Стилизация былины как написать
Статья из опыта работы «Сочиняем былины»
Дятлова Ольга Станиславовна
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МКОУ Новоярковской СОШ
На уроках литературы в 6 классе по программе А.Г. Кутузова проходит изучение былин — произведений, наиболее ярко представляющих раздел «Устное народное творчество». Читать былины и работать над их понимаем, изучать «новые» старые слова учащимся нравится. Наверное, звучание родной русской речи, пусть даже порядком устаревшей, находит отклик в наших душах на генетическом уровне. Язык напевный, музыкальный, плавный, он одновременно и сложен и прост. Герои былин — такие понятные и любимые — вызывают восхищение учеников. Программа А.Г.Кутузова рекомендует по данной теме проведение часа творческой мастерской, во время которой ученики пробуют силы в написании былины собственного сочинения.
Перед написанием творческих работ провела необходимую подготовительную работу. На начальном этапе урока — повторение с последующим за ним инструктажом.
Чем былина отличается от мифа?
Какое отличие у былины от легенды?
Почему о былине говорят, что она, как явление русского фольклора, относится к «героическому» эпосу?
Мечты о чём выражает русский народ в былине?
Для чего в былине применяется гипербола?
С какой целью используется литота?
Назовите, какие постоянные эпитеты можно встретить в былинах.
Существует ли жанр былины в сегодняшнем мире?
Для того, чтобы устранить такую несправедливость, мы попробуем сегодня сами написать собственные былины.
Инструктаж по написанию былины.
Для того, чтобы определить последовательность наших действий, устно составим план нашей дальнейшей работы. С чего начать подготовку к написанию?
Определите, с кем и за что он будет сражаться. Не забудьте, что противник условного богатыря должен быть под стать положительному герою. Враг должен быть очень гадким, чинить безнаказанно кому-нибудь обиду.
3. Придумайте, кого будет защищать главный герой. Обязательно это должно быть беззащитное существо, которое не может постоять само за себя.
4. Определите, в каком временном и географическом пространстве будут происходить события былины.
5. Придумайте все подробности и детали боя главного героя со злодеем.
6. Определите, какими словами вы начнёте описывать зачин былины, а какими концовку.
7. Для оформления выразительной напевности языка используем междометия: ой да, ай да и т.д.
8. Записываем придуманную историю, сохраняя последовательность событий.
Примечание: не забываем вставить в былину особые «изюминки» русских фольклорных произведений: троекратный повтор, «волшебные» числа, постоянные эпитеты, сравнения, гиперболу, литоту.
Писать былины детям понравилось. Не у всех учащихся они получились, но те, которые «удались» вызвали восхищение и улыбки. Восхищение — потому что на своих одноклассников учащиеся посмотрели другими глазами, как на людей, немного сродни писателям. Улыбки — потому что содержание большинства былин получилось юмористической направленности. Привожу пример нескольких удачных работ своих учеников.
Олег Новоярковец и Колорадский Жук
Выполнил: Тимофей Груздев
Из того ли то из города Барабинска,
Из того ли то села из Новоярково
Выходил дородный добрый молодец,
Олег Новоярковец его величали все.
Выходил он в огороды да во бабкины,
А там силушки-то нагнано черным-черно.
Так никакая гусеничка тут не проползыват,
Никакая стрекозина не пролётыват.
А во главе всей этой силушки великоей
Стоял злодей-разбойник Колорадский Жук.
Ай тут старый русич да Олег Новоярковец
Да берёт он свою рогаточку тугую.
Он резиночку шелковую натягивал,
Да он пульку-то калёную накладывал,
И выбил-то ему право око вместе с усиком.
А потом как взял Олег меч свой деревянный
И как стал он эту силу всю рубить-крошить.
А й побил он эту силушку великую!
Славу ему отовсюду поют:
Олег Новоярковец — победитель Колорадского Жука!
Олег Новоярковец и Колорадский Жук
Выполнил: Олег Киселёв
Из того ли да из города Барабинска
Из того ль села да Новоярково
Выезжал хвалёный добрый молодец
Удалой Олег да Новоярковец.
Он стоял с утра да в огороде,
А в обед хотел поспеть он в Староярково.
Подъехал он к огороду бабкину,
А у того ли огорода да у бабкиного
Нагнано-то силушки желтым-желто!
Так спецназ-то тут не прохаживат,
На добром танке никто не проезживат,
Птица-вертолёт не пролётыват,
Крутой ОМОН не прорыскиват.
А подъехал как-то к силушке великоей
Наш Олег удалой да Новоярковец.
Он как стал-то эту силу великую
«Белорусом» топтать да ядом поливать.
Ай побил он эту силушку великую
Да личинок-то этих колорадскиих.
Да сбежал один молоденький Жучок,
Малыш ещё совсем, ай крохотулечка:
Он четыре метра в высоту,
Да пяток всего-то в ширину.
Основался тот Жучок на яру да Новоярковском.
Тут Олег уж подоспел туда
На своём «Белорусе» да на богатырскоим.
Его мощный «Белорус» да Новоярковский
С кочки на кочку по дорогам стал перепрыгивать,
С горы на гору стал перемахивать,
Крупны лужи промеж колёс спущал.
Вот и подобрался он к Жуку да Колорадскому,
Перешёл Олежек к наступлению.
Разогнал свой «Белорус», а тот идти не хошь.
Говорил Олег да таковы слова:
« Ах ты, волчья сыть, да масляной горшок!
Аль бензин не тот, иль шипы малы?
Что ты на нозьме, собака, спотыкаешься?»
После этих слов вскочил в дыбы наш «Белорус»
И на кол насадил Жука, как пельмень.
И пришёл конец силушке да великоей!
Слава, славушка хвалёному дородному
Богатырю российскому Олегу Новоярковцу!
Словарь диалектных слов, употреблённых в былине:
Яр — крутой берег озера, обрыв.
Как написать былину?
Вам будет интересно: В какой последовательности читать книги Warhammer 40000
Вам понадобится
Инструкция
Прочитайте несколько древнерусских былин. Обратите внимание на то, каким размером они написаны. Запомните ритм. Можно даже простучать его карандашом по столу или просто пальцами.
Обратите внимание на то, каким языком написана былина и на ее содержание. Чаще всего в них рассказывается о героических событиях. Запомните имена героев.
Подумайте, о каких событиях вы бы хотели рассказать в вашей былине. Если вы поздравляете юбиляра, которого хорошо знаете, вспомните наиболее важные эпизоды из его жизни. Их можно представить в торжественной или шуточной форме, былина вполне подойдет и для того, и для другого. Если вы играете в ролевой игре какого-нибудь древнерусского сказителя, решите, о каких персонажах вы хотите поведать остальным участникам.
Набросайте сюжет. Возьмите словарь древнерусских слов и подберите некоторое количество выражений. Это нужно для того, чтобы былина была похожа на древнерусскую.
Выбросите все излишне современные выражения. Они, конечно, могут придать стилизации юмористическую окраску, но их не должно быть слишком много. Впрочем, можно применить и другой прием — написать былину исключительно современным сленгом.
Расскажите придуманный сюжет в том ритме, который использовали для своих произведений древние сказители. Если не все строки вписываются в этот ритм, замените неподходящие слова синонимами.
Былина — жанр устного творчества. Но помните о том, что в древние времена информация передавалась совершенно другими путями, нежели сейчас. Поэтому люди очень многое знали наизусть, и это не требовало от них больших усилий. Современному же человеку такой метод не очень подходит, поэтому запишите балладу. Для юбилея можно сделать чть-то вроде старинной грамоты. Вырежьте из листа ватмана подходящий кусок, напишите на нем былину и сверните лист в трубочку. Прикрепите ленточку. Сделайте стилизованную печать.
Видео по теме Обратите внимание Для ролевой игры можно сделать стилизованные гусли или даже достать настоящие.
Готовясь быть персонажем ролевой игры по историческим событиям, необходимо хорошо изучить период, в котором будет существовать ваш игровой мир. Полезный совет Не нужно употреблять большого количества архаизмов. Вам необходимо лишь стилизовать былину под старину, но содержание должно быть понятным. Помните о том, что древние сказители говорили на том же языке, что и их слушатели.
Стилизацией должна быть не только сама былина, но и «грамота», на которой она записана. Поэтому используйте подходящие шрифты — устав или полуустав.
Былины, помогала сочинять ребятам, задание 6 класс
Былина 1
Открываю я утром глазоньки,
Солнце светит в щель занавесочки.
Ой поспать бы мне, подремать ещё,
Ох как хочется, не буди меня!
Но будильничек окаянный мой
Уж названивал громким посвистом.
Соловеюшка он разбойничек!
Меня матушка окликала так:
«Встань-ко, Настюшка, завтрак кушати.
Заплети косу длинну девичью.
И ступай, мой свет, в школу дальнюю,
В школу дальнюю, за три улицы.
Ты на красный свет светофора стой,
И на жёлтый свет светофора стой,
А как включится свет зелёненький,
Ты ступай своею дорогою.
Принесёшь из школы пятёрочек,
И порадуешь отца, матушку!»
Былина 2
То не гром гремит, не комар пищит,
одноклассник мой у доски молчит.
Закручинился, невесёл стоит,
что читал вчера, позабыл он всё.
Грозной тучею надвигается
богатырская тень учителя.
Чёрны брови горою сдвинуты,
очи грозныя мечут молнии.
«Не учил урок,- говорит ему,-
двойку жирную получи тогда!»
Тут опомнился одноклассник мой
и взмолился он, и встревожился:
«Ох учитель мой, не прогневайтесь,
я учил урок, пересказывал».
Он тряхнул мозгами могучими,
встрепенулась мысль запоздалая.
Словно реченька, полился рассказ;
как соловушкой, класс заслушался.
А учитель-то рад-радёшенек,
улыбается белозубым ртом:
«Ой ты славный наш добрый молодец,
уж порадовал, так порадовал!»
А потом мы снова к морю приехали,
Не поверили глаза, что увидели:
Чудо чудное в море тут водится,
К нам подплыли дельфины прямо к берегу!
Они прыгали, резвились, кувыркалися,
А вожатые за нас перепугалися,
Что утащат нас дельфины в море чёрное,
В море чёрное, в пучину во глубокую.
«Ой вы, детки, от дельфинов отойдите-ка,
Вы на них издалека посмотрите-ка!»
Отдохнув, мы домой уезжали,
Нам вожатые руками махали,
Обязательно вернемся туда мы,
В Чёрном море с дельфинами поплаваем!
Былина
теория по литературе 📖 формы произведений
Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.
История возникновения (зарождения) былины как жанра
Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.
Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.
К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.
Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.
До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.
В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.
Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».
К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.
Характерные особенности былин
Былина имеет ряд характерных особенностей:
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Особенности построения сюжета и композиции в былинах
Художественные приемы в былинах
В былинах используется множество художественных приёмов и средств:
«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация
«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».
«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».
«Добрыня Никитич в отъезде»
Циклы былин
Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.
Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).
В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.
Отчет о летней оздоровительной работе (стилизация под былину)
Сабина Галустян
Отчет о летней оздоровительной работе (стилизация под былину)
Творческий отчет.
Былина
Ой, вы, гой еси, воспитатели,
Воспитатели, да станичные.
Вы послушайте да ту быль мою,
Но не сказочну, а всамделишну.
Как во станице, да во Медведовской,
Что на реке Кирпили стоит
Да на той реке, что к Кубань-матушке
Свои воды несет, да не торопится
Да в местечке, Ударником прозванным,
В детском садике номер 26
Детки летом жили, веселилися
Да ума и здоровья набиралися
Да во группе той, в подготовительной
Собирались воспитатели думу думали,
Думу думали, да призадумались
— Детки наши уже большенькие,
Через год уже в жизнь отправятся
Что в народе школьной прозывается.
Нужно так нам этим летом жить,
Чтобы детки наши славные
Стали крепкими да здоровыми,
А для этой задачи да благоизбранной
Треба деток закалять как булатну сталь.
Чтоб как сталь та детки были крепкими,
Чтобы не брала их хвороба злобная
Что гриппом аль простудой прозывается.
И стали детки каждый день в портках бегати,
Да в игры разные подвижные играти,
В воде живительной свои лица обмывать,
Да ножки-ручки в бассейнах полоскать.
Опосля же под солнцем теплым загорать,
Да лету красну радоваться.
Но бдили тут воспитатели,
Не пускали они деточек да под солнца жар
Да без убора защитного на головушках.
Играли детки, развлекалися,
Но и про ученья свет не забывали.
В светлый праздник независимости
Как Россия свободной стала
Соорудили они символ российский
Что трехцветным стягом Родины зовется.
Украсили сей символ цветами полевыми,
Кои сердцу русскому так любы.
Повесили флаг на стену, чтоб
Лицезреть всяк мог да помнил,
Как велика и могуча страна наша.
И о черных днях нашей Родины
Помнят детки наши любомудрые
Во дни скорби и памяти о войне Великой
Слушали оне песни мужественны,
Смотрели фильмы рисованы,
Да в акции «Свеча памяти» участвовали.
Свечу сами делали, да домой носили,
Родным да близким об узнанном рассказывали.
А воспитатели дальше думу думали,
Чем порадовать деток славненьких.
И придумали праздник сладостей,
Вкусом детства и лета наполненный:
«День мороженого» называется.
Деткам малым интересно было,
Как мороженое то на заводе делается,
Что по лавкам торговым за деньги разны купить можно.
Да узнали детки малые, как лакомство то холодное
В доме родительском сделать можно,
да родных своих им потчевать.
И сами мороженым угощалися,
Да жизни садиковской радовались.
Незаметно день семьи подошел.
Всяк знает, что семья – это главное.
Без семьи человек, что в поле былинка,
А с семьей, что могучий бор дубовый,
Которому не страшны ни ливни, ни ветра,
Ни ураганы заморские, что «торнадо» зовутся.
А символом стала ромашка желтоглазая,
Цветок простой, душе русской близкий.
Из ромашек детки сердце сделали,
Такое же большое, как их любовь к родителям.
А пришел август со Спасом великим.
Собрали детки яблоки, принесли их
для благословения отцу Григорию,
и сами яблочным пирогом разговлялися.
много стихов да сказок про яблоки вспоминали,
да друг другу их пересказывали.
Дальше больше интересного стало.
Детки выросли, большими стали.
Решено было их казачатами сделать.
Ведь Кубань казаками славится.
Но это будет уже другая быль,
И рассказывать ее будут другие сказители.
Аналитический отчет о летней оздоровительной работе Аналитический отчёт летне-оздоровительной работы воспитателя Веселовой Натальи Васильевны по подготовительной группе «Непоседы» за период.
Отчет о летней оздоровительной работе в средней группе Лето — удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период много времени дети проводят на свежем.
Отчет о летней оздоровительной работе в средней группе Летом природа предоставляет богатые возможности для развития познавательных способностей дошкольников. Дети соприкасаются с природой, познают.
Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе Летняя оздоровительная работа была организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников,.
Отчет о летней оздоровительной работе за 2018 год Отчет о летней – оздоровительной работе за 2018г. В нашу группу из первой младшей группы № 1 поступило 16 детей, 1 ребенок с другого сада.
Отчет о летней оздоровительной работе в младшей группе Отчет по летней оздоровительной работе в младшей группе. Летняя – оздоровительная работа была организована по утвержденному плану и.
Отчет по летней оздоровительной работе Отчет о летней оздоровительной работе с детьми младшей группы «Румяные щечки» за 2018 год Воспитатель: Максимова А. Г. г. Вольск 2018г.
Отчет о летней оздоровительной работе Любушина Лариса Владимировна Отчет по летней оздоровительной работе «Как мы провели лето» «Как мы провели лето» Лето — удивительное время.
Отчет о летней оздоровительной работе во второй младшей группе Для успешной организации и проведения летнего оздоровительного периода с детьми младшего дошкольного возраста перед нами были поставлены.
Аналитическийй отчет о летней оздоровительной работе в дошкольной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Липницкая СОШ (дошкольная группа) АНАЛИТИЧЕСКИЙЙ ОТЧЕТ о летней оздоровительной.