Стрижка растений как называется
Стрижка кустарников и деревьев
Стрижка кустарников и деревьев: способы декора и инструменты для стрижки
Искусство художественной стрижки кустов и деревьев называется топиари. Корни этого мастерства уходят еще в древний мир, но популярность эта техника приобрела в середине 15 века. Сейчас овладеть приемами этой работы мечтают не только профессионалы в области ландшафтного дизайна. Обычные любители-садоводы тоже пробуют себя в этом деле. Я заинтересовалась фигурной стрижкой кустов и деревьев, когда увидела, каким ухоженным и оригинальным становится сад с зелеными статуями.
Какие растения подойдут для топиари?
Для стрижки подойдет почти каждое растение. Но есть ряд кустарников, которые широко распространены среди профессионалов топиари. К ним относятся:
Перед тем, как начинать работу, позаботьтесь о покупке и заточке инструмента, который может вам понадобиться. Среди него:
Относительно последнего пункта существует много разногласий. Профессионалы работают исключительно ножницами. Но, несмотря на это, стрижка деревьев с помощью рамки сейчас становится все популярнее. Мастера своего дела советуют начинать с легкого. Потренируйтесь искусству топиари на простых фигурах (круг, овал, конус), прежде чем браться за более замысловатые фигуры.
И не забывайте, что мастерство не терпит спешки, выращивание каждой фигуры займет несколько лет. Наберитесь терпения.
Топиари, пошаговая инструкция, советы профессионалов
Декоративная стрижка кустов и деревьев включает в себя несколько этапов:
Для достижения желаемого результата существуют приемы стрижки, успешно применяемые профессионалами. Так лиственные деревья в год наращивают 5-10 см веток, стригут их весной, до набухания почек. В то же время кустарники требуют частого ухода, стрижка осуществляется 2-3 раза в год. Имеются особенности и у хвойных пород, стрижка кустов должна всегда сужаться к вершине. Иначе вы рискуете остаться без хвои на нижних ветках.
И не забывайте о безопасности, подробно читайте о виде растения, которое собираетесь стричь. Смола хвойных деревьев не отстирывается от одежды, а некоторые виды туи и можжевельника ядовиты. Любое растение (хвойное или лиственное) стригут снизу-вверх. После стрижки кустарнику требуется обильное питье и подпитка минеральными веществами.
Стрижка кустарников – работа, требующая внимания и терпения. Для создания оригинального сада, лабиринта или изгороди понадобится несколько лет. Но результат превзойдет ожидания. Вашими фигурами залюбуются соседи. А осознание того, что эти творения вы выполнили собственными руками, добавят гордости и тепла.
Фигурная стрижка деревьев и кустарников: секреты мастерства
Добавление статьи в новую подборку
Во всем мире множество людей увлекается садоводством, и потому интерес к фигурной стрижке деревьев и кустарников растет с каждым годом. Topiaria, что в переводе означает «садоводческое искусство» – это создание декоративных форм растений путем художественной стрижки и обрезки.
Далеко не каждому садовнику под силу создать из дерева арт-объект. Это искусство требует определенных навыков, знаний, художественного вкуса и огромного терпения.
Владимир, с чего началось ваше увлечение топиарным искусством?
Мой приход в профессию был нестандартным. Обычно ведь как бывает: человек был увлечен садоводством или рисованием, скульптурой, а потом пришел в «топиарку». Да, я хорошо рисую, в молодости даже зарабатывал этим деньги. Но не в этом суть. По первому образованию я учитель истории, закончил Московский педагогический государственный университет им. Ленина. По второму высшему – экономист. Кем только не работал! В трудовой книжке больше десятка записей: от директора до дворника. Вместе со всей страной переживал и очень тяжелые времена.
В начале двухтысячных младшему сыну пора было в садик, а мест не хватало. Кому-то из семьи надо было устроиться в детсад, чтобы ребенка туда взяли. Так я стал дворником-сторожем в одном из детсадов города Тольятти. Там впервые начал ухаживать за древесными растениями и стричь кусты, которые до меня уже сформировал мой коллега. Мне понравилось это занятие, стало получаться все лучше и лучше. Потом я сел и хорошо обдумал, прописал новый бизнес. Практически сразу это все дало результат. Я начал получать заказы и вскоре сделал топиарное искусство своей профессией.
Сейчас я уже более 16 лет зарабатываю деньги только фигурной стрижкой деревьев и кустарников. Все это время я развиваюсь как мастер, как художник в широком смысле этого слова. Конечно, я постоянно занимаюсь и занимался самообразованием. В ландшафтной школе я отучился еще на раннем этапе, много читал специальной литературы. Книги по обрезке и стрижке выискивал где только можно. Перерывал интернет, общался с ландшафтниками. А еще больше работал, анализировал свой опыт.
Сейчас я создаю собственные технологии, ставлю эксперименты, иду ни на кого не похожим творческим путем, разрабатываю проекты своих собственных инновационных ландшафтов. Занимаюсь обучением. Провел уже более 50 мастер-классов. Они очень востребованы, поскольку о топиарном искусстве в средней полосе реально негде почитать. Литература в основном европейская, в нашем климате она применима с большими оговорками именно из-за разницы в климате. В вузах нет ни курсов, ни предметов, ни лекций… Практически нет ничего именно в условиях средней полосы. В дальнейшем планирую уделять больше времени обучению.
С какими видами растений вам больше всего нравится работать?
Вы, наверное, предполагаете, что я назову какие-то отдельные виды? Ну, нет! Мне нравятся все древесные растения, иначе я бы не занимался своим делом. А работать я предпочитаю с теми деревьями и кустарниками, в которых я увидел художественный потенциал. Когда понимаю, что могу сотворить шедевр. И конечно же, люблю работать с растениями, которые не болеют, дают хорошие приросты. С экзотами не работаю. Это совсем другое направление садоводства, ближе к коллекционированию. Меня интересует сильный, устойчивый, живучий материал.
Чем отличается стрижка от обрезки?
Стрижка и обрезка – это две разные операции. Стрижка – удаление периферийного слоя кроны (зеленой массы) с помощью садовых ножниц или кустореза. Обрезка – удаление отдельных ветвей в строго определенных местах. Обрезка выполняется секатором, сучкорезом или пилой, в зависимости от толщины удаляемой ветви. Для обрезки и стрижки существуют свои сроки, свои правила. Я еще использую такое понятие – арт-обрезка. В отличие от обрезки обычной, которая выполняется с утилитарной целью, арт-обрезка – это инструмент для создания произведений искусства из живых деревьев. Точно так же бывает просто стрижка для уменьшения размеров растения или для загущения кроны, а бывает фигурная – для создания новой формы, фигуры, имеющей художественную ценность.
Какие формы пользуются наибольшей популярностью в средней полосе?
У нас в стране популярны самые разные геометрические фигуры. Мода на сады в регулярном стиле не проходит уже тысячелетия. Просто если раньше уход за топиарным садом могли позволить себе только состоятельные люди или какие-то организации, то сейчас – практически любой садовод. Причина в том, что в стране появился качественный и очень разнообразный садовый инструмент. Любые секаторы, ножницы, кусторезы, пилы… Все, что хотите, на любой вкус и кошелек. Почему бы сейчас не содержать кусты или живую изгородь в виде шаров или других фигур? Купил кусторез и стриги себе на здоровье. Было бы желание.
Популярны также и сады в природном стиле, которые, кстати, тоже не обходятся без стрижки и обрезки. В последнее время в ландшафтном дизайне встречаются садовые деревья в японском стиле, типа ниваки или гартенбонсай. Их продают в садовых центрах уже в готовом виде. Но они также требуют регулярного ухода, стрижки и обрезки. Я формирую деревья в собственном авторском стиле, не копируя европейцев или японцев. И на такие деревья тоже есть спрос!
Каждая ваша работа – просто шедевр! Сады выглядят гармонично и стильно. Как рождаются идеи и как вы прорабатываете композицию, приступая к работе над объектом?
Чаще всего мне приходится работать в уже сложившихся ландшафтах. То есть, как правило, я не занимаюсь пересадками или досаживанием растений. Но в старых садах особенно ярко видно, каким мощным преобразующим инструментом является топиарное искусство. Только с помощью обрезки и стрижки я могу полностью изменить стиль сада (рестайлинг), видоизменить пространство, перенести акценты. Сад буквально создается заново, хотя все деревья и дорожки остаются на своих местах. Но это занимает время. Даже если мы начинаем формировать уже большое дерево или взрослый кустарник, проходит несколько лет, прежде чем форма приобретет законченный вид. Мой материал – живые существа, поэтому от того, как они будут себя чувствовать, насколько хорошо расти, тоже зависит конечный результат.
Мне также интересно делать ландшафты с нуля. Я разрабатываю свои подходы к созданию садов, приватных территорий. Откуда приходит вдохновение? Конечно же, от природы. Много впечатлений от пейзажей я получаю в поездках по миру, по родной стране. Не для красного словца, реально, природа – источник вдохновения. Какую форму выбрать для того или иного экземпляра, решается по совокупности факторов. В том числе выбор формы зависит от габитуса растения, от стиля сада, от пожеланий заказчика и моей интуиции.
Композиция «Два храма»
А бывает ли такое, что идея создания какой-то композиции рождается у владельца сада, но растения не подходят для реализации?
Бывает, конечно, поэтому и приглашается профессионал. Я всегда сразу говорю, что можно сделать, а чего не стоит. Иногда даже отговариваю заказчика от обрезки или стрижки, если и так все красиво. Бывает также, что идеи владельца сада мне неинтересны. И тогда я от заказа вежливо отказываюсь.
Многие садоводы боятся состригать лишние ветви, обрезать верхушки, опасаются испортить форму… Какие растения легко прощают ошибки неопытных мастеров? На чем можно потренироваться новичку?
И правильно боятся! Растения – живые. Не по-людски их кромсать без толку и смысла, без гарантий того, что они будут жить дальше. Это с одной стороны. А с другой, в садоводстве вообще очень много мифов, суеверий, граничащих с мракобесием. Например, про макушки. Очень живучий миф, что без макушки дерево перестанет расти и погибнет. Откуда он взялся, понятия не имею. Самой природой, миллионами лет эволюции у деревьев заложена как способность расти вверх, так и способность замещать отломанную верхушку новыми побегами.
За свою 16-летнюю практику я убирал верхушки деревьев тысячи раз. Реакция дерева на эту операцию одна: оно старается выпустить один или несколько побегов-заместителей. Конечно же, важно соблюдать баланс. Я как опытный мастер могу сходу решить, на какую высоту можно снизить то или иное дерево. И иногда убираю сразу много. Неопытному человеку лучше начинать с малого, срезать тонкую макушку и избегать больших срезов.
Живые изгороди из туи западной
Страхи и неуверенность очень хорошо снимаются на мастер-классах. Я это вижу каждый раз. У людей загораются глаза, они начинают так щелкать ножницами и секаторами, что не оттащишь от растения. Когда мы понимаем, что надо делать, а чего не надо, тогда и рука берет столько, сколько нужно. На чем потренироваться, и какие растения прощают неопытность садовода, отвечу так: начинать надо с тех растений, которые в данном регионе, на данном участке отлично растут. Старайтесь выбирать лесообразующие породы в данной местности. Смотрите, какие экземпляры дают хорошие приросты, не болеют, не чахнут. Только с такими можно работать.
Топиар «Принц», можжевельник скальный. Топиар «Сон», ель колючая Glauca globosa
Каким инструментом вы работаете, и что из вашего арсенала подойдет для начинающих мастеров?
У меня просто огромное количество инструментов. Слишком долго, да наверное, и ни к чему рассказывать обо всем моем арсенале. В любом саду опытному или начинающему садоводу для работы с древесными растениями необходимы: секатор, садовые ножницы и садовая пила. Секаторы служат для обрезки ветвей до 2 см в диаметре, ножницы – для стрижки, садовая пила – для обрезки ветвей толще 2 см. Можно еще посоветовать купить сучкорез для обрезки ветвей 3-4 см в диаметре. Он очень ускоряет и упрощает работу.
Насчет конкретных марок и производителей советовать не буду. Главное, чтобы инструмент удобно лежал в руке, был острым и чистым. Только так можно сделать правильный срез, который потом хорошо затянется. Некоторые путают садовую и столярную пилы. Столярная предназначена для мертвой древесины, а садовая – для живой. Естественно, для спила живых веток надо использовать именно садовую пилу.
Минимальный набор садовника
Нужно ли подкармливать растения до и после стрижки и чем?
Подкармливать растения надо в соответствии с сезоном: неважно, есть стрижка или нет. Я советую не стричь и не обрезать растения в экстремальных погодных условиях, например, когда стоит жара, засуха, идут сильные дожди, дует сильный ветер. Полить растение после стрижки, конечно, можно, если почва сухая. Для хвойных хорошо устраивать дождевание на крону. То есть полить, как из душа, все дерево.
Какие рекомендации вы обычно даете обладателям садов после обрезки и стрижки? Обучаете ли вы хозяев последующему уходу за стрижеными формами?
Самое главное, что должны усвоить владельцы садов: если вы начали стричь и обрезать, это придется делать и дальше, чтобы сохранить формы. Поддерживающие стрижки хвойных растений надо проводить один-два раза за сезон, лиственных – до пяти-шести раз, в зависимости от вида.
Заказчиков у меня много, поэтому я физически не могу работать в одном саду долгое время. И меня вполне устраивает, если поддерживающие стрижки будет выполнять сам владелец сада или его садовник. Конечно, по желанию я обучаю уходу. Тем более, что это, как правило, в удовольствие: выйти в сад и пощелкать ножницами, поработать с секатором, подышать фитонцидами. Периодически необходимо, чтобы я корректировал форму. На некоторые участки я приезжаю раз в год или в два, чтобы создать что-то новое или откорректировать старые формы.
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать мастер топиарного искусства?
Если честно, никогда об это мне задумывался. Любить сады, растения, природу – это, наверное, для всех актуально. Иметь точный глазомер, художественный вкус. Быть в хорошей физической форме, поскольку топиарное искусство – это, прежде всего, тяжелый физический труд. Иметь вагон терпения! Это необходимое качество для работы с деревьями, которые живут совсем в другом ритме.
Подождать лет пять до получения результата – для меня это норма, это несложно, а у некоторых людей вызывает нервный смешок, потому что обычно заказчики хотят всего и сразу, причем даже не завтра, а еще вчера. Да, надо уметь договариваться с заказчиками, чувствовать людей, понимать их зону комфорта, их запросы, их менталитет, вкус, жизненный уклад и учитывать это все при создании сада, ландшафтной композиции или отдельного арт-объекта. Договариваться с людьми сложнее, чем с растениями. И еще раз повторюсь: было бы желание, а научиться можно всему!
Владимир Ляпчев работает над созданием своего проекта не один. Главным партнером мастера является его жена – Ирина Немова – биолог по образованию, журналист с большим опытом работы. Ирина отвечает за переговоры с партнерами, за ведение сайта, за фото- и видеосопровождение работы. Такой прекрасный союз – залог успеха в любом деле!
Топиар — зеленое искусство фигурной стрижки
Топиар, или топиари (Topiary) – одно из старейших направлений садово-паркового искусства, которое заключается в многолетнем формировании декоративных форм из растений посредством выращивания деревьев, кустарников и полукустарников определенным образом и последующей регулярной стрижки для поддержания необходимого вида. Творения могут быть самыми разнообразными – геометрическими, абстрактными, архитектурными или изображать животных и людей.
Слово «topiary» имеет латинские и древнегреческие корни. С латинского «topiarius» переводится как «садовник», «topiaria» означает «садоводческое искусство», а латинское «topia» — «фреска с изображением ландшафта» (миниатюрный пейзаж). Древнегреческое происхождение связано со словом «τόπος» – «место». Принадлежность корней названия к столь древним цивилизациям дает понять насколько древнее само искусство декоративной стрижки деревьев.
Родоначальником топиарного искусства считается друг Юлия Цезаря и императора Августа, садовник Кней Матий, живший в I в. до н.э. и впервые представивший данный вид искусства публике. Первые письменные описания фигурной стрижки растений уходят своими корнями в Древний Рим. Римский консул Плиний Старший в своей работе «Естественная история», составленной примерно в 77 году н. э., и поэт Марк Валерий Марциал в своих эпиграммах описывали необычные подстриженные зеленые формы, увиденные в местных садах. В письмах Плиния Младшего (61–113 гг. н.э.) встречалось описание сложных фигур животных и птиц, надписей, инициалов хозяев или мастеров, создавших живое великолепие, обелисков, живых изгородей, которые украшали сады его тосканской виллы.
Несмотря на письменные свидетельства, многие историки считают, что мода на топиари пришла в Древний Рим из Персии и Древнего Египта, где люди отдавали предпочтение гармоничному сочетанию функциональности и внешней формы и активно применяли данный принцип в архитектуре и ландшафте. Тогда получили широкое распространение геометрические сады с фонтанами, прямыми дорожками, декоративными бордюрами и аккуратно подстриженными живыми изгородями и кустами.
За компанию с римскими завоевателями топиарное искусство покоряет и просторы Европы, осваивая новые зеленые ландшафты. Однако суровые средневековые времена позволяли мастерам художественной стрижки растений практиковаться в своем ремесле лишь на тех территориях, которые окружали сады монастырей и замки феодалов.
Спустя некоторое время, в эпоху Ренессанса, топиари получает новый виток в своем развитии. Тогда в Европе стали появляться роскошные сады с аккуратно подстриженными бордюрами, обрамляющими клумбы и дорожки, причудливые растительные лабиринты и целые зеленые комнаты, образованные высокими стенами из деревьев. Также были популярны растения, выполненные в форме шара, куба, пирамиды, конуса, спирали, изображающие людей, животных и другие затейливые фигуры. В Италии в те времена каждый уважаемый себя зажиточный хозяин считал своим долгом иметь изысканный сад, где обыкновенные кустарники превращались в зеленые часовни, колоннады и даже в созданных из листвы кардиналов.
К XVII столетию искусство топиар все больше развивается и набирает силу – тот век стал золотым для орнаментального садоводства. В этот период по заказу короля Людовика XIV был создан один из первых садов в формальном стиле — сад дворца Версаль, неподалеку от Парижа, автором которого стал архитектор Андрэ ле Нотр. Несмотря на то, что топиари в Версале были очень простыми: низкие изгороди, подстриженные в форме шара кроны деревьев, обелиски и т.д., у них было много подражателей, а их стиль много лет был примером для большинства европейских монархов. В Голландии же популярностью пользовались более сложные конструкции. Именно этот франко-голандский садоводческий стиль, предусматривающий создание настоящих шедевров топиарного искусства, после 1660 года распространился на территории Англии, где данное направление получило мощное развитие.
VIII век стал не самым благополучным для садово-паркового искусства топиар – в его адрес направлялись резкие протесты, папа Александр осмеивал и жестко критиковал его. Тогда произошло стремительное возвращение к естественным садовым пейзажам. Искусство фигурной стрижки подверглось гонению, многие сады в Англии даже были разрушены и сожжены. Много лет роскошные самшитовые фигуры и живые изгороди были забыты и обесценены, и только в XIX веке медленно начали проникать в сады и пейзажные парки европейцев. И, как оказалось, два совершенно непохожих стиля — фигурная стрижка топиари и естественный ландшафтный пейзаж очень даже хорошо уживаются вместе, формируя уникальные садово-парковые композиции. Конец XIX столетия стал толчком для возрождения исконно английских старых садов с фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и аккуратно подстриженными газонами. Так был зарожден стиль, в настоящее время считающийся исключительно британским.
Новый толчок топиарному искусству дало введение американского компактного стиля, предлагающего для создания зеленых скульптур использование проволочных каркасов. Впервые он был применен в Диснейленде примерно в 1962 году. Уолт Дисней использовал его для воссоздания героев мультфильмов по всей территории тематического парка. Этот стиль фигурной стрижки основан на создании определенной формы из проволочного каркаса, с помощью которого растения приобретают нужный вид. Данная техника позволяет мастерам воплощать в жизнь самые смелые идеи, а садоводам-любителям предоставляет прекрасную возможность самостоятельно поупражняться в топиарном искусстве. Каркасный топиари быстро приобрел большое количество поклонников и регулярно демонстрировался на различных художественных выставках, фестивалях и других мероприятиях на данную тематику.
Последние десятилетия образцы фигурной стрижки растений – обязательные гости международных выставок, посвященных ландшафтному искусству.
Садоводы выделяют два вида искусства топиари – традиционный и американский (каркасное топиари). Первый предполагает выращивание растения и последующее придание ему нужной формы. Американский вид требует использования каркаса на начальном этапе посадки. Данная техника функционирует в трех направлениях. Первое заключается в использовании каркаса, разделенного на составные части, что позволяет наполнить его внутренний объем мхом сфагнумом, постепенно скрывающим металлическую основу. В результате формируется зеленая скульптура, привлекательная на вид и ощупь. Периодически ее нужно подстригать. Во втором направлении к мху добавляется еще и торф, который будет отличной основой для выращивания других растений (вьющихся, цветущих и т.д.). Третье направление – еще проще. В данном случае рядом с проволочным каркасом высаживаются вьющиеся растения, стеблями оплетающие предложенную им основу. Фигуры с наполнителем необходимо регулярно поливать и удобрять.
Классический процесс создания зеленых скульптур и фигурных форм – трудоемкий и кропотливый, требующий многолетней неустанной работы. Выращивать будущие топиарные шедевры необходимо сызмальства, год за годом направляя их ветви и постепенно формируя крону, а затем поддерживать достигнутый результат регулярным подстриганием лишних ветвей и листьев. Самый короткий срок, за который можно вырастить небольшой топиар на анималистическую тематику, составляет 6-7 лет. Начинается создание будущего шедевра с посадки и удобрения растения стимулирующими подкормками, которые активизируют рост. На второй год можно приступить к формированию скелетных ветвей, и лишь спустя пять лет начнет обрисовываться силуэт будущего топиара. Оптимальный период для обрезки – вторая половина февраля-март, пока не началось сокодвижение. Небольшую стрижку можно проводить и во время роста побегов. Создание четких форм требует совмещения обрезки с прищипыванием быстрорастущих побегов, а также удалением мешающих правильному развитию почек.
Растения, наиболее часто используемые в топиарном искусстве, представляют собой вечнозеленые кустарники и деревья с небольшими листьями или иглами, производящие густую листву и характеризующиеся способностью к компактному или столбчатому (например, коническому) росту. Основные виды, традиционно применяемые для фигурной стрижки, включают в себя самшит вечнозелёный, тую, лавр благородный, падуб, представителей семейства миртовые, тис и бирючину.
Хотя сегодня для создания многих фигур используются проволочные каркасы, с помощью которых быстрее формируется нужная форма, традиционный вид искусства топиари считается наиболее почитаемым, поскольку нуждается в терпении и твердой руке мастера. Так используя богатый вековой опыт и различные современные технологии, можно создать непревзойденный оригинальный дизайн сада.