Суд народный как называется
Суд присяжных в России: прошлое, настоящее и будущее
Немного истории
С приходом советской власти эту модель правосудия упразднили. Причины на то были политические, уверен Нефедов. Переход к новому строю, который проходил в том числе насильственным путем, требовал контролируемого судопроизводства.
Формально к суду присяжных вернулись еще на закате СССР. В 1989 году Верховный Совет закрепил право на такой суд за подсудимыми, которым грозила смертная казнь или лишение свободы на срок свыше десяти лет. Но в реальности суд присяжных возобновил свою работу позже – уже после распада СССР. В 1993 году он в порядке эксперимента появился в пяти субъектах: Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае. А уже в 2004 году присяжные заработали во всех регионах, за исключением Чечни – там это случилось только в 2010 году.
Первоначально коллегии собирались только в областных судах и состояли из 12 человек. Но в июне 2018 года вступили в силу поправки, которые сократили число присяжных в областных судах до восьми человек, а также распространили этот институт на районные суды. Последних наделили правом рассматривать дела с участием всего шести заседателей.
Как «народный» суд работает сейчас
При вынесении вердикта заседатели должны стремиться к единодушию, но если его не удается достигнуть в течение трех часов, то решение принимается простым большинством голосов, говорится в ст. 343 УПК. Если же голоса разделятся поровну, то побеждает оправдательный вердикт. Он обязателен для судьи, который после его оглашения должен вынести оправдательный приговор. А вот обвинительный вердикт не мешает судье оправдать подсудимого, следует из ст. 348 УПК.
На вопрос о том, нужен ли в современной России суд присяжных, все опрошенные эксперты без сомнений отвечают утвердительно.
Если вы хотите реальной состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности, права на защиту и влияния защиты в суде, то вам нужен суд присяжных.
Сергей Пашин, федеральный судья в отставке, профессор факультета права НИУ ВШЭ
С ним соглашается Нефедов: «Бывает, что судья, видя, что доказательства вины откровенно слабые, вместо того чтобы оправдать человека, назначит минимальное наказание, изменит квалификацию деяния, в худшем случае – возвратит уголовное дело для дополнительного расследования».
Присяжные же судят, исходя из оценки доказательств. Они не прощают ошибки предварительного следствия и плохую подготовку гособвинителей, обращает внимание старший партнер АБ Коблев и партнеры Коблев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Руслан Закалюжный. Именно по этой причине число оправдательных приговоров с участием присяжных несоизмеримо больше, чем без них.
После уже упомянутой реформы, которая пустила присяжных в районные суды, а также расширила перечень подсудных им преступлений, количество процессов с участием заседателей выросло вдвое. Но несмотря на положительную динамику, общее число таких разбирательств все еще ничтожно мало.
Почему присяжные в России – это редкость?
Есть сразу несколько причин, почему суд присяжных так слабо распространен в России. Одна из них – незаинтересованность представителей власти в этой модели правосудия, сходятся во мнении опрошенные юристы. «Следственные органы и прокуратура не хотят терять практически гарантированное осуждение человека. А судьи – отдавать на откуп представителям народа то, что считают «своим» делом», – рассуждает Пашин.
По его словам, повлиять на востребованность суда присяжных следственные органы могут изменением состава. Например, убийство переквалифицируют на причинение смерти по неосторожности, которое неподсудно заседателям. Порой правоохранители также прибегают к уговорам, рассказывает Пашин. Они внушают обвиняемому: если осудят присяжные, будет очень строгое наказание, а если оправдают – приговор все равно отменят. Это, по словам судьи в отставке, сильно дезориентирует подсудимых. По данным Судебного департамента, из 1044 человек, кто просил рассмотреть его дело с участием присяжных, 115 (11%) отозвали свои ходатайства.
Вместе с тем угроза отмены оправдательного приговора, на которую периодически ссылаются следователи, более чем реальна. И это еще одна проблема, которая мешает активному распространению суда присяжных. В прошлом году апелляция отменила 62,1% оправдательных приговоров, вынесенных с участием присяжных, подсчитали в Институте проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Для сравнения – в США оправдательный приговор присяжных вообще не может быть отменен, рассказывает эксперт.
Еще одно подтверждение того, что «народный» суд едва ли пользуется поддержкой власти, – небольшое количество преступлений, подсудных заседателям. Сперва таких составов было около 50. Позже их число сократили почти вдвое, исключив из перечня, в частности, дела о шпионаже, массовых беспорядках, половых преступлениях, преступных сообществах, взятках. Затем несколько преступлений все же добавили – на сегодняшний день их около 30. Это мало, считает Пашин. Он вспоминает, что в Российской империи присяжные могли рассматривать больше 400 составов. А в современной Америке им подсудны любые преступления и даже некоторые гражданские дела.
Не особо заинтересованы в суде присяжных и сами потенциальные заседатели.
Суд вызывает по 300 кандидатов, а приходит всего 20. Как правило, присяжные выбывают из коллегии без объяснения причин и без каких-либо мотивов.
Виктор Момотов, председатель Совета судей (цитата – с заседания Клуба Замятнина)
Чуть более оптимистичную статистику показало исследование Общественной палаты. Согласно ему, только четверть опрошенных заявили, что отказались бы от работы присяжных, еще столько же затруднились ответить.
Что дальше?
Опрошенные юристы единогласно заявляют: развивать суд присяжных нужно. И здесь, по их мнению, следует выделить два основных направления. Это повышение явки кандидатов в присяжные и расширение списка преступлений, которые могут разбирать заседатели.
Увеличить явку можно несколькими способами, считает адвокат МКА Князев и партнеры Князев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Алексей Сердюк. С одной стороны, нужно установить ответственность для тех, кто решит проигнорировать повестку. С другой – увеличить материальные гарантии для присяжных, что, кстати, сейчас пытается сделать Минюст. Параллельно с этим необходимо активно повышать уровень правовой культуры населения. Без этого институт присяжных не будет развиваться, уверен Сердюк.
Еще один способ борьбы с неявкой – сокращение сроков рассмотрения дел с участием присяжных. «Нужно сделать так, чтобы граждане не проводили в суде два, три месяца, а проводили неделю или в крайнем случае месяц», – заявил Момотов на заседании Клуба Замятнина, добавив, что такие возможности у судебной системы есть.
Еще через месяц бизнес-омбудсмен Борис Титов направил Лебедеву законопроект, который предусматривает передачу заседателям дел о мошенничестве, растрате, злоупотреблении полномочиями в отношении ИП, учредителей и участников компаний, а также топ-менеджеров и главных бухгалтеров. В октябре сообщалось, что глава ВС поддержал идею Титова, но до Госдумы законопроект так и не дошел.
В августе этого года выяснилось, что суду присяжных могут разрешить рассматривать уголовные дела экономической направленности в IT-сфере. Это следует из «дорожной карты» по созданию дополнительных условий для развития отрасли, которую 20 июля одобрила правительственная комиссия по цифровому развитию. По мнению авторов документа, мера повысит удовлетворенность участников рынка условиями ведения бизнеса в России и сократит отток разработчиков из страны.
Вместе с тем «экономические» преступления должны стать лишь первым этапом расширения института присяжных, уверен Пашин. В целом, по его мнению, почти все составы можно «отдать» заседателям. «Во всяком случае каждый раз, когда гражданину грозит лишение свободы, у него должен быть выбор: воспользоваться казенной юстицией или судом присяжных», – убежден судья в отставке.
НАРОДНЫЙ СУД
Смотреть что такое «НАРОДНЫЙ СУД» в других словарях:
Народный суд — Народный суд: Народный суд в СССР и России основное звено судов общей юрисдикции (см. также: Народный судья). Народный суд суд в нацистской Германии, занимавшийся политическими преступлениями. «Народный суд» общественная организация в… … Википедия
НАРОДНЫЙ СУД — основное звено судебной системы; образуется в районе, городе, кроме городов районного подчинения, районе города. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
НАРОДНЫЙ СУД — до 1997 г. название основного звена системы общих судов в РФ. Н.с. рассматривали и разрешали основную массу уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях, а тж. дела по жалобам на законность и обоснованность ареста… … Юридическая энциклопедия
НАРОДНЫЙ СУД — см. Районные суды … Юридический словарь
НАРОДНЫЙ СУД — – советский суд, избираемый непосредственно населением района. Будучи основным звеном советской судебной системы, Н. с. осуществляет социалистическое правосудие, рассматривая уголовные и гражданские дела, возникающие в районе его деятельности,… … Советский юридический словарь
Народный суд — в СССР суд первой инстанции на территории района или города, не имеющего районного деления. Основное звено судебной системы рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на данной территории, за исключением дел, отнесённых… … Большая советская энциклопедия
НАРОДНЫЙ СУД — до 1997 г. название основного звена системы общих судов в РФ. ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1 ФКЗ О судебной системе Российской Федерации заменил понятие Н.с. на районные суды (см. Районный суд) … Энциклопедия юриста
Народный суд — Жарг. шк. Шутл. ирон. 1. Школьное собрание. Максимов, 270. 2. Родительское собрание. ВМН 2003, 129 … Большой словарь русских поговорок
народный суд — см. районные суды … Большой юридический словарь
Народный суд (Третий рейх) — Роланд Фрейслер, председатель Народной судебной палаты Народная судебная палата (нем. Volksgerichtshof) высший чрезвычайный судебный орган Третьего рейха. Создан декретом от 24 апреля 1934 года, вскоре после Лейпцигского процесса, как… … Википедия
НАРОДНЫЙ СУД
Созданный революционным пролетариатом России в первые же дни Великой Октябрьской социалистической революции, Н. с. является органом диктатуры рабочего класса, орудием в борьбе с преступными посягательствами на интересы Советского государства и советского народа, в борьбе за соблюдение социалистической законности и искоренение пережитков капитализма в сознании людей. Вместе с другими органами государственной власти Н. с. как часть социалистической надстройки активно содействует укреплению и развитию социалистического базиса. Задачи Н. с. и вся его деятельность определяются задачами Советского государства. С изменением задач Советского государства в главных фазах его развития изменялись и задачи Н. с. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила вместе со всем государственным аппаратом царской России и всю систему царской юстиции с её буржуазно-помещичьим судом. «Суд, – писал В. И. Ленин,– был в капиталистическом обществе преимущественно аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения, а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно. На место старого суда она стала создавать новый народный суд, вернее, советский суд, построенный на принципе участия трудящихся и эксплуатируемых классов, – и только этих классов, – в управлении государством» (Соч., т. 27, стр. 191). Перед новым, советским судом встали задачи борьбы против эксплуататоров, пытающихся восстановить своё господство, и воспитания трудящихся к дисциплине. Первый декрет Советской власти о суде, изданный 24 ноября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 4, ст. 50), отнёс к компетенции Н. с. рассмотрение уголовных дел, по которым могло быть назначено наказание не более 2 лет лишения свободы, и гражданских дел по искам на сумму до 3 тыс. руб. Для борьбы против контрреволюционных сил с целью принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а также для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц тем же декретом были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Декрет о суде № 1 заложил основы советской судебной системы.
Последующее советское законодательство было направлено на дальнейшее укрепление Н. с, как основного звена судебной системы, на расширение его компетенции. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 26, ст. 347) предусматривал создание окружных Н. с. для рассмотрения дел, превышающих компетенцию местного Н. с, а также организацию областных Н. с. и верховного судебного контроля. Члены окружных Н. с. избирались местными Советами.
Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. (СУ РСФСР 1SI8 г. № 52, ст. 589) значительно расширил компетенцию местных Н. с, возложив на них рассмотрение всех уголовных дел, за исключением дел о некоторых тяжких преступлениях, рассмотрение которых было отнесено к ведению окружных Н. с. Местным Н. с. предоставлялось право применять в качестве меры наказания лишение свободы до 5 лет. На них возлагалось также рассмотрение всех гражданских дел по искам до 10 тыс. руб. «Положение о народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г. (СУ РСФСР 1913 г. Л»° 85, ст. 889) учреждало единый Н. с. в составе одного постоянного народного судьи и 2 или 6 очередных народных заседателей, в зависимости от характера дела. К компетенции Н. с. было отнесено рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дел, подсудных революционному трибуналу.
«Положение о судоустройстве РСФСР» 1922 г. (СУ РСФСР 1922 г. № 69, ст. 902) ликвидировало раздвоение советской судебной системы на систему революционных трибуналов и систему Н. с. Была установлена единая судебная система: 1) Н. с, 2) губернский суд, 3) верховный суд. Военные и военно-транспортные трибуналы были сохранены как специальные суды. Основное место в этой судебной системе занимал Н. с, который рассматривал уголовные и гражданские дела в составе народного судьи и 2 народных заседателей. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. 29 октября 1924 г. были приняты «Основы судоустройства СССР и союзных республик». Этот общесоюзный закон закрепил демократические принципы организации и деятельности советского суда.
Конституция СССР закрепила и расширила демократические основы организации и деятельности советского суда. Изданный на её основе Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик развил положения, содержащиеся в гл. IX Конституции. Н. с. принадлежит важная роль в деле охраны социалистической собственности, личной собственности граждан, политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав граждан СССР, имущественных прав колхозов, а также государственных, кооперативных и иных общественных организаций. К Н. с, как рассматривающему подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, в первую очередь относится указание Закона о судоустройстве о воспитательной роли советского суда, о том, что всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам социалистического общежития (ст. 3 Закона).
Согласно ст. 21 Закона о судоустройстве, Н. с. рассматривает дела: о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан – об убийствах, нанесении телесных повреждений, производстве незаконных абортов, незаконном лишении свободы, изнасиловании, злостном неплатеже алиментов, оскорблении, хулиганстве, клевете; об имущественных преступлениях – разбое, кражах, мошенничестве, вымогательстве; о служебных преступлениях должностных лиц – злоупотреблении властью, превышении власти, бездействии власти, бесхозяйственности, подлогах,обвешивании, обмеривании, превышении цен; о преступлениях против порядка управления – нарушении избирательного закона, злостном неплатеже установленных законом налогов и сборов, отказе от выполнения государственных поставок и повинностей, уклонении от призыва и от обязанностей военной службы, нарушении законных распоряжений органов власти; хражданские дела по искам об имуществе, по искам, связанным с нарушением законов о труде, об уплате алиментов, о наследстве – и другие уголовные и гражданские дела, отнесённые законом к его ведению. К компетенции Н. с. отнесено рассмотрение всех дел о преступлениях, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», за исключением дел о крупных хищениях. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., на Н. с. возложено рассмотрение в порядке примирительного разбирательства дел о расторжении брака.
Вся организация и деятельность Н. с. построена на подлинно демократических началах. Н. с. (народные судьи и народные заседатели) избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Народным судьёй и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость (см. Выборность судей).
Одним из конституционных принципов деятельности советского суда, выражающим его подлинно демократический характер, является обязательное участие в отправлении правосудия народных заседателей. Рассмотрение всех уголовных и гражданских дел в Н. с. производится в составе народного судьи и 2 народных заседателей. Народные заседатели участвуют как в подготовительных, так и в судебных заседаниях Н. с. При исследовании доказательств и при разрешении всех вопросов по делу они пользуются такими же правами, как и судья. При вынесении приговора или решения народные заседатели на равных правах с судьёй простым большинством голосов решают вопросы виновности подсудимого, назначения ему наказания, удовлетворения иска.
Народный судья единолично осуществляет следующие функции: по поступившим жалобам и заявлениям он выносит постановления о возбуждении уголовного преследования либо об отказе в этом; в случае необходимости направляет заявления или жалобы следственным органам для расследования; назначает дела к слушанию, делает распоряжения о вызове в суд сторон и представителей их интересов, свидетелей, экспертов. Народный судья председательствует в заседаниях Н. с. и организует всю его работу, руководит работой канцелярии, судебного исполнителя, проводит приём посетителей, обращает к исполнению приговоры, решения и определения суда и т. д. В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 19) в случае временного отсутствия народного судьи (болезнь, отпуск и т. д.) исполнение обязанностей судьи на время его отсутствия возлагается» районным Советом депутатов трудящихся на одного из народных засет дагелей. Народный заседатель исполняет в этих случаях все функции народного судьи.
В соответствии с Законом о судоустройстве (ст. 29) народные судьи систематически отчитываются перед избирателями в деятельности Н. с. Отчёты народных судей являются одним из важнейших демократических принципов советской судебной системы. Они обеспечивают живую связь народных судей с трудящимися и контроль широких масс за деятельностью Н. с. Народный суд является судом подлинно демократическим по своим задачам, составу, по формам и методам своей деятельности и верно служит интересам народа. Он не имеет ничего общего с буржуазным судом (см. Суд буржуазный), с т. н. местными судами капиталистических стран, которые, как и все буржуазные суды, глубоко чужды народу, являются орудием беспощадного подавления трудящихся, служат интересам «денежного мешка».
Суд народный как называется
Народные суды рассматривают основную часть гражданских и уголовных дел (до 95 %). Исключение составляют только гражданские дела, изъятые вышестоящими судами и принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, отнесенные к подсудности областных и равных им судов а также уголовные дела, изъятые вышестоящими судами и принятые ими к своему производству. Народные суды рассматривают и некоторые другие категории дел, но основную массу составляют гражданские и уголовные дела.
Народные суды образуются в каждом районе или городе; может быть создан один суд на район и город. Решение об образовании народного суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним.
Рассмотрение подавляющего большинства гражданских и уголовных дел и близость к населению дают основания считать народный суд основным звеном судов общей юрисдикции.
В связи с реформой местного самоуправления в настоящее время еще не устоялось единое наименование народных судов. В большинстве регионов они по-прежнему называются районными (городскими) народными судами. В Москве они действуют как межмуниципальные районные народные суды. Например, Таганский межмуниципальный районный народный суд Центрального округа г. Москвы.
Непосредственными вышестоящими судами для районных (городских) народных судов являются в зависимости от административно-территориального деления Верховные суды республик, входящих в Российскую Федерацию, краевые, областные суды и городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных областей и автономных округов. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью районных народных судов.
Состав районного (городского) народного суда. Полномочия судей и народных заседателей.
Основной обязанностью судей и народных заседателей является осуществление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о статусе судей Российской Федерации, Законом о судоустройстве, ГПК, УПК, административным и иным законодательством. При отправлении правосудия судьи и народные заседатели независимы, неприкосновенны, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Это весьма существенные гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств любого дела, отнесенного к подсудности народного суда, защиты прав и свобод граждан.
Судьи и народные заседатели должны заранее готовиться к судебному разбирательству каждого дела, изучать материалы, которые предстоит исследовать в судебном заседании. Судья обязан создать для этого народным заседателям необходимые условия, подготовить требуемое для рассмотрения данного дела законодательство, комментарии к нему, постановления Пленума Верховного суда РФ, материалы судебной практики.
Судьи обязаны при рассмотрении дел с участием народных заседателей обеспечивать последним равные права в течение всего судебного процесса, включая обсуждение вопросов при вынесении решений, приговоров и определений в совещательной комнате.
Во время пребывания в народном суде и вне его стен, как и при отправлении правосудия, судьи и народные заседатели должны избегать ситуаций, которые могли бы отрицательно повлиять на их честь и достоинство, вызвать сомнение в их беспристрастности, объективности и законопослушности. На судьях лежит также обязанность повышать уровень своих профессиональных знаний, изучать законодательство и судебную практику.
Судьям и народным заседателям предоставлены определенные права. Так, судьи народных судов вправе требовать от любых органов и лиц: выполнения их указаний в связи с подготовкой дела к судебному заседанию (вызов ответчиков, истцов, подсудимых, свидетелей, экспертов и др.), представления в суд документов, вещественных доказательств; предоставления народным заседателям возможности исполнять свои обязанности в суде; дачи ответов на частные определения народного суда и т. д.
Судьи народного суда обладают правом неприкосновенности, заключающемся прежде всего в том, что они не могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности и что установлен особый порядок их привлечения к уголовной ответственности. Неприкосновенность распространяется на их жилище, служебные помещения, транспортные средства и имущество.
Компетенция районного (городского) народного суда.
Компетенция (полномочия) народного суда определяется прежде всего тем, что он действует только в качестве суда первой инстанции.
Как уже указывалось, к подсудности районных (городских) народных судов отнесены все гражданские дел а, подведомственные судам. Любое гражданское дело может быть рассмотрено народным судом независимо от сложности, характера и суммы иска. Подсудность гражданского дела данному народному суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданского дела, а следовательно, и полномочия народного суда могут измениться, только если вышестоящий суд примет дело для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.
Народным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела особого производства. Все эти гражданские дела традиционны для народных судов.
Сравнительно новыми для народных судов являются дела по жалобам на действия медицинских работников, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи. Такие жалобы по Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. (ст. 28) могут быть поданы не только в народный суд, но и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и прокурору. Рассмотрение дела в народном суде по такой жалобе, по нашему мнению, исключает возможность дальнейшего альтернативного обжалования действий, связанных с оказанием психиатрической помощи. Наоборот, обжалование таких действий вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий орган) или прокурору не исключает обжалование решений последних в народный суд.
Жалобы как на нарушение прав и свобод граждан, так и на необоснованные действия в связи с оказанием психиатрической помощи подаются в народный суд по месту жительства лица, обращающегося с жалобой, или по месту нахождения органа или должностного лица, действия или решения которых обжалуются.
Народному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам. В первом случае речь идет о наиболее тяжких преступлениях, например, об убийстве или изнасиловании при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, похищении человека при отягчающих обстоятельствах, хищениях предметов, представляющих особую ценность. Во втором случае народные суды не могут рассматривать уголовные дела по обвинению военнослужащих, кроме дел частного обвинения.
Районные (городские) народные суды организуют исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворенных гражданских исков и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебные исполнители.
Народные суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно-досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, заболевших хронической душевной или иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания; о замене штрафа и исправительных работ другими мерами наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение и др.
На народные суды возложена обязанность рассматривать дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему состоянию представляет общественную опасность. Народные суды также рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера.
Гражданский процессуальный кодекс (ст. 331-334) относит к компетенции народного суда рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, когда решение народного суда вступило в силу без рассмотрения дела в вышестоящем суде, а также когда решение оставлено в силе вышестоящим судом без внесения в него изменений. При поступлении заявления участвовавшего в рассмотрении дела лица или прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах народный суд в пределах своей компетенции принимает новое решение или оставляет прежнее без изменения. Если же решение народного суда изменено вышестоящим судом, пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам относится к ведению этого вышестоящего суда, и народный суд в случае поступления такого заявления обязан переслать его вместе с гражданским делом по принадлежности.
Председатель суда. Организация работы в районном (городском) народном суде.
В соответствии с законом все судьи в народном суде, если их несколько, обладают единым статусом. Это относится, по нашему мнению, к их правовому положению в обществе, связанному с отправлением правосудия. Но это вовсе не исключает возможности и необходимости возложения на одного из судей обязанностей по организации работы народного суда. Такие обязанности возлагаются на председателя районного народного суда, который, как и другие судьи, председательствует в судебных заседаниях по конкретным делам, а также назначает народных судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях. На практике в народных судах выработано несколько подходов к распределению обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел. В прошлые годы в народных судах, где работает постоянно несколько судей, применялась так называемая участковая система, при которой за судьей закреплялась территория какого-либо микрорайона или просто несколько улиц. Все дела (уголовные, гражданские, административные), возникающие на этой территории, поступали к народному судье данного участка. Этот судья решал и все другие возникающие на территории участка вопросы, связанные с деятельностью народного суда. В таком подходе есть определенная положительная сторона, позволяющая судье быть ближе к населению, лучше знать местные проблемы, которые влияют на правонарушения, поддерживать тесную связь с государственными и общественными организациями, глубже вникать в их заботы и нужды. Однако опыт показал, что такая система организации работы в суде имеет весьма существенные недостатки: разобщенность судей, невозможность специализации, трудности проведения единообразной практики по определенным категориям дел, сложности при обобщении практики и др. Участковую систему организации работы народных судов пытались корректировать, вводилась специализация судей для рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, о хулиганстве. Это, однако, не снимало основных недостатков участковой системы. Теперь участковая система либо вовсе не применяется, либо используются только отдельные ее элементы.
В зависимости от количества поступающих в народный суд дел, числа судей, их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельных категорий дел, обязанности могут распределяться с учетом таких принципов, как:
-территориальный, когда определенный судья рассматривает гражданские, уголовные, административные и другие дела, возникшие на определенной территории;
-территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает гражданские или уголовные либо административные дела, возникающие на определенной территории;
Применение рассмотренных принципов во многом зависит от председателя суда, но не в меньшей степени выбор зависит от коллектива всех судей народного суда. Опыт показывает, что работают более продуктивно те народные суды, где рассмотрение дел организовано с учетом мнения всех судей или во всяком случае большинства.
Организационная сторона деятельности народного суда не ограничивается слаженной работой судей по рассмотрению поступающих в суд дел, хотя это очень важно. Существенное влияние на отправление правосудия в народном суде оказывает аппарат, который включает консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярии, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.
Существенную роль в работе народного суда играет организация приема граждан председателем суда, судьями, судебными исполнителями, секретарями канцелярии. Прием организуется как в утренние, так и в вечерние часы, удобные для посещения суда различными группами населения. Должны быть определены и доведены до сведения граждан приемные дни и часы, а также сообщена другая необходимая для них информация. Имеются в виду образцы наиболее распространенных заявлений по различным вопросам, с которыми обращаются граждане; перечень документов по различным, чаще всего встречающимся в данной местности искам; размер и порядок оплаты различных государственных пошлин; адреса: юридической консультации, прокуратуры, нотариальной конторы, сберегательного банка, почты, почтовый адрес данного народного суда, вышестоящего суда, номера телефонов приемной, канцелярии и др. Такие продуманные объявления освобождают персонал суда от множества возникающих у граждан вопросов и позволяют сосредоточиться на выполнении других служебных обязанностей.
В народном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Для этого создается библиотека юридической литературы и ведется картотека по судебной практике, опубликованной в Бюллетене Верховного Суда РФ, а также берутся на учет решения, определения и постановления вышестоящего суда по категориям дел, чаще всего встречающихся в месте нахождения народного суда. По наиболее актуальным гражданским, уголовным и административным делам изучается, собирается и анализируется судебная практика. Эту работу чаще всего выполняют народные судьи, имеющие большой опыт работы. При этом они пользуются помощью консультантов и секретарей.
Председатель суда организует юридическую подготовку народных заседателей, служебную подготовку судей, профессиональную подготовку других работников, связанных с рассмотрением и подготовкой к рассмотрению дел. Для этого организуются лекции, семинарские занятия, проводятся обсуждения результатов обобщения судебной практики, сообщения о принятии новых законодательных актов и т.п.
В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд уголовных дел, дел об административных правонарушениях, заявлений по гражданским делам, иных документов, подлежащих рассмотрению в народном суде. По каждой категории названных дел отдельно ведется общая для суда (сквозная в течение года) нумерация. Здесь же организуется статистический учет рассмотренных дел, по каждому из них заполняются соответствующие карточки, другие необходимые документы. В канцелярии ведется делопроизводство по гражданским, уголовным и иным делам, организуется их хранение. Работники канцелярии учитывают и хранят вещественные доказательства, составляют описи законченных дел и сдают их в архив.
Рассмотренные различные аспекты организационной работы суда находят отражение в планах, составляемых для работы всего народного суда. Опыт показывает, что преимущество имеют квартальные планы, в которых заранее фиксируются дни и часы судебных заседаний, часы приема граждан, а также работа с кадрами, с народными заседателями, обобщение практики, служебная и иная подготовка, меры по улучшению делопроизводства, проверки работы судебных исполнителей, канцелярий, другие меры, направленные на улучшение деятельности народного суда и всех его структурных подразделений. Наряду с планами работы народного суда судьи имеют планы своей работы, которые чаще всего также составляются на квартал и являются по существу графиком участия судьи в отправлении правосудия и приема граждан, который в первой части заполняется по мере поступления дел в суд и назначения их для судебного разбирательства. Личный план судьи во второй части включает его участие в организационной работе в соответствии с планом работы народного суда.
Осуществляя контроль за организацией работы в народном суде, председатель суда, по нашему мнению, вправе обратиться к председателю вышестоящего суда с представлением об истребовании того или иного рассмотренного дела, если он не согласен с принятым решением (приговором, определением или постановлением) суда. Направлять такое дело в вышестоящий суд без запроса его председателя председатель народного суда, с нашей точки зрения, не может, так как действующий закон ему такого права не предоставляет.
В случае временного отсутствия (отпуск, длительная болезнь и т.п.) председателя народного суда его обязанности исполняет один из судей по его поручению. В тех народных судах, где работает один судья, при временном его отсутствии исполнение обязанностей председателя суда возлагаются на судью ближайшего народного суда решением председателя вышестоящего суда. Имевшийся в прошлые годы опыт замещения отсутствующего судьи народным заседателем себя не оправдал.
Судебный исполнитель при народном суде.
При народных судах состоят судебные исполнители, которые назначаются соответственно отделами (управлениями) юстиции в областях, краях или министерствами юстиции республик.
Судебный исполнитель как представитель судебной власти вправе требовать от ответчиков и других лиц добровольного совершения действий по исполнительному листу, а в случае необходимости применять принуждение. Это основано на том, что исполнительный лист для данного конкретного случая имеет силу закона. Требования судебного исполнителя в таких случаях обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций и объединений любых форм собственности, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
Судебный исполнитель, исполняя судебные и иные решения, налагает арест на имущество, организует торги для возмещения причиненного ущерба, принимает меры для розыска должников и их имущества, распределяет полученные с должников суммы между взыскателями, когда взыскателей несколько.
В тех случаях, когда при народном суде состоит несколько судебных исполнителей, они работают по территориальному принципу, который определяется местом жительства или местом пребывания должников либо местом нахождения их имущества.
Судебные исполнители выполняют свою работу под непосредственным контролем судей народного суда. Действия судебных исполнителей могут быть обжалованы в народный суд.