Сушеные фрукты как бизнес
Бизнес на дому: как заработать на сушёных фруктах?
Если человека интересует бизнес с малыми вложениями, он должен обратить внимание на варианты, которые не требуют колоссальных финансовых затрат. Наиболее привлекательны способы, для которых не требуются большие вложения, но можно рассчитывать на быструю прибыль. Обычно специалисты рекомендуют выбирать торговлю.
Однако следующая сложность, с которой предстоит столкнуться, состоит в выборе товара. Продукты питания всегда остаются востребованы, поэтому в данной сфере наблюдается колоссальная конкуренция. Для бизнеса на дому лучше выбирать сухофрукты, что особенно актуально в период повышенного спроса на полезное питание.
Плюсы и минусы
Сухофрукты особенно популярны осенью и зимой, когда стоимость свежих овощей и фруктов взлетает до небес. Вот почему покупатели выбирают сухофрукты, которые также содержат витамины, а также микроэлементы, но стоят дешевле.
Основное преимущество состоит в том, что для продажи сухофруктов не требуются колоссальные вложения. Этот вид бизнеса доступен даже домохозяйкам, которые находятся в декрете. Кроме того, этот продукт не относится к категории скоропортящихся и может быть реализован в течение длительного периода времени. Если выбрать сезон высокого спроса, то довольно быстро можно начать получать прибыль. Еще одна хорошая новость состоит в том, что на рынке сухофруктов не так уж много конкурентов, поэтому не должно возникать проблем с поиском клиентов.
Конечно, не все так идеально. Сухофрукты особенно успешно продаются, когда повышаются цены на свежие фрукты. Это означает, что в течение лета и начале осени не нужно рассчитывать на высокие доходы. По этой же причине продажу сухофруктов лучше использовать как дополнительный, а не основной доход.
Какие сухофрукты выгодно продавать?
Если правильно высушить фрукты, удается сохранить полезны витамины. По этой причине товар становится востребован среди людей, которых интересует правильное питание.
Вот какие виды сухофруктов наиболее востребованы среди российских покупателей:
Все перечисленные типы продуктов вы сможете изготовить самостоятельно. Однако вам понадобится оборудование. Если вы не планируете осуществлять финансовые вложения, альтернативой станет закупка товара у оптовых производителей.
Однако не стоит списывать со счетов тот факт, что при торговле собственным сырьем, вы сможете предложить товар более высокого качества. При высоком спросе вы сможете расширить ассортимент и добавить в него ягоды и другие изделия, которые обеспечат спрос на протяжении круглого года.
Особенности продажи
Итак, если вопрос с сырьем решен, остается найти способ продажи. Сначала лучше отказаться от аренды палатки на рынке или отдела в магазине. Искать потенциальных покупателей вы можете в интернете или предлагать сухофрукты своим знакомым.
Постепенно количество клиентов будет увеличиваться, а вместе с ним и спрос на вашу продукцию. В этом случае вы сможете задуматься о том, чтобы арендовать палатку на рынке. Однако выбирать месторасположение нужно очень тщательно. Поблизости с вами не должно находиться конкурентов.
Достаточно будет всего несколько прилавков, чтобы разместить сухофрукты. Кроме того, не забудьте о точных весах.
Вложения на начальном этапе продаж являются небольшими. Однако наибольшей проблемой становится привлечение клиентов. Если вам удастся найти тех, кто закупает большие партии сухофруктов для заведений общепита, вы увеличите товарооборот и собственную прибыль.
Сколько можно заработать
Нельзя назвать точный доход, на который сможет рассчитывать продавец сухофруктов. Этот товар является сезонным, поэтому на стабильную прибыль на протяжении года рассчитывать не стоит. Летом покупатели делают выбор в пользу свежих фруктов, но как только они исчезнут с прилавком или подорожают, они вспомнят о существовании вашей продукции.
Обычно курага и чернослив продаются по цене от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти рублей. Если товарооборот будет составлять от двадцати до тридцати килограммов ежедневно, то доход превысит сто пятьдесят тысяч рублей в месяц. Не забывайте, что в ассортименте будут присутствовать другие сухофрукты, которые увеличат вашу итоговую прибыль.
Обычно продавцы сухофруктов добиваются высокой рентабельности, потому что наценка может составлять триста-четыреста процентов.
С чего начать продажу?
Лучше всего начинать торговлю сухофруктами в домашних условиях. Достаточно будет затратить около десяти-двадцати тысяч рублей, чтобы начать такой бизнес. Если вы будете наблюдать увеличение спроса, то сможете открыть специализированный магазин или арендовать палатку на рынке. Это позволит существенно увеличить ассортимент и таким способом повысить собственную прибыль. Однако затраты в данном случае будут больше, чем при домашней торговле.
Открываем бизнес по сушке овощей и фруктов. Все этапы запуска с нуля.
Ищите бизнес идею небольшого производства? Возможно, вам подойдет вариант производства сушеных овощей и фруктов. Такой продукт используют для приготовления напитков, детского питания, йогуртов, а также его можно продавать в виде засушенных и полезных снеков.
Если говорить о сушке овощей и фруктов как о бизнесе, то он не так прост, как кажется, на первый взгляд и если серьезно подходить к делу, то потребуются немалые финансовые вложения на старте и достаточно длительный период для раскрутки бизнеса и бренда предприятия в целом. Но с другой стороны технология работ не сложная, сырье на рынке присутствует, да и полезность готового продукта переубеждает начинающих бизнесменов вкладывать деньги в сушку фруктов и овощей и начинать на этом зарабатывать. Давайте детальнее разберемся со всеми нюансами бизнеса.
Оформляем документы
Для официальной работы вашего предприятия нужно будет оформить целый пакет документов.
Так как это сфера продуктов питания, то вопрос оформления документов и получения всех разрешений очень не простой и желательно обратиться за помощью к опытному юристу, чтобы все сделать правильно и избежать штрафов в будущем.
Помещение
Для установки оборудования и обеспечения полного процесса сушки овощей и фруктов, важно арендовать помещение, которое будет максимально соответствовать требованиям СЭС, чтобы в будущем меньше вкладывать денег в его ремонт и реконструкцию. В первую очередь нужно обращать внимание на коммуникации, среди которых водопровод, канализация, хорошая линия электроэнергии, которая способна выдерживать высокие нагрузки, вентиляция, отопление.
Площадь помещения будет зависеть от объемов производства, но нужно рассматривать варианты от 100 кв.м. и больше. Ведь вам нужно будет разделить помещение на зоны. Это рабочий цех, где будут установлены сушильные шкафы, зона мойки и подготовки овощей и фруктов, склад для хранения сырья, комната для хранения готово продукции.
Оборудование
Основу оборудования составляют промышленные шкафы для сушки фруктов и овощей.
Их разделяют на два типа: инфракрасные и конвекционные шкафы.
Инфракрасный тип шкафов.
Время цикла сушки от 3 до 8 часов. В один цикл загружают 200 – 230 кг сырой продукции.
Конвекционные шкафы.
Промышленная сушилка обеспечивает равномерную сушку методом конвекции, который позволяет сохранить природные вкусовые качества продуктов. Конструктивные особенности сушки позволяют избежать образования сухой корочки. Сушильная камера оснащена шиберами, которые регулируют направление потоков воздуха на лотки.
Из дополнительного оборудования будут нужны:
Этикетку для продукции можно заказать в любой полиграфии, и клеить по факту изготовления товара.
Ассортимент продукции
Теперь поговорим о формировании ассортимента продукции, которую вы будете продавать.
Дополнительно можно продавать сушеную зелень.
Фрукты в сухом виде продают в формате снеков или же натуральных сухих конфет (если взять ягоды, перетереть на блендере и высушить их). Тут уже нужно проявлять креатив и придумывать новые виды товаров для своего ассортимента, чтобы отличаться от конкурентов.
Где брать сырье?
Закупка сырья – это важный момент, ведь от качества сырья будет зависеть и конечный результат, а это вкусовые и внешние качества сушеных продуктов.
Основной объем фруктов и овощей можно закупать у местных фермеров и садоводов, по мере наступления их сезона дозревания. Поскольку бизнес по заготовке сушки очень сезонный, вам потребуется закупать те же яблоки, в высокий сезон, чтобы обеспечить минимальную себестоимость произведенного вами продукта, и в будущем повысить рентабельность бизнеса в целом.
Заготовительный этап будет продолжаться с конца мая и по сентябрь. С октября можно использовать более поздние сорта яблок и груш, или же работать с теми, что были заготовлены летом и хранятся на складе, в котором поддерживается определенная температура и влажность помещения.
Часть сырья, в будущем, можно выращивать самостоятельно.
Персонал
На начальном этапе работы бизнеса вам придется много задач выполнять самостоятельно. Так, производственный процесс будет лежать на вас и нужно будет нанять помощника, который будет помогать мыть и нарезать овощи и фрукты, следить за процессом их сушки.
Потребуется потратить время и найти хорошего менеджера по продажам, ведь от его работы будет зависеть ваша прибыль. В любом случае вам также, нужно будет участвовать в этом процессе.
Бухгалтерию можно отдать на аутсорс.
Оплату труда для работника в цеху можно осуществлять сдельную. А вот менеджеру предлагать небольшую ставку, а остальное – это процент от продаж.
Рынки сбыта и реклама
Существует несколько вариантов сбыта сушеных овощей и фруктов.
Чтобы о вашем бренде узнали нужно запускать активную рекламу. Есть несколько рабочих подходов.
Нужно экспериментировать и определять наиболее эффективные методы, после чего пускать основной рекламный бюджет на них.
Сколько нужно денег для запуска?
Составляя бизнес план цеха по сушке овощей и фруктов, важно учесть все статьи расходов, ведь в будущем вы сможете исходя из этих данных, планировать возврат инвестиций.
Учтите, что промышленные сушильные шкафы потребляют много электроэнергии и поэтому коммунальные платежи во время заготовительного периода могут быть достаточно высокими. Часть затрат можно сократить путем покупки б/у оборудования.
Сколько можно заработать?
Рентабельность бизнеса на сушеных овощах и фруктах оценивают в 25% – 30%. Если продавать продукцию оптовым скупщикам, то рентабельность будет на уровне 15% – 20%.
Окупаемость вложений обычно происходит за период 3 – 4 года, связано это и с сезонностью бизнеса.
Выводы. Бизнес на сушке овощей и фруктов – это неплохой вариант личного мини производства. Доступность сырья, спрос на рынке – это основные плюсы, которые стимулируют предпринимателей выбирать эту нишу для работы. Есть сезонность, но в зимний период можно переводить производство на снеки из мяса, рыбы или хлебных изделий.
Тот ещё фрукт: как заработать на производстве сушёных абрикосов, хурмы и сливы
«В своём маркетинге мы не манипулируем людьми»
IT-инструменты, которые используются в проекте Harvy
Мальвина Мартиросян сделала отличную карьеру в ресторанном бизнесе – в 23 года возглавила службу доставки холдинга Ginza Project и повысила её прибыльность и рентабельность. Но в какой-то момент поняла, что это «не её». А дело всей жизни она нашла на родине – в Армении, куда съездила в путешествие и где поняла, что хочет открыть всему миру вкус армянских фруктов. О том, как производить сухофрукты без применения «химии» и как выйти со своей продукцией в торговые сети по всему миру, порталу Biz360.ru рассказала основатель компании Harvy Мальвина Мартиросян.
Мальвина Мартиросян, 31 год, основатель бренда сухофруктов Harvy . До 6 лет жила в Армении, затем переехала в Москву. Окончила Московский государственный университет путей сообщения по специальности «пиар, менеджер и реклама». Работала в компании доставки еды Roomservice, в ресторанном холдинге Ginza Project была директором службы доставки. В 2015 году начала заниматься поставками сушёных фруктов из Армении. В 2019 году основала компанию Harvy.
У меня быстро получилось построить карьеру. Я начинала в 16 лет с оператора колл-центра, работала в сети доставки еды. В 19 лет пришла в ресторанный холдинг Ginza Project, где к 23 годам стала директором службы доставки. После этого я за пару месяцев значительно повысила рентабельность компании.
Причина, как я думаю, в том, что я многое делала не по правилам. Я по жизни очень увлечённый человек, всё время расширяю кругозор, много читаю, изучаю что-то новое. Я предлагала акционерам свои идеи, они меня поддерживали, и я там довольно много перевернула. Мне в таком молодом возрасте доверили высокую позицию – для меня это был ещё один стимул каждый раз делать что-то невозможное.
Однажды я прилетела отдохнуть в Ереван. Две недели ездила по Армении, где не была несколько лет, знакомилась с интересными людьми. И у меня появилась мечта: сделать что-то полезное для родины и передать её вкус. Я ещё не знала, вкус чего – у нас там всё очень вкусное.
Потом я вернулась к московской офисной жизни. Но проработав 3 месяца, написала заявление и ушла. Я поняла, что устала. Быть директором – это очень большая ответственность. В таком возрасте у меня было более 300 сотрудников, высокая должность, зарплата и перспективы. Ginza Project тогда считался одним из самых успешных проектов на ресторанном рынке, люди мечтали там работать. Но я понимала, что в принципе это не моё. Я ушла в никуда, не зная, чем буду заниматься.
В сентябре 2015 года, после увольнения, я с сестрой приехала в Армению, и мы путешествовали по стране. Там у нас родственники и знакомые, мы стали более тесно с ними общаться. У меня быстро расширился круг знакомых и друзей.
Мы с сестрой провели в Армении 3 недели. Мы заезжали в сады – как раз был сезон персиков, винограда, слив. Это были непередаваемые ощущения! У меня просто мурашки идут по телу, когда я вспоминаю, как мы гуляли по этим садам, забирались в горы, ночевали в палатках. Как будто я просто попала домой, хотя с 6 лет я там не жила.
После возвращения в Москву мы с подругой ужинали на кухне, на столе были сухофрукты. Я смотрела на них, и у меня что-то в голове щёлкнуло! Я поняла, чем на самом деле хочу заниматься.
Потом пошла на Даниловский рынок, он тогда принадлежал Ginza Project. Рассказала им, что начинаю свой бизнес с новым продуктом, и попросила взять его в продажу. Потом пошла к друзьям-владельцам кафетерия. Они тоже поставили мою продукцию на полку.
Сухофрукты начали понемногу продаваться. Первую партию в 30 кг я продала примерно за три недели. Потом мне отправили ещё немного. Параллельно я занималась продвижением двух проектов. В день тратила на это примерно 2 часа.
Я видела, что сушёные фрукты всё больше пользуются спросом в Москве, и решила взяться за дело серьёзнее. В конце 2015 года я снова прилетела в Ереван и начала активно изучать производство сухофуктов. Появились новые знакомые. Среди них был производитель сушёных фруктов, который делает премиум-продукцию.
Я приехала к нему. Он мне всё рассказал, провёл дегустацию, показал все фрукты, которые они сушат. Среди них были сушёные абрикосы тёмного цвета нереально большого размера.
Оказалось, эти фрукты отправляют на экспорт в Швейцарию. Их срывают спелыми, и при сушке они не обрабатываются серой или каустической содой, как это происходит при производстве большинства сухофруктов. Именно тогда я поняла, что моя самая первая 30-килограммовая партия была обработана химией.
Я позвонила в те точки, куда до этого поставляла сухофрукты. Сказала им, что пришёл новый вид абрикосов, только их нужно хранить в холодильнике. На Даниловском рынке это сделать не получилось. Тогда я узнала, что есть вакуумная упаковка, которая может продлить сроки хранения. Заказала упаковку и поставила сухие фрукты на Даниловский рынок. Конечно, этот продукт был значительно дороже моих прошлых поставок.
Особых продаж в 2015 году не было, но я уже поняла, чего хочу. У меня появилась мечта: передать вкус армянских фруктов по всему миру. Я поняла, что сушёные фрукты – это единственный продукт, с помощью которого можно передать вкус наших садов. Потому что свежие фрукты срывают неспелыми, потом в дороге они дозревают, но вкус совершенно не тот.
Я стала смотреть, что можно в этом отношении сделать по-настоящему интересного. Начала изучать рынок передовых стран: Японии, Канады, Австралии, Англии. Очень серьёзно изучала, что и как сушить и хранить.
После того, как изучила технологию, нашла в Армении технолога. Его компания производила сушёные овощи на экспорт в небольшом количестве. У него были технологии по сушке персика, абрикоса и чернослива. Я предложила ему заниматься и моей продукцией. Первую партию я отправила подруге во Францию, вторая партия уехала в Англию. Они были очень небольшими – по 50-100 кг.
Не прошло и полугода, как мне позвонила хорошая знакомая по ресторанному бизнесу. Она предложила вывести меня на сеть магазинов натуральных продуктов «ВкусВилл». Как раз тогда они искали поставщиков сухофруктов.
Я поехала во «ВкусВилл» с образцами продукции. На встрече у меня запросили цены. Я очень серьёзно подошла к этому вопросу и привлекла к расчётам знакомого финансиста. Мы запросили цены у крупных поставщиков. Собрали информацию, провели полную аналитику. Затем мы подсчитали, какие цены позволят нам быть рентабельными и не отпугнут потенциальных партнёров. После того, как я отправила свои цены во «ВкусВилл», мне прислали договор. Там были проставлены мои цены – их даже не просили снизить! Значит, наш расчёт был верным.
Мы заключили контракт, поставили первый заказ. Первая партия по договору составляла около 5000 упаковок, это примерно тонна сухофруктов. Магазинов «ВкусВилл» тогда было не очень много – они заказали наш товар на всю сеть. Я понимала, что по моим расчётам я до такого количества чуть-чуть недотягиваю. Но также понимала: чтобы «дотянуть», мне надо заключить этот контракт. После этого я работала днём и ночью. Партию распродали довольно быстро. Я получила положительные отклики на свою продукцию.
Надо сказать, сотрудничество со «ВкусВилл» оказалось очень приятным. Многие сети собирают деньги за полки, маркетинг, прописывают ретробонусы и т.д. А здесь просто подтвердили цены, заключили контракт, и в течение 10 дней перечислили деньги за проданный товар. Так же прозрачно «ВкусВилл» работает и сейчас. Они очень поддерживают своих поставщиков, продукция которых соответствует требованиям сети. Я до сих пор сотрудничают с этой компанией.
Мы продаём 10 видов сушёных фруктов – от персика и абрикоса до вишни и малины. Самые популярные из наших продуктов – сушёная слива и хурма. С прошлого года у нас хорошие продажи по яблокам. Мы используем определённый сорт яблок, который сушим 48 часов при нужной температуре. Яблоки после сушки не чернеют, сохраняя естественный цвет и форму.
Помимо вкуса, нам важен и внешний вид. С каждым годом наша продукция становится всё лучше и красивее за счёт передовых технологий. В этом отношении мы многому научились у японцев – нас консультирует эксперт из Токио.
Сейчас у нас четыре предприятия в Армении. Одно из них наше собственное, мы открыли его в 2016 году. Затем мы участвовали в открытии трёх партнёрских производств. В процессе сушки они, как и мы, не используют каустическую соду и диоксид серы. 90% своей продукции они производят для нас, остальное – на экспорт.
Суммарный объём нашего производства – более 2000 тонн свежих фруктов в год. Планируем его постепенно увеличивать. Около 60% нашей продукции мы поставляем в Россию, в основном московским покупателям. Остальное уходит в Европу и Японию. Небольшие количества (около тонны) отправляем в Америку, охватываем Канаду, пытаемся выйти на Австралию.
Поставщиков ищем сами, и контролируем их тоже сами. У нас есть три агронома и ревизоры – они проверяют условия сбора и сушки плодов. Мы заранее заключаем контракт с садоводами, проверяем эти сады, чтобы они не превышали норму по удобрениям. Сейчас мы выходим на органические сады. Их в Армении мало, но 30 гектаров абрикосового сада мы уже забронировали. Очень надеемся, что со следующего года абрикосы у нас будут органические.
Мы даём плоду полностью созреть на дереве. Потом бережно и поэтапно собираем фрукты по мере созревания, а не все сразу. Мы не помещаем их в холодильник, как делает большинство производителей, чтобы сохранить фрукты до сушки.
После сбора мы промываем плоды и отправляем их на механическую обработку. Например, из чернослива вытаскивается косточка, у яблока удаляется кожура и сердцевина. Затем фрукты раскладываются в сушилку.
Наша технология улучшается с каждым годом. В развитие технологий мы вложили очень много сил, времени и денег. В первый год мы просто сушили фрукты, как могли – на улице под стеклом. Продукция получалась не идеальной, внешний вид тоже был не очень.
Сейчас мы сушим исключительно в сушилках по японским стандартам и технологиям. У нас бывают не более 2-3 случаев в год, когда продукт портится во время обработки и идёт в отход. С каждым годом подобных ситуаций становится всё меньше.
Все вложения были только с заработанных средств. Кредиты брать не пришлось. Отец и мой близкий друг в какой-то момент поддержали меня во время развития проекта. Но я очень быстро вернула им деньги. Схема работы у нас простая: нужно продать и заработать, чтобы развиваться.
Упаковка сушёной хурмы, абрикосов или чернослива от Harvy стоит 350-370 рублей за 180 грамм. Цена сушёных яблок несколько выше: 300 рублей за 90 грамм. Самый дорогой продукт – сушёная малина: 350 рублей за 50 грамм.
Когда в 2016 году подскочил курс доллара, было очень сложно. Это произошло осенью, в самый пик продаж. Тот год был для меня самым стрессовым. Доллар рос с каждым днём, я ночами не спала. Многие мои коллеги тогда просто перестали заниматься бизнесом. Но мы продолжали поставлять за рубли свои сухофрукты из Армении. Я даже в какой-то момент прекратила считать, получится ли у нас хотя бы отбить расходы. Я полностью выключила мозг и просто выполняла заказы. Декабрь 2016 года мы отработали «в ноль».
К сожалению, мы не застрахованы от неурожаев. С этим мы столкнулись в 2017 году, когда был неурожай абрикосов. В этом году история повторилась. Но наш основной продукт – хурма и чернослив – в изобилии почти каждый год. И мы понимаем, что с их помощью можем обеспечить себе необходимый минимум. Остальные фрукты в сезоны неурожая нам приходится закупать дороже – в таком случае мы зарабатываем меньше.
Также нас спасает наша эксклюзивная продукция – экспортируемые гранатовые косточки, сушёный инжир, который эксклюзивно продаётся только во «ВкусВилл», и сушёная малина. Остальные партии этих продуктов мы поставляем в другие страны в пять раз дороже, чем в Россию.
В 2018 году я решила создать собственный бренд. До этого мы работали под другими марками. Причина была в том, что долгое время я просто была не готова к созданию собственного бренда. Мы фактически учились, ошибались, я не всегда была довольна качеством продукции. Мы прошли очень сложный путь и сознательно дали себе время на эксперименты.
Год назад я поняла, что готова работать под собственным брендом. Собрала команду, а главное – отработала технологии правильной сушки фруктов. Раньше мы иногда опускали фрукты (те же персики) в горячую воду, чтобы у них смягчилась кожица. Но при этом теряется часть витаминов. Сейчас мы умеем правильно сушить фрукты, чтобы оставались витамины и вкус.
Я обратилась в серьёзное дизайнерское агентство Formascope Design, и они воплотили в жизнь все мои идеи. Когда я рассказала, что хочу, мне предложили пять вариантов брендов. Я выбрала два, и Harvy среди них не было.
Но в течение недели я поняла, что засыпаю и просыпаюсь с мыслью о ёжике, нарисованном на этом логотипе. Я позвонила дизайнерам и сказала, что выбираю Harvy (от слова Harvest – урожай). Ёжик символизирует связь между природой и человеком. Ему нравятся наши фрукты, потому что они настоящие.
Наши основные покупатели – торговые сети. Для их поиска мы составили базу интересных нам сетей по всему миру. Если информации о сетях в какой-то стране нет в интернете, мы летаем в эти государства, обходим маркеты и смотрим, с кем хотим сотрудничать. Мы не стучимся ко всем подряд, потому что цены на армянские фрукты довольно высокие.
Затем высылаем коммерческое предложение, иногда вместе с нашей продукцией. Даже если нам отказывают, мы не останавливаемся. Например, две европейские сети остались очень довольны качеством нашей продукции и проявили к нам интерес. В своё время они просто не отвечали на наши предложения, но мы достучались до них, найдя контакты нужных сотрудников.
Сайт проекта на английском языке мы создали только недавно, соцсети в процессе создания. Пока не могу найти хорошего SMM-щика, но как только найду, начнём активно продвигаться. В выставках и фестивалях участвуем довольно редко, но метко. Ездим только на серьёзные выставки, где мы действительно получим результат. В марте были в Японии на FoodExpo Japan, это помогло нам в поиске новых каналов сбыта.
В штате нашего ереванского офиса – 23 человека. На каждом из четырёх производств в сезон работает около 50 человек – всего более 200 человек. В Москве находятся менеджер по экспорту, два технолога и генеральный директор.
Найти ответственных сотрудников в Армении было очень тяжело, особенно в первое время – гораздо тяжелее, чем в России. Персонал часто приходилось увольнять и менять. Потом я поняла, что так продолжаться не может. Нужно предпринимать какие-то меры и собирать команду.
Я решила, что сотрудников нужно не увольнять, а обучать и мотивировать. Начала чаще проводить тренинги, разработала систему мотивации, сама участвовала во всех процессах. Когда сотрудник видит такую вовлечённость собственника, он уже по-другому относится к работе.
Я лично провожу тренинги два раза в месяц. На них я рассказываю сотрудникам, какую ответственность мы несём. Если мы что-то производим – значит, мы делаем это для людей. Когда раньше были трудности с соблюдением рабочими правил гигиены, я говорила: «Представьте, что вы сушите эти фрукты для вашего ребёнка».
Теперь каждый из этих людей знает, насколько большую роль он играет в этой цепочке. И у нас, можно сказать, уже семья. Это даёт положительную энергетику, которая влияет на продукт и его вкус.
В 2018 году мы начали поставки в международную торговую сеть Carrefour. Я думаю, что под брендом Harvy мы полностью возьмём весь Carrefour по всему миру. Сейчас мы подписываем договоры с сетями «Утконос» и «Азбука вкуса». Ещё с несколькими сетями находимся в процессе переговоров.
Мировой рынок для нашей продукции очень большой. Армянские фрукты востребованы в развитых странах. Нарастив обороты, мы сможем выйти на тот же Китай. Они хотят заключить с нами контракт на 3 года, но пока мы себе не можем такого позволить.
Конкуренты по сушёным фруктам из Армении есть, но их продукция сушится с использованием каустической соды и серы. Я буду счастлива, если в Армении у нас действительно появятся конкуренты и будут производить продукт такого же высокого качества, как мы.