Структура обучения как деятельности

Обучение: структура, основные характеристики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Составляющие обучения

Процесс обучения имеет два основных направления (Рис.1):

Структура обучения как деятельности. Смотреть фото Структура обучения как деятельности. Смотреть картинку Структура обучения как деятельности. Картинка про Структура обучения как деятельности. Фото Структура обучения как деятельности

Обучение требует совместной деятельности преподавателя и обучаемых, их взаимодействия. При отсутствии активной деятельности учащихся по усвоению знаний, процесс обучения практически не протекает, не функционирует дидактическое взаимодействие. Поэтому в процессе обучения должно быть реализовано единство обучающихся и личного влияния педагога. Ученик должен внутренне отражать, преломлять это влияние. У ученика должны возникать самостоятельные усилия по овладению знаниями, умениями, навыками и элементами коммуникабельности.

Взаимодействие педагогов и обучаемых может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном взаимодействии совместно реализуются задачи обучения. При опосредованном взаимодействии ученики выполняют задания и инструкции, данные учителем. Процесс учения может протекать и без преподавателя, например при дистанционном обучении. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Готовые работы на аналогичную тему

Базисом обучения служат:

Результатом обучения становиться образование, то есть формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Структура обучения

Содержание обучения имеет несколько структурных вариантов. По сути это различные элементы знаний, соединяющиеся по-разному между собой. Существует несколько основных структур образовательного процесса и множество их вариаций:

На этапе выбора структуры содержания обучения важно определить:

Обучение имеет свои отличительные характеристики:

Обучение состоит из множества компонентов, например:

Часто, в процессе рассуждений об обучении происходит подмена понятий: обучение, учение, научение. В связи с этим важно дать четкое определение основным понятиям в данной сфере.

Учение – специфический вид деятельность, реализация которого возможна, когда человек способен регулировать свои действия в соответствии с сознательной целью.

Научение представляет собой процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Источник

Структура процесса обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные компоненты структуры обучения

Процесс обучения представлен двумя взаимосвязанными процессами, а именно преподавание и учение.

Процесс учения – это организованная деятельность учащегося и коллектива учащихся.

Процесс преподавания – это организованная деятельность педагога.

Любой процесс предполагает движение вперед и по своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение определенного результата.

Процесс обучения – это взаимосвязанные между собой компоненты деятельности, объединенные общей целью, мотивами, содержанием, способами действий и контролем за ними.

Исходя из этого, можно представить структуру процесса обучения, состоящую из следующих компонентов:

Данные компоненты, отражают весь процесс обучения и взаимодействия педагога с учащимися с момента постановки целей до получения конечного результата. При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты процесса обучения характеризуют как весь процесс, так и его отдельные части, особенности взаимодействия педагога и учащихся, специфику изучения каждой отдельной дисциплины.

Таким образом, структура процесса обучения представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение целей обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика основных компонентов процесса обучения

Целевой компонент структуры процесса обучения – направлен на осознание педагогами и принятие учащимися учебной цели. Цель может быть поставлена общая на весь процесс обучения, а также краткосрочная на период изучение дисциплины, темы или раздела. Цель обучения определяется целями, которые стоят перед обществом и образовательными организациями по подготовке подрастающего поколения.

В рамках конкретного учебного цикла цели и задачи обучения устанавливаются согласно требованиям образовательной программы, а также с учетом особенностей учащихся (возрастных, психологических и т.п.), уровня их подготовки (то есть имеющихся исходных знаний), уровня подготовки самого педагога, материальной обеспеченности учебного заведения и других факторов.

Стимулирующе-мотивационный компонент структуры процесса обучения. Данный компонент предполагает, осуществление педагогом мер, направленных на стимулирование у учащихся интереса в обучении и потребности в получении новых знаний. Стимулирование должно не просто побуждать к обучению, а порождать положительные мотивы обучения. Суть этого компонента состоит в единстве стимулирования и мотивации учащихся.

Компонент содержания процесса обучения – определяется и устанавливается учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами и методическими указаниями по изучению конкретного учебного предмета. Содержание каждого учебного занятия устанавливается педагогом на основании поставленной учебной задачи, уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в учении.

Операционно-деятельностный компонент процесса обучения, является одним из тех компонентов, которые отражают всю сущность обучения. Именно в совместной деятельности педагога и учащихся реализуется поставленная цель обучения. Осуществление данного компонента достигается путем использования разнообразных методов, средств, приемов и способов преподавания.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения, включает в себя ряд составляющих, таких как:

Реализация контроля осуществляется посредством проведения разнообразных проверочных работ, представленных устными и письменными формами (лабораторные работы, тестирование, опросы, зачеты, экзамены и т.д.).

Самоконтроль осуществляется в форме самостоятельных проверок учащимися уровня усвоения учебного материала, посредством выполнения упражнений, решения задач и т.д.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения – предусматривает осуществлении оценки педагогом и самооценки учащимися достигнутых результатов обучения, а также соответствие полученных знаний поставленным задачам.

Закономерная зависимость компонентов процесса обучения

Поскольку в структуру любого процесса входят не только компоненты, включенные в него, но и связи между ними, все компоненты процесса обучения должны рассматриваться в рамках их взаимоотношений и взаимосвязи друг с другом:

Все компоненты учебного процесса расположены в определенной логике, вытекающей из их регулярной зависимости друг от друга. Указанная последовательность и содержание компонентов в процессе обучения является наиболее типичной.

Но в зависимости от специфики учебных задач, способностей учащихся, уровня их отношения к предмету, определенные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а иногда и вовсе исключены из цикла. Например, не всегда необходимо применять специальные меры для стимулирования обучения, если известно, что учащиеся положительно относятся к изучению этой темы. Точно так же контроль со стороны педагога не всегда необходим. Иногда достаточно самоконтроля со стороны учащихся.

Таким образом, необходимо творчески подходить к разработке и реализации структурных компонентов процесса обучения, не допускать стандартов и шаблонов, учитывать особенности конкретной учебной ситуации.

Источник

Структура процесса обучения

Что такое структура процесса обучения

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний, умений и навыков.

Процесс обучения состоит из двух неотъемлемых взаимодействующих элементов: учения и преподавания. Его особенностью является то, что это действие возможно только при обязательном наличии обоих субъектов, т.е. педагога и ученика.

Преподавание невозможно без ученика, а учение без преподавания считается саморазвитием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Данный процесс строится на 4 правилах, относящихся:

Для достижения эффективной образовательной деятельности предполагается установление субъектных отношений между педагогом и учеником. Последний, в свою очередь, выступает объектом преподавания, но субъектом учения. Объектом же его деятельности является содержание образования. Педагог в этом случае выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.

Основные компоненты

Бабанский Ю.К. выделил несколько компонентов, которые отражают структуру процесса обучения:

Данные компоненты отражают весь процесс обучения, начиная с постановки цели и заканчивая подведением результатов. И выполняют общие функции обучения, воспитания и развития.

Структура обучения как деятельности. Смотреть фото Структура обучения как деятельности. Смотреть картинку Структура обучения как деятельности. Картинка про Структура обучения как деятельности. Фото Структура обучения как деятельности

Таким образом, структура процесса обучения направлена на достижение определенной цели, которая связана с освоением некоторых знаний, умений и навыков.

Характеристика основных компонентов и их закономерная зависимость

Компоненты любого процесса, так или иначе, взаимосвязаны между собой, процесс обучения не является исключением. Цель обучения связана со всеми элементами системы, т.к. играет в ней определяющую роль. Исходя из нее формируется содержание обучения, которое, в свою очередь, требует определенных методов и средств для стимулирования и организации учебного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо регулировать и контролировать его деятельность.

Весь образовательный процесс происходит в несколько этапов:

Иногда необходима коррекция полученных знаний. Это происходит тогда, когда по результатам процесса обучения выявлены отклонения от поставленной цели познавательной деятельности. При таком ходе развития действий, преподаватель применяет другие способы и методы обучения, но строение структуры и порядок процесса обучения остаются прежними.

Таким образом, процесс обучения требует от преподавателя творческого подхода к разработке и реализации структурных компонентов образовательной деятельности. А также учитывание возможностей каждого учащегося.

Источник

Организация процесса обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Этапы процесса обучения

Процесс обучения – это целенаправленная деятельность педагога по передаче знаний, умений и навыков подрастающему поколению.

Организованный процесс обучения состоит из нескольких последовательных этапов:

Результат обучения – это то, что получает учащийся по итогу обучения. Результат принято разделять на три типа:

Структура процесса обучения

Процесс обучения имеет конкретную цель и задачи, установленные на основании возраста учащихся. Цель и задачи определяют конкретные формы и виды реализации обучения. Организация процесса обучения предполагает наличие трех стадий.

Стадия погружения и творческого манипулирования.

Данная стадия наблюдается у детей младшего возраста. Она характеризуется тем, что ребенок прежде, чем приступит к выполнению учебного задания, может увлечься инструментами и материала, и использовать их не по назначению. Так, например, если ребенку младшего возраста дать задание нарисовать определенный предмет, то изначально большинство детей попробуют использовать предметы для рисования (краски, кисти, карандаши и т.д.) как самоценными объектами, которые не имеют статуса инструментов или средств чего-либо.

Необходимо отметить, что стадия погружения не несет в себе никакого реального опыта ребенка. Все действия, которые ребенок совершает, он делает, исключительно из любопытства. Экспериментируя таким образом, осуществляется самоценная для каждого ребенка творческая, исследовательская деятельность. Исследуя, ребенок не преследует какую-то определенную цель, он как бы погружается в материал без предварительного замысла и далее уже «идет» за ним, за его возможностями и свойствами.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, процесс погружения – это стадия, на которой ребенок исследует, творит, получает определенный опыт и знания. Погружение у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от его возможностей и потребностей.

Задача педагога, не останавливать ребенка, а помочь ему как можно плодотворнее осуществить процесс погружения и исследования окружающего мира.

Стадия «выращивания», присвоения способа действия.

На данной стадии происходит присвоение каждым ребенком характерными только для него чертами учебной деятельности. Полученные на предыдущем этапе знания, переходят в умения. Например, если на этапе погружения ребенок во время рисования, казалось бы, бессмысленно смешивал краски, разными способами делал мазки кисточкой и т.д. На данном этапе он уже используя знания о том, что будет если смешать краски и как нужно держать кисточку, чтобы получить тонкий или толстый мазок, оттачивает умение правильно рисовать. То есть, ребенок оттачивает умение, приобретает навык и опыт.

Этот этап обучения присутствует в развитии каждого ребенка. Его основной выступают: узнавание и воспроизведение, которые соразмерны по уровню развития фантазии и воображения детей.

Процесс перехода от стадии погружения на стадию присвоения у каждого ребенка занимает разное количество времени и варьируется в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка.

Основная задача педагога (взрослого) на данном этапе заключает в том, чтобы предоставить каждому ребенку максимально эффективные условия для реализации своих потребностей и получения необходимого опыта.

Стадия использования нового способа в собственной деятельности.

Процесс обучения предусматривает не только организованное обучение и развитие ребенка, но и спонтанное обучения.

Спонтанное обучение – это процесс получения знаний, умений и навыков, который возник неожиданно, без предварительного планирования и организации со стороны педагога.

Однако, для того чтобы возникло спонтанное обучение от педагога требуется создать такие условия, при которых возможно развернуть собственную деятельность ребенка.

Собственная деятельность ребенка – это неспецифическая (игровая, продуктивная, исследовательская, смешанная и т.д.) деятельность ребенка, компоненты которой принадлежать самому ребенку и потому остаются для него актуальными.

Способность детей строить свою собственную деятельность является одной из важнейших предпосылок для построения в будущем, при переходе к реактивному обучению, учебной деятельности. Тот факт, что многие дети дошкольного и школьного возраста не имеют возможности строить такую деятельность на материале, который они освоили, является одной из основных проблем современного начального (и не только начального) образования.

Именно построение собственной творческой деятельности с использованием приобретенных навыков и знаний является третьим, очень важным этапом процесса обучения, если он проходит полностью. Это проявляется в спонтанном обучении.

Источник

Основные компоненты процесса обучения, его цели и задачи

Обучением называют целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта.

Данная форма выражает осознанность ценности знаний, важности преемственности в их передаче следующим поколениям, потребности и необходимости дальнейшего познавания мира.

Обучение направлено на развитие личности. Во время обучения это производится посредством организации усвоения учениками знаний и способов деятельности.

Основная цель обучения в педагогике – это поддержание общественного прогресса.

Содержание обучения

Чем обуславливаются цели и содержание обучения?

Содержанием обучения называют информацию, используемую в процессе обучения.

Его структура выделяет компоненты процесса обучения:

Обучение базируется на четырех элементах: знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения к действительности. Информация, предназначенная для проведения учебного процесса, зависит от выдвигаемых требований системы образования со стороны личности, общества и государства. При смене исторических эпох порождается новая культура, создаются свойственные ей педагогические теории, перестраивается само содержание обучения.

Для определения содержания документов применяется стандарты, учебные планы, программы, учебники.

Содержание общего образования способствует участию в социальной и непрофессиональной деятельности, формированию гражданской позиции и отношения к миру, позволяя определиться со своим местом в жизни, наделяет человека знаниями, умениями, необходимыми для конкретной деятельности профессиональной области.

При определении содержания важно соблюдение определенных требований:

Формы обучения

Формой обучения называют организованное взаимодействие учителя и обучаемого. Важным аспектом является характер этого взаимодействия и формирование умений и навыков. Различают несколько форм обучения:

Они обладают разными направленностями. Лекции, семинары, конференции, самостоятельная работа предусматривают предварительную теоретическую подготовку учащихся. Все виды практики и практические занятия относят к практической подготовке.

Методы обучения

Методами обучения называют различные способы исследования, подходы к изучению материала для постепенного научного познания и получения результата.

В качестве метода используются системы операций при работе на оборудовании, приемы научного исследования и подачи материала.

Характеризуя общедидактические методы, выделяют те, которые используют в обучении и применяют для любой дисциплины. К эффективным общепедагогическим методам относят:

Выбор метода для обучения не может быть случайным. Он основывается на требованиях теории обучения о соответствии методов, содержании обучения, особенностях учащихся и временном ресурсе. Обучение является творческим процессом и зависит от имеющихся средств обучения и опытности, личных способностей, качеств педагога.

Средства обучения

Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.

Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.

Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:

Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:

Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения

Процессом обучения называют специально организованное взаимодействие учителя и учащегося, учитывая содержание образования и воспитания, использование различных педагогических средств, направленных на реализацию задач определенного плана.

Данные задачи способны удовлетворить потребности общества и личности при ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс рассматривается как система из пяти взаимосвязанных элементов:

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы определяют основные направления для достижения цели. Содержание информации передается ученикам для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Методы характеризуются действиями их взаимодействия для передачи содержания.

Средствами называют материализованные предметные способы связи с содержанием, поэтому их использование удачно в единстве с методами. При наличии форм организации процесса обучению придается логическая законченность. Основная роль контроля процесса ложится на учительские плечи. При правильном дозировании взаимосвязи форм, методов, средств обучения и компетентности педагога класс может достичь максимальных результатов на занятиях за короткие сроки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *