Судьба крамарова как сложилась
Увидеть Америку и умереть
Письмо президенту
Гастрольная история впечатлила Краморова. Он ударился в религию своих предков — стал посещать синагогу, отказывался работать по субботам. Это создало массу проблем: известного актера-комика, мастера эпизода объявили «странным» и стали реже приглашать на съемки, а потом и вовсе три года продержали на голодном актерском пайке, отказывая в ролях.
Вслед за дядей Савелий хотел уехать в Израиль, однако в эмиграции ему отказали. Тогда актер решился на крайний шаг. Он написал открытое письмо президенту США Рональду Рейгану с просьбой поддержать его «как актер актера», жалуясь на то, что родина лишила его возможности работать. Такой вольности не простили бы никому, но Краморов был кумиром миллионов советских зрителей. Ему дали зеленый свет на выезд из СССР.
31 октября 1981 г ода, раздав все свое имущество, знакомым и бывшей жене, Савелий приехал в аэропорт абсолютно один — в своей «Счастливой» кепке и с небольшим чемоданчиком в руках. С друзьями он простился по телефону и не держал на них зла за то, что они не рискнули провожать «изменника родины».
Русская диаспора в Вене встретила эмигранта как родного, тут же были организованы гастроли Краморова по Европе, Америке, Австралии, Японии.
«Косой» в голливуде
Приехав в США, Савелий сначала поселился у друга-актера, а позже купил домик в Сан-Франциско. Как и положено голливудскому актеру, он обзавелся личным агентом, который выбил для него эпизодические роли в нескольких фильмах, в том числе «Красной жаре» (1988 г.) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.
Голливудская карьера сожилась бы намного удачнее, если бы актер лучше знал английский язык. Знакомая Савлеия, Пиасательница Виктория Токарева, говорила в интервью: «Все понимали, что Луи де Фюнеса из него там не выйдет. Я думаю, Саве нельзя было уезжать в Голливуд — тут его очень любили, а там он был никем. Ни ролей, ни самореализации. Может это его и сгубило. » Краморов действительно изнывал от тоски по родине. Но эти патриотические чувства быстро приглушались американским комфортом. За один съемочный день в США платили столько, сколько Савелий не мог заработать в Союзе и за год. Он купил себе «мерседес», дорого оставил коттедж, построенный недалеко от океана: бронзовая статуя Шекспира в полный рост, мебель в стиле ампир, антикварные часы и статуэтки, картины русских художников в тяжелых золотых рамках, роскошные люстры. Все это доставляло ему огромное удовольствие. Когда звонил телефон, актер снимал трубку: «Помещик Краморов слушает!». Наконец-то он смог позволить себе курсы по индийской йоге, о которых мечтал, а также операцию по исправлению косоглазия.
Однажды его фамилию забыли указать в титрах. Профсоюз американских актеров выбил ему такую компенсацию, что Крамаров мог бы не работать года три. И все же сытая жизнь не могла компенсировать нарастающей ностальгии. Друзья и коллеги постоянно звали обратно — если не вернуться, то хотя бы поработать. Актер решился на это лишь спустя 10 лет, став почетным гостем кинофестиваля «Кинотавр».
Лететь в Россию было страшно — а друг обратно не выпустят? Савелий постоянно звонил друзьям: «Опасно у вас там? А очень голодно?» С собой в самолет он взял целый чемодан «здоровых» продуктов — яблоки, орехи, изюм, мед. На фестивале зрители встретили любимого актера бурными овациями, как будто тот никуда и не уезжал.
Случилось то, чего боялся
Всю свою жизнь Крамаров вел внутреннюю войну: переболев туберкулезом в детстве, он панически боялся рака легких, от которого умерла его мать и все рдственники по материнской линии. Но не зря говорят: от судьбы не уйдешь.
Крамаров пришел в сознание, но лишился зрения и речи. Он все понимал, но ничего не мог сделать. Слышал, как врачи велели его супруге г отовиться к худшему. Сава не хотел умирать. А как же кругосветное путешествие, в которое они хотели отправиться? А его несыгранные роли? Неужели жизгнь может быть к нему так несправедлива? Он ведь занимался спортом, Даже таблеток не принимал.
Супруга разыскала его первую «американскую» жену и дочь Басю. Маленькая девочка сидела рядом с больничной койкой, держала его за р уку и пела песенки, стараясь не плакать: «Папа, ты обязательно выздоровеешь. » По лицу Савелия текли слезы.
Заботливая супруга была рядом все время. Почти каждый день заходил его друг актер Олег Видов. Он зачитывал Савелию телеграммы поддержки, которые мешками присылали поклонники из России.
6 июня 1995 года Савелий Крамаров тихо умер во сне. Да дня супустя заслуженного артиста РСФСР похоронили на мемориальном еврейском кладбище под Сан-Франциско. Наверное, он хотел бы покоиться рядом со своей матерью, но так никому и не сказал, где захоронил урну с ее прахом.
Савелий Крамаров: как потерял родину, ребенка и здоровье
Знаменитому на весь Советский Союз актеру неоднократно приходилось сталкиваться с серьезными испытаниями. Будучи невероятно популярным на Родине, Савелий Крамаров решил эмигрировать в США, где скончался в возрасте 60-ти лет после упорной борьбы с раком.
«В кино я играю алкоголиков, хулиганов и придурков. Наверное, поэтому меня везде принимают за своего», — любил шутить Савелий Крамаров во время выступлений. Зрители действительно обожали актера с необычной внешностью, который заряжал позитивом каждого, кто оказывался рядом с ним.
По злой иронии судьбы, за кадром в жизни Крамарова было мало веселого. Тяжелое детство, проблемы в личной жизни и вынужденная эмиграция — биография артиста пестрит трагическими событиями, и 13 октября, в день рождения звезды, пора вспомнить про самые значительные из них.
Сын врага народа
Казалось бы, у Савелия Крамарова были все шансы на счастливое детство: он родился в семье известного на всю Москву адвоката. Отец неплохо зарабатывал, но собственная принципиальность часто выходила ему боком.
Защищая врагов народа, Виктор Савельевич часто пытался предотвратить казни своих клиентов, и в итоге сам попал в число неугодных режиму. Впервые главу семьи репрессировали в 1938 году. С тех пор матери Крамарова приходилось трудиться на трех работах, чтобы хоть как-то прокормить сына.
Несмотря на все эти невзгоды, юный Савелий продолжал неплохо учиться и держался подальше от плохих компаний. Позже уже повзрослевший актер удивлялся тому, что в кино ему доставались преимущественно роли хулиганов, к коим он себя никогда не относил.
«Я с детства не был знаком ни с одним хулиганом. Если когда-нибудь подозрительный тип появлялся на одной стороне улицы, я всегда переходил на другую. Но, попадая на съемочные площадки, я становился рабом своей фактуры. И мой актерский альбом походил на пособие для начинающего дружинника», — шутил артист.
Неподходящая внешность
Задолго до окончания школы Крамаров начал грезить актерством. Казалось бы, нет ничего проще: пройди творческий конкурс, сдай экзамены и отправляйся учиться у лучших преподавателей страны.
Однако при подаче документов в театральный институт Савелий Викторович услышал неутешительный вердикт: «У вас не подходящая для актерства внешность». Еще бы, юноша с рождения страдал косоглазием, был низкорослым, а также обожал нагловато ухмыляться.
Чуть позже Крамаров признавался, что причиной его неудачи при поступлении могла стать дурная репутация семьи: детям врагов народа устроиться по жизни в СССР было непросто. На время оставив мечту, он поступил в Московский лесотехнический институт на факультет озеленения.
Однако Савелию Викторовичу понадобилось всего лишь несколько месяцев работы по специальности, чтобы понять, что его призвание — актерство. Он разослал свои фотографии по всем киностудиям страны, но довольно долго не получал ответа.
Первая роль в короткометражном фильме 1959 года «Ребята с нашего двора» помогла артисту продемонстрировать свой талант. А после была еще серия ярких перевоплощений, закрепивших за Крамаровым звание харизматичного актера с яркой внешностью: «Иван Васильевич меняет профессию», «Ход конем», «Трембита».
Невезение в любви
Пик популярности Крамарова пришелся на начало 70-х годов. «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Афоня» — эти ленты заставили каждого жителя СССР восхищаться талантом актера.
Ходили слухи, что Савелий Викторович просто невероятно богат. Он жил в знаменитом круглом доме на Мосфильмовской набережной, ездил на белой иномарке и купался во внимании поклонников. Казалось бы, при таком уровне популярности актер мог покорить любую женщину, но личная жизнь у звезды не складывалась.
После короткого брака с сокурсницей Людмилой артист пытался обрести семейное счастье еще три раза. Отношения с архитектором Марией продолжались долгих 13 лет. Женщина мечтала о ребенке и семье, но их первенец умер в младенчестве. После такого удара влюбленные пытались наладить отношения, но повторно завести ребенка так и не решились.
После смерти Савелия Викторовича, его последняя супруга Наталья трогательно рассказывала о Марии, стерпевшей ради любви к звезде многие унижения. «Говорят, Маша многое ему прощала, он ведь мог неделями, а то и месяцами не видеться с ней. Кстати, она долгое время не знала, что Савелий все время находится в каких-то отношениях с другими женщинами. Он искренне любил Машу, но это не мешало ему искать новых ощущений на стороне. Савелий так на Маше и не женился. Помню, на мой вопрос, почему же они все-таки разошлись, вздыхал: «Дурак был молодой. Слава в голову ударила. Все время был в поиске. А лучшее — враг хорошего. Вот в поисках этого «лучшего» я Машу и потерял», — делилась Наташа.
Однако единственную дочь Крамарову подарила не последняя супруга, которая помогала ему бороться с тяжелым заболеванием, а вторая жена Марина. Долгожданную наследницу артист назвал в честь матери Бенедиктой, неоднократно признаваясь, что малышка является самой большой и искренней его любовью.
Вот только рождение девочки не предотвратило скорое расставание Савелия Викторовича с Мариной. Вторая законная супруга сбежала в Лас-Вегас с годовалой Бенедиктой, заставив артиста еще больше переживать из-за своей ненужности на чужбине.
Вынужденная эмиграция
Казалось бы, после успеха обрушившегося на Крамарова в начале 70-х, его ждет пожизненная любовь зрителей. Да, публика действительно ценила артиста, а вот партия давно относилась негативно.
Во-первых, на экране Савелий Викторович все чаще воплощал образы странноватых, маргинальных мужчин, портящих имидж идеального советского государства. Во-вторых, дядя артиста неожиданно эмигрировал в Израиль, что фактически ставило крест на успешной карьере. А тут еще сам актер начал увлекаться йогой и посещать синагогу.
В какой-то момент количество актерских предложений свелось к нулю, и Крамаров начал гастролировать с концертной программой по стране. Однако это не приносило артисту достаточно средств и творческого удовлетворения. В итоге Савелий Викторович решил эмигрировать в Израиль к дяде, но власти СССР отказались выпускать его из страны.
Прекрасно понимая всю бедственность своего положения, актер решился на отчаянный шаг — отправил письмо президенту США, бывшему актеру Рональду Рейгану. Пронизанное отчаянием послание под названием «Как артист артисту» стало настоящей сенсацией и почвой для международного скандала.
«Я не переоцениваю свою известность. Стоит вам, гуляя с супругой по Москве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам ее подставят и она окажется агентом КГБ, знает ли она Савелия Крамарова, то она обязательно откроет рот (даже будучи чекисткой) и скажет: «А как же?! Смешной артист! Много раз смотрела фильмы с его участием. Кого он только не играл». Старушка, кем бы она ни была, даже министром культуры, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы иначе, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности», — просил актер у президента.
Разумеется, после столь громкого заявления в Советском Союзе Крамаров был бы просто обречен. Мужчину отпустили на все четыре стороны, но и в США его карьера начала складываться не сразу: из-за жуткого акцента артисту предлагали преимущественно эпизодические или малозаметные роли. Лишь благодаря упорству и принципиальности он смог добиться успеха и на чужбине: в какой-то момент его даже взяли в местную актерскую гильдию, что для эмигранта было огромной удачей.
После болезненного развода и многочисленных карьерных злоключений, Крамаров встретил свою Наташу, женщину, которую ждал всю жизнь. Она смогла вселить в него веру в светлое будущее, но тут в судьбу Савелия Викторовича ворвалась болезнь, та самая, которая однажды лишила его матери.
Борьба с раком
Савелий Крамаров неоднократно признавался, что всю жизнь боялся заболеть именно раком. Памятуя о муках матери, он постоянно проходил медицинские осмотры и даже практиковал лечебное голодание.
Вот только все эти методики оказались бездейственными. В январе 1995 года артист внезапно почувствовал себя плохо. При осмотре ему был поставлен неутешительный диагноз: рак прямой кишки. По иронии судьбы, незадолго до этого Крамаров получил большую роль в серьезном драматическом проекте, которую ему так и не суждено было сыграть.
Химиотерапия и операция по удалению опухоли негативно сказались на самочувствии артиста. За тромбозом последовал первый инсульт, а потом и второй, унесший жизнь Савелия Викторовича в возрасте 60-ти лет. Чуть позже жена Наташа вспоминала, что незадолго до смерти Крамаров обрел все, о чем только мог мечтать.
«Я до сих пор не могу принять то, что его так стремительно унесло от меня. Все желания исполнились в его жизни: дом купил, в кино снимался, любимую женщину встретил, ребенка родил. Больше желать было нечего. Он всю жизнь искал свою любовь, но так получилось, что нашел ее слишком поздно. Вот на вершине счастья его жизнь резко и оборвалась. Я часто вспоминаю его мудрые слова: «Все суетимся, бежим куда-то. А надо жить по-другому. Проснулся, увидел солнце — и радуйся. Как бы плохо ни было здесь, это все равно лучше, чем там», — вспоминала супруга звезды.
После эмиграции Крамаров возвращался в Россию два раза. В 1994-м, за год до смерти, во время приезда в Москву актер совершил невероятный поступок: вывез из страны прах матери и доставил его в США. По словам последней жены звезды, он так и не признался, где захоронил останки родительницы.
Самого Крамарова похоронили неподалеку от Сан-Франциско на еврейском кладбище. Чуть позже друзья поставили на могиле актера памятник в виде гримерного столика с занавесом и театральными масками, лежащими на нем, ведь даже после смерти каждый проходящий мимо должен был знать, что здесь покоится великий артист.
Савелий Викторович Крамаров
Фото Все
Видео Все
«История жизни» Савелий Крамаров
Савелий Крамаров — биография
У этого актера нет ни одной главной роли, но он все равно был любимцем целой страны. У него не было вредных привычек, но причиной смерти стал рак, который всегда вызывал в нем страх. Всю свою жизнь он искал одну единственную женщину, хотя сам был объектом обожания многих. В жизни он был собранным и серьезным, зато его экранные герои заставляли смеяться до слез. Этот неповторимый и непредсказуемый актер – Савелий Крамаров.
Первый успех пришел к актеру Савелию Крамарову после съемок в картине «Друг мой, Колька!», а всенародная слава и любовь накрыла его после выхода фильма «Неуловимые мстители».
Детство и юность
Родился Савелий Крамаров 13 октября 1934 года в столице, в очень благополучной семье. Отца звали Виктор Савельевич, он был известным в Москве адвокатом, мама Бенедикта Соломоновна — домохозяйка. Как оказалось позже, быть в те времена адвокатом, означало находиться под прицелом НКВД. За Виктором Савельевичем пришли в 1938-м, обвинили в антисоветской деятельности и отправили на восемь лет валить лес в Усвитлаг. Так из мальчика из вполне приличной семьи, Савелий в один момент стал сыном врага народа, а это «звание» не обещало впереди ничего хорошего.
Фото: Савелий Крамаров в молодости
Саве с мамой пришлось что называется, выживать, перебиваясь с хлеба на воду. Работать мама не могла, потому что жен врагов народа не брали нигде. Женщине пришлось подать на развод, чтобы найти себе хоть какое-то место. Мальчику так и не удалось поближе узнать папу. У них была всего одна встреча после его освобождения, но мужчине запрещали поселяться в Москве, и ему пришлось снова уехать в Бийск. За ним снова пришли, уже в 50-м, он получил второй срок, который отбывал в Красноярске. В семью он больше не вернулся, некоторые источники писали, что он сошелся с другой женщиной, и вскоре его не стало. По одной из версий это было самоубийство.
Но самое страшное ждало Савелия впереди. Его мама умерла от рака, когда парню было всего шестнадцать. Он еще учился в школе, и опекуном назначили дядю, Леопольда Соломоновича, маминого брата. В школьные годы учителя намучились с Савой, он совершенно не хотел учиться, прогуливал уроки и не пропускал ни одной драки. Единственное, что ему нравилось, было кино. Он мог часами сидеть в кинотеатре, куда он попадал благодаря сердобольной соседке тете Дусе. Женщина была котроллером, и позволяла Саве бесплатно проходить почти на все сеансы. Сидя перед экраном, парень не сводил с него восторженных глаз, он как будто впитывал в себя все, что там происходило. В такие моменты он становился другим человеком, появлялось ощущение счастья, которое хотелось продлить на всю жизнь. Именно в это время появилась мечта стать артистом.
Окончив школу, Савелий Крамаров пошел реализовать свою юношескую мечту. Он сдал документы в театральный вуз, но испытания не прошел. У него появилась идея стать адвокатом, как отец, но сыну врага народа дверь в юридический была закрыта наглухо. Тогда он прислушался к совету дяди, и стал студентом факультета озеленения столичного лесотехнического института. Но о своей мечте парень не забыл, и после первого курса института попробовал свои силы в театральной студии, носившей символическое название «Первый шаг». Претендентов на место было очень много, но Савелий сумел поступить с первой попытки.
Диплом об окончании института Крамаров получил в 1958-м, и сразу устроился на работу по специальности озеленитель. А душа по-прежнему жаждала большего, он понял, что нужно начинать что-то менять в своей жизни, и ушел с работы.
Фильмы
Крамаров понимает, что продвигаться придется самостоятельно, и предпринял решительные шаги. Первым делом он отправил свои фото по всем киностудиям Советского Союза, и стал ждать результата. Вскоре ответ пришел, его пригласили на съемки фильма «Им было по девятнадцать». Роль была незначительной, но именно она дала старт кинематографической биографии будущего великого артиста Крамарова.
Более заметной работой в карьере Савелия стала картина «Ребята с нашего двора», где ему пришлось перевоплотиться в Ваську Ржавого. После этого буквально сразу пришло новое предложение, на этот раз он тоже стал хулиганом Пименовым в фильме «Друг мой, Колька!». И после выхода этой картины Крамарова наконец-то заметили, и оценили его талант. Спустя много лет, Савелий Викторович скажет, что именно этот персонаж его самый любимый и лучший, за всю долгую творческую жизнь.
Первый грандиозный успех пришел к актеру после проката ленты «Неуловимые мстители». И хоть его роль была очень незначительной, и мелькнул он только в одном из эпизодов, но именно она принесла ему всенародную любовь. Чего только стоила одна его фраза «И мертвые с косами стоят…» — она сразу ушла в народ.
В 1967 году актера пригласили в труппу Театра миниатюр. Он согласился, и некоторое время выступал на его подмостках. Но артист понимает, что настоящая популярность ждет его в кинематографе, а не в театре. 70-е годы стали пиком его популярности, и актер решился снова попробовать поступить в театральный вуз. В 1972 году Крамаров пополнил ряды студентов актерского факультета ГИТИСа. Он уже имел диплом, был на пике популярности, но ни в одном театре для него места не нашлось.
У Савелия Крамарова была очень специфическая внешность, благодаря которой было легко и одновременно трудно найти себе работу. С его внешними данными о роли главного персонажа можно было не мечтать, особенно в советские времена. Самая большая роль, которую он сыграл в кино, был Федя Ермаков, вор-рецидивист из комедии «Джентльмены удачи». Фильм сразу вошел в разряд культовых, и принес всем актерам славу и признание. И снова фразы крамаровского героя разошлись на цитаты, которые использовались повсеместно.
Эта картина стала очень успешной в карьере Савелия. После ее проката артист начал получать приглашения на съемки регулярно. И он начал более придирчиво относится к предложениям, даже отказывался от некоторых. Он отказался и от роли Петрухи в ленте «Белое солнце пустыни», а потом сильно жалел о своем решении.
Потом Крамаров дважды снимался в картине «Двенадцать стульев». В ленте, которую снял Гайдай, Савелий сыграл одноглазого председателя шахматного клуба, а в одноименном фильме режиссера Захарова перевоплотился в слесаря-интеллигента Полесова.
Крамаров стал невероятно популярным. Он получил официальное разрешение купить иномарку – «Фолькваген-жук» белого цвета, на которой разъезжал по столичным улицам.
В 1974-м Крамаров стал Заслуженным артистом РСФСР, и когда журналисты спрашивали его, как он планирует свою дальнейшую карьеру, то он сказал, что собирается стать народным. Но эти планы остались только в мечтах.
Эмиграция
Слава и всенародная любовь не вскружили голову великому артисту. Он становился взрослее, мудрее, и все чаще задумывался о смысле жизни, философии и вере. По национальности он был еврей, и стал остро чувствовать свое одиночество, когда остался в Союзе один. Его дядя, единственная родная душа, уехал в эмиграцию в Израиль. Савелий полностью изменил свой образ жизни, и это вызывало непонимание, а иногда и осуждение его окружения. Он занимался йогой, перешел на сыроедение и вегетарианство, ходил на службу в синагогу. Согласно вере, у иудеев суббота выходной день, поэтому он отказывался от съемок в эти дни. И как результат, его уже не засыпают предложениями, а вскоре и вовсе перестали приглашать.
Савелию Крамарову стало понятно, что без вмешательства власти тут не обошлось. Он решается на эмиграцию и подает документы в соответствующие органы. Причиной он назвал желание воссоединиться с родным дядей. Но внезапно получил отказ. В то время существовали правила, если артист эмигрирует, то все фильмы, в которых он был задействован, должны быть сняты с проката. А фильмография Савелия Крамарова насчитывала более четырех десятков картин, причем они были очень популярными.
В 1981-м Крамаров и Левенбук сочинили послание, которое назвали «Письмо Президенту США Рейгану», в котором рассказали о своей незавидной судьбе. Это письмо прозвучало на волне «Голос Америки», и только после этого Крамарову разрешили уехать. В октябре 1981-го он оказался в Лос-Анджелесе.
Его приютил у себя актер Илья Баскин, его партнер по фильму «Большая перемена». Вскоре Крамаров снял квартиру в этом же районе. Крамарова и Баскина пригласили на съемки картины «Москва на Гудзоне», в которой Савелий стал Борисом из КГБ. Финальная сцена ленты снималась на улице, и за спиной актера находился лоток, на котором красовались хот-доги. В России немедленно подхватили эту информацию, и пустили слух, что известный советский актер стал в Америке обычным продавцом сосисок и гамбургеров.
Как актер, Крамаров был постоянно задействован лучшими студиями Америки. Работа у него была постоянно, он снялся во многих проектах, но по-прежнему во второстепенных ролях.
Савелию предложили работу в фильме «2010», где он должен был стать советским летчиком-космонавтом. По сценарию, актер должен был сыграть такого себе простоватого и глуповатого персонажа, но Крамаров не согласился, и пытался всем доказать, что советские космонавты никогда не были идиотами, туда берут только смелых людей с исключительными способностями.
После этого у него было много проектов, среди которых можно особо отметить фильмы «Вооружен и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Савелий Крамаров, один единственный из всех эмигрантов состоял в Гильдии киноактеров. Он выходил на съемочную площадку с прославленными западными артистами, сотрудничал с Уоррен Битти и Робин Уильямс.
Личная жизнь
В личной жизни артиста всегда было много женщин, но он стремился найти ту единственную, с которой бы счастье было полным. И он ее нашел, но, к сожалению, слишком поздно, всего за год до своей смерти.
Савелий Крамаров с женой
Первой женой Савелия Крамарова стала однокурсница Людмила. Они быстро оформили свои отношения, и так же быстро расстались. Потом артист встретил архитектора Марию, которая тринадцать лет была его гражданской женой. Савелий называл ее святой женщиной, и признавался, что чувствует вину перед ней.
В 1986-м в личной жизни артиста снова случились перемены. Он официально женился на женщине по имени Марина, в браке с которой родился единственный ребенок Крамарова – дочка Бенедикта, которую назвали в честь матери актера. В 1988-м, когда Басе исполнился год, Марина бросила Крамарова, и уехала с дочерью в Лас-Вегас.
Савелий Крамаров с дочкой
Свой единственный идеал женщины актер встретил за год до смерти. Ею стала Наталья Сирадзе, с которой он вступил в брак в октябре 1994-го. Избранница была моложе на 21 год, но именно она смогла сделать его счастливым.
Болезнь и смерть
В Россию Крамаров смог приехать только после развала СССР. В 1992 году он получил приглашение, и стал почетным гостем фестиваля «Кинотавр». Следующее посещение родины состоялось в 1994 году, незадолго до его смерти.
Фото: Могила Савелия Крамарова
Савелий Крамаров оставался очень востребованным до последних дней. Буквально за год до смерти его позвали в очень перспективный проект, он дал согласие. Но доктора поставили неутешительный диагноз – онкология. Савелия Крамарова не стало 6 июня 1995 года. Это случилось в одной из клиник города Сан-Франциско. Местом упокоения актера стало еврейское кладбище «Холмы Вечности» в Колме. В октябре 1997-го могилу артиста украсил памятник, авторами которого были Михаил Шемякин и Вячеслав Бухаев.