выглядит
Стиль модерн (ар-нуво): при чём тут Шерлок Холмс и Тиффани
Главная идея
Стиль модерн — это дизайнерское переосмысление образа цветущего райского сада; особенность модерна — отсутствие прямых линий, весь интерьер построен так, чтобы дарить человеку чувство единения с природой.
В таких интерьерах почти нет «непроработанных» — ровных и гладких — поверхностей и элементов.
Условно: легко представить современный книжный шкаф, который имеет форму параллелепипеда, сделан из ДСП в плёнке, а дверцы у него из прозрачного стекла.
Шкаф в стиле модерн ни в коем случае не простой «прямоугольник»: он должен быть сделан из дерева и деревянной фанеры; иметь ножки изогнутой формы; витражные, с флористическими мотивами стёкла дверей, а сама расстекловка не может быть просто геометричной — элементы, которые держат стекла, тоже должны быть бионической, изогнутой формы.
Как появился модерн в интерьере
Модерн возник на рубеже XIX и XX века и просуществовал до Первой мировой войны. Особенность стиля — отказ от прямых линий и симметрии — привела к расцвету прикладного искусства: художники оформляли сложными флористическими элементами все, от фасадов зданий, интерьеров и мебели до этикеток для спичек и пивных бутылок.
Например, культовый дизайнер того времени Альфонс Муха украшал винные бутылки и коробки с бисквитами. А ювелир Тиффани делал броши с бриллиантами, копируя соцветия обычной моркови.
Художники, которые создавали модерн, вдохновлялись романтической литературой, музыкой и искусством — получился такой образ жизни нимфы в волшебном лесу.
Но модерн в интерьере — стиль отнюдь не «простой», ему совершенно не близок образ пастушки на полянке; наоборот, он очень декоративный, изысканный и благородный.
Чтобы прочувствовать дух модерна, можно посмотреть фильмы «Шери» (Cheri, 2009), «Господин оформитель» (1988) или советского Шерлока Холмса: Ирен Адлер выходит из парадной особняка Гаусвальд, которая имеет характерные для модерна элементы декора.
В Москве в стиле модерн построены особняк Рябушинского (сегодня там Дом-музей Максима Горького), особняк Шехтеля и гостиница «Метрополь» на Театральном проезде, 2.
Очень много модерна в Петербурге: это и Витебский вокзал, и Дом книги (Зингеровский дом), и доходный дом инженера Бакта, и десятки парадных, среди которых — парадная с аутентичными окнами и лестницей на Лесном проспекте, 3; парадная на Клинском проспекте, 17 (там есть «камин с павлинами», который оформлял сам Врубель), а также парадная в доме Григория Берштейна на 2-й Советской улице, 10Б.
А в Риге есть знаменитый Музей модерна: фотографию его лестницы можно увидеть в любом учебнике по искусству этой эпохи.
Как не спутать модерн в интерьере с другими стилями
Этому стилю откровенно не повезло с названием: в разных странах он именовался по-разному и поэтому его стали путать с другими.
В России его назвали «модерн» от французского слова modernе — «современный». В Германии и Риге этот стиль именовали «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — так назывался популярный иллюстрированный журнал той эпохи), в США ему присвоили название «тиффани» (по имени того самого ювелира), а в Швейцарии вообще — «еловый стиль» (style sapin).
Во Франции его звали «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»). Термин ар-нуво в России тоже стали использовать довольно часто, и из-за этого возникла путаница с более поздним стилем ар-деко. Во-первых, названия для нашего слуха довольно похожи. А во-вторых, и тот, и другой тяготеют к обильному декору.
Как их отличить? Стиль модерн не любит симметрию, геометричные орнаменты и блестящие поверхности: в этом стиле даже цвета всегда припыленные, как будто выцветшие. Линии в модерне изогнутые, плавные, словно стебли растений; этому стилю свойственно прямое копирование конкретных цветов (вспомним брошь Тиффани).
Ар-деко, напротив, строго симметричен в построении интерьера; особенности его в том, что здесь активно используются геометрические орнаменты, и даже флористические мотивы упрощаются до шаблонов (подробнее об этом стиле мы рассказали в отдельной статье).
А ещё «цветущий» модерн рубежа XIX–XX веков часто путают со стилем контемпорари, который возник в середине XX века — его называют «модерном середины века» (mid-century modern).
Этот стиль более современный, приближенный к нашей привычной реальности «прямоугольных шкафов» и минимального декора в интерьере. В середине века мебель делалась уже более лаконичных и упрощённых форм и производилась на фабриках конвейерным путём. В изначальном же модерне (ар-нуво) вся мебель авторская, она создавалась на заказ художниками и мебельщиками. И декора было много.
Кому понравится дизайн квартиры в стиле модерн
Тем, кто любит искусство рубежа XIX–XX веков и кто готов вкладываться в авторскую мебель — антикварную или современных авторов, но сделанную в этой стилистике.
Такая мебель стоит дорого (а чтобы найти её дешевле, иногда нужно сильно постараться — например, искать в провинции тех, кто распродаёт мебель прабабушек, и восстанавливать её). Зато через 10–20 лет такая мебель удвоит и даже утроит свою цену — её можно будет продать на аукционе или оставить в наследство внукам.
Каким помещениям подходит стиль модерн
Просторным (от 80–100 метров), с высокими (от 3 метров) потолками; в исторических зданиях той эпохи или близких по стилистике. Либо нужно строить свой дом и полностью продумывать его в стиле модерн, чтобы и окна, и дверные проёмы, и лестницы были спроектированы единообразно.
В петербургских квартирах рубежа веков в стиле модерн была ещё и особая планировка — например, анфилады комнат (2–3 проходные комнаты), зимние сады и другие фишки. Все это, конечно, невозможно реализовать в новом жилье — поэтому в современности исторический модерн работает только в каких-то деталях и элементах.
Особенности стиля модерн
Асимметрия: например, деревянная арка проёма может закручиваться на одну сторону, а лестница напоминать по дизайну морскую раковину. Асимметрична и сама композиция в интерьере: здесь могут стоять рядом неодинаковые кресла, или какие-то элементы декора (панно, картина, фальшниша) будут нарочито сдвинуты от геометрического центра пространства.
Изящные бионические формы, часто перетекающие одна в другую: художественная ковка в ограде лестницы, мебель на изогнутых ножках, окна арочной формы, гипсовая лепнина, пышный декор спинки кровати, витражи и т. п.
Тщательно проработанные, сложные поверхности: здесь не может быть однотонного, ровного наливного пола, как в минимализме, например, или в модерне середины XX века — обязательно будет или паркет, или керамическая плитка с узорами. Не приветствуются просто ровные глухие двери: флористические мотивы должны работать и в дизайне самого дверного полотна, и в расстекловке. И так далее.
Цвета
Природные оттенки — различные цвета дерева, а также табачные, серо-голубые и пыльно-сиреневые тона, цвет увядшей розы, жемчужно-серый, оливковый, терракотовый, бирюзовый, пыльно-голубой и охра.
У таких интерьеров очень спокойная цветовая гамма и всегда приглушенные тона; ярких, контрастных и сильно-тёмных цветов здесь нет; здесь также не приветствуются глянец, блеск и золото.
Материалы
Дерево, мозаика, цветное витражное стекло, краска, квадратная керамическая плитка небольшого формата (10–20 см), декоративная штукатурка, гипсовые элементы декора, медь, латунь.
Стены
Декоративная штукатурка, обои под покраску, обои с тиснением; художественная роспись; обязательно — потолочные гипсовые багеты с флористическим дизайном; в ванной комнате — квадратная плитка малого формата (не выше, чем до середины стены, далее — покраска или обои), широко применяется мозаика.
Потолки
Матовые, оштукатуренные под покраску, с гипсовыми розетками; если позволяет высота — с потолочными витражами из цветного стекла.
Паркет, керамическая плитка, мозаичные вставки.
Двери
И сами двери, и арочные проёмы должны быть с флористическими мотивами.
Узнаваемый штамп модерна в интерьере — когда между двумя смежными комнатами (гостиной и кабинетом) делается не глухая стена, а перегородка с флористическим асимметричным дизайном, витражным остеклением и цветочными формами, которые переходят одна в другую.
Мебель
На ножках (даже шкафы или комоды); стулья с гнутыми спинками (венские); диваны в текстильной обивке; много мебели «второго плана» — туалетные столики, трюмо, жардиньерки.
Свет
В каждой комнате по центру — одна люстра всё с тем же цветочным дизайном; плафоны на ней могут быть из цветного стекла, а элементы декора — медными или латунными.
В помещениях с высокими потолками по центру делаются цветные витражные плафоны с подсветкой изнутри. Также в таких интерьерах много светильников, торшеров, настенных и прикроватных ламп.
Декор
Обилие растительных и цветочных орнаментов везде: в расстекловке дверей, в самом остеклении, в ручках дверей, в часах, подсвечниках, в подставках под кашпо.
Много декора в самой мебели и отделке — и тоже всегда флористический, изящных форм, с завитками, асимметричным дизайном. Обязательны витражные элементы на окнах и дверях, а также обилие обработанного дерева (покрытого матовыми лаками, искусственно затемнённого; гнутого, как в спинках венских стульев; с вырезанным декором; с инкрустацией и т. п.).
В квартирах в стиле модерн ставят много крупных живых цветов, скульптуры, керамику; на стены вешают картины, гобелены, винтажные часы. Характерная фишка стиля — чугунные узорчатые батареи на ножках.
Текстиль
Для штор и обивки мебели используются плотные ткани приглушенных оттенков и ровного, гладкого плетения, но без глянца. Уместны вышивки в стиле модерн и характерные принты. Ковры подбираются также с флористическими узорами.
Бюджет
Высокий — от 100 тысяч рублей на квадратный метр и более.
Лада Лунева, дизайнер:
Ар-нуво — очень утончённый, деликатный стиль, и его следует отличать от ар-деко. В классическом ар-нуво важна насыщенность и проработка деталей; здесь много лепнины, декоративных элементов. В целом, в таких интерьерах нет больших «голых» плоскостей, каждый метр проработан и детализирован.
Также нет больших простых глянцевых поверхностей и нет поверхностей без декора. Цвета сложные, гармоничные, обволакивающие, нет слишком ярких цветов.
Для модерна в интерьере характерна тщательная проработка, изящный, плавный рисунок. Например, изделия из дерева — элегантные, изогнутые, с резными элементами. Это не ровная деревянная поверхность, с сучками и природными узорами, как в современном стиле.
В исторических квартирах стиль модерн вписывается гармонично, а в современных квартирах это будет уже некий фьюжн, смешение стилей. Потому что и оконные проёмы, и рамы уже другие, и высота потолков не всегда позволяет в полной мере развернуться. Сейчас лучше брать отдельные элементы модерна и делать такое посвящение историческому ар-нуво в современности.
Стиль модерн хорош тем, что мебель и декор, которые вы покупаете, выполнены из дорогих, качественных, часто уникальных материалов, которые со временем возрастают в цене. Эти предметы будут актуальны всегда, их можно передать вашим детям и внукам.
Для работы с этим стилем рекомендую приглашать профессионального дизайнера, чтобы избежать китча и точно попасть в стилистику ар-нуво.
Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:
На мой взгляд, модерн — самый непростой стиль для реализации в сегодняшних интерьерах — в первую очередь потому, что часто его неверно понимают и интерпретируют.
Модерн исторически — это художественное и утилитарное «в одном флаконе», архитектурная детализация, плавные формы и декоративность. Это стиль, возникший на рубеже эклектики и технологической эры.
Часто под модерном сегодня подразумевают mid-century modern, представляющий собой лёгкий коктейль из ретромотивов, современных форм и обаяния предметов искусства.
Для модерна в интерьере рубежа XIX–XX веков свойственны плавные линии, природные цвета, флористические мотивы и асимметричная композиция. В современных квартирах точную копию модерна создавать бессмысленно, но можно делать цитирование лучших образцов исторического модерна, сочетая их с более современными мотивами.
Архитектура модерна
Модерн — это новаторский архитектурный стиль начала XX века, зародившийся в Европе и быстро распространившийся по всему миру. Появление стиля обязано трём важным факторам: стремление отказаться от традиций и переосмыслить прошлое, развитие технического прогресса, позволившее создавать сложные детали, и переломный исторический момент, который способствовал росту национального самосознания в европейских странах.
Зарождение
Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал около тридцати лет. Условными временными границами считаются 1890-1910-е годы, однако многие здания позднего стиля были построены и в 1920-х годах.
Слово «модерн» переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.
Стремление отречься от старого и создать нечто совершенно новое резонировало с настроением общества 1900-годов, стоявшего на границе старого и нового мира. И также, как и многие события, произошедшие на стыке веков, имели большое влияние на дальнейшую мировую историю, революционный модерн также сформировал новую архитектурную парадигму, обеспечившую появление всех главных стилей XX века: конструктивизм, функционализм и модернизм.
Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. В особняке были тщательно продуманы все детали как экстерьера, так и интерьера. Здесь были впервые применены методы, впоследствии ставшие фирменными для стиля: арочные окна, натуральный камень и большое внимание к интерьеру, где использовались мозаичные полы, витиеватая решётка лестницы и орнаменты на природные мотивы.
Из Бельгии модерн распространился на остальные страны Европы и затем пришёл в Россию.
Характерные особенности
Несмотря на сознательный уход от канонов и значительное изменение стиля со временем, свои особенности у него всё же были. Обычно к ним относят асимметрию, декоративные элементы на растительную и животную тематику, красочные витражи, мозаики и майолики, использование натуральных природных материалов, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописью и прикладных искусств.
Практически на каждом здании можно увидеть, что все элементы были продуманы и выполнены в едином стиле: балконы, окна, двери, ручки, решётки, лестницы. Необработанный камень может соседствовать с яркой мозаикой, а резкая асимметрия с плавными линиями решёток. Новый стиль искусно использовал новые технические возможности, что позволило повысить этажность зданий и создавать необычные декоративные элементы.
Другой особенностью модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем. Начало XX века — это рост национального самосознания и обращения к своему культурному и историческому наследию. В каждой стране это выразилось по-разному. В Скандинавии, Прибалтике и на северо-западе России часто вдохновлялись замками, отчего многие дома часто напоминают небольшие замки. В Венгрии заметно сильное восточное влияние. Обращение к фольклору также проявилось в использовании на фасадах существ из сказок.
В разных странах модерн немного отличался и даже назывался по-разному: ар-нуво во франкоговорящих странах, югендстиль и сецессион — в немецкоязычных странах. Каждый регион привносил в стиль что-то своё, но также сильнее всего модерн менялся с течением времени.
Ранний
Ранний — это наиболее традиционная и классическая версия стиля, когда появились его характерные черты, и архитекторы отступали от них незначительно. Также ранний модерн отличается тем, что первоначально он использовался лишь при строительстве особняков, усадеб, отелей, дворцов — то есть пользовался популярностью преимущественно у буржуазии. Узнав о новой архитектурной моде, многие стремились выделиться и построить самое необычное здание. Часто такие дома не вписывались в застройку, чем ещё больше подчёркивали свою нестандартность.
Поздний
С течением времени модерн уже не воспринимался как что-то необычное и становился всё более массовым. Теперь в этом стиле строились совершенно разные постройки: от жилых комплексов до промышленных зданий. Появлялись целые кварталы доходных домов в этом стиле.
Изменились и его характерные черты: он становился всё более рациональным и конструктивным. Декоративных деталей становилось всё меньше, интерьер уже не играл большой роли и стал заметен переход в функционализм, который и пришёл на смену модерну.
Деревянный
Отдельно стоит отметить деревянный модерн. Непростой с технической точки зрения, он был довольно распространён в России. Примеры можно увидеть в Петербурге на Каменном острове, в Нижнем Новгороде, Ярославской и Владимирской области.
Модерн в России
В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.
В Москве
Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.
В Санкт-Петербурге
В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.
В других городах
Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.
Модерн в Европе
Модерн зародился в Европе, поэтому неудивительно, что именно в европейских странах он представлен лучше всего. В каждой стране привносились свои особенности, шло обращение к собственному национальному наследию и фольклору.
Скандинавия и Прибалтика
Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания обратились к северному модерну, который в этих странах называют национальным романтизмом. Его распространение обусловлено легкой доступностью натурального камня и дерева — главные материалы стиля. Неприступные дома с каменным основанием и асимметричными деталями часто напоминают скандинавские замки — подобные примеры можно встретить в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Бергене.
Из прибалтийских стран отдельно стоит отметить Ригу, где появился свой «рижский югендстиль». До трети домов в центре города построены именно в этом стиле. Именно здесь находится настоящая галерея модерна под открытом небом — улица Альберта, где сосредоточены красивейшие архитектурные памятники югендстиля.
Западная Европа
В Западной Европе модерн был более романтическим и часто довольно гармонично вписывался в среду. Ар-нуво в Париже — это, например, знаменитые входы в метро, ставшие одним из символов города. Венский сецессион в Австрии отличался отсутствием плавных линий, он был квадратным и строгим. В Барселоне — это авторский стиль, созданный Гауди. Здесь преобладали плавные линии, множество ярких и разнообразных декоративных элементов и мозаики.
В Венгрию стиль пришёл из Австрии и по наследству получил название «сецессион». Примеров венгерского сецессиона больше всего в Будапеште, где европейский стиль смешался с персидскими и мавританскими мотивами, стал особенно ярким и необычным.
Модерн был популярен и в Праге, где стиль отличался особой выразительностью. Фасады домов украшают растительные орнаменты и скульптуры героев национальных сказок. Особенно популярен стал пражский художник, работавший в этом стиле, — Альберт Муха.
Заключение
Модерн стал поистине революционным стилем, разрушившим сложившиеся традиции и нормы как в архитектуре, так и в других формах искусства. Отчасти он был результатом кризиса, а отчасти — отражением непростой эпохи, полной противоречий и стоявшей на пороге больших перемен. Отказ от традиций привёл к рождению новых стилей, которые раз за разом переосмысливали архитектуру и были отражением общественных изменений.
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
Похожие посты
Особенности сецессиона в Будапеште и Венгрии, лучшие примеры…
Северный модерн появился в Петербурге под влиянием скандинавской и финской архитектуры …
Средневековые постройки, романтизм и брутализм — всё это в одном городе…
Возрождение древнерусского зодчества в новых архитектурных формах…
Стиль модерн в интерьере: описание и фото
Стиль модерн в интерьерном дизайне – один из самых любопытных и относительно сложных для реализации. Зародившись в последних десятилетиях XIX века, он «продержался» на пике популярности всего лишь три десятилетия… Первая мировая война поставила точку на развитии стиля. Ставшего, впрочем, к 1914 году уже вполне определенным и имеющим ярко выраженные особенности.
Стиль модерн в интерьере гостиной
Стиль отрицания классики
Появление стиля модерн было предопределено самой историей развития европейской цивилизации. Конец XIX века – расцвет технической революции и политико-экономических изменений практически во всех странах Европы. По материку бродит «призрак коммунизма», в умах укореняются идеи главенства науки над религией, желание отринуть патриархальное и создать новое технологичное общество…
Изначально интерьеры в стиле модерн, как и все новое, считались даже не писком моды – это был дурной вкус пополам с извращением…, однако переворот в мировоззрении, затронувший тогда практически всех причислявших себя к цивилизованному обществу людей, сделал свое дело – и стиль модерн хоть и ненадолго, но все же стал массовым.
Суть стиля модерн – противопоставление классическим интерьерам того времени. Прямые, четкие линии мебели и пространства много веков не выходили из моды – модерн же сделал главными в интерьере извилистые, скрывающие переход от одного элемента обстановки к другому линии. Характерная особенность стиля – округлость комнат, плавность (никаких четко выраженных углов), «гибкость» и пластичность мебели.
Цветовая гамма и материалы
Цветовая гамма может быть разнообразной – но неприемлемы никакие яркие цвета; они допустимы лишь в качестве небольших вкраплений.
Общий цветовой тон поддерживается приглушенным – классическими считаются красные, коричневые, серо-зеленые тона. При этом крайне желательно использовать в оформлении какие-либо цветочные мотивы.
Стиль Модерн в спальной комнате
Ванная в стиле модерн
Основной материал, применяемый при оформлении интерьера в стиле модерн – дерево в любых его вариантах. Причем насыщенных или даже темных тонов, вроде бука или мореного дуба.
Окраска не приветствуется – приветствуется прозрачная, подчеркивающая фактуру древесины отделка.
Идеальный вариант напольного покрытия – паркет; на стенах не лишними будут барельефы.
Кухня в стиле модерн
Еще один практически обязательный элемент стиля модерн – витраж. Сделанный, естественно, по старой (ну, или хотя бы «под старую») технологии – когда в создающую необходимый узор металлическую «сетку» вставлены цветные стекла. Крайне желательно сделать искусственную акцентную подсветку витража – современные LED-светильники позволяют сделать это без особых затруднений.
Стиль модерн в интерьере зала
Необязательные, но крайне желательные материалы, применяющиеся при оформлении интерьера в стиле модерн – это текстиль и металл. Кованые элементы декора с растительными мотивами придают обстановке завершенность, текстиль же применяется в самых минимальных объемах, только там, где без него никак не обойтись: портьеры, шторы, мебельная обивка.
Цветовая гамма не должна привлекать к себе внимания – она должна уравновешивать цвет деревянной мебели.
Стилевая мебель
Мебель в интерьерах стиля модерн должна соответствовать двум на первый взгляд взаимоисключающим требованиям: быть максимально непохожей на изделия классических форм, но при этом и не быть уж слишком футуристичной. Мало того, она должна быть компактной, но одновременно и функциональной…, впрочем, в современных дизайнах компактная мебель зачастую дополняется какими-либо массивными интерьерными объектами – это позволяет создать более фактурный, более «цепляющий» образ.
Стиль модерн в интерьере гостиной комнаты
Камин в стиле модерн
Детали и декор
Мелкие элементы декора и аксессуары используются в небольшом количестве и являются лишь завершающим звеном для создания целостности общей картинки. Различные кованные изделия, статуэтки, красивые деревянные шкатулки, стеклянные вазы и светильники причудливой формы, картины подчеркивающие общую стилистику — выгодно дополнят стиль.
Модерн в интерьере — фото
В конечном итоге, идея стиля модерн сводится к тому, что все вроде бы близкие к классическим детали интерьера, должны создавать некую оптическую иллюзию. Например, непропорционально вытянутые в высоту массивные шкафы, столы или стулья на визуально тонких ножках, но с массивной столешницей или сидением…