Сущность как философская категория

Явление и сущность

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий «сущность» и «явление».

Еще на ранних ступенях развития философской мысли было замечено, что обыденное, привычное восприятие, понимание вещей часто бывает поверхностно, легковесно, не схватывает их сути. Формирующееся теоретическое мышление, как в философии, так и в специальных науках, осознавало себя как особую познавательную деятельность, призванную понять глубинные слои реальности. Это с необходимостью приводило философов и ученых к постановке проблемы явления и сущности. Различение сущности и явления выступало как один из необходимых моментов научного познания и философской мудрости.

С точки зрения материалистической диалектики явление и сущность — различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление — это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности.

Явление и сущность — диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж — зрительное видение, возникающее из-за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением которого оно в принципе служит.

Впрочем, явление и сущность, как правило, не совпадают и в обычных ситуациях. Как говорил Гегель, непосредственное бытие вещей — это кора или завеса, за которой скрывается сущность. Кант характеризовал явление как форму опытно постигаемого человеком бытия вещей. В самом деле, предметы даются человеческому восприятию теми или другими своими сторонами («проекциями»), аспектами в зависимости от характера практического или познавательного интереса к ним, доступных людям в данный период средств наблюдения и многого другого. Но всякий раз явление выглядит иначе, чем вызвавший его глубинный процесс. Так, радуга — явление, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды. Болезнь проявляется в наблюдаемых ее признаках — симптомах. Расположение железных опилок на картоне, под который подведен магнит,— одно из явлений, в которых обнаруживает себя природа магнетизма.

«…Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня…» — пояснял Маркс. Вместе с тем если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Возможность познания, его движения от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечена диалектической связью сущности и явления. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Познание сущности достигается через познание явлений. У человека нет возможности познавать, усматривать сущность непосредственно одним лишь интеллектом.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Так, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось.

И сегодня наука, с учетом эволюционной генетики и других исследований, располагает более глубокими знаниями живой природы. Таких примеров множество. Относительный характер понятий «сущность и явление», таким образом, означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более «низкого» порядка) — по отношению к его собственным проявлениям.

Это в известной мере позволяет уяснить, что речь идет не о каких-то жестких понятиях, которые можно закрепить за постоянными уровнями реальности. Явление и сущность — понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. В каком-то смысле некорректно говорить: «это — сущность», «познана сущность», «сущность такова». В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявит себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования.

Иначе говоря, категории сущности и явления выражают некий «вектор» познания, его общую ориентированность. Кант называл такие идеи регулятивными.

Источник

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – категории философского дискурса, которые характеризуют устойчивое, инвариантное в отличие от изменчивого, вариативного.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. В мышлении эти категории выражают переход от многообразия изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета и содержание понятия о нем составляют задачи науки.

В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление – как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей (Метафизика, VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии (Мет., VII 4, 1030ab). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей. В средневековой схоластике проводится различие между сущностью (essentia) и существованием (existentia). Каждая вещь – это существо сущности и существования. Сущность характеризует quidditas (что есть) самой вещи. Так, согласно Фоме Аквинскому, сущность – то, что выражается в дефиниции, которая объемлет родовые основания (Summa theol., I, q.29). Сущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями. Вместе с тем аристотелевское различение формы и материи приобретает у него иной смысл, поскольку сущность определяется через ипостась и через лицо, т.е. наполняется теологическо-креационистским содержанием.

В новой философии сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определенное имя (Гоббс Т. Избр. произв., т. 1. М., 1964, с. 148). Б.Спиноза рассматривал сущность как «то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено» (Этика, II, определение 2). Д.Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью. Лейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции (Новые опыты, III, 3 § 15). Для X.Вольфа сущность – то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составляет основу вещи. В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств. Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; явление, согласно Канту, вызванное сущностью субъективное представление. Преодолевая противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности, рассматривая их как рефлексивные определения, как заключающее понятие, как абсолютное, выразимое в существовании.

Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувственно данные»; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность – как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования. В марксистской философии сущность и явление – универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Они неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлениях. Однако их единство не означает их тождества: «. если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. » (К.Маркс, см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 2. с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития. Характеризуя развитие человеческого познания, В.И.Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 227).

Литература:

1. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса. М, 1960;

2. Богданов Ю.А. Сущность и явление. К., 1962;

3. История марксистской диалектики. М., 1971, разд. 2, гл. 9.

Источник

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ» в других словарях:

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — (англ. essence and phenomenon) универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и… … Большая психологическая энциклопедия

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории: сущность внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования … Современная энциклопедия

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — философская категории. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования … Большой Энциклопедический словарь

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования … Энциклопедический словарь

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — англ. substance/essence and phenomenon; нем. Wesen und Erscheinung. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление то или иное обнаружение (выражение) предмета;… … Энциклопедия социологии

Сущность и явление — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории: сущность внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сущность и явление — философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление то или иное… … Большая советская энциклопедия

СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ — философские категории, где сущность это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство … Тематический философский словарь

СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ — традиционные философские категории, под которыми принято понимать, в одном случае, внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (сущность), в другом способы выражения предмета… … Современный философский словарь

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — англ. substance/essence and phenomenon; нем. Wesen und Erscheinung. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление то или иное обнаружение (выражение) предмета;… … Толковый словарь по социологии

Источник

Философское понятие сущности

Сущность как философская категория. Смотреть фото Сущность как философская категория. Смотреть картинку Сущность как философская категория. Картинка про Сущность как философская категория. Фото Сущность как философская категория Сущность как философская категория. Смотреть фото Сущность как философская категория. Смотреть картинку Сущность как философская категория. Картинка про Сущность как философская категория. Фото Сущность как философская категория Сущность как философская категория. Смотреть фото Сущность как философская категория. Смотреть картинку Сущность как философская категория. Картинка про Сущность как философская категория. Фото Сущность как философская категория Сущность как философская категория. Смотреть фото Сущность как философская категория. Смотреть картинку Сущность как философская категория. Картинка про Сущность как философская категория. Фото Сущность как философская категория

Сущность как философская категория. Смотреть фото Сущность как философская категория. Смотреть картинку Сущность как философская категория. Картинка про Сущность как философская категория. Фото Сущность как философская категория

Сущность как философская категория. Смотреть фото Сущность как философская категория. Смотреть картинку Сущность как философская категория. Картинка про Сущность как философская категория. Фото Сущность как философская категория

«Сущность» – это философская категория. Напомним, что под ней в философии понимается то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой, то есть тем, что оно есть. При изменении сущности явление перестает быть самим собой и становится другим явлением. Сущность у явления, предмета одна: одно и то же явление не может иметь несколько сущностей. Хотя в философии на этот счет имеется и иная точка зрения.

Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи и появляться другие и т. д.

Сущность и содержание права. Нахождение и характеристика сущности права – это теоретическая проблема, относящаяся к особой области – философских проблем права. И уже одно это делает ее достаточно сложной. Не говоря уже о том, что право само по себе представляет весьма сложное социальное явление, что хорошо видно при попытках найти ему более или менее точное определение.

Взгляды тех или иных ученых, теоретических школ, научных направлений на сущность права зависят, прежде всего, от их исходных, методологических, общесоциальных позиций. Так, марксистская теория рассматривает право как классовый регулятор общественных отношений, имеющий волевой характер. Поэтому с точки зрения марксистско-ленинского обществоведения сущность права представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса.

В современной юридической литературе сущность права определяется по-разному. Например, В. И. Леушин делает вывод, что «право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей».

По мнению В. В. Лазарева, «сущность права, как и сущность государства, состоит в его социальном назначении – в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом».

В целом, современные ученые-правоведы правы в том, что сущность права следует искать через исследование его роли в обществе, социальное назначение права.

Почти все исследователи отмечают, что право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. И назначение права в таких социальных условиях состоит в том, чтобы установить согласие в обществе, создать в нем порядок или, как выразился один из российских ученых прошлого – Максим Максимович Ковалевский, создать «замиренную среду». На этой основе можно сделать вывод, что сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ.

В современной юридической науке выделяют два подхода к сущности права: классовый и общесоциальный.

Представителями первого подхода к сущности права являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а также В. И. Ленин. Согласно их взглядам право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено экономическими отношениями, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве, доказывали идеологи марксизма, это его классовая сущность. Они утверждали, что право всеобще есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Господствующие при данных отношениях классы должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса.

Сущность как философская категория. Смотреть фото Сущность как философская категория. Смотреть картинку Сущность как философская категория. Картинка про Сущность как философская категория. Фото Сущность как философская категория

Для марксистской школы характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.

Сущность права непосредственно связана с волей вообще как явлением, причем здесь необходимо иметь в виду волю общества в целом (общественную волю), государственную волю, волю конкретного индивида (индивидуальную волю) и т. д. И это естественно, так как право обретает жизнь, динамизм и действенность, именно благодаря воле вообще, в снятом виде содержащей в себе потребности, интересы и цели народа в целом либо интересы группы людей, элиты, класса и т. д. Воля в праве в этом случае характеризуется следующими взаимосвязанными специфическими признаками: соединением сознания и деятельности вообще; предметностью сознания; активностью деятельности; регулирующей и контролирующей ролью (функцией) в процессе этой деятельности.

Для определения сущности права воля и в настоящее время имеет первостепенное значение, причем разная воля: общественная, государственная, воля отдельного лица, индивида и т. д. Иными словами, воля при определении понятия и сущности права выступает в качестве важнейшего признака последнего, а точнее, волевой характер права выражает его главнейшую субстанцию, черту.

Члены определенного общества, будучи объединены единством условий их материальной жизни, имеют в силу этого, во всяком случае, в основном, общие интересы и цели. Это, в свою очередь, теснейшим образом связывает членов данного общества, побуждает их соответствующим образом организоваться, обусловливает единство их воли в решении важнейших общегосударственных задач.

В частности, в процессе производства из общности экономических интересов людей возникает их общая воля, которая поддерживает, закрепляет и охраняет существующие производственные и иные отношения либо, наоборот, стремится их изменить или даже устранить. Господствующие при данных отношениях группы людей, элиты, классы и др., понятно, заинтересованы в их сохранении, а поэтому их воля направлена на то, чтобы различными способами, в том числе посредством права, закрепить уже существующие экономические, социальные и иные отношения.

Непосредственно обусловленная возникшими и осознанными интересами, воля отдельного индивида (гражданина, и неважно какого – богатого, бедного, мужчины, женщины и т. д.) находится в прямой связи с общественной волей, с ее возникновением, существованием и действием, ибо как невозможна изолированно существующая личность вне социальных, национальных, бытовых и всяких иных связей, так невозможна и воля с чисто персональным содержанием, только и исключительно воля данного индивида. Сама воля отдельного индивида становится тем, чем она является, лишь благодаря совокупности жизненных явлений, обстоятельств и условий, благодаря тем общественным отношениям, в которых неизбежно существует человек. Определяясь в конечном счете одними и теми же условиями жизни, индивидуальные волевые акты или их элементы могут совпадать и тем самым образовывать в своем сочетании общую волю группы людей, большинства народа или всего народа.

Государственная воля обладает своими особенностями, которые состоят в том, что она, во-первых, является волей государственно организованной группы людей или народа в целом и официально провозглашается от имени государства; во-вторых, она всегда имеет строго установленные государством формы выражения, определяющие степень юридической силы правовых актов, изданных различными его органами; в-третьих, ее осуществление обеспечивается рядом государственных мер, а также в случае необходимости принудительной силой механизма государства.

Образование и формирование государственной воли народа, выражаемой в современном праве, должны осуществляться на подлинно демократической основе (на основе много- и разнообразных форм непосредственной и представительной демократии) путем объединения соответствующих волевых актов членов нашего общества или отдельных черт, сторон, элементов этих актов. Происходит своеобразный отбор из многочисленной массы мыслей, идей и предложений членов общества тех из них, которые наиболее точно, правильно и всесторонне отражают необходимые потребности прогрессивного общественного развития и намечают эффективные пути, методы и средства использования объективных законов в соответствии с общенародными нуждами, потребностями и интересами. Но и после такого отбора эта общая воля всего народа вырабатывается не в результате механического объединения лучших в указанном смысле идей, мыслей и предложений, а путем сочетания в нормах права тех качеств, сторон и элементов этих идей, мыслей и предложений, которые в максимальной степени способствуют осуществлению правовыми средствами целей демократического, рыночного общества.

Демократический строй создает наиболее благоприятный механизм для образования общей государственной воли, выражаемой и закрепляемой в праве. Здесь имеются все условия для свободного участия граждан в общественной и политической жизни страны, и в частности в осуществлении правотворчества. Пользуясь политическими правами, граждане свободно выражают свое отношение к действующей системе права, ее отдельным институтам, нормам и статьям, выдвигают по своей инициативе те или иные предложения относительно отмены, изменения или дополнения действующих правовых предписаний, относительно создания новых нормативных правовых актов, участвуют в обсуждении проектов законов, указов, постановлений и т. д.

Участие граждан в обсуждении различных вопросов общественного развития не только является условием правильного решения этих вопросов, но и означает вместе с тем образование единой общей воли народа. Эта общая воля народа вырабатывается на основе современной демократии и законов свободной экономики.

Широкое обсуждение важнейших проектов законов и других нормативных правовых актов дает возможность непосредственно выявить волю народа (не только депутатов, чиновников и богатых, а всех граждан), собрать богатейший материал, который в процессе принятия решений глубоко и всесторонне изучается, обобщается и закрепляется в соответствующих документах.

Благодаря привлечению широких масс людей, всего народа к активному участию в осуществлении правотворчества оказывается возможным обнаружить назревшие потребности дальнейшего прогресса нашего общества, наиболее глубоко и всесторонне познать объективные законы общественного развития и определить в праве пути их правильного, целесообразного использования в конкретных условиях места и времени.

Вслед за всенародным обсуждением проекта нормативного правового акта наступает этап его окончательного формулирования в соответствующем органе государства (в Государственной думе, в депутатских комитетах и др.), который «возводит в закон» волю народа в ее наиболее обобщенном или «всеобще выраженном» виде, превращает ее тем самым в государственную волю и придает ей общеобязательное значение.

Итак, представляя собой концентрированное выражение назревших и назревающих потребностей общественного развития, общая воля народа, возведенная государством в закон (в нормы права), должна объединять наиболее обоснованные предложения о путях развития общества в целом, а также отдельных предприятий, банков, бизнеса и др., выражать как общие интересы всего народа, так и специфические интересы классов, простых групп людей, богатых, бедных и т. д. Именно поэтому, будучи закрепленной в праве, эта воля приобретает соответствующий политический, моральный и научный авторитет, становится силой творческого, целеустремленного, планомерного преобразования социальной действительности на началах демократического и цивилизованного рынка.

С другой стороны, сущность права (помимо волевой сущности) характеризует также то, что она есть специфическая система регулирования общественных отношений, или специфическая нормативная система (подчиняющаяся законам систем) с конкретными функциями в обществе. И в этой связи уместно утверждение С. С. Алексеева о том, что под углом зрения новейших философских представлений (теории систем) право предстает в виде нормативной системы, иначе говоря, явление социальной действительности, которое существует и функционирует по законам целостного органического образования – законам системы, причем системы, имеющей нормативный характер и находящейся, как и положено любым системам, в сложных (системных) связях со всем комплексом социальных образований. Все это позволяет на аналитическом уровне углубить наши представления о праве и о его функциях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *