Свойства криминологии как науки

Криминология

Свойства криминологии как науки. Смотреть фото Свойства криминологии как науки. Смотреть картинку Свойства криминологии как науки. Картинка про Свойства криминологии как науки. Фото Свойства криминологии как науки

Общая характеристика криминологии

Трудно найти человека, который бы независимо от уровня развития интеллекта, социального и материального положения, возраста и профессии не задумывался когда-либо о том, что есть добро, а что зло, почему одни люди жестоки и агрессивны, а другие добры и сердолюбивы, одни алчны и коварны, другие щедры и прямодушны, одни ради собственных интересов готовы на совершение любого преступления, другие поступаются любыми интересами ради торжества правосудия. Ответить на эти вечные вопросы и легко и сложно. Что делать, такими разными создал нас Господь Бог. Однако, несомненно, что-то добавили к этому и сами люди, постоянно создавая благоприятные объективные условия для активного проявления негативных или позитивных свойств характера Homo Sapiens.

Эти и многие другие человеческие качества часто сходятся на таком известном всем здравомыслящим людям понятии, как «преступность», которая не может не тревожить любого сознательного человека, беспокоящегося о своей безопасности и спокойствии, а в массовом сознании априори ассоциируется с проявлением негативных свойств личности, позитивные же обычно рассматриваются в безусловном антикриминальном значении. И все было бы так просто, если объяснять причины преступности и лежащего в ее основе социального зла с точки зрения обыденного сознания.

Но вдруг возникают новые вопросы: почему в отдельные периоды развития общества масштабы преступности резко возрастают, а в другие, напротив, снижаются? почему в государствах с тоталитарным, порой бесчеловечным режимом число преступлений невелико, а в странах с развитой системой демократических свобод преступность интенсивно демонстрирует себя во всех безобразных проявлениях? почему совершают преступления люди внешне вполне добропорядочные? почему, несмотря на беспощадную борьбу с преступностью, последняя не только не исчезает, но, наоборот, увеличивается в размерах и что делать, чтобы эти размеры сократить?

Перечень подобных вопросов можно продолжал, до бесконечности. Однако у многих людей, и главным образом специалистов в правоохранительной сфере, возникает вполне понятное желание получить исчерпывающие ответы хотя бы на некоторые из них. И здесь уже становится недостаточно обычных умозаключений, исходящих из житейского опыта, требуются более серьезные научно обоснованные аргументы, полученные в результате глубоких исследований.

Кто же должен проводить такие исследования? Какая наука даст ответы на вопросы о преступности? Уголовное право изучает отдельные составы преступлений и назначаемые за их совершение наказания. Оперативно-розыскная деятельность раскрывает механизмы поиска и изобличения преступника. Криминалистика познает технику, тактику и методику расследования преступлений. Уголовно-процессуальное право изучает систему уголовного судопроизводства от момента выявления преступления и преступника до момента назначения соответствующего наказания. Уголовно-исполнительное право познает систему реализации наказаний за совершенные преступления. Все эти науки и каждая из них по-своему, конечно, изучают и преступления, и преступников, и наказания. Но ни одна не в состоянии ответить на указанные вопросы, поскольку не обладает системой знаний о преступности как относительно массовом социальном явлении.

Такой системой знаний обладает наука криминология, получившая свое название благодаря слиянию двух слов латинского crimen (преступление) и греческого logos (учение, наука), а также «с легкой руки» итальянского юриста Р. Гарофало, опубликовавшего в 1885 г. книгу именно с этим заголовком. И с тех пор на протяжении чуть более двух столетий только наука криминология раскрывает перед всеми перечисленными науками так называемого криминального цикла (каковой, кстати, является и сама), да и обществом в целом закономерности и тенденции преступности. Только криминология в состоянии ответить на вопросы о причинах и условиях преступности. Только криминология познает личность преступника как определенного социального типа. Только криминология выявляет механизмы совершения преступлений. Наконец, только криминология оставляет за собой первенство в разработке систем предупреждения преступности.

Учитывая высокое социально-правовое предназначение криминологической науки, можно говорить о ней в широком и узком смысле слова. С одной стороны, широта границ криминологии безмерна, поскольку нет на земле такой формы жизнедеятельности, где бы человек не совершал преступлений, и, видимо, нет социальной сферы, которая бы своими условиями не стимулировала либо, наоборот, не сдерживала криминальные процессы. Перефразируя известную поговорку, можно с уверенностью говорить о том, что «куда не кинь — везде crim». И в этом смысле вся наша жизнь — сплошная криминология. В защиту данного тезиса нетрудно привести массу банальных примеров, с которыми все мы сталкиваемся в повседневном быту, нередко балансируя на грани законопослушного и противоправного поведения. С другой — границы криминологии вполне обозримы и, более того, узки. Они определяются предметом криминологической науки. Ведь криминология изучает не общество в целом, каким бы криминальным оно кому-либо ни мерещилось, а только те его отношения, которые так или иначе напрямую связаны с преступностью.

Помимо прочего, криминология представляет собой в известном смысле не только систему знания о преступности, но и систему познания преступности. То есть обладание системой криминологических знаний даст возможность исследовать преступность и ее детерминанты в любой области общественных отношений. Именно отсюда появились и выросли такие самостоятельные направления криминологических исследований, как «криминология молодежной преступности», «криминология женской преступности», «криминология бытовой преступности», «криминология организованной преступности», «пенитенциарная криминология» и др.

Возникнув на определенном, достаточно активном прежде всего по общепризнанным интеллектуальным «показателям» этапе истории человеческой цивилизации, криминологическая наука продолжает развиваться. Несмотря на довольно большой пройденный путь, она пока не решила всех своих проблем, а накопленного ею огромного исследовательского материала, как это ни печально, явно недостаточно для решения практических вопросов.

Развитие криминологии, как и любой другой науки, представляет собой непрекращающийся процесс. При этом выдвигаются и решаются новые криминологические проблемы. Кстати, сегодня их круг серьезен как никогда, поскольку ранее мировое сообщество еще не сталкивалось с такими опасными проявлениями преступности, возводящими ее в разряд первостепенных проблем. Достаточно вспомнить о терроризме, занимающем сегодня, пожалуй, ведущее место в ряду социальных опасностей, угрожающих человечеству и позитивному развитию мировой цивилизации. Масштабы этой угрозы настолько велики и реальны, что даже риск потенциальных войн, к которым всегда готовились и продолжают готовиться большинство государств на планете, как-то отошел в массовом сознании на второй план по сравнению с ожиданием новых террористических атак. Поэтому мир вполне закономерно переосмысливает сейчас все свои возможности в предупреждении терроризма и вполне закономерно, что на передний план здесь, как всегда, выходит криминологическая наука.

В этой связи можно высказать предположение, что не только преступность сама по себе, но большей частью отсутствие надежного государственного и общественного контроля над ней снижает степень защищенности населения от всякого рода криминального произвола. Поэтому, как бы мы ни приветствовали радикальные общественно-политические и экономические преобразования в стране, долгие десятилетия находившейся в плену идеологических пут тоталитарного режима, нельзя не признавать, что одной из многочисленных драм нынешних реформ является разрушение системы предупреждения преступлений и правонарушений, некогда созданную именно криминологической наукой. Если отвлечься от известной и памятной многим соотечественникам партийно-идеологической окраски существовавшей в советское время системы предупреждения преступности, то следует отметить, что она порой небезуспешно ставила заслоны на пути распространения пьянства и безнадзорности, хищений и произвола, распущенности, насилия и тому подобных явлений, составляющих квинтэссенцию преступного поведения. Отсюда познанные криминологической наукой и апробированные на практике системные подходы к предупреждению преступности могут быть с успехом востребованы в новых социальных условиях. Таким образом, разумное и оптимальное соотношение старых и новых научно обоснованных подходов к созданию современной системы предупреждения преступности может сегодня стать для криминологии одной из ведущих проблем, поскольку предупреждение преступности является и предметом и целью этой науки одновременно.

Криминология изучает специфическую область общественных отношений, имеет свою собственную проблематику. Правда, наличие отдельных сходных черт между проблемами, входящими в предмет криминологии, и вопросами, составляющими предмет других наук, особенно уголовно-правовых, порождает необоснованные суждения о том, что криминология не является самостоятельной наукой. Такие суждения обычно ведут к простому «переводу» понятий той или иной отрасли знания на «криминологический язык» и наоборот. Это обедняет исходное содержание не только науки криминологии, но и любой другой отрасли знания, в которой ее пытаются «растворить». Нельзя забывать о том, что криминология, как и любая другая отрасль знания, есть результат и процесс выработки специфических знаний. Необходимо учитывать и другие обстоятельства, характеризующие криминологию как специальную науку: во-первых, ее связь с практикой; во-вторых, ее возможности не только описывать и объяснять события, явления, факты, но и предвидеть их; в-третьих, неразрывную связь этой науки как системы объективных знаний с общей научной действительностью. Криминология, таким образом, как специальная наука представляет собой относительно самостоятельную систему объективных знаний, выступающих одновременно элементами системы наук вообще и особой формой деятельности, охватываемой системой уголовно-правовых наук (наук криминального цикла), нацеленной на успех в обеспечении предупреждения преступности в системе социально-правового контроля над ней.

Разработка собственно криминологических вопросов началась с исследований в различных областях наук, на первый взгляд ничего общего с изучением преступности не имеющих (медицина, философия, социология, психология, психиатрия, моральная статистика). Эти науки со своих теоретических позиций, своими собственными методами проводили исследования человека и его поведения, в том числе преступного. Появились даже такие направления, как «криминальная социология» и «криминальная антропология». Так или иначе, путем соответствующего накопления и систематизации исследовательского материала была создана эмпирическая, а вслед за ней теоретическая основа для специфического криминологического познания действительности, которая стимулировала формирование криминологии как самостоятельной научной дисциплины. С тех пор в оценке криминологии как самостоятельной науки ничего не изменилось. Хотя по-прежнему криминология остается наукой, в известных пределах аккумулирующей знания о преступности, добываемые и другими науками.

Среди российских специалистов, несмотря на различия во мнениях, существует в общем сходное понимание криминологии как самостоятельной науки. Оно основывается на том, что своим формированием криминология обязана явлению, широко известному в истории многих наук, когда вследствие умножения исследовательского опыта внутри отдельных отраслей знания накапливается такой материал, который под воздействием общественных потребностей привлекает внимание к исследованию явлений, требующих специальных познаний. В процессе взаимного влияния нового исследовательского материала и общественных потребностей происходит дифференциация отраслей науки, из отдельных отраслей науки выделяются новые. Этот исторический процесс можно увидеть и в формировании криминологии. Факторами образования криминологии как самостоятельной науки явились: общественная потребность, порожденная фактом существования преступности; необходимость накопления специального исследовательского материала о данном общественно опасном явлении (материала, позволяющего описывать и объяснять это явление, разрабатывать соответствующие прогнозы), а также потребность в разработке мер предупреждения преступности. Криминология, таким образом, является наукой, порожденной самой жизнью, а ее «право гражданства» как самостоятельной науки уже признано.

Доказательство того, что криминология является самостоятельной наукой, само по себе еще не раскрывает содержания этой отрасли знания, всей полноты ее предмета. Поэтому здесь необходимы специальные исследования. При их осуществлении, очевидно, встанут вопросы о том, что криминологию можно рассматривать не только как науку специальную, но и как отраслевую, прикладную, а быть может, и как общетеоретическую по отношению к уголовно-правовым отраслям знания. В любом случае все в науке изначально определяется ее предметом.

Основной вопрос той или иной науки состоит в том, насколько выявлен ее предмет и, следовательно, насколько в процессе научного исследования можно определить и точно описать этот предмет. Специфика предмета криминологии будет более очевидной, если не только констатировать, что изучает эта наука, но и раскрыть ее соотношение с системой смежных наук как по предмету, так и по другим признакам, по методу (методам), объекту исследования.

Определяя предмет криминологии, ученые нередко просто отмечают, что криминология — наука о преступности и путях ее предупреждения. Все это верно, если вести речь об общем понятии. Но предмет криминологии надо конкретизировать. Необходимо соответственно этому очертить и рамки криминологического исследования. При этом важно основываться на общих знаниях о предмете науки, а именно учитывать то, что каждая наука изучает: во-первых, свою особую сторону или сферу объективной реальности; во-вторых, специфические только для данной науки законы и закономерности ее функционирования и развития; в-третьих, особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей. Этим и определяются специфика каждой науки, особенности ее предмета. Специфична в этом смысле и наука криминология. Отсюда и оценка ее предмета, связанная с комплексностью криминологического исследования, по сущности своей как социального, так и правового.

Криминология — наука юридическая. В то же время криминология тесно связана с социологией. Однако последнее не означает, что криминология не должна рассматриваться как правовая отрасль знания. Стык социологии и права в данном случае бесконечно плодотворен. Всякие помыслы о юриспруденции без социологии, о каком бы разделении криминологической науки на «чистую социологию» и «чистое право» ни шла речь, в наши дни не только не научны, но и антинаучны, вступают в противоречие с современным научным знанием в рассматриваемой области. Криминология, являясь самостоятельной отраслью знания, лежит в обширной зоне стыка и перекрещивания социологии и права. Этим также определяются исходные позиции для изучения ее предмета.

Предметом криминологической науки является специфическая область общественных отношений, обладающих таким содержанием, которое позволяет отличить их от иных общественных отношений. Это, если говорить в самом общем плане, отношения, связанные с преступностью и ее предупреждением, причинами и условиями преступности, преступным поведением лиц и профилактикой такого поведения. Именно эти отношения представляют собой ядро предмета криминологии и определяют особенности данной науки. Кроме того, с предметом криминологии могут быть связаны и другие отношения, касающиеся преступности. Об их включении в орбиту исследований криминологии можно говорить лишь условно, ибо они не входят в означенный предмет, а только связаны с ним. К таковым, например, можно отнести известные в любом обществе негативные явления: алкоголизм, проституцию, беспризорность и безнадзорность подростков и др.

Таким образом, предмет криминологии образуют:

Учитывая междисциплинарность и комплексность научного криминологического изыскания, в его процессе, как было заявлено.

важно участие и других наук (социологии, педагогики, психологии, психиатрии и др.). Результат же подобного объединенного научного поиска, несомненно, следует считать криминологическим, поскольку он определяется целиком и полностью предметом криминологической науки, нацеленной в итоге на предупреждение преступности.

Однако такой криминологически значимый результат зависит не только от предмета исследования, но и от способов получения достоверной информации о предмете. Поэтому предмет криминологии тесно связан с ее методом. Метод же любой науки не может разрабатываться вне связи с ее предметом, так как именно последний определяет особенности первого. В свою очередь предмет науки может быть исследован и определен только в процессе применения метода этой науки. Такова диалектическая связь предмета и метода, имеющая прямое отношение к криминологической науке. Добиться максимального соответствия того и другого, по сути, составляет основную гарантию получения научно обоснованной криминологической информации. Отсюда разработка и применение оптимального метода для изучения предмета криминологии в известной мере выступает самостоятельной методологической проблемой криминологической науки. Причем разработка этой проблемы применительно к специфике криминологии тесно переплетается с трактовкой основополагающих вопросов рассматриваемой отрасли знания.

Всегда, когда речь заходит о предмете и методе криминологии, основной упор, как правило, делается на специфику объекта криминологического исследования. Чем же определяется данный объект? Очевидно, прежде всего теми научными представлениями, в рамках которых формулируются выводы и результаты исследования преступности. Но здесь нельзя вести речь только о преступности. Ограничение криминологии изучением «чистой» преступности оправдывалось когда-то необходимостью создания «чистой криминологии», принципиально отличной от других наук. Однако в данном случае, как и в некоторых других науках, когда они стремились сохранить свою «чистоту», смешивались предмет и объект исследования (предмет и объект науки). Конечно, если вести речь о том, что предметом криминологии является сама преступность, то объектом этой науки будут выступать, помимо собственно преступности, те факторы (явления и процессы), которые определяют ее природу. Но этого мало для рассмотрения объекта криминологии. Необходимо изучить еще его связь с предметом данной отрасли знания, с ее методом.

Осознание бесконечности общественных связей, окружающих преступность, может создать впечатление о безграничности объекта криминологического познания. В известном смысле это действительно так и есть. Нет такой области общественных отношений, которая не была бы потенциально или реально связана с явлениями преступности, не побуждала бы криминологов к расширению орбиты своих исследований. При этом важно понимать, что подобная связь вовсе не обязательно должна продуцировать преступность, она может ей противостоять. И в том и в другом случае закономерности подобных взаимодействий в итоге, несомненно, носят криминологический характер. В то же время изучаемые криминологией в качестве объекта общественные отношения, понимаемые ею как криминологические, исследуются и другими науками, в частности уголовно-правовыми (криминальными). И здесь на помощь в понимании объекта криминологии опять приходит знание ее предмета. Предмет криминологической науки выступает своего рода контролером всего, что может быть выбрано в качестве объекта криминологического познания. Вот почему понятие «предмет криминологии» играет решающую роль в индивидуализации криминологического знания. Не случайно вопросы предмета криминологической науки разрабатываются в направлении уточнения основных компонентов исследуемого объекта, вычленения его из объектов других отраслей знания, особенно уголовно-правовых наук.

Многогранность объекта криминологического исследования породила множество научных направлений, изучаемых с точки зрения не только предмета криминологии, но и предметов других наук. К примеру, уголовное право изучает любое преступление, скажем кражу, с точки зрения обнаружения в конкретном факте юридически составляющих признаков, позволяющих с уверенностью утверждать, что данное деяние действительно является кражей в ее уголовно-правовом смысле. Для этого уголовное право познает прежде всего, причинен ли ущерб определенным общественным отношениям, в нашем случае отношениям собственности, которые, выступая предметом гражданско-правовой науки, становятся здесь объектом уголовно-правового исследования. Понятно, что кража не является предметом гражданско-правовой науки. Но кража выступает юридическим фактом для формирования определенных гражданско-правовых отношений, возникающих по поводу похищенного имущества (собственности). Следовательно, являясь предметом уголовного права, преступление (в нашем случае кража) и связанные с ним общественные отношения, безусловно, могут выступать объектом гражданско-правовой науки. Можно было бы расширить спектр рассуждений в отношении данного примера аргументами из области соотношения объекта и предмета других отраслей знания. Оставим, однако, такие фантазии читателю и вернемся к криминологии. Для нее в этом примере все гораздо сложнее. Используя знания о предмете криминологической науки (преступность, ее детерминанты, личность преступника, предупреждение преступности), постараемся (очень кратко) очертить круг некоторых общественных отношений, способных стать объектом криминологического исследования кражи. Например, для криминологии важно познать:

При этом криминология, безусловно, ориентирована на максимальную методологическую, историческую, теоретическую, эмпирическую, прогностическую помощь других наук, так или иначе рассматривающих кражу в качестве своих предметов и объектов исследования. В этой связи и говорится о комплексных объектах исследования, когда анализу подлежат различные стороны и закономерности объекта криминологии. Однако, как это ни парадоксально, многогранность объекта криминологического исследования иногда создает серьезные препятствия в деле интеграции получаемых о нем знаний в рамках предмета криминологии. Имеется в виду синтезированное, единое криминологическое знание о таком многогранном объекте. В таких случаях роль метода науки криминологии проявляется особенно рельефно. Надо иметь в виду, что проблема объекта криминологии, как и ее предмета, содержит в себе не только специфическое, присущее криминологической области знания. Она с необходимостью включает в рассмотрение также и то всеобщее, что характерно для всех наук. Возникают, следовательно, философские вопросы соотношения различных видов знания. Ведь разработкой диалектической связи специфического и всеобщего в науке занимается именно философия. С ее помощью и решаются вопросы научного исследования. На ее основе изучает свои проблемы и криминология.

Источник

Предмет и методы криминологии, ее место в системе наук

Слово «криминология» (лат. crimen — преступление, греч. logos — учение) означает «наука о преступлении». Преступление является предметом изучения и других наук — уголовного права, криминалистики.

Но эти науки создают теоретическую базу для правоприменительной деятельности по раскрытию преступлений и наказанию виновных, что является реакцией на уже совершившееся преступление.

Криминология же разрабатывает теоретические основы деятельности по предупреждению преступлений. В настоящее время криминология рассматривается как наука о преступности в целом.

Первый научный труд под названием «Криминология» был опубликован в 1884 г. Р. Гарофало. До этого для обозначения науки о преступлении использовались другие термины — криминальная антропология, уголовная социология.

Объект и предмет криминологии

Для понимания сущности и особенностей конкретной науки в науковедении различают объект и предмет науки. Объект науки — это те явления и процессы, которые изучает данная наука и которые существуют независимо от того, познают их люди или нет (горы, растения). Предмет науки является частью, отдельной стороной объекта (строение горных пород, лекарственные свойства растений).

Один объект может изучаться несколькими науками, в одном объекте можно выделить несколько предметов (предмет, следовательно, не может быть шире объекта). Применяя для изучения, например, человека биологические методы, мы можем вычленить предмет биологии — клетки, органы, организм в целом; применяя психологические методы — предмет психологии: интеллект, память, эмоции и т.д. В человеке как объекте познания можно выделить даже предмет механики: рассматривая человека как материальное тело и подвергнув его процедуре измерения, мы получим размеры, массу, скорость. Но для механики нет качественных различий между человеком и, например, камнем.

Предмет науки — это не просто некоторая часть, сторона объекта (некоторые свойства и отношения), а такая его сторона, которая выявлена в процессе познания посредством метода и зафиксирована в определенной знаковой форме (в некоторых представлениях, понятиях, гипотезах и т.д.). Следовательно, предмет науки есть в определенной мере уже познанный объект. Принципиальное различие между предметом и объектом состоит и в том, что предмет науки исторически изменчив. Появляются новые методы исследования, совершенствуются приборы (например, лупу сменил микроскоп). Выявляются новые свойства объекта, более полно исследуются уже известные, процесс познания идет от явления к сущности. Вследствие этого предмет науки развивается как интенсивно (вглубь), так и экстенсивно (вширь). Так, понятие «преступность» появилось не сразу, а было выработано в процессе познания. И, как у любого научного понятия, его содержание менялось: преступность как свойство личности — преступность как сумма преступлений — преступность как социальное явление. Объект же познания остается неизменным. Конечно, объект, как и все в природе и обществе, изменяется, но изменяется не в результате познания, а независимо от него.

В широком смысле слова объектом криминологии являются человек и социальные общности. Разные науки могут различаться объектами (у физики — неживая природа, у социологии — общество).

Но несколько наук могут иметь один общий объект, различаясь в то же время предметами. Спецификой криминологии как науки является ее комплексный характер: объекты познания криминологии относятся к разным уровням социальной реальности — человек, социальная группа, общество. Криминология использует методы и подходы разных наук, а криминологические исследования чаще всего носят межотраслевой и междисциплинарный характер.

Таким образом, объект криминологии совпадает с объектом познания других социальных наук (психологии, социологии), но предметы у них различны. Следовательно, специфику и особенности конкретной науки характеризует не объект, а предмет.

В широком смысле предметом криминологии являются природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению (искоренению).

В предмете криминологии обычно выделяют четыре основных элемента: 1) преступность; 2) причины и условия преступности (преступлений); 3) личность преступника; 4) предупреждение преступлений.

В последнее время стали выделять еще один элемент — жертву преступления, что иллюстрирует историческую изменчивость (эволюцию) предмета криминологии. Раздел криминологии, изучающий жертву преступления, называется «виктимология».

Преступность — центральное понятие (категория) криминологии.

Для уголовного права таким понятием является, например, преступление. В криминологической литературе существует немало определений преступности, в частности, такое достаточно распространенное определение: преступность — это массовое, относительно устойчивое, социально обусловленное, исторически изменчивое, общественно опасное социально-правовое явление, выражающееся во множестве совершаемых преступлений.

Преступность и преступление — качественно отличные явления со своими особыми характеристиками. Преступность не сводится к сумме преступлений. Понимание преступности как социального явления исходит из того, что некоторое количество преступлений создает новое социальное качество — преступность, которая приобретает свойства, не присущие отдельным преступлениям. Предметом криминологического познания являются как преступность, так и различные ее виды (рецидивная, женская и т.д.) и отдельные преступления. В этом также проявляется комплексный характер криминологии.

Изучение преступности, ее сущности и свойств в конечном счете необходимо для того, чтобы познать причины и условия ее существования, выявить закономерные связи и отношения с другими социальными явлениями, чтобы на основе этого выработать способы воздействия на эти причины и условия с целью предупреждения преступлений. Изучение причин преступности — важнейшая теоретическая задача криминологии.

Криминология в соответствии со спецификой своего предмета также изучает причины и условия на разных уровнях: а) причины и условия преступности; б) причины и условия видов преступности; в) причины и условия совершения конкретных преступлений. Причины и условия на каждом уровне относительно самостоятельны и независимы, качественно несводимы одни к другим.

Личность преступника является криминологическим понятием, а родственное ему понятие «субъект преступления» — уголовно-правовым.

Понятие «личность преступника» используется для изучения причин преступлений, понятие «субъект преступления» — для определения общих оснований уголовной ответственности.

Проблема существования личности преступника в криминологии относится к разряду дискуссионных, по ней высказываются полярные точки зрения. Так, под личностью преступника понимается определенная совокупность свойств субъекта преступления, которые обусловливают вместе с иными (внешними) обстоятельствами совершение преступления. Во множестве всех свойств, характеризующих личность, криминологию интересуют только криминологически значимые свойства.

Личность преступника не следует отождествлять с понятием «преступная личность», т.е. считать, что существуют какие-то особые люди, всегда готовые совершить преступление.

Изучение всех элементов предмета криминологии в конечном счете имеет целью создать научную основу социальной деятельности по предупреждению преступлений. Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, которая включает в себя: основные направления, формы и методы предупредительной деятельности; социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления; систему субъектов предупредительной деятельности.

Научная обоснованность теории предупреждения и практическая осуществимость рекомендуемых мер профилактики являются показателями социальной эффективности криминологии как науки.

Определив предмет, т.е. указав вопросы, изучаемые данной наукой, мы фактически даем и определение этой науки. Но более полное представление о науке дает не предмет, а ее содержание. Так, в содержание криминологии наряду с изучением предмета входят методология и методика исследований, изучение истории криминологии, разработка практических мер по предупреждению преступлений.

Методы криминологии

Наряду с объектом и предметом еще одной существенной характеристикой науки являются применяемые ею методы. Метод — это исследовательская процедура, с помощью которой изучается объект познания с целью получения информации о его свойствах. В общем плане все научные методы разграничиваются по области применения и по широте применения.

По области применения различают два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции), и эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди). Соответственно объектам и применяемым методам науки классифицируются на абстрактные, теоретические (логика, математика) и эмпирические, опытные, экспериментальные (химия, биология, криминология).

Существенное отличие этих типов наук состоит также в том, что истинность положений и выводов абстрактных наук устанавливается не опытным путем, а следует из значения теоретических терминов и смысла логических отношений. Истинность же утверждений эмпирических наук устанавливается путем соотнесения этих утверждений с действительностью. Конечно, и в эмпирических науках используются понятия, не имеющие прямых аналогов в объективном мире, и могут применяться некоторые теоретические методы, например, методы символизации, формализации.

По широте применения методы разделяются на общенаучные, которые применяются если не во всех, то во многих науках; частно- научные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки (в криминологии специальных методов нет).

Кроме того, различают методы получения информации о свойствах объекта (наблюдение, опрос) и методы обработки полученной информации (вторичная группировка, факторный анализ).

Продуктом научного познания должно быть объективное знание, т.е. знание о свойствах объекта — как они есть, вне и независимо от познающего субъекта. Основное требование к научному методу — его нейтральность по отношению к объекту познания, принципиальная неспособность изменять свойства объекта в процессе исследования.

Этим орудие познания (прибор) отличается от орудия труда.

Так, микроскопом можно забивать гвозди (и тогда он будет орудием труда), а можно изучать инфузорию туфельку (тогда он есть орудие познания).

Методологическое требование нейтральности метода было выработано в науке Нового времени и представляется вполне очевидным.

Как показало дальнейшее развитие науки, это требование не всегда выполнимо. Вовлечение в сферу научного познания микрообъектов, возникновение квантовой механики показало, что нельзя полностью исключить влияние субъекта познания, что существует так называемый эффект возмущающего влияния прибора.

Проблема нейтральности метода актуальна не только для квантовой механики. Эта проблема, осознается она исследователем или нет, стоит и перед социологией, и перед психологией. А поскольку криминология использует методы этих наук, она актуальна и для нее.

Проводя эксперимент, опрос или тестирование, исследователь должен учитывать, что само применение этих методов может существенно повлиять на объект познания (человека). В этом случае применение метода дает нам знание о свойствах объекта познания не в естественных условиях, а взаимодействия с субъектом познания, в условиях вмешательства исследователя. В психологии и социологии эта проблема формулируется как проблема валидности (обоснованности) используемых методик.

Нейтральность метода по отношению к объекту не следует трактовать как полную независимость метода от объекта. Требование нейтральности метода по отношению к объекту — всего лишь одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что метод должен быть адекватен объекту: качественно различные объекты требуют применения различных методов. Так, коэффициент интеллекта нельзя измерить путем взвешивания мозга.

В криминологии примером игнорирования специфики объекта была попытка Ч. Ломброзо применить для изучения особенностей личности преступника методы антропометрии. Из требования адек- ватности метода объекту следует невозможность существования единого универсального метода, применимого к объектам любой природы.

В криминологии как эмпирической науке применяются такие общенаучные методы, как наблюдение и эксперимент. Д. Милль отмечал, что наблюдение ставит задачу — отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент — создать его при помощи искусственного сочетания обстоятельств. Использование в криминологии методов наблюдения и эксперимента имеет свою специфику и пределы.

Наблюдение — это чувственное целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, и их фиксация (описание). Наблюдение является исторически наиболее ранней и исходной формой эмпирического исследования, оно структурно включено и в экспериментальные, и в измерительные процедуры.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдении наблюдается не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах в данный момент ненаблюдаемого объекта судят по наблюдаемым его проявлениям (нет дыма без огня). В криминологии прямое наблюдение затруднено: ведь криминолог непосредственно наблюдает не событие преступления, а его последствия.

Эксперимент — это изучение свойств объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в криминологии также весьма затруднено. И не только вследствие сложности объекта исследования, а прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступлений. Но эксперименты по стимулированию правопослушного поведения, по проверке эффективности мер профилактики не только возможны, но и регулярно проводятся.

Кроме того, допустимо использовать так называемый ретроспективный эксперимент (квазиэксперимент), т.е. когда какое-то реально произошедшее событие интерпретируется как экспериментальная ситуация. Главное при этом — возможность зафиксировать начальное и конечное состояния объекта и выделить экспериментальный (воздействующий) и производные (зависимые) факторы. Кроме того, исследователь должен убедиться в том, что квазиэксперимент отвечает требованиям внутренней (именно экспериментальный фактор является причиной наблюдаемых изменений) и внешней (выявленная зависимость является закономерной, она может быть распространена и на неэкспериментальную ситуацию) валидности. Так, известную антиалкогольную кампанию в середине 80-х гг. прошлого столетия можно рассмотреть в качестве экспериментальной ситуации, которая показала, как сокращение государственного производства и продажи алкоголя (экспериментальный фактор) сказалось на его потреблении, уровне преступности, уровне смертности, росте самогоноварения и т.п. (зависимые факторы). Другой пример: известная катастрофа с электроснабжением Нью-Йорка позволяет криминологу сделать определенные выводы о значении уличного освещения для предупреждения уличной преступности.

К общенаучным можно отнести и такой быстро развивающийся метод, как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными (например, испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование атомного взрыва и др.). В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как прямое экспериментирование сталкивается со значительными трудностями. Наиболее часто используются математические модели, особенно при прогнозировании преступности.

В криминологической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что наряду с наблюдением и экспериментом к общенаучным эмпирическим методам, применяемым в криминологии, относятся дедукция и индукция. Вообще дедукция и индукция являются не эмпирическими методами познания, а способами логического рассуждения и доказательства (разными формами связи посылок и заключения). Механизм дедукции состоит в распространении общего положения на отдельный случай, подведении частного случая под общее правило. Механизм индукции состоит в распространении частного случая на общее, в переходе от знания части предметов определенного класса к знанию обо всем классе предметов.

Эмпирические методы дают новую информацию о свойствах объекта, а дедукция и индукция как методы — новые выводы из знания, уже полученного с помощью эмпирических методов. Это относится и к так называемым методам научной индукции: метод единственного сходства, метод единственного различия, метод сопутствующих изменений и т.д.

Поскольку объект криминологии частично совпадает с объектом других социальных наук, то в криминологии могут применяться методы этих наук, которые относятся к разряду частнонаучных:

В криминологии как эмпирической науке одним из основных способов доказательства (опровержения) теоретических положений является гипотетико-дедуктивный метод. Из какого-либо утверждения или предположения (гипотезы), не поддающегося прямой проверке, логическим (дедуктивным) путем выводятся эмпирически проверяемые (верифицируемые) следствия. Если следствия, вытекающие из гипотезы, подтверждаются на практике, то гипотеза получает статус истинного утверждения.

Естественно, в криминологии применяются и всеобщие методы научного познания — системный, исторический, сравнительный и т.д.

Место криминологии в системе наук

Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения: 1) криминология — часть уголовного права; 2) криминология — часть социологии; 3) криминология — самостоятельная наука.

Первой точки зрения придерживались русские криминологи дореволюционного периода, а также такие известные советские юристы, как А.А. Герцензон и А.А. Пионтковский. Эта позиция не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у криминологии и уголовного права разные объекты изучения (а если у каких-то наук разные объекты, то это заведомо разные науки).

Объектом науки уголовного права являются уголовное право (отрасль права) как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты; объектом криминологии — социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер, и, соответственно, различаются их предметы Но в общем такая позиция вполне объяснима как исторически (криминология «вышла» из уголовного права, большинство криминологов — юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного). По традиции до сих пор во многих учебниках курс криминологии структурируется аналогично курсу уголовного права — на Общую и Особенную части.

Вторая точка зрения доминирует в американской криминологии.

У социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы. Но их предметы все же разли- чаются. Криминология — комплексная наука, предметом ее изучения являются и социально-психологические аспекты преступности, и индивидуально-психологические особенности личности преступника.

Поэтому предмет криминологии не может быть включен в предмет социологии.

В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология — самостоятельная наука. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.

Хотя криминология и не является юридической наукой, она тесно связана с уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и т.д. Эта связь обусловлена прежде всего тем, что при всех различиях методов и характера решаемых задач они имеют общую цель — научно обеспечить борьбу с преступностью.

Особая связь криминологии с уголовным правом объясняется и тем, что именно уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, и тем самым очерчивает границы преступности как явления. А преступность и является основным элементом предмета криминологии. В то же время именно криминологические исследования дают необходимый материал для выработки уголовной политики, научного обоснования криминализации (декриминализации) деяний.

С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает то, что наказание является одним из факторов предупреждения преступлений.

Криминология, изучая причины пенитенциарной и рецидивной преступности, эффективность разных видов наказаний, предоставляет уголовно-исполнительному праву информацию, необходимую для совершенствования процесса исполнения наказания и исправления осужденных.

Связь криминологии с социологией, психологией, социальной психологией обусловлена сходством объекта и применяемых методов.

Как криминология может использовать материалы этих наук, так и криминологические данные могут служить более глубокому изучению проблем соответствующих наук. Социология исследует закономерности отклоняющегося поведения (пьянство, бродяжничество и т.д.). Криминологию также интересуют эти явления, но не сами по себе, а в их связи с преступностью. Во многих случаях такое поведение является условием для совершения преступлений. Социологические и криминологические исследования взаимно обогащают друг друга.

Криминология связана и с другими науками. Связь со статистикой обусловлена тем, что преступность как массовое явление может быть представлена как статистическая совокупность. Связь с педагогикой — тем, что криминология изучает процесс формирования личности преступника, а формирование личности — проблема педагогическая.

Такие связи можно проследить практически со всеми социальными (да и не только) науками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *