Стоматологический кабинет как бизнес

«Поставлю три коронки и окуплю стоимость стула»: как врач открыл свою клинику

Как зарабатывать на протезировании и имплантации зубов в Москве

Я 10 лет работал врачом в стоматологических клиниках и понял, что хочу открыть свою.

В бизнесе опыта у меня не было, поэтому на запуск своей клиники я потратил в два раза больше средств, чем планировал — хотел уложиться в 25 млн рублей, получилось открыть за 50 млн рублей. В будущем планирую открыть 50 клиник по всей России, но пока работают только три. Чтобы научиться управлять бизнесом, окончил курсы в Стокгольмской школе экономики.

Сейчас месячная EBITDA трех клиник — около 4—5 млн рублей. Это реальная прибыль компании без поправок на факторы, которые не касаются операционной деятельности.

Расскажу, как запускал свой бизнес.

Как я решил стать предпринимателем

Я решил стать стоматологом еще в пятом классе. Вся моя семья работала в этой сфере: мама, отец, брат и дядя с тетей. После обучения я 10 лет проработал в нескольких частных стоматологических клиниках — набирался опыта, разбирался, как все устроено, копил деньги. Несколько лет проработал в клинике своего отца.

Эта техника позволяет более точно проводить лечение. Например, до появления микроскопов врачам было сложно спасти от удаления зуб с уже пролеченным каналом. С тридцатикратным увеличением стоматолог может провести более ювелирную работу и, не задевая лишних тканей, заново пролечить корневой канал.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

В запуск своей клиники вложил 50 миллионов рублей

За десять лет практики я накопил достаточно знаний и ресурсов, чтобы открыть свою клинику. Число моих пациентов перевалило за три тысячи человек, и я понимал, что часть из них перейдет вместе со мной.

В клинике отца я изнутри изучил, как устроена экономическая модель стоматологии — сколько платят врачам, какие есть расходы, какая прибыль.

На запуск клиники я рассчитывал потратить 25 млн рублей — это сумма на салфетке, которая появилась после разговоров с друзьями-предпринимателями. В итоге в запуск вложил 50 млн рублей. Правда, не сразу — сначала потратил 35 млн рублей на ремонт и открытие, а потом в течение года докупал мебель и технику.

я планировал потратить на запуск

Средства взял из своих личных накоплений. Я начинал карьеру в 2007 году с зарплаты 40 000—50 000 Р в месяц. Через несколько лет моя зарплата в найме доросла до 2 млн рублей в месяц. Старался откладывать половину от каждой зарплаты.

50 млн рублей может показаться большим вложением на запуск одной клиники, но это субъективные ощущения. Сейчас есть клиники с чумовыми дизайнами, на открытие которых потратили 120—200 млн рублей, и большая часть ушла на брендовую мебель и дорогие стройматериалы. У таких клиник своя целевая аудитория. Есть и клиники, которые открывают за 8 млн рублей, и у них своя клиентура.

Как мы искали помещение

Для стоматологической клиники нельзя использовать любое помещение. Есть ограничения по Санпину. Например, в каждом лечебном кабинете должны быть открывающиеся окна. Высота потолков — не меньше 2,6 метра. Особые требования есть по минимальной площади для разных типов помещений.

Санпин 2.1.3.2630 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»PDF, 24 МБ

Еще мы искали помещение на первом этаже — в организации бизнеса в сфере услуг есть такой принцип, что каждая ступенька снижает прибыль. Важно, чтобы посетители видели клинику, могли удобно и быстро до нее добраться. Мы искали место с отдельным входом. Из других требований — большая парковка, расположение в центре.

В марте 2017 года я обратился за помощью к риелтору. Помещение нашли через пять месяцев, а комиссию риелтора оплатил арендодатель.

Для лицензирования медицинского учреждения требуется, чтобы договоры аренды были долгосрочные — мы заключили на десять лет с регистрацией в Росреестре.

На ремонт помещения ушло полгода и 15 миллионов рублей

На сам ремонт я потратил около 15 млн рублей. Остальные 35 миллионов вложений ушли на оборудование и операционную работу клиники в первые месяцы. Изначально я планировал потратить в два раза меньше, но сумма увеличилась в основном из-за моей неопытности в ремонте. Я не предполагал, что придется так много делать, вплоть до смены отопительных радиаторов и перестройки лестницы. Было много неожиданных расходов, например, разбирая пол, строители обнаружили под ним песок — пришлось заливать стяжку.

Примерно половину денег заплатили подрядчикам, а остальное ушло на материалы. Дороже всего нам обошлись услуги ремонтной бригады — около 20 000 Р за квадратный метр, еще около 3,7 млн заплатили подрядчикам за монтаж системы кондиционеров и вентиляции, пожарной и аудиосистем.

Ремонт в стоматологической клинике отличается от обычного ремонта под офис.

Нужно сделать проекты, предусмотреть много особых инженерных коммуникаций, которые нужны для получения лицензии. У нас есть компрессорная и аспирационная комната, где компрессор нагнетает воздух в стоматологические установки, а аспирационная система удаляет кровь, слюну и воду из полости рта во время лечения. Фактически это канализация и воздушные трубы, причем нужно распределить воздух в конкретную точку.

Еще в клинике есть система газов закиси азота и кислорода — требуется для людей со стоматофобией — боязнью стоматологического лечения. Это тоже дополнительные медные трубы, которые идут по всему помещению.

Поскольку нужно «зашить» в бетон огромное количество труб, мы искали надежных подрядчиков — наняли бригаду, которая специализируется на коммуникациях в клиниках. Обратились к людям, которые прокладывали коммуникации в клинике моего отца, где я раньше работал. Всегда стараюсь искать подрядчиков по знакомым.

Зачем тратить 2 миллиона рублей на мебель

Я не хотел открывать очередную обычную клинику, в которой пахнет больницей. Мне было важно создать комфортное место, в котором приятно находиться.

Дизайн помещения разработала моя супруга, она выпускница Британской высшей школы дизайна, занимается общественными и жилыми интерьерами.

Большую часть мебели, и бытовой, и медицинской, мы изготавливали на заказ у российских производителей. Кухня и ординаторская собраны из «Икеи», это удобно и быстро.

я заплатил за каменную стойку на ресепшене

Картотека — очень важная вещь в медицинской организации, но ее сложно подобрать. Карточки пациентов весят много, и обычные шкафы чаще всего не справляются с нагрузкой, быстро ломаются. Поэтому в клиниках используют так называемый картотечный шкаф, а он выглядит ужасно. Такой шкаф превращает пространство в формальную больницу. Мы не хотели такого эффекта, поэтому покрасили шкафы в цвет стен.

Как сэкономить время приема пациента на расположении мебели

За эргономику в помещениях, то есть эффективность и комфорт рабочей среды, отвечал я. Для этого пришлось буквально по секундам просчитать, сколько времени будут занимать процессы в клинике. И заодно оптимизировать неэффективные.

Основные рабочие инструменты врача находятся в стоматологических установках — это комплекс оборудования, в которое входит кресло пациента, освещение, блок управления по­ложением кресла, скоростью вращения бормашины и другими опциями.

Чтобы пациент сплюнул, нужно поднять и опустить кресло. Премиальные стоматологические установки двигаются плавно, поэтому этот процесс занимает около 40 секунд. Если за время лечения нужно сплюнуть 10 раз, пациент теряет 400 секунд. Это 6 минут, которые пациенту придется дополнительно провести в кресле. Поэтому мы заменили плевательницы на слюноотсос и одноразовый стакан с водой, в котором можно прополоскать рот и туда же сплюнуть.

Другой способ сэкономить время: инструменты храним в специальных цветных лотках в зависимости от процедур. Под каждого пациента ассистент с утра готовит лотки, а врачу не нужно тратить время на поиск нужных инструментов.

Еще мы расположили шкафы, стол врача и стоматологическую установку таким образом, чтобы ассистенту и врачу не нужно было много перемещаться во время приема. Например, до шкафа можно достать рукой, не вставая со стула.

Эти и другие способы помогли нам сократить время лечения одного пациента в среднем с двух часов до 1 часа 40 минут. Это не влияет на прибыль напрямую, но наши клиенты проводят с открытым ртом меньше времени.

Чем нужно оснастить стоматологическую клинику

Первую клинику я делал не как бизнесмен, а как врач. Буквально — я часто сравнивал расходы со стоимостью коронок и имплантов.

Например, покупал стул и думал, что получится окупить его, сделав три коронки.

Основа первой клиники — четыре стоматологические установки за 8 млн рублей. Еще купили два микроскопа, компьютерный томограф и сканер — это были самые крупные траты.

Дентальные микроскопы помогают врачам провести диагностику и лечение: с помощью них решают, что конкретно нужно делать с зубом, удалить только поврежденные ткани или пролечить сложные каналы. Томограф нужен для трехмерных снимков всей челюстно-лицевой области при минимальной лучевой нагрузке.

Внутриротовой сканер и робот для фрезерования реставраций немецкого производителя Sirona помогают за два часа сделать керамические вкладки и коронки на зубах. Сканер создает модель, а робот выпиливает коронки. Раньше приходилось делать слепки зубов, потом ждать до двух недель, пока техник сделает коронки.

Еще 12,5 млн рублей ушли на покупку визиографов — с их помощью делают моментальные снимки зубов, которые выводятся на экран монитора — рентгеновских трубок, компрессоров, аспираторов и другой аппаратуры. Кроме того, мы купили профессиональную кофемашину, музыкальную систему, 9 телевизоров и бесперебойное питание.

Всего на оборудование для первой клиники потратили 30 млн рублей, покупали новое.

Расходы на оборудование — 30 млн рублей

Другое оборудование12,5 млн рублей
4 стоматологические установки и сопутствующее оборудование8 млн рублей
Интраоральный сканер7 млн рублей
Дентальный микроскоп2,2 млн рублей
Кофемашина330 тыс рублей

Как я получал медицинскую лицензию

Много требований касаются помещения, я рассказывал о них выше. Кроме того, чтобы открыться, клиники обязаны иметь огромное количество оборудования, которое не используется в современной стоматологии. Например, противочумные костюмы и гипсоотстойники — оборудование для предотвращения попадания гипса в канализацию.

Еще один пример — негатоскопы, которые должны висеть в каждом кабинете. Это прибор для просмотра рентгеновской пленки. Но мы давным-давно не делаем снимки на пленку, у нас компьютерный томограф.

Чтобы открыть клинику, также нужны разрешения Роспотребнадзора и пожарной инспекции.

я потратил на получение лицензии

Я считаю, что в таких ситуациях выгоднее заплатить тем, кто занимается оформлением документов постоянно. Они уже тысячу раз это делали, точно знают, какие нужны бумаги, как и когда меняются законы.

2 марта 2018 года наша клиника на Таганской получила лицензию и заработала.

Расходы на запуск стоматологической клиники «Белая радуга» в 2018 году — 49 560 000 Р

Оборудование30 млн рублей
Ремонт помещения15 млн рублей
Мебель2 млн рублей
Аренда за 3 месяца1,05 млн рублей
Компьютеры, 10 шт.1 млн рублей
Получение лицензии на работу клиники500 000 Р
Регистрация ООО10 000 Р

Поставщики, оборудование и расходники

Все медицинское оборудование, которым пользуются в клиниках, должно иметь сертификаты соответствия Госстандарта и регистрационные удостоверения Минздрава.

Российской техники нет вообще, у нас перепродают немецкую, американскую, итальянскую, чешскую и любую другую. Дистрибьюторы или сама фирма-производитель привозят оборудование на российский рынок, лицензируют, сертифицируют и получают разрешительное удостоверение на использование этого оборудования в медицине.

С поставщиками я знаком еще по старой работе. Партнеров меняем редко, разве что кто-то сам выходит на нас и предлагает условия выгоднее, чем есть. Так получилось с томографами — закупали у одних поставщиков, а другой предложил взять в лизинг. Конечно, начали сотрудничать с ним.

Расходные материалы — слюноотсосы, анестетики, материалы для пломб в России тоже почти не производятся. Поэтому приходится закупать их у дистрибьюторов зарубежных производителей. Получается довольно дорого, плюс цена привязана к курсу доллара. Самый дорогой расходник у нас — импланты. Ежемесячно на расходники уходит порядка 4 млн рублей, из них 800 000 Р на импланты.

Еще мы постоянно докупаем оборудование, чтобы расширять клиники или для открытия новых, в среднем на это тратим порядка 2,6 млн рублей в месяц.

уходит на покупку дополнительного оборудования в месяц

С поставщиками медицинского и ИТ-оборудования у нас проблем не возникало. Проблемы были с другими подрядчиками.

Пока двери возили туда-сюда, у нас был простой — дверь со скрытыми коробами ставится в первую очередь. Начали монтировать дверь — оказалось, что крепления коробки сделаны не по центру стены, а смещены в сторону. 150-килограммовая дверь просто выломала все, рухнула вместе с кирпичами. Пришлось переустраивать проем, класть кирпич и все переделывать.

Можно ли быть одновременно врачом и бизнесменом

Первый год я совмещал управление клиникой и медицинскую практику, но, открыв вторую клинику, стал заниматься только бизнесом. Я на своем опыте убедился, что человек не может быть многозадачным, это иллюзия, делать задачи параллельно не получится. Пациенты доверяли мне свое здоровье, а я начал забывать, что им обещал, о чем мы разговаривали.

я потратил на бизнес-образование в Стокгольме

Вынес из школы много полезного, на мой взгляд. Например, понял, что один человек не может эффективно управлять более чем семью людьми — это оптимальная норма управляемости для нашей деятельности. Поэтому в каждой клинике я назначил управляющих, главного врача, старших медсестер.

Изначально основой команды клиники стали два врача, с которыми я работал до бизнеса. Я предложил им хорошую зарплату и возможность работать на современном высокотехнологичном оборудовании, они согласились. Еще сразу взяли на работу администратора и двух ассистентов, тоже нашлись по знакомым.

Администратор занимается приемом пациентов и оформлением документов, ассистенты помогают врачам во время лечения. Я тоже сначала выступал в роли врача — имплантолога и ортопеда, двое других заняли позиции гигиениста и терапевта. С ростом количества клиентов мы нанимали новый персонал. К ноябрю 2018 года в клинике работало 32 человека.

Бухгалтер и юрист у нас на аутсорсе: мы пока не доросли до того, чтобы открывать дополнительные рабочие места в штате. Когда приблизимся к миллиардному обороту, можно будет говорить о полностью собственном штате.

Посчитать ценообразование в формате «Лечение зуба = час работы врача + аренда и материалы» — невозможно, потому что у нас не продукт, а услуга. Мы устанавливаем цены исходя из принятых на рынке в нашем сегменте — выше среднего.

Пока у меня не миллиардный бизнес, я не высчитываю амортизацию оборудования и другие расходы в цене. Смотрим, какие цены у конкурентов в этой же нише и стремимся к норме рентабельности 30%. Это не всегда получается, но я уверен, что цифра реальна.

Как я нанимаю новых врачей в команду

Ищем людей в команду на «Хедхантере» и через знакомых. Как правило, из 250 резюме врачей я отбираю десять претендентов, пять из них приглашаю на собеседование, а нанимаю одного. Дальше смотрим, как он работает: звоним пациенту и просим дать обратную связь, изучаем фотопротоколы — фотографии зубов на разных этапах работы. Чаще всего мы приставляем к новичку опытного ассистента. Например, у меня есть ассистентка, с которой я работаю уже 14 лет. Я прошу ее последить за работой нового врача, и если она говорит, что лечение проведено неопрятно, я расстаюсь с сотрудником. У нее огромный опыт, которому я доверяю.

Перед наймом мы изучаем портфолио врача — фото до и после лечения в виде презентации, дипломы, отзывы о работе. Смотрим соцсети — что человек постит, какой у него внешний вид, какие у него увлечения. Стараемся выяснить, какие у врача запросы, чего он хочет добиться в профессии. Спрашиваем, как он ведет прием, откуда к нему приходят пациенты, как он себя оценивает. У врача должна быть складная речь, обширные знания в его специализации.

Он должен понимать, как работать в команде и вместе принимать решение по схеме лечения. Часто так случается, что у пациента сразу несколько проблем с зубами, например необходимо исправить прикус, поставить коронки и вылечить кариес. Каждой из этих проблем занимается отдельный специалист. Важно, чтобы врачи вместе обсудили последовательность, способы лечения и пришли к консенсусу.

В первый месяц мы даем врачу первичных пациентов и анализируем, сколько из них согласились лечиться, стали постоянными. К примеру, для терапевта 80% — хорошая конверсия. А если постоянными пациентами становится только 10%, мы расспрашиваем врача, что он сделал, почему к нему не пошли снова. Оказывается, например, что стоматолог не объяснил пациенту план лечения, не убедил его, что затягивать опасно.

Есть клиники, после бэкграунда в которых мы не возьмем врачей в «Белую радугу». Например, после долгой работы в государственных поликлиниках или работы в военной организации. Дело в том, что у них специфическое отношение к работе.

Откуда приходят клиенты

Сейчас в «Белой радуге» лечатся 6000 пациентов. Три четверти наших пациентов — женщины, от 25 до 65 лет. Это люди, которые осознанно занимаются своим здоровьем, следят за питанием, много путешествуют, ценят комфорт, персонализированное отношение. Среди мужчин чаще всего встречаются предприниматели или менеджеры, иногда чиновники. Они ценят время, комфорт, наличие удобной парковки, внимание к деталям, готовность врача отвечать на вопросы и совпадение заявленных цен с итоговыми.

Поначалу мы могли принимать только 300 пациентов в месяц. Первыми стали люди из моей клиентской базы. Они же начали рекомендовать нас друзьям, заработало сарафанное радио — ежемесячно прибавлялось по 260—280 новых пациентов.

Из 5 клиентов клиники 4 приходят по рекомендации друзей.

Мы не практикуем бесплатные консультации, считаю это неправильной позицией в медицине. Вопрос тут не в марже, консультация не особо дорога. Все-таки консультация — это не «просто поговорить», врач ведь учится минимум восемь лет. Бесплатные консультации обесценивают труд врача.

Реклама и маркетинг

Началось все с моих клиентов, которые узнали об открытии клиники и перешли в «Белую радугу»: я написал об этом в своем инстаграме, плюс мы обзвонили мою старую клиентскую базу — там было около 3000 контактов.

Часть пациентов и сейчас узнает о клинике из моего инстаграма, я уже четыре года веду блог о здоровье зубов. У аккаунта 176 000 подписчиков, для его развития я покупал таргетированную рекламу и делал коллаборации с блогерами. Например, с Юлей Гришановой и Адель Вейгель.

До начала 2021 года мы почти не занимались маркетингом и не покупали рекламу, так как хватало сарафанного радио. В феврале запустили первую таргетинговую рекламу и наняли маркетолога.

Чтобы привлечь новую аудиторию, в мае 2020 года мы обратились в студию видеопродакшена, которую нашли через интернет. Сделали сериал для «Инстаграма»: короткие ролики, показывающие жизнь клиники, этот формат предложила студия. Потратили около 1 млн рублей. Ожидаемого эффекта сериал не принес: я рассчитывал, что сериал посмотрит 20 000—30 000 пользователей — исходя из количества подписчиков и статистики просмотров, а вместо этого набралось не более 5000—7000 просмотров.

В целом посчитать, сколько именно пациентов приходит из социальных сетей или из какого-то другого источника, почти невозможно. У наших клиентов много точек контакта с клиникой — сайт, «Фейсбук», «Инстаграм». Везде указаны телефоны. Если человек оставил заявку в соцсетях, это не значит, что узнал о клинике он именно из соцсетей — может, ему просто удобно писать в «Инстаграме», а так пришел он по рекомендации.

Мы только начали заниматься рекламой, конверсия пока не ясна. Договорились тратить на маркетинг до 5% оборота. Меньше половины маркетингового бюджета — около 1,5—2% от оборота — мы тратим на продвижение через «Инстаграм».

Вторая клиника и неудачная идея

Я не планировал останавливаться на одной клинике. Через год после запуска, к ноябрю 2019 года, первая клиника принесла 240 млн рублей валовой прибыли. Полностью вложения в открытие окупились через два года.

Осенью 2019 года я открыл вторую клинику. У меня была идея позиционировать ее как профилактическую: занимались в ней профессиональной гигиеной, отбеливанием, реминерализующей терапией, то есть восстановлением минерального состава зубной эмали. Цены установили в два раза ниже, чем в первой клинике, надеясь таким образом быстрее масштабироваться. Идея не выстрелила.

Мы интересовались мнением пациентов о клинике, они говорили, что лечение им понравилось, но цены для них оказались все-таки слишком высокими. А постоянные пациенты из первой клиники не хотели лечиться в новой, потому что их смущали низкие цены.

Поэтому сначала мы подняли стоимость услуг, чтобы отсеять нецелевую аудиторию. В первую клинику шла плотная запись на два месяца вперед, нам не хватало мощностей, поэтому я был уверен, что без клиентов мы не останемся. А позже мы изучили количество клиентов и отзывы и перепрофилировали клинику в обычную — с услугами хирурга, ортодонта, имплантолога.

Мне кажется, я просто не попал в рынок. Профилактическая клиника — это новый формат, большинство клиник стараются предоставить максимум услуг, а не сужать специализацию. Поэтому, чтобы новый формат стал востребованнее, нужно влиять на рынок, иметь какой-то вес, например 10% рынка. Пока у нас такого веса нет.

Сейчас в России мало узкопрофильных клиник или стоматологических кабинетов. Из-за гигантских расстояний это просто неудобно. Пациентам хочется получить все услуги в одном месте. Я знаю владельца одной клиники, который позиционировал ее как ортодонтическую, но у него не вышло. Возможно, по тем же причинам, что и у меня: такой формат не востребован.

Третья «Белая радуга» появилась в октябре 2020 года. К тому моменту первые две клиники принесли 416 млн рублей валовой прибыли.

Сколько зарабатывает стоматологическая клиника

Средний оборот каждой клиники в месяц — около 10 млн рублей. Выручка по трем клиникам варьируется от месяца к месяцу, в среднем это 20—25 млн рублей в месяц. В зависимости от ситуации расходы доходят до 85% от оборота.

В начале пандемии оборот снизился на 70%, но уже через месяц после «нерабочих» дней вернулся к докарантинному и продолжает расти. Мне кажется, это потому что до карантина многие тратили деньги на путешествия, а сейчас занялись здоровьем.

EBITDA — 20% от выручки: 4—5 млн рублей ежемесячно. Часть этих денег вкладываю обратно в бизнес, обычно в обучение сотрудников или в свою учебу — врач должен постоянно повышать квалификацию. Иногда часть прибыли трачу на покупку нового оборудования.

В планах к 2030 году открыть 50 клиник в разных городах России. Первая клиника вышла на окупаемость через два года после запуска, вторая приближается к EBITDA 20%. Я рассчитываю, что каждая новая клиника будет приносить прибыль через два года после открытия.

Источник

Как открыть стоматологию: подробная инструкция

Рынок коммерческой медицины постоянно расширяется и развивается. Стоматология относится к самым популярным медицинским направлениям. В частных стоматологических клиниках пациенты получают индивидуальный подход, эффективные методики лечения. При правильном подходе вложения в открытие стоматологической клиники быстро окупаются. В статье мы рассмотрим подробную инструкцию как открыть стоматологию.

Перспективно ли открывать стоматологию? Анализ рынка

Чтобы получить доверие пациентов, необходимо привлечь лучших специалистов, расписать цели, составить проект, закупить современное оборудование. Все это выполняется после тщательного анализа рынка. Конкуренция в сфере стоматологических услуг очень высокая, например, в Москве количество частных клиник составляет 96%.

Бизнесмену необходимо промониторить рынок услуг, обратить внимание на клиники, расположенные в выбранном районе города. Желательно изучить, какие материалы и оборудование используют конкуренты, их маркетинговые стратегии, наличие клиентопотока. Для этого не понадобятся особые навыки.

Чтобы не потерять деньги и время, нужно найти ответы на такие основные вопросы:

На старте стоматологический бизнес будет затратным, а основная часть капитала предназначается на закупку материалов, оборудования. Получение необходимой документации требует много сил и времени. Высокая рентабельность стоматологического бизнеса перекрывает начальные трудности, большие затраты времени.

Готовое решение для управления стоматологией

Начните автоматизировать работу в клиники с первых дней открытия!

Из выпускников мединститутов хорошие врачи, а не менеджеры и предприниматели. Опытный бизнесмен-управленец получает больше шансов на успех.

При открытии стоматологического кабинета нужно учитывать особенности законодательной базы. Для регистрации ООО от бизнесмена не требуется наличие медицинского образования. Профильное образование понадобится при открытии ИП.

Бизнесмен не обязательно должен быть врачом, чтобы открыть клинику. Некоторым врачам удается наладить успешный бизнес в стоматологии. Владелец бизнеса должен разбираться в передовых подходах к лечению зубов, внедрять новые технологии, объективно оценивать работу врачей.

В Европе открывать лечебные кабинете могут только врачи с образованием. Считается, что главным в стоматологической клинике должен быть специалист с медицинским образованием. В России пока что таких требований нет. Бизнесмен без профильного образования может стать успешным, пригласив в клинику опытного практикующего главного врача.

Кабинет или клиника?

Формат медицинского учреждения зависит от бюджета, возможностей и целей предпринимателя. Разница между клиниками и кабинетами заключается в масштабах, размере прибыли. В клинике пациентам предоставляется полный комплекс таких услуг:

Список услуг в стоматологическом кабинете не будет большим. Пациентам предложены гигиенические процедуры, лечение зубов, пломбирование, установка брекетов, удаление зубов.

Как юридически правильно оформить стоматологию: документы и разрешения

Стоматологический бизнес начинается с регистрации формы деятельности. Получение разрешительных документов считается самым хлопотным делом. Для открытия детской стоматологии и хирургии понадобится несколько разрешительных лицензий. Для стоматологического кабинета будет достаточно ИП. Если предприниматель планирует нанимать штат врачей, понадобится регистрация ООО. В последнем случае бизнесмен получает лицензию на персонал.

Используются коды ОКВЭД 85.12 или 85.13. Определение конкретного кода влияет на способ налогообложения предприятия. «Стоматологическая практика» соответствует коду 85.13. «Врачебная практика» ведется по коду 85.12.

Помещения, предназначенные для стоматологических кабинетов, должны соответствовать определенным нормам. Если проводится перепланировка помещения, то понадобятся разрешения от пожарных, отдела архитектуры, районной администрации. Обязательно нужно получить разрешение на использование рентгеновской техники.

Помещение

При неограниченном бюджете рекомендуется покупать помещение в собственность. Если бюджет небольшой, можно арендовать помещение. В случае с арендой особенное внимание следует уделять договору с арендодателем. Для кабинета будет достаточно помещения площадью 30 м2. Для открытия клиники на 5 кресел подойдет помещение площадью 180 м2.

Помещение обязательно соответствует пожарным требованиям, нормам СЭС. Перечислим самые основные требования:

Площадь помещения на 1 стоматологическое кресло составляет от 14 м2. Остальное пространство распределяется на зону для приема пациентов, санузел, стерилизационную комнату.

В стоматологической клинике обязательно должны быть дополнительные комнаты (администрация, помещение для сотрудников, склад). Могут быть кабинеты ортопеда и ортодонта. Клинику лучше открывать в проходимом месте, а не в отдаленном районе города. Это условие не считается критичным только для малонаселенных городов.

Расходы на оборудование

Перечень оборудования для стоматологии очень большой. Для выбора оборудования лучше пригласить специалиста, который хорошо разбирается в профессиональной технике. Для одного рабочего места понадобится одно стоматологическое кресло с 4 рукавами. Базовое оборудование должно соответствовать санитарным правилам.

Новое стоматологическое кресло стоит от 300000 рублей (цены могут отличаться в разных городах). Дешевле можно купить оборудование б/у, но оно должно иметь все необходимые сертификаты. Дополнительно понадобятся такие материалы:

Это только основные позиции для стоматологического кабинета. Понадобятся гигиенические средства, шкафы для инструментов, материалы для пломбирования зубов. Нужны увлажнители воздуха, запечатывающие устройства, ультразвуковые сканеры для удаления налета, сменные наконечники.

Расходы на оборудование зависят от количества стоматологических кресел. В любом случае понадобится базовое оборудование, расходные материалы.

Требования к врачам-стоматологам и персоналу

Предприниматель должен определиться с концепцией стоматологии, заняться подбором персонала. В клинике на 5 кресел будут работать 2 администратора, 10 врачей, 2 санитарки, директор, 10 медсестер. На полставки может работать бухгалтер.

На каждый вид деятельности (хирургия, детская стоматология, ортодонтия) выдается отдельная лицензия. Получить лицензию невозможно без профильного образования. Главные требования при выборе специалистов:

К выбору персонала лучше приступать на этапе ремонта помещения. После открытия клиники штат будет укомплектован лучшими специалистами. К врачам-стоматологам предъявляются такие требования:

Выбор персонала считается долгим и трудным процессом. Перечень обязанностей стоматологов определяется индивидуально. Если в клинике работают высококвалифицированные специалисты, то каждый день увеличивается количество клиентов.

Риски

Необходимо понимать, что риски существуют в любом бизнесе. Предприниматель должен самостоятельно управлять стоматологическим бизнесом, контролировать все процессы. Врач не должен заниматься построением бизнес-процессов, разработкой прайс-листа или подбором оборудования. Медикам можно доверить построение лечебного процесса.

Риски связаны с возникновением трудностей при получении лицензий. Проблема в том, что для открытия стоматологии нужны крупные капиталовложения. Необходимо правильно составить бизнес-план, который хорошо адаптирован под экономические условия конкретного региона.

Минимизировать риски поможет продуманная рекламная кампания. Необходимо заказать современный сайт для стоматологии, дать рекламу в СМИ и на местные телеканалы, заказать билборды и баннеры. Одним из вариантов рекламы станет броская вывеска.

Что еще необходимо на этапе открытия стоматологической клиники

На начальном этапе открытия стоматологии важно автоматизировать работу учреждения. Современные программы позволяют автоматизировать такие работы:

Специальное программное обеспечение предназначено для решения разных задач. В автоматическом режиме ведется регистратура, медицинский учет, начисление зарплат, складской учет. В результате этого сокращается расход материалов, а руководитель стоматологической клиники быстрее принимает управленческие решения.

Программа помогает привлекать и удерживать клиентов, улучшать финансовые показатели. Автоматическое заполнение расписаний врачей экономит время, а учет сотрудников позволяет легко управлять персоналом стоматологической клиники. Современное ПО исключает ошибки в бизнес-процессах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *