Суот как часто проводится
Сроки проведения СУОТ: как часто пересматривать систему?
Сроки проведения СУОТ: как часто пересматривать систему?
Уточним сразу: если Вас больше беспокоят сроки проведения СОУТ (специальной оценки условий труда), то об этом речь пойдёт в другой нашей статье. Сегодня же мы затронем не менее важную тему: каковы сроки проведения СУОТ (системы управления охраной труда), или, иначе говоря, как часто должна пересматриваться система. Проблема в том, что ни Трудовой Кодекс, ни Типовое положение (ни даже ГОСТ) не дают прямого ответа на данный вопрос. Давайте разберёмся вместе.
Сроки проведения СУОТ с точки зрения Закона
Прежде всего, определимся: под сроками проведения СУОТ мы будем понимать частоту пересмотра системы управления охраной труда (СУОТ): аудит её процедур и положений и внутренний контроль эффективности всей системы. С этой целью каждая система управления охраной труда содержит процедуру «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур», результатом которой является акт о выявлении несоответствий по СУОТ. Однако если порядок проведения такой процедуры ясно описан и в Типовом положении о СУОТ, и в соответствующем ГОСТ, то про сроки проведения СУОТ речи нигде не идёт. Например, Типовое положение о СУОТ утверждает, что:
С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий, обеспечивающих оценку соответствия состояния условий и охрану труда, получение информации для определения результативности и эффективности процедур, а так же получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
Более точную информацию мы находим в ГОСТ («ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»):
Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
Таким образом, согласно нормативно правовой и нормативно-технической документации, частота периодических анализов эффективности системы (сроки проведения СУОТ) зависят от величины предприятия и особенностей его деятельности. Иначе говоря, остаются на усмотрение работодателя.
Сроки проведения СУОТ с точки зрения работодателя
Однако проще жизнь руководителя этот вывод не делает, если не сказать наоборот. Сомнений добавляет мысль о том, что система управления охраной труда – локальный документ, срок которого ничем не определён и пересматривается по мере необходимости. Впрочем, иногда такая необходимость оказывается, более, чем очевидной. Помните, мы с Вами говорили о причинах внепланового пересмотра инструкций по охране труда? Наступление несчастного случая, смена технологического оборудования, реструктуризация компании, введение новых рабочих (вместе с изменением штатного расписания) – однозначный повод для пересмотра Вашей СУОТ. Но какими установить регулярные сроки проведения СУОТ? Позвольте предложить Вам наш подход.
Составьте свое положение о СУОТ!
Сроки проведения СУОТ с точки зрения сертификации
Скорее всего, Вам известно, что система управления охраной труда, как и система менеджмента качества, подлежит добровольной сертификации. Соответствие системы стандарту OHSAS 18001 определяется органом по сертификации и в случае положительного решения удостоверяется сертификатом, срок действия которого – 1 календарный год. Наш подход к определению сроков проведения СУОТ как раз и заключается в сравнении частоты проверок СУОТ органами по сертификации и внутренним аудитом системы.
Безусловно, эти процедуры не идентичны, однако обе содержат пункт «определение соответствия стандартам». Основываясь на этом и принимая во внимание необходимость проведение внутреннего аудита системы в зависимости от специфики деятельности предприятия, мы рекомендуем пересматривать СУОТ не реже, чем 1 раз в 12 месяцев.
Подведём итоги. Сроки проведения СУОТ строго не определены ни нормативно-правовыми актами, ни нормативно-технической документацией, и остаются на усмотрение работодателя. Знания и опыт в области охраны труда позволяют логически определить случаи внепланового пересмотра СУОТ, а регулярные сроки проведения СУОТ взаимоувязать со сроками её сертификации.
СУОТ: что это такое и что в нее входит
СУОТ — это система управления охраной труда, часть системы управления предприятием. Она включает в себя разработку документации, обучение, выдачу документов и направлена на обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников.
Современная законодательная база в области охраны труда разрабатывалась, отталкиваясь от того, что каждый работодатель обязан гарантировать своему работнику безопасность при выполнении должностных обязанностей. Особое внимание уделяется объектам, где работа сотрудников сопряжена с длительным пребыванием на высоте, в таких местах рекомендуют использовать анкерные линии.
Что такое СУОТ и для чего нужен
Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. Н а фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:
В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.
Что входит в СУОТ
Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.
Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:
Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.
В 2021 году вступили в силу большие изменения по охране труда. Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать по новым правилам ОТ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Использование СУОТ в организациях, выполняющих высотные работы
Говоря про разработку различной документации, имеющей отношение к СУОТ, крайне важно учитывать специфику работы каждой конкретной компании. Разработать СУОТ можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, что особенно актуально при проведении высотных работ, поскольку необходимо учитывать большое количество разнообразных факторов для обеспечения защиты как сотрудников, так и организации.
Внедрение на практике
Ответственным за ее исполнение может быть как руководитель компании, так и другой сотрудник, назначенный в соответствии с приказом, при условии, что его образование и квалификация подходят. Вот что является основой организации и функционирования СУОТ на предприятии и что организация должна делать:
Занимается разработкой СУОТ руководитель или уполномоченный сотрудник, назначенный ответственным лицом. Но документация обязательно должна быть утверждена руководителем. В 2021 году срок действия СУОТ на предприятии не ограничен и определяется в каждой конкретной компании отдельно. В случае внесения изменений в законодательную базу и, соответственно, во внутреннюю документации организации материалы могут потребовать повторного утверждения.
Утверждено новое положение о системе управления охраной труда
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №776н от 29.10.2021
Положение о системе охраны труда разрабатывает и утверждает каждая организация. Приказом от 29.10.2021 № 776н Минтруд России утвердил новое Примерное положение о системе управления охраной труда. Оно будет действовать с 1 марта 2022 года.
До вступления действует приказ Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
Система управления охраной труда с 1 марта 2022 года
При разработке документа по охране труда следует придерживаться структуры, предложенной новым приказом Минтруда. Приказ содержит:
Система управления охраной труда (СУ ОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Так устанавливает статья 217 Трудового кодекса, которая также вступит в силу 1 марта 2022 года.
Структура Положения о системе управления охраной труда
Положение состоит из следующих разделов:
Работодатель создает СУОТ с учетом специфики деятельности, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
Разберем подробно по разделам Положения.
Раздел 1. Общие положения
В данный раздел Положения включите пункты, отражающие:
Раздел 2. Разработка и внедрение СУОТ
В этом разделе нужно разработать и отразить политику (стратегию) по охране труда.
Политика в области охраны труда будет являться:
Политику нужно периодически актуализировать и пересматривать.
В связи с этим нужно обеспечивать:
Раздел 3. Планирование
Это важный раздел Положения. Почему?
Во-первых, здесь нужно определить меры по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении № 1 к утвержденному приказу.
Во-вторых, определить какие мероприятия по охране труда планируете проводить.
В Плане мероприятий по охране труда укажите следующие примерные сведения:
При составлении Плана мероприятий по охране труда организации работодатель вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Этот перечень утвержден приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 771н. Например, это такие мероприятия:
Раздел 4. Обеспечение функционирования СУОТ
Для обеспечения функционирования СУОТ работодателю нужно:
В этом разделе также нужно отразить положения, как вы будете информировать работников.
Для этого можно включить положения в Трудовой договор, проводить семинары и круглые столы, проводить инструктажи, использовать Интернет-ресурсы. Все возможные формы и способы информирования работников об их трудовых правах утверждены приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 773н.
Раздел 5. Функционирование
Здесь работодатель должен установить перечень основных процессов СУОТ в целях обеспечения ее функционирования с учетом специфики его деятельности в локальном акте о создании СУОТ.
Основными процессами по охране труда являются, в частности:
Обратите внимание: спецоценка условий труда и оценка профессиональных рисков – базовые процессы СОУТ. То есть это основа. По их результатам формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
Раздел 6. Оценка результатов деятельности
Здесь работодателю нужно определить основные виды контроля функционирования СУОТ, к которым относятся:
Результаты контроля используйте для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений.
Раздел 7. Улучшение функционирования СУОТ
В заключении разработайте мероприятия по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.
Мероприятия разрабатываются путем:
Что учесть при разработке Положения
1. назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий
2. обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
3. для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков можно привлечь независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией;
4. примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении № 1. Этот перечень можно изменять или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности;
5. некоторым работодателям можно упростить структуру СУОТ при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда;
6. можно использовать Примерное положение в полном объеме или частично.
Обратите внимание: работодатель может разработать СУОТ самостоятельно, а может привлечь для этого сторонние организации.
Штраф за отсутствие Положения СОУТ
За отсутствие Положения о системе управления охраной труда трудовые инспекторы могут выписать предупреждение или оштрафовать по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Размер штрафа установлен:
Отметим также, что статьей 5.27.1 КоАП РФ отдельно установлены штрафы за:
Поделиться
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.
Система управления охраной труда (СУОТ) — что это такое и как внедрить?
СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 438н «Типовое положение СУОТ» ЗДЕСЬ
Приказ 77 «Методические рекомендации СУОТ» ЗДЕСЬ
Инструкция для специалиста по охране труда:
Разработка положения СУОТ
Положение «СУОТ» на предприятии разрабатывается на основе типового положения Минтруда N 438н от 19.08.2016 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.
СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.
Внедрение СУОТ на предприятии
Каждая организация России, не зависимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.
1. Проведите предварительную оценку охраны труда
Специалист по охране труда проверяет ведется ли на предприятии:
Как вы понимаете, все эти направления должны быть реализованы. И если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.
2. Распределите обязанности по охране труда
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в типовом положении называется — обеспечение функционирования СУОТ.
Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.
Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.
Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.
Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).
Согласно ст. 212 ТК РФ, в целом, за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.
В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.
Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.
Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!
3. Разработайте политику по охране труда
Политика в области охраны труда – это важнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.
Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.
В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.
4. Поставьте цели в области охраны труда
Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.
Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов и т.д.
5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:
— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение и проверку знаний требований охраны труда внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.
6. Составьте план мероприятий
После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.
7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.
По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)
Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.
Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.
8. Запланируйте улучшения СУОТ
Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.
Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».
Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).
По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.
9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания
Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.
10. Наладьте документооборот по СУОТ
Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления.
Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.
Ведите базу данных документов по СУОТ как в бумажной форме, так и в электронном виде. Разбейте их на папки для удобства поиска.
Что проверит ГИТ по СУОТ?
При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.
В этом листе прописано лишь два пункта: «Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ».
При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года «Методические рекомендации по СУОТ». Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия типового положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.
Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:
Какие штрафы за необеспечение СУОТ?
Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.
При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.
Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:
По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:
Особенности СУОТ для малых предприятий
Согласно п.3 типового положения 438н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.
Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.
В нее входят только обязательные элементы СУОТ:
• положение «СУОТ»;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда – обучение и проверка знаний;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.
В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.