Строп лента как пользоваться
Работа с текстильными стропами
Текстильные стропы – это специальные грузоподъемные приспособления, которые нашли широкое применение в различных сферах: от промышленности до строительства. Для их производства используется сверхпрочная синтетическая полиэстеровая тканая лента, которая идеально подходит для выполнения операций с грузами разного типа. Но чтобы работа с текстильными стропами была безопасной и эффективной, необходимо знать правила эксплуатации таких приспособлений, о чем мы и поговорим сейчас.
Подготовка к работе с текстильными стропами
Любая работа с грузоподъемным оборудованием требует соблюдения определенных инструкций. Текстильные стропы тут не составляют исключения. Прежде всего, это предполагает составление плана проводимых работ, в основу которого ложится технологическая карта.
В ней содержится такая информация, как:
Правила эксплуатации текстильных строп
Во время работы с такими приспособленияминеобходимо придерживаться следующих правил:
Наконец, самое важное правило состоит в том, что ни в коем случае нельзя использовать поврежденные текстильные стропы
Испытания производителем
Прежде всего, именно производитель проводит испытания на выявление дефектов текстильных строп. Там проверяются такие параметры, как:
Кроме того, после покупки подобных приспособлений необходимо проводить регулярный осмотр текстильных строп.
Периодичность осмотра текстильных стропов
Ответственный за проведение грузоподъемных работ должен следить за состоянием всего грузоподъемного оборудования. Именно на него ложится обязанность регулярного осмотра строп.
Важно: Периодическая проверка должна проходить не реже, чем раз в декаду, в том числе и для редко используемых приспособлений.
Кроме того необходимо проверять ранее незадействованные в производственном процессе приспособления до начала работ. Перед эксплуатацией редко используемой оснастки, у которой истек срок годности, следует провести 10-минутное тестирование двойной нагрузкой.
В среднем срок годности текстильного стропа составляет 3 месяца (в случае эксплуатации в 1 смену).
Браковка стропов
Чтобы избежать обрывов текстильных строп во время работы, такие приспособления подлежат к выбраковке и уничтожению. В том числе, не допускается выполнять работы в случае:
Кроме того, дефектными считаются стропы, которые были подвержены сильному воздействию химически активных и нейтральных веществ. Сюда относят следующие случаи:
Браковка крепежных элементов (крюки, захваты, кольца) происходит в случае:
Небольшой итог
Итак, стропы – это незаменимые приспособления, которые активно используют в различных сферах. В то же время важно помнить о правилах эксплуатации элементов, а также отдавать предпочтения снастям от проверенных производителей. Не стоит экономить на качестве грузоподъемного оборудования, лучше покупать его у компаний, которые могут предоставить всю необходимую документацию на оснастку, а также гарантировать длительный срок службы элементов.
Правила эксплуатации грузовых текстильных строп
При всех своих положительных качествах, таких как грузоподъёмность, прочность и устойчивость к высоким температурам, цепные и канатные стропы общего назначения могут оказаться не лучшим решением при подъёме определённых грузов. В частности, данные приспособления отличаются малой гибкостью (особенно канатные), большими габаритами и весом, а также могут образовывать острые кромки при износе материала троса.
Помимо этого, использование таких строп может привести к повреждению самого груза – особенно если речь идёт о хрупких крупногабаритных предметах, которые необходимо обвязывать для дополнительной устойчивости. В таких случаях используют текстильные грузовые стропы, обладающие не только наибольшей гибкостью и удобством применения по сравнению со своими аналогами, но ещё и крайне малым весом и габаритами.
Из чего изготавливаются текстильные стропы?
В качестве основного материала, использующегося при производстве текстильных строп используются эластичные тканевые ленты, нечувствительные к температурным перепадам и устойчивые к разрывающим воздействиям. В составе лент могут присутствовать текстильные волокна трёх типов – полиамидные (PA), полиэстеровые (PES) и полипропиленовые (ПП), к которым предъявляются следующие механические требования:
Требования к эксплуатации текстильных строп
Правилами безопасности погрузочно-транспортных работ оговаривается использование только тех видов текстильных строп, что прошли испытания прочности и растяжимости в лабораторных условиях и имеют соответствующий сертификат качества. Не допускается применение повреждённых изделий с истёртыми либо срезанными волокнами, ожогами, а также перекрученных или деформированных каким-либо другим способом.
При износе лент запрещается их ремонт с использованием материалов отличных от тех, что использовались при производстве. Тип плетения минимизирует их механический износ и предохраняет изделие от воздействия сырости; также для снижения воздействия внешних вредных факторов допускается использование специальных чехлов, защитных лент и прокладок, если оно не предполагает снижения либо превышения необходимого предела растяжения стропа.
Данные вспомогательные материалы обеспечивают плотное прилегание обвязки к грузу вне зависимости от его габаритов и фактуры, а также снижают образующееся при этом трение и повышают надёжность фиксации.
Классификация текстильных строп
Конструкция текстильных строп общего назначения предельно проста – лента с двумя петлями на концах. По длине данные стропы превосходят даже цепные, что позволяет использовать их для обвязки грузов любых габаритных размеров. Вместо петель допускается использование колец – при этом процесс изготовления несколько изменяется. В частности, различие заключается в соединении петлевой и ленточной части.
Текстильные стропы. Маркировка и грузоподъёмность
Цепные стропы, при всех своих положительных качествах (касающихся, прежде всего, грузоподъёмности) всё же недостаточно мобильны, и отличаются заметным собственным весом. Вместе с тем во многих случаях от строп требуется удобство фиксации грузов, причём весьма различных конфигураций. Такими качествами обладают текстильные стропы.
Материалы текстильных строп
Современные текстильные стропы производятся из прочных искусственных тканевых композиций, которые нечувствительны к перепадам температуры, обладают высокой эластичностью и достаточными значениями сопротивления на разрыв. Выбор тканевых химических композиций для изготовления строп основан на безусловном выполнении требований РД 24-СЗК-01-01, в котором указываются механические требования к данным изделиям. Исходным материалом является лента, которая производится из химических волокон одного из трёх видов – полиамида (РА), полиэстера (PES), полипропилена (ПП). Основные требования к вышеперечисленным материалам состоят в следующем:
Использование иных материалов для производства текстильных строп – в частности, капрона, полипропилена, лавсана и т. д. – допускается лишь тогда, когда фактические значения вышеприведённых параметров заведомо ниже расчётных на 20…30%. Полипропиленовые волокна не рекомендуются к использованию в стропах, которые предназначены для операций с огнеопасными грузами.
Отраслевые правила безопасной эксплуатации эластичных грузоподъёмных приспособлений устанавливают также требования, касающиеся механической прочности и целостности текстильных строп. Не допускается наличие на поверхности таких дефектов, как частичный срез отдельных волокон, их истирание, прожог, скручивание и остаточная деформация выше предельно допустимой. Нельзя использовать для соединения строп нити из другого материала, а принцип плетения ленты должен минимизировать её механический износ.
Для повышения долговечности текстильные стропы иногда покрываются защитными лентами. Такие ленты не должны снижать установленный предел растягивающих нагрузок, обеспечивать плотное прилегание к основному материалу стропа, независимо от характера груза, а также снижать трение между стропом и грузом при его фиксации на транспортном средстве.
Виды и классификация
Текстильная стропа состоит из двух петель и ленты – свободного отрезка материала между петлями. Длина лент определяет технологические возможности строповки груза. Практическое применение нашли два вида текстильных строп – петлевые и кольцевые. Технологически они различаются разным способом присоединения петлевой части к ленточной.
Петлевые стропы (обозначаются СТП) могут изготавливаться тремя способами:
Поскольку петли воспринимают на себя всю нагрузку, а также непосредственно контактируют с крановым крюком, то сдвоенная петля будет обладать наибольшей долговечностью, а плоская – наименьшей.
Текстильные кольцевые стропы (обозначаются СТК) имеют овальное поперечное сечение, и отличаются повышенной жёсткостью. Однако их прилегание к поверхности груза хуже, чем у ленточных строп. Такие стропы применяются для фиксирования длинномерных грузов. Их цена превышает цену ленточных строп на 10…20%. Для более мягкого охвата кольцевые стропы производятся круглопрядными, и маркируются обозначением СТКК.
Текстильные стропы часто комплектуются овальными стальными кольцами, которые при помощи соединительных скоб навешивают стропы на крюк крана. Применение таких колец снижает износ петли. Для изготовления колец используют строительные среднеуглеродистые стали марок 30ГС или 40Г2, которые подвергаются закалке. В зависимости от количества таких колец различают одно- и многоветвевые стропы. Грузоподъёмность последних при той же ширине, толщине и способе присоединения концов всегда выше. Кроме того, многоветвевые текстильные стропы более равномерно распределяют нагрузку по контактной поверхности крюка, и способствуют более надёжной фиксации кольца в зеве крюка.
Классификацию текстильных строп выполняют не только по их исполнению, но и по допускаемой грузоподъёмности. В частности, одноветвевые текстильные стропы выпускаются в диапазоне ширины от 30 до 3000 мм, при длине от 0,8 до 3 м. Они позволяют безопасно фиксировать грузы массой от 500 кг до 20 тонн. Допускаемая высота прогиба таких строп в нагруженном состоянии не должна быть менее 2 м, поскольку в этом случае угол охвата груза выходит за безопасные пределы (допускается не более 120º). Количество ветвей указывается в маркировке стропы: например обозначение 1СТК указывает на одноветвевую кольцевую текстильную стропу, 4СТП – на четырёхветвевую ленточную и т. д. С увеличением количества ветвей длина стропы уменьшается, что связано с улучшением условий охвата крюка одновременно несколькими кольцами.
Текстильные стропы классифицируются также и по количеству слоёв ленты: при повышенных нагрузках они могут быть двух- и даже трёхслойными. В результате допускаемая нагрузка может быть увеличена на 40…50%.
Важным элементом маркировки текстильных строп является их цвет. Он указывает на предельную грузоподъёмность приспособления:
Хотите знать всё про цепные стропы?
Правила осмотра и выбраковки текстильных строп
Периодичность осмотров зависит от интенсивности применения текстильных строп. При редком их использовании достаточно визуальным путём убедиться в отсутствии поверхностных дефектов. Однако если рассматриваемые приспособления применяются ежедневно, их ревизия должна выполняться не реже трёх раз в месяц, что регламентируется отраслевыми нормативными документами.
Каждая стропа снабжается бирками, в которых указывается срок предыдущей проверки и допускаемое испытательное усилие (оно должно превышать номинальное не менее чем в 7 раз). В ходе проверки устанавливают:
Не должны допускаться к использованию стропы, имеющие порезы (как продольные, так и поперечные), узлы и разрывы, длина которых превышает 100 мм. На лентах должны отсутствовать любые прожоги и отверстия.
На бирках текстильных строп указывается значение проверочной нагрузки, ГОСТ или ТУ, по которым изготовлено изделие, материал, температурные пределы применения, фактическая длина стропы и её марка. Может указываться и дополнительная информация, например, об особенностях строповки отдельных грузов.
Приобретение текстильных строп должно производиться только у проверенных производителей, систематически занимающихся выпуском подобной продукции. Цена на такие изделия колеблется в пределах от 400 до 1000 руб. — для простых одноветвевых строп, от 1500 до 5000 руб. – для многоветвевых и многослойных.
Калькулятор нагрузки на строп
Благодаря развитию производства высокопрочных синтетических волокон использование текстильных строп стало доступным и для крупных заводов и для малых предприятий. Текстильные стропы становится все более популярными грузозахватными приспособлениями в последнее время. Легкость, гибкость и высокая грузоподъемность данного вида строп позволяет решить множество задач в сфере подъема и перемещения грузов, которые до недавних пор считались невыполнимыми.
Текстильные стропы — это стропы изготовленные из текстильной тканой ленты в различных исполнениях и материалов. Текстильные ленточные стропы изготавливаются в соответствии с требованиями РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» и ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Для производства текстильных строп используют ленту на основе полиэстера (PES), полиамида (PA) или полипропилена (PP). Каждый из этих материалов имеет отличительные особенности и качества, позволяющие использовать стропы на их основе для работы с определенной категорией грузов с заданными условиями окружающей среды.
РД четко оговаривает температурный режим эксплуатации текстильных строп: «Текстильные стропы, ленты которых изготовлены из волокон капрона, допускается применять для транспортировки грузов, имеющих температуру не выше 80 °С, а стропы, ленты которых изготовлены из волокон лавсана, полиэфира, полипропилена и полиамида, — не выше 100 °С. Минимальная температура окружающего воздуха −80 °С для всех видов материалов лент». Применение текстильных строп за пределами данных температурных границ не допускается.
Текстильные стропы имеют устойчивость к воздействию различных агрессивных химических реагентов.
Лента должна быть однородно соткана, лишена каких-либо дефектов — порезов, прожога, неоднородностей по ширине или толщине. Нити, используемые для сшивки ленты, должны быть из того же материала, что и сама лента. Края ленты должны иметь такое плетение, чтобы исключить распускание и последующий разрыв ленты в случае, когда хотя бы одна из нитей порвется. Для предохранения лент стропа от истирания они могут быть обшиты защитными оболочками, обеспечивающими дополнительную защиту лент, но не оказывающего влияния на разрывное усилие стропа.
Основные исполнения текстильных ленточных строп
При производстве текстильных ленточных строп основными исполнениями являются строп текстильный петлевой СТП и строп текстильный кольцевой СТК. Петли и кольцо формируется методом сшивки концов отрезка ленты согласно технологии. Выделяют 3 основных вида формирования петли на концах текстильных строп типа СТП:
1) плоская петля: петля получается пришиванием ленты, повернутой без скручивания;
2) скрученная петля: петля формируется путем пришивания свободного конца ленты, предварительно повернутого на 180 о так, чтобы лицевая сторона ленты ложилась на изнаночную сторону основной части ленты;
3) сложенная петля: петля получается путем сложения вдвое той части ленты, которая образует петлю.
Петли текстильных строп больше других частей подвергаются механическому воздействию, поскольку непосредственно соприкасаются с крюком грузоподъемного механизма. Для предотвращения преждевременного выхода из строя стропа вследствии износа петель, петли обшиваются протекторной тканью.
В зависимости от расположения лент при сшивке и изготовлении петель, можно выделить еще ряд исполнений текстильных ленточных строп.
Для удобства навески ветвей стропа на грузовой крюк и увеличения срока службы изнашиваемой части стропа применяются звенья в виде неразъемных или разъемных элементов. Подобные звенья могут устанавливаться и в нижней части стропа, также как крюки и скобы. Таким образом возможно изготовление многоветвевых строп типа 1СТ, 2СТ, 3СТ и 4СТ, которые используются для работы с крупногабаритными грузами и грузами обладающими значительной массой, при наличии точек крепления.
Расчет многоветвевых стропов производится с условием, что угол между ветвями не должен превышать 120°. Для трех- и четырехветвевых строп расчет нагрузки на ветви производится с условием что груз должен удержаться даже при обрыве одной из ветвей стропа. Как и для стандартных исполнений, коэффициент запаса прочности для каждой отдельно взятой ветви многоветвевых строп, по отношению к их разрушающей нагрузке, должен быть не менее 7.
Маркировка ленточных строп
Готовые стропы маркируются биркой и комплектуются паспортом на изделие. На маркировочной бирке производитель указывает:
Цвет бирки и маркировочной краски устанавливается рабочей конструкторской документацией предприятия-изготовителя. Маркировка производится несмываемой краской на специальную бирку, цвет маркировочной краски должен отличаться от цвета бирки и должен быть четко виден до конца эксплуатации стропа. Также допускается маркировать строп непосредственно на ленте, в местах наименее подверженных истиранию.
Нормы браковки и рекомендации по эксплуатации
Перед использованием строп должен проходить внешний осмотр на предмет наличия возможных повреждений. При осмотре необходимо обратить внимание на состояние ленты, швов, крюков, скоб, звеньев и мест их крепления.
Не допускаются к работе стропы у которых:
Запрещается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (крюков, звеньев, скоб, подвесок, обойм, карабинов и т.п.):
В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами, следует соблюдать следующие правила строповки:
Владельцы съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание строп в работоспособном состоянии, в том числе при хранении на складе и последующей эксплуатации путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания.
Строп лента как пользоваться
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕКСТИЛЬНОЙ ОСНОВЕ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Срок введения в действие 1 января 2001 г.
Утверждено Госгортехнадзором России 09.11.01 г.
1. Назначение и область применения
РД устанавливает типы, основные параметры стропов из текстильных лент, а также основные технические требования к конструкции указанных стропов и материалам, из которых они изготавливаются.
РД содержит требования к приемке и испытаниям стропов из текстильных лент, а также требования к их безопасной эксплуатации.
РД предназначен для применения на промышленных, транспортных и складских предприятиях и распространяется на стропы из текстильных лент, соответствующих по условиям применения климатическому исполнению ТУ или У по ГОСТ 15150, выпускаемых в виде отдельных единиц или мелких партий.
РД не распространяется на стропы, изготовленные не из текстильных лент, а также стропы, предназначенные для транспортировки грузов, температура которых не соответствует диапазону температур, приведенному в разделе 3 настоящего РД.
2. Типы и основные параметры
2.1. Типы стропов (по исполнению) должны соответствовать одному из основных исполнений, приведенных в Приложении 1:
Полосы могут быть соединены друг с другом в разных местах, например, гибкими стежками (Исполнения 9 и 9а). Если подобные стропы состоят из нескольких слоев ленты, их называют составными многослойными (Исполнение 9). Составной строп-полотенце может состоять из нескольких кольцевых стропов, насаженных на одно металлическое звено.
2.2. Ветвевые стропы могут иметь различные исполнения по концевым элементам.
Рис.1. Одиночный петлевой строп с мягкими плоскими петлями.
Два концевых звена могут быть идентичными или различными: если строп должен использоваться в самозатягивающемся варианте, то одно звено должно проходить через другое.
2.3. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,25*, 0,5*, 0,63, 1,0*, 1,5, 1,6, 2,0*, 2,5, 3,0, 3,2*, 4,0, 5,0*, 6,0, 6,3, 8,0*, 10*, 12,5*, 15, 16*, 20*, 25*, 32*, 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).
2.4. Расчетная длина стропа назначается согласно рекомендациям Приложения 2.
3. Технические требования
3.1. Общие требования
3.1.1. Грузовые стропы на текстильной основе должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Федеральных норм и правил (ФНП) в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533), а также конструкторской документации, утвержденной и согласованной в установленном порядке.
3.1.2. Проектирование и изготовление грузовых стропов должно проводиться в организации и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешение) органов Госгортехнадзора России.
3.1.3. Расчет лент стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят только на растяжение.
3.1.5. Расчет трех- и четырехветвевых стропов производят из условия, что груз удерживается тремя ветвями.
3.1.6. При расчете на действие номинальной нагрузки коэффициент запаса прочности для каждой отдельной ветви стропа по отношению к ее разрушающей нагрузке, указанной в сертификате, должен быть не менее 8.
3.1.7. Допускаемое относительное удлинение стропа при максимальной нагрузке недолжно превышать 6%, независимо от коэффициента запаса прочности и величины разрушающей нагрузки.
Минимальная температура окружающего воздуха минус 80°С для всех видов материалов лент, на которые имеются ссылки в данном РД.
3.1.9. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации двух-, трех-, четырехветвевых стропов, не должно превышать 1% от длины одной ветви, выбранной в качестве эталона для выполнения сравнения длин.
3.1.10. Строп сшивается нитями из идентичного с лентой материала. Двух-, трех-, четырехветвевые и составные стропы-полотенца изготавливаются из лент одного материала и сшиваются, как правило, нитями из идентичного материала.
3.2. Требования к материалам для изготовления стропов
3.2.1. Лента для стропа может быть изготовлена из капрона, лавсана, полиамида, полиэфира или полипропилена. Применение других материалов должно быть согласовано с АО НПО «ВНИИПТМАШ».
3.2.2. В текстильных стропах должны применяться синтетические ленты, изготавливаемые по следующим техническим условиям:
Допускается использование ленты, изготовленной за рубежом, соответствующей по своим свойствам ISO 4878*.
3.2.3. Для сшивания ленты используются нити, изготовленные в соответствии с техническими условиями: ТУ-15-08-31-89, ТУ-8198-014-00461221-98.
Допускается использование нити, изготовленной за рубежом, соответствующей по своим свойствам ISO 4878.
3.2.4. Лента должна быть соткана из пряжи со сплющенным волокном.
3.2.5. Лента должна быть однородно соткана, лишена какого-либо существенного дефекта (пореза, прожога, неоднородностей по ширине или толщине) и иметь размеры по ширине, предпочтительно выбранные из следующего ряда: 25; 30; 35; 50; 60; 75; 80; 100; 120; 150; 200; 250; 300 мм. По согласованию с потребителем возможно изготовление стропов из ленты и другой ширины, приведенной в таблицах Приложения 3.
3.2.6. Все нити, которые оказывают влияние на прочность ленты, должны быть из одного материала. Края ленты должны иметь такое плетение, чтобы исключить распускание и последующий разрыв ленты в случае, когда хотя бы одна из нитей порвется.
Лента должна быть соткана так, чтобы ее сужение при воздействии усилия, равного максимальной грузоподъемности, было не более 10%.
3.2.7. Лента может быть окрашенная или неокрашенная. Краситель или окрашенная лента не должны оказывать влияние на разрывное усилие ленты, а также не оказывать токсичного воздействия на окружающую среду при изменении температуры в диапазоне, оговоренном требованиями раздела 3.1. данного РД.
3.2.8. Лента может быть подвергнута поверхностным обработкам типа пропитки для улучшения потребительских свойств, например, уменьшения накопления статического электричества, а также для улучшения износоустойчивости ленты быть полностью покрытой гибкой оболочкой. Виды обработки и используемые для этого материалы не должны оказаться токсичными для окружающей среды и снижать разрывное усилие стропа.
3.2.9. Минимальные разрывные усилия лент, применяемых для изготовления стропов, приведены в Приложении 3.
3.3. Требования к изготовлению текстильного стропа
3.3.1. Соединение концов лент следует выполнять сшивкой нитями.
3.3.2. Ветви ленточных стропов должны изготавливаться из лент одного материала.
Сращивание лент из различных материалов, разной ширины, конструкции и разных заводов-изготовителей не допускается.
3.3.3. Для предохранения ленты стропа от истирания они могут быть обшиты защитными оболочками, состоящими из кожи, ткани или другого материала, обеспечивающего дополнительную защиту лент, но не оказывающего влияния на разрывное усилие стропа (Приложение 7).
Допускается обшивать материалом, препятствующим истиранию, также несущую часть петли стропа.
3.3.4. Петли стропа, получаемые при сшивании свободных концов лент, могут быть следующих типов.
1) Плоская петля: петля, получаемая посредством пришивания ленты, повернутой без скручивания (рис.5).
Рис.5. Плоская петля стропа.
2) Скрученная петля: петля, полученная посредством пришивания свободного конца ленты (предварительно повернутого на 180° так, что лицевая сторона ленты ложится на изнаночную см. рис.6) к основной ленте.