Стоянка самолетов как называется

а н г а р

крытая стоянка лайнеров

• больничная палата для самолета

• гараж для самолетов, вертолетов

• гнездо стальных птиц

• здание для обслуживания и ремонта самолетов

• помещение для стоянки и текущего ремонта самолетов

• сооружение для стоянки и ремонта авиационной техники

• помещение в форме шатра

• помещение для стоянки самолетов

• гараж на аэродроме

• какое помещение можно получить, если у сибирской реки убрать последнюю букву?

• гараж для самолета

• гараж для дирижабля

• ночлежка для самолета

• сооружение для опознанных летающих объектов

• гараж воздушных судов

• помещение для самолетов

• гараж для дирижаблей

• приют для самолетов

• гнездо для железных птиц

• место починки самолетов

• гараж «железных птиц»

• где ночуют самолеты?

• гараж небесного тихохода

• санаторий для Тушек и Яков

• гараж для «вертушки»

• «гараж» для ремонта самолета

• дом отдыха для Яков

• гараж для Ту, Анов и Яков

• самолетный «дом отдыха»

• пристанище для самолета

• помещение для стоянки самолета

• помещение для авиеток

• приют для кукурузников

• дом отдыха для Тушек и Яков

• лечебница для самолетов

• «дом отдыха» для самолетов

• строение под склад

• сооружение под склад

• помещение для самолета

• помещение под склад

• «дом отдыха» для Ту, Ан и Як

• складская постройка или гараж самолета

• гараж для Ту, Ан и Як

• Сооружение для стоянки и ремонта авиационной техники

• Специальное строение, помещение для стоянки и текущего ремонта самолётов, вертолётов

Источник

а н г а р

где ночуют самолеты?

• больничная палата для самолета

• гараж для самолетов, вертолетов

• гнездо стальных птиц

• здание для обслуживания и ремонта самолетов

• помещение для стоянки и текущего ремонта самолетов

• сооружение для стоянки и ремонта авиационной техники

• помещение в форме шатра

• помещение для стоянки самолетов

• гараж на аэродроме

• какое помещение можно получить, если у сибирской реки убрать последнюю букву?

• гараж для самолета

• гараж для дирижабля

• ночлежка для самолета

• сооружение для опознанных летающих объектов

• гараж воздушных судов

• помещение для самолетов

• гараж для дирижаблей

• приют для самолетов

• гнездо для железных птиц

• место починки самолетов

• гараж «железных птиц»

• крытая стоянка лайнеров

• гараж небесного тихохода

• санаторий для Тушек и Яков

• гараж для «вертушки»

• «гараж» для ремонта самолета

• дом отдыха для Яков

• гараж для Ту, Анов и Яков

• самолетный «дом отдыха»

• пристанище для самолета

• помещение для стоянки самолета

• помещение для авиеток

• приют для кукурузников

• дом отдыха для Тушек и Яков

• лечебница для самолетов

• «дом отдыха» для самолетов

• строение под склад

• сооружение под склад

• помещение для самолета

• помещение под склад

• «дом отдыха» для Ту, Ан и Як

• складская постройка или гараж самолета

• гараж для Ту, Ан и Як

• Сооружение для стоянки и ремонта авиационной техники

• Специальное строение, помещение для стоянки и текущего ремонта самолётов, вертолётов

Источник

МЕСТО СТОЯНКИ САМОЛЁТОВ

МЕСТО СТОЯНКИ САМОЛЁТОВ открытая площадка на аэродроме с прочным покрытием, используемая для стоянки самолётов, находящихся на эксплуатационно-техническом обслуживании

(Болгарский язык; Български) — място за паркиране на самолетите

(Чешский язык; Čeština) — stojánka pro letadla

(Немецкий язык; Deutsch) — Flugzeugstandplatz

(Венгерский язык; Magyar) — repülőgépek leállóhelye

(Монгольский язык) — нисэх онгоцны зогсоол

(Польский язык; Polska) — miejsce postoju samolotów

(Румынский язык; Român) — loc de staţionare a avioanelor

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — stajna pista aviona

(Испанский язык; Español) — zona de aparcamiento de aviones

(Английский язык; English) — parking apron

(Французский язык; Français) — aire de stationnement des avions

Смотреть что такое «МЕСТО СТОЯНКИ САМОЛЁТОВ» в других словарях:

место стоянки самолётов — Открытая площадка на аэродроме с прочным покрытием, используемая для стоянки самолётов, находящихся на эксплуатационно техническом обслуживании [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги,… … Справочник технического переводчика

Самолёт — Запрос «Аэроплан» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Самолёт (он же аэроплан) летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу и неподвижного относительно других… … Википедия

Лондон-Сити (аэропорт) — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Дортмунд (аэропорт) — Dortmund Airport 21 Flughafen Dortmund Аэропорт Дортмунд Терминал Дортмундского а … Википедия

Лондон City аэропорт — Координаты: 51°30′18″ с. ш. 0°03′19″ в. д. / 51.505° с. ш. 0.055 … Википедия

Лондон Сити (аэропорт) — Координаты: 51°30′18″ с. ш. 0°03′19″ в. д. / 51.505° с. ш. 0.055 … Википедия

Лондонский Городской Аэропорт — Координаты: 51°30′18″ с. ш. 0°03′19″ в. д. / 51.505° с. ш. 0.055 … Википедия

Лондонский городской аэропорт — Координаты: 51°30′18″ с. ш. 0°03′19″ в. д. / 51.505° с. ш. 0.055 … Википедия

Международный аэропорт О’Хара — Международный аэропорт Чикаго О Хара … Википедия

Международный аэропорт О’Хара — Международный аэропорт Чикаго О Хара Страна: Регион: США Чикаго Тип: гражданский Код ИКАО: Код ИАТА: KORD ORD … Википедия

Источник

FrequentFlyers.ru

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Ликбез, Обзоры, Репортажи

Устройство аэропорта: вся техника

28/02/2015

Пассажир, прибывая в аэропорт, видит, как правило, стойки регистрации, зал ожидания да магазин Duty-Free. Все, конечно, догадываются, что это сложнейший с инженерно-технической точки зрения организм, но редко когда обращают внимание на различные хитроумные машины. А некоторые из них и просто остаются невидимыми для простого пассажира. А их там очень и очень много, и сегодня мы вам их покажем на примере аэропорта «Храброво» (г. Калининград).

Все фотографии можно кликнуть для увеличения. Под каждой фотографией имеется описание. Ну что ж, полетели!

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Перед нами аэропортовый тягач с прицепленным к нему водилом. Не водилой, а водилом: именно так называется предмет, похожий на длинную желтую трубу. Тягач нужен для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают: ведь вперед он может двигаться своим ходом за счет тяги двигателей, а вот назад — нет. Режим реверса используется для торможения после приземления.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Перронные автобусы используются для доставки пассажиров к самолетам, установленным на так называемых «дальних стоянках». И обратно. Сколько бы ни было телетрапов, одновременно находящихся в аэропорту самолетов, как правило, больше. А многие типы ВС вообще невозможно обслуживать у телетрапов — например, небольшие самолеты, у которых трап встроен прямо в дверь.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Однако сам телескопический трап регулируется в широких пределах и по высоте, и по вылету, а также перемещается влево и вправо по перрону. Свобода в трех измерениях позволяет обслуживать большинство типов самолетов, при этом мягкая «гармошка» (гофра) в самом конце плотно облегает фюзеляж, чтобы защитить пассажиров от ветра, дождя и холода.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Для всех прочих случаев применяются передвижные трапы, причем различных размеров и типов.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Это самоходный трап с регулировкой высоты. Его можно пристыковать практически к любому типу ВС.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Самоходный трап по устройству похож на электрокар: он приводится в движение электричеством из свинцово-кислотной батареи: такой же, как у вас в автомобиле, только больше. Есть, кстати, трапы и с двигателем внутреннего сгорания.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Управлять трапом не сложнее, чем трактором (и регистрируется он в ГИБДД как трактор). Есть даже «понижающая передача», которая используется во время стыковки с самолетом, чтобы аккуратненько подъехать вплотную, до касания.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Эти грузовики-фургоны тоже подъезжают к самолету до касания. Они используются для загрузки тележек с бортовым питанием и выгрузки их обратно. Грузовик подъезжает к самолету, кузов поднимается на нужную высоту, тележки катятся через «мостик».

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Трапы бывают и простые, не самоходные. Их буксируют трактором, а затем регулируют вручную.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

А эта машина предназначена для обслуживания туалетов. При помощи специального шланга она подключается к специальному лючку, затем открывается вентиль и содержимое баков перекачивается в цистерну.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Перед вылетом с помощью этой машины туалеты заправляют чистой водой.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Машины-снегоуборщики чистят аэродром от снега. Правда, во время сильных снегопадов взлетно-посадочную полосу чистить бессмысленно, так как ее тут же заметает снова, а машин столько нет. В этом случае аэропорт просто временно закрывают. Во время чистки полосы она, естественно, тоже не работает: вылетающие рейсы задерживают, а прилетающие направляют в зоны ожидания — то есть, кружить неподалеку от аэропорта.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Почти обычная «Нива» с мигалками — это машина сопровождения. Она же follow-me car, «дорогу покажешь?» За ней самолету надлежит двигаться по перрону на стоянку в том случае, если пилоты плохо знают особенности их расположения.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Тележка используется для перевозки багажа. Сейчас мы видим, как в бомболюк грузят мешки с песком: их сбрасывают по мере набора высоты для снижения веса самолета. (На самом деле это, конечно, просто принятый к перевозке груз помимо багажа пассажиров. Да-да, груз летает не только на грузовых самолетах).
За самолетом виднеется топливозаправщик.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Тележки могут сцепляться в поезда. Такой поезд заезжает в зону обработки багажа и грузчики вручную перекидывают в него чемоданы с ленты, внимательно глядя на бирки.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Трактор в аэропорту предусмотрен на случай отмены международных рейсов 😉

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

А в остальное время он как раз и перевозит тележки и прочие приспособления.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Например, вот такой транспортер. По нему чемоданы поднимаются в багажный отсек и спускаются обратно. В небольших аэропортах типа Храброво нет возможности обрабатывать багаж в контейнерах, поэтому его загружают в отсек и выгружают обратно чемодан за чемоданом, вручную. В крупных аэропортах багаж заранее сортируется по контейнерам и грузится сразу в них — так быстрее. В аэропорту вылета всегда знают, можно ли в аэропорт назначения отправлять багаж в контейнерах, и если нет, то тоже грузят его «вповалку». Если по ошибке все-таки придет контейнер — его будет не разгрузить, и самолет улетит с багажом обратно, а пассажиры будут стоять в очереди к стойке розыска.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Багаж вылетающих пассажиров попадает на многоуровневую систему транспортеров.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Затем он обязательно проходит через автоматический сканер. Если обнаруживается что-то подозрительное, то проверка происходит вручную.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Здесь сотрудники службы авиационной безопасности (САБ) могут детально изучить чемодан. В самом крайнем случае владельца вызывают и просят открыть чемодан и, если там находятся запрещенные к перевозке предметы, достать их. Правда, во многих аэропортах смотрят на правила сквозь пальцы. Например, в одном аэропорту вам запретят везти в багаже свинцово-кислотные аккумуляторы, а в других их даже не заметят.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Готовый к погрузке в самолет багаж в итоге оказывается на общей карусели, откуда его уже грузят в тележки.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

А на этой ручной тележке чемоданы вывозят на ленту выдачи после ручного досмотра.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

В аэропорту обязательно присутствует метеостанция, фиксирующая текущую погоду. Данные о ней кодируются в формате METAR (его знают все пилоты) и обновляются раз в полчаса. Они общедоступны, а для тех, кто не умеет расшифровывать METAR, существуют специальные приложения для смартфонов, например, Aeroweather. Данные по всем метеостанциям программа тоже умеет загружать. Важно помнить, что аэропорт — это открытое пространство за городом. Поэтому там обычно холоднее и ветреннее, чем в самом городе.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Из диспетчерской вышки хорошо просматривается весь аэродром, поэтому оттуда осуществляется управление воздушным движением. Во многих аэропортах установлены старые списанные самолеты, использующиеся для тренировки спасателей, пожарных и других экстренных служб. Ведь в случае экстренной ситуации нужно эвакуировать большое количество людей из тесного замкнутого пространства: счет идет на секунды!

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

В аэропорту также обязательно присутствует полноценная пожарная часть. Хорошо там работать: спишь, читаешь, смотришь телевизор. Но как пожар — хоть увольняйся.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Пожарное хозяйство присутствует и возле стоянок самолетов: огнетушители всегда наготове.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

На башне расположен радар, с помощью которого диспетчеры видят на экранах самолеты, пролетающие в радиусе нескольких десятков километров от аэродрома. Как и положено, антенна наверху постоянно вращается.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Радары поменьше находятся возле взлетно-посадочной полосы. Они отслеживают самолеты при заходе на посадку.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

За несколько метров от полосы начинается зона РМС, в которой находиться без разрешения диспетчера нельзя.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

РМС значит радиомаячная система. Возле полосы расположены курсовой и глиссадный маяки системы ILS, с помощью которой осуществляется точный заход на посадку. Любой объект, который окажется между маяком и самолетом, внесет существенные искажения в работу системы и посадку придется прервать. Поэтому пересекать желтую линию можно только тогда, когда самолеты на посадку не заходят.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

В качестве приманки для ди-джеев по всему аэродрому развешиваются зеркальные диско-шары. В этом случае мировые звезды танцевальной сцены более охотно прилетают на гастроли. У некоторых даже в райдере указано необходимое количество диско-шаров в аэропорту прибытия.
Выяснилось также, что диско-шар заодно является неплохим фумигатором для отпугивания птиц. Для усиления эффекта из расположенных рядом с ВПП репродукторов играет дабстеп. Считается, что он имитирует крики хищных птиц, выстрелы и т.п. Поэтому огородные пугала в аэропортах не устанавливают. Нет также и трещоток для отпугивания кротов. Поэтому все пространство между рулежными дорожками испещрено уютными норками ^_^

Источник

Как работает военная авиация

Поводом для написания данной статьи стало распространение недостоверной информации относительно вопросов базирования и обслуживания авиации.

Происходит это периодически во всех СМИ. Причем в статьях совершенно разной направленности, где в той или иной мере затрагиваются вопросы применения авиации (любой), начиная от моделирования сражений на море, сравнения береговой инфраструктуры и авианосцев и заканчивая применением ВКС РФ в Сирии.

Часть 1. Принципы организации аэродромной сети

Прежде всего необходимо сразу сказать, что вести речь об отдельно взятом аэродроме в отрыве от аэродромной сети, частью которой он является, не вполне корректно. Подобно тому, как в организме человека есть различные органы, также и конкретный аэродром выполняет строго определенные, возложенные на него функции в рамках всей системы.

Классификация аэродромов, применявшаяся в СССР, довольно объемна. Для задач данной статьи я предлагаю воспользоваться упрощенной моделью, дабы понять сам принцип. Ввиду упрощения, некоторые термины могут не точно совпадать с реальными.

Аэродром базирования

ВПП таких аэродромов способна принимать тяжелую военно-транспортную авиацию, что расширяет логистические возможности всей системы в целом.

На таких аэродромах возможно аккумулировать большие запаса материально-технических средств (топлива, боеприпасов, техники).
Оборудованы ангары и есть все необходимое для проведения плановых технических работ, а также ремонта ЛА.

Оперативный аэродром

Эта роль отводится аэродромам поменьше (хотя и не обязательно).

Их ВПП может быть приспособлена для снабжения по воздуху силами легкой и средней военно-транспортной авиации с грузоподъемностью до 20 тонн, а также вертолетами МИ-8 и МИ-26.

На них значительно меньше монументальных строений и инфраструктуры, постоянных запасов.

Однако на этапе планирования закладывается потенциал для наращивания возможностей аэродрома. Предусматриваются места для размещения быстровозводимого жилья, стоянки техники и т.д. Так же при планировании размещения аэродромов учитывается транспортная доступность.

Аэродромы разлета

Это совсем маленькие аэродромы и даже посадочные площадки. Они не пригодны для постоянного базирования авиации. Однако в случае опасности по ним можно распределить ЛА и даже совершить несколько боевых вылетов.

Особенно это актуально для истребительной авиации – для их работы достаточно 800 метров полосы.

Другие составляющие аэродромной сети

Во всем мире используется практика аэродромов совместного базирования. Так, например, F-16 ВВС Турции, сбивший наш Су-24 в Сирии, вылетел на свое задание именно с такого аэродрома.

Преимущества совместного базирования очевидны: есть мощнейшая гражданская инфраструктура, которая не требует денег на свое содержание в мирное время, а наоборот – приносит доход.

Имеется и охраняемая территория, на которой можно расположить доп. пункты. В наличии резервы для размещения личного состава.

В России около 60 крупных международных аэропортов и порядка 200 региональных.

Это подразумевает наличие внутри аэропорта зон с особым режимом охраны, ведь, к примеру, самолет главы государства не должен стоять на общей стоянке.

Использование автомагистралей в качестве временных аэродромов

На этапе планирования, строительства и модернизации дорог в обязательном порядке прорабатываются возможности использования их участков в качестве временных аэродромов.

Подобные аэродромы могут размещаться вблизи ж/д станций для облегчения доставки и хранения топлива и боеприпасов.

Также в мирное время прорабатываются возведение полевых аэродромов и площадок для работы авиации (что называется «с колес») силами специальных частей.

Некоторые действия выполняются еще реже и требуют еще больших затрат, качественно иной оснастки и наличия запчастей и расходников: замена масла, фильтра, тормозных колодок.

И так далее. Вплоть до капитального ремонта двигателя.

Примерно по такому-же принципу работает и авиация. На оперативный аэродром доставляются самолеты, максимально готовые к бою, прошедшие все плановые технические процедуры.

Это позволяет снизить нагрузку на местную инфраструктуру и персонал до минимума и резко повысить интенсивность работы авиации с аэродрома.

По сути, персоналу на оперативном аэродроме нужно только заправлять и подвешивать БК.

Заправка самолетов

Еще одним важным аспектом подготовки самолета к вылету является заправка топливом.

В современном мире для этих нужд существует множество решений: от дешевых и небольших до высокопроизводительных и дорогих.

Своеобразной «вершиной» в этой процедуре является система централизованной заправки.

Начинается такая система со сливной железнодорожной эстакады: подгоняются ж/д цистерны и начинается забор топлива. Эстакада Шереметьево способны одновременно сливать топливо с 18–24 цистерн (по разным данным).

Сначала топливо поступает в небольшой промежуточный резервуар, из которого берутся пробы. И (при отсутствии нареканий) оно закачивается в основные резервуары для хранения.

Основные резервуары могут быть разными. На крупных авиабазах используются РВС (резервуар вертикальный стальной). Такие решения имеют емкость в десятки тысяч кубических метров.

На аэродромах поменьше хранение может быть организовано в более сокращенных объемах.

На самих стоянках самолетов есть гидранты, наподобие пожарных. К ним подъезжает специальная машина (либо на пункте обслуживания устанавливается стационарная станция заправки) и производит заправку любым количеством топлива, что особенно актуально в случае больших самолетов (ДА, Военно-транспортная авиация).

Таким образом, резко снижается количество необходимого транспорта, трафик, необходимые людские ресурсы, а также экономится время.

Для понимания «масштабов» необходимо упомянуть некоторые цифры.

Запасы топлива на авианосце (типа Нимиц) около 12 млн литров, то есть порядка 10 млн кг, что эквивалентно 166 цистернам.

Такой объем можно обеспечить, подогнав к аэродрому 2 грузовых состава.

Этого запаса хватит на 840 вылетов Су-34 с полными баками.

Вместимость топливных баков:

Су-34, Су-35: 12 000 кг
Су-25: 3 000 кг
Миг-35: 6 000 кг
Миг-31: 17 730 кг
Ту-160: 150 000 кг

Вспоминая старый-добрый мультик про слоненка, мартышку и удава, для удобства предлагаю в дальнейшем измерять все в «Су-34».

Стандартная 4-осная ж/д цистерна имеет объем 80 кубов и грузоподьемность в 60 тонн. Её хватит на 5 полных заправок Су-34.

Воздушный танкер Ил-78 может передать 60 000 л топлива на удалении 1 800 км. Либо 30 000 л на удалении 4 000 км. При этом он имеет 2 режима производительности: 1 000 л в минуту для маленьких самолётов и 2 000 л в минуту для «стратегов».

Таким образом, на дальности до 2 000 км он может заправить 4 Су-34, потратив на каждую пару примерно по 15 минут с подходом и отходом от танкера (самолет заправляется не на пустые баки, а максимум на ⅔, а скорее даже на ½).

Стандартные аэродромные заправщики имеют емкости от 20 до 60 кубов.

Однако были в истории нашей авиации и исключения (https://topwar.ru/130885-aerodromnyy-avtotoplivozapravschik-atz-90-8685c.htm).

Отдельно хочется упомянуть заправку наших стратегов.

Ту-160 берет на борт 150 тонн горючего, что равно 3 ж/д цистернам или 3 большим заправщикам.

Ситуация решается просто. Энгельс (место базирование наших стратегов) находится там же, где и Саратовский нефтеперерабатывающий завод.

Учитывая производительность в 2 000 литров в минуту, заправить Ту-160 можно за 1,5 часа. Однако стоит учитывать, что этот расчет производился, исходя из заправки танкеров через 1 порт.

Узнать реальные возможности системы заправки на Энгельсе у меня не получилось. Однако не думаю, что мы сильно ошибёмся, если остановимся на цифрах «от часа до двух».

Часть 3. Снаряжение АСП

Наряду с заправкой, другим ключевым аспектом оперативного обслуживания самолетов перед вылетом является его снаряжение АСП. Проще говоря, вооружение или пополнение БК.

В комментариях к моим прошлым статьям (относительно Ту-160) некоторые читатели упоминали о том, что этот самолет требует больших затрат на обслуживание (в человеко-часах). И данный факт позиционируется ими исключительно как проблема самолета.

В действительности же проблема намного сложнее и носит глубокий системный характер. К большому сожалению, в нашей стране традиционно уделялось недостаточное внимание техническим средствам обслуживания.

Отсутствовало то, что можно было бы назвать современной и проработанной «культурой работ».

При этом умельцы на местах (на чьи плечи и ложилось катание по аэродрому тележек с «чугунием») делали, что могли. И, как могли, пытались оптимизировать процесс, в том числе и за счет поделок.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

В случае с Ту-160, речь шла о цифре в 64 человеко-часа на 1 час полета. Эти цифры корнями уходят в то время, когда новые самолеты только поступили на вооружение и никто не имел опыта их эксплуатации. Со слов инженеров, в то время требовалось 3 дня, чтобы подготовить самолет к вылету. Все процедуры производились медленно, постоянно сверялись с инструкциями и обсуждались с представителями КБ. И если со временем дефицит «навыков» и «знаний» персонала решался, и время на обслуживание сокращалось, то проблема практически полного отсутствия технически эффективных решений для обслуживания самолета оставалась и уже не могла быть решена «поделками». Так как деревянные самодельные тележки уже не «вывозили» снаряжение ДА.

Во времена СССР мы уже отставали от США в вопросах культуры «наземного обслуживания». После развала СССР наше отставание только увеличивалось, так как в США все это время данная отрасль развивалась семимильными шагами, как технически, так и концептуально (что еще более важно).

Как осуществляется снаряжение самолета на Западе

Со склада АСП помещаются на специальные тележки. Не по одной ракете или бомбе, а сразу пачками. Таким образом, для снаряжения одного самолета достаточно одной (максимум двух) платформ. На нее помещается 10 ракет ВВ средней дальности.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Эта тележка широкая и устойчивая, что увеличивает безопасность перемещения боеприпасов на ней. Также она имеет надежную систему фиксации боеприпасов.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Кроме того, на ней присутствует рабочая зона – возможность фиксации инструмента, закрепленные отсеки для хранения расходников и т.д. По сути, это мобильное рабочее место для снаряжения боеприпасов.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Все манипуляции осуществляются при помощи специализированного механизированного погрузчика, что увеличивает как производительность операций, так и резко снижает нагрузку на инженеров, что очень важно при длительной работе. Утомлённые люди работают медленно. Кроме того, усталость – это всегда травмы, брак и аварийность.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Но самое интересное начинается, когда речь заходит о тактической авиации.

Мы все видели, как снаряжают Ту-22 М3 – по одной бомбе.

Давайте посмотрим, что было у американцев в этом плане еще во Вьетнаме.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Для сравнения: подготовка Су-34.

Но значительно более удобно эксплуатировать вот такой.

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Ну и самое интересное, настоящая вишенка на торте. Даже не буду ничего говорить. Смотрим.

Выводы

Вывод 1. Самолеты на оперативном аэродроме способны делать определенное количество вылетов «без остановки». И всё их обслуживание при этом будет сводиться, по большому счету, к заправке и снаряжению АСП (с рутинными процедурами проверок и осмотра).

Вывод 2. В Российских ВКС ситуация не идеальная, но определенные события внушают оптимизм. В частности, строительство современных пунктов обслуживания в Сирии и на других аэродромах. (Есть информация о 40. Но не знаю, насколько это соответствует действительности).

Также стоит упомянуть и прошедшие не так давно учения, информация по которым опубликована на сайте Минобороны.

Для справки. Всё, что на видео, происходит на участке строящейся трассы. Туда перебрасывается всё необходимое для функционирования аэродрома, включая системы заправки. Судя по всему, это участок возводящейся магистрали южнее Казани (поселок «Мокрые Курнали», справа от него на юг идет конструируемая дорога).

Стоянка самолетов как называется. Смотреть фото Стоянка самолетов как называется. Смотреть картинку Стоянка самолетов как называется. Картинка про Стоянка самолетов как называется. Фото Стоянка самолетов как называется

Вывод 4. Когда я писал статью, было странно, что речь идет не о каких-то стелс-технологиях, а о примитивных на первый взгляд вещах: о нормальных тележках и погрузчиках. Но это настолько упрощает и ускоряет процесс. Отставание в такой области шокирует. По крайней мере, меня. Так, например, у нас может не быть десяти авианосцев, но офицерский состав мог бы купить ребятам защитные очки и шлемы. Или офицеры не понимают, что у человека всего два глаза? А голова нужна не только, чтобы есть? И сам факт нахождения на палубе, по которой движутся с большой скоростью многотонные машины и механизмы (тросы,) сопряжен с риском получения травм? Это скорее риторические вопросы.

В заключение стоит отметить, что у наших западных партнеров тоже не всё всегда хорошо по части интеллекта. Естественный отбор – штука мощная. От нее не скрыться даже в рядах самой оснащенной армии мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *