Сугубо положительно это как
Значение слова «сугубо»
СУГУ́БО. Нареч. к сугубый. [Администраторы] сконфузились сугубо — и за себя, и за других. Салтыков-Щедрин, Сатиры в прозе. Сначала в батарее к нему относились с недоверием, — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. Катаев, Сын полка.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сугубо
1. наречие к прилагательному сугубый; исключительно (по сравнению с обычным, нормальным), совершенно, полностью, всецело ◆ Сугубо личное мнение каждого. ◆ Если военной службы боится и не любит всякий простолюдин, то еврей отбегает её сугубо, и доброю волею или наймом его в солдатство не заманишь. Н. С. Лесков, «Владычный суд», 1877 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но ежели высказанные сейчас замечания верны относительно скитальцев вообще, то относительно русских скитальцев из породы культурных людей они представляют сугубо непреложную истину. Салтыков-Щедрин, «За рубежом», 1880—1881 г. ◆ Психологи (засевшие в штабах) требуют, чтобы отчеты содержали не столько объективные данные о событиях и фактах, сколько сугубо субъективные ощущения, личные впечатления и поток сознания автора. Стругацкие, «Жук в муравейнике», 1979 г. ◆ Я был в том не слишком нормальном состоянии, когда человека уже ничто не может поразить и на все выпады судьбы он реагирует сугубо рационально, без малейшего всплеска эмоций. Андрей Лазарчук, «Все, способные держать оружие…», 1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это сугубо дневной разговор, и вести его надо в полдень при ярком солнечном свете. Дмитрий Емец, «Таня Гроттер и колодец Посейдона», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова вощёный (прилагательное):
Новое старое слово: сугубый
Откуда взялись слова «сугубо», «сугубый»? Имеет ли к ним отношение глагол «губить», или, быть может, они произошли от существительного «губы»? Давайте разберёмся.
Современный толковый словарь даёт следующее определение прилагательному «сугубый»: значительно превосходящий что-либо обычное; особенный, исключительный (по сравнению с чем-либо обычным). Чаще всего это слово употребляется именно в значении «исключительный, строгий», например: сугубо конфиденциальный разговор. Но каково его исконное значение?
Словарь Даля определяет «сугубый» как «двойной, удвоенный, вдвое больший». А родственное слово «усугубить» означает вовсе не «ухудшить», как подумали многие, а просто-напросто «удвоить, увеличить»! Разумеется, это устаревшее значение глагола, и если вы будете уверять кого-то, что ваши прибыли усугубились за последний год, вас мало кто поймёт правильно. Всё дело в том, что «сугубый» и его архаичный вариант «сугубный» происходят от действия «согибать», то есть сгибать пополам. Тут же на ум приходит ещё одно родственное слово: «согбенный» – есть такие старцы и старушки, согнутые жизнью пополам.
Вам наверняка также знакомо выражение «сгибать в три погибели». «Погибель» тут имеет значение не «смерть», а «изгиб». Однако отрицать тесную родственную связь этих слов неразумно, и потому делаем напрашивающийся вывод: «губить» и «усугубить», а также «сгибать» и «погибать» – лексические братья-близнецы, просто с разным темпераментом.
Что такое «Сугубая ектения»?
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Сначала определим значения слов «ектения» и «молебен».
Ектения (от греч. “усердие”, “протяжение”) – ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет “Господи, помилуй”, “подай, Господи” или “Тебе, Господи”.
По содержанию и числу прошений в русской церковной практике различают великую, малую, сугубую и просительную.
Сугубая ектения (от слав. “сугубити” – “усиливать, удваивать”) – начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Название этой ектении указывает на усиленное моление (поэтому ее называют “ектенией прилежного моления”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”.
Молебен – один из видов частного богослужения. Отличается краткостью и имеет просительный либо благодарственный характер. Молящиеся просят Господа, Богородицу или святого о ниспослании милости либо благодарят за получение благ.
Различаются молебны общественные и частные. Первые совершаются, как правило, в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д. Частные молебны совершаются по просьбам отдельных лиц: например, на благословение дома, на освящение и благословение пищи, о ниспослании духовного и телесного здоровья. В разных храмах существуют определенные дни для совершения таких молебнов.
Таким образом, сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.
Искусственная инсеминация: все об этике, проблемах и проценте успеха
Как и другие вспомогательные репродуктивные технологии, искусственная инсеминация помогла тысячам женщин по всему миру преодолеть бесплодие (свое или супруга) и обрести счастье материнства. Однако, у этой широко используемой в медицинской практике методики имеется немало противников. Кто-то отвергает эту технологию по моральным или религиозным соображениям, другие – из-за низкой (по их мнению) эффективности и т. д. Неопытные пациенты могут довериться зачастую неаргументированному отрицательному мнению и лишиться единственной возможности победить недуг. Поэтому имеет смысл разобрать более подробно проблемы искусственной инсеминации и степень их обоснованности.
Искусственная инсеминация: описание, показания и противопоказания
На сайте нашей клиники вы найдете подробную информацию о процедуре искусственной инсеминации, здесь же рассмотрим ее в общих чертах для лучшего понимания связанных с ней проблем. Эта вспомогательная репродуктивная технология проходит в несколько этапов:
Медицинскими показаниями к искусственной инсеминации являются ситуации, когда у женщины нормально функционируют механизмы оогенеза, зачатия и вынашивания ребенка, но имеются проблемы с доставкой спермы в полость матки:
Метод искусственной инсеминации используется и в тех случаях, когда причиной бесплодия являются репродуктивные нарушения у полового партнера (супруга). К ним относятся:
Еще одной областью применения искусственной инсеминации донорским генетическим материалом является оплодотворение одиноких женщин и суррогатное материнство. В этих случаях оно осуществляется даже при абсолютном репродуктивном здоровье пациенток. В редких случаях к этой процедуре обращаются также по немедицинским (этическим, социальным) причинам – например, из-за неприятия сексуального контакта с мужчинами, гомосексуальной ориентации, религиозных убеждений.
Соответственно, противопоказаниями к проведению искусственной инсеминации являются расстройства женской репродуктивной системы, влияющие на механизмы оогенеза, зачатия, имплантации эмбриона:
Перед тем, как сделать искусственную инсеминацию для лечения бесплодия, женщина и ее супруг (сексуальный партнер) проходят комплексное медицинское обследование. По его результатам врач оценивает преимущества и риски этой процедуры для пациентки, шансы на успешное зачатие и вынашивание ребенка.
Отличия искусственной инсеминации от ЭКО и естественного оплодотворения
Эта процедура по своему принципу похожа на обычное оплодотворение через половой акт. Однако имеются и отличия:
Из-за того, что процедура является более контролируемой, при искусственной инсеминации шансы на успешное зачатие ребенка выше, чем при обычном половом акте.
Часто данную процедуру путают с экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО). Несмотря на то, что в обоих случаях имеется медицинское вмешательство в репродуктивную систему женщины, искусственная инсеминация отличается в следующем:
Таким образом, экстракорпоральное оплодотворение представляет собой более контролируемый процесс с большей степенью медицинского вмешательства. Из-за этого вероятность наступления беременности при искусственной инсеминации ниже в сравнении с ЭКО (25% против 30-40% с одной попытки).
Какие этические проблемы возникают при искусственной инсеминации?
С самого начала применение искусственной инсеминации столкнулось с рядом этико-правовых вопросов и, как следствие, с критикой. Рассмотрим основные аргументы скептиков и контраргументы их оппонентов в отношении этой ВРТ.
Разрушение института семьи. Искусственная инсеминация спермой донора подразумевает, что фактическим отцом ребенка становится не законный супруг, а чужой человек. Притом донор впоследствии никак не участвует в его воспитании. Это противоречит устоявшимся в обществе понятиям о браке, семье и родительском долге. В частности, зачатый с помощью донорской спермы ребенок автоматически (пор мнению скептиков) становится внебрачным. Донорство является вынужденной мерой, применяемой с согласия обоих законных супругов. Кроме того, законный супруг, хоть и не является генетическим отцом, берет на себя полную моральную и правовую ответственность за ребенка, тем самым реализуя родительский долг.
Нарушение прав женщин. Этот аргумент касается использования искусственной инсеминации в суррогатном материнстве. После того, как суррогатная мать выносила и родила ребенка, она по договору должна отдать его своим клиентам, даже если испытывает к нему искреннюю родительскую привязанность. Сурмама добровольно предоставляет свои услуги и, следовательно, полностью осознает последствия еще до своей беременности. А потому не имеет морального права претендовать на статус юридического родителя.
Евгеническая практика. Имея возможность выбирать донора спермы для искусственной инсеминации, женщина может в определенной степени контролировать качества будущего ребенка. Таким образом нарушается принципы ненанесения вреда и справедливости – дети от «неподходящих» доноров имеют меньше шансов родиться. Контраргумент сторонников ВРТ заключается в том, что женщина точно так же выбирает себе в половые партнеры и супруги мужчину, соответствующего ее критериям. Разница между ним и донором сводится лишь к характеру их взаимоотношений с будущей матерью.
Очевидно, что некоторые из этических проблем искусственной инсеминации носят сугубо юридический характер и могут быть преодолены путем совершенствования законодательства и/или общественного мнения. В то же время часть критики основывается на иррациональных предпосылках, что не позволяет разрешить такие противоречия в рамках существующих моральных и религиозных устоев.
Искусственная инсеминация: процент успеха и медицинские проблемы
Одним из поводов для критики этой ВРТ является сравнительно низкий показатель ее эффективности. В большинстве случаев при искусственной инсеминации в клинике шанс на успешное зачатие в одном менструальном цикле составляет в среднем 25%. Это превышает вероятность наступления беременности при обычном половом акте (10-15% у здоровых родителей), но уступает эффективности ЭКО (40-50%, при использовании ИКСИ и других дополнительных методик – до 60-70%).
Однако, несмотря на сравнительно невысокую результативность, искусственная инсеминация имеет ряд преимуществ:
Таким образом, искусственная инсеминация женщины является приемлемым, достаточно эффективным и одновременно безопасным методом лечения бесплодия. Несмотря на имеющиеся юридические и моральные проблемы, она успешно применяется в мировой медицинской практике и дает шанс стать родителями людям, которые в обычных условиях такой возможности полностью лишены.
Каждый пятый россиянин не смог правильно расшифровать аббревиатуру СССР
Почти каждый пятый взрослый россиянин не смог правильно расшифровать аббревиатуру СССР — Союз Советских Социалистических Республик: 11% признались, что не знают расшифровку, а еще 8% сделали это с ошибками. Такие результаты были получены в ходе опроса ВЦИОМ, проведенного в рамках совместного проекта с РБК «30 лет без СССР». Большинство из тех, кто не смог ответить правильно на вопрос, — молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Более 80% опрошенных с задачей справились.
Доля же способных перечислить республики бывшего СССР в разы ниже: все 15 вспомнили только 6% респондентов. Более четверти опрошенных — 27% — не смогли назвать ни одной республики, а в возрастной группе до 34 лет таких почти половина (48–49%). Вспоминая названия республик, россияне чаще всего забывали о РСФСР — Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, на базе которой была образована Российская Федерация: ее назвали лишь 28% опрошенных. Такой же результат у Туркменской ССР. Лучше всего россияне помнят, что в состав Советского Союза входила Украинская (65%) и Белорусская ССР (59%).
Опрос был проведен 24 ноября среди 1,6 тыс. россиян в возрасте от 18 лет методом телефонного интервью. Для выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%, отмечает ВЦИОМ.
Главные ассоциации с СССР
Каждый пятый (21%) россиянин сообщил, что Советский Союз у него ассоциируется с такими понятиями, как вера в светлое будущее, стабильность, спокойствие или уверенность в завтрашнем дне. Чаще других об этом говорили военнослужащие (40%) и люди с высшим образованием (33%), а также старшее поколение — из возрастных групп 45–59 лет (28%) и более 60 лет (23%). Но несмотря на различия в количестве высказавшихся, это самый популярный вариант ответа как у мужчин (25%), так и у женщин (17%). Он же лидирует во всех возрастных группах, кроме самых молодых (в возрасте до 24 лет), у которых СССР в основном (25%) связан с государственными символами — флагом, гербом, гимном.
Для 13% россиян СССР связан с положительными эмоциями, ностальгией и приятными воспоминаниями, у 11% — с собственными детством и юностью, или же с молодостью родителей. Эти ответы более популярны у людей старшего и среднего поколения, а у женщин встречаются чаще, чем у мужчин.
6% россиян вспомнили о комсомоле и пионерии, а также их атрибутах — галстуках, значках, о равенстве и отсутствии разделения на бедных и богатых помнят 4% опрошенных. О победе в Великой Отечественной войне и параде победы в числе основных ассоциаций с СССР сказали 3% респондентов.
Преобладание положительных ассоциаций с советской эпохой полностью соответствует исследованиям последних лет, указывает политолог Александр Пожалов. Чем серьезнее неблагоприятные социально-экономические тенденции в современной России, тем больше ностальгии по советской эпохе и положительного отношения к Иосифу Сталину, поясняет он. Именно с такой ностальгией уже давно работает левая оппозиция, которая любит обращаться к идеям социальной справедливости и бесплатного доступа людей к социальным правам (на образование, здравоохранение и так далее), кроме того, такую позицию высказывали и представители власти, напоминает Пожалов. «Многие россияне солидарны с неоднократно озвучиваемой президентом Владимиром Путиным максимой, что распад СССР был величайшей геополитической катастрофой XX века», — подчеркивает он.
«Собирательный эмоциональный образ советского прошлого носит четко выраженный позитивно окрашенный характер — ассоциируется со стабильностью, уверенностью в завтрашнем дне, спокойствием, защищенностью, верой в будущее, радостными, теплыми воспоминаниями», — говорит советник генерального директора ВЦИОМ, кандидат социологических наук Елена Михайлова, отмечая, что представления о СССР, в котором жили родители, бабушки и дедушки, постепенно становится все более размытыми.
Пожалов обращает внимание на гендерные различия в восприятии Советского Союза: у мужчин чаще возникают положительные ассоциации с СССР и выше доверие к общественно-политическим деятелям советского периода, чем у женщин. Они чаще женщин правильно называют состав СССР, у них более выражены содержательные позитивные ассоциации с советской эпохой («стабильность», «уверенность в завтрашнем дне», «социальная справедливость», «великая держава»), а не сугубо личностные эмоциональные отсылки к временам своей молодости, как у женщин («юность», «молодые родители», «пионерлагеря»), перечисляет он.
Именно мужчины исторически настроены более оппозиционно и критически в отношении действующей власти и ситуации в стране, считает Пожалов. Так, из сентябрьского опроса ВЦИОМа следует, что поддержать «Единую Россию» были готовы 53% женщин и всего 35% мужчин. «В 2020–2021 годах прирост электората КПРФ как главной оппозиционной партии шел именно за счет мужчин, — сказал он. — Поэтому повышенный уровень одобрения советской эпохи среди мужчин может отражать их более выраженное недовольство состоянием дел в стране сегодня».
Отрицательные образы для СССР
Первая по популярности среди респондентов отрицательная коннотация, связанная с Советским Союзом, — это дефицит товаров, очереди в магазинах, талоны. Про это вспомнили 5% россиян, причем чаще так говорили люди в возрасте 25–34 лет (9%) и 35–44 лет (7%), жившие при СССР в детстве или родившиеся после его распада.
Второй по популярности ответ в этой группе (4% опрошенных) — ассоциация СССР с обманом людей, ограничением свободы, застоем и бедностью населения.
Только у 1% россиян СССР связан с красным террором, репрессиями, расстрелами и ГУЛАГом. Среди людей, ответивших так, больше всего молодежи — 18–24 лет (5%) и 25–34 лет (3%).
Также 1% респондентов вспомнил про железный занавес — барьер между СССР и капиталистическими государствами.
Нельзя сказать, что у нынешней молодежи советская эпоха больше ассоциируется с плохим, чем у старших возрастов, убежден Пожалов. «У вчерашних школьников и студентов выше среднего по выборке позитивные ассоциации СССР с экономическим развитием страны, — говорит он. — На уровне среднего по выборке ассоциации с социальной справедливостью и бесплатным образованием». Сильно отстает у молодежи, судя по результатам опроса, только убежденность в том, что в СССР у людей была стабильность в завтрашнем дне, замечает политолог. У молодых людей содержательное отношение к советской эпохе за пределами общих представлений из школьного курса просто не сформировано, заключает он.