Судно разведчик как называется
а в и з о
быстроходное судно-разведчик
• военное судно малого размера, для рассылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота
• извещение об изменении в состоянии взаимных финансовых расчетов
• небольшое военное судно для посыльной и разведывательной службы
• расписание очередности выходов на арену в дореволюционном цирке, где для неграмотных ставили условные знаки
• уведомление об операции, поступлении платежа
• корабль службы связи
• старинное военное судно
• небольшое судно для разведывательной и посыльной службы
• быстроходный корабль для службы связи
• извещение о денежной операции
• корабль посыльной службы
• извещение от контрагента
• уведомление о платеже
• шустрое судно на «побегушках»
• извещение о переводе денег
• банковская депеша или судно на посылках
• судно «на побегушках»
• уведомление из банка
• платежная весточка из банка
• небольшое военное судно
• извещение из банка
• банковское уведомление клиентам
• Извещение о денежной операции
• В банковской, коммерческой практике официальное извещение об исполнении расчетной операции
• Извещение об изменениях в состоянии взаимных расчётов
• Небольшое быстроходное судно
• Весточка о переводе наличных
• Извещение о платеже
• м. несклон. военное судно малого размера, для рассылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота и пр
а в и з о
быстроходное судно-разведчик
• военное судно малого размера, для рассылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота
• извещение об изменении в состоянии взаимных финансовых расчетов
• небольшое военное судно для посыльной и разведывательной службы
• расписание очередности выходов на арену в дореволюционном цирке, где для неграмотных ставили условные знаки
• уведомление об операции, поступлении платежа
• корабль службы связи
• старинное военное судно
• небольшое судно для разведывательной и посыльной службы
• быстроходный корабль для службы связи
• извещение о денежной операции
• корабль посыльной службы
• извещение от контрагента
• уведомление о платеже
• шустрое судно на «побегушках»
• извещение о переводе денег
• банковская депеша или судно на посылках
• судно «на побегушках»
• уведомление из банка
• платежная весточка из банка
• небольшое военное судно
• извещение из банка
• банковское уведомление клиентам
• Извещение о денежной операции
• В банковской, коммерческой практике официальное извещение об исполнении расчетной операции
• Извещение об изменениях в состоянии взаимных расчётов
• Небольшое быстроходное судно
• Весточка о переводе наличных
• Извещение о платеже
• м. несклон. военное судно малого размера, для рассылки, подачи вестей, наблюдения впереди флота и пр
Список сторожевых кораблей ВМФ СССР (1931—1991)
Символ «†» предшествует году гибели корабля, а символы «††» — году вывода корабля из боевого состава флота.
Содержание
Сторожевые корабли (СКР)
СКР типа «Ураган»
Сторожевые корабли типа «Ураган» (первый советский проект надводного корабля). Заложены в августе-октябре 1927 года, спущены на воду в 1929—1930гг, введены в строй в 1930—1933 гг. За свои названия этот и два следующих проекта типа «Ураган» были известны как «дивизион плохой погоды».
Первые шесть СКР для МСБМ первоначально составили дивизион, который моряки в шутку прозвали — «Дивизион плохой погоды»…
СКР типа «Ураган» строились 4-мя сериями по идентичным проектам: «2»; «4»; «39». Всего построено 18 кораблей. На Ленинградском ССЗ № 190 всего заложено 14 ед., из них 4 ед: «Вьюга»; «Метель»; «Молния»; «Зарница» — секционной сборки, перезаложены на Дальнем Востоке. На Николаевском ССЗ № 198 всего заложено 4 ед., из них 2 ед: «Гром» и «Бурун» — секционной сборки, перезаложены на Дальнем Востоке.
ТТХ: Водоизмещение полное 619 ÷ 633 т. Размерения 71,5 х 7,4 × 2,9 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная 6550 л.с. Скорость 21÷23 уз, дальность 930 миль(14 уз). Вооружение: 2 х 1-102 мм (на части кораблей заменялись на 2 х 1-100 мм), 2 х 1-45 мм (в ходе войны заменялись на 37-мм автоматы), 3÷5 х 12.7 мм пулеметов, 1 х 3-450 мм ТА, 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомета БМБ-1 (устанавливались в ходе войны), 20 мин КБ или 32 мины обр. 1926 г. Экипаж 114 чел.
Проект 2
Корабли I-й серии. Заложены в 1927 году, спущены на воду в 1928—1931 годах, введны в строй в 1930—1932 годах.
Проект 4
Сторожевые корабли типа «Ураган» II-й серии, все секционной сборки. Заложены в 1931-33гг, перезаложены на Дальнем Востоке в 1933 году, спущены на воду в течение 1934 года, введены в строй в 1934—1935 гг.
Проект 39
Сторожевые корабли типа «Ураган» III-й и IV-й серии. Заложены в 1934-35гг, спущены на воду в 1934-36гг, введены в строй в 1935—1938 гг.
Корабли III-й серии: «Молния» и «Зарница» — секционной сборки, перезаложены на Дальнем Востоке.
Проект 29 («Ястреб»)
Строились в 1939—1950 годах. Всего построено 6 единиц, ещё 8 единиц не были достроены из-за Великой Отечественной войны.
Проект разработки 1938—1939 гг., к июню 1941 года всего заложено 14 кораблей, но в связи с началом ВОВ, заказы на 8 кораблей были аннулированы. Головной корабль «Ястреб» вступил в строй 23.2.1945 года, остальные 5 кораблей были достроены после войны по откорректированному проекту «29К» (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГЛС).
ТТХ: Водоизмещение стандартное 916,7 т, нормальное 1091 т, полное 1266,2 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2×13 000 л.с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3×1-100-мм АУ Б-34, 4×1-37-мм автомата 70-К, 3×2-12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.
Проект 42 («Ястреб»)
Строились в 1949—1953 годах. Всего было построено 8 единиц.
Проект разработки 1947 — 1949 гг. По сравнению с проектом 29 — новый корабль имел большие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус, повышенную мореходность, усиленное вооружение. Однако, правительственная комиссия сочла водоизмещение неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказалась.
ТТХ: Водоизмещение стандартное 1339 т, нормальное 1509 т, полное 1679 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2×13910л.с.; скорость полного хода 29,65 уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания 2810 миль. Вооружение: 4×1-100-мм АУ Б-34У-СМ, 2×2-37-мм АУ В-11М, 1×3-533-мм ТА, 2×16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.
Проект 50
Строились в 1952—1958 годах. Всего было построено 68 единиц.
Проект разрабатывался, в качестве альтернативного проекту 42. Уменьшение водоизмещения обеспечивалось применением линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной) и сокращением количества 100-мм АУ до трёх… Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959—1960 гг., все корабли проекта 50 оснастили трехтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500. Помимо 68 ед. СКР советской постройки, 4 корабля были построены по лицензии СССР, в КНР.
ТТХ: Водоизмещение стандартное 1050 т, нормальное 1116 т, полное 1182 т, наибольшее 1337 т; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2×10015 л.с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3×1-100-мм АУБ-34УСМ-А и 2×2-37-мм АУВ-11М, 1×2-533-мм ТА, 1×6 РБУ-200 и 4×1-БМБ-1, до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.
Проект 159, 159-А, 159-АЭ, 159-М
Строились в 1958—1976 годах. Всего было построено 45 единиц, которые были построены на следующих судостроительных заводах:
По проекту 159, строились в качестве малых противолодочных кораблей (МПК), по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения — почти аналогичен ВПК проекта 61. Применена комбинированная, дизель-газотурбинная (ДГТУ)ГЭУ (дизели работают на средний вал, ГТУ— на бортовые).
По усовершенствованному проекту 159-А, строились 29 кораблей завершающей серии: РБУ-2500 заменены на более мощные РБУ-6ООО, установлен второй ТА, модернизированы системы РЛС.
По проекту 159-АЭ, строились экспортные корабли, которые имели аналогичный состав вооружения, но с бомбометами РБУ-2500.
ТТХ: Водоизмещение стандартное 938 т, полное 1077 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2×15000 и 1×6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2×2-76-мм АУ АК-726, 1(2)x5-400-мм ТА, 4×16 РБУ-2500 (РБУ-6000). Экипаж 168 человек.
Проект 35
Всего было построено 18 единиц. Строились в 1961—1968 годах.
Проект 1135 («Буревестник»)
Всего был построен 21 корабль проекта.
Проект 1135М
Всего построено 11 единиц. Строились в 1973—1981 годах.
Проект 1135.1 («Нерей»)
Пограничный сторожевой корабль (ПСКР), спроектирован на базе СКР пр.1135. Строились в 1981—1990 годах. Всего построено 8 единиц, в том числе 7 ед. введено в состав Морских частей Пограничных Войск КГБ СССР (затем РФ). Ещё один корабль («Гетман Сагайдачный») входит в состав ВМС Украины.
Проект 1154
Строились в 1987—2009 годах. Всего построено 2 единицы.
Проект 11540 («Ястреб»)
По своим ТТХ аналогичен фрегатам морской зоны.
Проект 11661 типа «Гепард»
Официально отнесен к классу «Фрегат».
Проект 11661К
Построено 2 единицы.
Проект 12441 («Гром»)
Проект 20380 («Стерегущий»), экспортный вариант — («Тигр»)
Официально классифицирован как «Корвет». Построена 2 единицы, ведётся строительство ещё 3.
Пограничные сторожевые корабли (ПСКР)
ПСКР постройки 1934÷1941 гг
Спроектирован для противолодочной обороны баз ВМС СССР, с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант» (ПСК-29): заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л.с; максимальная скорость — 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) — 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.
По данным источника № 2: Длина наибольшая — 67,5 м; ширина — 7,3 м; осадка — 2,2 м; водоизмещение — 600/1000 т; Мощность ГЭУ — 2×1100 л.с; скорость — 16,8 уз; Вооружение: 1-102-мм; 3×1-37-мм зенитных зенитных орудия; 2×1-12,7-мм пулемётные турельные установки; минные рельсы и кормовой скат; 2 лотковых бомбосбрасывателя; 2 бомбомёта; 6×(МБДШ) — морские большие дымовые шашки в корзинах. Экипаж — 68 чел.
Всего построено 17 кораблей. Строились в 1973—1985 годах.
Проект 1241ПЭ
Строились в годах. Всего было построено 2 единицы.
Морская радиоэлектронная разведка
Требования командования Военно-морского флота по выявлению деятельности военно-морских сил иностранных государств из года в год росли.
Береговые радиоотряды, в силу своей специфики, не могли перекрыть поиском, перехватом, пеленгованием и анализом весь диапазон излучений радиоэлектронных средств объектов разведки. В то же время необходимость разведки радиотехнических средств – средств радиолокации, радионавигации, управления, а также ближней радиосвязи разведывательных сил становились всё более очевидными, так как эти излучения несли большой поток информации не только о характеристиках самих радиоэлектронных средств, но и об их деятельности.
В 1951 году было принято решение о создании радиотехнической разведки Военно-морского флота. Перехват радиоэлектронных излучений стал основным источником информации о противнике. Почти одновременно с этими событиями по приказу Морского Министра СССР на флотах начинается создание отдельных морских радиотехнических дивизионов (ОМРТД), в состав которых вошли суда, выделенные, согласно этому приказу.
На флоты начинают поступать первые разведывательные корабли, которые в начальный период своей деятельности назывались посыльными судами.
Первыми такими кораблями, появившимися на флотах в 1954 году, были:
– на Балтийском флоте – «Андома»;
– на Черноморском флоте – «Аргун»;
– на Северном флоте – «Рица»;
– на Тихоокеанском флоте – «Керби».
На базе этих кораблей сначала формируются дивизионы посыльных судов, затем дивизионы кораблей ОСНАЗ. В дальнейшем дивизионы на флотах были преобразованы в бригады разведывательных кораблей.
По мере приобретения опыта ведения радиотехнической разведки с берега становилась всё более очевидной необходимость размещения средств радиоэлектронной разведки на подвижных носителях, так как береговые подразделения не могли охватить наблюдением морские, а тем более океанские театры военных действий на всю их глубину.
Кроме того, заблаговременное обнаружение массового пролёта стратегической бомбардировочной авиации с континентальной части США в направлении СССР в то время могло быть выявлено только развёртыванием соответственно оснащённых кораблей в удалённых районах Мирового океана.
Командование флотов добивается передачи в состав ОМРТД судов различных проектов и типов. Эти суда, оборудованные силами личного состава кораблей, имеющими средства РР и РТР, приступили к решению поставленных перед ними задач разведки в операционных зонных флотов. Боевые посты РР и РТР укомплектовывались аппаратурой, разработанной для береговых частей.
В КВ диапазоне это были радиоприёмники «Крот», в УКВ – радиоприёмники Р-313, Р-314, для разведки радиолокационных станций использовались радиостанции РПС-1 «Пирамида» и РПС-2 «Пика», а также самолётные станции РТР: СРС-1 и СРС-2. Для пеленгования излучений – радиопеленгаторные приставки КВПС. Общее количество боевых постов составляло от 6 до 9.
Перед Военно-морским флотом была поставлена задача противостояния военно-морским силам вероятного противника, для чего необходимо было создать силы и средства, в том числе и разведки, способные эффективно действовать в океанской зоне. Неизмеримо возросла потребность в информации о военно-морских силах вероятного противника. В зоне ответственности флотов корабли дивизионов решают поставленные задачи, находясь постоянно море.
По приказам Главнокомандующего ВМФ о классификации кораблей и судов эти корабли до 1977 года относились к группе боевых кораблей, а затем, с выходом нового приказа о классификации, были отнесены к группе специальных судов.
Командование флотов регулярно привлекает корабли к решению задач разведки. Сами походы по терминологии первых лет делились на ближние и дальние.
Ближними считались походы в прилегающие моря продолжительностью до 30 суток. Подготовка кораблей к выходам в море проходила в условиях особой секретности. Производилась экипировка экипажей кораблей в гражданскую одежду. Команды обеспечивались общегражданскими и санитарными паспортами.
Легендирование судов существовало с самого начала походов кораблей. В начальный период – под рыбаков с красным флагом страны Советов, под гидрографические суда с флагом гидрографии и полосой с серпом и молотом на трубе, затем под суда связи с военно-морским флагом.
Легендирование кораблей предусматривало не только наличие на борту соответствующего рыбацкого реквизита, но и умение экипажа этим пользоваться. Все корабли имели легендные названия, которые менялись время от времени.
В начале 60-х годов сложилось положение, когда корабли, объединённые в дивизионы, но не имеющие штатных специалистов разведки, могли действовать только как «извозчики», так как силы и средства разведки были сосредоточены в ОМРТД флотов.
Поэтому дальнейшим естественным организационным шагом явилось объединение в 1961 году дивизионов кораблей ОСНАЗ и ОМРТД флотов в единую организационную структуру, получившую название Морского радиотехнического отряда (МРТО).
Созданные части были способны самостоятельно добывать материалы РР и РТР, квалифицированно обрабатывать их, обобщать полученные данные и разрабатывать разведывательные документы.
К этому времени на вооружение кораблей стали поступать новые технические средства разведки, специально разработанные для эксплуатации в корабельных условиях – панорамные радиоприёмники «Черника», радиоприёмники типа «Трап», «Вишня-К», радиопеленгаторы КВ и частично СВ-диапазонов «Визир», для РТР – переносные станции «Малютка (МРР – 1–7).
К началу 70-х годов в составе разведок флотов находились корабли ОСНАЗ различных проектов. Это были морские суда различных типов. Они строились в различные годы в ГДР, Финляндии, Швеции и СССР.
Несомненным достоинством этих судов было наличие больших свободных площадей в трюмах, которые давали возможность разместить там разведывательную аппаратуру и оборудовать необходимое количество спальных мест для штатного личного состава корабля и групп ОСНАЗ. Эти суда имели примерно одинаковую скорость хода 9–11 узлов и автономность 25–30 суток при штате судов, выделенных в состав разведок флотов, в 25–35 человек. Таким же было и количество штатных спальных мест.
Но реальные штаты разведывательных кораблей были значительно больше, а с учётом дополнительных групп ОСНАЗ, прикомандировываемых на поход, необходимое количество спальных мест увеличивалось в 2–3 раза. Естественно, что при таком увеличении личного состава, автономность по воде и продовольствию должна была бы сократиться примерно в той же пропорции.
Однако автономность кораблей при выходе в море определялась, как правило, в те же 30, а иногда и более суток. Зачастую заправки в море проходили и через большее количество времени, если того требовала обстановка – нахождение в назначенном районе разведки или при слежении за определёнными объектами.
Это создавало определённые проблемы в санитарии и гигиене, которые личным составом кораблей переносились стойко. Опреснителей на кораблях первого поколения практически не было. Плавание зачастую проходило в тропических широтах, когда на палубе нещадно жгло солнце, температура в машинных отделениях достигала 50 градусов, в каютах до 35 градусов, отсутствие пресной воды чувствовалось особенно остро.
Но моряки с честью выходили и из этого положения. Для помывки личного состава использовались тропические ливни, для увеличения запасов воды командиры на свой страх и риск забирали воду в не предназначенные для этого ёмкости, например в форпик, что уменьшало остойчивость судна и затрудняло управление кораблём в штормовую погоду.
Малые ёмкости рефрижераторных камер (1,5–2,0 куб. метров) не давали возможности разместить достаточные запасы скоропортящихся продуктов. Картофель, хранившийся, как правило, в сыром трюме, приходилось просушивать на палубе и перебирать его чуть ли не еженедельно под любопытными взглядами и постоянном фотографировании с иностранных самолётов и вертолётов. На кораблях первого поколения отсутствовала вентиляция и кондиционирование жилых и служебных помещений.
Технические трудности заключались в невозможности централизованного создания в короткое время документации по переоборудованию судов этих проектов. Поэтому в первые годы суда переоборудовались по замыслам командиров и инженерных служб морских радиоотрядов.
Делалось это просто: в свободном трюме из досок оборудовались одно- или двухъярусные помещения, и в них всеми доступными средствами крепилась разведывательная аппаратура. Отсутствие вентиляции, сырости, частая перестановка аппаратуры с корабля на корабль, непосредственно в море при волнении, приводили к частым выходам ее из строя. Но постепенно и эти проблемы были решены путём оборудования стационарных боевых постов.
С 1962 года корабли ОСНАЗ Северного флота начали вести разведку у Восточного побережья США и в Северо-Восточной Атлантике на постоянной основе, корабли Тихоокеанского флота – в районе деятельности 7-го флота США. Совершили несколько походов в район о. Гуам, Западного побережья США, Гавайских и Алеутских островов, Японии, о. Окинава. Корабли Балтийского флота вели разведку в районах Балтийского и Северного морей, в Северной Атлантике, корабли Черноморского флота – в Средиземном море, в районах постоянной деятельности кораблей 6-го флота США.
По мере развертывания передовых баз ПЛАРБ корабли ОСНАЗ начали непрерывно вести разведку 14, 15, 16 эскадр ПЛАРБ ВМС США в районах Холи-Лох, Гуам, Рота. Авианосно-ударные и противолодочные силы также находились под непосредственным наблюдением кораблей разведки, добывающих данные об их деятельности, которые невозможно было бы получить от береговых частей разведки.
Возросла потребность в разведывательном обеспечении работы сил флотов на океанских просторах, необходимость действий кораблей разведки в непосредственной близости от крупных надводных соединений военно-морских сил стран НАТО.
Длительное слежение за ними потребовало наличия кораблей с большой скоростью хода. С 1966 года в состав разведок флотов начали поступать корабли проекта 850 типа «Николай Зубов». Водоизмещением 3100 тонн, двухвинтовые со скоростью 17 узлов. На Северный флот – ЭОС «Харитон Лаптев», на ТОФ – ЭОС «Гавриил Сарычев».
Интенсивность использования кораблей ОСНАЗ в эти годы увеличилась. Планы походов не только выполнялись, но и перевыполнялись. Корабли совершали походы с большим превышением автономности плавания. С большим напряжением несли боевую вахту экипажи кораблей и специалисты РР и РТР. Не редко вахта была двухсменной.
Повышение активности в деятельности кораблей нашло ответ в деятельности разведуемых сил, которые начали закрывать наиболее информативные радиосети, создавать активные радио- и радиоэлектронные помехи при обнаружении наших кораблей в непосредственной близости от соединений иностранных кораблей, объявлять во внутриэскадренной связи режим полного радиомолчания, прекращать или сокращать работу радиоэлектронных средств.
Начали проявляться провокационные действия в отношении кораблей разведки.
Производилось «выдворение» корабля ОСНАЗ из района действий сил с помощью 2-х кораблей охраны соединения, которые брали корабль в «клещи» и давали ему возможность следовать только вполне определённым курсом на выход из района.
Первая вооружённая провокация была предпринята в декабре 1958 года против корабля «Унго» Тихоокеанского флота.
В сентябре 1964 года военно-морские силы НАТО проводят крупнейшее учение под условным названием «Team Work». Оно проходило в водах северо-восточной Атлантики, Норвежского и Северного морей, на территории Великобритании и Норвегии, и являлось составной частью итоговых осенних учений. Оперативное соединение разнородных и разнонациональных сил формируется у восточного побережья США и совершает переход в район северной Норвегии, где планировалось произвести высадку десанта при поддержке Ударного флота. К разведке учения привлекаются корабли ОСНАЗ Северного и Балтийского флотов, которые были заранее развёрнуты на маршруте движения авианосного соединения.
От Северного флота это корабли: «Кренометр», «Теодолит» и «Гироскоп».
С 1968 года экипажи кораблей в автономном плавании, начали получать специальный морской паёк. В состав пайка входило: вобла, сухое вино, шоколад, соки, копчености, сгущенное молоко.
Личному составу кораблей в связи с неблагоприятными условиями плавания в тропических широтах выдавалось одноразовое личное и постельное бельё, в дальнейшем – тропическая форма одежды.
В целях гигиены врачами на кораблях было организовано профилактическое обтирание отдельных частей тела разведённым спиртом. Периодичность заправок через 35–40 суток заставила организовать выпечку свежего хлеба на кораблях.
С началом дальних походов для кораблей разведки ВМФ были организованы заправки с рыболовных плавбаз или гражданских судов, что давало возможность периодически получать свежие продукты, топливо, воду. Организовывать помывку и стирку белья для личного состава и при необходимости производить мелкий ремонт механизмов с помощью ремонтных мастерских плавбаз.
В конце 60-х – начале 70-х годов в разведку флотов поступают корабли польской постройки проекта 861 типа «Колгуев» для Северного и Черноморского флотов, для Тихоокеанского флота океанские буксиры-спасатели типа «Памир» шведской постройки. Поступление кораблей было вызвано как продолжающимся наращиванием сил морской РЭР, так и необходимостью обеспечения большей надёжности и безопасности плавания этих кораблей.
Система РЭР ВМФ
К концу 60-х годов была в основном создана система РЭР Военно-морского флота.
Корабли первого поколения, поступившие до этого времени в состав разведок флотов, были переоборудованы по проектам СКБ судоремонтных заводов и флотов. Продолжалось наращивание сил морской радиоэлектронной разведки. Плавать приходилось всё больше, напряжённость использования кораблей и личного состава увеличивалась.
Если в начале 60-х годов интерес со стороны вероятного противника к первым кораблям ОСНАЗ был невелик, то с усилением их деятельности он значительно возрос. Интенсивнее стала использоваться базовая патрульная авиация. С выходом кораблей разведки из баз облёты настойчиво проводились с выполнением кино- и фотосъёмок, продолжались до уверенного определения курса, скорости и названия нашего корабля.
Несмотря на все трудности психологического и житейского характера, связанные с продолжительностью походов, служба на кораблях считалась почётной и уважаемой.
Корабли являлись основными «поставщиками» следующих данных:
– по подготовке ПЛАРБ вводу в состав боеготовых сил и выходу на боевое патрулирование;
– по тактике действия авианосно-ударных соединений. Накопленный опыт ведения разведки, выявленный состав, организация всех видов обороны АУГ ВМС США и НАТО тщательно обобщался и докладывался в вышестоящие штабы;
– по составу противолодочных сил вероятного противника.
Корабли морской радиоэлектронной разведки принимали участие:
– в крупнейшем учении ВМФ СССР «Океан-70»;
– вели разведку морских испытаний новой американской ракеты «Посейдон С3» морского базирования;
– добывали данные по ВМС США во время войны во Вьетнаме, постоянно находясь в Тонкинском заливе;
– вскрывали ход испытаний новой американской подводной лодки «Огайо» и новой баллистической ракеты «Трайдент 1»;
– в подъёме документов и образцов иностранной техники.
В 1968–1972 годах на Николаевском судостроительном заводе было построено и передано флотам 4 корабля проекта 394-Б типа «Крым». Эти корабли положили начало кораблям ОСНАЗ второго поколения, то есть таким, проекты которых специально разрабатывались и строились на предприятиях для разведок флотов.
Впервые в разведке ВМФ появились большие корабли 1-го ранга специального назначения. Они имели хорошие условия обитаемости, достаточные запасы топлива, воды, рефрижераторные установки для хранения продовольствия, аппаратуру для кондиционирования жилых и служебных помещений, новую аппаратуру разведки.
Наряду с решением задач в интересах ГРУ ГШ они привлекались в дальнейшем и к решению задач разведки в интересах ВМФ. Корабли проекта 394-Б были большим шагом вперёд, но они не решили всех проблем. Они были одновинтовыми, не обладали достаточной скоростью хода.
В период конца 60-х – начала 70-х годов начался расцвет морской радиоэлектронной разведки. Началом этапа активной деятельности кораблей ОСНАЗ. Численность кораблей в разведке ВМФ достигла около 50 единиц и поддерживалась на этом уровне более 20 лет, несмотря на списание кораблей первого поколения.
К этому времени в составе дивизионов кораблей ОСНАЗ находилось значительно больше кораблей, чем это положено по штатной организации дивизиона. К этому же в связи с появлением на трёх флотах кораблей 1-го ранга был положительно решён вопрос об организации на флотах бригад кораблей ОСНАЗ, в состав которых вошли морские радио- радиотехнические отряды (МРРТО). В октябре 1969 года была сформирована отдельная бригада кораблей ОСНАЗ на ТОФ, в 1971 году – на СФ и ЧФ.
В середине 90-х годов для разведок флотов поступило 7 кораблей проекта 864 типа «Меридиан».
Проект кораблей отвечал требованиям по условиям обитаемости, имел два винта, кондиционирование всех служебных и бытовых помещений, мощные опреснительные установки, объёмные рефрижераторные камеры для длительного хранения продовольствия, современное медицинское оборудование. Основой разведывательного вооружения кораблей второго поколения стали автоматизированные комплексы радиоэлектронной разведки «Профиль-1», ТРО – «Образ-1», модифицированные радиопеленгаторы «Визир», станции разведки в УКВ диапазоне – «Ротор».
Заходы
С 1971 года важным и приятным сюрпризом для экипажей кораблей стали деловые заходы для пополнения запасов и отдыха личного состава в иностранные порты дружественных нам стран.
Корабли СФ заходили в Гавану, Сьенфуэгос, Сантьяго де Куба, Мариэль, корабли БФ – в порты Польши и ГДР, корабли ЧФ – в Тартус, Бизерту, Александрию. Хуже обстояло дело на ТОФ, где корабли не имели возможности осуществлять деловые заходы, кроме службы в Индийском океане, где они могли заходить в Аден.
С начала 90-х годов появилась возможность заходов кораблей ТОФ в порт Камрань.
Экипажи стали получать боны (спецвалюту), по которым в специальных магазинах можно было приобрести дефицитные товары.
С появлением на трёх флотах кораблей 1-го ранга был положительно решён вопрос об организации на флотах бригад кораблей ОСНАЗ, в состав которых вошли морские радио- радиотехнические отряды (МРРТО). В октябре 1969 года была сформирована отдельная бригада кораблей ОСНАЗ на ТОФ, в 1971 году – на СФ и ЧФ.
От эпизодических походов в районы прибрежных морей корабли выходят на океанские просторы Атлантического, Тихого и Индийского океанов.
В 70-е годы корабли бригад ОСНАЗ постоянно несли боевую службу в дальней и ближней зонах.
Для кораблей 159-й бригады СФ это были районы Восточного побережья США и побережья Шотландии у залива Клайд. Здесь находился передовой пункт базирования 14 эскадры ПЛАРБ ВМС США, а неподалеку базировались ПЛАРБ ВМС Великобритании.
Осложнение международной обстановки вызывало необходимость решения новых задач.
Успешно действовали разведывательные корабли Тихоокеанского флота во время войны во Вьетнаме, постоянно находясь в Тонкинском заливе. Причём позиция РЗК находилась между районом боевого маневрирования авианосцев и побережьем Вьетнама. Командир РЗК должен был своевременно определить подготовку палубной штурмовой авиации к ударам по берегу и доложить об этом своему командованию. Тем самым наши РЗК принесли неоценимую помощь братскому Вьетнамскому народу. И в других «горячих точках» РЗК были всегда первыми и добывали наиболее ценную информацию.
Например, в период арабско-израильского конфликта 1973 года с БРЗК «Крым» была организована прямая связь с КП разведки ВМФ, что позволило оперативно информировать сирийскую сторону о действиях противника. В ходе арабо-израильской войны 1973 года наиболее ценные разведывательные данные добывались РЗК «Кавказ», «Крым», «Курс», «Ладога» и «ГС-239».
К середине 70-х годов в составе разведок флотов находились корабли ОСНАЗ восьми различных проектов
Из них достаточно современными были на СФ «Харитон Лаптев», на ТОФ – «Гавриил Сарычев» (пр. 850) и корабли 861 проекта польской постройки. Эти корабли изначально создавались как разведывательные, обладали скоростью до 17,5 узлов, что повышало их возможности и при разведке корабельных соединений.
4 больших РЗК проекта 394Б – «Приморье», «Крым», «Кавказ», «Забайкалье» дополнили 2 больших РЗК проекта 994 – «Запорожье» и «Закарпатье».
В структуре больших РЗК были предусмотрены 3 службы, ответственные за добывание разведывательных данных, и служба обработки информации, учреждена должность заместителя командира по разведке. Корабли оснащались аппаратурой, предназначенной не только для сбора, но и для первичной обработки информации, что существенно повышало эффективность разведывательных операций и оперативность передачи добытых сведений командованию.
В 1978–1987 гг. на ССЗ «Янтарь» в Калининграде были построены четыре БРЗК пр. 1826. Они проектировались как корабли слежения, должны были развивать ход не менее 30 узлов и иметь самые современные по тем временам средства разведки. Однако турбины на них поставить так и не удалось, а под дизелями они могли развивать ход только 18 узлов.
В начале 1980-х гг. на «Балтийском заводе» в Ленинграде был построен БРЗК с АЭУ «Урал». Однако корабль, имевший уникальные средства разведки, по ряду причин так и не начал боевую службу. Единственный его выход в море – это переход из Ленинграда во Владивосток. «Урал» имел водоизмещение 43 000 тонн и до сих пор является самым большим военным кораблём на нашем флоте. Уникальная аппаратура так и осталась без работы.
С развитием радиоэлектроники и гидроакустических средств в начале 1980-х годов была открыта возможность сверхдальнего обнаружения подводных лодок.
Такая функция получила название освещение подводной обстановки (ОПО). Создание и внедрение комплексов ОПО на разведывательные корабли должно было стать ответом на американские системы гидроакустического наблюдения «СОСУС» с комплексами «Цезарь» и «Артемис».
С этого времени оборудование по ОПО начали устанавливать на все новые проекты разведывательных кораблей. Разработкой кораблей проекта 864 занималось Невское ПКБ. Корабли проекта 864 должны были заменить БРЗК проекта 394Б/994 в морской и ближней океанской зонах, но, показав отличные мореходные качества, стали замещать их в Мировом океане, дополняя большие разведывательные корабли проекта 1826.
В середине 90-х годов для разведок флотов поступило семь кораблей проекта 864 типа «Меридиан». Проект кораблей отвечал требованиям по условиям обитаемости, имел два винта, кондиционирование всех служебных и бытовых помещений, мощные опреснительные установки, объёмные рефрижераторные камеры для длительного хранения продовольствия, современное медицинское оборудование.
Разведывательные корабли проекта 864 были способны выполнять следующие функции:
• Радиоперехват каналов связи на всех частотах.
• Ретрансляция закрытых каналов связи.
• Телеметрическая разведка.
• Радиотехническая разведка – определение принадлежности и характеристик источников радиоизлучения.
• Идентификация и систематизирование источников электромагнитного излучения.
• Замеры физических полей.
• Составление акустических и электромагнитных «портретов» кораблей и подводных лодок.
• Контроль морских коммуникаций.
• Фиксация перемещения кораблей вероятного противника.
• Наблюдение за артиллерийскими стрельбами и пусками ракетного вооружения.
Корабли разведки неоднократно обеспечивали деятельность прикомандированных на поход сотрудников научно-исследовательских институтов.
Научные сотрудники занимались вопросами акустики, гидрологии и океанологии.
В состав этих научных экспедиций входили ученые НИИ города Ленинграда, Москвы, Сухуми и Киева.
В ходе одной из подобных экспедиций с участием ученых, в 1986 году разведывательный корабль Северного флота «Селигер» прибыл в район Восточного побережья США с целью сбора информации о шумности вновь построенной ПЛАРБ ВМС США «Невада» типа «Огайо». Предварительно корабль «Селигер» был укомплектован системой измерительных радиогидроакустических буев и комплексом регистрации и обработки информации.
Подводная лодка «Невада» проследовала на морской испытательный полигон, где с помощью обеспечивающего судна осуществляла калибровку гидроакустической антенны. Одновременно в районе корабль «Селигер» выставил систему буев, осуществившую запись подводного шума ПЛАРБ «Невада».
Полученные данные о параметрах первичного гидроакустического поля американской подводной лодки позволили сделать сравнительную оценку ее шумности с аналогичной отечественной ПЛ. В итоге была решена важная государственная задача – позволившая решить как технические проблемы в ходе строительства отечественных подводных лодок, так и дипломатические – в ходе ведения переговоров с США о целесообразности сокращения морских стратегических ядерных сил.
Начало новой эпохи
С декабря 2004 года, после длительного перерыва, в России началось строительство серии новых кораблей проекта 18280. По мореходным качествам и техническому оснащению эти корабли намного превосходят существовавшие ранее типы разведывательных кораблей.
Первому кораблю дали имя «Юрий Иванов» в память о вице-адмирале Юрии Васильевиче Иванове, видном военачальнике, активном участнике боевых действий в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, отважном подводнике, выдающемся организаторе военно-морской разведки на океанских и морских театрах.
25 июня 2018 года на судостроительном предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония приема в состав Военно-морского флота и подъема Андреевского флага на втором корабле проекта 18280 «Иван Хурс».
Ветераны в строю
Карелия была введена в эксплуатацию в 1986 году, но в начале 2000-х годов прекратила активную деятельность. После трехлетнего периода ремонта и модернизации вернулась в строй в 2017 году.
По сообщениям американской прессы, в мае 2021 года корабль наблюдения ВМФ России провел несколько дней у западного побережья Гавайев.
«Тихоокеанскому флоту США известно о российском судне, действующем в международных водах вблизи Гавайев, и он будет продолжать отслеживать его все время, пока оно находится здесь», – заявил официальный представитель Тихоокеанского флота США капитан Джон Гей.
«С помощью патрульных самолетов, надводных кораблей и совместных сил мы можем внимательно следить за всеми судами в Индо-Тихоокеанском районе операций».
29 мая Агентство противоракетной обороны Министерства обороны США объявило о провале испытания системы противоракетной обороны.
Две ракеты ПВО Standard Missile 6 Dual II (SM-6) не смогли уничтожить имитацию баллистической ракеты средней дальности, как предполагалось.
В испытании Flight Test Aegis Weapon System 31 Event 1 участвовал корабль ВМС США, способный защищаться от баллистических ракет, вероятно, крейсер класса Ticonderoga или эсминец класса Arleigh Burke.
США на этот раз не обвиняют в своей неудаче Россию, но обращают внимание, что
На Кауаи находится Тихоокеанский ракетный полигон Баркинг-Сэндс, где военно-морские силы и Агентство противоракетной обороны проводят испытания различных ракет.
Отметим, что в Минобороны России информацию о действиях разведывательного корабля Тихоокеанского флота не комментировали, как и предыдущие сообщения о деятельности российских РЗК.
Но у автора есть уверенность, что мы контролируем ситуацию!
Поэтому рекомендую смотреть и слушать.
Это только об одном корабле – БРЗК «Запорожье». Второе видео лишь об одном из его походов.
БРЗК «Запорожье» ССВ 501
Автор и исполнитель М.Г. Подлипалин