Своеобразие частушек как жанра
Своеобразие жанра частушек и их исполнения
Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX – начале XXвеков. Так называли народные стишки. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни.
Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был
не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIXвеке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.
Типы частушек.
Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.
Обрядовые- жнивные, сенокосные, свадебные
Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым
ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке.
Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны. И т.д. Это еще не все типы.
Темы частушек. Большинство частушек — о любви, однако граница между
частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические,деревенско-колхозные. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы.
1.Оригинальные эпитеты: «милка», «милочка-крутилочка», « милёночек»,«девчоночка-отлеточка», «дорогой залеточка».
2. Яркая гипербола: «Изорвал милый штиблеты, А я полботиночки!», «С головойв чугун улез!»
3. В частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония:
Мне про милого сказали,
Что картошку он не ест.
Я иду, смотрю в окошко:
С головой в чугун улез!
Сверху яблоко упало,
С ног свалило милого.
Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой. В Донбассе широкое распространение получили шахтерские частушки:
На работе мой любимый,
И волнуюсь за него,
Но улыбками встречаю
Я шахтёра своего. ( можно свои примеры частушек)
Реального прототипа у Теркина нет, это собирательный образ, вместивший в
себе типичные черты облика и характера русского солдата, Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.
Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны. Говорит, что воюет с самого начала войны. трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, который на своих плечах вынес все тяготы военной жизни,- олицетворение национальной силы духа и воли к жизни.
Каждая глава рассказывает об отдельном событии из жизни бойца. Например,
живой». Юмор Тёркина помогал бойцам пережить трагедию войны. Василий Теркин –
прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая
убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы «Гармонь “. Эти
танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.
И от той гармошки старой,
Что осталось сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат.
В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. Сами названия говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» «Здесь птицы не поют» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле. Эмоциональный заряд, заключенный в стихах и песнях Окуджавы, силен необычайно по интенсивности переживаемого поэтом чувства.
Билет №23.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2427 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Своеобразие жанра частушек и их исполнения.
Частушки имеют такое своеобразие: они в короткой, меткой форме достаточно остроумно и с иронией рассказывает о том, что произошло, или же показывает свое отношение к чему-либо.
Исполнение частушек: парное (две девушки, парень и девушка). Это позволяет данному жанру приобретать формы диалога.
Музыкальные инструменты: гармошка, балалайка, трещотка.
Время создания: на это указывает лексика (например, устаревшие слова, историзмы, различные диалектизмы могут подсказать, когда частушки были сочинены).
Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
3. Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?
Уже в первых строчках песни отражен поэтом весь ужас войны:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу врастаем в землю тут,
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех – мы за ценой не постоим.
Выжженная, искореженная земля, бойцы плечом к плечу, которых ждет «огонь смертельный». И рефрен: «И, значит, нам нужна одна победа…», утверждающий непоколебимость, стойкость бойцов, их готовность пожертвовать, собой ради Родины, выражающий главную мысль песни: нет цены свободе родной земли и потому ничто не остановит ее защитников.
Билет № 23
Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1169 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Общая характеристика частушки как музыкально-словесного жанра
Жанровые особенности русской народной частушки в разной мере и с разных сторон рассматриваются в работах С.Г. Лазутина, И.З. Зырянова, М.М. Бахтина, Н.П. Колпаковой, А.А. Горелова, В.П. Аникина, О.В. Мешковой и других литературоведов, искусствоведов. Обобщенно характеризуя частушку, С.Г. Лазутин в «Литературном энциклопедическом словаре» определяет ее как «жанр русского словесно-музыкального фольклора, короткую (обычно 4-строчную) песенку быстрого темпа исполнения». В качестве важных ее жанровых черт отмечается, что «частушки создаются преимущественно сельской молодежью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку», тематика «главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской), в советский период их доля возрастает, тематический диапазон расширяется». Будучи откликом на события дня, «частушка обычно рождается как поэтическая импровизация». Частушке как жанру «свойственны обращения к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия». Более развернутая характеристика этих и других частных свойств частушки как жанра содержится в монографических исследованиях С.Г. Лазутина «Русская частушка», С.В. Зырянова «Поэтика русской частушки», О.В. Мешковой «Эстетическая природа частушки» и других литературоведов, искусствоведов.
Выделив важные признаки частушки как жанра, литературоведы, однако, не дали однозначного ответа на главный вопрос: составляют ли народные частушки в своей огромной массе особый целостный жанр или это вид народного музыкально-словесного искусства, объединяющий несколько жанров.
Таким образом, в литературоведческих и искусствоведческих работах, посвященных русской частушке, существуют принципиальные разногласия относительно происхождения и жанровой специфики русской частушки. Как совершенно справедливо заметила О.В. Мешкова, «в изучении специфики частушки бесспорным является лишь утверждение о ее тематическом разнообразии» [Мешкова О.В., 2000, с.22].
Общее литературоведческое понимание и определение жанра как «исторически сложившегося типа литературного произведения» по традиции широко используется и в работах по лингвостилистике. В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой оно дается на первом месте. Литературоведческая трактовка лишь дополняется лингвистическим признаком: «род, разновидность произведения в составе художественной литературы, за которым в известные исторические эпохи могла закрепиться та или иная стилистическая разновидность языка» [Ахмановой О.С., 1969, с. 148]. Однако такое слишком общее, несколько расплывчатое определение жанра не удовлетворяет многих и многих исследователей языка художественной литературы. Поэтому вслед за В.В. Виноградовым в работах А.Н. Кожина, В.В. Одинцова, Е.А. Иванчиковой, Г.Я. Солганика, М.Н.Нестерова и других лингвостилистов формируется другое, собственно лингвистическое понимание жанра художественной речи. В основе своей оно связано с лингвистическим пониманием жанров нехудожественной речи и соотносится с функциональными стилями языка и текстом.
В отличие от литературоведения жанр в лингвостилистическом понимании связан, прежде всего, с каким-то определённым функциональным стилем или функциональным типом языка. Каждому функциональному стилю языка, соответственно, типу речи свойственна своя система жанров. Поэтому все жанры того или другого функционального стиля обладают какими- то общими стилистическими признаками данной функциональной подсистемы, в частности характеризуются общностью сферы употребления и основных функций, общностью характерных языковых средств.
Но особенно разнообразна жанрово-стилистическая дифференцированность художественной литературы, именно в ее жанровых особенностях проявляется, прежде всего, своеобразие художественной речи. Поэтому исследование художественной речи в ее различных жанровых разновидностях становится актуальной задачей современной лингвостилистики.
Функциональный стиль определяет общую установку на отбор и организацию речевых средств. Под стиль эту установку конкретизирует в соответствии с частными условиями и задачами общения, а жанр диктует свои законы выбора языковых средств, ограничивая их соответствие конкретными условиями и законами жанровой формы» [Стилистики русского языка (Под ред. Н.М. Шанского), 1982, с.190].
Сам жанр реально существует как открытый ряд конкретных речевых произведений, имеющих единый характер отношения к действительности и в связи с этим сходные композиционно-структурные особенности. В зависимости от темы, в соответствии с той или иной задачей (целевой установкой) в газетном тексте возможно использование и научной лексики, технической терминологии, оборотов художественной или разговорной речи. При этом для характеристики жанра существенен не только сам факт такого использования, но и специфика сочетания, взаимодействия языковых единиц, т.е. важны собственно стилистические параметры (особенности используемых структур).
Учитывая, что жанровые разновидности характеризуются прежде всего конструктивными особенностями, особенностями группировки, формами «обработки» жизненного и речевого материала, В.В. Одинцов определяет жанр «как выделяемый в рамках того или иного функционального стиля вид речевого произведения, характеризующийся единством конструктивного принципа, своеобразием композиционной организации материала и используемых структур» [Одинцов В.В., 1980, с. 156].
Применительно к художественной речи определение жанра дается в работах М.Н. Нестерова. В отличие от литературоведения жанр в лингвостилистическом понимании связан, прежде всего, с каким-то определённым функциональным стилем или функциональным типом языка. Каждому функциональному стилю языка, соответственно, типу речи свойственна своя система жанров. Поэтому все жанры того или другого функционального стиля обладают какими-то общими стилистическими признаками данной функциональной подсистемы, в частности, характеризуются общностью сферы употребления и основных функций, общностью характерных языковых средств, неупотребительностью некоторых «противопоказанных» средств. Отличительные же их стилистические свойства в системе родственных жанров определяются внутри жанровыми признаками: 1) особенностью содержания, 2) целевым назначением, 3) ситуацией в широком, в том числе общественно-историческом понимании.
С изложенных позиций языковедов и мы подходим к анализу речевой структуры частушки как жанровой формы художественной речи. Учитывая выделенные литературоведами и искусствоведами ее характерные признаки, в частности:
— отнесенность к лирическому роду художественно-словесного искусства, и особенно лиризм,
— сжатую четырехстишную стихотворную форму, чаще всего с одной стороны перекрестно-концовочной рифмой,
— субъективную эмоциональную экспрессивность,
— народность языка и другие, мы вместе с тем при раскрытии особенностей речевой структуры как жанровой формы исходим из признания приоритетной роли ее целевого назначения в системе жанров художественной речи.
Что такое частушка? Определение, виды и примеры частушек
В русском фольклоре встречается такой жанр, как частушки. Они идеально подходят для исполнения под балалайку либо гармошку. Исполняли их на гуляниях, посиделках. Такие певицы, как Лидия Русланова, Ольга Воронец, обогатили русскую культуру, исполняя любимые всеми частушки.
Из статьи станет понятно, что такое частушка. Почему она считается источником сведений об истории России?
Определение
Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.
Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.
Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:
История появления и развития
В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.
В качестве истоков для русских частушек можно выделить:
Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.
Поэтика
Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».
Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси.
Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.
Разновидности
Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:
Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.
По тематике следует выделить следующие варианты:
С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.
Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.
Детские частушки
Короткие смешные стихи, которые напевались под особый ритм, нравились не только молодым людям. Их полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей.
Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. Они быстро запоминаются, несут улыбку, исполняются на простом и понятном языке.
Сегодня известно множество смешных и поучительных частушек. Они придутся по душе детям, особенно младшего возраста. Их можно выучить и петь под гармонь или гитару. Это позволит разнообразить будни ребенка и развить его память.
История России через частушки
Содержание народного творчество определялось жизнью. Все, что происходило в стране, отражалось в частушках. В дореволюционных произведениях рисовался быт деревни. Много внимания уделялось рекрутской службе, когда молодых людей уводили «как овец».
Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.
Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.
Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.
Характер исполнения
Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.
Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.
По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.
Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.
В заключение
Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет.
Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.
Определение жанра частушек, их поэтика, собирание и изучение
Поэтика частушек. Основной композиционный принцип – принцип деления частушки на две части, первая из которых начинает, вторая же развивает, расшифровывает, объясняет то, о чем идет речь. Принцип деления частушки на две части собственно и обусловил широчайшее использование в этом жанре параллелизма, причем принцип формального параллелизма, при котором при сопоставлении нет и попытки установить логическую связь между сопоставлениями. В частушках используется и отрицательный параллелизм.
Частушкам свойственны сравнения – «Милый мой-душистый ландыш, а я розовый цветок», метонимичность – «Разрешите, кари глазки, с вами познакомиться»; обращение – «А вы, звездочки, скажите: с кем ушел мой дорогой»; эпитеты – «белая береза», «заря вечерняя», «сера утушка»; гипербола – «сколько звездочек на небе, столько раз поцеловал». Свойственна частушке и символика, она играет существенную роль в создании художественного образа.
В частушке значительное место занимают повторы: повтор отдельных слов, словосочетаний; анафора – повтор одного и того же слова в начале каждой строки.
В частушках часто встречаются одинаковые зачины, не связанные с содержанием песенки («с неба звездочка упала»), без прямой параллели к нему.
Выделяя главные типы композиционного строения частушек, следует отметить тип монологический и диалогический. Частушки диалогические представляют обращение к кому-либо или передают чей-либо разговор:
Ах, ты, ягодка ты мой,
Все корят меня тобой.
Для языка частушки свойственны уменьшительно-ласкательные формы слова (слезиночка, подарочек), формы с усилительными приставками (расхорошенький, раскудрявенький), использование звукового повтора (»Я любила, ты отбила, Так люби облюбочки»). Язык частушки богаче и современнее языка традиционной лирики, частушки широко используют различные неологизмы, в них проявляется стремление к словотворчеству.
Частушка неотделима от музыкального сопровождения, обычно она исполнялась в сопровождении балалайки, гармошки, жалейки. Напевы частушек разнообразны, каждая местность имела свои напевы, припевки. Некоторые частушки связаны с пляской, танцем. По своему строению частушка представляет четырехстрочную рифмованную песенку, чаще всего рифмуется вторая и четвертая строчки; бывает рифма перекрестная (абаб); смежная рифма, когда первая строчка рифмуется со второй, третья – с четвертой (аабб), иногда частушки имеют и внутреннюю рифму, иногда все четыре строчки имеют одну рифму (аааа). Четрехстрочный размер стиха, его рифмованность придают стройность частушке, смысловую четкость, слаженность.
Собирание и изучение. Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале ХХ века. В многочисленных статьях и сборниках содержатся ценные сведения об условиях создания и бытования частушек, особенно интересны дискуссии по вопросам происхождения частушек. Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями – развитием капитализма в России – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа. Жанр частушки, возникнув во второй половине XIX века, стал развиваться очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
Содержание и поэтика исторических песен (основные циклы).
Исторические песни — это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.
Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. Историческая летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях представляются в конкретно-историческом и реальном освещении. Исторические песни многообразны в стилевом отношении. Они объединяют произведения, сближающиеся по стилю с былиной, лирической песней, балладой, плачем, воинской песней и т.д. В этих песнях представлен реальный мир, населенный реальными людьми с их бытовыми проблемами
1. Песни времен казатчины (15 – 2 пол.17 ).
2. Песни суток Колиивщины и Гайдаматчины (II пол. 17-18 вв.).
3. Песни крестьянских восстаний 2 пол. 19 ст.
4. Песни национально-освободительных движений 2ой пол. 20 ст.
Поэтика исторических песен. Исторические песни имеют общие черты с думами, но существенно отличаются от них форме:
· преимущественно имеют строфические структуру,
· равносложным стих (за исключением древнейших песен, которые не делятся на строфы с неровно-слоговым стихом).
По сравнению с лирическими песнями, они большие по объему и отличаются от них эпичностью (наличие сюжета, повествовательный характер, указание на конкретные исторические события и фигуры). События в исторических песнях, как правило, изображаются реалистично.
Основные циклы исторических песен:
Ранние исторические песни
Наиболее ранние из известных нам исторических песен отразили события середины XIII в., когда отдельные русские княжества пытались остановить полчища Батыя. Ранние исторические песни — это произведения о времени, когда Русь находилась под гнетом золотоордынского ига. Песни стали концентрированным выражением этого трагического периода в народной судьбе.
Исторические песни XVI в.
В XVI в. появились классические образцы исторических песен.
Цикл песен об Иване Грозном разрабатывал тему борьбы с внешними и внутренними врагами за укрепление и объединение русской земли вокруг Москвы. Песни использовали старые эпические традиции: организация их сюжетов, приемы повествования, стилистика во многом были заимствованы из былин.
Цикл песен о Ермаке — второй большой цикл исторических песен XVI в.
Ермак Тимофеевич — донской казачий атаман — заслужил гнев Грозного. Спасаясь, он идет на Урал. Сначала Ермак охранял владения заводчиков Строгановых от нападений сибирского хана Кучума, затем начал поход в глубь Сибири. В 1582 г. Ермак разбил главные силы Кучума на берегу Иртыша.
Итак, главная идея исторических песен XVI в. — объединение, укрепление и расширение Московской Руси.
Исторические песни XVII в.
В XVII в. были сложены песенные циклы об эпохе Смуты и о Степане Разине.
Цикл песен о «Смутном времени» отразил острую социальную и национальную борьбу конца XVI — начала XVII в.
Цикл песен о Степане Разине — один из самых крупных. Эти песни были широко распространены в фольклоре — гораздо шире тех мест, где развертывалось движение 1667—1671 гг. Они жили в народной памяти в течение нескольких веков. Многие, утратив свою приуроченность к имени Разина, вошли в обширный круг разбойничьих песен.
Исторические песни XVIII в.
Начиная с XVIII в. исторические песни создавались в основном в солдатской и казачьей среде.
Цикл песен о Петровском времени рассказывает о разнообразных событиях этого периода. На первый план выступают песни, связанные с войнами и военными победами русской армии.
Цикл песен о Пугачевском восстании составляет сравнительно небольшое количество текстов, записанных на Урале, в Оренбургских степях и в Заволжье от потомков участников или очевидцев событий 1773—1775 гг. Необходимо подчеркнуть его связь с разинским циклом (например, песня о «сынке» Степана Разина была полностью приурочена к имени Пугачева). Однако в целом отношение к Пугачеву в песнях противоречивое: он рассматривается то как царь, то как бунтовщик.
Исторические песни XIX в.
Со второй половины XVIII в. образ царя в солдатских песнях начал снижаться, ему противопоставлялся образ того или иного полководца: Суворова, Потемкина, Кутузова, казачьего атамана Платова.
Цикл песен об Отечественной войне 1812 г. в художественном отношении очень отличается от ранних циклов. В нем уже утрачена связь с былиной и вместе с тем заметна тенденция к сближению с народной и даже книжной лирикой. Песни представляют собой солдатский рассказ о каком-то событии, которое предстает как один эпизод, не всегда достоверный.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.