Структура философии как науки

Структура философии.

Структура философии как науки. Смотреть фото Структура философии как науки. Смотреть картинку Структура философии как науки. Картинка про Структура философии как науки. Фото Структура философии как науки Структура философии как науки. Смотреть фото Структура философии как науки. Смотреть картинку Структура философии как науки. Картинка про Структура философии как науки. Фото Структура философии как науки Структура философии как науки. Смотреть фото Структура философии как науки. Смотреть картинку Структура философии как науки. Картинка про Структура философии как науки. Фото Структура философии как науки Структура философии как науки. Смотреть фото Структура философии как науки. Смотреть картинку Структура философии как науки. Картинка про Структура философии как науки. Фото Структура философии как науки

Структура философии как науки. Смотреть фото Структура философии как науки. Смотреть картинку Структура философии как науки. Картинка про Структура философии как науки. Фото Структура философии как науки

Структура философии как науки. Смотреть фото Структура философии как науки. Смотреть картинку Структура философии как науки. Картинка про Структура философии как науки. Фото Структура философии как науки

Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология – учение о мире в целом. Гносеология – познание мира. Философская антропология – философское учение о человеке. Социология – рассмотрение и изучение жизни общества. Этика – учение о морали, и так далее.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.

Структура философии.

Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности.

Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания.

Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».

Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?

Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.

Социальная философия и философия истории.

Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме.

Философия истории – проблему истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.

Философия религии. Религия не сводится только к культу, к обрядности. Она имеет идейную, собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой и развертываются философские дебаты. Существует эзотеризм (закрытый от непосвященных, тайный) или оккультизм.

Этика – учение о морали.

Источник

Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы

Структура философии как науки. Смотреть фото Структура философии как науки. Смотреть картинку Структура философии как науки. Картинка про Структура философии как науки. Фото Структура философии как науки

Приветствую Вас, друзья!

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Что такое философия?

Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).

Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».

Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

Материализм, идеализм и дуализм

Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:

В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.

Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.

Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.

Материализм

В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.

Идеализм

В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.

Дуализм

С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.

Структура философии

Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

Методы философии

Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Заключение

Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.

А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.

Источник

Структура философии как науки

При изучении философии обычно выделяют 4 основных раздела:

1. Онтология (с греч. ontos – то, что существует и logos – слово, речь) учение о бытии, основах существования. Её задача исследовать наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

2. Гносеология (с греч. gnosis – знание, познание и logos – слово, речь) или другое название эпистемология (с греч. episteme – научное знание, наука, достоверное знание, logos – слово, речь) – это учение о способах и возможностях познания мира. В этом разделе изучаются механизмы, при помощи которых человек познаёт окружающий мир.

3. Социальная философия – это учение об обществе. Она имеет своей задачей изучение общественной жизни. Поскольку жизнь любого индивида зависит от общественных условий, то социальная философия изучает, прежде всего, те общественные структуры и механизмы, которые определяют эти условия. Конечная цель социального познания состоит в том, чтобы усовершенствовать общество, порядки в нём, создать наиболее благоприятные условия для самореализации личности. Для того чтобы достичь этой цели необходимо выявить движущие силы общественного развития, т.е. законы функционирования общества, причины тех или иных наблюдаемых нами социальных явлений. Чем более глубоко мы познаём существующие в обществе взаимосвязи, законы, тем более тонко мы способны усовершенствовать общественные структуры и механизмы, способствующие процветанию общества.

4. История философииэтораздел, посвященный истории философских учений, эволюции философской мысли, а также наука с соответствующим предметом изучения. История философии важна тем, что она показывает не только конечный результат современного познания, но и тот тернистый путь, который преодолело человечество в поисках истины, а значит и все сложности, препятствия, которые возникали на этом пути. Только проследив этот путь можно понять всю глубину современных истин и избежать повторения типичных ошибок прошлого.

Каждое философское учение ценно тем, что оно несёт зерно, частичку истины большей или меньшей значимости. Как правило, каждое последующее учение опирается на знания и мысли, содержащиеся в предыдущих, является их анализом и обобщением, порой работой над их ошибками. И даже будучи ошибочным, учение вносит свой ценный вклад на пути к истине, позволяет осознать эту ошибку. Поэтому, не проследив ход развития мысли от самых её истоков, бывает сложно понять конечный результат познания, всю ценность и глубину современных истин. Возможно, в том числе и поэтому, в современной жизни растёт пренебрежение к философским истинам. Некоторые из нас не понимают их ценности, не понимают почему они именно таковы, тогда как им удобней было бы понимать и воспринимать иначе. Прежде чем убедиться в истинности того или иного знания, нам бывает необходимо набить множество «шишек» в жизни. История философии – это опыт ошибок, опыт взлётов и падений мысли от наиболее выдающихся мыслителей. Их опыт для нас неоценим. В истории философии мы можем проследить эволюцию решения почти любой проблемы. В курсе философии, изучаемом в ВУЗах, рассматриваются наиболее важные из них. Однако история философской мысли не ограничивается набором тех тем, которые способны вместить учебники. Именно поэтому при её изучении так важно обращаться к первоисточникам. Учебный курс истории философии – это лишь краткая характеристика действительных учений, всю глубину и многоплановость которых едва ли возможно в этом курсе передать.

Философские дисциплины:

Поскольку философия изучает практически все области знания, то в рамках философии происходила специализация на определённые дисциплины, ограничивающиеся изучением этих областей:

1. Этика – философское исследование морали и нравственности.

2. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

3. Логика – наука о формах правильного рассуждения.

4. Аксиология – учение о ценностях. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

5. Праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Праксиология рассматривает различные действия с точки зрения их эффективности.

6. Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении, формах и значении. В ней содержатся попытки философских обоснований существования бога, а также рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.

7. Философская антропология учение о человеке, его сущности и способах взаимодействия с окружающим миром. Это учение стремится интегрировать все области знания о человеке. Прежде всего, оно опирается на материал психологии, социальной биологии, социологии и этологии (изучает генетически обусловленное поведение животных, в том числе людей).

8. Философия науки – изучает общие закономерности и тенденции научного познания. Отдельно существуют также такие дисциплины как философия математики, физики, химии, биологии, экономики, истории, права, культуры, техники, языка и т.д.

Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

1. Неопозитивизм, аналитическая философия и постпозитивизм (Т. Кун, К. Поппер, И. Локатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.) – эти учения являются результатом последовательного развития позитивизма. Они занимаются анализом проблем, с которыми сталкиваются частные (остальные, кроме философии) науки. Это проблемы физики, математики, истории, политологии, этики, лингвистики, а также проблемы развития научного знания в целом.

2. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.) – философия человеческого существования. Человеческое бытие в этом учении понимается как поток переживаний индивида, который всегда уникален, неповторим. Экзистенциалисты делают акцент на индивидуальном человеческом бытии, на сознательной жизни индивида, уникальности его жизненных ситуаций, пренебрегая при этом изучением, лежащими в основе этого бытия, объективными всеобщими процессами и законами. Тем не менее, экзистенциалисты стремятся создать направление философии, которое бы было наиболее приближено к актуальным проблемам жизни личности, анализировало наиболее типичные жизненные ситуации. Основными их темами являются: истинная свобода, ответственность и творчество.

3. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Войтыла и др.) – современная форма религиозной философии, занимающаяся осмыслением мира и решением общечеловеческих проблем с позиций католицизма. Главной своей задачей видит внесение в жизнь людей высших духовных ценностей.

4. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.) –связан с прагматической позицией по решению всех проблем. Рассматривает целесообразность тех или иных действий и решений с точки зрения их практической полезности или личной выгоды. Например, если человек неизлечимо болен и в дальнейшем его существовании не просчитывается никакой пользы, то, с позиции прагматизма, он имеет право на эвтаназию (помощь в смерти тяжело и неизлечимо больному человеку). Критерием истинности, с точки зрения этого учения, также является полезность. При этом отрицание представителями прагматизма существования объективных, общезначимых истин и понимание, что цель оправдывает любые средства её достижения, бросает тень на гуманистические идеалы и нравственные ценности. Так, Дьюи пишет: «Я сам – и больше никто не может решать за меня, как я должен поступать, что для меня правильно, истинно, полезно и выгодно». Если каждый в обществе встанет на такую позицию, то в конечном счёте оно превратится лишь в поле столкновения различных эгоистичных побуждений и интересов, где не будет никаких правил и норм, никакой ответственности.

5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э.В. Ильенков, В.В. Орлов и др.) –материалистическая философия,претендующая на то, чтобы иметь статус научной. В своём анализе действительности опирается на материал частных наук. Стремится выявить наиболее общие законы и закономерности развития природы, общества и мышления. Основным методом познания является диалектический[2]. Социальная философия марксизмаоснована на идее создания коммунистического общества, построенного на идеалах равенства, справедливости, свободы, ответственности и взаимопомощи. Конечной целью построения такого общества является создание условий для свободной самореализации любой личности, наиболее полное раскрытие её потенциала, где было бы возможным осуществление принципа:«от каждого по способностям, каждому по потребностям». Однако для реализации этих идеалов в ней недостаточно проработана проблема индивидуального, уникального бытия личности, богатства её внутреннего мира и потребностей.

6. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло- Понти и др.) –учение, которое исходит из того, что необходимо очистить наше мышление от всех наносных, искусственных логических построений, но при этом оно пренебрегает изучением сущностного мира, независимого от человеческого восприятия и осмысления. Феноменологи считают, что познание объективного мира невозможно, поэтому изучают лишь мир смыслов (называя при этом их сущностями), закономерности в формировании смысловой реальности. Они считают, что наше представление о мире не является отражением самого объективного мира, а является искусственным логическим построением. Чтобы восстановить истинную картину мира, мы должны исходить лишь из нашего практического отношения к вещам и процессам. Наше понимание о вещах должно складываться в зависимости от того как мы их используем, как они себя по отношению к нам проявляют, а не какова их действительная сущность, способная объяснить причинно-следственные связи. Например, для них не имеет значения какими физическими или химическими свойствами обладает материал, из которого создана вещь, какие бактерии в ней живут и какие микроскопические процессы в ней происходят, для них большее значение имеет её форма и функции, которые она выполняет. С их позиции, говоря о вещах, мы должны вкладывать в них лишь практический смысл их возможного использования. Говоря о природных и социальных процессах, мы должны подразумевать, прежде всего, их возможное влияние на нас или то значение, которое они для нас несут. Тем самым, феноменологический подход отрывает человека от действительности, снимает установку на понимание взаимосвязей и законов мира, дискредитирует стремление к мудрости и объективной истине, упускает из виду ценность накапливаемых человечеством опытных знаний.

7. Герменевтика (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер, Х.Г. Гадамер и др.) – философское направление, вырабатывающее методики правильного понимания текстов, избегая собственной предвзятости, «пред-понимания» и, пытаясь проникнуть не только в замысел автора, но и в его состояние в процессе написания, в ту атмосферу, при которой этот текст создавался. При этом в понятие текста вкладывается очень широкий смысл, в их понимании вся понимаемая нами реальность есть особый вид текста, поскольку мы осмысляем её через языковые структуры, все наши мысли выражены на языке.

8. Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) – исследует закономерности функционирования и развития психики человека, механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного. Анализирует различные психические явления, наиболее типичные переживания человека, стремится выявить их природу и причины, найти способы лечения психических расстройств.

9. Постмодернизм (Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Деррида и др.) философия, которая, с одной стороны, является выражением самоощущения человека современной эпохи, а с другой, – стремится разрушить классическую философскую традицию, стремящуюся к познанию мудрости и истины. Все классические философские истины и вечные ценности в ней начинают пересматриваться и дискредитироваться. Если современную эпоху, современную культурную ситуацию (постмодерн) можно назвать восстанием чувств против разума, эмоций и мироощущений против рациональности, то философия постмодернизма восстаёт против любой формы, способной претендовать на ограничение свободы личности. Однако на пути к такой абсолютной свободе оказываются объективность, истинность, правильность, закономерность, всеобщность, ответственность, любые нормы, правила и формы долженствования. Всё это объявляется инструментом власти и элит по манипуляции общественным мнением. Высшими ценностями провозглашаются свобода, новизна, спонтанность, непредсказуемость и наслаждение. Жизнь, с их точки зрения, – это своеобразная игра, к которой не стоит относиться серьёзно и ответственно. Однако разрушение тех норм, идеалов и ценностей, которые вырабатывались путём проб и ошибок на основе обобщения опыта многих поколений людей опасно для дальнейшего существования человечества, поскольку это путь к тому, чтобы общество создало бы невыносимые условия для жизни (борьба эгоистичных побуждений, постоянное использование друг друга, бесконечные войны, разрастание экологического кризиса, обострение личностных проблем и т.д.).

Действительно, в результате такой постмодернистской тенденции в обществе начинает цениться упрощённое понимание жизни, человек начинает понимать мир так, как ему о нём удобно думать. И потому люди начинают сталкиваться со многими проблемами только из-за своей недальновидности, только от того, что представляют себе жизнь иначе, чем она есть на самом деле. Их ожидания о жизни оказываются обманутыми, их мечты и цели оказываются недостижимы или достижимы, но приводят к иному результату, чем они ожидали, приносят им лишь разочарования. Неслучайно, что истоки современного мирового экономического кризиса исходят из недальновидности государственных правителей, руководителей финансовых структур и обычных людей, которые, не просчитывая последствий, набирали кредиты и долги, намного превышающие разумные рамки.

Функции философии

1. Мировоззренческая. Философия как наиболее рациональные и общие знания лежит в основе нашего мировоззрения. Философское мышление, основанное на этих знаниях, сближает человека с действительностью, помогая ему рационально осмыслить окружающий мир и сформировать рациональное отношение к нему. Если из нашего мировоззрения отбросить все философские знания, то оно окажется эклектичным, разрозненным, бесполезным и иллюзорным, оторванным от реальности. Философский стержень делает нашу картину мира целостной и непротиворечивой. Философия способствует формированию представлений об устройстве мироздания и месте в нём человека.

2. Гносеологическая (познавательная).При помощи философского мышления познаются наиболее важные стороны мира. Философия разрабатывает общую теорию познанияс целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Она раскрывает закономерности противоречивого процесса познания, обозначает трудности на его пути и предлагает способы их преодоления. Философия также обосновывает саму возможность познания объективного мира, возможность существования объективных, общезначимых истин.

3. Методологическая. Эта функция тесно связана с предыдущей. Философия вырабатывает правила и методы правильного познания и преобразования действительности. В рамках философии сформировались наиболее общие подходы к изучению природных и социальных явлений. Она снабжает человека средствами получать наиболее объективные, истинные знания, позволяющие наиболее эффективно осуществлять практические задачи. Одним из наиболее важных философских методов является диалектический. Диалектика (др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

4. Интегративная (рационализации и систематизации).Сущность этой функции заключается в том, чтофилософия интегрирует, согласовывает между собой все области человеческого знания, обобщает весь опыт человечества, выявляет в нём наиболее рациональное и ценное, упорядочивая эти знания в стройные, логически обоснованные системы.

5. Критическая.Философия критически осмысляет накопленные человечеством знания, существующие нормы, ценности и взаимоотношения людей, жизнь общества в целом. Это необходимо для того, чтобы расчистить их от всего ложного, бесполезного, вредного или даже несущего потенциальную опасность благополучию общества. Философское мышление, чтобы освободиться от догм, стереотипов и предубеждений, подвергает сомнению даже собственный ход рассуждения.

6. Ценностная (аксиологическая).Критически осмысляя жизнь общества, философия стремится дать тем или иным её проявлениям адекватную, рационально-обоснованную оценку, тем самым, выделяя в нашем опыте наиболее важное и ценное. Благодаря чему она помогает расставить правильные приоритеты в жизни, сформировать правильные ценностные ориентации, обосновывает какие идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития будут наиболее оптимальны для лучшей жизни общества, принесут наибольшее его процветание. Как говорил И. Кант, философия призвана научить человека тому, «каким надо быть, чтобы стать человеком» в точном и полном смысле этого слова. Человек ещё должен заслужить называться человеком, быть достойным этого, занять в мире то место и выполнять ту роль, которые подобают его сущности, предназначены его природой и происхождением. Если же человек руководствуется лишь эгоизмом и животными потребностями, то он не достоин этого гордого имени.

7. Прогностическая.На основе анализа существующих условий, тенденций и закономерностей развития и глубокого понимания сути происходящих процессов, философия способна давать прогнозы по дальнейшему течению событий, предупреждать о возможных кризисных или проблемных ситуациях и давать рекомендации по их предотвращению.

8. Конструктивная (проективная).На основе изучения опыта прошлых поколений и обобщения накопленных знаний, философия способна создавать проекты преобразования действительности в интересах наибольшего числа людей. Это преобразование может касаться изменения социальных структур, механизмов управления обществом и воспитания личности. Воодушевляя своими глубоко аргументированными идеями, философия способна направлять развитие общества в наиболее конструктивное русло.

Вопросы и задания

1. Назовите когда и в каких странах первоначально зародилась философия?

2. В чём, по-вашему, заключается отличие западного и восточного образа мышления?

3. Назовите три основных смысла понятия философии.

4. Как вы сами считаете, что такое философия и зачем она нужна?

5. Назовите широкий и узкий смысл понимания предмета философии.

6. Какова роль философии в развитии частнонаучного знания?

7. В чём отличие сущностного мира от являющегося?

8. Поясните с примерами суть понятия всеобщее. Как вы считаете, в чём важность познания всеобщего?

9. Как вы понимаете что такое законы истории и законы жизни, как они работают?

10. Какова суть теории «Большого взрыва»? Какие проблемы для осмысления эта теория поднимает?

11. Назовите основные разделы философии и её дисциплины.

12. Охарактеризуйте основные направления мировой философской мысли XX-XXI века. Назовите их представителей.

13. Назовите функции философии и раскройте их суть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *