Святой престол как пишется
Святой престол
Содержание
Суверенитет Святого Престола
Святой Престол в международном публичном праве является суверенным субъектом в статусе persona sui generis. Святой Престол также владеет собственной вспомогательной суверенной территорией, городом-государством Ватикан, которая управляется от имени римского понтифика губернатором (называется президентом комиссии понтифика в Ватикане). Эту должность всегда занимает кардинал Римской курии, назначаемый папой.
Суверенитет Ватикана, подтверждённый в Латеранских соглашениях 1929 с королевством Италия, проистекает от постоянного светского суверенитета Святого Престола, который насчитывает около полутора тысяч лет (установлен папой Григорием Великим в 601), являясь древнейшей суверенной единицей из существующих ныне в мире.
Суверенитет Святого Престола признан в международном праве как самостоятельный и совершенно не зависящий от наличия суверенной территории (persona sui generis). Все дипломатические отношения устанавливаются не с городом-государством Ватикан, а со Святым Престолом. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле. Дипломатические миссии Святого Престола называются апостольскими нунциатурами и возглавляются апостольскими нунциями (статус чрезвычайного и полномочного посла) или апостольскими пронунциями (статус чрезвычайного посланника и полномочного министра). Святой Престол является постоянным наблюдателем при ООН.
Святой Престол — теократическая выборная монархия, возглавляемая римским понтификом (папой римским), избираемым конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно. Римский понтифик имеет три нераздельные функции:
Правительством Святого Престола является Римская курия, которая состоит из государственного секретариата (разделённого на две секции — общих дел и иностранных дел), комиссий и конгрегаций.
История
После поражения в 1322 году партии гибеллинов (сторонников императоров Священной Римской империи (начиная с Гогенштауфенов (Швабская династия))) в войне с гвельфами (сторонниками Святого Престола), резиденция Святого Престола всё ещё временно находилась в Авиньоне, куда была эвакуирована из Рима в 1309 году. Возврат Святого Престола в Рим произошел в 1377 году в понтификат Григория XI.
До 1871 года Святой Престол владел огромной вспомогательной суверенной территорией, которая занимала практически всю центральную часть Апеннинского полуострова (Церковное государство, Папская область, Папское государство — Stato della Chiesa или Stato Pontifico). Папа как светский суверен иногда передавал принадлежащие Святому Престолу территории под полное светское управление, производя таким образом светских феодальных вассалов в лице назначаемых им правителей. Таким правителям папа присваивал титулы герцогов (редко маркизов, менее значительным вассалам) и звание гонфалоньера Святой Церкви. Например, в 1561 году папа Пий IV (Джованни Анжело ди Медичи) даровал титулы великого герцога Тосканского и герцога Флоренции своему племяннику Козимо ди Медичи, который уже до этого получил в феодальное владение Тоскану и Флоренцию как папский вассал в ранге гонфалоньера и генерала Святой Церкви.
В 1870 году, во время понтификата Пия IX, войска сардинского короля Виктора Эммануила, герцога Савойи и Пьемонта, подготовленные Джузеппе Гарибальди, вторглись на территорию Церковного государства и многократно превосходящими силами подавили сопротивление военных формирований (и жандармерии) Святого Престола (вооружённые формирования Святого Престола на тот момент составляли не более 17 000 человек), захватили Рим. В 1871 году было провозглашено Королевство Италия, и Виктор Эммануил стал королём. Святой Престол был лишён вспомогательных территорий. Однако на самого папу, членов Римской курии и папских придворных никто посягнуть не осмелился. Резиденция Святого Престола — Ватикан — осталась неприкосновенной, вплоть до такой степени, что королевская полиция даже не разоружила ни одно сухопутное военное формирование Святого Престола: ни корпус палатинской гвардии (милицию), состоявший из граждан Рима, ни дворянскую гвардию (Guardia Nobile), состоявшую из папских рыцарей — римских патрициев и дворян Святого престола, ни даже папскую жандармерию, функции которой были полностью утрачены с утратой территории, ни швейцарскую гвардию — личную охрану папы. Разоружены были только легионеры (папские зуавы) и части военно-морского флота Святого Престола. Королевство Италия даже безоговорочно и полностью признавало все звания и дворянские титулы, которые даровались Святым Престолом с 1871 по 1929, в период формального отсутствия суверенной вспомогательной территории (хотя, как курьёз, территория Ватикана по-прежнему охранялась папскими военными частями). Хотя Святой Престол никогда не лишался своего уникального суверенитета (в статусе persona sui generis), однако в 1871 году он лишился возможности даровать феоды, чеканить монету и собирать пошлины и налоги.
Но в 1929 году Королевство Италия и Святой Престол узаконили свои отношения в Латеранских соглашениях и формально подтвердили признание друг друга суверенными субъектами, при этом Королевство Италия формально вернуло Ватикан (и летнюю резиденцию понтифика — Кастель-Гандольфо) под полную юрисдикцию Святого Престола (юридически, поскольку фактически, Королевство Италия никогда ранее не осуществляло ни одного правового акта в отношении Ватикана).
Ватикан не является самостоятельным государством (хотя иногда в документах именуется городом-государством «Stato della Citta del Vaticano»), а является суверенной территорией Святого Престола (что часто путают). Статус данного политико-территориального образования установлен положениями Латеранских соглашений. Суверенитет Ватикана не самостоятелен, а проистекает от суверенитета Святого Престола, а последний является базовым суверенным субъектом, правоспособным к установлению дипломатических отношений. Именно Святой Престол, а не Ватикан представлен в ООН.
Письмовник
Как писать слова, связанные с церковью?
Правописание
Когда использовалась прописная буква?
В русской гражданской печати XIX – начала XX века многие слова, связанные с церковной тематикой, начинались прописной буквой. Яков Карлович Грот (Русское правописание, СПб., 1885) указывает, что с большой буквы пишутся «имена трех лиц Божества и высших существ, составляющих предмет религиозного почитания христиан: Бог, Господь, Творец, Всевышний, Спаситель, Богородица, Святой Дух, Св. Троица и т. п.; также слова: Провидение, Промысл, Небо, Церковь в духовном смысле» (Здесь и далее дореволюционные издания цитируются в современной орфографии. – Ред.).
Однако в церковной печати на церковнославянском языке прописная буква в начале таких слов не использовалась; вместо нее над словом ставился надстрочный знак – титло. «Прописные (большие) буквы в изданиях церковной печати… ставятся в начале книги или ее отделов (в начале красной строки). Но в середине предложений все слова, не исключая и собственных имен, пишутся (согласно постановлению Св. Синода) со строчных букв» (Д. Д. Соколов. Справочная книжка по церковно-славянскому правописанию. СПб., 1907).
Словари и справочники советских времен предписывали писать со строчной буквы практически все слова, связанные с религией. Своеобразное исключение было сделано для «названий культовых книг»: рекомендовалось писать Библия, Евангелие, Часослов, но (поступать) по библии, по евангелию (см., например: Д. Э. Розенталь, Справочник по правописанию и литературной правке. 3-е изд., М., 1978).
В 90-е годы формулировки рекомендаций по оформлению религиозных названий в практических пособиях и справочниках по правописанию существенно менялись, а главное – пополнялись новыми, доселе не рассматривавшимися случаями и примерами. В «Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию» (Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова, М., 1999) посвященный религиозной лексике параграф расширен с двух до одиннадцати пунктов, при этом бОльшую часть рассматриваемых наименований рекомендуется писать с большой буквы.
В 2000-е годы некоторые прописные буквы в рекомендациях справочников исчезли. Так, если в изданиях 90-х годов рекомендуется написание Русская Православная Церковь, Поместный Собор, то в справочниках более поздних лет издания приводятся написания лишь с одной (начальной) прописной буквой, что соответствует общим правилам употребления прописных букв в собственных наименованиях.
Отметим, что свод правил правописания 1956 года (Правила русской орфографии и пунктуации) предписывал писать строчными буквами «названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п.», рекомендуя при этом использовать прописную букву в «индивидуальных названиях, относящихся к области религии и мифологии», не раскрывая суть того, что же все-таки считать «индивидуальными названиями». О написании слова Бог / бог в своде правил не говорится, но «по букве закона» и это слово нужно было писать с большой буквы.
В каких случаях нужно писать слово «Бог» с прописной буквы?
Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.
Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:
С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).
Как пишутся названия церквей и религиозных организаций?
В названиях организаций и органов церковной власти пишется с прописной буквы первое слово и собственные имена.
Однако в православной и вообще церковной среде прописные буквы используются более широко, чем того требуют правила правописания. Так, например, издательство Московской патриархии рекомендует все слова, кроме служебных, писать с большой буквы:
Как написать фразу: Его преследовали церковь и правительство?
Слово церковь пишется с прописной буквы в двух случаях:
1) в значении ‘Божественное учреждение’ – в богословских текстах, а также если слову церковь в этом значении придается особый высокий смысл, например: Отцы Церкви, Заповеди Церкви;
2) если слово Церковь используется вместо полного названия религиозной организации (например, вместо Русская православная церковь): решение Церкви.
В значениях ‘храм’ и ‘религиозная организация’ слово церковь пишется со строчной буквы, например: ходить в церковь, служить в церкви, отлучить от церкви, отделение церкви от государства.
В примере, который приводится в вопросе, требуется написание церковь со строчной буквы: Его преследовали церковь и правительство.
Как пишутся названия церковных праздников и дней церковного календаря?
В названиях церковных праздников с прописной буквы пишется первое слово и все собственные имена (в том числе прилагательные Христов и Господень):
Также с прописной буквы пишутся названия постов и собственные названия определенных дней церковного календаря:
Народные названия дней и периодов, связанных с церковным календарем, также пишутся с прописной буквы:
Примечание 1. В «Русском правописании» Я. К. Грота рекомендовалось писать народные названия праздников строчными буквами: масленица, семик, святки, мясоед.
Примечание 2. С прописной буквы пишутся все слова в полном церковном названии праздника Пасхи: Светлое Христово Воскресение.
Как писать названия церковных должностей и титулов?
В документах при написании полных официальных наименований высших церковных должностных лиц употребляются прописные буквы:
Однако в прочих текстах наименования этих лиц пишутся строчными буквами:
проповедь патриарха Кирилла
резиденция римского папы
Прочие церковные звания и должности пишутся строчными буквами. Так, со строчной буквы пишутся следующие слова: владыка, митрополит, архиепископ, архимандрит, архиерей, епископ, игумен, дьякон, протодьякон, протоиерей, иерей.
Как обратиться к архиерею?
Словарь «Прописная или строчная» В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой (М., 2011) указывает, что прописные буквы используются при обращении к патриарху: Ваше Святейшество. Обращения к прочим духовным лицам в словаре приводятся в строчном написании: ваше высокопреосвященство, ваше преосвященство, ваше высокопреподобие и т. д.
При этом издательство Московской патриархии рекомендует при обращениях к священнослужителям любого чина писать все слова с прописной буквы:
Как писать названия канонических книг Библии?
В названиях канонических книг Библии с прописной буквы пишутся первое слово (которое может быть единственным) и входящие в состав названия имена собственные.
При этом следует обратить внимание, что названия жителей, народов (галаты, римляне, коринфяне и др.) не являются именами собственными и пишутся с маленькой буквы. Напротив, нарицательные существительные судья, царство употребляются в названиях книг Библии как собственные имена: Судьи (Книга Судей), Царства (Книга Царств).
Книга пророка Аввакума
Второзаконие
Послание к галатам
Деяния святых апостолов
Послание Иакова
Книга Иисуса Навина
Первое послание Иоанна
Евангелие от Луки
Вторая книга Паралипоменон
Песнь песней
Обратим внимание: слова книга и послание пишутся строчными, если не являются первым словом названия: Первая книга Царств, Второе послание Иоанна. Но как первое слово названия Книга и Послание пишутся с прописной: Книга Судей, Послание к римлянам.
Как писать названия храмов и монастырей?
В названиях монастырей, храмов, икон пишутся с прописной буквы все слова, кроме родовых наименований (церковь, храм, собор, монастырь, лавра и т. д.) и служебных слов. Поэтому верны написания:
Это правило нарушается, если название храма содержит слова «во имя»:
Какие церковные слова пишутся строчными буквами?
Со строчной буквы пишутся:
Как правильно: патриаршего или патриаршЬего? Патриаршие или патриаршьи?
Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).
Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.
По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница, Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.
«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил. монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед |j| (казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без |j| в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».
Поиск ответа
Вопрос № 307977 |
Здравствуйте! Нужно ли обособлять оборот «По одной из версий» в этих предложениях? По одной из версий престол переходил к жене Федора Ивановича Ирине Федоровне. По одной из версий Лжедмитрием I оказался беглый монах Чудова монастыря. Спасибо за помощь.
Ответ справочной службы русского языка
Слова по одной из версий обычно обособляют как вводные, указывающие на источник информации.
Здравствуйте. Правильно ли расставлены запятые в словосочетании «как, например»? «Исторический контекст не всегда выражен в отдельном событии (завоевание княжества, восшествие на престол ), это может быть и общественно-культурный процесс (как, например, зависимость от Германии и подражание немецкой и французской архитектуре в эпоху Екатерины)». Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Белгород называется городом первого салюта. Как написать «городом первого салюта»: в кавычках или слово «город» с большой буквы? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Можно написать первое слово с прописной буквы, если имеется в виду образное наименование города. Кавычки при этом использовать не нужно.
В неофициальных устойчивых, в том числе образных, названиях государств и городов с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово, а также (если они есть) собственные имена, напр.: Страна восходящего солнца (о Японии), Страна утренней свежести (о Корее), Поднебесная империя или Поднебесная (об императорском Китае), Страна кленового листа (о Канаде), Страна тюльпанов (о Голландии), Вечный город (о Риме), Белокаменная, Перво престол ьная (о Москве), Северная Пальмира (о Петербурге).
1. Мильчин от 1974 года указывает, что названия типа Сан-Хуан-дель-Норте пишется через дефис (5.9.2, раздел 4). Вы в вопросе № 252303 пишете название Санта-Мария дель Фьоре без дефисов. Если можно, дайте развернутый ответ, почему у вас с ним разногласия, и какие у вас рекомендации насчет длинных имен вроде Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.
2. Вам задавали похожий вопрос (Вопрос № 275264), но ответа я не нашла. Что делать с длинными названиями икон? С какой буквы их писать? Привожу выдержку из вопроса:
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемое справочное бюро! В названиях икон все слова, кроме родовых и служебных пишутся с большой буквы. А что делать, если название иконы длинное, например: «Господь Вседержитель на престол е, с предстоящими и припадающими («Седмица»), со Святой Троицей и избранными святыми» или «Святой Антипа и неизвестная святая, в молении Господу Вседержителю». Неужели всё с прописной писать?
И еще такой вопрос: у вас в онлайн-словаре название иконы «Утоли моя печали» дается с тремя прописными буквами, а в орфографическом словаре Лопатина 2007 года и словаре «Прописная или строчная?» Лопатина, Нечаевой, Чельцовой того же года — с одной прописной. Как же правильно? На каком издании словаря Лопатина основан орфографический словарь, который у вас на сайте? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Для ответа на Ваш вопрос мы свяжемся (в ближайшее время) с профессором Владимиром Владимировичем Лопатиным.
Как правильно: садить или сажать? спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Слово Перво престол ьная (о Москве) пишется с большой буквы.
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, является ли тавтологией словосочетание «Перво престол ьная столица»? Корректно ли такое сочетание? Заранее благодарю за подробный ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, берутся ли в кавычки названия указов Петра? Например:
«В 1722 г. Петр I издал «Указ о престол онаследии», по которому император сам назначал себе наследника. »
или «В 1722 г. Петр I издал указ «О престол онаследии», по которому император сам назначал себе наследника. »
или «В 1722 г. Петр I издал Указ о престол онаследии, по которому император сам назначал себе наследника. »
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Такие исторические названия указов, как Указ о престол онаследии, Указ о вольности дворянства и т. п., не заключаются в кавычки, первое слово (Указ) пишется с прописной буквы: В 1722 г. Петр I издал Указ о престол онаследии, по которому император сам назначал себе наследника.
Здравствуйте.
Пожалуйста, очень срочно, как правильно называется Г(г)осударство(-)Г(г)город Ватикан?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Согласно «Общероссийскому классификатору стран мира» официальное название: Папский Престол (Государство-город Ватикан). В обиходной устной и письменной речи, при неофициальном употреблении обычно используется только слово Ватикан.
Ответ справочной службы русского языка
Валерий, спасибо за дельное и обстоятельное замечание.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Да, по-русски так не говорят. Но по-церковнославянски – возможно, ср.: предстать пред лице Божие.
Может быть, поэтому жители Перво престол ьной не жалуют работу частного охранника. Верно ли написание?
Ответ справочной службы русского языка
Объясните, пожалуйста, значение словосочетания марганотический брак?
Ответ справочной службы русского языка
Поиск ответа
Вопрос № 254404 |
Здравствуйте.
Материал, из которого изготовлен сувенир, является разработкой современных ученых.
Правильно ли употребление слова «является».
Один известный журналист не раз подчеркивал, что «являться может только святой Серафим», чем сбил меня с толку.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Сформулируйте, пожалуйста, Ваш вопрос.
Здравствуйте! Разрешите, пожалуйста, наше нудоумение. Записываем аудиокнигу и часто употребляется слово «догмат. На слух слово дОгмат слушается как-то неприятно. Нет ли вариантов говорить догмАт.
Заранее спасибо!
Сам отрывок книги С.И.Фуделя «У стен церкви»
. Через таинственное соучастие в Теле Богочеловека тело всякого человека входит в лучи Вечности, становится нетленным. Догмат об истинности Боговоплощения, об истинности человеческой плоти второго Лица Святой Троицы есть утверждение целостности спасения, т.е. преображения всего человека в Бога по благодати. И этот же догмат есть основание догмата о Софии – это воплотившееся Слово Божие, Бог в твари. Божественное в тварности, это одновременно и человеческая природа Бога, и Церковь как тварное Тело Божие. Непонимание Софии есть непонимание нераздельности человеческой природы Христа от Его природы Божественной.
Ответ справочной службы русского языка
Вариантов нет, правильно только д о гмат.
1. С праздником Святой Пасхи!
2. С Праздником Святой Пасхи!
3. С праздником святой Пасхи!
Ответ справочной службы русского языка
Святой Николай-Угодник или Николай Угодник?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Задаем вопрос уже второй раз. В словаре православной лексики дается написание названиий храмов со словами «в честь» и «во имя». А как будет писаться название храмов без этих слов, например храм (С)святого Симеона Верхотурского? Понимаем, что это не очень корректно, но часто написание в редакторских текстах именно такое, да и место на полосах, чтобы вписать «во имя», не всегда есть.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Прозвища пишутся с большой буквы: Эдуард Святой (обычно прозвище стоит после имени), но святой Эдуард (о канонизированном церковью святом).
Касательно вашего ответа на вопрос про День святого Валентина: на основании какого именно правила следует писать слово « святой » со строчной, если слово предшествует собственному имени?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Конечно же, _извини, извинять_ пишется через _и_.
Что означает первая часть слова в названии города Санкт-Петербург?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: призывать Святой Дух, стяжать Святой Дух, символизировать Святой Дух.
Добрый день: Правильно ли сформулировано предложение? В Ригу привезены мощи одной из самых почитаемых католических святых – святой Терезы. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой _.
Как правильно писать: День святого Валентина или День Святого Валентина? (слово » святой » с прописной или строчной буквы?) В прессе встречаются оба варианта
Ответ справочной службы русского языка